Педагогические взгляды сухомлинского кратко

Обновлено: 07.07.2024

В 1958 г. Сухомлинский защитил кандидатскую диссертацию по педагогике, но остался работать в своей школе. В 1968 г. он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. Опыт работы Павлышской средней школы изучали в СССР и в других странах.

Педагогическая теория В.А. Сухомлинского.

– ученик будет находиться в постоянном поиске и творчестве;

– обучение будет побуждать ребенка заниматься самообразованием;

– ученика и учителя связывают доверительные и деловые отношения;

– оценка не угнетает ученика.

В системе внеучебных занятий осуществлялась работа различных кружков (около 80). Различное оборудование в школе было создано руками самих школьников в процессе кружковых и студийных занятий.

· Нравственное воспитание школьников. Нравственный идеал в понимании Сухомлинского включает: умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями; единство общественного и личного в духовной жизни ребенка; богатство духовного мира, интересов и потребностей, любовь к труду; чувство человеческого достоинства (уважение самого себя, умение соблюдать честь, чуткость к оценке своего поведения окружающими); открытость сердца радостям и горестям других людей. Правила нравственного поведения по Сухомлинскому: не быть равнодушным, не причинять своим поведением обиды и боли другим людям, уметь понимать другого человека; быть совестливым, стыдливым, ответственным и скромным; быть щедрым и бескорыстным; быть терпимым к человеческим слабостям и непримиримым к злу; соблюдать законы дружбы, не оставлять друга в беде.

· Работа с родителями. В Павлышской школе проводились беседы с родителями учеников различных возрастных звеньев. Тематика приведенных бесед (для родителей учащихся 5–7 кл.) демонстрирует всесторонний охват воспитательных проблем, которые родители решали совместно с учителями школы систематически в течение учебного года:

– Авторитет родителей, его источники, прочность. Умение пользоваться родительской властью;

– Поведение и нравственное сознание подростков;

– Умственное воспитание подростков и задачи семьи;

– Половое воспитание. Единство полового и нравственного воспитания;

– Воспитание мужества у мальчиков;

– Воспитание девочки – будущей матери;

– Эстетическое воспитание подростков;

– Профессиональная ориентация подростков и др.

· Об учителе. Требования к личности и профессионализму учителя:

– любовь к детям, радость от общения с ними;

– глубокое знание преподаваемого предмета; широкий кругозор, интерес к проблемам науки;

– хорошее знание психологии и педагогики, понимание внутренней природы ребенка;

– владение умениями той или иной трудовой деятельности;

– хороший учитель, прежде всего, хороший воспитатель, необходима умелая творческая организация внеклассной деятельности школьников.

Педагогические взгляды Сухомлинского

Удивительный факт: в эпоху атеизма родился исполненный духовности феномен Сухомлинского.

Система выдающегося педагога построена на основной идее христианского учения — идее добра.

Разумеется, в чем-то система Сухомлинского действительно выглядит инородной по отношению к сегодняшнему дню. Но если говорить, например, о младшей школе, о дошкольном воспитании, то до сих пор специалисты весьма успешно работают по этой системе. Кроме того, опыт педагога активно используется в православной педагогике, в воскресных школах.

Сегодня школа стремительно превращается в сугубо образовательную структуру. Воспитание отходит на второй план. А ведь именно воспитательная часть, моральное наполнение наследия Сухомлинского представляет наибольшую ценность. Изменилась не только школа — изменились учителя. Не секрет, что в школу идут работать далеко не лучшие студенты педагогических вузов. Многие не знают ни методики преподавания, ни психологии, ни педагогики и становятся не учителями, а равнодушными лекторами.

Но, вероятно, и это пройдет и во все учебные классы когда-нибудь войдут учителя новой формации, обогащенные новыми знаниями и новыми педагогическими системами. Они войдут в кабинеты, оснащенные новейшей техникой, которая поможет реализовать и умения, и способности, и необычайные таланты. И вот тогда опыт павлышского учителя, многим сегодня кажущийся устаревшим, наверняка будет востребован. Ибо воспитание как таковое никто и никогда не сможет упразднить, какими бы знаниями ни обладали те, кто учит детей с младенчества и до их выхода в самостоятельную жизнь.

В этих словах весь Сухомлинский — гуманист и педагог.

Цитаты и афоризмы В. Сухомлинского

♦ В семейной жизни, храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу.

♦ Дети с угнетенными чувствами — это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью.

♦ В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание.

♦ Годы детства — это прежде всего воспитание сердца.

♦ Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин.

♦ Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

♦ Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.

♦ Там, где у женщин не развито чувство чести и достоинства, процветает нравственное невежество мужчин.

♦ Есть три вещи, которые необходимо утверждать в мальчиках и юношах: долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины.

♦ Пусть ваш воспитанник будет непокорным, своевольным — это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие.

♦ Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.

♦ Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети.

сухомлинский о воспитании детей цитаты

Имя Василия Сухомлинского знают все. Этот талантливый педагог всю жизнь проработал в школе, написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании.

Принципы воспитания Василия Сухомлинского актуальны для родителей и сегодня.

Научить жить

Главная проблема молодых родителей, о которой говорил Сухомлинский и которая актуальна и сейчас, — это неумение жить семьёй и преодолевать кризисы.

Педагог настаивал на том, что детей надо учить общаться, объяснять, как быть со своими желаниями, как находить компромисс в семье. И этому должны учить родители своим примером с самого рождения.

Также Василий Сухомлинский говорит о том, что если в семье растёт непослушный ребёнок, то родителям стоит, в первую очередь, взглянуть на себя и понять, где они допустили ошибки.

Быть настоящим отцом

Кроме забот о ребёнке, отцу следует заниматься самовоспитанием. Так Сухомлинский называл личностное развитие и непрерывный труд. Каждому ребёнку хочется быть хорошим, но ему нужен пример, личный пример его родителей или значимых для него людей.

Педагог рассказывает о большой семье сельского врача Ивана Филипповича, в которой было шестеро детей. По утрам отец приносил и ставил в вазу цветок возле спящей жены. Так продолжалось десятилетия. И для этого была построена теплица возле дома. Количество цветков, которые стояли в вазе по утрам, росло вместе с детьми. Спустя много лет, когда дети выросли и разъехались из родительского дома, раз в год они собирались у матери. Снова в вазе появлялись семь цветков — по одному от каждого из детей и седьмой от умершего отца.

Быть талантливым родителем

Сухомлинский рассказывает про одну мать, которая призналась, что им с мужем некогда воспитывать детей и делать с ними уроки. Причём её дочери отличались тонким восприятием окружающих, никогда не ленились и были примером для всего класса. Педагог объясняет это тем, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей.

Для правильного воспитания родителям достаточно просто быть рядом и показывать своим примером, как относиться к близким, как поступать в тех или иных ситуациях.

Быть мудрым учителем

Следует помнить, что все дети рождаются с разными способностями. Задача взрослых не ругать, а заметить и развить в ребёнке как можно больше этих способностей. Сухомлинский использовал свою собственную систему оценок в начальной школе. Тем, кто справлялся с заданием, ставили пятёрки, но не ставили двоек отстающим по предмету. Это неправильно — делить детей на успешных и неуспешных только с помощью оценки. И сегодня мы с ним абсолютно согласны.

Воспитывать без наказаний

Быть требовательным не значит добиваться слепого послушания. Сухомлинский был категорически против строгих наказаний. Если возникает желание наказать ребёнка, то это уже указывает на ошибки в воспитании.

Развивать любознательность

С самого раннего детства родителям стоит учить ребёнка наблюдать. Даже обыкновенная прогулка поможет в этом. Говорите о том, что у деревьев разная высота, на некоторых растёт мох, некоторые растения любят солнечный свет, а другие — нет. Постепенно ребёнок уже сам будет замечать детали окружающего мира. В этот момент в его мозге происходят важнейшие изменения.

Уметь делать домашние задания быстроПринципы воспитания сухомлинского

Сухомлинский рекомендовал делать уроки всегда в одно и то же время. Режим приучает к усидчивости и самостоятельности. Обязательно, чтобы ребёнок делал домашнее задание один, а не в компании с одноклассниками. Так как, по его наблюдениям, совместная работа более сильных и слабых учеников ведёт только к тому, что слабые в итоге механически списывают, не успевая вникнуть в тему.

Родители не должны делать домашние задания за ребёнка, но необходимо проверять его.

Василий Сухомлинский советовал делать именно те уроки, которые задали сегодня, даже если завтра нет урока по этому предмету. Накануне достаточно будет только повторить уже изученную тему. Педагог утверждал, что все эти правила способствуют повышению качества учёбы, а ребёнок меньше от неё устаёт.

Мысли Василия Сухомлинского просты и в то же время очень ценны. Тот факт, что они до сих пор не потеряли своей актуальности, говорит о многом. Давайте прислушаемся к советам этого мудрого учителя и будем воспитывать успешных и счастливых детей.


В. А. Сухомлинский - это выдающийся педагог-новатор. Он очень любил детей и старался сделать так, чтобы они могли получать не только качественные знания, но и полноценное всестороннее развитие. О его вкладе в педагогику стоит поговорить более детально.

Биография

В сентябре 1918 года в селе Васильевка (сегодня это Кировоградская область Украины) родился мальчик Вася. Он рос в семье сельского плотника и домохозяйки, которая подрабатывала портной. После революции родители пошли трудиться в колхоз. Отец будущего педагога активно занимался общественной деятельностью, был селькором в местной газете. Также он руководил обучением деревообрабатывающему делу. Кроме Василия, в семье было еще трое детей, которые во взрослой жизни стали учителями в сельских школах.

сухомлинский педагогические труды

В 1933 году Сухомлинский поступил на рабфак в Кременчуге. По его окончании стал студентом педагогического института. Параллельно с этим с 17 лет работал учителем заочной школы. В 1938 году окончил Полтавский педагогический институт, куда перевелся из Кременчуга. После окончания обучения пришел на работу в Онуфриевскую среднюю школу на должность учителя украинского языка и литературы.

В 1941 году пошел добровольцем на войну. Но уже в январе следующего года во время защиты Москвы получил тяжелое ранение и чудом не умер. Врачам не удалось полностью удалить осколок в его груди. Это напоминание о войне он проносил в себе всю оставшуюся жизнь. После ранения неоднократно просился на фронт, но комиссия не пропускала его по состоянию здоровья. Поэтому он вернулся на родину, когда враги покинули ее.

1948 год стал переломным в его жизни. Он был назначен директором Павлишской средней школы. Именно в ней и развивались педагогические идеи Сухомлинского. Свой пост он не оставил до конца жизни.

Гуманизм

Одним из первых в советской педагогике о гуманизме заговорил именно В. А. Сухомлинский. На первое место он всегда ставил ребенка с его достоинствами и недостатками. Педагог полагал, что учитель не должен руководить детьми, машинально и в некоторой степени насильно заставлять их учиться. Главная роль педагога - создать все условия для того, чтобы у его подопечных была возможность всесторонне развивать лучшие свои качества.

вклад в педагогическую науку сухомлинского

Если грубо резюмировать основные положения теории Сухомлинского, получится, что не учитель руководит учебным процессом, а его ученики. Но на самом деле все не совсем так. В гуманистическом подходе к педагогике не последнюю роль играет взаимодействие всех, кто причастен к учебному процессу. Поэтому Василий Александрович готовил родителей к будущему обучению их детей.

Коллектив как важное звено в педагогическом процессе

Он всегда проявлял уважение к каждому педагогу, поддерживая положительную атмосферу внутри коллектива. Основные положения педагогической этики В. А. Сухомлинского включают в себя грамотное взаимодействие всех учителей. Поэтому в коллективе не должно быть ссор и распрей. К приходу нового педагога в школу все готовились заранее. Это был настоящий праздник, чтобы показать, что "новичок" стал чем-то большим, чем просто еще одним учителем.

педагогическая деятельность сухомлинского

Как он говорил, только грамотно созданная атмосфера вокруг него поможет стать ребенку полноценной личностью. Ведь он не только познает мир, но и себя в нем.

Основа - народный опыт

Всем, кто плохо знаком с педагогическими идеями Сухомлинского, они могут показаться поверхностными, ведь за основу он взял народную педагогику. На самом же деле она таит в себе многовековой опыт, который люди собирали на примере собственных ошибок и удачных моментов. Эти знания сокрыты в сказках, легендах и песнях.

Вот почему именно сказку педагог выбрал главным инструментом воспитания ребенка. Она воспринимается легче, но имеет колоссальный заряд знаний и моделей поведения. На своих уроках педагог использовал не только народное творчество, но и сам писал сказки и рассказы для того, чтобы объяснить ребятам некоторые важные аспекты жизни, дать им сложный материал в простой форме.

Сухомлинский также не отбрасывал опыт других учителей. Кроме того, он активно анализировал вместе с коллективом все достижения и провалы, чтобы вынести из них самые положительные моменты. Также Сухомлинский постоянно изучал опыт педагогов разных времен и современных учебных заведений. Это позволило ему создать собственную систему, подкрепленную большим педагогическим опытом.

Он говорил: если не заставлять детей учиться, а быть им другом и вместе проводить время с пользой для обеих сторон, можно добиться небывалого успеха. При этом к каждому классному коллективу нужно искать свой подход. Нельзя учить всех детей по одному шаблону. Взаимодействуя с детьми, педагог не только добивается всестороннего их развития, но и сам с ними открывает что-то новое, меняется.

Не учить, а развивать

Вся педагогическая деятельность Сухомлинского была направлена на то, чтобы стимулировать развитие своих учеников. Он старался сделать так, чтобы дети сами захотели узнать что-то новое. И не обязательно, чтобы эти знания были связаны с предметом, который он преподавал.

сухомлинский педагогические книги

Сухомлинский считал победой, если ученики видели что-то необычное в окружающем мире, приходили к таким выводам, которые он сразу мог и не заметить. Педагог никогда не навязывал своей точки зрения. Он говорил, что главное задание учителя - научить ребенка самостоятельно принимать решения и оценивать ситуацию. Он любил, когда дети задавали нестандартные вопросы. Это говорило о том, что ребята стараются понять как можно больше из того, что они видят, с чем сталкиваются в повседневной жизни.

В своей деятельности и теоретических трудах Сухомлинский пропагандировал право детей на выбор. Да, к нему грамотный учитель мог подтолкнуть свой класс. Но даже в таких условиях малыши должны твердо верить, что это они сделали такой осознанный выбор. В этом и заключается суть воспитания по Сухомлинскому - научить детей искать именно те знания, которые им пригодятся в будущем и которыми они будут пользоваться без затруднения.

Воспитание красотой

Это основа педагогической теории Сухомлинского. Если дети не научатся видеть красоту в повседневности, они не смогут стать полноценными личностями. Для этих целей педагог предлагает использовать все, что есть вокруг. Например, он часто ходил со своим классом на природу. Многие могут подумать, что в таких условиях трудно усвоить знания языка или литературы. Но педагог подходил творчески к этому вопросу. Он мог потратить время на то, чтобы изучать с ребятами, как красив луг ранней осенью или весной. Вместе они рассматривали каждую деталь, давали ей описание, подбирали эпитеты и метафоры.

педагогическая теория сухомлинского

Таким же способом учитель давал детям знания по языку, которые основывались на взаимодействии с природой. Если темой рока было изучение какой-то буквы, то они вместе рисовали ее в своих альбомах, искали очертания в окружающих предметах. Так дети видели, что в этом прекрасном мире все взаимосвязано.

Родительский университет

Мы уже упоминали ранее, что педагогические идеи Сухомлинского отдельное место отводят тесному взаимодействию всех людей, задействованных в педпроцессе. В их число входят и родители, с которыми дети проводят большую часть своей жизни.

Чтобы им было понятно, как и чему учить своих малышей, педагогическая деятельность Сухомлинского была направлена и на просвещение мам и пап. Для этого учитель создал при школе Родительский университет. Родители вступали в него за два года до того, как их дети пойдут в школу, и учились до тех пор, пока малыши ее не окончат.

Весь курс родительского университета был рассчитан на 250 часов лекций, на которых им давали знания об особенностях развития школьников, их интересах и предпочтениях в конкретном возрастном периоде. Этот вклад в педагогическую науку Сухомлинского трудно переоценить и сегодня. Ведь не всегда родители могут найти общий язык со своими детьми. А если школа будет давать им основы педагогики и возрастной психологии, семейных конфликтов станет меньше, а школьники смогут учиться и развиваться в благоприятной атмосфере.

основные положения педагогической этики в а сухомлинского

Труд в педагогике

Педагогические идеи Сухомлинского большую роль в развитии ребенка отводили трудовой деятельности. Сам он говорил, что приобщение к такой деятельности нужно начинать с раннего возраста. Но трудится дети должны не столько для получения моральных благ, сколько для морального удовлетворения. При этом допускается легкая физическая усталость, но никак не истощение организма. В этом случае, наблюдая результаты своей деятельности, ребенок будет ощущать и чувство гордости от того, что он сделал общественно полезное дело.

Трудовая деятельность должна быть последовательной и постоянной. Нет никакого смысла от того, что дети иногда что-то делают, воспринимая эту работу, как обязанность, навязанную им старшими. Школьники должны ощущать ответственность от того, что им поручено сделать. Только так можно добиться физической, социальной и духовной гармонии.

Основные работы

За время своей деятельности он написал более 30 разных книг и 500 статей по теории педагогики. Его опыт изучали и до сих пор изучают во многих странах мира. Среди всего богатства знаний, которыми он делился с остальными, стоит выделить такие педагогические книги Сухомлинского:

  • "Сто советов учителю".
  • "Сердце отдаю детям".
  • "Как воспитать настоящего человека".
  • "Родительская педагогика".
  • "Письма к сыну".
  • "Рождение гражданина".

В них он обобщил все свои достижения и наработки педагогического коллектива, которым руководил. Эти труды стали основой гуманистического воспитания во многих современных новаторских учебных заведениях.

Не только педагог, но и писатель

в а сухомлинский

Кроме того, что этот человек был великим педагогом, он еще и написал много сказок и рассказов для детей. Это результат его работы, которая была призвана для того, чтобы объяснить детям моральные и духовные ценности в человеческой жизни. По сути, он создавал литературные произведения не ради самого творчества. Эти сказки появлялись на уроках или для них, чтобы сделать учебный процесс интересным и понятным для своих учеников.

Многие считают эти педагогические труды Сухомлинского практической иллюстрацией его идей. А сказки этого учителя давно стали частью школьных программ во многих странах.

Читайте также: