Перспективы проектной деятельности в школе

Обновлено: 16.05.2024

Этой весной позвонили и спросили, интересно ли будет собрать курс для учителей и учеников по проектной деятельности в школе.

Конечно) Закрыть гештальт отодвинув все планы. Тем более ну сколько может занять разработка курса по проектной деятельности? 2 месяца максимум, да ещё на двоих. "Всё зависит от подходов к разработке", теперь думаю я.

Поговорив с потенциальным заказчиком, случился метчинг: было нужно знание процессов в школе, методическая грамотность, понимание актуальных подходов, ролей и инструментов разработки проектов. Стало понятно, что одной в те сроки 2 программы не собрать. На этом этапе у меня потихоньку формировалась команда людей, готовых включиться в работу, конечно если проект позволит прокачать навыки и даст опыт работы с новыми подходами)

Меня спасло только то, что мы договорились на 2 этапа разработки (а это как раз норма): концепция курса с разработкой примерной сметы. Концепция включала не только огромный док, но и описание содержания модулей. Так что с одной стороны была всё же больше концепта, с другой - позволяла точнее оценить разработку.

Забегая вперёд, я ошиблась на 3 % общего бюджета, это вполне позволительно для такого проекта. С учетом, что курсы собирались "под ключ", т.е. с полным производством, включая графические материалы, размещение и тестирование на платформе заказчика, это не плохо. Но есть куда расти)

Задача:
спроектировать и собрать 2 курса по проектной деятельности, для учеников и учителей, которые бы "зеркалили" друг друга "подсвечивая" процесс с обоих сторон. Такой курс, который бы поднимал уровень разработки школьных проектов. Асинхронный. И чтобы ученики могли проходить не зависимо от учителей.

Что нужно кроме обычной разработки: документально оформленная концепция, чтобы на стол положить было не стыдно. Т.е. с хорошо проработанной теоретической частью, соответствии всем организующим образовательную деятельность документам, со ссылками и цитатами в нужных местах. А поскольку столов несколько - то и об исследовательской части забывать нельзя, т.е. мини-исследование, с подробным анализом. Не зря магистратуру закончила и 3 года концепции писала)

Исследование области, или построение онтологии при разработке программ часто опускают, хотя это позволяет увидеть системно то, с чем мы планируем работать.
Перекладывая эту ответственность на эксперта, мы упускаем структуру предметной области, с высокой вероятностью теряя её часть, поскольку опыт большинства экспертов всё-таки ограничен, или мы имеем предпочтения, особенности точки зрения и т.п. Иногда это может быть плюсом и даже УТП (уникальным торговым предложением), но далеко не всегда.
Например, формируя комплексный курс с несколькими экспертами, есть риск не найти человека, который готов удержать рамку курса. Часто эксперт работает только со своей частью или фокусируется на определённой части курса, которая представлена подробно, находится в центре его внимания. В этом случае отсутствие исследования области не делает программу эффективной.

Курс для учителей основывался не на опыте интеграции проектной деятельности в нескольких школах, а на исследовании развития подхода, его эволюции, включении новых смыслов в процессе развития.

Кажется, что про проекты в школе не рассказал только ленивый. Что изменилось за последние 10 лет?) Если мы начнём анализировать практики, то увидим изменения в ролях, подходах и инструментах. Таких деталей, реализуемых в ежедневных действиях, которые по факту диктуют то, какие компетенции будут приобретаться и какую идеологию будет реализовывать проектная деятельность. Например: как построен процесс поиска идеи? Кто и как придумывает тему? Важен не правильный ответ, а как происходит на практике.

Верно заданный вопрос - это больше половины работы. Уже по этим вопросам понятен дизайн исследования)

Конечно, мы брали для начала все возможные материалы, и только после нескольких итераций ограничили поиск, а в итоге оставили релевантными совсем не много материалов.
Для того, чтобы исследование было эффективным мы сформировали для себя исследовательские вопросы:

* Что понимают под проектной деятельностью?
* Как изменялось отношение к проектному подходу при изменении парадигм (ценностных элементов) в образовании?
* Зачем проекты в школе?
* Как организована проектная деятельность и какие проблемы в её проведении у учителей?

Для первого этапа вопрос "как организовать проектную деятельность в школе?" не нужен, поскольку сначала нужно понять, а что же такое проектная деятельность, история и изменения в подходе.

Основополагающий вопрос "зачем проекты школе?" проявляет, произошли ли изменения в методике или как изменились практики включения проектов в обучении. Прошлась по последним публикациям в международных изданиях. Из отсмотренных материалов оставила 7 релевантных статей и 10 книг за последние 10 лет. Свежих больше)

Удачное из последнего - рассмотрение проектного обучения как обучения от запроса (inquiry based education). Закрывает последние запросы и тенденции в образовании. Такой подход накладывает требования и вносит изменения в реализацию процесса, инструментов проектное обучение?

Я не верю, что образовательный опыт ЦА должен быть определяющим для образовательной программы. Он позволяет понять, какие вау-эффекты потенциально несёт программа для участников, освоенные паттерны обучения.

Если вы делаете новый продукт, с новыми для аудитории подходами (а это в отдельных программах единственное работающее решение), то разговаривать полезно не с ЦА, а с теми, кто имел аналогичный образовательный опыт. Но об этом (и других подходах, которые не вписываются в стандартные фреймворки) проще писать в контексте "Как создавать принципиально новые продукты на рынке образования"

Если уйти от общих вопросов, и описать задачи курса, то выбор подходов диктуется довольно прозрачно. Но вопрос ведь не в том, какие методики используем, а как реализуем. Потому что главным здесь является вопрос "зачем эта деталь в обучении?"

Какой должна быть структура модуля, чтобы это было действительно эффективно?

Это не новость, но структура модуля должна помогать работать с контентом, т.е. построена на принципах обучения на основе особенностей когнитивных (и не когнитивных) функций мозга. Тем не менее важно, какими интсрументами вы пользуетесь для формирования этой структуры. Что действительно учитываете и как) Это то, что называется brain based education.

Мои первые этапы исследования организации дистанционного обучения были посвящены в первую очередь этим вопросам. Поэтому выбираем методику, которая наиболее эффективно работает с задачей и эффективна для ЦА, и строим модуль по ней не забывая работать с памятью, вниманием, и тем, что нам помогает усваивать информацию.

После такого исследования анализ рынка проводится уже с другим фокусом. Соотнести это с текущим рынком было не сложно: проанализировала 14 программ проектной деятельности (Российских и международных) для учителей, 2 программы подготовки проектных менеджеров и 2 программы продакт менеджеров, программу по разработке социальных проектов.

Короткий ответ: конечно, нет.

KYC (know your client) - это правило. Другой вопрос, что я очень скептично отношусь к исследованиям ЦА своими руками, особенно, когда это делает 1-2 методиста, ещё хуже, если у них нет социологической и стат. базы хоть какой-нибудь. Опыт работы с социологами сильно портит впечатления от таких "исследований". "Кое-что лучше чем ничего" при таком подходе может быть даже опасно. Тем не менее, без этого нельзя. Что делать? Растить компетенции в исследованиях и понимать их специфику.

Как мы вышли из положения? Как обычно: мы ищем адекватные исследования, которые делают профессионалы, собираем информацию в разрезе интересующих нас вопросов о ЦА + работаем самостоятельно "в поле" с учетом наших ограничений и по принципам "настоящих" соц. исследований.

Пример исследования, часть информации которого мы использовали при проектировании.

В поле мы мы выясняем запрос и проблемы, это обязательный минимум. Не минимум: структурируем по категориям с точки зрения ложных установок и убеждений, чтобы проектировать изменение в процессе программы. Если владеете инструментами, есть возможность и время.

Анализ аудитории для построения траекторий прохождения курса

Здесь немного про педагогов) Посмотрев на исследования по педагогам, проведя серию интервью, проанализировав их опыт (Мск, регионы, разный стаж) Кроме того, я не так давно из среды, работала в школе более 10ти лет, хотя на мой взгляд это может мешать исследованию, приходилось очень сильно следить за выводами, чтобы не допускать искажений на основе собственных представлений.

1) нет времени для работы с командами;

2) нет материалов для организации уроков по проектной деятельности;

3) нет материалов по актуальным инструментам и методам проектной работы, адаптированных для учителей;

4) нет навыков и знаний по профессиональному ведению проектов (и это нормально);

5) нет навыков и инструментов организовать работу команд над проектами.

Большинство учителей не работают с проектами профессионально, они не погружены в современную работу продакт и проджект менеджеров. И это нормально, потому что это не компетенции учителя, как их представляли себе 10 лет назад и даже сейчас.

Изначально я предполагала, что раздел аудитории пройдёт по границе владения цифровыми инструментами. Но, как оказалось, это было не главное. Цифровым инструментам готовы учиться и те, кто уже хорошо ими владеет и те, кто только знакомиться с цифровой средой обучения.

Зато с точки зрения мотивации явно выделились 2 категории:

“Хочу увидеть то, что позволит мне поднять результаты учеников” и “Хочу чувствовать себя современным профессионалом”. Мотивационные высказывания коррелировали с профессиональными позициями, которые демонстрировали учителя в интервью "Я профессионал, хорошо разбираюсь в теме" и "Я хочу узнать новое". По блокам мотивации и позиционирования я выделила 2 группы, с которыми дальше работаем по отличающимся сценариям, поскольку триггерами в обучении для них будут разные ситуации. Мы собрали ложные убеждения и фразы для каждой из групп, а дальше дело техники и фантазии.

Треки прохождения, запросы у этих категорий совершенно разные. А ещё разные заблуждения, ложные установки, цели. И строить переход к верному в нашем понимании применению проектных методик нужно по разному. Через разные сценарии: через разные кейсы, проблемные задачи и разные ситуации. Насколько здорово, когда в команде есть люди с очень разными опытом, в том числе педагогическим школьным: строить вместе намного веселее)

Часто важнее смотреть опыт не ЦА вашего курса, а совершенно других групп, но об этом проще писать в контексте "Как создавать принципиально новые продукты на рынке образования"

Для каждой целевой аудитории мы построили арки трансформации, которые как раз позволила проявить триггерные ситуации, собрала под эти ситуации кейсы. Упаковали в историю. К слову, история для учителей отражает то же, что происходило в детском курсе, но со стороны учителя. Я использовала собственные инструменты, которые позволяют это реализовать арку эффективно, понятно и главное, технологично, помогают подобрать инструменты и элементы образовательного опыта, формировать среду, процессы и элементы образовательной программы (или не программы). Сейчас с командой мы строим ещё 1 курс с помощью этих инструментов, пока получается не плохо. Как только у нас будут ещё примеры, обязательно проведу отдельный мастер-класс.

К слову, как говорит Таня, трансформации может и не случится, какие бы ты инструменты не давал)

Как мне кажется, здесь всё должно быть супер очевидно.

Проведение интервью с экспертами важно, особенно если у вас есть вопросы относительно вашей программы, а у нас они были)

Чтобы выделить особенности в разработке проектов разных типов мы провели 6 глубинных интервью по фреймворкам работы с фиксацией этапов и результатов с экспертами, работающими в выделенных направлениях.

Конечно этапы в разных типах проектов не совпадают, несмотря ни на какие общие фреймворки везде особенности. Это осложнение при формировании тем плана и сборке контента.

Как выделить эти типы проектов - отдельный вопрос) Проанализировала типологии из научных работ и подходы деления в конкурсах проектной деятельности. Последнее говорит о реальных подходах не только о типологии проектов, но и о том, какие компетенции являются важными по мнению организаторов конкурсов. Если очень коротко, то большинство ушло наконец от деления на предметные направления, сконцентрировавшись на особенностях технологий, на точке приложения усилий или том, что хотят изменить с помощью проекта ученики.

Отдельные бонусы в разработке курса, когда ты уже в школах и включался, и развивал организацию проектной деятельности. Понимание, сколько проекты могут собрать вокруг себя образовательных активностей, которые влияют на результат и системность, изменяют образовательный опыт учеников.

Задачи стали ещё более прозрачны и плохо собираемы в 1 краткосрочную программу:

Аннотация: в статье исследуются проблемы и перспективы внедрения в школах, наряду с традиционными образовательными формами и методами, проектной деятельности, которая рассматривается, как обоснованное продолжение главного направления системы обучения, связанного с переводом умений в навыки, развитием образного мышления ученика и использованием полученных навыков в реальных жизненных ситуациях. В условиях развития Интернета, широкого использования цифровых технологий, достижения лучших результатов в обучении на основе цифровых компетенций, проектная деятельность учит находить и критически оценивать информацию, формирует самостоятельную, мотивированную личность, способную верно реагировать на возникающие, в ходе реализации проекта, вызовы и угрозы. В результатах исследования, формулируется идея о том, что гармонизация традиционных и инновационных форм и методов образовательной деятельности позволит повысить эффективность процесса обучения и воспитания школьников.

Discover the world's research

  • 20+ million members
  • 135+ million publications
  • 700k+ research projects

Recommendations

Development from April 2016, International (Poland, Lithuania, Russia) project "Determinants of functioning and development of modern tourist market"

Project participants: Poland - Dr Hiski Marcin; Lithuania – Dr Stanaitis, Saulius ; Russia – Dr. Krutikov Valery

Совершенствование инструментов государственного стимулирования развития региона.

Проект по плану совместной работы Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского (Россия) и Академии Яна Длугоша (г. Ченстохов, Польша).

"Глобальные и региональные туристические рынки - современные особенности, тенденции развития"

Анализ современных тенденций развития мировой индустрии туризма. Разработка практических рекомендаций по совершенствованию систем государственного стимулирования предпринимательской деятельности в сфере услуг для стран и регионов. . [more]

The opinion of intellectuals: questions and answers

Инновационное финансовое мышление и публичные акционерные общества

Геополитические перспективы российско-китайских отношений в условиях возрастающего доминирования Кит.

Приоритеты политики по стимулированию предпринимательской деятельности

Изображение StockSnap с сайта Pixabay

В XXI веке мир меняется стремительно: постоянно развиваются и внедряются новые технологии, усложняются процессы взаимодействия внутри общества, трансформируются рынки труда, появляются новые профессии.

По прогнозам экспертов, 65% детей, которые пошли в 1 класс в 2020-м году, будут работать на позициях, которых еще не существует. Более 350 профессий, которые будут востребованы на рынке труда в ближайшие 10-15 лет, можно увидеть в Атласе новых профессий.

Система образования, в том числе школьного, не всегда успевает подстраиваться под все эти изменения. И теперь для того чтобы найти свое место в профессиональном мире, встроиться в общественные процессы и сформировать успешное будущее, необходимы новые, эффективные формы обучения и профориентации. И одна из них — проектная деятельность.

  • соотнести знания из учебников с процессами, происходящими в реальном мире;
  • совершить профессиональные пробы, которые в дальнейшем помогут определиться с профессией и стратегией обучения после школы;
  • пообщаться с экспертами и профессионалами, которые уже работают в сферах, интересных для ребят;
  • развить навыки, которые помогут успешно встроиться в современный, стремительно меняющийся мир;
  • обогатить свое портфолио и, возможно, получить преимущества при поступлении в выбранный вуз.

Что такое школьные проекты? Soft skills & hard skills

  1. Проект — это всегда что-то новое.
  2. Проект решает чью-то проблему.
  3. У проекта всегда есть социально востребованный результат.
  4. У проекта есть временные рамки.

Типы школьных проектов и их результаты

Одним из важнейших признаков проекта, в том числе школьного, является наличие социально значимых результатов. Какими будут эти результаты, зависит от типа проекта.

  • новые знания, оформленные в статью;
  • устройство или прототип;
  • художественный объект;
  • технология или инновации.
  • вхождение в контекст профессии (профессиональная проба);
  • hard skills;
  • soft skills;
  • внутренние ценности, которые сформировались у участников команды проекта.

Где и как обучиться проектной деятельности и реализовать собственные проекты?

В России возможности для обучения проектной деятельности и реализации школьных проектов есть как на региональном, так и на федеральном уровне.

  • школьники (обучаются проектной деятельности, в рамках собственного проекта совершают профессиональную пробу);
  • педагоги (обучаются проектной деятельности, а также овладевают навыками тьюторского сопровождения школьных проектных команд);
  • наставники (обучаются навыкам сопровождения школьных проектов).

Что же касается федеральных инициатив, стоит отметить Кружковое движение НТИ, которое реализует множество образовательных проектов, среди которых: олимпиада НТИ, хакатоны и проектные школы. Все эти инициативы построены по принципам детско-взрослой среды, системного развития регионов, освоения техник мышления и развития способностей, активного участия экспертов-практиков.

Проектная деятельность не только помогает школьникам отработать навыки, но и соотнести школьные знания с процессами, происходящими в реальном мире. А реализация собственных проектов помогает ребятам осознанно выбрать востребованную профессию по интересам и способностям.

Умение организовать проектную деятельность для школьников — важная компетенция современного педагога. О том, как ее развить, поговорим в следующих статьях.

Презентация на тему: " Перспективы использования проектной деятельности в образовательном процессе Ведерникова Наталья Ивановна Заместитель директора по НМР Муниципальной средней." — Транскрипт:

1 Перспективы использования проектной деятельности в образовательном процессе Ведерникова Наталья Ивановна Заместитель директора по НМР Муниципальной средней (полной) общеобразовательной школы 2 имени Героя России Валерия Иванова г. Волжска Республики Марий Эл

2 Метод проектов - составная часть педагогических технологий, в основе которого лежит: развитие познавательных навыков учащихся; умения конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления.

3 Метод проектов как дидактическая категория - это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания.

4 Метод проектов Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Для этого необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

5 Использование метода проектов в учебно-воспитательном процессе возможно при соблюдении требований: n Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы; n практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов; n структурирование содержательной части проекта; n использование исследовательских методов.

6 Структура проекта Постановка целей и задач Поиск пути решения Осуществление выбора Осознание последствий выбора Совершение самостоятельных действий Корректировка деятельности Оценка результата

7 Образовательные проекты n Исследовательские n творческие n ролево-игровые n информационные n практико- ориентированные n телекоммуникационные n социальные

8 Исследовательские проекты Совпадают по структуре с научным исследованием

9 Творческие проекты Сценарии, статьи, альбомы, дизайн вещей и т.п.

10 Ролево-игровые проекты Связаны с выполнением определенных ролей

11 Информационные проекты сбор информации о каком-то объекте, явлении, ее анализ и обобщение

12 Практико- ориентированные проекты С четко обозначенным результатом деятельности, ориентированным на интересы самих участников

13 Телекоммуникационные проекты Совместная учебно- познавательная, творческая, исследовательская или игровая деятельность учащихся, организованная на основе компьютерной телекоммуникации

14 Социальные проекты Деятельность по решению социально- значимых проблем

15 Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок. Леонардо да Винчи

Читайте также: