Письменность древних тюрков план урока

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План урока

ФИО учителя:

Участвовали:

Не участвовали:

Письменность древних тюрков (2 час)

Цели обучения, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)

6.2.3.1 – объяснять значение древнетюркской письменности

Какие источники повествуют о политике Билге кагана и Культегина по укреплению государства?

Все: запоминают истоки и особенности возникновения письменности у тюрковобъясняют значение древнетюркской письменности

Некоторые: оценивают значение древнетюркской письменности

Уровень мыслительных навыков

Критерии оценивания

Определяют значение древнетюркской письменности

Языковые задачи

Понятия: стела, руническая письменность, эпитафии

Формирование навыков: слушание, говорения, навыки письма, навыки чтения через задания

Воспитание ценностей

Общность истории, культуры и языка

Межпредметная связь

Казахская литература, география

Предыдущие знания

Письменность древних тюрков

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок:

Начало урока 10 мин

Актуализация знаний.

Простые вопросы —"Что появилось на нашей территории в середине первого тысячелетия до нашей эры ?" (древнетюркская письменность),

"Когда древняя тюркская письменность появилась на нашей территории Казахстана ?" (в середине первого тысячелетия до нашей эры),

"Где появилась древняя тюркская письменность ?"(на территории Казахстана),

"Как использовали древнетюрксукую письменность ?" (в качестве средства общения между собой).

2. Уточняющие вопросы. "То есть ты говоришь, что памятниками древнетюркской письменности являются тексты в честь Бильге-кагана, Кюль-Тегина ?" (Да),

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. "Почему значительную роль древнетюркская письменность играла во дворце кагана ?" ( Ею пользо­вались каждодневно советни­ки, послы, счетные работники кагана и другие )

4. Творческие вопросы. "Что изменилось бы если во время установления дипломатических отношений между Западнотюркским каганатом и Византией тюрк­ские посланники не доставили послание, написанное скифским пись­мом " (не существовала древнетюркская письменность)

5. Оценочные вопросы. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?",

6. Практические вопросы. "Как можно применить особенности древнетюркской письменности в развитии тюркских государств в VI-IX веках?"

Презентация на тему: " ТЮРКСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ «. Культурный вес, цена этих каменных памятников дороже любого золота, любой драгоценности, они бесценны. Наш долг сохранить эти." — Транскрипт:

3 Одна из древних письменностей, возникшая в Согдиане. Произошло из восходящей к арамейскому письму сирийской письменности. Первоначально использовалось для записи согдийского языка, принадлежащего к иранской языковой группе, впоследствии была адаптирована для древнеуйгурского и других восточно тюркских языков. В целом была вытеснена различными вариантами арабского алфавита после обращения использовавших ее народов в ислам. Согдийская письменность использовалась для записи религиозных (буддистских, манихейских, несторианских и зороастрийских), а также светских текстов писем, законодательных актов, надписей на монетах. На согдийском языке тексты писались справа налево. Модификацией согдийского является старо уйгурское письмо, заимствованное монголами и породившее ряд вариантов, включая старо монгольскую и маньчжурскуюписьменности. СОГДИЙСКОЕ ПИСЬМО

4 ГИПОТЕЗЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТЮРКСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ ОТ: (A) ИДЕОГРАФИИ (B) АРАМЕЙСКОГО ПИСЬМА

7 ПОЯВЛЕНИЕ ТЮРКОЛОГИИ В гг. русские экспедиции открыли и дешифровали на Орхоне письмена Бильге и Кюль-Тегина. В 1889 г. сибирский краевед Н.М. Ядринцев, друг Ч. Валиханова, с помощью местных жителей в северной Монголии в верховьях Орхона (в 400 км западнее Улан-Батора) нашел две каменные рунические стелы (эпитафии) увенчанные драконами в честь Кюль-Тегина и его старшего брата и зятя Тонъюкока императора Бильге-Кагана. Надписи выполнены на китайском и тюркском. Надписи изучали в 1890 г. финские и в 1891 г. русские учёные (В.Радлов). Финны изучали, потому что думали, что их предки пришли из Центральной Азии. В.Радлов перевел и прочел первым надписи в гг. НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ЯДРИНЦЕВ - сибирский публицист, писатель и общественный деятель, исследователь Сибири и Центральной Азии, один из основоположников сибирского областничества, первооткрыватель древнетюркских памятников на реке Орхон, столицы Чингисхана Каракорума и Орду-Балыка столицы Уйгурского каганата в Монголии.

9 ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЮДВИГ ПЕТЕР ТОМСЕН ( ) Датский лингвист и историк, профессор, иностранный член-корреспондент Российской Академии наук (с 1894). Автор трудов по истории индоевропейских, прибалтийско-финских и тюркских языков, по этрусскому языку, а также по истории языкознания и истории Европы. Наиболее известен дешифровкой орхоно-енисейских надписей. Первенство в дешифровке принадлежит именно В. Томсену, объявившему в 1893 об окончательной дешифровке письменности. С этих научных поисков и исследований была основана наука тюркология.

11 СИСТЕМА ПИСЬМА Алфавит классического периода (VIII в. н. э.) в орхонской разновидности состоял из 35 (38) букв и слово разделительного знака. Направление письма горизонтальное, справа налево. Словоразделительный знак ставится между словами, конец предложения не отбивается. Алфавитный порядок неизвестен. Древнетюркское руническое письмо буквенная (не слоговая) система.


Цели урока: Сформировать знания о первых государствах средневековья на территории Казахстана.

Задачи:

Развивающая: Развитие исторических понятий, применение имеющихся знаний.

Воспитательная: Воспитание казахстанского патриотизма.

Тип урока: Комбинированный.

Методы обучения: Словесные, исследовательские ( слово учителя, работа с учебником) .

Ход урока:

2. Проверка Д/З (индивидуальный опрос)

3. Обобщение пройденного, подготовка к восприятию н. м.

Каган Бумын основал первое тюркское государство. Он объединил кочевников под знамёна Тюркского каганата.

2. Занятия и быт народов кагана.

4. Верования древних тюрок.

5. Древнетюркские письмена. Надписи кагана Бильге, Культегина, Тоньюкока

6 Руническое письмо

Урок истории Древние тюрки на территории Казахстана

В 552-555г жужане были разбиты тюрками при помоши племени теле. Так в горах Алтая возникла империя – Тюркский каганат (552-744) . Бумын принимает титул кагана в 552г. После правление кагана Караеске (552-553) —каган Мукан (553-572) .

Племена: киргизы, кипчаки, Огузы, авары, кидане, каи

7 в. разделение каганата на 2 части: Зап (Каз-н и Ср Азия, оседлый обр жизни+землед, торговля и ремесло) и Вост(усилился при каганх Бильге и Култегине) -кочев обр жизни

Занятие: скотоводство, земледелие, торговля, ремесло

Поклонение: горам, озерам, рекам, змее и волку

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

Урок № 8. Дата ________________

Тема: Древние тюрки на территории Казахстана.

Цели урока: Сформировать знания о первых государствах средневековья на территории Казахстана.

Развивающая: Развитие исторических понятий, применение имеющихся знаний.

Воспитательная: Воспитание казахстанского патриотизма.

Тип урока: Комбинированный.

Методы обучения: Словесные, исследовательские ( слово учителя, работа с учебником).

Ход урока: 1. Орг. момент.

2. Проверка Д/З (индивидуальный опрос)

3. Обобщение пройденного, подготовка к восприятию н.м.

Каган Бумын основал первое тюркское государство. Он объединил кочевников под знамёна Тюркского каганата.

2. Занятия и быт народов кагана.

4.Верования древних тюрок.

5. Древнетюркские письмена. Надписи кагана Бильге, Культегина, Тоньюкока

6 Руническое письмо

В 552-555г жужане были разбиты тюрками при помоши племени теле. Так в горах Алтая возникла империя – Тюркский каганат (552-744). Бумын принимает титул кагана в 552г. После правление кагана Караеске (552-553)—каган Мукан (553-572).

Племена: киргизы, кипчаки, Огузы, авары, кидане, каи

7 в. разделение каганата на 2 части: Зап (Каз-н и Ср Азия, оседлый обр жизни+землед, торговля и ремесло) и Вост(усилился при каганх Бильге и Култегине)-кочев обр жизни

Занятие: скотоводство, земледелие, торговля, ремесло

Поклонение: горам, озерам, рекам, змее и волку

До середины 6 в

6 – середина 7 века

Первое упоминание этнонима тюрк в кит источниках

Появление тюрков в Средней Азии

Тюрки под властью жужаней

Поражение жужаней от тюрков

Бумын основывает каганат и получаеи титул кагана

Правление кагана Караеске

Годы правления кагана Мукана

Разделение каганата на Зап и Вост

Создание торговых факторий в Жетысу, воточном Туркестане, Джунгарии, Южной Сибири при покровительстве тюрков

Большая часть Азии находится под влстью Западного и восточного каганатов

Вторжение арабов в Присырдарьинский регион

Распространение буддизма, манихейства, христианства в среде тюрков

Т.о. Самые замечательные среди всех перечисленных этих памятников – это надписи в честь кагана Бильге, его брата, полководца Культегина, и советника в Тюркском каганате Тоныкока, датирумые 732-735гг.

Т КЮ ДРМ КО КВ АН ГР АП НЛ БЫ УТ М БЫЮ НГ АЙ ШМ ИФ НО АЧ Т ЯА ЮТГ ЖЗ УЙ ЖЦ АУ НК ЕЕ Ж НЕГ ТШ ЫЩ СЗ У ХДЪ РФ ЕЫ В ВНА ЕА ТП ЮР РО К ЛСД КЖ ЭИ ЯИЧ КС АМ ШИ ГТ А ЬРБ И ЮКЙ УЦ ЛУ ЬК ТЕ ЕН ГГ ИШ Н

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок истории Казахстана и самопознания. Урок построен в соответствии с ГОСО; в интеграции с НДО; введением трехязычия; в неразрывной связи с Национальной идеей "Мәнгілік Ел" и программой "Рухани жаңғыру"

Интегрированный урок истории Казахстана и самопознания

Тема урока: Язык и письменность

в соответствии с ГОСО;

в интеграции с НДО;

Цель урока: Формирование знаний и умений учащихся в изучении особенностей развития письменности у народов, населявших территорию Казахстана;

Задачи урока:

Содействовать развитию навыков критического мышления в группе и при самостоятельной работе с информацией;

Способствовать активации навыков исследования, творческой активности, умений обобщать приобретенные знания

Тип урока:комбинированный

Методы: групповая работа, мозговой штурм.

Оборудование: цитаты, интерактивная доска, раздаточный материал

Ценность: истина в любви через призму общечеловеческих ценностей.

5 жалпыадамзаттық құндылықтар:

Ақиқат, Дұрыс әрекет, Сүйіспеншілік,

Ішкі тыныштық, Қиянат жасамау

5 общечеловеческих ценностей:

Истина, Праведное поведение, Внутренний покой, Любовь, Ненасилие

Truth, Right conduct, Inner Peace, Love, Non-violence

Без слов, без письменности и без книг

не было бы никакой истории,

и не может быть никакого понятия

о человечестве.

Герман Гессе

I.Организационный момент. Приветствие:

Добрый день! Я приветствую всех участников нашего урока. Возьмите, пожалуйста, друг друга за руки и мысленно пожелайте удачи, позитива и продуктивной работы на уроке.

II.Актуализация. Учитель – Я предлагаю сейчас провести небольшую разминку.

У вас на партах есть таблички с заданием, где вам необходимо все данные привести в соответствие.

Определения

Вера в способность воздействия на человека, природу с помощью специальных обрядов

Основы религии заложил жрец Заратуштра.

Пришло с запада на восток. Первоначально представлено несторианским направлением

Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественные силы

Вера в сверхъестественную связь человека с животным.

Не соответствовало образу жизни и хозяйственной деятельности на территории казахстана

В нем заключена космическая сила, законам которой подчиняется все живое и неживое на земле и на небе.

Два основных направления: суннизм и шиизм

Пользовался популярностью в аристократической тюркской среде

Вера в одушевленность предметов


-Первая группа закончившая задание поднимает цветной стикер. На прошлом уроке мы с вами изучили эти религии и верования и пришли к выводу…..Ответы (Что они являются духовным наследием нашего народа и оставили огромный след в развитии духовности и нравственности жителей нашего государства)

- Хорошо, молодцы!. А в продолжении нашего урока, я хочу процитировать Джеймса Брэстеда:

- В чем смысл этого высказывания? Ответы.

III. Новая тема. - Я предлагаю вам на стикерах записать факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока и мы поместим их в Корзину идей.


В ходе нашего исследования, мы соберем эти идеи в единое целое. Обсудите между собой и закрепите те идеи на стикерах, которые не повторяются.

Смотрите как много информации мы имеем о развитии языка и письменности на территории Казахстана.

Язык и письменность неразрывно связаны между собой. История каждого народа формируется непосредственно в связи с письменным языком, и уровни всех духовных и материальных ценностей определяются культурой, и поэтому история письма рассматривается как один из ключевых отраслей общечеловеческих ценностей в истории развития общества.


- По мнению большинства ученых, письменность у народов, населявших территорию Казахстана, появилась в сакскую эпоху. Так ли это?

1 группа. Появление древнего письма в сакскую эпоху. Какие ценности отражены в надписи на серебряной чаше из Иссыкского кургана?

- В раннее средневековье на территории Казахстана было распространено тюркское руническое письмо.


2 группа. Особенности тюркского рунического письма. Что хотели донести потомкам авторы памятников Культегина, Бильге кагана и Тоньюкука.

- На арабском языке написаны самые известные научные и философские произведения восточных мыслителей средневековья.


3 группа. Арабская письменность в средневековом Казахстане. Какую роль сыграла арабская письменность в духовном развитии Казахстана?


Вы показали себя полиглотами. А существует ли язык, который объединяет всех, не зависимо от национальной принадлежности? – Язык сердца. Почему так важен этот язык? – Только благодаря этому языку мы придем к истине с Любовью.

- Разнообразные языки и письменности на нашем Земном шаре дают нам представление о развитии человеческого общества, духовной и нравственной культуры еще за многие столетия до нашего рождения.


VI.Рефлексия.

VII.Оценивание.

VIII.Д/з: параграф 38, Написать послание потомкам тюркским руническим письмом

1 группа. Появление древнего письма в сакскую эпоху. Какие ценности отражены в надписи на серебряной чаше из Иссыкского кургана?

Ф. Х. Арсланова в 1960 г. начала раскопочные работы на правом берегу Иртыша. Исследовав могильник вБоровом, в Павлодарской области, археологи единодушно относят его к V—IV вв. до н. э., к эпохе саков: хранящие тайны времен различные изделия, останки батыра и его коня, оружие и костяной амулет.

Костяной амулет вырезан в виде фигурки оленя. На одной его стороне высечены древнетюркские рунические символы, которые мы прочитали справа налево как “Аксыкын” — белый.

Руника на амулете доказывает, что у предков тюркоязычных племен — саков — был алфавит, и опровергает утверждение о том, что рунический алфавит кочевых племен Южной Сибири и Казахстана появился только в V в.

Казахстанец М. С. Мердиев вел раскопки в 1960 г. на Шардаре и обнаружил брошь из глины, похожую на печать из старой стоянки Актобе. С одной стороны брошь гладкая, а на другой стороне после обжига высечены древнетюркские рунические надписи. При прочтении справа налево оказалось, что там написано: “Тігітас. Те алпас”, что означает: “Династия ханов, наденьте (брошь). Возьми и надень (Кучиген, или великан Каракус)”.

В 1970 г. в горах Или у города Иссыка был раскопан большой могильник сакского периода (V — IV вв. до н. э.). Раскопками руководил К. А. Акишев. В мавзолее обнаружили останки воина, облаченного в золото, шлем, меч и ножны из золота, различную посуду и серебряную чашу с загадочными руническими надписями. С внешней стороны чаши написаны 26 рунических символов в два ряда. Во-первых, эти символы напоминают древнетюркские рунические символы; во-вторых, схожи с древними алфавитными символами Средиземноморья (особенно древнегреческого и арамейского).

Справа налево на древнетюркском прочитали как “Ага, сана о чук! Без, чок! Букуничре а зук. ”, что в переводе: “Ага, тебе (этот) очаг! Чужой (человек из другой страны), преклони колени! (Да будет) сытым народ!” Эта древнетюркская надпись сакского периода означает, во-первых, что пока человек живет на этом свете, он нуждается в пище, во-вторых, народ решился победить врагов; в-третьих, желание народа жить в благополучии и довольстве. Особая ценность этой надписи в том, что она доказывает, что саки Казахстана использовали древнетюркский язык. Также эти письма выявили, что утверждение, будто у ранних кочевников Казахстана не было письменности, безосновательно, и подтвердили, что 2500 лет назад тюркские племена знали алфавит и использовали его.

2 группа. Особенности тюркского рунического письма. Что хотели донести до потомков авторы памятников Культегина, Бильге кагана и Тоньюкука?

В 1893 году датский лингвист Вильгельм Томсен правильно определил значение древнетюркских рунических знаков. Первым делом он установил направление письма: оказалось, что чтение знаков его идет не слева направо, а справа налево. Затем датский ученый подсчитал число различных знаков, употреблявшихся в орхоно-енисейском письме. Оно равнялось 38 — и на основании этого Томсен предположил, что здесь мы имеем дело с алфавитным письмом, однако тут могут встречаться и слоговые знаки (для чисто слогового письма знаков слишком мало, а для алфавита — слишком много). А в 1894 году известный тюрколог, академик В. Радлов по методу В.Томсена расшифровал памятник Култегина.

С.Е.Малов. памятники древнетюркской письменности. Памятник в честь Кюль-тегина.

да будет (ко мне) Небо благосклонно, — так как на моей стороне было счастье и удача, то я поднял (т.е. призвал) к жизни готовый погибнуть народ, снабдил платьем нагой народ, сделал богатым неимущий народ, сделал многочисленным малочисленный народ. Там, где верные племенные союзы и верные каганы, я творил добро (т.е. действовал справедливо и милостливо). Живущие по четырём углам (т.е. странам света)

3 группа. Арабская письменность в средневековом Казахстане. Какую роль сыграла арабская письменность в духовном развитии Казахстана?

Точно датировать начало распространения арабской письменности на территории Казахстана очень сложно. Однако, возможно точно определить основную первопричину применения арабской вязи – распространение Ислама. Знаковым событием истории Ислама в регионе стала Таласская битва, датируемая 751 г., в ходе которой мусульманское войско совместно с тюрками нанесло поражение армии китайской династии Тан.

Арабская вязь, как и руника не особо жалующая гласные звуки, была весьма удобна при чтении тюркских текстов различными этническими группами.

Читайте также: