Перспективы дальнейшего развития проекта в доу по экологии

Обновлено: 11.05.2024

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Ващенко Ирина Николаевна

Населенный пункт: Московская область, г. Щелково

Московская область вошла в число тех, кто приступил к реализации данного проекта на территории региона.

(слайд 4) На сегодняшний момент экологическая обстановка на территории Московской области характеризуется как неблагоприятная. Более 87% населения области проживает в зонах сверхнормативного загрязнения воздушного бассейна от выбросов промышленности, энергетики, транспорта, агропромышленных объектов или сверхнормативного шумового воздействия аэродромов и наземного транспорта.

(слайд 5) На фоне общей неблагоприятной экологической ситуации в Подмосковье, перед его жителями стала актуальной задача не просто её понимания, но и повышения экологического образования, формирования экологического сознания граждан.

Его цель - привлечение внимания родителей и детей к экологической ситуации в Подмосковье, развитие желания внести свою посильную лепту в сохранение природы родного края и устранение экологических проблем Подмосковья.

( слайд 7) В ходе реализации проекта мы постарались выполнить следующие задачи:

- Сформировать у детей представления об уникальной экосистеме Подмосковья, помочь им ощутить себя частью окружающего мира

- осуществлять экологическое воспитание детей через повышение экологической компетенции родителей и взаимодействовать с семьями в ходе образовательного процесса;

- повысить активность участия родителей в общественных акциях экологического характера;

- мотивировать родителей проявлять экологическую сознательность на практике.

Как видно из поставленных нами задач, в ходе реализации проекта одним из акцентов нашей работы была работа с родителями. И это неслучайно. Ведь именно родители являются для детей примером для подражания, именно они своим поведением закладывают негласные правила поведения ребенка, в частности, правила социальной и экологической культуры. Без активного приобщения родителей к проблеме, без преемственности воспитания детского сада и семьи мы не сможем добиться от наших маленьких граждан главного, а именно, сознательного отношения к природе и желания сохранять ее не на словах, а на деле.

Природа Подмосковья уникальна: реликтовые дубравы, хвойные леса, верховые болота, заповедные овраги – составляют гордость региона. 5,4% всей территории Московской области являются охраняемыми, что выше показателя по России (3%). Это 153 заказника, старинные парки, национальный парк Лосиный остров, Приокско-Террасный природный биосферный заповедник. Богат и животный мир Подмосковья: кабаны, лоси, олени, косули, глухари, белки, хори, зайцы, куницы, лисицы; разнообразие ихтиофауны. Перед дошкольниками богатейший материал для расширения кругозора.

Задачей блока о живой природе была разработка и реализация проектов по ознакомлению детей с природой Подмосковья, которые были основаны на познавательно-исследовательской деятельности детей и родителей.

(слайд 17) К Всемирному дню защиты земли педагогами с помощью родителей был проведен конкурс чтецов стихов о природе и досуг, с разыгрыванием детьми театральных сценок на экологические темы, дидактическими подвижными играми по спасению рыб из загрязненного озера и очистки полянки от мусора.

К сожалению, в Подмосковье, а особенно в Москве, отмечается ухудшение качества подземных грунтовых вод, их химическое и бактериологическое загрязнение. Типичные загрязнители – это нефтепродукты, железо, марганец, свинец и алюминий. Чрезмерный водозабор, свалки и очистные сооружения, плохое обслуживание скважин – все это не лучшим образом сказывается на качестве воды в подмосковном регионе.

( слайд 23) Целью проекта было формирование у детей представления о необходимости чистой воды для жизни каждого живого организма и значимости морей и океанов для жизни на нашей планете.

(слайд 25) Результатом проекта стал познавательный общесадовский досуг День Российской науки, который был посвящен воде, ее состояниям в природе, опытам и экспериментам с ней, а также существующей экологической проблеме- уменьшением количества чистой пресной воды на Земле, загрязнения морей и океанов человеческими и химическими отходами.

Проблема загрязнения планеты Земля мусором сегодня очень актуальна и останется такой еще долгое время, пока человечество не изобретет совершенно новые, новаторские способы утилизации всех видов отходов.

Проблема утилизации отходов остро стоит в Московской области. С 1 января 2019 года в силу вступил закон о раздельном сборе мусора в Подмосковье. Подход к сбору мусора в европейских странах кардинально отличается от российского подхода, когда мусор разного сорта уже давно распределяется по отдельным контейнерам, которые впоследствии проще сортировать и утилизировать. В настоящее время в России и в Московской области тоже началось движение по раздельному сбору мусора, люди постепенно, переходят на новую систему сбора мусора, но мы еще в самом начале пути.

  1. Развивать у детей умение предвидеть последствия действий человека по отношению к природе.
  2. Учить выявлять и устранять случаи негативного отношения человека к природе.
  3. Воспитывать у детей и родителей активную жизненную позицию и экологическую культуру.

(слайд 29 ) Одним из результатов проекта стало Экологическое дефиле, в рамках празднования Дня космонавтики, где дети и родители продемонстрировали возможности создания необычного костюма из бросового материала (слайд 30) Но самым главным результатом стала уборка территории нашего городка (парка) от различного мусора, в которой принимали участие дети и родители в свое свободное время.

(слайд 32 ) В ходе реализации проекта педагогами совместно с родителями были оформлены интерактивные стенды экологической направленности с рисунками по теме раздельного сбора мусора, его сортировки, организованы выставки поделок из бросового материала.

(слайд 36 ) Выводы:

Проект предназначен для педагогов, детей старшего дошкольного возраста и родителей (законных представителей) воспитанников.

Цель исследования – теоретически обосновать и определить возможности игр в экологическом воспитании.

В период подготовительной работы:

- определены темы, цели и задачи проекта ;

- была подобрана и тщательно изучена необходимая методическая литература;

- определены объёмы знаний детей об экологии ;

-пространственно-развивающая среда подготовлена и обновлена необходимыми атрибутами.

В основном этапе проводится работа по следующим направлениям:

- непрерывно-непосредственная образовательная деятельность;

- совместная деятельность воспитателя и ребенка;

- развлечения, праздники, утренники;

- самостоятельные игры экологической направленности по интересам детей.

Заключительный этап направлен на исследование эффективности реализации данного проекта, проведение диагностики освоения материалов проекта и их коррекции для реализации в других группах.

Ожидаемые результаты проекта:

  • У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
  • Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
  • Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
  • Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
  • Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
  • Пополнится развивающая среда в группе.

● Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей

  • Обогащение уровня экологических знаний родителей.
  • Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
  • Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
  • Возможность участвовать в совместных экологических проектах и акциях.

Ключевые слова: экология; экологическое воспитание детей дошкольного возраста; активное исследование; игровые формы

Информация о ДОУ

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 комбинированного вида "Непоседы" расположен по адресу: г.Новосибирск, Первомайский район, ул. Маяковского, 6/1, который отвечает всем гигиеническим и санитарным требованиям.

Особенностью воспитательно-образовательного процесса детей нашего ДОУ является использование новых форм работы, которые отражают современный уровень развития дошкольного образования, возросшие требования социума к воспитанию и образованию.

Одним из направлений инновационной деятельности в ДОУ является педагогическое проектирование, что помогает дошкольному учреждению быть более мобильным и привлекательным в современных условиях.

Традиционными в детском саду является такие формы совместной деятельности взрослых и детей: непосредственно образовательная деятельность, игровые ситуации, праздники, развлечения, театрализованные представления. Интеграция ведётся по всем направлениям развития и образования дошкольников, что позволяет совмещать в себе большое разнообразие форм работы с детьми и имеют наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребенка.

Основным средством формирования экологического сознания детей является непосредственное общение с живой природой. Поэтому работа по организации предметно-развивающей экологической среды в ДОУ занимает одно из ведущих мест.

В ДОУ есть Зимний сад, который устроен в хорошо освещенном помещении. Площадь зимнего сада – 110 кв.м. Зимний сад создан под руководством научных сотрудников ботанического сада. Ботаническим садом были подобраны такие растения, летучие выделения которых обладают фитонцидными свойствами: кофейное дерево, мирт, лимон, бегония, хлорофитум, спатифиллум, фикус, циперус и мн.др. (Приложение№1)

В Зимнем саду силами педагогов оформлены макеты экосистем, которые воспроизводят природу родного края, знакомят детей с естественными связями животных и растений. (Приложение№1)

Для того чтобы дать детям знания о растениях и животных используем в работе экологическую тропу, которая проложена на территории детского сада. Дети путешествуют по ней в любое время год, знакомятся с растениями родной сибирской породы.

Территория детского сада хорошо озеленена. На ней произрастают свыше 20 видов деревьев и кустарников. Видовой состав деревьев следующий: береза бородавчатая, рябина обыкновенная, рябина черноплодная, сирень обыкновенная, акация желтая, курильский чай, калина, ель сибирская и мн.др.

На стенах в детском саду размещены стенды, которые так же способствуют экологическому воспитанию детей. (Приложение № 4)

Педагоги ДОУ всегда уделяли особое внимание формированию экологической культуры и представляют свой опыт на методических объединениях, семинарах, вебинарах, так же принимают результативное участие в экоконкурсах.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Неустроева И.А.

МБДОУ Детский сад №41 г .Иркутск

« Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский.

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка – дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждает интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и радоваться им.

Всем известно, что дети по природе своей – исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одна из главнейших задач государства - рационально использовать природные ресурсы не только в интересах человека, но и природы. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Обострение экологической обстановки в стране и в нашей области обуславливается повышенным интересом к экологизации образования подрастающего поколения. В связи с этим интеграция экологических знаний с содержанием других предметов в ДОУ стала необходимостью и рассматривается сегодня как часть стратегии образования. Для организации работы в данном направлении в детском саду необходимы определенные условия. Одно из главных - соответствующая эколого-развивающая среда. Она, на наш взгляд, должна соответствовать следующим требованиям:

- познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы;

- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; умение отдавать предпочтение объектам природы, а не искусственным предметам);

- оздоровлению ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

- формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания у детей чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);

- экологизации различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изобразительной деятельности и т. п.);

Организуя работу в данном направлении, мы используем метод экологического проектирования, который позволяет интегрировать экологическое воспитание дошкольников с различными разделами основной общеобразовательной программой дошкольного образования.

Экологическая проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Особенностью экологической проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ экологическая проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Проанализировав ситуацию, мы выявили следующие проблемы по данному вопросу:

Уровень знаний детей о природе недостаточный;

Семья не готова на сегодняшний день самостоятельно осуществлять экологическое воспитание;

Воспитатели также нуждаются в пополнении своих знаний по экологии.

Далее мы обозначили цели, задачи и пути реализации системы экологической работы в ДОУ:

Цель: Создать условия, раскрывающие интеллектуальную и творческую потенциальность дошкольников, ориентированную на экологическое воспитание.

Познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты.

Расширить кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края.

Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями.

Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям.

Развивать речь, навыки коммуникативного общения, воображение, фантазию, мышление, внимание.

Формировать бережное, ответственное, эмоционально – доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам в процессе общения и взаимодействия с ними.

Вести просветительскую, консультативную работу с родителями

Пути реализации проекта:

Создание условий для экологического воспитания

Повышение педагогической грамотности педагогов

Обновление содержания, форм и методов работы с детьми.

Экологическое просвещение родителей

Большое внимание было уделено ресурсному обеспечению, обратной связи (анкеты для родителей, тестовые задания для детей, консультации по запросу родителей, рефлексия совместной деятельности, творческие работы детей и взрослых);основным принципам успешной реализации проекта:

1. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и современной воспитательно – образовательной работы.

2. Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.

3 Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопонимание взрослого и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

4 Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом возраста, подготовленности, разумности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

5 Принцип системности подразумевает достижение цели решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что получает получить прогнозируемый результат.

6. Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.

Ожидаемые результаты реализации проекта у детей:

-Созданы необходимые условия для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию;

-Дети готовы самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях;

-Дети умеют выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;

-Дети освоили знания об экологии родного края;

-Сформированы первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе

-У дошкольников сформировано стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

- Узнали значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

-Узнали значение воздуха в жизни живых объектов природы.

- Исследовали землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

- Узнали много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений лесов, лугов, полей и сада, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; умеют правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада.

У родителей повысился уровень экологического сознания, сформировались знания и умения целостного подхода к оздоровлению и воспитанию детей средствами природы.

Перспектива дальнейшего развития проекта :

Все то, что будет достигнуто и создано при реализации данного проекта, будет приведено в систему для активного использования в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. Для полной реализации проекта необходимо реализовать еще ряд мероприятий, которые требуют в свою очередь и финансовые затраты.

К экологическому проекту будут привлекаться как можно больше родителей. Экологическое просвещение родителей дает большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Примерное планирование работы с дошкольниками в рамках экологического воспитания в летний период

Мероприятия

Понедельник

- Экспериментирование с водой

- Экспериментирование с песком, глиной камнями

- Наблюдение за ветром

- Изготовление вертушек, султанчиков, воздушного змея; игры с атрибутами

- Загадки о природе

- Экспериментирование с воздухом

- Наблюдение за солнцем.

- Ручной труд. Изготовление цветов из бумаги.

Мероприятия

Понедельник

- Творческая лаборатория: опыты, эксперименты, наблюдения в природе

- Чтение рассказов о труде

- Трудовой десант в огороде, в цветнике

- Чтение художественной литературы природоведческого характера

- Разгадывание загадок о природе

- Наблюдение за поведением муравьев

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Организация проектной деятельности в детском саду. – Мозаика – Синтез, 2008

Веракса Н.Е. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – Мозаика – Синтез,2012

Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – Сфера, 2008

Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.- Мозаика – Синтез, 2010


Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.

Содержимое разработки

1. Концепция проекта

Экономика области испытывает необходимость во внедрении новейших природоохранительных технологий. Эффективность природоохранительных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения.

Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Настоящей работой необходимо обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать и экспериментировать.

Формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей. Создать условия, раскрывающие интеллектуальную и творческую потенциальность дошкольников, ориентированную на экологическое воспитание.

- прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;

- воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;

- познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;

- учить видеть красоту природы;

- учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям;

- развивать умение связно и последовательно составлять рассказ по мнемосхеме, обогащать словарный запас;

- развивать логическое мышление, внимание, память;

- воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю;

- учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку.

1.4. Формы и методы работы:

- продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд;

- чтение художественной литературы;

- театрализованная деятельность и праздники;

- наблюдения в уголке природы и на прогулке;

- организация труда в уголке природы, на участке, на огороде;

- разные формы бесед;

- работа с календарем природы, дневником наблюдения, журналом опытов;

- подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;

- взаимодействие с семьей;

- рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов;

1.5. Направление работы:

- развитие логического мышления;

- развитие коммуникативных качеств у детей;

- обобщение представлений о природе;

- пробуждение воображения и фантазии;

- пробуждение интереса к природе.

1.6. Целевая аудитория

– подготовительная группы, дошкольники.

1.7. Период выполнения проекта

1.8. Прогнозируемый результат:

- создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию;

- становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях;

- диагностика, где дети покажут свои знания;

- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;

- освоение знаний об экологии родного края;

- расширение знаний детей с правилами поведения на природе;

- формирование на основе духовного, экологического, нравственного и личного отношения к действительности.

2. Планирование проекта

Содержание работы над проектом по этапам

(Содержание деятельности. Сроки выполнения. Участники)

1-й этап – подготовительный

1. Составление плана по реализации проекта. Сентябрь. Воспитатель.

3. Создание и оформление экологической тропы. Сентябрь - октябрь. Воспитатель, дети.

5. Подобрать запрещающие знаки в обращении с природой, схемы в помощь детям для рассказывания. Сентябрь. Воспитатель.

8. Трудовая деятельность: полив цветника и огорода, уборка участка, помощь дворнику, сбор и засушка семян, листьев, цветков, соцветий, трав, корешков для оформления гербария и поделок. Сентябрь-октябрь. Воспитатель, родители, дети.

9. Подобрать художественную литературу для чтения, пересказывания, заучивания, картины. Сентябрь. Воспитатель.

10. Провести 1-й этап диагностики. 25-29 сентября. Воспитатель.

2-й этап – деятельный

Непосредственно образовательная деятельность:

Творческие работы:

Развлечение:

Наблюдения по плану. Сентябрь-февраль. Воспитатель, дети.

Опыты в вечернее время. Сентябрь-февраль. Воспитатель, дети.

Игры по желанию детей, в свободное от занятий время. Сентябрь-февраль. Воспитатель, дети.

Работа с родителями

1. Оформление родительских уголков по сезонам и месяцам (папки-передвижки). Сентябрь-февраль. Воспитатель, родители.

2. Оформление родительских уголков на экологические темы:

Сентябрь-февраль. Воспитатель, родители.

3. Родительские собрания:

3-й этап – заключительный

3. Заключительный этап диагностики. 1-15 февраля. Воспитатель, дети.

3. При реализации данного проекта получены следующие выводы:

Ожидаемые результаты:

1. Сформировались глубокие знания о том, что исключение из природной цепи одного живого или неживого элемента может привести к исчезновению видов, разрушениям и катаклизмам.

2. Сформировались начальные природоведческие, природоохранительные знания, умения сопереживать бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).

3. Сформировались первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

4. Познакомились с запрещающими и разрешающими экологическими знаками.

5. Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.

6. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.

7. Дети научились грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение, через практическую общественную деятельность.

8. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Научились различать живую природу (растения, животные, грибы, человека) и неживую природу (воздух, почву, воду). Ребята узнали особенности природы родного края.

9. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

10. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года. Могут объяснить причины смены времени года.

11. Узнали значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

12. Узнали значение воздуха в жизни живых объектов природы.

13. Исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

14. Узнали много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений лесов, лугов, полей и сада, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; учатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада.

15. Дети закрепили представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят сформировались представления о том, что нельзя делить объекты природы на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

16. Сформированы навыки ухода за растениями в уголке природы.

17. Научились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:

- все живые организмы имеют равное право на жизнь;

- в природе все взаимосвязано;

- в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

18. Многие дети научились проводить простые и сложные опыты, исследовать объекты природы, с пользой для себя занимаются поисковой деятельностью.

19. Ребята гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдают правила безопасности на природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

20. К экологическому проекту были привлечены родители. Экологическое просвещение родителей дает больший плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

- повысился уровень экологического сознания;

- сформировались знания и умения целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.

Перспектива дальнейшего развития проекта

Все то, что было достигнуто и создано при реализации данного проекта, приведено в систему и активно используется в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. Для полной реализации проекта необходимо реализовать еще ряд мероприятий, которые требуют в свою очередь и финансовые затраты.

Приложение 1

Методические рекомендации для 1-го этапа работы с детьми

- Н. Минский. Листопад;

- С. М. Гробецкий. Первый снег;

- Н. Стачнева. Осенняя гамма;

- А. Толстой. Осень;

- А. Блинов. Последний листок;

- И. Бунин. Первый снег;

- Н. Никитин. Встреча зимы;

- К. Бальмонт. Снежинка;

- Н. Грибачев. Ну, морозы;

- А. Яшин. Покормите птиц;

- С. Есенин. Пороша. Заметает пурга. Заколдован невидимкой;

- С. Маршак. Это – снежная страница. Вьюга. Снежная пурга;

- З. Александрова. До свидания, зима;

- А. Плещеев. Осень наступила;

- Н. Некрасов. Перед дождем.

- Г. Скребицкий. Четыре художника. Осень;

- Н. Павлова. Путешествие капелек с воздухом. Деревня зимой. Самая зимостойкая яблоня;

- В. Бианки. Синичкин календарь. Месяц белых троп. Первый снег;

- К. Ушинский. Почему опустел лес. Проказы старухи-зимы. Ветер и солнце;

- Н. Сладков. Зимний запас;

- М. Пришвин. Рябинкам холодно. Рябинки краснеют;

- Д. Мамин-Сибиряк. Серая шейка;

- С. Маршак. 12 месяцев;

- П. Бажов. Серебряное копытце;

- В. Одоевский. Мороз Иванович;

- Русские народные. Лисичка-сестричка и серый волк. Мороз, солнце и ветер. Снегурочка;

- Сербская. Почему у месяца нет платья.

- Ванн Гог. Картофель. Корзина с яблоками.

- М. Кончаловский. Поднос и овощи.

- М. Коровин. Цветы и фрукты.

- И. Машков. Натюрморт с фруктами.

- М. Сарьян. Осенние цветы.

- Л. Бродский. Опавшие листья. Лес зимой в снегу. Осенний туман.

- Ф. Васильев. Перед дождем.

- А. Герасимов. После дождя.

- И. Грабль. Осенний день. Февральская лазурь. Зимний пейзаж.

- И. Левитан. Осенний день. Осень. Золотая осень.

- В. А. Цыплаков. Ока зимой.

- А. Саврасов. Перелет птиц. Зимний пейзаж. Иней.

- И. Шишкин. Сосны, освещенные солнцем.

- Б. Щербаков. Вихри грозовые.

- К. Юон. Лыжники, конец зимы.

Дидактический материал в картинках под редакцией И. П. Нагибиной. «Времена года в городе, деревне, в природе.

Приложение 2

Методические рекомендации ко 2-ому этапу проекта

- Центр песка и воды;

- Комнатные растения и картотека к ним;

- Оборудование для ухода за растениями;

- Дневник и журнал наблюдений;

- Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий);

- Природный материал (чернозём, песок, камни);

- Гербарий Астраханской области.

- Материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т. д.);

- Познавательная литература о природе;

- Литература по уходу за животными;

- Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям;

Экологический театр: костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок.

Территория детского сада:

- Игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр;

- Различные виды деревьев (тополь, ель, береза, орех, клен, вяз, ветла);

- Различные виды цветов, кустарники, овощные культуры (свекла, картофель, горох, морковь, ягоды (черная смородина, земляника);

- Может ли растение дышать?

- Есть ли у растения органы дыхания?

- Нужен ли корешкам воздух?

- Почему цветы осенью вянут?

- Что есть в почве?

- Что у нас под ногами?

Работа с родителями:

1. Подборка информационно-наглядного материала по месяцам, временам года.

2. Оформление материала на экологические темы.

3. Родительские собрания на экологические темы.

4. Сезонные выставки работ детей с родителями.

Проведение оценки усвоения программного материала

Оценка уровня усвоения программного материала по экологическому воспитанию в нашем саду осуществляется по 3-х балльной системе:

1 балл – низкий уровень

2 балл – средний уровень

3 балл – высокий уровень

Уровень усвоения программного материала по экологическому воспитанию на начальном этапе показал следующие результаты:

- растения – 2,5 балла (83%)

Домашние – 2,7 баллов (88%)

Дикие – 2,7 баллов (88%)

- человек – 2,5 баллов (83%)

- состояния погоды – 2,5 баллов (83%)

- неживая природа – 2,5 баллов (83%)

Итоговый балл – 2,6 балла (86%)

Конечный результат показал повышение уровня усвоения программного материала:

- растения – 2,8 балла (90%)

Домашние – 3 балла (100%)

Дикие – 3 балла (100%)

- человек – 2,7 балла (88%)

- состояния погоды – 2,8 балла (90%)

- неживая природа – 2,8 баллов (90%)

Итоговый балл – 2,9 балла (98%)

Список используемой литературы

16. Сайты интернета для воспитателей.


-75%

Читайте также: