Педагогические условия художественно эстетического развития детей младшего школьного возраста

Обновлено: 18.05.2024

Одним из основных условий развития творческой личности младшего школьника является широкий подход к решению проблемы(творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе и к искусству, в данном случае к изобразительному искусству) и во всех видах деятельности, Безус­ловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности. Младший школьный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взаимодействующий с ребен­ком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребе­нок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, ре­шать любые вопросы по-своему. Взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. В настоящее время речь идет о создании педагогики творчества, разработке специальных развивающих заданий. Безусловно, должны быть специальные системы игр, заданий, развивающих творчество. Но в данном случае имеется в виду повседневная жизнь детей.

Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятель­ности детей творческим, ставить детей в ситуации не только худо­жественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., нацеленная на раз­витие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.

Другое важнейшее условие проявления творчества в художест­венно-эстетическом развитии младших школьников - организация интересной содержательной жизни ребенка в образовательном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ре­бенка (наблюдения, занятия, игры, посещения театра, экскурсии, общения и т.п.) и служит основой для игр, творческих рассказов, рисун­ков и т.д. Впоследствии впечатления, полученные детьми, слу­жат и источником для тематического рисования на уроках изобразитель­ного искусства.

Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, воз­можно целостное видение и воспитание личности, полноценное психическое развитие школьника.

Следовательно, единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важнейших условий развития детского творчества.

Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-вырази­тельные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.

Другим условием развития детского творчества является обучениекак организованный взрослым процесс передачи и активного при­своения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характери­зующих ее). То есть в сферу обучения входят и формирование спо­собности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потреб­ности выражать свое мировосприятие в художественной форме, по­требность в творчестве и стремление выполнить работу для других людей. Обучение детей изобразительному искусству должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Такая поста­новка вопроса изначально обусловлена спецификой деятельности, ее художественно-творческим характером. Освоение соответствующих знаний, умений и навыков при обучении художественно-эстетической деятельно­сти людей любого возраста должно быть средством, а не конечной целью (об этом неоднократно писали Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Л. А. Раева. Б. М. Неменский, В. А. Мелик-Пашаев и др.) Знания, уме­ния должны осваиватьсяв связи с созданием образа, с необходимо­стью выразить себя, свое отношение или характер изображаемого персонажа. Ребенок осваивает не просто изобразительные, а изобра­зительно-выразительные средства.

В контексте развивающего обучения важна формулировка твор­ческих заданий, не имеющих однозначного решения. Как показали исследования детского воображения, формулировка прямой задачи на творческое решение позволяет наиболее полно актуализировать творческие возможности детей. Уровень креативности выше, если дано задание найти творческое решение (О. М. Дьяченко).

Акцент на возможность и необходимость вариативного реше­ния задания должен быть постоянным. Это крайне важно для формирования творческой позиции человека (ребенка) в жизни.

Очень важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие за­дания была восприняты ребенком. Мотивация задания и не про­сто мотивация, а предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию зада­чи, поставленной взрослым, важное условие творческой активно­сти ребенка на занятии.

При таком состоянии ребенок чувствует себя свободно, раскрепощенно, смело, комфортно. Это возможно, если на заня­тии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопережи­вания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах.

Создание атмосферы творчества во многом зависит от общей культуры педагога, понимания существа дела. Воспитателю надо обеспечить бережное отношение к процессу и результату детской деятельности: доброе, чуткое и заинтересованное. Совсем необя­зательно выражать восторг, тем более, если для этого может не быть объективных оснований. Однако доброжелательное и, что не менее важно, систематическое внимание и интерес к деятельно­сти детей крайне важны в развитии творческих потенций ребенка.

Очень важно, чтобы использование таких дополнительных средств было именно дополнительным, усиливающим, а не пере­крывающим воздействие на ребенка собственно изобразительной деятельности. Бездумная эклектика средств не углубляет, не уси­ливает доминирующее чувство, а создает эклектику и в чувствах, что мешает творчеству. Б. М. Теплов отмечал, что единственного приема стимуляции детского творчества не может быть, тем более что творчество индивидуально. В связи с этим он говорил о необ­ходимости индивидуального подхода к детям.

Учет индивидуальных особенностей ребенка- одно из основных условий развития творчества в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа.

Создание изложенных выше условий развития творчества у де­тей вполне по силам любому педагогу, доступно любому учреж­дению. Необходимо только помнить о весьма существенном заме­чании Б.М. Теплова: художественное восприятие и художествен­ное творчество остаются действительно эстетическими только при том условии, если они доставляют эстетическое наслаждение.


В статье представлены результаты исследования педагогических условий для художественно-эстетического развития учеников начальной школы.

Ключевые слова: начальная школа, учебная деятельность, художественно-эстетическое развитие.

The article presents the results of the research of artistic development in primary school.

Key words: artistic development, primary school, training activities.

Начальной школе принадлежит важная роль в художественно-эстетическом развитии школьников. Она призвана вооружить их не только учебными знаниями, умениями и навыками, но и сформировать основы художественно-эстетической культуры, эстетического сознания, потребностей и предпочтений. На основе анализа нормативно-правовых документов, регламентирующих сферу начального образования в нашей стране, установлено, что задача художественно-эстетического развития детей является наиболее актуальной в массовой практике общественного воспитания. Содержание, цели такого развития обусловлены историческими и культурными особенностями общества, его актуальным состоянием, тенденциями общественного развития, глобальными мировыми процессами. В Программе развития воспитательной компоненты образовательной организации для учителя предусмотрен комплекс мер в сфере культуротворческого и эстетического воспитания: организация деятельности творческих объединений, проведение творческих конкурсов;

развитие эстетического воспитания;

создание условий для посещения экскурсий, организации встреч с известными людьми, приглашении гостей, которые могут поделиться с детьми своими навыками, умениями и опытом.

Обозначено особое направление: культуротворческое и эстетическое воспитание — формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры; формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей; формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

Анализ научно-методической литературы по проблеме художественно-эстетического развития младших школьников позволил установить сущность художественно-эстетического развития. По мнению А. И. Герцена и Н. П. Огарева, художественно-эстетическое развитие — это процесс целенаправленного воздействия, который формирует способность воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.

По словам Т. С. Комаровой, художественно-эстетическое развитие способствует формированию эстетических вкусов и нравственных идеалов младших школьников. Показателем успешного художественно-эстетического развития младших школьников М. М. Рукавицин считал всесторонне развитую личность — то есть образованную, прогрессивную, обладающую умением трудиться и желанием творить. К средствам художественно-эстетического развития Б. Т. Лихачев относил создание определенного резерва элементарных эстетических знаний и впечатлений, необходимых для интереса к значимым предметам и явлениям в жизни детей. Н. И. Киященко и Г. С. Лабковская подтверждали тот факт, что педагог должен умело подбирать по соответствующим художественно-эстетическому развитию параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать представлениям о красоте не только в глазах учителя, но и детей, а также общества в целом.

Изучив особенности художественно-эстетического развития в младшем школьном возрасте, мы отмечаем, что существенные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Школа, а, вместе с ней, — учителя, являются неотъемлемой и важной частью художественно-эстетического развития, так как в этом возрасте ребенок видит в них авторитет. Так как формирующиеся художественно-эстетические идеалы в процессе своего развития могут претерпевать изменения, следует учитывать, что содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, отношениях между людьми должны быть устойчивыми на каждом этапе постепенного взросления младшего школьника. В младшем школьном возрасте сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, что существенно облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения.

Приступая к анализу педагогических условий развития и формирования эстетических качеств личности младшего школьника, мы организовали самостоятельное исследование, в котором изучили когнитивный, эмоционально-побудительный и деятельностно-поведенческий показатель уровня художественно-эстетического развития учащихся начальных классов.

Исследование показало, что при первом измерении уровня художественно-эстетического развития в классе показатели эмоционально-побудительного компонента были выражены лучше, чем когнитивный и деятельностно-поведенческий. Эмоциональная восприимчивость свойственна детям младшего школьного возраста, что дает нам высокую оценку эмоционально-побудительного компонента, в то время, как критерии когнитивной компоненты художественно-эстетического развития могут быть низкими в связи с недавним приходом детей в школу, а также началом их знакомства с предметом (рис. 1).


Путем разработки и апробации комплекса методов и средств, среди которых — беседа, наблюдение, анализ данных независимой экспертной оценки, а также организация дополнительных мероприятий, включенных в учебный процесс, нам удалось повысить показатели художественно-эстетического развития младших школьников.

Исследование показало, что познавательный интерес к литературному чтению школьников возрос, а наличие интереса — это первое из условий успешного воспитания (табл.№ 2). Кроме самих произведений литературного чтения, стремление создавать и наблюдать красоту вокруг себя обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то литературное или художественное произведение. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования развитой в художественно-эстетическом направлении личности.

Действительно, намеченный план мероприятий, используемый в нашем учебно-воспитательном процессе, оказался эффективным средством художественно-эстетического развития младших школьников.

Таким образом, средства и формы художественно-эстетического развития оказались весьма разнообразными, начиная от навыка чтения и заканчивая созданием собственной книги. Искусство слова и его красота являются наиболее ярким показателем развития младшего школьника, и поэтому играет ведущую роль в художественно-эстетическом развитии.


Таким образом, мы подтвердили свою гипотезу о том, что художественно-эстетическое развитие младших будет эффективно, если:

‒ определены приоритетные направления реализации художественно-эстетического развития младших школьников путем общения детей с произведениями литературного чтения;

‒ использование дидактических средств будут соответствовать возрасту и этапам формирования эстетической культуры младших школьников;

‒ организована творческая деятельность на уроках литературного чтения, ориентированная на овладение эстетическими знаниями, навыками культурного поведения, общения и взаимодействия друг с другом.

Хотелось бы отметить, что для обеспечения художественно-эстетического развития мы познакомили детей с элементарными эстетическими понятиями, на которые они могли опереться в дальнейшем при формировании собственной эстетической оценки значимых предметов и явлений. Более того, мы были заинтересованы в получении детьми знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей, и поэтому в течение всего учебного процесса проводили и посещали уроки по другим предметам.

Творческая деятельность, направленная на овладение эстетическими знаниями, навыками культурного поведения, общения и взаимодействия друг с другом была организована путем проведения вышеуказанных мероприятий, а также непосредственного включения творческого труда на уроках.

1) нами был выполнен анализ литературы по проблеме художественно-эстетического воспитания;

2) мы изучили особенности художественно-эстетического воспитания в младшем школьном возрасте;

3) провели анализ педагогических условий развития и формирования эстетических качеств личности младшего школьника на уроках.

Таким образом, нашу работу можно считать успешно организованной и завершенной, а результаты эксперимента — грамотно сформулированными.

  1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова. Литературное чтение: самое великое чудо на свете. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
  2. Лабковская Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. — М.: Просвещение, 1983 (304 тр
  3. Лихачев Б. Т. Педагогика, курс лекций. — М.: Юрайт, 2000. — 607 с.
  4. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1985.
  5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. — М.: Российская академия наук, 1999.
  6. Печко Л. П. Эстетическая культура и воспитание человека. — М., 1991.
  7. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. — М.: Советская педагогика, 1976.
  8. Шевченко М. Н. Литературная игра как средство привлечения к чтению учеников младшего и среднего возраста общеобразовательной школы // Школьная б-ка. — 2011. — № 5. — 243 c.

Основные термины (генерируются автоматически): художественно-эстетическое развитие, литературное чтение, младший школьник, младший школьный возраст, начальная школа, школьник, эстетическое воспитание, культурное поведение, творческая деятельность, успешное художественно-эстетическое развитие.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учитель высшей категории

Педагогические условия художественно – эстетического развития младших школьников

Одним из основных условий развития творческой личности младшего школьника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе и к искусству, в данном случае к изобразительному искусству) и во всех видах деятельности, безусловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности. Младший школьный возраст – лучший возраст для развития воображения, и поэтому взаимодействующий с ребенком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребенок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любые вопросы по-своему. Взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. В настоящее время речь идет о создании педагогики творчества, разработке специальных развивающих заданий. Безусловно, должны быть специальные системы игр, заданий, развивающих творчество. Но в данном случае имеется в виду повседневная жизнь детей. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность исследования. "Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим".

Курсовая работа

Глава 1. Теоретический анализ эстетического воспитания учащихся…………………………………………………………………………. 7

Проблема эстетического воспитания учащихся………………………….7

Роль искусства в эстетическом воспитании младших школьников…………. ……………………………………………. ……12

Педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средствами искусства…………………………………. ….17

Глава 2. Опытно-теоретическая работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства……………………………..…. 23

2.1 Методика изучения уровня эстетического воспитания младших школьников……………………………………………………….……….…..23

2.2 Содержание работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства…………………………………………..29

Актуальность исследования. "Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим".

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов".

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

А формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника".

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания могут считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого давали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Проблема исследования: каковы педагогические условия эстетического воспитаня детей младшего школьного возраста?

Цель исследования: изучение педагогических условий эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.

Объект исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.

Гипотеза исследования: процесс эстетического воспитания младших школьников будет эффективен, если:

выявляется актуальный уровень эстетического воспитания младших школьников;

работа по эстетическому воспитанию будет систематичной и целенаправленной;

используется комплексный подход в применении средств искусства в воспитательно-образовательном процессе.

Задачи исследования:

1. Проанализировать проблему эстетического воспитания учащихся.

2. Изучить роль искусства в эстетическом воспитании младших школьников.

3. Выявить педагогические условия эстетического воспитания средствами искусства.

4. Описать методики изучающие уровни эстетического воспитания младших школьников.

5. Проанализировать содержание работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, наблюдение, статистическая обработка результатов исследования с помощью математических методов.

Структура работы: две главы, введение, заключение, список используемой литературы и приложения.

Глава 1. Теоретический анализ эстетического воспитания учащихся

1.1. Проблема эстетического воспитания учащихся

Эстетическое воспитание - это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Задачи эстетического воспитания младших школьников, исходя из его цели, можно представить двумя группами [34; 21].

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества [8; 101].

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития [3; 155].

Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепьянной пьесы. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение.

По тому, как дети получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, слушая музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы), методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные. К ним предъявляются определенные требования. Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно-выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей [27; 15].

Меняются методы и в зависимости от форм организации деятельности. На художественных занятиях педагог дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. д. Например, разучивание стихов или песен потребует предварительного исполнения их взрослым, беседы о художественных качествах, выражающих содержание и настроение произведения, применения наглядных пособий (по мере необходимости), повторного неоднократного исполнения детьми текста и т. д. На занятиях художественной лепкой детей обучают приемам, позволяющим им самим составить предмет из отдельных частей или из целого материала (глина, пластилин) вылепить отдельные детали. Следовательно, обучение носит достаточно прямой характер. В самостоятельной деятельности ребенка руководство взрослого сводится к косвенному воздействию, он лишь напоминает, побуждая к действиям, или исправляет ошибки [42; 111].

Итак, становится видно, что существует много слагаемых, определяющих характер методов эстетического воспитания. Точно классифицировать их трудно, поскольку они существуют всегда в тесной взаимосвязи с другими. Например, наблюдая с детьми за красивыми движениями плавающих в аквариуме рыбок, педагог использует наглядный метод. Если при этом он задает вопросы, поясняет что-либо, то применяет также словесный метод. Привлекая детей к оборудованию аквариума, его украшению, педагог пользуется и методом практических действий.

Чтобы усилить воспитывающий и развивающий характер обучения, следует применять методы воспитания (убеждения, приучения), а также методы обучения, развивающие самостоятельность, инициативу, творчество. Это сущность проблемно-поискового метода, широко применяемого в советской дидактике. Проблемно-поисковым он называется потому, что воспитатель предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла. Например, детям предлагается изобразить какой-либо персонаж из сказки после ее прослушивания. Эту задачу они решают самостоятельно. Можно сделать удачный или неудачный выбор персонажа и тем усложнить или облегчить выполнение задания. Нужно подумать, как лучше изобразить его (вылепить из глины или нарисовать), какими способами лучше воплотить свой замысел. Таким образом, ребенок учится думать, искать, находить решение, т. е. вести поисковую деятельность [40; 24].

Чтобы обучение носило развивающий характер, педагог должен применять обобщенные способы действий, которые являются основой конкретных методических приемов.

К числу таких способов относятся:

- способы ориентировки в звуковых, зрительных ощущениях, восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида искусства (приобщение детей к художественным произведениям должно базироваться на сенсорной основе);

- способы приобщения детей к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания; (если ребенок научится сопереживать - будет достигнут необходимый нравственно-эстетический эффект);

- способы целостного и аналитического подхода к художественным явлениям (дети, как правило, воспринимают произведение непосредственно и целостно; однако приобретение навыка различать выразительные средства по контрасту или сходству позволит им при последующих встречах с произведением воспринять его полнее и глубже);

- способы ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве [44; 201].

Таким образом, при разучивании произведений или решении художественных задач следует активно применять способы, позволяющие целенаправленно руководить сенсорной ориентировкой детей, их эмоциональным восприятием, целостным и дифференцированным, самостоятельными, творческими действиями.

1.2. Роль искусства в эстетическом воспитании младших школьников

Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство". Его содержание должно охватывать изучение и приобщение детей к различным видам и жанрам искусства - музыке, изобразительному искусству. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека [6; 110].

Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания средствами искусства является его направленность на личностное развитие дошкольников. Оно должно охватывать следующие стороны этого развития:

1. Прежде всего необходимо формировать у школьников эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении с различными видами искусства, приучение их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям.

2. Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений.

Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не получит собственно художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни. Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму. О воздействии живописи на человека можно судить по конкретному примеру. Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание.

К окончанию пятого класса дети должны достигнуть определённого уровня культуры личности.

В области эстетического восприятия искусства и действительности:

· видеть и отмечать красоту произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры, разных видов народного искусства), окружающих предметов, природы, проявлять эмоционально положительное отношение к ним (выражать чувство удовольствия, радости, выражать желание любоваться ими);

· знать имена и некоторые произведения 2 - 3 композиторов, художников; знать фамилии нескольких детских писателей и некоторые их произведения;

· знать и использовать в своей творческой деятельности основные выразительные средства искусства: в музыке - ритм, темп, динамика; в изобразительном искусстве - линия, форма, цвет, композиция; в игре-драматизации - мимика, жесты, движения, поза, голос;

· знать и называть произведения народного искусства: 2 - 3 народные песни, заклички; загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки; 2 - 4 вида изделий народного декоративно-прикладного искусства


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Происходящие в последние годы в Российской Федерации социально-культурные изменения отразились и на системе образования. В соответствии с современной Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. приобщение детей к культуре рассматривается не просто как одна из важных задач системы образования и культуры, но и как проблема общенационального государственного масштаба, от решения которой зависит будущее России.

Вышеизложенное актуализирует приоритет развития творческих и эмоционально-ценностных начал в личности. Отсюда возникает необходимость включения во всю систему педагогических действий художественно-эстетического фактора воспитания, который помогает ребенку освоить целостную картину мира в широком спектре жизненных ситуаций, ориентироваться в ценностях и идеалах. Такое понимание значения художественно-эстетической деятельности, как средства формирования ценностных ориентаций, предъявляет новые требования к преподаванию предметов искусства в системе образования, в частности, детских школах искусств, в деятельности которых определяющей функцией является развитие склонностей, способностей, интересов, личностного и на этой основе социального самоопределения детей. Для младшего школьного возраста характерны эмоциональная отзывчивость, высокая чувствительность сенсорных зон нервной системы (сензитивность), целостное восприятие мира, в том числе и художественное (синкретизм), что позволяет осваивать духовный опыт, который выработан человечеством. Это служит предпосылкой для формирования ценностных ориентаций младшего школьника на основе художественно-эстетической деятельности, которая стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве по законам красоты, благодаря чему развиваются художественно-эстетические чувства, вкус, переживания, взгляды и убеждения, формируется активное эстетическое отношение учащегося к произведениям искусства.

В связи с этим актуальной проблемой становится изучение и теоретическое обоснование эффективных путей формирования ценностных ориентации младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности.

Актуальность выбранной темы, определяется тем, что для эффективного осуществления работы по развитию художественно-эстетической культуры детей младшего школьного возраста необходимо подобрать ряд соответствующих методик, разработать комплекс занятий, направленный на воспитание чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой, а также выявить эффективность предложенных методик.

Цель данной работы – изучить особенности организации художественно-эстетической деятельности младших школьников.

Объект исследования – процесс воспитания младших школьников.

Предмет исследования – художественно-эстетическая деятельность младших школьников.

Гипотеза исследования – процесс организации художественно-эстетической деятельности младших школьников будет успешен, если будут реализованы следующие педагогические условия: создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей, учет принципов организации художественно-эстетической деятельности; разработка программно-дидактическиго материала по данному направлению работы педагога.

Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:

1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2) Охарактеризовать особенности художественно-эстетической деятельности младших школьников и принципы ее организации.

3) Изучить опыт учителей начальных классов по организации художественно-эстетической деятельности младших школьников.

Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность, направленная на эстетическое воспитание детей школьного возраста средствами искусства.

Эстетическое развитие –это процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности личности. В процессе эстетического воспитания развиваются эстетические чувства –субъективное переживание оценочного отношения к эстетическим объектам и предметам. В процессе художественно-эстетической деятельности у ребенка развивается и эстетический вкус – способность судить о прекрасном или безобразном по чувствам удовольствия или неудовольствия, испытываемого от предмета или явления. Вкус проявляется в эстетических оценках человека и зависит от общей культуры личности, развитости его ума, чувств.

Цели художественно-эстетического воспитания:развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.

Организуя художественно-эстетическую деятельность, педагогу следует учитывать возрастные особенности младших школьников, а так же особенности их эстетического отношения к миру. Дети этого возраста деятельны, активны, эмоциональны. Они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны в выражении радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия, что может быть с успехом использовано в организации деятельности детей, во взаимодействии с художественными объектами.

Художественные занятия в период школьной адаптации первоклассников должны иметь различные формы: прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий.

К важным условиям организации обучения следует отнести взаимосвязи на занятиях по изобразительному искусству с другими видами художественной деятельности: игрой-драматизацией, придумыванием сказок, веселых или грустных историй, сочинением или чтением стихов, органичного включения музыки для понимания характера образа и способов его выражения, для внутреннего проживания образа.

Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, его изобразить через движения своего тела. Все это создает, в свою очередь, разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изобразительного искусства, способствуя снятию напряжения от излишней для начинающего школьника формализации учебного процесса.

В этом плане интересен прием целенаправленной демонстрации слайдов по соответствующей теме занятий и их коллективное обсуждение. Большой и общий для всех экран воспринимается первоклассниками лучше, чем маленькие персональные экраны. Большое изображение легче удерживает внимание, дети могут подходить к экрану, видеть, как меняется восприятие вблизи и издалека, трогать изображение руками: какой широкий ствол дерева, как высоко тянутся ветки, могут обводить руками контуры, увидеть внутреннее многоцветие пятна. Дети легче осваивают навыки изображения, их впечатления становятся ярче.

Действие закономерностей и принципов обучения, разработанных в педагогике, распространяется на все учебные предметы, им подчиняется и преподавание предметов художественного цикла [Павлова, 2008, c.451].

Сформулируем наиболее важные принципы организации художественно-творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства и художественного труда (технологии), обобщая существующие в современной педагогике искусства подходы к руководству детским художественным творчеством:

1. Овладение языком искусства – средствами индивидуального образного выражения в рисунке знаний, представлений, чувств – основа практической художественной деятельности учащихся.

2. Обращенность всех сторон процесса художественного воспитания к эмоциональной сфере, к чувствам. Переживание – основной путь общения ребенка с искусством. Рационально-логический компонент, элементы анализа должны вводиться постепенно и осторожно при сохранении приоритета эмоционально-чувственной стороны.

3. Нерасторжимое единство обучения и творчества в процессе художественного воспитания детей, понимаемое как единство грамотности и эмоциональной выразительности в их художественно-творческой деятельности.

4. Единство практической художественно-эстетической деятельности учащихся и восприятия произведений искусства, основанное на категории художественного образа.

5. Разнообразие художественных материалов, техник, тематики как основа многообразия способов выражения в творчестве учащихся, формирование умения активно и осознанно применять все это многообразие в самостоятельной творческой деятельности – залог их успешного художественно-творческого развития.

6. Построение системы художественно-эстетической деятельности в обучении изобразительному искусству и художественному труду (технологии) на основе учета возрастных особенностей детского рисования. Соответствие заданий, связанных с овладением изобразительной грамотой, конкретным этапам возрастной эволюции детского рисунка [Сокольникова, 1997, c. 353].

Список принципов, которые лежат в основе организации художественно-эстетической деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства и художественного труда, изложенный выше, не является, конечно, полным и исчерпывающим, его, безусловно, можно продолжать. Мы выделили лишь те из них, которые являются, на наш взгляд, наиболее важными и существенными при организации процесса управления художественно-эстетическим развитием школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда (технологии).

Художественно-эстетическая деятельность младших школьников может быть организована по следующим направлениям:

– организация практических занятий каким-либо видом искусства;

– общение с произведениями искусства;

– созерцание красоты природы;

– эстетическая оценка человеческих отношений;

– чтение художественной литературы [Бесова, 2005, c. 75].

Приоритетным направлением являются практические занятия каким-либо видом искусства. К ним, прежде всего можно отнести музыкальную деятельность: пение, игру на детских инструментах, импровизацию. Дети с большим желанием включаются в музыкальные занятия, игры, конкурсы, творческие встречи, музыкальные спектакли [Методика воспитательной работы. , 2012, c. 61].

Внесение элементов хореографии в музыкальные занятия, делает детей более активными, помогает детям полнее выразить свои чувства через пластику, движения. Сильным средством воспитания могут стать драматизация и театр. Приемы драматизации помогают ребёнку сыграть самого себя и преодолеть в себе страх, лень, упрямство.

Участие детей в изобразительной деятельности обогащает их творческий и эстетический опыт. В цвете, линии, композиции, в деталях ребенок выражает свое видение мира, свое отношение к людям, явлениям, событиям. В изобразительной деятельности у детей развивается способность пользоваться цветом как выразительным средством. Задача педагога – раскрепостить фантазию ребёнка, поддерживать в нём творческую самостоятельность, вселить уверенность.

Художественно-эстетическая деятельность включает также общение с произведениями искусства. Не ознакомление, а именно общение, в котором ребёнку предоставляется возможность не только получить элементарные художественные знания, но и через произведение художника, композитора, режиссера, себя и других людей.

В любом виде искусства человек стремится к гармонии. Он достигает её, комбинируя звуки, цвета, слова – все то, что составляет средства художественно-эстетической деятельности. В каждом виде искусства и в каждом конкретном произведении эти средства всегда выражены через определённые, знакомые зрителю или слушателю реальные объекты или повседневные ситуации.

Следующее направление художественно-эстетической деятельности – созерцание красоты природы. Природа – особое средство эстетического воспитания, заключающее в себе разнообразные выразительные средства: форму, линию, цвет, звук. Созерцание природы необходимо связать с творчеством детей, с активной художественной деятельностью. Близко к этому направлению стоит наблюдение за поступками, отношениями людей и их эстетическая оценка. Когда дети маленькие, то для характеристики поступков взрослые часто используют понятия “красивый” и “некрасивый”, а не ”хороший” или “плохой”. Задача педагога – показать детям красоту человеческих поступков и отношений [Бесова, 2007, c. 44].

Особое место в содержании художественно-эстетической деятельности занимает чтение художественной литературы. В школе дети сами начинают читать, и роль педагога в приобщении детей к чтению исключительно велика. Именно педагог заботится о том, чтобы чтение приносило детям радость и сохраняло у них приобретённую любовь к книге.

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание имеет важное значение в развитии личности, формировании личностных взглядов, убеждений, мировоззрения человека, и поэтому является важным направлением эстетического воспитания.

Все эти направления могут быть реализованы при соблюдении определённых методических условий:

1. Необходимо использовать всё многообразие видов, форм, и жанров искусства, воздействуя на все органы чувств;

2. По возможности следует объединять разные виды искусства, чтобы его влияние было более глубоким;

3. Надо создавать возможности для активного участия каждого ребёнка в художественно-творческой деятельности;

4. Использовать только настоящие художественные произведения искусства и литературы, чтобы воспитывать эстетический вкус;

5. Очень важен искренний интерес взрослых к красоте окружающего мира;

6. Следует создать благоприятную эстетическую среду, которая сама по себе является важнейшим фактором эстетического воспитания [Бесова, 2005, c. 78].

Данная работа посвящена изучению особенностей организации художественно-эстетической деятельности младших школьников.

Изучение данной проблемы показало, что сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, развитие творческих задатков детей.

Эстетическое воспитание может осуществляться через приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, культуры и т.п., а также в учебной деятельности и в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы. В основном задачи эстетического воспитания в образовательном процессе начальной школы решаются через такие дисциплины, как музыка, изобразительное искусство, литературное чтение, окружающий мир и трудовое обучение. Осуществляя эстетическое воспитание, учителю необходимо учитывать возрастные особенности развития мышления, восприятия, памяти, воображения детей и строить воспитательный процесс в соответствии с этими особенностями.

На уроках искусства учитель как нигде может повлиять на внутренний мир учеников, пробудить в них интерес к достижениям прошлом, так как искусство как нельзя лучше отражает общественную ситуацию своей эпохи. Учитель должен использовать искусство для обогащения учеников опытом прошлого, сравнивая этот опыт с собственным опытом учеников. Ключевым моментом в этом является переживание учащимися произведения искусства.

Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Если будут реализованы следующие педагогические условия: создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей, учет принципов организации художественно-эстетической деятельности, обеспечение программно-дидактическим материалом процесс организации художественно-эстетической деятельности младших школьников будет успешен.

Художественно-эстетическая деятельность имеет важное значение в развитии личности младшего школьника, формировании его личностных взглядов, убеждений, мировоззрения, и поэтому является важным направлением эстетического воспитания.

Список литературы

1. Бесова М.А. Теория, методика, технология воспитания и обучения младших школьников. – Минск: Жасскон, 2005. – 140 с.

2. Бесова М.А. Воспитательная работа в начальной школе: теория, методика, технология. – Мозырь: Белый Ветер, 2007. – 190 с.

3. Буров А.И., Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание. – М.: Педагогика, 1987. – 234 с.

4. Каган М.С. О месте искусства в жизни школы // Искусство в школе.– 2005. – № 1. – С. 11–19.

5. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2001. – 244 с.

7. Павлова Н.А. Принципы организации художественно-эстетической деятельности учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – №69. – С. 451 – 459.

8. Ревякин Д.В. К проблеме формирования художественно-эстетического вкуса у детей младшего возраста // Начальная школа. – 2011. – №4. – С. 93 – 96.

9. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания. – М.: Академия, 1997. – 472 с.

10. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. – М.: Новая школа, 2000. – 208 с.

11. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел: методический материал для работы с детьми. – М.: Начальная школа, 2000. – 96 с.

Читайте также: