Педагогические условия обучения в школе

Обновлено: 18.07.2024

Реформирование системы образования, переход от традиционного подхода в учебно-воспитательном процессе к деятельностному, от режима функционирования к режиму развития и саморазвития свидетельствуют о реальной потребности обращения к проблеме индивидуализации обучения. Творческий отчет по теме образования. В докладе раскрыты условия возникновения и становления опыта , актуальность и перспективность развития данного опыта, раскрывается теоретическое обоснование опыта, его сущность и технологии применения, каковы же преимущества. В заключении представлены перспективы дальнейшего развития и совершенствования данного опыта.

ВложениеРазмер
11_pedagogicheskie_usloviya_individualizacii_mladshego_shkolnika.docx 43.65 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия индивидуализации младшего школьника.

Одно из самых ценных человеческих качеств - индивидуальность . Оно приобретается от рождения, "дается судьбой" и развивается искренностью.

Условия возникновения и становления опыта:

Новые общественные отношения, связанные с изменениями в государственно-политической, экономической, духовной жизни, требуют от школы подготовки человека, наделенного ярким творческим потенциалом, ставящего перед собой новые вопросы, пересматривающего существующие в культуре представления, а иногда и ценности общества; создающего в своем внутреннем видении новую систему отношений, в соответствии с которой он и будет планировать собственную деятельность самостоятельно, активно и творчески.

Современная концепция общеобразовательной школы утверждает, что школа уже не имеет права ограничивать свои функции обучением предметам. Главное ее предназначение — создание для каждого ребенка благоприятных условий для всестороннего развития его способностей и таланта, целенаправленного проявления его индивидуальности.

Реформирование системы образования, переход от традиционного подхода в учебно-воспитательном процессе к деятельностному, от режима функционирования к режиму развития и саморазвития свидетельствуют о реальной потребности обращения к проблеме индивидуализации обучения.

Актуальность и перспективность развития данного опыта.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия индивидуализации обучения и воспитания младших школьников? (В решении данной проблемы заключается цель исследования).

Объект исследования — целостный педагогический процесс в начальной школе.

Предметом исследования являются педагогические условия индивидуализации обучения и воспитания в начальной школе.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом были определены задачи исследования :

1. Выявить сущность индивидуализации в современном научно-педагогическом знании;

2. Определить и обосновать совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность индивидуализации младших школьников

3. Подобрать диагностики для определения индивидуальных (специальных) особенностей;

4. Представить достижения результатов учащихся на разных уровнях в рамках содержания деятельности по индивидуализации.

Гипотеза исследования: процесс индивидуализации обучения и воспитания младших школьников будет реализован и эффективен, если будут созданы следующие педагогические условия:

  • определены специальные способности младшего школьника;
  • создана образовательная среда как совокупность внешних факторов, способствующих активному и творческому проявлению индивидуальности;
  • реализована творческая направленность коммуникативной деятельности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности;
  • организовано стимулирование учеников к осуществлению творческой деятельности на уроке и вне урока (представление результатов на разных уровнях).

Теоретическое обоснование опыта (теории, законы, закономерности, принципы обучения и воспитания)

Теоретическую базу исследования составили труды известных деятелей науки, занимавшихся исследованием проблемы индивидуального подхода (Н.B. Виноградова, В.М. Галузинский, и др.); вопросов творчества и творческой деятельности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев); развития творческой активности (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.А. Кирсанов, А.Э. Санько и др.); формирования способностей (И.В. Барыкина, В.А. Крутецкий, и др.).

Индивидуализация - это процесс реализации индивидуального подхода, обусловливающего необходимость организации учебной и воспитательной деятельности, направленной на развитие индивидуальности как нравственной ценности .

В качестве требований воспитания, ориентированного на реализацию индивидуального подхода к младшему школьнику, избираются следующие принципы построения воспитательного взаимодействия:

- целостности (человек в своем единстве и целостности должен выступать предметом воспитания, педагог должен направлять свои усилия на обеспечение развития ребенка как сложной и целостной системы).

- бинарности (бинарный -двойной, формирование индивидуальности происходит под воздействием двух главных взаимодейтсвующих факторов - наследственности и среды, также под бинарностью подразумевается и двуединство в процессе воспитания деятельности педагога и активности ребенка, об этом пишут такие ученые, как М.И. Рожков и Л.В. Байбородова.)

- доминанты (создатель учения о доминанте академик А.А. Ухтомский считал возможным применение данного термина не только в рамках физиологии, но и при изучении жизни человека, включая его интеллектуальную и духовно-нравственную стороны, этот принцип требует от педагога внимательного изучения учащихся, их поступков, что способствует выявлению доминантных состояний у детей. "Если плохо дается русский язык, а хорошо математика, то дополнительно надо заняться именно математикой, - пишет А.И.Кочетов. Доминантные стороны , как правило, являются одновременно и наиболее сильными, обеспечивающими успех в жизни и развитии того или иного человека).

- принцип вариативности ( известный российский педагог в начале прошлого века писал: "Каждый ребенок предполагает свою особую систему воспитания (сколько существует детей, столько существует и систем воспитания". Поэтому учителю необходимо иметь более отчетливые представления об индивидуальной траектории жизнедеятельности и развития каждого ребенка. Индивидуализация предполагает выбор, а значит, становится возможным развитие индивидуальных способностей).

- принцип творческой активности (ученый Ю.А.Гагин, исследующий проблему творческой активности пишет так: "В наших исследованиях к сущностным элементам индивидуальности, посредством которых происходит реализация творческой активности , отнесены творчество и общение. Этот принцип обращает внимание педагога на необходимость проектирования и создания условий для проявления и развития креативных способностей учащихся, на стимулирование у них желания стать субъектами индивидуального и коллективного жизнетворчества).

- принцип рефлексивности ("Индивидуальность рождается вместе с развитием рефлексии" - так кратко и точно охарактеризовали Н.Н.Михайлова и С.М. Юсфин одну из закономерностей процесса становления человеческой индивидуальности. Ведь без формирования внутреннего Я, цементирующего уникальность структуры индивида, трудно представить возможность обретения человеком своей индивидуальности).

Также для учета перспектив индивидуализации младшего школьника следует хорошо представлять себе объективные законы развития и саморазвития ребенка, проходящего, по мнению ученых, в своем становлении три основные ступени:

- освоение норм и правил актуальной культуры;

- реализация индивидуальных способностей в разнообразных видах жизнедеятельности;

-активное участие в сотрудничестве с другими людьми.

Учитывая эти закономерности , были определены педагогические условия индивидуализации младшего школьника, при этом был применен комплекс методов: теоретический анализ педагогической, психологической литературы; изучение и анализ педагогического опыта в области индивидуализированного обучения; эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа); методы статистической обработки данных.

Сущность опыта, его технологии, преимущества.

Педагогические условия реализации индивидуализации младшего школьника.

1. Определение специальных способностей.

2. Организация деятельности с учетом этих способностей.

3. Представление результатов на разных уровнях.

Для реализации первого условия были подобраны методики педагогической диагностики по данной проблеме: методика диагностики общей одаренности педагогом, методика определения склонностей ребенка, карта интересов для младших школьников. Проанализировав диагностические данные на основе представленных методик, выявились следующие сферы: (методики прилагаются)

математика и техника – 3 ч -12%

гуманитарная сфера- 7 – 27%

художественная деятельность -7 - 27%

физкультура и спорт - 4 – 15%

коммуникативные интересы (общение и лидерство) - 5- 19%

Содержание деятельности с учетом этих способностей строится на основе технологии саморазвития личности учащегося Алексея Алексеевича Ухтомского – Германа Константиновича Селевко, в основе которой лежат идеи развивающего обучения Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, при этом дополняются существенно новыми. Тип управления учебно-воспитательным процессом по данной технологии предполагает систему малых групп и самоуправление, что активно использую в своей работе. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий строится на основе педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного подхода. Структура технологии саморазвития личности:

1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.

2. Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, дающей опыт успеха и тренинг достижений.

3. Адекватные уклад жизнедеятельности, стиль и методы внешних воздействий; условия обучения и воспитания.

При выстраивании содержания образования по проблеме индивидуализации младшего школьника были использованы подходы в воспитании на основе технологии саморазвития личности

( формирование осознанного поведения в обществе, включенность в творческую деятельность в учреждениях дополнительного образования, сотрудничество с родителями).

При планировании воспитательной работы учитывались склонности детей, принцип бинарности (когда планирование идет не от воспитательной работы школы, городских мероприятий, хотя и это учитывается, но и от потребностей самих учащихся). На основе бесед и анкетирований появилась возможность определить общие тенденции и специфические маршруты развития у учеников класса. Я делаю для себя пометки о возможных индивидуальных поручениях, соответствующих особенностям характера, интересам, о школьных и городских мероприятиях, в которых могут принять участие ученики класса, поскольку их занятия в кружках и секциях связаны с достижениями в той или иной сфере. В нашем коллективе поощрались самые разнообразные творческие идеи, так как иногда спонтанность, незаорганизованность способствуют неожиданному раскрытию талантов и способностей ребенка.

Развитие индивидуальности является нравственной ценностью, как было уже сказано ранее, поэтому для развития этого процесса была важна работа по самопознанию, рефлексии. Для решения этой задачи в своей деятельности использовала программу Хухлаевой О.В. "Тропинка к своему Я". Данная программа также помогает в поиске ресурсов ребенка, в преодолении школьных трудностей, формирует веру в себя и свои возможности, то есть формирует у ребенка здоровый образ жизни (эмоционально и психически), помогает в социальной адаптации ученика.

Одним из важнейших элементов системы воспитания, ориентированной на развитие индивидуальности, является деятельность педагога по оказанию помощи ребенку в решении значимой для него проблемы. В своей работе опиралась на памятку "Осуществление педагогической поддержки ребенка в решении личностно значимой для него проблемы" (приложение) - пояснить на примере работы с Коноваловым - (от поведения к выявлению интересов, самопрезентация увлечений, проведение опытов, все это привело к занятиям в ЦДЮНТТ - моделирование и конструирование) - направление "техника".

Были созданы условия для проявления способностей в сфере физкультура и спорт (походы, президентские состязания, индивидуальные достижения на спортивных занятиях во внеурочное время (грамоты, фото), организация и проведение классных часов этими детьми на разные темы о здоровом образе жизни).

Школьный уровень – 100%

Городской уровень – 50%

общения и лидерства (разработка и систематическое издание собственной классной газеты "Светлячок", мастерская чердачных игрушек - выход на научно-практическую конференцию "Шаг в будущее, Юниор!" - 1 место, участие в творческих мероприятиях города - Субботина (результативность на слайд), конкурс фокусников, кукольный театр, самостоятельная организация и проведение классных праздников - самодеятельное и самоуправленческое начало в коллективе, проведение состязательных конкурсов (фото с "Ученик класса"), создание портфолио, всероссийский конкурс занковцев.

Школьный уровень участия – 100%

Городской уровень – 40%

Российский уровень – 70%

Школьный уровень участия - 100%

Городской уровень участия в конкурсах – 100%

Всероссийский уровень – 40%

Гуманитарная, математика и техника - интеллектуальная сфера (участие в олимпиадах, конкурсах, разработка ИОП, представление на разных уровнях, разработка и проведение интеллектуальных конкурсов, выпуск сборников творческих работ, как индивидуальных, так и совместных, занятия при новосибирском центре продуктивного обучения, занятия в ЦДЮНТТ, создание сборника сказок.

Школьный уровень участия – 100%

Городской уровень участия – 40%

Всероссийский уровень – 85 %

В конце первого и последнего учебных лет была проведена диагностика по изучению удовлетворенности учащихся таковой деятельностью (использована адаптированная методика, разработанная А.А. Андреевым)


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий.

Педагогические условия - это совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности [2].

Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [6].

И возникает вопрос: какие педагогические условия использовались учителями школ для успешного духовно-нравственного воспитания младших школьников?

Изучив и проанализировав научную литературу по нашей проблеме, можно сказать, что эффективность духовно-нравственного воспитания школьников возможна только при создании следующих педагогических условий:

1. Процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников должен организовываться с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста.

2. При организации процесса духовно-нравственного воспитания использовать комплекс форм, методов и приемом с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста, которые будут способствовать эффективному и поэтапному формированию знаний, практических умений и навыков школьников.

Раскроем первое педагогическое условие – рассмотрим основные возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста:

1) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6–7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7–10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности, был подобран комплекс форм и методов, которые будут способствовать эффективному духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста – это является вторым педагогическим условием.

Основной формой духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста во внеклассной деятельности мы выбрали классный час.

Классный час является одной из главных форм воспитания в школе, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.

Сейчас рассмотрим методы воспитания.

Метод воспитания- система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания [5].

Классификация методов воспитания (Г.И. Щукина) [3]:

Методы формирования сознания личности (убеждение): рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример;

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение): упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации;

Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация): соревнование, поощрение, наказание.

Далее рассмотрим те методы, которые способствуют успешному духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

Рассказ – это последовательное изложение материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. К рассказу, как воспитательному методу, предъявляются такие требования, как: логичность, последовательность, четкость, эмоциональность, образность. Важно также учитывать возрастные особенности детей – в младших классах рассказ должен быть продолжительностью 5-10 минут.

Большое значение имеет рассказ именно в младшем школьном возрасте при духовно-нравственном воспитании. Важно учитывать, что эффективность метода зависит от того, насколько эмоционально прочитан рассказ учителем. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять смысл нравственных оценок и норм поведения.

Выделяют 3 главные задачи рассказа как воспитательного метода:

Вызвать нравственно положительные чувства (радость, сопереживание, сочувствие, гордость, удивление) и непринятие поступков героев рассказов, проявляющих отрицательные качества (злость, зависть, безразличие, гнев, месть);

Раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения;

Показать образ нравственного поведения и вызвать желание подражать положительному примеру.

Объяснение – это доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность определенного суждения. Данный метод является неотъемлемой частью воспитательного процесса. С помощью метода объяснения нужно дать детям основы этикета, то есть как правильно вести себя за столом, в транспорте, как разговаривать со взрослыми и с друзьями.

Беседа – это вопросно-ответный метод активного взаимодействия учителя и учеников в учебно-воспитательном процессе. В воспитательной практике беседа приобрела весьма обширное применение. Главная цель беседы – это научить учеников оценивать поступки, события и явления общественной жизни и на этой основе сформировать их адекватное отношение к окружающей действительности, к собственным моральным, нравственным и гражданским обязанностям. Во время беседы на тему дружбы, можно задать такие вопросы: Что такое дружба? Кого можно назвать другом? Каким должен быть хороший друг? А как вы считаете, сами вы умеете дружить?

Пример как метод педагогического воздействия основывается на желании учеников к подражанию. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., ученики глубже и нагляднее понимают сущность и содержание социально-нравственных отношений. Важное значение как раз таки для учеников имеет личный пример самого учителя. Также, можно привести примеры знаменитых людей, представляющих разные профессии, что в свою очередь будет способствовать ознакомлению с миром профессий, их значимостью и содержанием.

Упражнение – это планомерно организованное выполнение учениками различных действий, практических дел для формирования и развития их личности. Для формирования адекватной самооценки можно выполнить с учениками такие упражнения как: напиши свои положительные и отрицательные качества; напиши 2-3 хороших качества, которые ты бы хотел развить у себя; написать, какие бывают у человека вредные и полезные привычки.

Мы рассмотрели основные формы и методы духовно-нравственного воспитания младших школьников. Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве.

Только при соблюдении этих двух главных условий, процесс духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста окажется эффективным и будет способствовать формированию гармонично развитой личности.

Список литературы

Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев - 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

2. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова - М., 2000. – 312 с.

3. Педагогика: учеб. / под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Просвещение, 1996.- 603 с.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат – М., 2000. – 272 с.

Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе /.- Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М. И. Рожков, Л.В. Байбородова.- М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 256 с.

Учебник для студентов пед. вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.- 186 с.

Щуркова Н. Е. Классный час и его организация/ Н. Е. Щуркова, Н. С. Финданцевич. - М.: Просвещение, 1981. - 64 с.


Однако с помощью отметки закладывается ложная основа детской самооценки. Следовательно, напрашивается вывод об отмене отметок в начальной школе, но оценивание является естественной составляющей человеческих отношений и деятельности. Чем младше школьник, тем более он нуждается в оценке каждого своего учебного усилия. Поэтому недостаточно просто отменить отметку – важно заменить ее более инструментальным и содержательным способом оценки достижений. 1

Практика развивающего обучения показывает, что большинство наших школ пошли по пути безотметочного обучения, однако не везде учителя смогли выстроить целенаправленную систему формирования самооценки учащихся. Поэтому в настоящее время стоит задача сделать оценку более содержательной, объективной и дифференцированной, сформировать в начальной школе оценочную самостоятельность, которая имеет две составляющие: собственные, ясно осознаваемые критерии качества своей учебной работы и способы оценивания, принятыми в данном классе.

– обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка (если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично принимает ее, либо аффективно отвергает);

– оценка не должна быть глобальной (нельзя предлагать оценить сразу много разных своих усилий);

– самооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь там, где есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя, и для ученика;

– при оценивании качества, не имеющего однозначных эталонов-образцов, каждый имеет право на собственное мнение (учитель обязан знакомить детей с мнениями одноклассников, уважая каждое, никого не оспоривая, не навязывая ни своего мнения, ни мнения большинства).

Итак, в адаптационный период основная педагогическая задача – заложить основы для целенаправленной оценочной работы, так как здоровая самооценка есть основа учебной самостоятельности, к которой мы стремимся в рамках образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, а также дать возможность детям представлять свои достижения в форме, обеспечивающей только положительное оценивание. Такой формой может стать доска достижений.

Вся работа детей, имеющая материально-продуктивную форму, выставляется на всеобщее обозрение по решению самого ребенка или группы детей.

Однако здесь есть одна опасностьсравнение детьми своих работ и превращение демонстрируемого в источник детских конфликтов. Предупреждение подобных конфликтов потребует от учителя специальных усилий и внимания – необходимо научить детей ценить достижения другого, проявляя уважение.

Пятым условием, необходимым для эффективного запуска адаптационного периода в школе, должна стать работа с родителями первоклассников, разъяснение им домашних условий, обеспечивающих нормальное вхождение ребенка в школьную жизнь (в чем они должны помогать, чему научить, во что не вмешиваться).

Система развивающего обучения вошла в социум всего лишь десять лет тому назад, поэтому родители не имеют социальной практики в этом парадигме образования и часто, отдав ребенка в первый класс, начинают тревожиться, переживать прежде всего из-за того, что не понимают и не знают, чем они могут быть ему полезны. Большая часть действий педагога по отношению к их ребенку кажутся им инородными.

Так, например, при безотметочном обучении родителям бывает трудно увидеть сильные и слабые стороны учебной работы своего ребенка.

Основа этой роли в том, что дома ни в коем случае нельзя дублировать школу, что родитель никогда не должен становиться учителем. Основная функция родителей – эмоциональная поддержка, предоставление детям максимально возможной самостоятельности в организации выполнения школьных правил.

Содержательная помощь (решение с ребенком задач и т.п.) в целом нежелательна. Можно лишь помочь обнаружить возникшую трудность и зафиксировать ее в тетради для того, чтобы на следующий день на уроке она стала предметом обсуждения.

В адаптационный период необходима постоянная связь между школой и родителями. С этой целью целесообразно проводить регулярные так называемые родительские рефлексии на которых учитель (учителя) и родители могли обмениваться своими наблюдениями, впечатлениями по поводу действий конкретных детей класса. Зачастую мы, педагоги, редко знаем о том, что происходит с ребенком дома после занятий, а родители имеют слабое представление о том, что происходит с ребенком в школе. Подобные рефлексии снимают эту проблему. Задача первого года обучения – сделать так, чтобы родители стали единомышленниками учителей, способствующих творческому и личностному развитию ребенка.

Практика показывает, что в тех классах, где в первый год обучения была налажена постоянная связь между родителями и школой, как правило, совместный процесс образования детей происходит эффективно и без особых конфликтов.

Шестым условием, необходимым для реализации адаптационного периода, является обязательное психологическое, медицинское обеспечение и поддержка. Прежде всего важно изучить (с помощью школьного врача, психолога, логопеда) стартовые возможности каждого ребенка и создать условия, необходимые при обучении детей с нарушениями физического и психического развития.

развитие произвольности – умение подчинять свое поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя, обращенные к классу в целом, способность и желание внимательно слушать и точно выполнять эти указания;

умственное развитие, включающее развитие наглядно-образного мышления – основы для последующего полноценного развития логического мышления; способность понять и запомнить всю совокупность условий поставленной задачи.

Для подобной диагностики возможно использовать систему из трех простых в проведении методик:

рисунок человека – методика, выявляющая уровень развития наглядно-образного мышления;

образец и правило – методика, выявляющая уровень произвольности и организации действий, умения ориентироваться на систему условий задачи;

графический диктант – методика, выявляющая способность точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Все эти методики можно проводить фронтально. Желательно, чтобы при этом участвовали два человека: проверяющий и ассистент.

Проверка уровня знаний и навыков не помогает определить готовность детей к школе (однако она необходима и полезна учителю для правильного построения начального этапа обучения, определив стартовые предметные умения и навыки, от которых и пойдет отсчет динамики в обучении).

Основные результаты адаптационного периода обучения в первом классе:

1. У учащихся в результате их целенаправленного обучения способам взаимодействия с учителем, одноклассниками и самими собой должны быть выражены способности:

децентрация 3 как способность:

строить свое действие с учетом действий партнеров;

понимать относительность, субъективность мнений и допускать возможность разных точек зрения на один предмет;

обнаруживать разницу эмоциональных состояний участников совместного действия;

инициативность как:

способность интеллектуализировать конфликт, решать его не агрессивно, а рационально, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке партнера и не стремясь обособиться и действовать индивидуально.

2. Учащиеся в ходе работы в разных образовательных пространствах должны уметь осуществлять переходы от одного к другому укладу школьной жизни, обнаруживать границы их применения, работать в поляризованном пространстве (черновик и чистовик; место сомнений и место на оценку), уметь использовать при переходе от подготовки (тренировки) к реализации (выполнению) стол помощников и стол заданий.

3. Учащиеся в результате работы по формированию действий самоконтроля и самооценки должны уметь:

сопоставлять действия двух учащихся у доски, действующих очень различно;

сопоставлять два решения с образцом;

сравнивать два решения с образцом;

сравнивать два решения между собой в ситуации неопределенности образца;

сопоставлять письменную работу с письменным образцом;

договариваться о выборе образца для сопоставления;

пользоваться доской достижений, где учащиеся фиксируют, предъявляют авторские (детские) вопросы, открытия, достижения и т.п., с обязательным указанием, кто это сделал и когда.

4. Учащиеся должны в совместных действиях выработать и овладеть средствами (знаки, жесты) для регуляции и саморегуляции нормативного поведения.

5. Учащиеся должны плавно перейти от игровой к учебной деятельности с формированием учебных мотивов, которые побуждали бы к постановке учебных задач, выполнению учебных действий, позволяющих в дальнейшем усваивать теоретические знания и овладевать общими способами решения целого класса практических задач.

Для достижения описанных результатов в период адаптационного этапа в классах развивающего обучения необходимо осуществить и ряд административных управленческих решений.

2) Акцентировать внимание всех педагогов, ведущих первые классы, включая воспитателя ГПД, замдиректора школы по начальным классам, психолога и логопеда на работе в 1-м классе.

3) Сделать расписание занятий вариативным, подвижным, исходя из замысла самого учителя (или команды учителей).

4) Продумать создание в классной комнате разных образовательных пространств с учетом укладов школьной жизни первоклассников!

6) Провести серию методических семинаров для учителей, разъясняющих особенности организации и проведения адаптационного этапа для первоклассников.

Практика показывает, что при правильной организации (выполнении всех шести основных педагогических условий и создания условий со стороны администрации) адаптационного этапа школьной жизни у большинства первоклассников процесс адаптации к школе завершается к началу II полугодия в 1-м классе.

И только после полного завершения данного этапа обучения можно двигаться дальше.

Примечания

1 В рамках широкомасштабного эксперимента по модернизации российского образования с 1 сентября 2001 года отметка в первых классах была отменена во всех образовательных системах, начавших свое обучение по четырехлетней начальной школе.

2 Системная и структурная модернизация образовательного процесса в начальной школе: Материалы для руководителей школ и педагогов, принимающих участие в эксперименте по обновлению общего образования – М.: НФПК, 2000 (на правах рукописи).

3 Децентрация – механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной. Источником децентрации является непосредственное или интериоризированное общение с другими людьми (внутренний диалог), в ходе которого происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений в собственной познавательной позиции.

Онлайн-книги

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 14100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Педагогические условия индивидуализации младшего школьника.

Одно из самых ценных человеческих качеств - индивидуа льность . Оно приобретается от рождения, "дается судьбой" и развивается искренностью.

Условия возникновения и становления опыта:

Новые общественные отношения, связанные с изменениями в государственно-политической, экономической, духовной жиз ни, требуют от школы подготовки человека, наделенного ярким творческим потенциалом, ставящего перед собой новые вопросы, пересматривающего существующие в культуре представления, а иногда и ценности общества; создающего в своем внутреннем видении новую систему отношений, в соответствии с которой он и будет планировать собственную деятельность самостоятельно, активно и творчески.

Современная концепция общеобразовательной школы утверждает, что школа уже не имеет права ограничивать свои функции обучением предметам. Главное ее предназначение — создание для каждого ребенка благоприятных условий для всестороннего развития его способностей и таланта, целенаправленного проявления его индивидуальности.

Реформирование системы образования, переход от традиционного подх ода в учебно-воспитательном процессе к деятельностному, от режима функционирования к режиму развития и саморазвития свидетельствуют о реальной потребности обращения к проблеме индивидуализации обучения.

Актуальность и перспективность развития данного опы та.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия индивидуализации обучения и воспитания младших школьник ов? (В решении данной проблемы заключается цель исследования) .

Объект исследования — целостный педагогический процесс в начальной школе.

Предметом исследования являются педагогические условия индивидуализации обучения и воспитания в начальной школе.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом были определены задачи исследования :

1. Выявить сущность индивидуализации в современном научно-педагогическом знании;

2. Определить и обосновать совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность индивидуализации младших школьников

3. Подобрать диагностики для определения индивидуальных (специальных) особенностей;

4. Представить достижения результатов учащихся на разных уровнях в рамках содержания деятельности по индивидуализации .

Гипоте за исследования: процесс индивидуализации обучения и воспитания младших школьников будет реализован и эффективен, если будут созданы следующие педагогические условия:

определены специальные способности младшего школьника;

создана образовательная среда как совокупность внешних факторов, способствующих активному и творческому проявлению индивидуальности;

реализована творческая направленность коммуникативной деятельности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности;

организовано сти мулирование учеников к осуществлению творческой деятельности на уроке и вне урока (представление результатов на разных уровнях).

Теоретическое обоснование опыта (теории, законы, закономерности, принципы обучения и воспитания)

Теоретическую базу исследовани я составили труды известных деятелей науки, занимавшихся исследованием проблемы индивидуального подхода (Н.B. Виноградова, В.М. Галузинский, и др.); вопросов творчества и творческой деятельности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев); развития творческой активности (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.А. Кирсанов, А.Э. Санько и др.); формирования способностей (И.В. Барыкина, В.А. Крутецкий, и др.).

Индивидуализация - это процесс реализации индивидуального подхода, обусловливающего необходимость организации учебной и воспитательной деятельности, направленной на развитие индивидуальности как нравственной ценности .

В качестве требований воспитания, ориентированного на реализацию индивидуального подхода к младшему школьнику, избир аются следующие принципы построения воспитательного взаимодействия:

- целостности (человек в своем единстве и целостности должен выступать предметом воспитания, педагог должен направлять свои усилия на обеспечение развития ребенка как сложной и целостной системы).

- бинарности (бинарный -двойной, формирование индивидуальности происходит под воздействием двух главных взаимодейтсвующих факторов - наследственности и среды, также под бинарностью подразумевается и двуединство в процессе воспитания деятельности пед агога и активности ребенка, об этом пишут такие ученые, как М.И. Рожков и Л.В. Байбородова.)

- доминанты (создатель учения о доминанте академик А.А. Ухтомский считал возможным применение данного термина не только в рамках физиологии, но и при изучении жизни человека, включая его интеллектуальную и духовно-нравственную стороны, этот принцип требует от педагога внимательного изучения учащихся, их поступков, что способствует выявлению доминантных состояний у детей. "Если плохо дается русский язык, а хорошо математика, то дополнительно надо заняться именно математикой, - пишет А.И.Кочетов. Доминантные стороны , как правило, являются одновременно и наиболее сильными, обеспечивающими успех в жизни и развитии того или иного человека).

- принцип вариативности ( известный российский педагог в начале прошлого века писал: "Каждый ребенок предполагает свою особую систему воспитания (сколько существует детей, столько существует и систем воспитания". Поэтому учителю необходимо иметь более отчетливые представления об индивидуальной траектории жизнедеятельности и развития каждого ребенка. Индивидуализация предполагает выбор, а значит, становится возможным развитие индивидуальных способностей).

- принцип творческой активности (ученый Ю.А.Гагин, исследующий проблему творческой активности пишет так: "В наших исследованиях к сущностным элементам индивидуальности, посредством которых происходит реализация творческой активности , отнесены творчество и общение. Этот принцип обращает внимание педагога на необходимость проектирования и создания условий для проявления и развития креативных способностей учащихся, на стимулирование у них желания стать субъектами индивидуального и коллективного жизнетворчества).

- принцип рефлексивности ("Индивидуальность рождается вместе с развитием рефлексии" - так кратко и точно охарактеризовали Н.Н.Михайлова и С.М. Юсфин одну из закономерностей процесса становления человеческой индивидуальности. Ведь без формирования внутреннего Я, цементирующего уникальность структуры индивида, трудно представить возможность обретения человеком своей индивидуальности).

Также для учета перспектив индивидуализации младшего школьника следует хорошо представлять себе объективные законы развития и саморазвития ребенка, проходящего, по мнению ученых, в своем становлении три основные ступени:

- освоение норм и правил актуальной культуры;

- реализация индивидуальных способностей в разнообразных видах жизнедеятельности;

-активное участие в сотрудничестве с другими людьми .

Учитывая эти закономерности , были определены педагогические условия индивидуализации младшего школьника, при этом был применен компле кс методов : теоретический анализ педагогической, психологической литературы; изучение и анализ педагогического опыта в области индивидуализированного обучения; эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа); методы статистической обработки данных.

Сущность опыта , его технологии, преимущества.

Педагогические условия реализации индивидуализации младшего школьника.

1. Определение специальных способностей.

2. Организация деятельности с учетом этих способностей.

3. Представление результатов на разных уровнях.

Для реализации первого условия были подобраны методики педагогической диагностики по данной проблеме: методика диагностики общей одаренности педагогом, методика определения склонностей ребенка, карта интересов для младших школьников. Проанализировав диагности ческие данные на основе представленных методик , выявились следующие сферы: (методики прилагаются)

математика и техника – 3 ч -12%

гуманитарная сфера- 7 – 27%

художественная деятельность -7 - 27%

физкультура и спорт - 4 – 15%

коммуникативные интересы (общение и лидерство) - 5- 19%

Содержание деятельности с учетом этих способностей строится на основе технологии саморазви тия личности учащегося Алексея Алексеевича Ухтомского – Г ермана Константиновича Селевко, в основе которой лежат идеи развивающего обучения Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, при этом допол няются существенно новыми. Тип управления учебно-воспитательным процессом по данной технологии предполагает систему малых групп и самоуправление, что активно использую в своей работе. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий строится на основе педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного подхода. Структура технологии саморазвития личности:

1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.

2. Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, дающей опыт успеха и тренинг достижений.

3. Адекватные уклад жизнедеятельности, стиль и методы внешних воздействий; условия обучения и воспитания.

При выстраивании содержания образования по проблеме индивидуализации младшего школьника были использованы п одходы в воспитании на основе технологии саморазвития личности

( формирование осознанного поведения в обществе, включенность в творческую деятельность в учреждениях дополнительного образования, сотрудничество с родителями).

При планировании воспитательной работы учитывались склонности детей, принцип бинарности (когда планирование идет не от воспитательной работы школы, городских мероприятий, хотя и это учитывается, но и от потребностей самих учащихся). На основе бесед и анкетирований появилась возможность определить общие тенденции и специфические маршруты развития у учеников класса. Я делаю для себя пометки о возможных инди видуальных поручениях, соответствующих особенностям характера, интересам, о школьных и городских мероприятиях, в которых могут принять участие ученики класса, поскольку их занятия в кр ужках и секциях связаны с достижениями в той или иной сфере. В нашем коллективе поощрались самые разнообразные творческие идеи, так как иногда спонтанность, незаорганизованность способствуют неожиданному раскрытию талантов и способностей ребенка.

Развитие индивидуальности является нравственной ценностью, как было уже сказано ранее, поэтому для развития этого процесса была важна работа по самопознанию, рефлексии. Для решения этой задачи в своей деятельности использовала программу Хухлаевой О.В. "Тропинка к своему Я". Данная программа также помогает в поиске ресурсов ребенка, в преодолении школьных трудностей, формирует веру в себя и свои возможности, то есть формирует у ребенка здоровый образ жизни (эмоционально и психически), помогает в социальной адаптации ученика.

Одним из важнейших элементов системы воспитания, ориентированной на развитие индивидуальности, является деятельность педагога по оказанию помощи ребенку в решении значимой для него проблемы. В своей работе опиралась на памятку "Осуществление педагогической поддержки ребенка в решении личностно значимой для него проблемы" (приложение) - пояснить на примере работы с Коноваловым - (от поведения к вы явлению интересов, самопрезентация увлечений, проведение опытов, все это привело к занятиям в ЦДЮН ТТ - м оделирование и конструирование) - направление "техника".

Были созданы условия для проявления способностей в сфере физкультура и спорт (походы, президентские состязания, индивидуальные достижения на спортивных занятиях во внеурочное время (грамоты, фото), организация и проведение классных часов этими детьми на разные темы о здоровом образе жизни).

Школьный уровень – 100%

Городской уровень – 50%

общения и лидерства (разработка и систематическое издание собственной классной газеты "Светлячок", мастерская чердачных игрушек - выход на научно-практическую конференцию "Шаг в будущее, Юниор!" - 1 место, участие в творческих мероприятиях города - Субботина (результативность на слайд), конкурс фокусников, кукольный театр, самостоятельная организация и проведение классных праздников - самодеятельное и самоуправленческое начало в коллективе, проведение состязательных конкурсов (фото с "Ученик класса"), создание портфолио, всероссийский конкурс занковцев.

Школьный уровень участия – 100%

Городской уровень – 40%

Российский уровень – 70%

Школьный уровень участия - 100%

Гор одской уровень участия в конкурсах – 100%

Всероссийский уровень – 40%

Гуманитарная, математика и техника - интеллектуальная сфера (участие в олимпиадах, конкурсах, разработка ИОП, представление на разных уровнях, разработка и провед ение интеллектуальных конкурсов, выпуск сборников творческих работ , как индивидуальных, так и совместных, занятия при новосибирском центре продуктивного обучения, занятия в ЦДЮНТТ, создание сборника сказок.

Школьный уровень уч астия – 100%

Городской уровень участия – 40%

Всероссийский уровень – 85 %

В конце первого и пос леднего учебных лет была проведена диагностика по изучению удовлетворенности учащихся таковой деятельностью ( использована адаптированная методика, разработан ная А.А. Андреевым)

Читайте также: