Педагогический совет развитие педагогического творчества в коллективе доу

Обновлено: 05.07.2024

Добрый день! Предлагаю Вашему вниманию сценарий педагогического совета в нетрадиционной форме "Творческий педагог - творческие дети", который вы можете использовать в своей педагогической деятельности.

Содержимое публикации

Сценарий педагогического совета в нетрадиционной форме "Творческий педагог - творческие дети"

Вы знаете самую точную примету: если встретились два педагога, то обязательно начнется педсовет? Тогда чего же ждать нам сегодня, когда собралось вместе столько педагогов!

Какие они будут, наши дети!

Ведь все это зависит лишь от нас,

И на пороге будущих столетий

Быть может, они будут лучше нас.

Действительно, результат деятельности педагога не измерить общепринятыми мерками, результат нашей деятельности – создание ценностей. Неповторимы дети, обстоятельства, личность самого педагога, и каждое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагог по определению не может быть не творческим! Как метко об этом сказал Борис Пастернак:

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Печально, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

И надо жить без самозванства –

Жить так, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

способность быстро анализировать ситуацию,

находить нестандартные и нестереотипные способы решения проблем,

умение видеть вещи в новом, необычном ракурсе,

оригинально взаимодействовать с постоянно меняющимися условиями окружающего мира.

К решению проблем больших и малых, серьезных и не очень необходимо подходить с разных точек зрения - творчески. И именно этому учатся дети у нас – своих наставников. Педагог – это не просто профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от нас непрерывного профессионального роста. Весьма наглядной в этом отношении является притча: в сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал: - Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие! Второй плуг усмехнулся и сказал: - Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь! Уверен, что и нам тоже некогда и незачем ржаветь.

И сегодня в раках организационно-деятельностный игры с элементами тренинга я предлагаю вам поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень.

Итак, открываем новый сезон в саду идей.

Для начала я хочу предложить вам участие в одной интересной игре. Нам очень редко говорят добрые слова по поводу нашей профессиональной деятельности, а ведь без тёплого слова и летом холодно. Я думаю, что сейчас вы сели рядом с тем человеком, который вам знаком не только как педагог, методист или заместитель директора, но и как человек, с которым вам приятно общаться. У вас есть уникальная возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к справа сидящему соседу по поводу его профессиональных качеств. Для этого необходимо взять в свою руку руку соседа и сказать ему эти слова.

Такие откровения убеждают в неповторимости, незаменимости педагогических личностей, в том, что в надёжных руках Центр, когда педагоги ощущают собственную ценность, уважают коллег, любят детей.

Игра проходит по цепочке от первого участника до последнего.

- Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?

- Поднимите руку, у кого совпали ожидания с тем, что сказал вам сосед?

Эксперимент – отступление.

Предлагается одному человеку за 1 минуту назвать 20 известных педагогов. Затем эта работа делается коллективно. Вывод: что одному человеку не под силу, он играючи проделывает в коллективе.

Для того чтобы наша работа сегодня была эффективной, мы объединились в группы. Для группового обсуждения мнений и принятия какого-либо решения рекомендуем соблюдать следующие правила:

обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всей игры;

откровенность и доброжелательность в общении;

помните, что каждый участник ответственен за результат работы всей группы, а группа – за каждого.

Вхождение в тему (метод “Ассоциации”)

Т – талант, терпение

В- восторг, великолепие

О- оригинальность, организованность

Р- развитие, результат, развития интуиция

Ч- чувство меры, чувство прекрасного, чрезмерная увлеченность

С- стремление, сотрудничество, судьба, счастливый случай, соперничество, совершенствование, скорость, способность

(т- труд, терпение, толерантность; в- вдохновение, воображение, восхищение, воспитанность, вежливость, вера; о- оригинальность, одарённость, организованность; р- развитие, разум, радость, разнообразие, речь, результативность, работоспособность, решительность; ч- чувство новизны, чистота, чувство юмора, чёткость, человеколюбие, честность; е- единство целей и действий, естественность; с- сотворчество, созидание, солидарность, счастье, старание, свобода, совесть, стимул, сочувствие, свобода выбора, смелость, справедливость, старательность, самосовершенствование; т- талант, творчество, трудолюбие; в- время, варьирование, виртуозность, внимание, восторг, воля, вариативность, важность, великолепие; о- опыт, озарение, общение, одарённость, образованность, открытие, очарование.)

Ну что ж, очень интересный ассоциативный ряд у нас получился.

Что бы я сказал, если бы был ребенком?

Что бы я сказал, если бы был директором?

Что бы я сказал, если бы был министром образования и науки?

Каждый ли может быть педагогом-исследователем?

Мозги ржавеют без употребления?

Творчество и мастерство - одно и то же или нет?

Стереотипы в работе и мышлении могут стать врагами творчества.

Творчество – это процесс, которым алгоритмически можно овладеть, нарабатывая опыт.

Творчество в педагогической работе можно спланировать.

Свобода творчества педагогов усиливает продуктивность труда

Назовите несколько вещей, к которым слово "творчество" не относится.

Назовите несколько вещей, для понимания которых можно использовать слово "творчество".

Как именно вы могли бы передать свое понимание слова "творчество" другому человеку?

Каким слово "творчество" кажется вам сейчас?

Как ваше определение слова "творчество" помогает вам быть свободным? достигать успеха в жизни?

Что препятствует творчеству?

как вариант: Систематизация мнений (работа с интерактивной доской, слайд для записи с «пустыми облаками)

Для того, чтобы нас знали и ценили наши профессиональные качества, мы должны уметь себя презентовать и можно даже сказать, рекламировать.

Задание: в течение 5 минут каждая команда составляет рекламное объявление об одном/нескольких творческих объединениях или о Центре в целом для газеты так, чтобы все слова начинались на одну букву. Например: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть. Объявление должно отражать профессиональную уникальность и включать нечто такое, чего не может предложить другое творческое объединение, учебное заведение.

Затем это объявление зачитывается перед всеми. Мы можем задавать любые вопросы по содержанию объявления, для того чтобы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться данной услугой. Заслушиваем объявления…. Какие объявления представляются вам самыми интересными и оригинальными?

Следующее задание развивает способность видеть в привычном необычное, умение отстаивать свою точку зрения, доказывать, аргументировать, а также умение отказываться от идеи, если она оказалась несостоятельной. Материалы: зажим для бумаг, точилка для карандашей, файл, скотч (предметы в нескольких экземплярах) Задание: За пять минут найдите как можно больше применений для полученных предметов.

Вопросы для обсуждения:

Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?

О чем заставило задуматься это упражнение?

Представьте ситуацию. Вы разработали и провели интересное, на ваш взгляд, воспитательное мероприятие/учебное занятие, на котором присутствовал завуч. Вы остались довольны собой, детям понравилось. При анализе вашей работы завуч сказал, что ей ваше мероприятие не понравилось, что дети много шумели, выполняя задания, ходили по классу и т.д. Как вы поступите, если вам придется снова дать открытое творческое занятие?

Представьте себе следующую ситуацию: вы разработали занятие в нетрадиционной форме с применением современных педагогических и информационных технологий, но после его проведения поняли, что многое не получилось, что некоторые ваши задумки оказались неэффективными. Будете ли вы экспериментировать в следующий раз?

Вам предстоит провести открытое занятие, на котором будут присутствовать завуч, коллеги. Будете ли вы стремится разработать что-то новое или воспользуетесь готовыми методическими разработками?

Представьте такую ситуацию: у вас в группе обучающийся, который постоянно задает вопросы (и по темезанятия, и нет), часто дополняет ваш рассказ. Выразите, пожалуйста, ваше отношение к этому воспитаннику. Предположите, как вы будете с ним общаться.

Вас попросили прийти в группу, в котором Вы не работаете, на замену. Вы пришли и обнаружили, что обучающиеся не обращают внимания на Вас, выполнять Ваши требования отказываются.

Важное условие раскрытия творческого потенциала ребенка –взаимодействие с семьей. Развитие личности ребенка через формирование у него потребности в достижении успеха зависит от того, насколько едины в сотрудничестве с ребенком семья и педагог. Какие бы задачи общество ни ставило перед учреждениями образования, без помощи и поддержки родителей, их глубокой личной заинтересованности, наличии у них педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст нужного результата. Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его развитие и образование.

Участники композиции поясняют, что они хотели выразить и почему.

Остальные выступают в роли аналитиков.

Цель: обобщить представление участников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

ручки. Задание: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят сделать более творческой собственную жизнь, и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них ( т.е не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.п). Пример:

1. Регулярно выполнять физические упражнения;

2. Овладеть техникой медитации и релаксации.

3. Ведите дневник, пишите рассказы, стихи, песни записывайте умные мысли.

Контрольный тест на креативность.

Не нужно ни бумаги, ни карандаша, ни калькулятора.

Просто следуйте моим инструкциям - так быстро как сможете. Не надо записывать задания и ответы, считайте в уме.

Я знаю, вычисления - это тяжелая работа, но финиш близок. Еще немного.

А теперь БЫСТРО! ЗАДУМАЙТЕ РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ И ЦВЕТ!

Итак…..Вы только что задумали красный молоток, не так ли?

Если нет, то вы среди 2% людей, кто имеет "другое" или "нестандартное" мышление. 98% людей отвечают в этом тесте "красный молоток". Если вы не верите в это, проверьте на своих родственниках и знакомых.

Будущее за теми, кто приучил себя мыслить нестандартно. Впрочем, прошлое тоже!

Команды в конвертах получают задания. Необходимо завершить в рифму несколько фраз, касающихся прошедшей встречи.

Мы встречались, мы играли, креативность развивали…

На игру мы приходили, где нас с вами научили…

Креативность – что за птица?

Нам запомнилось так ярко…

Завершилась наша встреча…

Игра "Проблема на ладошке”

- Сейчас предлагаю каждому участнику посмотреть на проблему развития, совершенствования творческого потенциала как бы со стороны, как если бы вы держали её на ладошке.

(ведущий держит на ладошке красивый мяч)

- Я смотрю на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля – это тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Какие качества и каким образом я хотел бы в себе развить, что бы моя жизнь и педагогическая деятельность обеспечивала собственное профессиональное продвижение и развитие.

И что нового я узнал на деловой игре?

(Я хотела бы развить в себе такое качество как красноречие, потому что мне порой очень трудно высказать свои мысли, я могу развить в себе это качество если буду обогащать свой словарный запас.

(музыкальное сопровождение: музыка вселенной)

(участники поочерёдно держат на ладошке предмет, символизирующий проблему, и высказывают своё личностное отношение к ней.)

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность формировать личность:

любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;

умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;

уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;

готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

“Все в твоих руках”

Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную информацию…

Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…

Мизинец – для меня было недостаточно

- Мы имеем творческий потенциал

- Мы хотим реализовать его

- Мы уверены, что у нас всё получится

- Мы склонны рисковать

- Мы умеем видеть проблему и возможности её преодоления

- Мы имеем критическое и гибкое мышление

- Мы воспитываем творческих детей!

Ну и напоследок поделюсь с вами рецептом приготовления хорошего мероприятия. Возьмите дюжину самых лучших и полновесных эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены разочарований и злости. После того, как вы отобрали, разделите эмоции на части. И обязательно пойте!

Непременно добавьте в каждое свое мероприятие:

• 12 порций мудрости,

• 11 порций терпения,

• 10 порций храбрости,

• 9 порций работоспособности,

• 8 порций оптимизма,

• 7 порций преданности своёму делу,

• 6 порций вольнодумия и свободомыслия,

• 5 порций доброты,

• 4 порции отдыха и заботы о здоровье,

• 1 порцию веры в каждого своего воспитанника.

Для того чтобы придать остроты и сладости вашему мероприятию, добавьте в него ложечку хорошего настроения, щепотку безрассудства, по вкусу развлечения, обязательно добавьте игры и обильно посыпьте все хорошим добрым юмором. А теперь налейте любовь к детям и взбейте все энергичными движениями, не допуская застоя. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте все блюдо улыбками, изюминками и веточками радости. Перед подачей мероприятие сервируется спокойствием, самоотверженностью и профессионализмом.

Развитие творческих способностей личности – актуальная и наиболее интригующая проблема психолого-педагогической науки.

Творчество – высший компонент в структуре личности и одна из наиболее содержательных форм психической активности человека. Ученые рассматривают творчество как наиболее содержательную форму психической активности, как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности.

Творческая активность педагога - это стремление к преобразующей деятельности в учебно-воспитательном процессе и к нестандартным решениям, способствующим развитию личности. Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности, охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую.

Каковы же источники и условия творчества педагога?

Источниками творчества могут быть :

• анализ учебно-воспитательного процесса, выявление проблем;

• изучение опыта коллег;

• чтение научной литературы;

• картотека интересных фактов, высказываний;

• вопросы детей, которые педагог записывает и анализирует;

• общение с коллегами, друзьями, воспитанниками;

• система перспектив в работе, которые сменяют друг друга, усложняются, обновляются;

Условиями творчества могут быть :

• нравственно - психологический климат коллектива (атмосфера доброжелательности, уважение к личному мнению, творческому поиску каждого педагога);

• стимулирование к нестандартным решениям. Например: организация конкурсов творческих работ, проведение дней и недель творчества в ДОУ, организация методических выставок и др. ;

• обогащение общей культуры, кругозора педагогов, повышение уровня информированности (новинки в методической и научной литературе, статьи в педагогических источниках);

• наличие свободного времени для пополнения интеллектуального багажа;

• материальная обеспеченность, материальная база;

• свобода критики, проведение творческих дискуссий;

• использование потребности педагога в самовыражении и самоутверждении;

• влияние личности руководителя учреждения;

• изучение и внедрение учебно-воспитательных программ, направленных на повышение проф. мастерства педагогов и уровня развития воспитанников.

Каждый из педагогов нашего детского сада работает по своему направлению и имеет свои интересные наработки, свою творческую лабораторию. Порой, одна проблема объединяет несколько человек, тогда есть место творческому объединению, в котором каждый педагог может проявить свои способности.

Опыт творческой педагогической деятельности - возникновение замысла, его переработка и преобразование в идею, обнаружение способа воплощения замысла и идеи - приобретается при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, направленных на развитие тех или иных структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; перебор вариантов, классификация и оценка и т. п.) и является важнейшим условием развития творческого потенциала личности педагога.

Педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы. В отличие от мастерства педагогическое творчество (как отмечает А. К. Маркова, автор книги "Психология труда учителя") - это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач, либо для себя и для других (создание новых оригинальных подходов, отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт).

В последние годы в педагогике укоренилось утверждение "У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики".

Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности.

К качествам такого педагога относятся :

• нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности);

• педагогический такт;

• способность к сочувствию, сопереживанию;

• развитое чувство юмора;

• умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы;

• создание проблемных ситуаций;

• умение побуждать вопросы детей;

• поощрение воспитателем детского воображения;

• знание детьми творческих способностей и склонностей своего воспитателя.

Итак, что же такое, педагогическое творчество? Это процесс, начинающийся от усвоения того, что было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта, к изменению, преобразованию существующего опыта. "Путь от приспособления и педагогической ситуации до ее преобразования и составляет динамику творчества педагога" (А. К. Маркова).

Ступеньками к творчеству служат такие способности человека как:

• умение наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть, соединять точный расчет с фантазией и догадкой;

• гибкость и нестандартность мышления;

• готовность памяти выдать в нужную минуту необходимую информацию;

• видеть проблемы и противоречия;

• легкость генерирования идей.

В нашем ДОУ уделяется особое внимание работе с педагогическими кадрами. Работая непосредственно с педагогическим коллективом, мне, как старшему воспитателю, необходимо знать профессиональные и личностные качества каждого педагога, грамотно определять его место в образовательном процессе, включать в круг организационно-педагогических отношений и оптимально использовать все его таланты, знания, профессиональные умения и личностные качества в достижении общей цели дошкольного образовательного учреждения.

Методическая работа, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателей. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам.

Методическая служба содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.

Цель методической службы: повышение профессионального мастерства педагогов, изучение и распространение передового педагогического опыта, повышение эффективности процессуальной деятельности педагогов ДОУ.

Задача методической службы: создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.

Непременным условием реализации творческого потенциала является самообразование педагогов, повышение уровня их информированности через изучение новинок методической и научной литературы, периодических изданий, курсы повышения квалификации, дни открытых дверей, взаимопосещения, подбор детской художественной литературы, комплекс методических пособий, наглядно и содержательно обеспечивающий воспитательно-образовательный процесс в детском учреждении.

При формировании образовательной среды педагоги исходят из необходимости создания условий, помогающих каждому ребенку познать себя, раскрыться, почувствовать себя одаренным, осознать свою оригинальность и исключительность.

Системообразующим фактором является творческая деятельность детей и взрослых, которая обеспечивает развитие творческих способностей и используется для освоения детьми.

Хочется отметить прямую зависимость: уровень педагогического мастерства зависит от личной заинтересованности и воли педагога, степени его участия в творческом процессе. Творческая деятельность способствует развитию личности педагога, его самопознанию, творческой реализации. У каждого педагога в нашем ДОУ есть реальная возможность для общего развития и профессионального роста.

С каждым годом растет количество педагогов, использующих на практике современные технологии и методики, в том числе и компьютерные. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. В нашем дошкольном учреждении информационно-компьютерные технологии используются не только в работе административно-управленческого аппарата, но и в работе с педагогами, родителями и детьми, при оформлении наглядного материала для педагогов и родителей, при проведении педсоветов, круглых столов, семинаров и т. д. При помощи информационно-компьютерных технологий педагоги имеют возможность проявлять свое творчество, создавая презентации к проводимым занятиям, беседам и другим мероприятиям, заменяя обычный наглядный материал его компьютерным проецированием на экран.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации. Данный вид деятельности способствует лучшему восприятию программного материала, активизирует познавательную деятельность дошкольников, повышает заинтересованность детей к изучаемому, усиливает усвоение материала. Я считаю, что для развития творческой деятельности педагогов ДОУ на современном этапе применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо.

Исследовательская деятельность как средство развития самостоятельной творческой деятельности детей Что я слышу – забываю, Что я вижу- помню, Что делаю понимаю. Конфуций. Детское исследование является одним из методов обучения и развития.

Развитие творческой активности и самостоятельности дошкольников посредством педагогического проектирования Проектная деятельность обеспечивает развитие ребёнка в соответствии с федеральными государственными стандартами. Сегодня в науке и практике.

Упражнения для тренинга на сплочение педагогического коллектива Цель: выработка позитивного отношения к себе и коллегам, накопление эмоционально-положительного опыта, сплочение коллектива. Психолог: Здравствуйте.

Условия для развития игровой деятельности Условия для развития игровой деятельности детей. Утверждение, что в воспитании и развитии ребенка дошкольника ведущая роль принадлежит игре,.

Условия развития экспериментальной деятельности с песком и водой у детей раннего возраста Ребенок рождается исследователем. В период раннего детства у ребёнка появляются элементы практического экспериментирования, развивается.

Подготовка к педсвету ДРК по проблеме "Оценка эффективности организации и проведения занятий в разных возрастных группах. Проблемно-деятельная игра "Развитие педагогического творчества в коллективе ДОУ".

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Педагогический проект по творчеству К.И.Чуковского

Для педагогов ДОУ.


В материале описан опыт работы по развитию творчества ребенка в изобразительной деятельности через сказку, сказочный образ, его творческое воплощение. Обобщены формы и методы применя.


Теоретическая часть педагогического проекта "Развитие творчества детей в процессе создания иллюстраций к произведениям русского народного творчества" в дальнейшем именуемый "Книжкин-художник".

Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. .

Роль педагогического общения в формировании детского коллектива в старшем дошкольном возрасте

Введение……………………………………. ………..3Глава I Теоретические основы влияния педагогического общения на формирование детского коллектива в старшем дошкольном возрасте…………………..…………………….


В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Однако до сих пор проблема развития творчества остаётся наименее изученной и недоста.


Педсовет для педагогов ДОУ.

Научно-исследовательский проект по теме "Роль педагогического общения в формировании детского коллектива в старшем дошкольном возрасте"

Научно-исследовательский проект по теме "Роль педагогического общения в формировании детского коллектива в старшем дошкольном возрасте".

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Оптимизация педагогического процесса

Разработала:

г. Канаш – 2021 г

Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах развития креативности у детей дошкольного возраста

· Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.

· Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.

· Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.

· Вызвать интерес к здоровому сотрудничеству.

План проведения педсовета:

1. Итоги тематического контроля “Состояние работы педагогического коллектива по развитию креативного потенциала дошкольников”.

2. Вступительное слово. Тест “Какой Ваш творческий потенциал? (Заведующий- Алексеева Е.В.)

· Мозговой штурм “Креативный педагог – креативный ребенок”.

4. Делимся педагогическим мастерством:

· Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования – Гусева С. Н., воспитатель.

· Развитие творческих способностей детей посредством художественного слова – Сидорова З.И., учитель-логопед

· Коллекционирование, как средство развития креативности дошкольников- Онорина К.В., воспитатель.

· Музыка и креативное развитие детей – Надеждина Е.А., музыкальный руководитель

· Развитие творческих способностей в НОД по ФИЗО. – Ефремова Н.А., воспитатель

5. Проект решения педсовета.

План проведения педсовета:

План тематического контроля

Тема: “Состояние работы педагогического коллектива по развитию креативного потенциала дошкольников”.

Цель: исследование и определение эффективности организации воспитательно-образовательной работы в дошкольном отделении по развитию креативного потенциала дошкольников и внесение необходимой коррективы для повышения профессиональной компетентности педагогов по развитию творческих способностей дошкольников.

Направление работы

Методика организации контроля

Обследование уровня развития творческих способностей дошкольников.

Выявить уровень развития творческих способностей дошкольников разных возрастных групп.

•Анализ диагностических карт.

•Анализ деятельности детей на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Оценка профессионального мастерства педагогов.

Знание педагогами парциальных программ и технологий, задач по развитию творческих способностей дошкольников.

Разнообразие приемов и методов, используемых педагогами в работе с детьми.

•Наблюдение и анализ методики проведения занятий.

•Анализ самообразования педагогов.

•Анализ предметно-развивающей среды в группе (компетентность педагогов при ее создании)

Создание условий для работы с детьми в группах, кабинетах специалистов.

Создание условий для самостоятельной детской деятельности.

•Изучение и анализ предметно-развивающей среды (с точки зрения ее содержания) (уголок творчества, уголок экспериментирования, книжный уголок, театрализованный уголок, развивающие игры)

Планирование работы с детьми по развитию творческих способностей.

Взаимосвязь работы педагогов и специалистов.

•Анализ планирования (система работы по развитию творческих способностей детей: планирование занятий, индивидуальной, подгрупповой работы с детьми, работы в групповых уголках, творческие игры).

Работа с родителями

Оценка наглядной информации и консультационной помощи родителям.

Анализ проведенных мероприятий

•Анализ планов (организация и проведение мероприятий с участием родителей).

•Анализ наглядной информации для родителей в группе

2.Выполнение решения предыдущего педсовета №1 от 31.08.2021 г. Решение педсовета выполнены частично, педагоги продолжают пополнять предметно – развивающую среду групп.

Слайд 1

Слайд 2 Повестку дня вы видите на экране.

Эпиграфом нашей встречи могут служить слова:

Работа педагога в детском саду – одна из самых важных и сложных. При этом она существенна не только в процессе образования маленького человека, но и в становлении его как личности. Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Многие известные, знаменитые и успешные люди (Сергей Прокофьев, Вольфганг Моцарт, Н.А. Римский- Корсаков, Пьер Кюри, и др.) стали таковыми благодаря своей первой ступеньке в жизни, с которой предстал перед ними огромный, интересный и удивительный мир. В этом им помогали, прежде всего, те люди, которые были рядом с ними в самом начале их жизненного пути: родители, воспитатели, педагоги.

Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.

Слайд 3

Итак, сегодня в рамках нашего педсовета я вам предлагаю поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень. В качестве небольшой разминки, ответьте письменно на несколько вопросов:

1. Самая выдающаяся часть лица / нос/

2. Самый известный поэт? /Пушкин/

3. Самый распространенный фрукт? /Яблоко/

Поднимите руки те, кто на вопросы ответил следующим образом… Вот видите, как много совпадений. Все это говорит о типизации нашего мышления.

Вопрос педагогам: творчество и мастерство - одно и то же или нет?

Мастер - это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом.

Работа в группах. Обмен мнениями. Слайд 4 (проверяем)

Что такое креативность? Ваше понимание креативности. По сути, термин "креативность" Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей .

Креативность – это способность нестандартно мыслить, действовать нешаблонно, создавать новое, аккумулировать идеи.

Что такое креативный потенциал? Слайд 5 ( проверяем)

Слайд 7

ü Какие же должны быть предпосылки развития креативности?

 Раннее физическое развитие ребенка

 Наличие у ребенка образца – творческого человека или героя, которому он мог бы подражать.

 Демократический стиль воспитания, разрешающий проявления спонтанности и оригинальности.

 Высокий интеллект – без него креативности не бывает, ученые считают, что интеллект и креативность образуют единый фактор, поэтому, чем выше коэффициент интеллекта, тем выше творческая способность.

 Богатый познавательный опыт как источник идей для экспериментирования.

Слайд 8

ü Как развивать креативность у дошкольников?

- Создать благоприятные условия на основе формирования 5 предпосылок креативности (физическое развитие, образец для подражания, стиль воспитания, интеллект, жизненный опыт).

- Развивать внимание ребенка именно по отношению к малосущественным вещам.

- Учить ребенка рефлексировать и оформлять в речевой форме свои фантазии и раздумья, а значит, самим постоянно говорить с ним.

- Способствовать тому, чтобы игра стала и оставалась ведущей деятельностью дошкольника.

- Создать умеренно богатую развивающую среду: слишком бедная уменьшает интерес к игре, слишком нагроможденная притупляет поисковую деятельность, так как все дается в готовом виде и игрушки конкурируют друг с другом, что снижает их привлекательность.

- Развивать поисковую активность во всех сферах: стимулировать задавать вопросы, предлагать ответы, учить делать промежуточные выводы; учить отказываться от неудачных идей и продолжать поиск.

Слайд 9

Креативность мы также можем, и должны, развивать во время организованной образовательной деятельности, а именно использовать:

 Нетрадиционные техники художественно-эстетического развития.

 Придумывание детьми собственных сказок и стихов.

 Социально-продуктивная деятельность старших дошкольников в отношении взрослых и малышей (например, организация подготовишками мини- праздника для младших детей)

 Изучение в игре и реальной жизни неоднозначных социальных ситуаций

 Рефлексивные минутки и упражнения

 Интеллектуальные игры на развитие креативности, разгадывание фокусов и обучение им.

 Экспериментирование на естественно-научном, то есть наглядном, материале с сопутствующим наблюдением за объектом исследования.

Тест “Какой Ваш творческий потенциал?” – Кондрашова С.В.

Слайд 10

Каждая команда получает по одному вопросу, на который отвечает без раздумья.

1. Определите, какие компоненты относятся к основным компонентам креативности:

б) дивергентное мышление ( конвергентное мышление –– форма мышления, которая основана на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи )

г) воображение

2. Дивергентное мышление это.

а) способность воспринимать действительность целиком и не дробить ее на части

б) способность видеть проблему там, где ее не видят другие

в) поиск множества решений одной и той же проблемы.

г) способность легко ассоциировать отдаленные понятия

Слайд 11

а) Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения

б) Закон об образовании;

в) Государственный образовательный стандарт дошкольного воспитания и обучения

в) В.А. Сухомлинский

Слайд 12

5. Определите факторы, препятствующие развитию креативности.

а) наличие фиксированной установки на конкретный способ решения

б) создание обстановки, опережающей развитие детей

в) раннее физическое развитие детей

г) желание быстро найти решение

6. Какие виды деятельности относятся к развитию креативного потенциала дошкольников?

г) игровая деятельность

Ведущий : А сейчас мы поучимся искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднимем свой профессиональный уровень. слово старшему воспитателю

Слайд 13-17 Проводит старший воспитатель Рыжкова И.О.

Вопросы для педагогов: Как Вы думаете, какой вывод можно сделать из этой игры? (Из любой ситуации можно почерпнуть и хорошее, и плохое. Даже в неудачном деле можно найти положительные стороны, сделать для себя полезные выводы).

Командам предлагаются на выбор карточки со словами, вы должны сделать рекламу, чтобы познакомить иностранных гостей с национальными проектами.

Слайд 20

Рефлексия: Эта игра направлена на то, чтобы осмыслить полученный в ходе нашей встречи опыт, подвести итоги. Работа в малых подгруппах

1. Завершите в рифму фразу, касающуюся нашей встречи.

 Мы встречались, мы играли, креативность развивали…

2. Завершите в рифму фразу, касающуюся нашей встречи.

 На игру мы приходили, где нас с вами научили…

Деловая игра “Креативный педагог – креативный ребенок”

Педагоги делятся на 3 команды

Оборудование: карточки для задания № 2 по количеству команд, листы бумаги, цветные карандаши, музыкальное сопровождение, экспертные листы для жюри

1 задание “Визитная карточка команды”

Команды представляют название и девиз своей команды.

Максимальное количество баллов за задание - 3 балла

2 задание “Образно-ассоциативное мышление” (умение группировать объекты на основании их признаков (свойств), связанных с возникновением произвольных ассоциаций между этими объектами).

Каждой команде предлагается карточка с картинками. Необходимо составить как можно больше групп картинок, объединив их по разным признакам объединения. За каждую составленную и объясненную группу начисляется 1 балл.

  1. группа: предметы, в которых можно что-то переносить (ведро, ранец, пакет сока)
  2. группа: транспорт (машина, лодка)
  3. группа: предметы деревянные (ель, ложка, гитара)
  4. группа: предметы, в которых можно наливать жидкости (пакет сока, ведро)
  5. группа: предметы металлические (машина, ведро)
  6. группа: могут плавать (рыба, лодка)
  7. группа: предметы, сделанные человеком (гитара, ранец, пакет, машина, ведро, лодка)
  8. группа: предметы природы (рыба, ель)

3 задание “Реклама” (домашнее задание).

Командам заранее дается бросовый никому не нужный предмет, на основе которого они должны сделать рекламу, представив как минимум 5 новых необычных способов применения этого предмета. Время рекламы максимально 1 минута.

  • пустая консервная банка;
  • перегоревшая лампочка
  • лопнувший воздушный шарик;
  • катушка от скотча;
  • сломанный зонт

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла

4 задание “Неизвестное животное”.

Ведущий называет каждой команде слова, обозначающие неизвестные науке животных и просит нарисовать и описать их. На выполнение задания дается 2 минуты.

  • Бируанг (малайский медведь),
  • Альпака животное семейства верблюжьих.
  • Кинкажу - хищное млекопитающее из семейства енотовых. “Кинкажу” переводится как медовый медведь, поскольку эти зверьки любят мёд.

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла

5 задание “Динамическая цепочка “Хорошо-плохо-хорошо-плохо” (развитие способности к пониманию противоречивости свойств предметов и явлений)

Педагогам предлагается слово “педсовет”. Педагоги должны оценить и написать его положительные и отрицательные стороны. Можно предложить педагогам оценить также фразу “быть педагогом это хорошо или плохо”.

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла

6 задание “Придумай рассказ”

Каждой команде дается 4 слова как можно меньше связанные между собой. В течение 5 минут необходимо придумать рассказ, объединяющий данные слова в логически связное действие (слова не склонять).

  • грязь, театр, хлеб, ручка;
  • фонарь, лодка, соль, кирпич;
  • молоко, компьютер, зонт, утюг

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла

И закончить своё выступление я бы хотела словами Чарльза Диккенса. Человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

Слайд 21

Делимся педагогическим мастерством:

· Развитие воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования – Гусева С. Н., воспитатель.

· Развитие творческих способностей детей посредством художественного слова – Сидорова З.И., учитель-логопед

· Коллекционирование, как средство развития креативности дошкольников- Онорина К.В., воспитатель.

· Музыка и креативное развитие детей – Надеждина Е.А., музыкальный руководитель

· Развитие творческих способностей в НОД по ФИЗО. – Ефремова Н.А., воспитатель

Решение педсовета:

  1. В целях повышения качества воспитательно-образовательного процесса систематически проводить творческие игры по развитию креативности дошкольников во всех видах деятельности детей с учетом их личностных интересов.
  2. Оформить картотеку игр на развитие креативного мышления дошкольников.

Срок: до 20.01.22 г., ответственные – воспитатели

Срок: до 06.04.22 г., ответственные – воспитатели младшего дошкольного возраста

Срок: до 06.04.22 г., ответственные – воспитатели старшего дошкольного возраста

Цель: исследование и определение эффективности организации воспитательно-образовательной работы в дошкольном отделении по развитию креативного потенциала дошкольников и внесение необходимой коррективы для повышения профессиональной компетентности педагогов по развитию творческих способностей дошкольников.

№ п/п Направление работы Содержание Методика организации контроля
1 Обследование уровня развития творческих способностей дошкольников. Выявить уровень развития творческих способностей дошкольников разных возрастных групп. •Анализ диагностических карт.

•Анализ самообразования педагогов.

•Анализ наглядной информации для родителей в группе

Брейнсторминг “Детский сад – территория креативности”

1. Определите, какие компоненты относятся к основным компонентам креативности:

б) дивергентное мышление

2. Как вы думаете, из какого документа взята следующая фраза “Государственные образовательные учреждения дошкольного образования получат поддержку в реализации современных образовательных программ, направленных на повышение качества образования, обеспечение творческого и интеллектуального развития детей. ”?

а) Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования

б) Закон об образовании;

в) Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012 – 2016 гг.) Развитие образования города Москвы “Столичное образование”.

г) Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

д) Декларация прав ребенка.

3. Дивергентное мышление это.

а) способность воспринимать действительность целиком и не дробить ее на части

б) способность видеть проблему там, где ее не видят другие

в) поиск множества решений одной и той же проблемы.

г) способность легко ассоциировать отдаленные понятия

4. Назовите автора высказывания “. мы вступаем в новую эру воспитания, целью которого является скорее открытие, нежели обучение”.

б) Джой Пол Гилфорд

в) Маршалл Маклюэн

г) Лев Семенович Выготский

5. Определите факторы, препятствующие развитию креативности.

а) ориентация педагога на абсолютный успех ребенка

б) возможность манипуляций с предметами и мыслями

в) разграничение детей друг от друга в игровой деятельности

г) желание найти ответ незамедлительно

д) активная игровая деятельность

е) личный пример творческого подхода к решению проблем

6. Основатель теории решения изобретательных задач

а) Уильям Гордон

в) Генрих Альтшуллер

г) Джой Пол Гилфорд

7. Суть метода фокальных объектов (ТРИЗ) состоит .

а) в моделировании процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами

б) в перенесении свойств, качеств одного или нескольких предметов на другой

в) в изменении свойств и назначений объекта на противоположные, превращении их в анти-объекты

г) в определении роли и места функций объектов и их взаимодействия по каждому подсистемному и надсистемному элементу.

8. Автор приемов фантазирования “Грамматика фантазии”

а) Милн Алан Александер

б) Редьярд Киплинг

д) Линдгрен Астрид

Деловая игра “Креативный педагог – креативный ребенок”

Педагоги делятся на 3 команды

Оборудование: карточки для задания № 2 по количеству команд, листы бумаги, цветные карандаши, музыкальное сопровождение, экспертные листы для жюри

1 задание “Визитная карточка команды”

Команды представляют название и девиз своей команды.

Максимальное количество баллов за задание - 3 балла

2 задание “Образно-ассоциативное мышление” (умение группировать объекты на основании их признаков (свойств), связанных с возникновением произвольных ассоциаций между этими объектами).

Каждой команде предлагается карточка с картинками. Необходимо составить как можно больше групп картинок, объединив их по разным признакам объединения. За каждую составленную и объясненную группу начисляется 1 балл.

  1. группа: предметы, в которых можно что-то переносить (ведро, ранец, пакет сока)
  2. группа: транспорт (машина, лодка)
  3. группа: предметы деревянные (ель, ложка, гитара)
  4. группа: предметы, в которых можно наливать жидкости (пакет сока, ведро)
  5. группа: предметы металлические (машина, ведро)
  6. группа: могут плавать (рыба, лодка)
  7. группа: предметы, сделанные человеком (гитара, ранец, пакет, машина, ведро, лодка)
  8. группа: предметы природы (рыба, ель)

3 задание “Реклама” (домашнее задание).

Командам заранее дается бросовый никому не нужный предмет, на основе которого они должны сделать рекламу, представив как минимум 5 новых необычных способов применения этого предмета. Время рекламы максимально 1 минута.

  • пустая консервная банка;
  • перегоревшая лампочка
  • лопнувший воздушный шарик;
  • катушка от скотча;
  • сломанный зонт

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла

4 задание “Неизвестное животное”.

  • Бируанг (малайский медведь),
  • Альпака животное семейства верблюжьих.
  • Кинкажу - хищное млекопитающее из семейства енотовых. “Кинкажу” переводится как медовый медведь, поскольку эти зверьки любят мёд.

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла

5 задание “Динамическая цепочка “Хорошо-плохо-хорошо-плохо” (развитие способности к пониманию противоречивости свойств предметов и явлений)

Педагогам предлагается слово “педсовет”. Педагоги должны оценить и написать его положительные и отрицательные стороны. Можно предложить педагогам оценить также фразу “быть педагогом это хорошо или плохо”.

Максимальное количество баллов за задание – 3 балла

6 задание “Придумай рассказ”

Каждой команде дается 4 слова как можно меньше связанные между собой. В течение 5 минут необходимо придумать рассказ, объединяющий данные слова в логически связное действие (слова не склонять).

Читайте также: