Пинский б и психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы

Обновлено: 05.07.2024

В России умственно отсталых детей стали отделять от психически боль­ных, пытаться воспитывать и обучать, изучать и корригировать их недостатки в середине XIX в. В начале это делали врачи-психиатры в клиниках, потом к ним присоединились педагоги и психологи.

Сравнительный харак­тер исследования позволил Г. Я. Трошину увидеть у сопоставляемых категорий детей ряд общих черт, а также определить особенности, присущие умственно отсталым. Им были выдвинуты интересные положения, не потерявшие своей значи­мости и в наши дни. К их числу относятся утверждения о возможностях разно­планового развития умственно отсталых детей и об общности основных законо­мерностей, по которым осуществляется развитие нормального и умственно от­сталого ребенка.

Дальнейшее интенсивное изучение психологии умственно отсталых в России осуществлялось преимущественно в лаборатории специальной психологии Научно-практического института специальных школ и детских домов Нарком­ проса РСФСР, созданной в 1929 г. в Москве. В этой лаборатории проводились сопоставительные исследования, охватывавшие умственно отсталых, глухих и нормально развивающихся учащихся различных школьных возрастов.

С первых лет организации лаборатории ее ведущие сотрудники Л. С. Вы­ готский, Л. В. Занков, И. М. Соловьев стали интенсивно разрабатывать теоре­тические основы олигофренопсихологии, создавать оригинальные методики и накапливать фактический материал. В эти годы Л. С. Выготским был сформу­лирован ряд главнейших положений, отражающих закономерности психическо­го развития аномального ребенка.

К их числу относятся:

  • утверждение о системности строения психики человека, в силу чего нару­шение одного из звеньев существенно изменяет функционирование всей систе­мы;
  • выделение зон актуального и ближайшего развития ребенка;
  • утверждение идентичности основных факторов, обусловливающих развитие нормальных и аномальных детей;
  • выделение в развитии аномального ребенка первичных и вторичных откло­нений и соответственно определение важнейших направлений коррекционной учебно-воспитательной работы с каждым учеником;
  • утверждение об изменении у ребенка при умственной отсталости соотно­шения между его интеллектом и аффектом.

Молодыми сотрудниками лаборатории и аспирантами которые работали под непосредственным руководством уже приобретших известность психологов Л. В. Занко­ ва и И. М. Соловьева, были проведены экспериментальные исследования пре­имущественно познавательной деятельности и в некоторой мере – личности умственно отсталых учащихся.

Эти исследования предполагали выявление не только недостатков детей, но и потенциальных возможностей их развития. Изу­чались вербальная и образная память школьников, особенности их речи, влия­ние мотивационных моментов на протекание психических процессов, а также феномен так называемого психического насыщения.

Работавший там до 1955 г. Л. В. Занков расширил тематику своих исследо­ваний. В сферу внимания сотрудников лаборатории вошло рассмотрение со­става учащихся младших классов специальной школы для умственно отсталых детей. С группой психологов (Г. М. Дульнев, Б. И. Пинский, М. П. Феофанов) было осуществлено лонгитюдное изучение индивидуальных и типологических особенностей учеников, прослежено их продвижение и проанализированы полученные данные.

Результаты проведенных исследований позволили ученым поставить вопрос о необходимости разрабатывать дифференциальную диагно­стику, направленную на своевременное отделение умственно отсталых детей от социально и педагогически запущенных и характеризующихся задержкой психического развития, а также от имеющих специфические речевые и сенсор­ные отклонения.

В эти же годы под руководством Л. В. Занкова проходило изучение психо­лого-педагогической проблемы взаимодействия слова учителя и средств на­глядности при организации процесса обучения и воспитания умственно отста­лых детей в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (Б. И. Пинский, В. Г. Петрова).

В последующие годы, когда лабораторией руководила Ж. И. Шиф, продол­жилось изучение проблем, ранее привлекавших к себе внимание исследова­телей, – мышления, речи, памяти, зрительного восприятия (Ж. И. Шиф, В. Г. Петрова, И. В. Белякова, В. А. Сумарокова и др.), а также стали проводиться исследования личностных особенностей умственно отсталых детей.

Было осуществлено разностороннее рассмотрение особенностей деятель­ ности учащихся специальной школы VIII вида. Отдельно был выделен вопрос о соотношении практической и умственной деятельности детей-олигофренов (В. Г. Петрова). Особенно тщательно изучалась трудовая деятельность и ее влия­ ние на формирование положительных черт личности умственно отсталых уче­ ников (Г. М. Дульнев, Б. И. Пинский).

В 1960-е и более поздние годы серьезное внимание уделялось широкой пропаганде знаний об особенностях психики умственно отсталых детей, о воз­можностях их развития. В специальных (коррекционных) общеобразователь­ных школах VIII вида организовывались семинары, на которых учителя анали­зировали содержание вышедших книг и статей, опубликованных в журнале

В течение 1975– 1997 гг. лаборатория, руководимая В. Г. Петровой, разра­батывала принятый ранее круг проблем. Однако исследовались и новые вопро­сы: велось изучение умственно отсталых подростков с трудностями поведения (Г. Г. Запрягаев), изучались проблемы внимания (С. В. Лиепинь), работоспособ­ности (О. В. Романенко).

Кроме сотрудников лаборатории в Институте дефектологии проблемами психологии умственно отсталых детей занимались психологи других подразде­лений. Изучались особенности интересов и их формирование у учеников спе­циальной (коррекционной) школы VIII вида (Н. Г. Морозова и ее сотрудники). Была разработана получившая признание специалистов классификация детей-олигофренов (М. С. Певзнер).

Проводилось многоаспектное исследование высшей нервной деятельности умственно отсталых детей различных возрастов, результаты которого послужи­ли теоретической базой для новых шагов в рассмотрении проблемы умствен­ной отсталости, а также для обоснования нейропсихологического обследова­ния дошкольников и школьников, что имело большое значение для совершен­ствования отбора учеников в школу для умственно отсталых детей.

Напомним, что тестовое обследование детей многие годы в России не проводилось. Определенное внимание уделялось изучению речи и памяти учащихся (А. Р. Лурия, В. И. Лубовский, А. И. Мещеряков, Н. П. Парамонова, Е. Н. Марциновская и др.).

В поле зрения исследователей находилась и проблема дифференциаль­ной диагностики, отграничения умственной отсталости от задержки психическо­го развития и других, внешне сходных с олигофренией проявлений (Т. А. Вла­сова, В. И. Лубовский).

В других городах России изучалось формирование у школьников различ­ ных свойств мыслительной деятельности (Ю. Т. Матасов), развитие у них вер­ бального общения (О. К. Агавелян).

Ряд работ, имеющих существенное значение для становления олигофре­нопсихологии, был выполнен психологами республик, ранее входивших в Со­ етский Союз. Эти специалисты пристально изучали осязательное восприятие умственно отсталых учащихся (Р. Каффеманас), своеобразие памяти и внима­ния детей, различающихся структурой дефекта (А. В. Григонис, С. В. Лиепинь), развитие мышления (Н. М. Стадненко, Т. А. Процко), понимание учащимися различным образом сформулированных заданий, формирование положитель­ных черт личности у школьников (Ж. И. Намазбаева).

Таким образом, развитие психологии умственно отсталого ребенка как осо­бой отрасли психологической науки шло в различных направлениях. Расширял­ся возрастной контингент испытуемых за счет привлечения детей дошкольного возраста. Становилась более разнообразной тематика исследований.

Усилия психологов направлялись прежде всего на изучение личностных особенностей детей, их эстетического развития, на установление возможностей их интегра­ции в окружающую среду, на разработку проблем практической и трудовой дея­тельности, дифференциальной диагностики, вопросов психологической службы в специальных учебных заведениях.

Одной из важнейших задач вспомогательной школы является подготовка учащихся к общественно полезной трудовой деятельности. Как и массовая школа, вспомогательная школа призвана уделять большое внимание развитию у учащихся правильного отношения к труду, вырабатывать необходимые навыки и умения.

При обучении умственно отсталых школьников труду учитель сталкивается с целым рядом трудностей, обусловленных особенностями их психического развития. Недостаточное развитие психических процессов, практических навыков и умений, особенности строения и мотивации деятельности — все это вызывает необходимость в проведении специальной коррекционно-воспитательной работы, направленной на преодоление недостатков психического развития умственно отсталого школьника. Без такой работы нельзя успешно обучать умственно отсталых школьников труду.

В этой связи особую актуальность приобретает изучение психологии трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. Для того чтобы обучение учащихся вспомогательной школы труду было успешным, необходимо знать, какими особенностями характеризуется их трудовая деятельность и каковы пути преодоления присущих ей недостатков.

Как показал психологический анализ, недостатки трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы имеют своей основой не только особенности их психического развития, происходящего в аномальных условиях, но и недооценку важности развития познавательных способностей, способов и мотивов деятельности в процессе обучения труду.

В соответствии с только что сказанным мы видим свою задачу не только в том, чтобы показать, какими особенностями характеризуется трудовая деятельность учащихся вспомогательной школы, но и в том, чтобы выяснить условия развития ее познавательных компонентов и пути формирования правильного отношения к труду.

Книга состоит из шести глав. Глава I посвящена изложению состояния проблемы психологии труда и раскрытию особенностей трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. Значительное внимание в ней уделяется общей характеристике личности умственно отсталых школьников и роли труда в ее развитии, особенностям развития трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. Предметом специального рассмотрения является вопрос соединения трудового обучения с коррекционно-воспитательной работой; направленной на развитие у учащихся вспомогательной школы интеллектуальных умений, целенаправленных способов деятельности, и вопрос о роли практических действий учащихся в их умственном развитии.

Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников

Проблема психологии труда. Общая характеристика трудовой деятельности умственно отсталых школьников
Планирование трудовой деятельности и его особенности у учащихся вспомогательной школы
Самоконтроль в процессе трудовой деятельности и его особенности у учащихся вспомогательной школы
Перенос прошлого опыта и его особенности у учащихся вспомогательной школы
Влияние мотивов трудовой деятельности на ее выполнение учащимися вспомогательной школы
Об изучении учащихся вспомогательной школы в процессе трудового обучения и воспитания

Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников

  • формат htm
  • размер 190.73 КБ
  • добавлен 25 октября 2009 г.

М. , 2002. - 160 c. В учебном пособии обобщены результаты многолетних, преимущественно отечественных исследований, освещающие психологические особенности познавательной деятельности и личности школьников с недостатками умственного развития.rn

Виноградова А.Д., Липецкая Е.И. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка

  • формат doc
  • размер 746 КБ
  • добавлен 07 мая 2009 г.

Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2111 "Дефектология". М.: Просвещение, 1985. —144 с. В пособии дается краткое описание особенностей психического развития умственно отсталых детей. Излагается содержание семинарских и лабораторных занятий по психологии умственно отсталого ребенка. Книга рассчитана на студентов дефектологических факультетов педагогических институтов, а также на учителей вспомогательных школ.

Доклад - Особенности коллектива умственно отсталых школьников

  • формат doc
  • размер 43 КБ
  • добавлен 12 июня 2011 г.

Землянкина Е.Д. Особенности эмпатии умственно отсталых школьников с психопатоподобным поведением

  • формат pdf, doc
  • размер 295.79 КБ
  • добавлен 15 апреля 2011 г.

- Санкт-Петербург, - РГПУ, - 2009, – 20 стр. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Специальность: 19.00.10. - коррекционная психология. (На правах рукописи). Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Матасов Ю. Т. Аннотация. Объект исследования - психическая сфера умственно отсталых школьников с психопатоподобным поведением. Предмет исследования - специфика эмпатии умственно отс.

Контрольная работа - Особенности памяти умственно отсталых детей

  • формат doc
  • размер 96.5 КБ
  • добавлен 09 января 2011 г.

В контрольной работе раскрыты такие темы как Особенности мнемической деятельности, Процесс запоминания, Воспроизведение, Представление, Особенности памяти у умственно отсталых детей с различной структурой дефекта

Курсовая работа - Психологические особенности представлений умственно отсталых детей об окружающем мире

  • формат rtf
  • размер 306.05 КБ
  • добавлен 06 апреля 2010 г.

Содержание. Введение. Психологические особенности представлений умственно отсталых детей об окружающем мире. Особенности психического развития умственно отсталых детей. Представление умственно отсталого ребенка о себе как субъекте познания окружающего мира. Представления умственно отсталого ребёнка о природе. Коррекционная работа по развитию представлений умственно отсталых детей об окружающем мире. Основные приемы коррекции представлений умствен.

Курсовая работа - Теоретический анализ диагностических и коррекционных методов формирования познавательной мотивации у умственно отсталых школьников

  • формат doc
  • размер 31.68 КБ
  • добавлен 12 января 2010 г.

Особенности формирования познавательной мотивации умственно отсталых школьников. Диагностические и коррекционные методы формирования познавательной мотивации умственно отсталых школьников. Методы диагностики психического развития и уровня сформированности познавательной мотивации. Коррекционно-педагогическая работа по формированию познавательной мотивации. Готовая курсовая работа - 32 страницы, защита в 2009 г.

Курсовая работа - Формирование личности умственно отсталых детей младшего школьного возраста

  • формат doc
  • размер 263.5 КБ
  • добавлен 25 апреля 2010 г.

Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия Институт психолого-педагогического образования Кафедра возрастной педагогики Формирование личности умственно отсталых детей младшего школьного возраста Исполнитель: Потапова Надежда Александровна студентка 34 группы дневного отделения ИППО г. Нижний Тагил 2009год Содержание: Введение Глава 1. Теоретические основы формирования личности умственно отсталых детей младшего школьного в.

Презентация - Особенности мышления умственно отсталых детей

  • формат ppt
  • размер 906 КБ
  • добавлен 04 ноября 2010 г.

Содержание: Понятие мышления. Особенности мышления. Виды мышления. Операции мышления. Ученые, занимающиеся исследованием процесса мышления у лиц с умственной отсталостью. Причины нарушения развития мышления у умственно отсталых детей. Наглядно-действенное мышление. Наглядно-образное мышление. Словесно-логическое мышление. Методики исследования мышления (исключение предметов, сравнение понятий, последовательность событий). Мурманский государственн.

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника

  • формат doc
  • размер 250.97 КБ
  • добавлен 12 мая 2009 г.

В России умственно отсталых детей стали отделять от психически боль­ных, пытаться воспитывать и обучать, изучать и корригировать их недостатки в середине XIX в. В начале это делали врачи-психиатры в клиниках, потом к ним присоединились педагоги и психологи.

Сравнительный харак­тер исследования позволил Г. Я. Трошину увидеть у сопоставляемых категорий детей ряд общих черт, а также определить особенности, присущие умственно отсталым. Им были выдвинуты интересные положения, не потерявшие своей значи­мости и в наши дни. К их числу относятся утверждения о возможностях разно­планового развития умственно отсталых детей и об общности основных законо­мерностей, по которым осуществляется развитие нормального и умственно от­сталого ребенка.

Дальнейшее интенсивное изучение психологии умственно отсталых в России осуществлялось преимущественно в лаборатории специальной психологии Научно-практического института специальных школ и детских домов Нарком­ проса РСФСР, созданной в 1929 г. в Москве. В этой лаборатории проводились сопоставительные исследования, охватывавшие умственно отсталых, глухих и нормально развивающихся учащихся различных школьных возрастов.

С первых лет организации лаборатории ее ведущие сотрудники Л. С. Вы­ готский, Л. В. Занков, И. М. Соловьев стали интенсивно разрабатывать теоре­тические основы олигофренопсихологии, создавать оригинальные методики и накапливать фактический материал. В эти годы Л. С. Выготским был сформу­лирован ряд главнейших положений, отражающих закономерности психическо­го развития аномального ребенка.

К их числу относятся:

  • утверждение о системности строения психики человека, в силу чего нару­шение одного из звеньев существенно изменяет функционирование всей систе­мы;
  • выделение зон актуального и ближайшего развития ребенка;
  • утверждение идентичности основных факторов, обусловливающих развитие нормальных и аномальных детей;
  • выделение в развитии аномального ребенка первичных и вторичных откло­нений и соответственно определение важнейших направлений коррекционной учебно-воспитательной работы с каждым учеником;
  • утверждение об изменении у ребенка при умственной отсталости соотно­шения между его интеллектом и аффектом.

Молодыми сотрудниками лаборатории и аспирантами которые работали под непосредственным руководством уже приобретших известность психологов Л. В. Занко­ ва и И. М. Соловьева, были проведены экспериментальные исследования пре­имущественно познавательной деятельности и в некоторой мере – личности умственно отсталых учащихся.

Эти исследования предполагали выявление не только недостатков детей, но и потенциальных возможностей их развития. Изу­чались вербальная и образная память школьников, особенности их речи, влия­ние мотивационных моментов на протекание психических процессов, а также феномен так называемого психического насыщения.

Работавший там до 1955 г. Л. В. Занков расширил тематику своих исследо­ваний. В сферу внимания сотрудников лаборатории вошло рассмотрение со­става учащихся младших классов специальной школы для умственно отсталых детей. С группой психологов (Г. М. Дульнев, Б. И. Пинский, М. П. Феофанов) было осуществлено лонгитюдное изучение индивидуальных и типологических особенностей учеников, прослежено их продвижение и проанализированы полученные данные.

Результаты проведенных исследований позволили ученым поставить вопрос о необходимости разрабатывать дифференциальную диагно­стику, направленную на своевременное отделение умственно отсталых детей от социально и педагогически запущенных и характеризующихся задержкой психического развития, а также от имеющих специфические речевые и сенсор­ные отклонения.

В эти же годы под руководством Л. В. Занкова проходило изучение психо­лого-педагогической проблемы взаимодействия слова учителя и средств на­глядности при организации процесса обучения и воспитания умственно отста­лых детей в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (Б. И. Пинский, В. Г. Петрова).

В последующие годы, когда лабораторией руководила Ж. И. Шиф, продол­жилось изучение проблем, ранее привлекавших к себе внимание исследова­телей, – мышления, речи, памяти, зрительного восприятия (Ж. И. Шиф, В. Г. Петрова, И. В. Белякова, В. А. Сумарокова и др.), а также стали проводиться исследования личностных особенностей умственно отсталых детей.

Было осуществлено разностороннее рассмотрение особенностей деятель­ ности учащихся специальной школы VIII вида. Отдельно был выделен вопрос о соотношении практической и умственной деятельности детей-олигофренов (В. Г. Петрова). Особенно тщательно изучалась трудовая деятельность и ее влия­ ние на формирование положительных черт личности умственно отсталых уче­ ников (Г. М. Дульнев, Б. И. Пинский).

В 1960-е и более поздние годы серьезное внимание уделялось широкой пропаганде знаний об особенностях психики умственно отсталых детей, о воз­можностях их развития. В специальных (коррекционных) общеобразователь­ных школах VIII вида организовывались семинары, на которых учителя анали­зировали содержание вышедших книг и статей, опубликованных в журнале

В течение 1975– 1997 гг. лаборатория, руководимая В. Г. Петровой, разра­батывала принятый ранее круг проблем. Однако исследовались и новые вопро­сы: велось изучение умственно отсталых подростков с трудностями поведения (Г. Г. Запрягаев), изучались проблемы внимания (С. В. Лиепинь), работоспособ­ности (О. В. Романенко).

Кроме сотрудников лаборатории в Институте дефектологии проблемами психологии умственно отсталых детей занимались психологи других подразде­лений. Изучались особенности интересов и их формирование у учеников спе­циальной (коррекционной) школы VIII вида (Н. Г. Морозова и ее сотрудники). Была разработана получившая признание специалистов классификация детей-олигофренов (М. С. Певзнер).

Проводилось многоаспектное исследование высшей нервной деятельности умственно отсталых детей различных возрастов, результаты которого послужи­ли теоретической базой для новых шагов в рассмотрении проблемы умствен­ной отсталости, а также для обоснования нейропсихологического обследова­ния дошкольников и школьников, что имело большое значение для совершен­ствования отбора учеников в школу для умственно отсталых детей.

Напомним, что тестовое обследование детей многие годы в России не проводилось. Определенное внимание уделялось изучению речи и памяти учащихся (А. Р. Лурия, В. И. Лубовский, А. И. Мещеряков, Н. П. Парамонова, Е. Н. Марциновская и др.).

В поле зрения исследователей находилась и проблема дифференциаль­ной диагностики, отграничения умственной отсталости от задержки психическо­го развития и других, внешне сходных с олигофренией проявлений (Т. А. Вла­сова, В. И. Лубовский).

В других городах России изучалось формирование у школьников различ­ ных свойств мыслительной деятельности (Ю. Т. Матасов), развитие у них вер­ бального общения (О. К. Агавелян).

Ряд работ, имеющих существенное значение для становления олигофре­нопсихологии, был выполнен психологами республик, ранее входивших в Со­ етский Союз. Эти специалисты пристально изучали осязательное восприятие умственно отсталых учащихся (Р. Каффеманас), своеобразие памяти и внима­ния детей, различающихся структурой дефекта (А. В. Григонис, С. В. Лиепинь), развитие мышления (Н. М. Стадненко, Т. А. Процко), понимание учащимися различным образом сформулированных заданий, формирование положитель­ных черт личности у школьников (Ж. И. Намазбаева).

Таким образом, развитие психологии умственно отсталого ребенка как осо­бой отрасли психологической науки шло в различных направлениях. Расширял­ся возрастной контингент испытуемых за счет привлечения детей дошкольного возраста. Становилась более разнообразной тематика исследований.

Усилия психологов направлялись прежде всего на изучение личностных особенностей детей, их эстетического развития, на установление возможностей их интегра­ции в окружающую среду, на разработку проблем практической и трудовой дея­тельности, дифференциальной диагностики, вопросов психологической службы в специальных учебных заведениях.

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Особенности приема и обучения умственно отсталых детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталого школьника 7
1.2 Образование и воспитание умственно отсталых детей в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида 19
Глава 2 Особенности процесса трудового воспитания в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида 28
2.1 Формирование личности умственно отсталых школьников в процессе трудового воспитания 28
2.2 Коррекционная роль трудового воспитания в условиях специальной школы 32
Глава 3 Экспериментальное исследование организации трудового воспитания при работе с умственно отсталыми детьми 40
3.1 Организация экспериментального исследования 40
3.2 Проведение формирующего эксперимента 44
3.3 Анализ и интерпретация результатов трудового обучения и воспитания учащихся с интеллектуальным недоразвитием 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60

Наибольшая сложность трудового обучения в коррекционной школе состоит в формировании обобщенных умений – способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении условий. Подготовленность выпускников к самостоятельной жизни и труду во многом определяется состоянием их умений действовать в новых условиях. В основе таких умений лежат процессы психофизиологической регуляции и прежде всего процессы осознанной саморегуляции, самооценки и самоконтроля.
Процесс трудового обучения и воспитания детей с умственной отсталостью имеет свои характерные отличия, которые обусловлены особенностями заболевания ученика, возрастом, личностными пристрастиями школьника. Специальная (коррекционная) школа не может ставить своей задачей подготовку рабочих-универсалов, механизаторов широкого профиля и т. д., поэтому вся работа школы должна быть направлена на формирование профессионального самоопределения, адекватного психофизическим особенностям учащихся.
В рамках проведенного исследования были выявлены особенности трудового обучения и воспитания как средства социальной реабилитации детей с умственной отсталостью. С этой целью был организован педагогический эксперимент, который осуществлялся в три этапа. На констатирующем этапе была проведена диагностика трудовых умений учеников 9 класса VIII коррекционной школы. В результате было выявлено, что многие дети недостаточно владеют навыками самостоятельной организации трудовой деятельности, а, следовательно, не смогут получить профессию, которая поможет им успешно социализироваться в будущем.
Для решения отмеченной проблемы была разработана программа трудового обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.
Анализ результатов контрольного этапа эксперимента показал, что уровень сформированности профессионально-трудовых навыков учеников значительно улучшился. Так, если на начало года низкий уровень показывали 32% учащихся, то на конец года их стало уже 14%, а у 72% сформировался средний уровень по сравнению с 68% в конце первого полугодия. И у 14% учащихся показали высокий уровень сформированности профессионально-трудовых навыков в процессе выполнения самостоятельного трудового задания.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработанная нами программа трудового воспитания и обучения школьников с умственной отсталостью эффективна.

Готовые работы

Инсайт — (от англ. insight - проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка) — сложное интеллектуальное явление, суть которого состоит в неожиданном, отчасти интуитивном понимании стоящей проблемы и нахождении ее решения.

Читайте также: