Педагогические взгляды екатерины ii кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вторым большим препятствием, встреченным Екатериной, была невозможность найти подходящий учительский персонал. Открыв кадетский корпус, Бецкий назначил директором его бывшего суфлера французского театра, а инспектором классов – камердинера покойной матери Екатерины. Один из учителей, Фабер, служил когда-то лакеем у двух других преподавателей корпуса, французов Пиктэ и Маллэ, и стал таким образом из слуги их коллегой. Но когда французы рискнули указать Бецкому, что это как будто не совсем удобно, то тот ограничился тем, что дал Фаберу чин поручика русской армии и этим уладил дело. В кадетском корпусе была еще должность инспектрисы, обязанности которой мы в точности не беремся указать; это место заняла г-жа Зейд, жена одного из приближённых Петра III, особа весьма сомнительной нравственности. Но генеральша Лафон, начальница другого учебного заведения, находившегося под особым покровительством императрицы, пользовавшаяся поэтому почти неограниченной властью в педагогическом мире, должна была г-же Зейц довольно крупную сумму и нашла вполне возможным расплатиться с ней, похлопотав о месте в корпусе. Наконец, полицмейстером заведения был назначен некто Ласкари, совершенно темная личность; впоследствии он занял место директора корпуса с чином подполковника.

В этой военной школе царствовала большая свобода нравов, если верить свидетельству Бобринского, побочного сына Екатерины, воспитывавшегося там; в ней широко применялись идеи Жан-Жака Руссо.

Педагогические задачи Екатерины благодаря этому сильно осложнялись: прежде чем думать об учениках, приходилось учить учителей. Екатерина должна была посылать в Оксфордский университет, Туринскую академию и немецкие школы молодых людей, которые готовились там к ответственной преподавательской деятельности. Но чтобы создать народные школы, Екатерине не хватало прежде всего необходимых знаний и понимания дела. Она наивно признавалась в этом Гримму:

Но при этом Екатерина сама указывала средство, временно избранное ею, чтобы выйти из этого затруднения:

А так как философы остались на мольбы Екатерины глухи, то очевидно, что все те меры, которые были предприняты ее универсальным гением в области народного просвещения, и были почерпнуты ею из французской Энциклопедии.

II

Как на это указывали не раз, Екатерина первая из русских венценосцев обратила внимание на женское образование.

Она положила ему начало с той полнотой замысла и великолепием исполнения, отпечаток которых мы видим на всем созданном ею. Но в основание его были положены принципы, значение и ценность которых были, к несчастью, недостаточно продуманы ею: и они принесли свои плоды и сыграли большую роль в истории умственного и нравственного развития русской женщины – роль, которую вряд ли можно назвать вполне благотворной.

III

В Инструкции, о которой мы говорили выше и которую Екатерина раздавала всем приходившим к ней – у нее на письменном столе всегда лежало несколько ее экземпляров, – тоже встречаются прекрасные мысли. Следите за воображением ребенка и поощряйте его во время его игр, чтобы открыть его истинные склонности; не давать детям лениться ни духом, ни телом; возбуждайте в них любовь к ближнему и чувство жалости; избегайте насмехаться над ними; внушайте им, напротив, доверие к себе; не заставляйте их бояться старших, чтобы не сделать из них трусов, – все это прекрасно и указывает на очень тонкое и верное психологическое чутье.

Но в 1784 г. катастрофа в личной жизни Екатерины остановила ее нежные и умные попечения о маленьких великих князьях, в которых лежала для нее вся будущность России. Павел ей не принимался в расчет, а если и принимался, то только как помеха или опасность. Эта катастрофа была – увы! опять – смерть Ланского. Бабушка и воспитательница исчезли. Осталась только женщина – пятидесятилетняя женщина, оплакивающая смерть своего молодого любовника! Правда, она вскоре утешилась, и к ней вернулась былая веселость. Но преемник Ланского, красивый, подвижный Мамонов, внес именно слишком много веселья, рассеяния и безумных, непрерывных празднеств в жизнь Екатерины, чтобы у нее осталось время еще и для педагогики. Бабушку заменил поэтому наставник. Это был, к счастью, Лагарп.

Петр Салтыков скончался в 1773 г., когда воззрения Екатерины не отвечали теории официального обскурантизма, выраженной притом так цинически. Но мы не посмеем утверждать, чтобы Екатерина не высказывала подобных мыслей в последние годы своего великого царствования – мыслей, глубоко противоречивших его славе, но звучавших в тон с ожесточенной борьбой, которую она объявила против революции.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 7 В двойной роли

Глава 7 В двойной роли В 1962 году начался десятилетний период, когда я оказался тесно связанным с Норвегией особым образом. Внешне было мало изменений, существенно отличавших прежнего атташе советского посольства по вопросам культуры от вновь прибывшего второго

Глава 19 РОЛИ МЕНЯЮТСЯ

Глава 19 РОЛИ МЕНЯЮТСЯ Сержант и три солдата перешли мост и скоро установили контакт с замком.Присутствующий немецкий личный состав и солдат официально понизили до статуса военнопленных.Поскольку я оказался единственным немецким офицером, говорящим по-английски, меня

Глава 1. Англия в роли самоубийцы

Глава 5 КЛОЗЕТЫ В РОЛИ КЛАДОВЫХ

Глава 5 КЛОЗЕТЫ В РОЛИ КЛАДОВЫХ Новая лодка должна была быть готовой к активной службе как можно скорее, поэтому и экипаж в Балтийском море тренировали в безумном темпе.Спасибо специалистам, каждый человек был столь профессионально обучен своей новой профессии, что мог

Глава 26 УСИЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РОЛИ КАСТ

Глава 26 УСИЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РОЛИ КАСТ Кастовая система, существовавшая в течение тысячелетий, не исчезла после получения Индией независимости. Однако это не означало, что она не изменилась за эти годы. Социально-экономические и политические преобразования в обществе

Глава 3. Партизаны в роли провокаторов репрессий

Глава 56. Статус педагога

Глава 56. Статус педагога Статус педагога в новом обществе необходимо поднять до статуса профессора ВУЗа. Среднее образование должно мало чем отличаться от школы высшей. В ней наши дети должны получать фундаментальное образование по всем предметам как академических

Екатерина в роли богини-воительницы, Вольтер в роли Гомера

Екатерина в роли богини-воительницы, Вольтер в роли Гомера Одним из генераторов Греческого проекта стал Вольтер. Из далекой Франции он внимательно следил сначала за подготовкой плана, а затем за ходом Русско-турецких войн. По его сценарию Екатерине отводилась роль

Глава 3 Екатерина в роли педагога

Глава 3 Екатерина в роли педагога IУчреждения, созданные Екатериной в целях народного образования, и ее педагогические взгляды и сочинения занимают такое крупное место в истории ее царствования, а также в истории духовного развития России, что мы не можем обойти их

Екатерина в роли богини-воительницы, Вольтер в роли Гомера

Екатерина в роли богини-воительницы, Вольтер в роли Гомера Одним из генераторов Греческого проекта стал Вольтер. Из далекой Франции он внимательно следил сначала за подготовкой плана, а затем за ходом русско-турецких войн. По его сценарию Екатерине отводилась роль

Глава 1. ГЛАВНЫЕ РОЛИ В МИРОВОЙ ДРАМЕ

VII. Екатерина Черкасова – дочь Бирона (Баронесса Екатерина Ивановна Черкасова, урожденная принцесса Бирон)

Глава 7 Магия, контроль и социальные роли

Глава 7 Магия, контроль и социальные роли Практики, связанные с рождением и уходом за ребенком, рассмотренные в предыдущей главе, были женскими по определению. До революции женщины преобладали и в других лечебных практиках: вправляли кости, останавливали кровь,

Глава 19 Роли меняются

Глава 19 Роли меняются Сержант и три солдата перешли мост и скоро установили контакт с замком.Присутствующий немецкий личный состав и солдат официально понизили до статуса военнопленных.Поскольку я оказался единственным немецким офицером, говорящим по-английски, меня

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассмотрена методика воспитания 18 века на примере воспитательной системы российской императрицы Екатерины Второй, изложенной в "Инструкции князю Н.И. Салтыкову при назначении его к воспитанию Великих Князей"

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Екатерина II о воспитании наследников престола

Выполнил: Желунин Данил – студент группы СП-11

Руководитель: Барзенкова О.Н. – преподаватель истории

1. Педагогические взгляды Екатерины II.

2. Воспитание Павла Петровича – сына Екатерины II.

3. Воспитание внуков Екатерины II: Александра и Константина

Воспитание подрастающего поколения важно во все времена, в том числе и в XXI веке. Некоторые из методов воспитания XVIII века можно использовать и сегодня, что делает изучаемую в моем проекте проблему актуальной.

Особенностью данной работы является то, что она содержит фрагменты исторического источника.

При подготовке работы были использованы периодическая печать и научно-публицистическая литература.

1. Педагогические взгляды Екатерины II.

Среди многих государственных дел российские императоры имели важную обязанность: воспитать наследников престола. Во второй половине XVIII в. она носила характер не камерный, узкосемейный, а общегражданский. Не только потому, что питалась общими идеями французских просветителей о гармонически развитой личности, о просвещенном монархе, но и потому, что являла собой конкретный образец для подражания в светских придворных кругах.

Не меньший интерес вызывают её рекомендации по воспитанию внуков. Почему же внуков, а не сына, Великого Князя Павла Петровича, будущего императора, у которого особых добродетелей не отмечают историки?

2. Воспитание Павла Петровича – сына Екатерины II.

Дело в том, что не довелось Екатерине воспитывать своего сына самой. С первых дней жизни он был под присмотром императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I, не спускавшей глаз со своего внучатого племянника.

Вот как рассказывает об этом Екатерина Алексеевна, в то время еще только Великая княгиня:

Все это, а также размышления о странной гибели отца (через неделю после переворота) не способствовали развитию близких, родственных отношений Екатерины II с сыном. Более того, Павел Петрович не любил свою мать, да и она его невысоко ценила и не доверяла ему.

В статье рассматриваются приоритеты и ценности европейского Просвещения, восприня­тые Екатериной II, осмысленные и трансформированные ею применительно к условиям отсталой в экономическом, социально-политическом и культурном отношении России, предопределили со­держание и направленность ее государственной политики в сфере просвещения. Великая заслуга Екатерины II состоит в том, что она определила пути просвещения русского народа. Как Петр I, Екатерина II для модернизации общественной жизни использовала всю мощь государственной вла­сти, дополнив ее усилиями, направленными на воспитание и нравственное обновление общества. Она заменила произвол власти насаждением разумных законов и создала новый слой общества, который должен был облагородить простой народ. Екатерина II серьезно изменила страну: появи­лись новые ориентиры и замыслы, именно при ней России удалось стать великой державой.

Ключевые слова: развитие общества, совершенствование, просвещение, преобразование.

MAIN DIRECTIONS OF SOCIAL AND EDUCATIONAL VIEWS OF CATHERINE II

Mikhail Pavlovich Starodubtsev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Military Institute of Internal Forces of MIA of Russia

The article describes the priorities and values of the European Enlightenment, adopted by Cathe­rine II, meaningful and transformed by it in relation to the conditions of the most backward in economic, socio-political and cultural relation to Russia, have determined the content and direction of state policy in the sphere of education. The great merit of Catherine II is that it has determined the path of enlightenment of the Russian people. Like Peter I, Catherine II for the modernization of society has used the power of government, expanding its efforts on education and moral regeneration of society. It has replaced the arbi­trary imposition of reasonable power laws and created a new segment of society that was to elevate the common people. Catherine II has seriously changed the country: there are new directions and ideas, it is at its Russian managed to become a great power.

Keywords: social development, improvement, education, transformation.

Ценности и приоритеты европейского Просвещения, воспринятые Екатериной II, осмысленные и трансформированные ею применительно к условиям отсталой в эконо­мическом, социально-политическом и культурном отношении России, предопределили содержание и направленность ее государственной политики в сфере просвещения. Отда­вая должное своему великому предшественнику в деле переустройства общества Петру I, Екатерина II ясно осознавала, что предстоит еще огромная работа по преодолению мно­говековой отсталости страны, обновлению и совершенствованию различных сфер обще­ственной жизни. Как и Петр I, Екатерина II понимала необходимость и историческую неизбежность европеизации России. В этом отношении Петром I сделано было много, но он не успел в полной мере создать такой важный фактор мощи Российской империи, как гражданское общество. Эта задача и выпала на долю Екатерины Великой [2, 3].

Проблеме женского образования Екатерина придавала первостепенное значение. Россия до второй половины XVIII века не имела государственной системы женского об­разования. Сравнительно небольшая часть женского населения, преимущественно из из­бранных слоев, обучались в домашних условиях приглашенными для этой цели учителя­ми и гувернантками. Религиозное воспитание получала какая-то их часть в монастырях. Из области образования, а вместе с тем из профессиональной деятельности и активной социальной жизни была исключена, кроме крестьянского сословия, практически полови­на населения государства.

Заканчивая рассмотрение проблемы, необходимо еще раз подчеркнуть, что соци­ально-педагогические воззрения Екатерины Великой имели огромное общественное зна­чение и являлись в определенной мере орудием в ее социальной политике государства, социально-педагогические идеи Екатерины Великой в их положительном и отрицатель­ном значении.

В первое время царствования Екатерина, увлеченная педагогическими идеями просветительной литературы, задалась более широкой мыслью - в корне изменить самое назначение общественной школы. Если прежняя школа только учила, то новая школа должна была воспитывать. Таким образом, впервые в России школа брала на себя задачи воспитания, принадлежавшие до тех пор исключительно семье. С этим перенесением воспитания из семьи в школу должно было совершиться полнейшее изменение его прие­мов и целей [2, 3].

В заключении необходимо обратить внимание на актуальность проблемы образо­вания Российского государства в эпоху правления Екатерины Великой. Их анализ и апробация позволили Екатерине II и её советникам отобрать наиболее подходящую мо­дель создания российской народной школы.

  1. Джуринский, А.Н. История педагогики : учеб. пособие / А.Н. Джуринский. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 430 с.
  2. Болгова, А.М. Педагогические Воззрения Екатерины II : автореф. дис. . канд. пед. наук / Болгова А.М. - Белгород, 1999. - 24 с.
  3. Стародубцев, М.П. Образовательная политика Российского государства, проводимая Петром I и Екатериной II / М.П. Стародубцев // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2013. - № 155. - С. 127-136.
  4. Стародубцев, М.П. Педагогические идеи Екатерины II и Российских просветителей / М.П. Стародубцев // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2012. - № 7 (27). - С. 177-183.
  1. Dzhurinsky A.N. (1999), History of pedagogy: textbook, publishing house "VLADOS", Mos­cow.
  2. Bolgova, A.M. (1999), Pedagogical Views of Catherine II, dissertation, Belgorod.
  3. Starodubtsev, M.P. (2013), "Educational policy of the Russian state, conducted by Peter I and Catherine I", Messenger ofHerzen University, No. 155, pp. 127-136.
  4. Starodubtsev, M.P. (2012), Pedagogical ideas of Catherine II and Russian enlighteners, Vest-nik of the Oryol state University. Series: New humanitarian research works, No. 7 (27), pp. 177-183.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Не кутать, не перекармливать и не ограничивать в играх. Педагогам внука, будущего царя Александра I, императрица написала несколько наставлений, которые актуальны и сегодня.

На то, как русские придворные воспитывали ее сына, Павел I, юная немка Екатерина II повлиять не могла. Однако констатировала прискорбный факт, что у него негодное здоровье и душа - и винила во всем воспитание.

1. Одежда

2. Питание

Также Екатерина советует не давать детям вина, разве только по предписанию врача…

3. Свежий воздух

Императрица советует проветривать спальню детей, особенно ночью. Зимой же комнату не следует сильно натапливать. Температура должна быть не больше, чем 13-14 градусов по Реомюру (что примерно равно 16-17 градусов Цельсия).

4. Закаливание и купание

5. Сон

6. Игры

Не оставлять детей в праздности, но не принуждать к учебе, а постоянно подпитывать их любопытство различными упражнениями.

7. Лекарства

Кроме того, юные организмы часто испытывают озноб или жар, царица связывает это с их небольшим ростом и считает, что подобное проходит само без вмешательства врачей.

Боль от ран, солнечных ожогов и тому подобному, конечно, стоит лечить. Но делать это без спешки, чтобы дети научились терпению.

8. Воспитание доброго нрава

9. Слезы

10. Забота о ближних

Нельзя бить или ругать детей, а также нельзя бить или ругать кого-то при них. Кроме того, не разрешать им издеваться над животными и насекомыми. Учить заботиться и о том, что им принадлежит, будь то животные или цветы в горшках.

11. Страхи

В младенчестве детей стоит ограждать от того, что их пугает, - и не пугать их специально. Позже можно аккуратно понять их страхи и познакомить с ними - или попытаться свести их к шутке.

12. Учтивость

«Четыре вещи суть совершенно противны учтивости:

1) Природная грубость та, которая без снисхождения к другим людям не смотрит ни на склонности, ни на сложение, ни на состояние человека.

2) Пренебрежение к людям, непочтение, которое оказывается взглядами, словами, поступками и движениями.

3) Осуждение словами и насмешкою поступков ближнего, умышленные споры и непрерывное противоречие.

Читайте также: