Педагогическим коллективом школы совместно с родительским активом 7 9 классов

Обновлено: 03.07.2024

Автор: Багрийчук Елена Петровна

Организация: МОУ СОШ №24

Населенный пункт: Московская область, Г.о. Подольск

В основе данного проекта лежит идея не просто активного привлечения родителей к совместным с детьми мероприятиям, а взаимодействия родителей, детей и учителя как партнеров, имеющих равные права и в равной степени отвечающих за результаты деятельности.

Концепция формирования педагогического партнерства как способа организации педагогического процесса не нова. В отечественной педагогике на работах и практике Василия Александровича Сухомлинского выросла теория сотрудничества [1]. Антон Семенович Макаренко разработал систему воспитания детей в коллективе и через коллектив, при этом важнейшая роль в формировании отношений между родителями, школой и детьми и век назад, и в настоящее время, отводится учителю. Автором идей педагогики сотрудничества и ее главным вдохновителем стал советский публицист и педагог Симон Львович Соловейчик. Среди тех, кто поддержал эту идею, были Шалва Александрович Амонашвили, Виктор Федорович Шаталов, Софья Николаевна Лысенкова и другие советские педагоги тех лет.

Исходя из данного определения была разработана модель социально-педагогического партнерства нашего класса, то есть тот идеал, к которому мы в процессе сотрудничества будем стремиться.


Мы предположили, что в основе данной модели должны лежать следующие принципы:

Цель проекта: создание условий для сплочения детско-родительского коллектива через партнерские отношения между родителями, детьми и учителем.

  1. Изучение контингента родителей и детей класса, их удовлетворенности образовательным процессом, образовательным учреждением, учителем.
  2. Определение взаимной полезности участников, выявление готовности к совместной работе.
  3. Планирование и проведение совместно с родителями мероприятий по сплочению детско-родительского коллектива.
  4. Поощрение активных участников.

Гипотеза: партнерские отношения между родителями, образовательной организацией в лице учителя и детским коллективом можно построить, если между участниками распределить обязанности, наделить их правами и разделить ответственность за результат деятельности.

1. Подготовительный этап. На этом этапе происходит изучение детско-родительского коллектива через анкетирование, выявление родительских интересов, раскрытие родительского потенциала, выявление готовности к совместной работе, определение взаимной полезности участников, изучение возможностей (ресурсов) друг друга, формирование родительского актива.

2. Основной этап. Планирование совместной деятельности. Проведение мероприятий, анализ деятельности, поощрение активных участников. На этом этапе ключевым является понятие общего вклада – то есть, разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Но желание родителей этот вклад сделать возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению.

3. Заключительный этап. Подведение итогов совместной деятельности. Награждение активных участников.

Формы совместной работы с родителями:

  1. Привлечение родителей к проведению праздников, мастер - классов, часов общения.
  2. Привлечение родителей к организации экскурсий.
  3. Привлечение родителей к общественно - полезному труду.
  4. Индивидуальные консультации для родителей.
  5. Занятия для родителей.

Так становиться понятно, что в основе любого взаимодействия лежат доброжелательные, открытые доверительные межличностные отношения. Каждая сторона должна приложить усилия в процессе сближения и от действий каждого субъекта сотрудничества будет зависеть: быть партнерству в данном классе или не быть.

На подготовительном этапе (1 класс) в начале второй четверти с помощью анкетирования изучалось мнение родителей об образовательном процессе в школе. Большинство родителей дали положительные ответы на все вопросы, выявили лояльное отношение и к учителю, и к школе в целом. Анализ интересов и предпочтений родителей в проведении совместной деятельности с ребенком показал, что наиболее популярны:

- посещение театра, кинотеатра, цирка;

- совместная работа по изготовлению поделок;

- совместные соревнования, игры;

- посещение экскурсий, путешествия.

В процессе выявления взаимной полезности было установлено, что в классе есть много творческих и активных мам, есть папы с интересными профессиями - пожарный, полицейский, военный.

На основном этапе (со второго полугодия 1 класса) было запланировано проведение ряда мероприятий, где активными участниками были дети, а ответственность за проведение и результат мероприятий ложилась на родителей и учителя в равной степени, каждая сторона отвечала за свою часть общего дела. Главным условием совместной деятельности является добровольность. На основе доброжелательного отношения, взаимного уважения, понимания друг друга.

Совместно с родителями были спроектированы и проведены такие мероприятия:

- посещение театра Натальи Сац;

Оценить результаты нашего проекта непросто. В результате такого сотрудничества выиграли все. Пойдем от того, что дает детям партнерство между семьей и образовательным учреждением? Знания в предметных областях, развитие социальных и учебных навыков, и рост самоуважения, и гордость за родителей, и психологическую комфортность в детской среде, и обретение материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов. Но главное, я соглашусь с И.А. Хоменко – при таком подходе могут лучшим образом измениться отношения между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в школе, будет счастливо реализована и в семье [2].

Школа родительского актива

Участники: 17 родителей: 2 семейные пары, 3 бабушки и 10 мам. Возраст родителей класса от 27 до 40 лет.

54 % родителей имеют высшее образование, 46% имеют начальное и среднее профессиональное образование.

Цель: обеспечить интеграцию семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся, способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенала знаний по вопросам воспитания ребёнка в семье и школе.

1) создать условия для формирования готовности коллектива родителей к сотрудничеству;

2) способствовать практическому освоению форм и методов совместной продуктивной творческой деятельности,

3) побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в семье.

Подготовительная работа

1. Составление классным руководителем плана проведения занятия в Школе родительского актива.

2. Подготовка приглашений.

3. Подбор музыкального сопровождения занятия.

4. Макет родительского дневника.

Оформление, оборудование и инвентарь:

Применяемые методики и технологии:

Форма работы: организационно- деловая игра.

Технология проведения деловой игры.

Организационная часть проведения деловой игры включает три основных, последовательно осуществляемых этапа.

Первый этап – подготовительный (ознакомление с первичной исходной информацией, определение цели и задач деловой игры).

Второй этап – игровой (рассмотрение возможных вариантов реализации цели и поставленных задач).

Третий этап – заключительный (выбор и обоснование вариантов реализации цели и задач, подведение окончательных итогов деловой игры).

Ход занятия

Истинная сущность воспитательной

работы в семье заключается вовсе не

в наших разговорах с ребёнком, не

в прямом воздействии на ребёнка, а

в организации вашей семьи, вашей

личной и общественной жизни и в организации

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Ты да я, да мы с тобой.

Ты да я, да мы с тобой.

Здорово, когда на свете есть семья.

Папы, мамы, дочки, сыночки

Все одной планеты кусочки

И на этом держится земля.

Папы, мамы, дочки, сыночки

Все одной планеты кусочки

И на этом держится земля.

Ты да я, да мы с тобой.

Ты да я, да мы с тобой

В клуб семейный мы пришли не зря.

Дружно все проблемы решаем,

И друзьям всегда помогаем

Ведь на этом держится Земля.

Цели: создание благоприятных условий для работы, снятие напряжения.

Чтобы лучше узнать друг друга, я предлагаю вам немного поиграть. Встаём в круг.

· Прошу сделать шаг вперёд тех, кто родился зимой. Возьмитесь все за руки.

· А сейчас прошу сделать шаг вперёд тех, кто любит ухаживать за комнатными растениями.

· Прошу сделать шаг вперёд всех, у кого дома есть кошка.

· Прошу сделать шаг вперёд тех, у кого в семье есть дочка.

· Прошу сделать шаг вперёд тех, у кого в семье есть сын.

· Прошу сделать шаг вперёд тех, у кого в семье есть и сын и дочка.

· А сейчас прошу выйти тех, у кого ребёнок учится в 1 классе.

Работа с притчей.

Нашу встречу хочется начать с притчи.

Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию. Рыбаки заблудились в море.

А в это же время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжёг дотла их жильё и имущество.

Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу.

-Нет ничего важнее семьи.

- Радость в моей семье – это…

На этапе использованы методы мозгового штурма и проектной деятельности с целью создания положительного образа семьи, создания модели выпускника начальной школы.

- Послушайте, что думают по этому поводу ваши дети. (Видеоролик).

-Да, я с вами согласна. Вы все правы. Семья – это большое богатство, которое помогает расти и развиваться детям. Играет главенствующую роль. Именно в семье развиваются основные черты характера ребёнка, его привычки.

И каким будет ребёнок – благополучным или нет, во многом зависит от того, каковы взаимоотношения в семье между её членами. С точки зрения вас, родителей, и детей, семья – это прежде всего любовь друг к другу.

Работа в группах.

- Каким вы хотели бы видеть ваших детей? Какой должна быть семья, чтобы помочь детям расти и развиваться?

Я предлагаю вам разделиться на две группы: первая отвечает на вопрос: Каким вы хотите видеть ребёнка?, а вторая – Какая семья должна быть?

Работать в группах будем по следующим правилам: (слайд 3)

1.Мнение каждого в группе правильное, нет неправильных мнений.

2.Умейте слушать и слышать.

3.Уважайте мнение других.

Во время выполнения задания звучит музыка.

-Скажите, трудно ли было вам выполнять это задание, с какими трудностями вы столкнулись?

Правила, которые вы написали есть в ваших семьях или вы хотели, чтобы они были?

А как же семью представляют дети?

Слайд 4. (видеоролики)

Консультация психолога включена с целью психологического просвещения родителей

Работа индивидуальная.

Ребёнок сможет стать таким, каким мы определили только лишь когда будет единение семьи и школы. Я каждому предлагаю выбрать направление деятельности, в котором вы могли бы оказать помощь классу, учителю, школе.

(Родители пишут на лучиках, а потом собираем солнышко.)

· помощь в проведении совместных мероприятий;

· создание сценических костюмов для театрализованных выступлений;

· помощь в формировании материальной базы класса;

· работа в творческих группах по разработке совместных проектов и т.д.

Семья как большой корабль плывёт в океане жизни. Всем известно, что на каждом судне есть бортовой журнал. Таким журналом для вас будет родительский дневник. В этом дневнике мы будем хранить творческие работы родителей и детей, советы, анкеты, фотографии, другими словами это будет энциклопедия семейной мудрости. Сегодня мы начинаем знакомиться с первыми страницами дневника.

Ведение дневника – это развитие детско – родительского рефлексивного сознания.

Мультимедийная презентация дневника. ( Приложение 2.)

- Как вы думаете поможет ли вам дневник в построении правильных отношений с детьми , друг с другом и педагогами?

Цель: выявление отношения родителей к себе, друг к другу, к учителю.

-Наши дети – это цветы жизни. Мы все вместе должны помогать им расти, цвести, развиваться. Только в надежных руках взрослых они будут чувствовать себе комфортно. Предлагаю вам написать пожелания нашим детям, педагогам и друг другу.

Родителям предлагаются написать свои пожелания на листочках и бабочках и завершить творческую работу детей. Пожелание учителя .

Автор: Багрийчук Елена Петровна

Организация: МОУ СОШ №24

Населенный пункт: Московская область, Г.о. Подольск

В основе данного проекта лежит идея не просто активного привлечения родителей к совместным с детьми мероприятиям, а взаимодействия родителей, детей и учителя как партнеров, имеющих равные права и в равной степени отвечающих за результаты деятельности.

Концепция формирования педагогического партнерства как способа организации педагогического процесса не нова. В отечественной педагогике на работах и практике Василия Александровича Сухомлинского выросла теория сотрудничества [1]. Антон Семенович Макаренко разработал систему воспитания детей в коллективе и через коллектив, при этом важнейшая роль в формировании отношений между родителями, школой и детьми и век назад, и в настоящее время, отводится учителю. Автором идей педагогики сотрудничества и ее главным вдохновителем стал советский публицист и педагог Симон Львович Соловейчик. Среди тех, кто поддержал эту идею, были Шалва Александрович Амонашвили, Виктор Федорович Шаталов, Софья Николаевна Лысенкова и другие советские педагоги тех лет.

Исходя из данного определения была разработана модель социально-педагогического партнерства нашего класса, то есть тот идеал, к которому мы в процессе сотрудничества будем стремиться.


Мы предположили, что в основе данной модели должны лежать следующие принципы:

Цель проекта: создание условий для сплочения детско-родительского коллектива через партнерские отношения между родителями, детьми и учителем.

  1. Изучение контингента родителей и детей класса, их удовлетворенности образовательным процессом, образовательным учреждением, учителем.
  2. Определение взаимной полезности участников, выявление готовности к совместной работе.
  3. Планирование и проведение совместно с родителями мероприятий по сплочению детско-родительского коллектива.
  4. Поощрение активных участников.

Гипотеза: партнерские отношения между родителями, образовательной организацией в лице учителя и детским коллективом можно построить, если между участниками распределить обязанности, наделить их правами и разделить ответственность за результат деятельности.

1. Подготовительный этап. На этом этапе происходит изучение детско-родительского коллектива через анкетирование, выявление родительских интересов, раскрытие родительского потенциала, выявление готовности к совместной работе, определение взаимной полезности участников, изучение возможностей (ресурсов) друг друга, формирование родительского актива.

2. Основной этап. Планирование совместной деятельности. Проведение мероприятий, анализ деятельности, поощрение активных участников. На этом этапе ключевым является понятие общего вклада – то есть, разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Но желание родителей этот вклад сделать возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению.

3. Заключительный этап. Подведение итогов совместной деятельности. Награждение активных участников.

Формы совместной работы с родителями:

  1. Привлечение родителей к проведению праздников, мастер - классов, часов общения.
  2. Привлечение родителей к организации экскурсий.
  3. Привлечение родителей к общественно - полезному труду.
  4. Индивидуальные консультации для родителей.
  5. Занятия для родителей.

Так становиться понятно, что в основе любого взаимодействия лежат доброжелательные, открытые доверительные межличностные отношения. Каждая сторона должна приложить усилия в процессе сближения и от действий каждого субъекта сотрудничества будет зависеть: быть партнерству в данном классе или не быть.

На подготовительном этапе (1 класс) в начале второй четверти с помощью анкетирования изучалось мнение родителей об образовательном процессе в школе. Большинство родителей дали положительные ответы на все вопросы, выявили лояльное отношение и к учителю, и к школе в целом. Анализ интересов и предпочтений родителей в проведении совместной деятельности с ребенком показал, что наиболее популярны:

- посещение театра, кинотеатра, цирка;

- совместная работа по изготовлению поделок;

- совместные соревнования, игры;

- посещение экскурсий, путешествия.

В процессе выявления взаимной полезности было установлено, что в классе есть много творческих и активных мам, есть папы с интересными профессиями - пожарный, полицейский, военный.

На основном этапе (со второго полугодия 1 класса) было запланировано проведение ряда мероприятий, где активными участниками были дети, а ответственность за проведение и результат мероприятий ложилась на родителей и учителя в равной степени, каждая сторона отвечала за свою часть общего дела. Главным условием совместной деятельности является добровольность. На основе доброжелательного отношения, взаимного уважения, понимания друг друга.

Совместно с родителями были спроектированы и проведены такие мероприятия:

- посещение театра Натальи Сац;

Оценить результаты нашего проекта непросто. В результате такого сотрудничества выиграли все. Пойдем от того, что дает детям партнерство между семьей и образовательным учреждением? Знания в предметных областях, развитие социальных и учебных навыков, и рост самоуважения, и гордость за родителей, и психологическую комфортность в детской среде, и обретение материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов. Но главное, я соглашусь с И.А. Хоменко – при таком подходе могут лучшим образом измениться отношения между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в школе, будет счастливо реализована и в семье [2].

Читайте также: