Педагогическое консультирование родителей кратко

Обновлено: 05.07.2024

Работа с родителями (или с одним из них, чаще это мать) начинается в ходе обстоятельной беседы по поводу истории развития ребенка, при обследовании ребенка и в процессе заключительной беседы по результатам обследования. На всех этапах необходимо создать доверительные, откровенные отношения с родителями обследуемого ребенка. В их основе лежат уважение и понимание беспокойства и тревоги, которые испытывают родители. Любой намек на некомпетентность родителей, неодобрение или критика их действий могут привести к сильным защитным реакциям, нарушению контакта или отказу встречаться с психологом.

Психолого-педагогическое консультирование (синоним: возрастно-психологическое консультирование) — вид индивидуального психологического консультирования по вопросам психического развития, обучения и воспитания детей и подростков. П.-п. к. направлено на практическое решение важнейшей задачи возрастной психологии — задачи систематического контроля за ходом психического развития детей в целях его оптимизации и коррекции (Л.С. Выготский, Н.М. Щелованов).

Условия сотрудничества (М.Ю. Новицкая, З.П. Теплова):

1 признание ценности взаимодействия между детьми, педагогом и родителями

2 установление эмоционально доверительного контакта между педагогами и родителями и их восприятие ребенка как ценности

3 адекватность методов и форм педагогического консультирования проблемного поля взаимодействия педагога с детьми и родителями

4 конструктивное мышление педагога

5 активность и ответственность всех субъектов взаимодействия: педагогов и родителей в процессе формирования системы ценностных ориентаций и отношений к себе и другим, к окружающему миру у ребенка.

50. Игрушка Игрушка- предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Игрушка широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества. Типы, характер, содержание и оформление игрушки определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов.

К игрушкам предъявляются определённые педагогические, эстетические, гигиенические, технические и экономические требования. Существуют различные классификации игрушек. Различают образные игрушки, дидактические и игры-пособия, технические, театральные, карнавальные и музыкальные, спортивно-моторные, игрушки-забавы. Деление игрушек на такие группы условно, так как с помощью одной и той же игрушки могут решаться различные воспитательные и образовательные задачи, проводиться игры разного содержания и характера. В основе промышленной классификации игрушки лежит — материал для их производства: игрушки пластмассовые, деревянные, металлические, резиновые, мягконабивные; куклы, музыкальные, электромеханические, полиграфические и др.

Требования к игрушкам:

- они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

- содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

- иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

- соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

- должны быть безопасными и гигиеничными;

- развивать познавательные интересы, активизировать общение;

- приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

Любой вид работы педагога - психолога образования направлен на обеспечение психологического благополучия ребенка. И работа со взрослыми не является здесь самоцелью, она необходимая и важная часть его профессиональной деятельности, которая обусловлена неразрывной связью развития ребенка с окружающими его людьми, прежде всего, с теми, кто несет ответственность за его воспитание и обучение. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.

Усилия педагога-психолога ДОУ сосредоточены на том, чтобы вместе со всеми участниками образовательного процесса добиваться следующего:

- своевременно обнаруживать признаки психологического неблагополучия в развитии личности ребенка;

- изменять психолого-педагогические условия, угрожающие безопасности психологического здоровья детей в данной образовательной среде;

- предотвращать возможность развития трудностей в сторону углубления, закрепления, преодолевать их до того, как они перейдут в категорию серьезных психологических проблем.

Одним из направлений работы педагога-психолога в ДОУ является психологическое консультирование.

Как правило, объектом внимания педагога-психолога являются родители детей (или замещающие их лица), педагогический персонал и администрация. В связи с этим педагог-психолог вынужден дифференцировать содержание запросов взрослых, чтобы определить реальные возможности решения проблем ребенка. Поэтому в содержание консультационной работы преимущественно входят те проблемы, которые существуют у взрослых в отношении ребенка.

В условиях ДОУ можно выделить следующие основные виды консультативной работы:

- индивидуальное и групповое;

- однократные и многократные;

- по личному обращению или в результате вызова, направления;

- без дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием;

- без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов;

- консультации изолированные и комбинированные с другими методами психологической помощи.

Прежде всего, групповые консультации организуются для родителей по инициативе педагогов и администрации и связаны с годовыми задачами ДОУ, также основными проблемами и особенностями психического развития ребенка-дошкольника, а именно: психологические особенности детей разного возраста, адаптация детей к детскому саду, готовность к школе, консультирование родителей по итогам диагностических процедур, скринингов , особенности детско-родительских отношений.

Воспитатели часто обращаются к психологу по следующим вопросам: причины трудностей в усвоении детьми программ обучения (подготовка к школе), нежелание и неумение детей заниматься, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми. Исходя из обозначенных проблем, определяется вид консультирования и форма проведения , для кого оно будет проводиться.

Для проведения групповых консультаций используются разные формы: выступления на родительских собраниях, стендовые консультации по актуальным психолого-педагогическим проблемам.

Формат же консультационной работы с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ имеет три направления:

- индивидуальные игровые занятия (индивидуальная программа, ориентированная на конкретного ребенка, и составленная исходя из его потребности в развитии той или иной психологической сферы);

- групповые игровые занятия (использование программы развивающих сеансов с упором на социальное развитие детей);

- консультация родителей детей (необходимое взаимодействие с окружающими ребенка взрослыми с целью решения вопросов, связанных со своевременным и оптимальным удовлетворением его потребностей в развитии и информирование родителей детей (или лиц их заменяющих) о психологическом состоянии ребенка).

Таким образом консультирование в дошкольном образовательном учреждении позволяет максимально реализовать его предупреждающую функцию, а активное взаимодействие со взрослыми, непосредственно контактирующими с ребенком, создает возможность своевременно организовать условия, которые предохранят личность ребенка от психологически неблагоприятных факторов. Соответственно, в контексте системообразующей роли психопрофилактики , в практике работе педагога-психолога ДОУ, консультирование направлено на выполнение профилактических функций.

В настоящее время для специалистов актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включение родителей в развивающее - коррекционный процесс.

Было рассмотрено одно из направлений деятельности педагога-психолога - индивидуальное психолого-педагогическое консультирование, как важное средство психологического просвещения родителей.

Выявление особенностей определяет специфику индивидуального психолого-педагогического консультирования и позволяет планировать деятельность педагога-психолога,учитывая типичные проблемы,с которыми обращаются родители детей разных возрастов.

Можно сказать о том, что индивидуальная консультативная работа в детском саду имеет принципиальное различие от той, которую осуществляет психолог в других учреждениях. Специфика состоит в том, что в процессе консультирования рассматривается только то, что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования - максимально содействовать психическому, личностному развитию каждого ребенка.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

Список литературы:

1. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с.

2. Верещагина Н.В. Особенности работы с семьей и консультирования родителей с образовательными потребностями.//Дошкольная педагогика. – 2009г. – 29-33с

3. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.

4. Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002 – 147с.

Согласно нормативным документам, в настоящее время главная роль в поддержке и помощи семье ребенка-дошкольника отводится государственным дошкольным образовательным учреждениям. ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, определяет современные ориентиры построения взаимоотношений дошкольной образовательной организации с семьей [2]. К важнейшим задачам, решаемым ФГОС ДО, относятся обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В настоящее время большое внимание уделяется на работу с родителями, поскольку взаимоотношение родителя и педагога очень важны в построении воспитательного процесса. Многие родители не слышат воспитателя, и воспитатели не всегда правильно понимают то, что говорят ему родители, в целях недопущения конфликтной ситуации, есть одна из форм работы с родителями – это консультация.

Консультации (общие или индивидуальные) – одна из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей.

По мнению И. М. Марковской, беседа с родителями, с одной стороны, дает возможность последним найти правильный подход к детям, а с другой – способствует более эффективной работе специалиста, ведь часто разговор с родителями помогает найти правильный подход к воспитаннику, так как близкие хорошо знают своего ребенка и могут многое подсказать [3].

Такие формы работы помогают родителям сконцентрировать внимание на воспитании детей в семье, усиливают чувство удовлетворенности процессом воспитания детей, укрепляет чувство родительского самосознания. Родители чаще проявляют по отношению к детям заинтересованность их жизнью, нежность, одобрение, уважение, а это – залог развития у детей способности к сотрудничеству, развитию самоуважения и уверенности в себе.

Большую роль в консультациях играют эмоции. Родители могут быть скованными, или наоборот импульсивными. Педагог должен найти особый подход, чтобы консультация состоялась. Необходимо подобрать интонацию голоса, быть внимательным, вежливым. Беседуя смотреть на родителей, а не в сторону. Отношения должны быть доверительные. При этих условиях консультация приносит огромную пользу в роботе с родителями.

Задача воспитателя – научить родителей ориентироваться на реакцию ребенка, но при этом не потакать ей, не допускать манипулирования родителями со стороны ребенка. Важным моментом является также научить предотвращению и эффективному разрешению конфликтных ситуаций, а также анализ застарелых семейных конфликтов между родителями и детьми, между родителями и другими членами семьи, при условии, что эти конфликты отражаются на детско-родительских отношениях.

При реализации данного консультирования встречаются ситуации, при которых родители имеют свою точку зрения, отличную от педагогической. Стоит так же учесть, что в семье ребенок проявляет себя иначе, и что у родителей нет возможности сравнить его с другими дошкольниками. Поэтому, разговор с родителями начинается как с людьми, знающими проблему, а возможно, и своими союзниками.

Работа с родителями начинается в ходе обстоятельной беседы по поводу истории развития ребенка, при обследовании ребенка и в процессе заключительной беседы по результатам обследования. На всех этапах необходимо создать доверительные, откровенные отношения с родителями обследуемого ребенка. В их основе лежат уважение и понимание беспокойства и тревоги, которые испытывают родители. Любой намек на некомпетентность родителей, неодобрение или критика их действий могут привести к сильным защитным реакциям, нарушению контакта или отказу встречаться с воспитателем. Во время первой встречи с родителями воспитателю необходимо понять мотивы обращения за консультацией, разъяснить цели и задачи консультирования.

Многие родители недооценивают объем и сложность процесса консультирования, временных затрат, ориентированы на получение готового результата. Важно также избегать неоправданных ожиданий, которые могут привести к чувству неудовлетворенности.

Таким образом, основная цель воспитателя, работающего с родителями, – достижение возможно более глубокого и объективного понимания ребенка. Тактика работы с родителями предполагает : подробное обсуждение конкретных результатов, полученных в ходе обследования ребенка; информирование их о ходе коррекционной или развивающей работы, которую проводит воспитатель; родителям полезно иметь на руках психологическое заключение, написанное ясным, понятным языком, или самим записать выводы и рекомендации, поскольку это поможет им обдумать результаты консультации, найти конкретные меры помощи, проверить их правильность, наблюдая за изменениями в поведении ребенка.

3. Марковская, И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст] / И. М. Марковская. – СПб. : Речь, 2002. – 260 с.

Особенности методических подходов к воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей дошкольного возраста

Особенности методических подходов к воспитанию интереса и уважения к культурам разных стран у детей дошкольного возраста Проблема воспитания интереса и уважения к культурам разных стран у детей становится в современном мире всё более актуальной. Значительная.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация дошкольного образовательного учреждения. .

Консультативный пункт на базе образовательной организации открывается на основании приказа от 03. 02. 2017 г.

Цели консультационного пункта

Оказание квалифицированной педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста, воспитывающимися на дому;

поддержка всестороннего развития личности

Задачи консультационного пункта

Оказание всесторонней помощи детям, не посещающим дошкольное образовательное учреждение, в целях обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу.

Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста.

Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Проведение профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Основная категория родителей, которых ждут в консультативном пункте – это родители, дети которых не посещают Дошкольное учреждение.

Для оказания помощи семье специалисты консультационного пункта проводят работу с детьми с целью получения дополнительной информации в форме беседы, проведения диагностических исследований, организации наблюдения за детьми и др.

Консультирование родителей (законных представителей) проводиться одним или несколькими специалистами одновременно.

Отношения родителей (законных представителей) воспитанников и специалистов консультационного центра ДОУ строятся на основе сотрудничества и уважения к личности ребенка.

Формы работы:

Взаимодействие с родителями и детьми в консультационном пункте проводиться в различных формах:

Родители могут получить помощь специалистов в дистанционной форме (через электронную почту заявителя).

Для получения очной консультации специалиста Консультационного пункта заявитель (родитель) должен иметь при себе документ, удостоверяющий личность с подтверждением статуса родителя (законного представителя) несовершеннолетнего ребенка (паспорт гражданина РФ).

Консультационный пункт функционирует бесплатно , его могут посещать родители и дети, не посещающие и посещающие детский сад.

Приглашение родителей в детский сад.

Размещение на сайте детского сада информации об открытии консультационного пункта на базе Учреждения, графике работы специалистов и плана работы пункта. Приглашение родителей (законных представителей) к сотрудничеству.

Приглашение по телефону.

Приглашение по сети интернет, контакт, одноклассники и другие…

Приглашение очно посещение на дому.

Родители неохотно идут на приглашения ссылаясь на занятость, или другие причины. Поэтому, для привлечения родителей не посещающих детское учреждение детей, используем различные формы работы:

Наиболее востребованная у родителей форма взаимодействия, как индивидуальные консультации со специалистами по актуальным вопросам и проблемам детей.

Консультации проводятся специалистами, исходя из запроса родителей и с учётом особенностей развития детей.
Во время индивидуальных встреч родители получают рекомендации по вопросам воспитания и обучения. Оказываем помощь в создании в семье коррекционно-развивающей среды : советуем, какие игрушки и предметы можно использовать в играх с ребенком; что можно сделать своими руками для развития познавательных процессов. Знакомим с детской литературой; обучаем родителей несложным приемам и упражнениям на развитие мелкой и общей моторики, артикуляционной гимнастики.

Беседа , нацеленная на выяснение причины.

Сбор данных о неорганизованных детях и формирование списка детей.

Анкетирование родителей , получение дополнительных сведений.

Разъяснение. Подразумевает развернутое конкретное объяснение позиции консультанта по проблеме родителя. В 2019 году проведена большая работа по комплектации групп, с помощью разъяснительной работы в детский сад с 1 сентября придут дети 2- в подготовительную группу , 3- в старшую группу и в младшую 8 детей.

Мастер – класс

Интерес у родителей вызывает такая форма взаимодействия как проведение мастер - классов совместная деятельность развивающего времяпровождения детей и родителей.

Занятия и игры с детьми – игры с развивающими игрушками, спортивные, подвижные, сенсорные, игры с песком. Считаем, что организация таких практикумов целесообразна, так как родители приобретают определённый педагогический опыт.

Совместные праздники развлечения .

Следует отметить ряд трудностей, с которыми мы столкнулись :
- с целью привлечения родителей к деятельности нашего Консультационного пункта:

мы вынуждены неоднократно подавать информацию на сайте , мы ищем разнообразные пути информирования населения о нашей работе;
- отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний приводит к неадекватной оценке возможностей ребёнка: завышение или занижение требований приносит отрицательные плоды. Следовательно, коррекционно-педагогическая помощь и поддержка такой семьи предполагает длительную, тщательную, кропотливую работу всех специалистов пункта.

Консультативный Пункт такая форма дошкольного образования, которая позволяет осуществлять раннее психолого- педагогическое сопровождение семьи воспитывающей ребенка не посещающего ДОУ и детей с проблемами в развитии.

Читайте также: