Педсовет система профилактики школьной неуспеваемости как средство повышения качества образования

Обновлено: 05.07.2024

4 Итоги 1 полугодия 2014 – 2015 учебного года Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить. Д.Г. Левитас Швецова Н.Н., зам. директора по УВР

5 Показатели качества знаний учащихся по параллелям классов Классы Всего учащихся на конец 2 четверти % качества знаний 2 четверть Сравнительное качество знаний в 1 четверти 32642% 46847% Всего 21846% 55536%35% 65457% 75646%45% 84721%30% 96123%26% Всего %36% % Всего 11 кл. 2536% ИТОГО 1-11 кл % 41% без ЗПР 38%

6 Выше городского показателя качество знаний 4Б – 50%, классный руководитель Варюшина И.В. 4В – 48%, классный руководитель Ржанова О.В. 6А – 63%, классный руководитель Горнышкова Г.В. 6Б – 50%, классный руководитель Заплава А.В. 7Б – 53%, классный руководитель Дышлевич С.В. Ниже городского показателя качество знаний 5Б – 31%, классный руководитель Желтова С.И. 7А – 38%, классный руководитель Каплан О.Э. 8А – 33%, классный руководитель Пудренко И.М. 9В – 13%, классный руководитель Евтушенко А.М. Показатели качества знаний учащихся по классам 2 четверть 2014 – 2015 учебный год

7 Сравнительный анализ качества знаний 1 и 2 учебной четверти по классам

8 Результативность учителей по основным предметам основной и средней школы по итогам 2 четверти

9 Выше городского показателя качество знаний по предмету Асташенкова ЮИ (73, 4%) Быкова НА (60%) Головырина ЕГ по информатике (75,6%) ДеревягинаТП по географии (53%) Дышлевич СВ (р/я - 58,8%; литература - 62,2%) Каплан ОЭ (55%) Заплава АВ (49,5%) Кочарова КС (52,8%) Пудренко ИМ (67,1%) Сидоренко ТЛ (65,1%) Шипилова ОВ (литература - 62,8%) Ренжина АС (91,5%) Желтова СИ (32,6%) Гулевич СЮ (42%) Ниже городского показателя качество знаний по предмету Качество знаний по основным предметам основной и средней школы по итогам 2 четверти 2014 – 15 учебного года

11 Психологические причины школьной неуспешности Плотко Л.В., педагог-психолог Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить. Д.Г. Левитас

12 Результаты опроса родителей (по данным интернет –ресурсов за гг.)

13 Ресурсы успеваемости учащихся по мнению учителей МОУ СОШ 15

14 Факторы, влияющие на школьную успеваемость Внешние Экологические условия Семья Референтное окружение Окружающая среда Социум Школа Стиль воспитания Учитель Образовательный ресурс Одноклассники Учебные программы Контакты вне школы Наличие конфликтных отношений

15 Внутреннние Физиологические причины Психологические причины Особенности мотивации Особенности эмоционально -волевой сферы Особенности познавательной сферы Соматическая ослабленность Дефекты слуха, зрения органов артикуляции Внимание Мышление Восприятие Память Личностные особенности Факторы, влияющие на школьную успеваемость

16 Причины школьной неуспешности детей по мнению родителей

17 Причины школьной неуспешности детей по мнению учителей (Данные соц. опроса гг.)

18 Причины школьной неуспеваемости по мнению учителей МОУ СОШ 15

19 Дефицитарность познавательных психических процессов слабая концентрация внимания; низкий уровень развития таких познавательных способностей, как восприятие, память, мышление.

20 Слабость познавательной сферы Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) способствуют возникновению у школьников упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы.

21 Чем тебе на уроке больше всего нравится заниматься?

22 Слабость эмоционально-волевой сферы Основная трудность заключается в слабом волевом контроле учебной деятельности, низком уровне произвольности, нецеленаправленности учебных действий, которые приводят к тому, что часть материала не воспринимается в полном объёме, либо утрачивается. Ребёнок не может следовать инструкции педагога, в результате чего учебные навыки формируются замедленно либо искажённо. Неуспех в учебной деятельности вызывает негативное эмоциональное состояние, часто отказ от продолжения деятельности.

23 Личностные особенности Свойства темперамента Особенности характера Уровень тревожности Неадекватная самооценка 1 Индивидуально-типологические свойства. Темперамент 23 Особенности характера Уровень тревожности 4 Неадекватная самооценка

24 Индивидуальные свойства нервной системы Сила, выносливость, подвижность, от которых зависит работоспособность ученика, скорость прохождения сигнала по нервному волокну, особенности врабатываемости; Стресс ограничения во времени один из самых сильных стрессов, влияющих на функциональное состояние ребенка. Механизм формирования многих базовых учебных навыков таков, что скорость только тормозит их формирование

25 Я бы мог учиться лучше, но…

26 Что больше всего мешает готовиться к занятиям?

27 Школьная неуспешность конкретного ребенка может быть обусловлена различными причинами, иметь разные последствия, и поэтому требует тщательного обследования как самого ребенка, так и его ближайшего окружения. Выводы:

29 Типология неуспеваемости низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению 1 2 высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению 3

31 Организация педагогической помощи учащимся с заниженной мотивацией к учению Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить. Д.Г. Левитас Шипилова О.В., учитель русского языка и литературы Пудренко И.М., учитель английского языка

33 Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить. Д.Г. Левитас Горнышкова Г.В., учитель физики Мониторинг знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения. Программа по профилактике неуспеваемости и ликвидации пробелов ЗУН учащихся.

34 Решение педагогического совета: Определить одним из приоритетных направлений работы школы совершенствование деятельности учителей предметников по повышению качества знаний учащихся. Отметить работу классных руководителей, имеющих качество знаний обучающихся (по классу) выше городского показателя (47,02%): Варюшиной И.В., Ржановой О.В., Горнышковой Г.В. Заплава А.В. Дышлевич С.В. Отметить работу учителей – предметников, имеющих 50% качества знаний по предмету: Кочаровой К.С., Головыриной Е.Г. (информ.), Деревягиной Т.П. (география), Сидоренко Т.Л., Шипиловой О.В. (литер.), Дышлевич С.В., Асташенковой Ю.И., Пудренко И.М., Каплан О.Э., Быковой Н.А., Заплава А.В., Ренжиной А.С., Терюшковой И.Н., Завориной И.В., Потькановой Ю.Е., Девицына Ю.В., Варюшиной И.В., Ржановой О.В., Н.А., Ловейко Е.В., Литвиненко И.В. Учителям-предметникам Сологуб Н.А., Ловейко Е.В., Литвиненко И.В., Дышлевич С.В., Шипиловой О.В., Желтовой С.И., Кочаровой К.С., Заплава А.В., Быковой Н.А., Гулевич С.Ю., Пудренко Н.А., Каплан О.Э., Асташенкова Ю.И., Деревягиной Т.П., Сидоренко Т.Л., Ренжиной А.С., Горнышковой Е.Г., Головыриной Е.Г., Чжан О.Л., усилить в своей работе личностную направленность образования с учащимися с низкой мотивацией к обучению.

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам школ, – это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб школы.

Слайд 2. Неуспеваемость – извечная головная боль педагогов. Мировая школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый – перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй – повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество.

При наличии потенциальных возможностей у всех детей мы в школах имеем детей неуспевающих, трудных. В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано?

Слайд 3. Ещё древние мудрецы говорили: “Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом”. Актуальная проблема нашей школы – “не потерять”, “не упустить” учащихся с низкими учебными возможностями.

Внешние и внутренние причины неуспеваемости .

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. У каждого отстающего ученика своя причина, но в то же время есть и общие для определенного круга школьников. Даже самые опытные из учителей часто говорят лишь о нежелании детей учиться, об отсутствии у них познавательных интересов, дурном влиянии улицы, семьи и других причинах, но редко связывают неуспеваемость с недостатками собственной работы, хотя очень часто именно это и является одной из главных причин.

Слайд 4. Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей, и важно найти именно ее, иначе все наши хлопоты напрасны. Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. Главными из внутренних причин неуспеваемости, по мнению исследователей детской психологии, являются:

– дефекты здоровья школьников;

– психолого-педагогические элементы поведения, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки;

– низкое развитие интеллекта;

– отсутствие устойчивой положительной мотивации учения;

– слабо развитая волевая сфера. На последнюю у нас как-то не принято обращать особого внимания, а между тем именно воля и усидчивость играют очень важную роль в учебной деятельности. Об этом еще писал К.Д. Ушинский: “Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно, и придется многое, что надобно будет взять силой воли”.

Слайд 5. К числу внешних они, в первую очередь, относят причины социального плана, а именно снижение ценности образования в обществе. В.С. Цетлин пишет: “Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий”.

К числу внешних относятся и такие, как:

1) несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, преобладание производящей деятельности, перегрузка, несформированность приемов познавательной деятельности, проблемы в знаниях);

2) отрицательное влияние семьи, друзей, социальной среды и т.д.

Таким образом, в реальной жизни школьника туго переплетается целый ряд причин. И дело не только, как считает большинство педагогов, в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Слайд 6. Три типа неуспевающих

Чтобы в глазах учителей все неуспевающие школьники не были на одно лицо, без четкого представления о причинах, вызывающих неуспеваемость, о характере мыслительной деятельности учащихся, об их отношении к школе и мотивах учения, по мнению психолога Н.И. Мурачковского, нужно учитывать определенные типы неуспевающих учеников. В основу классификации он положил два признака: первый характеризует особенности мыслительной деятельности, второй – направленность личности, ее отношение к учению. В итоге получилась следующая типология.

Первый: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению.

Второй: высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Третий: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Такая типология, на мой взгляд, имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, можно оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.

Кому какая помощь нужна?

Одна из мер преодоления неуспеваемости – это организация дополнительных занятий с отстающими во внеурочное время. Причем часто она используется для всех учеников независимо от того, какая именно причина вызвала их отставание. Дополнительное занятие с учащимися из второй группы в какой-то степени оправданно, поскольку дома они к урокам не готовятся. Но почему сюда же попали школьники из первой группы? Ведь они всегда добросовестно готовятся к урокам, очень прилежны и старательны. Не успевают они совсем по другой причине, а, следовательно, нуждаются в другой форме коррекционной работы. Другой пример. После уроков учитель оставляет учеников с астеническим состоянием, ослабленных, страдающих быстрой утомляемостью. Они нуждаются в щадящем режиме учебной работы, но педагог, не зная истинной причины, обрушивает на их плечи дополнительные нагрузки. Проку от такой помощи мало, она лишь создает внешнюю видимость борьбы за успеваемость. В обоих приведенных выше примерах учитель использовал экстенсивный подход преодоления неуспеваемости: увеличение учебной нагрузки. Беда такого подхода не только в том, что он приводит к перегрузкам, а в том, что учитель не дифференцирует помощь учащимся в зависимости от причин, вызвавших неуспеваемость. Доказано, что экстенсивный подход в решении учебных проблем, в частности, в преодолении неуспеваемости, не эффективен. Таким образом, в решении проблемы неуспеваемости не столько важен объем учебного времени, столько качество самого обучения.

Вернемся к нашей типологии и постараемся определить, в какой конкретной помощи нуждается каждая из выше названных групп учащихся. Исследователи считают, что:

– Основная помощь учащимся первой группы, для которых характерны низкая обучаемость, слабое развитие мыслительной деятельности и у которых преобладает репродуктивный (воспроизводящий) подход к решению учебных задач, должна заключаться главным образом в формировании приемов познавательной деятельности. Взывать к совести, чувству долга, упрекать в том, что они работают недостаточно, ленятся, приглашать родителей в школу бесполезно. Ощутимых результатов все это не даёт. Эти учащиеся занимаются много, очень старательны, добросовестны, но для успешного обучения им не хватает познавательных сил. Главное в работе с ними – учить учиться.

– Причиной плохой успеваемости учащихся второй группы является их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Школу они посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Исследования показывают, что учащимся этой группы достаточно изменить свое отношение к обучению, как резко возрастает продуктивность их учебной деятельности. Поэтому преодоление неуспеваемости учащихся этой группы в начинается с воспитательной работы. Данные ребята привлекаются к участию во внеурочной деятельности в подготовке школьных вечеров, “КВНов”; участию в интеллектуальных конкурсах “Русский медвежонок”, “Кенгуру”, “Золотое руно”, “КИТ”, “Человек и общество” и др. Это повышает самооценку отдельных обучающихся и ведёт к изменению отношения к учебным предметам.

А как быть с теми, кто по субъективным или объективным причинам всё-таки не может или не хочет учиться лучше? Как ни грустно, таких учащихся с каждым годом становится все больше. Что же надо сделать, чтобы они не потеряли веру в себя, не озлобились, сохранили положительное отношение к школе и учителям? Современный английский психолог и педагог Р. Берне считает, что: “Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку. Было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к учебе, представления о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки”.

Слайд 7. В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

Слайд 8. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новыx усилий: отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки данной группы школьников.

Слайд 10. Все моменты психолого-педагогического сопровождения способствуют выравниванию учебно-познавательной ситуации и ведут к формированию компетентностной личности ученика.

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания как средство повышения качества образования.

Внешние и внутренние причины неуспеваемости, пути их устранения.

Зеленская Светлана Валентиновна .

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам школ, – это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб школы.

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. У каждого отстающего ученика своя причина, но в то же время есть и общие для определенного круга школьников. Даже самые опытные из учителей часто говорят лишь о нежелании детей учиться, об отсутствии у них познавательных интересов, дурном влиянии улицы, семьи и других причинах, но редко связывают неуспеваемость с недостатками собственной работы, хотя очень часто именно это и является одной из главных причин.

Неуспеваемость – извечная головная боль педагогов. Мировая школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый – перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй – повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество.

Ещё древние мудрецы говорили: “Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом”. Актуальная проблема нашей школы – “не потерять”, “не упустить” учащихся с низкими учебными возможностями.

Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей, и важно найти именно ее, иначе все наши хлопоты напрасны. Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. Главными из внутренних причин неуспеваемости, по мнению исследователей детской психологии, являются:

– дефекты здоровья школьников;

– психолого-педагогические элементы поведения, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки;

– низкое развитие интеллекта;

– отсутствие устойчивой положительной мотивации учения;

– слабо развитая волевая сфера.

К числу внешних относятся и такие, как:

  1. несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, преобладание производящей деятельности, перегрузка, несформированность приемов познавательной деятельности, проблемы в знаниях);
  2. отрицательное влияние семьи, друзей, социальной среды и т.д.
    Таким образом, в реальной жизни школьника туго переплетается целый ряд причин. И дело не только, как считает большинство педагогов, в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания, т.е.многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют в конечном счете неуспеваемость.

Во всех школах, как и в нашей, обсуждается состояние качества знаний учащихся на конец четверти, полугодия, года. И, как правило, во многих случаях выявляется такая картина: интерес к знаниям и их качество выше в начальных классах, а затем они постепенно снижаются. В старших классах нередко картина бывает довольно неутешительной. Можно, конечно, сослаться на сложность учебных программ. Но, если серьезно вдуматься, то тоже можно сказать, что учение становится все более трудным, потому что мы их не обучили по-настоящему приёмам рационального, осмысленного усвоения знаний. Опыт убеждает, что переход на новые программы, учебники позволяют учащимся давать более глубокие и прочные знания. Однако достигнутые результаты нас не удовлетворяют. Поэтому нужно принимать меры к дальнейшему повышению учебно-воспитательной работы.
Все знания, приобретенные молодежью, должны быть ею самой продуманы, переработаны в сознании, ибо только через знания и труд лежит путь к силе, активности, уважению, радости, формированию мировоззрения, определяющего жизненную позицию и поведение человека.

В связи с этим мы учителя должны работать по двум направлениям:
1) с родителями, чтобы они требовали от своих детей, начиная с 1 – го класса строгого соблюдения режима дня школьника, следили за выполнением домашних заданий и оказывали посильную помощь в учении

2) во-вторых, надо учить учащихся умению учиться отбирать и читать книги, работать с учебниками, конспектировать уроки, развивать своё мышление, память, воображение.
Чем старше класс, тем более нетерпимы стандартные уроки, когда всё идёт по раз и навсегда определенной схеме. А это не может не сказаться на глубине и прочности знаний. Нельзя мириться с тем, что многие из нас работают давно сложившимися приёмами и методами, не отвечающими современным требованиям. У таких учителей явно преобладают информационные методы над поисковыми: учитель старается всё объяснить сам, сделать то, что могут сделать и сами школьники.

Знание причин неуспеваемости учащихся помогает учителю устранить некоторые из них уже при подготовке к уроку. Предупредить отставание учеников несравненно проще, чем бороться потом с пробелами в их знаниях.

Одна из наиболее распространенных внутренних причин неуспеваемости – недостаточное развитие у школьников мышления и других познавательных процессов, неготовность этих детей к напряженному интеллектуальному труду в процессе обучения. Примерно для каждого пятого неуспевающего школьника это основная причина слабых знаний, и устранить её порой бывает очень трудно. Однако при надлежащем индивидуальном подходе многим из них школьная программа вполне доступна. Другая субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые наши ученики – это низкий уровень навыков учебного труда. Так, если условно поделить всех отстающих на систематически и эпизодически неуспевающих, то окажется, что для каждого второго эпизодически неуспевающего ученика именно отсутствие необходимых навыков учебного труда, неорганизованность и является главной причиной двоек. В работе по предупреждению неуспеваемости таких учащихся особое внимание уделяется выработке привычек к учебному труду. Здесь особенно важны целенаправленная работа всех учителей, согласование их планов индивидуальной работы с конкретным учеником и, конечно, помощь родителей.

Другая распространенная причина неуспеваемости – нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Нежелание учиться может возникнуть из-за разных поводов. Все они сводятся в основном к трудностям учения. Например, ученик не умеет и не может заставить себя заниматься. Иногда нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для ученика. В этом случае всеми доступными средствами следует стимулировать его, показать ему радостную сторону познания и преодоления трудностей, внутреннюю красоту предмета, развивать интерес к предмету. Нотации, наказания, жалобы родителям зачастую лишь осложняют создавшееся положение. Нежелание ученика учиться может быть вызвано отсутствием интереса у школьника лишь к данному предмету. Ученик может быть способный, ему легко учиться, при желании он мог бы неплохо успевать. Однако он равнодушен именно к этому предмету. Так появляется ещё один неуспевающий. Здесь следует искать и найти такой подход, который заново открыл бы для данного ученика все достоинства изучаемого предмета.

Встречаются иногда и такие учащиеся, для которых учение потеряло почти всякий смысл. Именно из этой категории появляются те, кого называют “трудными”. Но и это объективно самая трудная категория неуспевающих небезнадежна. Если учитель в работе с такими учениками идёт в “лобовую атаку”, ругает и стыдит при всём классе, часто вызывает родителей, которые его наказывают, то результаты бывают минимальными. Гораздо эффективнее привлекать таких ребят для различной помощи в предметном кабинете, вовлекать их во внеурочную работу. Одним словом, нужна продуманная система мер по борьбе сначала за интерес к предмету, а затем и успеваемость этого ученика.

Объективной причиной неуспеваемости считают отсутствие у школьников способностей к данному предмету. Среди них есть и старательные, трудолюбивые, успешно занимающиеся по многим предметам, но не успевающие, например, по математике или физике. Таким ученикам бессмысленно постоянно ставить плохие оценки. Они и без запугивания или наказания двойкой много работают. Для таких учеников целесообразна строго индивидуальная поэтапная программа, предусматривающая посильную, постепенно усложняющуюся работу, чтобы подвести их к обычным требованиям. Это позволит ликвидировать пробелы в знаниях, одновременно усваивая основные положения нового материала.

Распространенной причиной устойчивой неуспеваемости является недисциплинированность отдельных учеников. Опыт работы с такими учениками показывает, что если для них найти посильную и интересную работу не только на уроке, то они постепенно исправляются. Авторитет учителя, заинтересованность предметом, работой во внеурочное время определяют успех борьбы с недисциплинированностью.

Отмечу ещё одну причину – так называемая профилактическая двойка.
Иногда учитель ставит двойку за отказ ученика отвечать. Такой подход выглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие двойки скапливаются, то они, как правило, перерастают в личностном плане ученика в новое качество – состояние неуверенности, безразличие к оценке. Ведь рано или поздно такие ученики, сдав долги, получают за четверть “3”. Но “4” им получить уже просто нельзя, хотя многие из них этого заслуживают. Так мнимая строгость и объективность порождает неуспеваемость, равнодушие к учёбе, нежелание работать и, как следствие новые двойки. Понимая, какой явный вред и в обучении, и в воспитании приносят такие двойки, учитель должен находить другие способы оценки невыполненной учеником работы.

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

  1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
  2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
  3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
  4. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа “отлично”, “молодец”, “умница” и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
  5. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
  6. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
  7. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю , который является основным звеном связи горизонтали “дети – родители – учителя”.

Классный руководитель и учителя-предметники обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. В работе с ученическим коллективом и отдельными учащимися все педагоги решают общие образовательные и воспитательные задачи: развитие познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности, ответственности и др.

Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности действий педагогов, работающих с учениками конкретного класса.

Каждый педагог заинтересован в профессиональном и воспитательном результате, который можно повысить, если объединить или скоординировать свои усилия с действиями коллег. Центром этой координации и организации учебно-воспитательного процесса является классный руководитель.

Основу взаимодействия классного руководителя и учителей класса составляют:

· взаимная информированность о детях, их взаимоотношениях, об организации и результатах учебно-воспитательного процесса;

· взаимопомощь, взаимная поддержка в решении сложных проблем;

· заинтересованность в успешной работе класса и каждого ученика;

· совместный поиск путей решения педагогических проблем, совместные усилия, совместная работа по реализации намеченных задач;

· совместный анализ проведенной работы, решаемых педагогических проблем, полученных результатов;

· совместное определение перспектив в работе классным коллективом, отдельными учащимися.

На первый взгляд реализация всех этих совместных действий может показаться нереальной, однако многое осуществляется классным руководителем и учителями в повседневном общении и требует наибольших затрат времени, окупающихся значительным повышением качества педагогической работы. При этом обе стороны, помогая, друг другу, помогают и себе.

Классный руководитель организует изучение учащихся, их образовательных возможностей, обучаемости, воспитанности. Вместе с учителями он может составлять и оформлять различные диагностические карты. Оценка ряда учебных способностей у детей осуществляется родителями, детьми и учителями. В этом случае важно сопоставить, проанализировать различные данные, ознакомить педагогов с результатами. С одной стороны, классный руководитель в своей деятельности использует различную информацию, которую получает о детях от учителей, учитывает ее при организации воспитательной работы; с другой – обогащает представления учителей о ребенке, предлагая им неизвестные данные, которые могут отрегулировать действия педагога, его методы работы с учеником.

Классный руководитель должен систематически информировать учителей динамике развития ребёнка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случаях затруднений, связанных с обучением, стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия. Необходимо познакомить учителей с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии.

Классный руководитель регулирует отношение учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитанника, особенностях семьи, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией, оказания помощи родителям.

Особое внимание необходимо уделить новым педагогам, которых важно познакомить с особенностями классного коллектива, отдельных учеников, требованиями, предъявляемыми предыдущим учителем к педагогам класса.

Формы взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников:

• посещение уроков классным руководителем;

• подготовка предметных недель, внеклассных мероприятий;

• обеспечение взаимодействия родителей и учителей для решения учебных проблем;

В начале учебного года классный руководитель должен познакомить учащихся класса с теми требованиями, которые предъявляются к учащимся для успешного изучения предмета. Для этого учителя предметники могут подготовить для учащихся памятки по учебным предметам. Памятки ребята могут иметь дома и всегда воспользоваться ими при подготовке домашних заданий, что, естественно, повысит результативность учебной деятельности, обеспечит контроль учебной деятельности учащихся со стороны родителей, поможет наладить сотрудничество родителей, педагогов и учащихся. Такие памятки очень полезны особенно для учащихся 5-6 классов, которые испытывают трудности при переходе из начальной школы

В конце каждой учебной четверти классный руководитель должен выяснить, чем объясняется ухудшение учебных результатов учащихся по учебным предметам и организовать помощь педагогов учащимся, если проблемы связаны с тем, что ребенок долго болел или не усвоил учебный материал в силу каких-то других обстоятельств.

Классный руководитель привлекает учителей-предметников к работе с родителями, способствует формированию уважительных доверительных отношений между ними. Этому могут способствовать совместное обсуждение проблем класса на родительских собраниях.

Классный руководитель обеспечивает взаимодействие родителей и педагогов для решения учебных проблем детей. Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками имеет особо важное значение в определении позиций и требований к конкретным ученикам.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получает информацию о его психическом, физическом, умственном развитии, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях.

Формы взаимодействия классного руководителя с учителями могут быть самыми разнообразными. Многое зависит от личных контактов, заинтересованности в успехе обеих взаимодействующих сторон.

Таким образом, только сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет ученикам найти свое место в классном и школьном коллективе, определить направление образовательной и общественной деятельности, в полной мере удовлетворить собственные потребности и стать разносторонне развитой личностью.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

Учитель, работающий с неуспевающими детьми, по сути, обладает безграничными возможностями по профилактике и устранению школьной неуспеваемости. Следуя основным принципам современной педагогики, пользуясь знаниями из возрастной психологии, сотрудничая с другими специалистами, работающими в школе, а также имея желание помочь учащимся в преодолении трудностей в обучении, педагог способен достичь высоких результатов в своем нелегком деле.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Создание системы профилактики школьной неуспеваемости как средство повышения качества образования

Выступление на педагогическом совете

учителя начальных классов Крикун Светланы Николаевны

Постановка проблемы.

Сегодня мы обсудим с вами проблему преодоления неуспеваемости школьников. Это одна из главных проблем, которую приходится решать педагогам школ, – работа со слабоуспевающими учащимися.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб школы.

Неуспеваемость – извечная головная боль педагогов. Мировая школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый – перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй – повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество.

При наличии потенциальных возможностей у всех детей мы в школах имеем детей неуспевающих, трудных. В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано?

Ещё древние мудрецы говорили: “Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом”. Актуальная проблема нашей школы – “не потерять”, “не упустить” учащихся с низкими учебными возможностями.

Преодоление неуспеваемости школьников - важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Требуются новые знания о существе самого явления, о признаках и формах его проявления в современной школе.

Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения - цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.

Причины неуспеваемости школьников

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей.

Известные психологи Ю. К. Бабанский и В. С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

Что можно отнести к внешним причинам?

1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе).

2. Отрицательное влияние семьи, улицы.

3. Несовершенство учебного процесса.

Ну а каковы же внутренние причины неуспеваемости ?

1. Одной из самых главных причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников. Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

2. К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта , что должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства учащихся.

3. К внутренним причинам следует отнести проблему отсутствия мотивации учения: у ребёнка неправильно сформировавшееся отношение к учению, он не понимает его общественную значимости и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

4. И, наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся.

Об этом писал еще К. Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".

Таким образом, в реальной жизни школьника переплетается целый ряд причин. И дело не только в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем это кажется на первый взгляд.

Многие трудности в учёбе образуют своего рода “порочный круг”, в котором каждый нежелательный фактор вначале вызывается внешними обстоятельствами, а затем порождает другие нежелательные факторы, последовательно усиливающие друг друга. Поэтому чаще всего учителю, совместно с психологом, нужно искать не одну, а несколько причин неуспеваемости каждого конкретного ученика и стремиться устранить каждую из них. Нужно помнить, что нормальному, здоровому ребёнку всегда можно помочь, его можно и нужно научить учиться.

Работа с неуспевающими детьми.

Основные пути преодоления неуспеваемости, которые предлагает современная дидактика.

Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий.

Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.

Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа , которая включает и работу с семьей школьника.

По мнению психолога Н. И. Мурачковского, можно выделить определенные типы неуспевающих учеников. В основу своего деления на типы, автор положил два показателя: особенности мыслительной деятельности и направленность личности ребенка, его отношение к учению. Различное сочетание этих показателей привело к следующим результатам.

Типы неуспевающих учеников:

Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.), сочетается с положительным отношением к учению. Хочу учиться, но не могу.

Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению. Могу учиться, но не хочу.

Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению. Не могу учиться и не хочу.

Такая типология , на наш взгляд, имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, мы сможем оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.

Кому какая помощь нужна.

Для первой группы неуспевающих (со слабым развитием мыслительной деятельности, но с желанием учиться) рекомендуются специально организованные занятия по формированию познавательных процессов - внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения.

Занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с ними – учить учиться. Взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей данных учащихся в школу бесполезно. Они сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

Причиной плохой успеваемости учащихся второй группы является их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Школу они посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности , к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация - будет продуктивность учебной деятельности!

И, наконец, самой сложной группой неуспевающих учеников является третий тип. Как не грустно, таких учеников становится все больше и больше. Здесь нам должна помочь позитивная психология. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Учителю необходимо найти эту сферу жизни ребенка, и сконцентрировать внимание ребенка на том, что он действительно может.

Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников

Сбор предварительной информации за 2-3 недели до конца семестра.

Малый педсовет по предварительным итогам четверти (с приглашением уч-ся, родителей) за 2 недели до конца семестра.

Контроль за посещаемостью слабоуспевающих уч-ся индивидуально-групповых, консультативных занятий.

Контроль за эффективностью опроса слабоуспевающих уч-ся на уроке.

Контроль за ведением слабоуспевающими учащимися тетрадей, дневников.

Собеседования администрации, учителей, классного руководителя с родителями слабоуспевающих уч-ся.

Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:

а) в начальных классах сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;

б) включение в тематику педагогических советов, заседаний методических советов, объединений вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся;

Выявление и учет специфических для школы причин отставания во всех классах, устранение и профилактика.

Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении.

Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства и воспитания, установленные межпредметных связей в обучении, координацию действий педагогов с учениками активом, родителями и общественностью по месту жительства детей и др.

Тщательное ознакомление с учебными возможностями будущих первоклассников и проведение в необходимых случаях специальных корректирующих занятий.

Систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообразование.

Включение в тематику педагогических советов, заседаний методических объединений и прочих проблем, над которыми будет работать школа в ближайшие годы, вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся.

Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости и его широкое обсуждение.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.

В процессе контроля за подготовленностью учащихся:

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски

Предложения учащимся примерного плана ответа

Разрешение пользоваться наглядными пособиями помогающими излагать суть явления

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

При изложении нового материала:

Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

В ходе самостоятельной работы на уроке:

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее

Напоминание приема и способа выполнения задания

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления

При организации самостоятельной работы:

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области работы с неуспевающими учащимися.

Задачи:

1) Выявить основные причины неуспеваемости детей и определить меры ее профилактики.

2) Определить наиболее оптимальные педагогические методы и приемы работы со слабоуспевающими учащимися.

СЦЕНАРИЙ ПЕДСОВЕТА

«Создание системы профилактики школьной неуспеваемости и отставания

как средство повышения качества образования.

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области работы с неуспевающими учащимися.

1) Выявить основные причины неуспеваемости детей и определить меры ее профилактики.

2) Определить наиболее оптимальные педагогические методы и приемы работы со слабоуспевающими учащимися.

3) Изучить рекомендации по теме педсовета.

Повестка педсовета.

1.Вступление 10 минут

2. Ознакомление с повесткой педсовета 5 минут

3. Актуальность темы педсовета 5 минут

4. Работа в группах 5 минут

5. Выступление педагогов: 40 минут

7. Принятие решений. 5 минут

8. Рефлексия 5 минут

1. Вступление 10 минут

- Дорогие коллеги. Сегодня обсуждая серьезную педагогическую проблему, мы будем работать в группах. Представим, что каждая группа – это команда корабля. Мы плывем с вами по бескрайним морским просторам, наслаждаемся свежим ветром, дующим в наши паруса. Вдруг разыгрался шторм! Наш корабль тонет. Каждая команда спасается на шлюпках. С собой можно взять ограниченный запас вещей. На ваших столах листочки. Выберите 5 самых важных предметов из предложенных.

Зеркало для бритья.

Канистра с 25 литрами воды.

Противомоскитная сетка.

Одна коробка с армейским рационом.

Карты Тихого океана.

Надувная плавательная подушка.

Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси.

Маленький транзисторный радиоприемник.

Репеллент, отпугивающий акул.

Два квадратных метра непрозрачной пленки.

Один литр рома крепостью 80%.

450 метров нейлонового каната.

Две коробки шоколада.

Рыболовная снасть.

А вот как это сделали настоящие моряки, с точки зрения экспертов. Слайд

Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Без средств сигнализации почти нет шансов быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят в первые тридцать шесть часов, а человек может прожить этот период без пиши и даже воды, поэтому они менее ценны.

1. Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

2. Канистра с 10 литрами нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Её можно зажечь с помощью спичек и банкнот (естественно, вне плота): горящая канистра будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.

3. Канистра с 25 литрами воды. Необходима для утоления жажды.

4. Одна коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пишу.

5. Два квадратных метра непрозрачной пленки.

Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от непогоды.

- С кем можно сравнить труд педагога?

Труд учителя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Наверное, многие из вас выращивали рассаду и наблюдали такую картину: семечко прорастает, но не все ростки одинаковые. Некоторые растут без особых усилий, им требуется только полив. А другим нужны определённые условия для хорошего роста, например, подкормка. Тогда маленькие, слабые ростки начинают догонять более сильных и выравниваются по росту и урожаю.

Так и дети: есть успевающие ученики, которые без особых усилий со стороны учителя, усваивают программу, а есть слабоуспевающие учащиеся, которым требуется создать определённые условия, находясь в которых, они станут успешными.

Несмотря на то, что все наши педагоги являются высококвалифицированными специалистами, имеющими значительный педагогический стаж, тем не менее, в нашей школе остро стоит вопрос “неуспеваемости” школьников. Поэтому сегодня мы поговорим с вами о причинах неуспеваемости и поищем способы ее преодоления, а также что нужно сделать чтобы ленивый стал трудолюбивым, а рассеянный – собранным.

2. Ознакомление с повесткой педсовета 5 минут

-Для ознакомления с повесткой педсовета слово предоставляется директору школы/

3. Актуальность темы педсовета 5 минут

Одной из главных проблем, которую приходится решать всем педагогам, – это работа со слабоуспевающими учащимися. Несмотря на пристальное внимание общественности к проблеме неуспеваемости, число учащихся, испытывающих трудности в обучении непрерывно растёт. Не секрет, что количество таких детей в школах составляет примерно 10-15 %. Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться.

Ещё древние мудрецы говорили: “Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом”.

Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Каждый из нас может привести примеры из своей личной жизни, педагогической практики, или просто из истории о выдающихся людях, которые испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных.

Например, Отто фон Бисмарк, канцлер Германский империи, скверно учился и еще хуже работал: устраивался на службу только по протекции, и его либо отовсюду выгоняли, либо он уходил сам, будучи не в силах выполнять рутинную работу. Исаак Ньютон учился хуже всех в классе, пока его не побил приятель. После чего Ньютон решил победить его в знаниях и уже через несколько месяцев стал первым в классе. Николай Гоголь учился плохо, отдавал предпочтение чтению, живописи, театру.

Наполеон учился плохо по всем предметам, кроме математики.

Людвиг ван Бетховен писал с ошибками, а деление и умножение так и не осилил, так же, как и Александр Дюма-отец.

Владимир Маяковский учился настолько плохо, что даже не дочитал до конца "Анну Каренину".

Сергей Королев, под руководством которого были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые спутники и космические корабли "Восток" и "Восход", был круглым троечником.

Александр Пушкин очень слабо успевал в Лицее и плакал на уроках арифметики. После аттестации, на вручении дипломов он оказался вторым с конца. Этот список можно продолжать.

И учителя нередко удивляются: как мог достичь успехов тот или иной ученик, числившийся в безнадёжных двоечниках, по окончании школы. А чуда никакого нет – это был ребёнок, которому не подошло то, что ему предлагали в школе.

4. Работа в группах(5 минут)

Назовите каковы вообще признаки неуспешного ученика?

Перед вами характерные признаки неуспевающего ученика.

(Безынициативный , ленивый, невнимательный, вялый, неактивный, заторможенный. Медлителен, неуклюж, плохо координирован. Склонен к однообразной деятельности. С трудом обучается новым видам деятельности, затрудняется при переносе изученных способов действия (правил) на аналогичный материал. Проблемы логического мышления, речевого развития. Ребенок легко отвлекается, не удерживает данные ему инструкции. Быстро устает, теряет интерес к происходящему, начинает отвлекаться, мешать другим детям. )

Задание: Напишите (каждый) на листочке фамилии учеников, которых вы считаете неуспевающими по своему предмету и определите причины неуспеваемости.

- Определите в группе, есть ли совпадение фамилий учащихся. Подчеркните те фамилии, которые встречаются неоднократно.

Как ЖЕ ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ из неуспешного ученика сделать успешного? Кто поможет в этом ученику?

- Таким образом, наша задача сегодня найти такие пути, чтобы из неуспевающего ученика сделать успевающего.

5. Выступление педагогов: 40 минут

- Предупреждению неуспеваемости способствует систематическое изучение опыта работы учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообразование.

Роль тематического контроля в ликвидации пробелов в знаниях обучающихся

Создание ситуаций успеха на уроках

Проблемное введение знаний

Опыт изучения трудных тем

Контрольно-оценочная деятельность учителя как условие повышения мотивации

Роль классного руководителя в преодолении неуспеваемости.

Нарушение навыков чтения у учащихся начальных классов, их причины и пути преодоления.

Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика

Подводя итог выступлений, можно сделать вывод:

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовывать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

Нужно так организовывать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

- Наверно вам всем уже понятно по каким критериям вы попалив эту группу. (администрация, учителя- предметники, специалисты, классные руководители и родители)

Задание: Какие меры можно предпринять учителю для предупреждения неуспеваемости ученика и по формированию положительного отношения к учению? Предложите конкретные способы решения данной проблемы, используя собственный опыт работы. Опирайтесь в данной работе на фамилии тех учащихся, которые были выявлены на первом этапе работы.

-Основное условие предупреждения и преодоления неуспеваемости – это высокое качество урока!

Для того, чтобы добиться успеха в обучении необходимы:

1. Жесткий контроль выполнения всех заданий, особенно у слабоуспевающих учащихся.

2. Следить за тем, чтобы каждый учащийся положительно сдал каждую тему (обязательные результаты обучения)

3.Осуществлять дифференцированный подход к учащимся при опросе.

4. Дифференцированные задания должны быть и на самостоятельных и на контрольных работах

5. Домашнее задание должно содержать обязательную часть и дополнительную.

6. Не допускать отставания учащихся, для этого систематически проводить консультации и дополнительные занятия.

7. Принятие решений. 5 минут

Проект решений педсовета.

1. С целью предупреждения неуспеваемости классным руководителям 2-11 классов проводить каждую четверть рейтинг, отражающий успеваемость в классе.

2. Учителям ___________ изучить возможные причины неуспеваемости отстающих за 1 четверть и составить индивидуальные планы работы с обучающимися по ликвидации неуспеваемости.

3. На заседаниях МО рассмотреть вопрос о применении новых педагогических технологий обучения с целью профилактики неуспеваемости и разработать систему индивидуальных домашних заданий.

4. Классным руководителям план работы с родителями неуспевающих учеников за 1 четверть, рассмотреть на родительских собраниях требования к самостоятельному выполнению домашнего задания.

6. Вести систематический контроль неуспевающих учеников администрацией школы.

На доске прикреплен рисунок ребенка, тонущего в море. Задача коллектива: соорудить ему плот. Бревна плота – листочки с мероприятиями, которые данный педагог проведет в кратчайшее время с обучающимися, неуспевающими по его предмету.

- Создавая определённые условия, мы выращиваем из маленьких ростков сильные и крепкие растения. Так же, применяя определённые педагогические технологии, методы и приёмы, мы помогаем стать нашим ученикам уверенными в себе, в своих знаниях, помогаем стать успешными в жизни.

Читайте также: