Педагогический совет и методические объединение учителей в школе дз на педагогике

Обновлено: 02.07.2024

Среднее специальное учебное заведение возглавляет директор (начальник), назначаемый министерством (ведомством), в подчинении которого находится учебное заведение, из числа специалистов, имеющих высшее образование, соответствующее, как правило, профилю учебного заведения, а также опыт педагогической работы.

Обязанности директора в сжатой форме определены Положением о средних специальных учебных заведениях СССРДиректор техникума организует всю работу учебного заведения и осуществляет руководство всей его деятельностью, он отвечает за подготовку и воспитание квалифицированных специалистов со средним специальным образова-нием.

1 См.: Среднее специальное образование.

Директор учебного заведения — это педагог, воспитатель, организатор, методист. Он постоянно должен повышать свою специальную, педагогическую и политическую подготовку.

Директор техникума должен обеспечить правильное распределение работы среди подчиненных (наделить их соответствующими правами) и возложить огветственность за ее выполнение. Его главная функция- контроль н координация деятельности руководителей отдельных звеньев, общее руководство ходом учебно-воспитательного процесса.

Руководитель техникума должен видеть в общественных организациях огромную силу, относиться к ним с большим доверием, уметь использовать их возможности для совершенствования работы коллектива. Работая в единстве, каждая общественная организация, естественно, занимает свое место в едином педагогическом строю. Повышение идейно-политического уровня преподавателей, их мастерства, чувства ответственности за порученное дело, за результаты своей работы, воспитание дисциплины, постоянная проверка принятых решений — все это одинаково должно волновать как директора техникума, так и секретаря партийной организации и председателя месткома.

К важным условиям коллективного руководства следует отнести и культуру ведения заседаний.

Для того чтобы совещания и заседания были эффективными и приносили пользу, их надо тщательно готовить. Заседания и их проведение — важный элемент управленческой работы. Обязанность директора техникума заключается также в постоянной заботе о воспитании у всех членов руководимого им коллектива высокой политической сознательности, развитии у них инициативы, чувства нового.

Необходимо, чтобы организация управленческого труда предусматривала и такие формы работы, целью которых является освоение функций управления, политическое и профессиональное самообразование, а также переработка осведомительной и распорядительной информации, принятие решении, организация их исполнения.

Успех директора в области управления техникумом по многом зависит от того, насколько правильно организована деятельность его непосредственных помощников — заместителей по учебно-воспитательной работе и по хозяйственным вопросам.

Основная обязанность заместителя директора по учебной работе состоит в обеспечении высокой успеваемости и правильного воспитания учащихся. Он должен систематически посещать занятия, просматривать классные журналы, вести беседы с учащимися, преподавателями н классными руководителями, "с родителями, держать тесный контакт с комсомольской организацией. Заместитель директора по учебной ра боте руководит работой педагогического коллектива, оказывает помощь преподавателям в их повседневной работе по изучению и обобщению лучшего педагогического опыта, являющейся основным путем повышения их квалификации.

Следует отметить, что руководитель может оказывать влияние на учебно-воспитательный процесс, принимать необходимые и обоснован-ные решения, отдавать распоряжения только при условии, если он всегда располагает своевременной и исчерпывающей информацией о J том, что происходит v техникуме.

В обязанности заместителя директора входит следующее: общее руководство учебно-методической работой, учебной и производственной практикой, проведение совещаний преподавателей, предметных комиссий, руководство работой методкабинета, выборочная проверка журна- і лов, конспектов, тетрадей, проектов, чертежей и т.

п., присутствие на заседаниях библиотечного совета, предметной (цикловой) комиссии, кружка; проверка рабочих планов преподавателей; проведение совещаний с заведующими отделениями; составление расписания занятий и экзаменов, контроль за их выполнением; контроль за ходом дипломного и курсового проектирования; подготовка и проведение учебно- методических конференций преподавателей, проверка методических разработок, составленных преподавателями, и выполнение ими индивидуальных планов повышения квалификации; общее руководство работой учебных кабинетов и лабораторий; руководство работой классных ру-ководителей, воспитательной работой учащихся.

Для осуществления в техникуме принципа коллегиальности руководства большое значение имеет деятельность педа готического совета, работающего год руководством директора.

Персональный состав совета ежегодно утверждается приказом ди-ректора. В состав педсовета входят: заместитель директора по учебной части, заведующие отделениями, руководители предметных (цикловых) комиссий, физического воспитания, начальной военной подготовки, преподаватели, представители общественных организаций техникума, а также могут входить заведующие филиалами, учебно-производствен- ными мастерскими (хозяйствами), библиотекой.

Педагогический совет — есть форма коллективного руководства техникумом, его совещательный орган. Здесь коллективно решаются важные вопросы учебно-воспитательной . работы, анализируются и оцениваются деятельность преподавателей и учащихся, основные участки и наиболее сложные элементы системы учебно-воспитательного процесса.

Главное в работе педагогического совета — мобилизовать весь педагогический коллектив техникума на постоянное совершенствование обучения и воспитания, внедрение в практику работы техникума достижений педагогической науки и передового опыта, повышение ответственности каждого члена педагогического коллектива за порученное дело.

Одним из важнейших условий действенной работы педагогического совета является актуальность рассматриваемых вопросов. Вызывают интерес и активность преподавателей на педсовете те вопросы, практическое решение которых является в данном учебном заведении наиболее сложным или наиболее уязвимым местом в деятельности большинства членов педагогического коллектива и в то же время имеет серьезное значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

На повестку дня педагогического совета полезно ставить информацию посещающих занятия, например доклады руководителей предметных комиссий об анализе посещения уроков отдельных преподавателей.

Та- кие доклады всегда вызывают самое оживленное обсуждение, они раз-вивают -критический и самокритический подход коллектива преподавателей к оценке работы.

Решения педагогического совета будут действенны только тогда, когда в техникуме хорошо поставлен контроль их выполнения. В эту работу следует вовлекать широкий актив преподавателей, поручая им проверить и тщательно проанализировать выполнение решений педагогического совета. Такая проверка, во первых, дает истинную, объективную картину состояния работы, во-вторых, помогает вскрыть недостатки и намечать меры по их устранению, в-третьих, к работе привлекаются преподаватели, которые, таким образом, активно участвуют в контроле за организацией педагогического процесса; наконец, такая проверка повышает авторитет педагогического совета как коллективного органа управления.

Методическая работа в техникуме является важнейшей составной частью деятельности как педагогического коллектива в целом, так и каждого преподавателя в отдельности. Разумно спланированная, систематически и целенаправленно проводимая, она способствует повышению качества всей учебно-воспитательной работы в техникуме, совершенствованию педагогического мастерства преподавателей, вооружая их наиболее эффективными приемами, способами передачи знаний учащимся и формирования у них коммунистического мировоззрения.

Методическая работа в техникуме осуществляется главным образом в предметных (цикловых) комиссиях, методических объединениях классных руководителей, совете НОТ. Руководство этими комиссиями возлагается на наиболее опытных и квалифицированных преподавателей, обладающих организаторскими и административными способностями, творческой инициативой. В каждую предметную комиссию входит не менее трех—пяти преподавателей. Общее руководство комиссиями осуществляет заместитель директора по учебной работе. Обычно в техникумах работают комиссии: истории, языков и литературы; физико-ма-тематических предметов, общетехнических предметов (техническая механика, черчение, электротехника), специальных предметов (их может быть столько, сколько специальностей имеется в техникуме) производственного "обучения.

Если преподавателей немного, то они объединяются в цикловую комиссию, например, общеобразовательных предметов.

Содержанием работы предметных комиссий является разработка и проведение мероприятий по повышению уровня учебно-воспитательного процесса, анализ учебных программ и учебников, обсуждение вопросов теории и практики обучения и воспитания, организации обмена опытом работы, внедрение опыта лучших преподавателей техникума, ознакомление с достижениями науки, педагогической литературы, кинофильмами, наглядными пособиями, методическая разработка отдельных тем и разделов по предметам своего цикла и т. д.

В течение семестра комиссии проводят 5—6 заседаний.

План работы каждой предметной комиссии составляется на семестр и должен включать следующие разделы: учебно-организационную работу, методическую работу и повышение квалификации.

В целях привлечения всех преподавателей к работе по неустанному повышению своего идейно-теоретического уровня и деловой квалификации все предметные комиссии предусматривают обсуждение индивидуальных планов преподавателей по этим вопросам и контроль за их выполнением. Обязательным является и обсуждение предметными комиссиями тематических планов преподавателей.

Методическая работа и повышение квалификации предусматривают составление и обсуждение методических разработок, организацию и обсуждение открытых уроков, взаимопосещение уроков, проведение объединенных заседаний предметных комиссий, проведение и обсуждение лекций, докладов, рефератов, проведение конференций преподавателей, а также составление учебных пособий, учебников, указаний и рецензирование учебников, оказание помощи библиотеке в комплектовании учебниками, просмотр поступающей литературы, составление аннотаций к литературе, разработку перечня оборудования лабораторий, кабинетов, мастерских, составление инструкций по лабораторным работам и т. п.

Для удобства контроля и лучшего распределения времени преподавателей составляется общий график работы методических объединений и комиссий техникума.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Волкова Екатерина Григорьевна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Совершенствование профессионального
мастерства учителя
через методическое объединение

Цель педагогического совета: проанализировать работу методического объединения и убедить, что участие в работе предметных МО является гранью профессионального роста и мастерства учителя, что способствует формированию знаний, умений и навыков обучающихся.

При выборе тематики педагогического совета руководствовались следующими критериями:

– тема педсовета актуальна, т. е. своевременна, нестандартна;

– перспективна, т. е. работает на будущее и отвечает требованию преемственности;

– формулировка темы содержит в себе проблему, которая практически значима, реально достижима.

Организовали выставку творческих работ учителей:

конспекты открытых уроков (см. Приложение № 3);

разработки внеклассных мероприятий;

работы, участвующие в районном конкурсе методических разработок.

Представили Адреса передового педагогического опыта учителей района, Методический бюллетень (см. Приложение № 4).

Тема педагогического совета трансформировалась в следующую повестку дня.

На экране проецируется:

Повестка педагогического совета

Освещение теории обсуждаемого вопроса.

Докладчик ________________, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Состояние практики школы:

 работа МО учителей начальных классов.

____________________, руководитель МО учителей начальных классов

 участие члена МО в исследовательской работе.

 организация наставнической работы.

____________________, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

 роль классного руководителя в организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

____________________, классный руководитель 10 класса.

Решение педагогического совета.

В условиях модернизации образования обновление работы методической службы является одним из важнейших направлений. Методическая работа – одно из приоритетных направлений в развитии школы нового уровня. Именно эта сфера выходит сегодня на первые позиции, ибо школа становится всё более сложноорганизованной, саморазвивающейся системой. Ориентация школы на профильное обучение, профилизацию классов, выбор учащимися элективных курсов, налаживание научно-методического сотрудничества с вузами города создадут привлекательный образ настоящего и будущего школы. В желании что-то изменить и двигать идеи вперёд определённая роль отводится методическим объединениям педагогов.

Хотелось бы сосредоточить ваше внимание:

 на эффективности деятельности школьных методических объединений;

 на повышении качества планирования работы методических объединений, поскольку роль МО в профессиональном мастерстве учителя неоспорима.

Считаем, что в нашей школе потенциал МО не всегда используется в полной мере. Это всё ещё невостребованный внутренний резерв развития образовательного учреждения. Сегодня пришло время, выработать новый взгляд на роль методической службы как ключевого звена, обеспечивающего развитие школы. Ведь повседневное повышение профессионального мастерства учителя происходит на рабочем месте.

Совершенно очевидно: развитие внутришкольной методической работы нуждается в новых импульсах её дальнейшего совершенствования, обретении нового качества, новых задач.

Убеждены: сегодня нужен новый взгляд на планирование методической работы для того, чтобы обеспечить органичное сочетание целей образовательного учреждения с целями МО, сделать портфолио методического продукта школы содержательным и интересным.

Вашему вниманию предлагается выступление __________________, руководителя методического объединения учителей начального обучения, по организации работы МО учителей начальной школы (см. приложения № 5, 6, 7).

А как оценивают работу методического объединения учителей начальной школы сами учителя начальной школы?

Одним из методических условий повышения профессиональной компетентности, а, следовательно, и (успешности) результативности педагогов, является выстраивание системы тематических педагогических советов.

Педагогический совет это орган, который обладает стратегическим и тактическим началом. Он является важным элементом, направленным на развитие всего ОУ, определяющим важнейшие проблемы образования и конкретного образовательного учреждения; решение поставленных задач и определение эффективных путей их решения.

Как никакой другой орган, педагогический совет влияет на качество образовательного процесса, а следовательно и результативность деятельности педагогов и учащихся. Несмотря на то, что педагогический труд имеет свои специфические особенности - результативность деятельности педагогического коллектива отличается известной отсроченностью (латентным периодом). Качество его работы проявляется в последующей деятельности учащихся и требует специфических критериев.

В постоянный состав педсовета входят директор (председатель), его заместители, все преподаватели, воспитатели, организаторы внеклассной работы, социальные педагоги, библиотекарь, могут входить председатель родительского комитета, представитель учредителя. В расширенный состав педагогического совета в зависимости от обсуждаемых вопросов могут быть приглашены представители сотрудничающих организаций и учреждений, преподаватели вузов, члены родительских комитетов, представители детских общественных организаций, родители, учащиеся. Председателем педагогического совета школы является директор ОУ (на отдельных заседаниях может избираться сменный председатель).

Целью каждого педагогического совета является сопоставительный анализ решаемых задач в соответствии с Образовательной программой и Программой развития ОУ, с современным направлением модернизации образования, с переходом образовательных учреждений на сетевое взаимодействие и на реализацию профильного обучения. Система работы в данном направлении позволит выявить проблемы, стоящие перед коллективом образовательного учреждения на сегодняшний момент и определить главную задачу: расширение информационного поля педагогических работников в области новых образовательных технологий и их использования в образовательном процессе.

Педагогический совет - место, где каждый член коллектива имеет право быть услышанным, где общие проблемы решаются вместе, где дается старт новым начинаниям и подводится итог уже проделанной педагогическим коллективом работы.

Определены такие виды деятельности педагогического совета: обсуждение и выбор учебных планов, программ, учебников, форм, методов учебно-воспитательного процесса и способов их реализации; организация работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив, освоению новых педагогических технологий, распространению передового опыта; решение вопросов о создании кружков, студий, клубов и других объединений учащихся; допуске учащихся к экзаменам, переводе учащихся в следующий класс или об оставлении их на повторный курс, выдаче свидетельств и аттестатов об образовании; о годовых оценках поведения учащихся, о поощрениях и взысканиях и т. п.; рекомендация педагогических и других работников учебного заведения к различным видам поощрения; проведение опытно-экспериментальной работы; определение направлений взаимодействий учебного заведения с различными организациями.

Содержание педагогического совета. Содержание педсоветов реализует четыре избранных приоритетных направления: управление развитием образования; обновление содержания образования в связи с появлением новых стандартов образования; повышение уровня профессионализма педагогов через внедрение новых образовательных технологий; личностно-ориентированное общение.

Содержание педсоветов позволяет педагогам познакомиться с теоретическими основами многих инновационных направлений в образовании и увидеть их практическое применение, или самим в процессе практикумов отработать многие теоретические идеи. Управленческие педсоветы в начале и в конце учебного года позволяют сформировать аналитические умения педагогов, усвоение коллективом составляющих качеств образования, и умения планировать деятельность исходя из выявленных проблем и приоритетов развития ОУ.

Современную проблематику педсоветов можно представить такими модулями: Модуль А: знания, умения, навыки учащихся Модуль В: образовательные технологии. Модуль С: урок Модуль Д: воспитание. Модуль Е: работа классного руководителя. Модуль F: развитие ОУ. Модуль G: учащийся. Модуль H: педагог. Модуль J: родители (семья, социум). Модули А, В, С охватывают процесс обучения, модули Д,Е воспитание, Р- управление, а модули G ,H ,J включают проблемы связанные с субъектами и объектами этих процессов. В живом образовательном процессе все эти проблемы находятся во взаимодействии, в движении, изменяются, проявляясь то наиболее остро, то отодвигаясь на задний план. Этим процессом управляют администрация и методическая служба ОУ с помощью совещаний, семинаров, лекций, посещений уроков, индивидуальных бесед с преподавателями. Важнейшим средством управления регулирования и разрешения возникающих проблем выступает педагогический совет. Он определяет пути и средства решения проблем, дает рекомендации на длительный срок, таким образом управляя уровнем и результатами образовательного процесса. Как известно искусство управления состоит в том, чтобы предупредить многие проблемы сгладить их остроту.

Конкретная тема встающая перед ОУ, раскрывается, трансформируется в повестку дня педагогического совета, в которую включается: освещение теории обсуждаемых вопросов, лучшего опыта в этой области; состояние практики школы (результаты диагностики, анализ анкет, примеры уроков и т.д.); обзор учебно-методического обеспечения; рекомендации по затронутым проблемам.

Формулировки темы и обсуждаемых вопросов в объявлении о повестке дня должны быть проблемными, лаконичными, доступными, выразительными и эмоциональными.

Виды педагогических советов, их проведение. По методике подготовки и проведения педагогические советы бывают: традиционные, нетрадиционные. Традиционные - доклад с обсуждением; доклад с содокладом; на основе работы проблемных групп; семинар - практикум. Нетрадиционные – методический день; в форме КТД (коллективное творческое дело); диспут-дискуссия; творческий отчет; конкурс; аукцион; фестиваль; деловая игра; круглый стол; педагогический консилиум; презентация. Традиционный педсовет на основе создания проблемных групп. Основной недостаток традиционной формы педсовета с докладом – низкая активность педагогов. Этого недостатка можно избежать, если выбрать актуальную проблему и привлечь к ее обсуждению всех участников педагогического совета, организовав ряд проблемных творческих групп. 1-этап – этап разработки осуществляется методическим советом. Основная проблема делится на несколько подтем, которые предлагают разработать группам участников педагогического совета, скомплектованным по признаку их причастности, компетентности, опыта в данной области. Публикуется общий план педсовета, вопросы для обсуждения, библиография. 2-этап – этап подготовки ( творческие проблемные группы). Подготовку к педсовету одновременно проводят проблемные группы совместно с администрацией. Разрабатываются планы работы педагогического совета. Каждая группа получает задание: изучить состояние проблемы на своем участке. Проблемные группы совместно с администрацией занимаются разработкой вопросов к педсовету, проводят анкетирование педагогов и учащихся, продумывают серию вспомогательных мероприятий (теоретические семинары, предметные недели, методические дни), посещают уроки и внеклассные мероприятия, оказывают помощь педагогам в систематизации материала по выбранной проблеме, изучают документацию образовательного учреждения, разрабатывают памятки, готовят объявление о предстоящем педсовете, разрабатывают проект решения и рекомендации. Гласность и стимулирование подготовки педагогов к педсовету обеспечивается тем, что в учительской за месяц или более вывешивается объявление о предстоящем педсовете. На нем дата, тема, время, место, цели и задачи педсовета, повестка дня, вопросы к педагогам, а также список литературы по обсуждаемой теме. 3- этап- этап проведения. Длительность педагогического совета по времени 2-2.5 часа. Председатель напоминает о требованиях к выступающим: уметь слушать и не прерывать оратора; мнение каждого должно быть услышано, учтено и принято; мысли и предложения нужно сформулировать четко и кратко; чужое мнение нужно уважаться, но при этом высказывать и свое; доказывать свою точку зрения, опираясь на анализ школьной ситуации, факты, данные и выводы не только педагогики, но и психологии, физиологии и других наук; вносить конкретные предложения, точно их адресовать. Критиковать по-деловому. Принципиально, не допускать эмоциональных всплесков, помнить, что эмоции резко снижают результативность обмена мнениями. Важное значение имеет процедура принятия решения. Проект решения готовится заранее и ставится на голосование. Перед голосованием обязательно должно быть объявлено обсуждение проекта решения. После голосования (открытого) идет учет предложений о поправках, уточнении принятого за основу решения. И наконец, проводится голосование окончательного варианта решения в целом. Отношение к решению педагогического совета проявляется в процессе его принятия. К недостаткам традиционных педсоветов можно отнести: авторитарный стиль, превращение педсовета в некий инструктаж; поверхностное обсуждение поставленных проблем; слабую связь теории с практикой, абстрактность докладов; почти полное отсутствие самостоятельной деятельности педагогов; низкая результативность. Новые нетрадиционные формы проведения педсоветов превратили его, без преувеличения можно сказать, в мозговой центр, в некий штаб передовой мысли, в лабораторию мастерства педагогов. Можно перечислить некоторые нетрадиционные новые формы педагогических советов.

Педсовет-диспут. Диспут – это форма сотрудничества которая выявляет различные точки зрения по какой-то определенной проблеме для выявления истины. В качестве рекомендаций предложены законы диспута: диспут – свободный обмен мнениями; на диспуте все активны, в споре все равны. каждый выступает и критикует любое положение, с которым он не согласен; говори что думаешь, и думай что говоришь; главное в диспуте – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргумента не принимаются; имей мужество выслушать правду и не обидеться; острое, меткое слово приветствуется; перешептывания на месте, неуместные шутки запрещаются; здесь нет наблюдающих! Каждый активный участник разговора. Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций. Администрация образовательного учреждения выбирает банк сложных педагогических ситуаций по данной проблеме, которые предлагаются коллективу. Форма их проведения может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьевки, с разделением на группы. Администрация может играть роль жюри или ведущего консультанта.

Педагогический совет-деловая игра. Для проведения педагогического совета - деловой игры необходимы некоторые условия. Наличие проблемы и цели, которую должен решить педагогический коллектив. В практике распространены такие обобщенные темы: разработка программ развития; защита идей передового, авторского опыта; освоение инновационных технологий; и др. Имитация реальной ситуации по ролям. Реальное наличие интересов, мнений участников. При проведении такого педсовета надо соблюдать правила игры. Стимулировать участников соревнованиями, экспертной оценкой личного и коллективного вклада, оценкой результата игровой деятельности. Весь процесс можно разбить на шесть этапов: 1 этап - разработка игры, составление сценария; 2 этап - организационный: необходимо разъяснить участникам игры цели и смысл, ознакомить их с программой и правилами, распределить роли, поставить конкретные задачи. 3 этап - разыгрывание и поиск решений внутри каждой группы. Работа в группе может проходить в виде мозгового штурма, дискуссии, тренинга. 4 этап – межгрупповая дискуссия: выступление групп, защита идей, проектов. 5 этап – подведение итогов: анализируются и обобщаются результаты, принимается общее коллективное решение. 6 этап – довольно сложен: надо перенести опыт мышления деятельности из игры в реальную жизнь образовательного учреждения.

Учебно-методические объединения в системе образования создаются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и действуют в соответствии с положениями, утвержденными этими органами. Типовые положения об учебно-методических объединениях в системе образования утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В состав учебно-методических объединений на добровольных началах входят педагогические работники, научные работники и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в системе образования, в том числе представители работодателей.

Учитывая, что учебно-методические объединения создаются органами государственной власти, они не могут рассматриваться как общественные объединения.

Педагогический Совет

Педагогические советы, полные разработки успешного педсовета.

Педагогический совет является органом самоуправления государственного учреждения образования, ГУО СШ РБ, в его состав входят все педагогические работники данного учреждения.

Педагогический совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящим , иными актами законодательства, уставом учреждения образования.

Читайте также: