Педагогические средства народного воспитания кратко

Обновлено: 06.07.2024

Лекция 4. Основные средства народной педагогики (пословицы, загадки)

План:

1.Пословицы, их роль в народной педагогике и формы выражения

2. Воспитание трудолюбия в пословицах

3. Загадки как средство народного воспитания

Литература:

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 168 с.

2. Узакбаева С.А., Кожахметова К.Ж. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин. – Алматы: Өнер, 1998. – 64 с.

3. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. – М.: Педагогика, 1991. – 256 с.

4. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. – Алматы: БАУР, 2006. – 364 с.

1. Пословицы, их роль в народной педагогике и формы выражения

Пословицы, как педагогические суждения, многозначны. Многознач­ность пословиц предпо­ла­гает многосторонние и многочисленные связи их друг с другом, их взаимные дополнения, разъ­яс­не­ния, комментарии. Эта многозначительность в значительной степени обусловлена высокой поэтичностью пословиц. Различают следующие формы выражения пословиц:

  • как совет (предсказание, правило) – обобщающая информация о детях, родителях, воспитании;
  • как фрагмент теории (близки к педагогическим принципам);
  • как выражение философских идей;
  • как остроумный афоризм.

В зависимости от содержания различают виды пословиц, в которых отражено: 1. Родина – чу­ж­бина; молодость – старость; здоровье – хворь; ум – глупость; правда – кривда; строгость – кро­тость; работа – праздность. 2. Дети – семья; грамота, ученье, признательность, взаимность. 3. Род (племя), честь (почет), добро – зло, жених – невеста, дом (двор).

Например, в казахских пословицах о человеке отражены такие качества как:

  1. сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь людям:

Человек – опора человеку.

Человеком быть легко, человечным быть трудно.

Человеку без человека жизни нет.

Хорошего коня похвали, хорошего человека поддержи.

Человек – достойное имя человека.

Самая святая пища – хлеб, самое святое имя – человек.

Каждого приветствуют по его достоинству.

Родившись человеком, надо и умереть человеком.

У каждого человека есть своя высота.

Человека обмануть – преступление перед совестью, брата обмануть – преступление перед матерью.

Труд украшает человека, а человек свое время.

Три дела человеку делают честь:

колодец, вырытый в пустыне;

мост, проложенный через реку;

дерево, посаженное у дороги.

Земля красна плодами, джигит – делами.

Крепкое бревно нужно для подпорки потолка; стойкий джигит – для опоры народа.

Смелого лодка и в шторм не утонет.

Нет земли без цветов, а народа без героев.

Крепости покоряются отважным.

Батыр с дубинкой труса с саблей одолеет.

Вершину одолеет идущий.

Настойчивый и из сита воды напьется.

Кто ищет, тот всегда найдет, что ищет.

Бегущий обгонит, лежащий отстанет.

К настойчивому джигиту счастье само идет навстречу.

Для ученого мир светел, для неуча мир темен.

Не стремись удивить красноречием, стремись удивить знанием.

Нет жизни без знания, нет знания без учения.

Учение – основа знания, знание – основа счастья.

Сильный победит одного, ученый – тысячу.

В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку.

2. Воспитание трудолюбия в пословицах

Труд является целесообразной деятельностью человека, направ­лен­ной на видоизменение и при­способление предметов природы для удовлетворения своих потребностей, и выступает осно­вой развития человека. Его ведущими функциями являются утилитарно-практическая (обеспечи­ва­ет создание материальных и духовных ценностей, социаль­но-бытовых условий жизни и деятель­но­сти человека); развивающая (способствует умственному и физическому развитию человека, раз­ви­тию его эмоциональной и волевой сфер); воспитательная (способствует формированию в про­цес­се труда личностных качеств человека и нравст­вен­но-эстетического отношения к жизни и дея­те­льности).

3. Загадки как средство народного воспитания

Загадка является комбинированным средством воздействия на сознание, её цель – умственное воспитание в единстве с другими сторонами формирования совершенного человека.

Загадка – жанр народно-поэтического творчества, иносказательное поэтическое описание ка­ко­го-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего. Загадки ока­зы­­­вают влияние на умственное, эстетическое и нравст­вен­ное воспитание. В глубокой древности они в равной степени выпол­няли все эти функции, но позднее в них доминирующим началом ста­ло умственное воспитание. Загадки развивают мышление детей, приучают их анализировать пред­ме­ты и явления из различных областей окружающей действитель­ности; различные загадки об од­ном и том же явлении позволяет давать всестороннюю характеристику данному явлению. Загадки обо­гащают человека знаниями из различных областей жизни, причем совокупность сведений о при­­ро­де и обществе в процессе разгадывания загадок при­об­ре­тается ребенком в процессе актив­ной мыслительной деятельности. Загадки не только учат анализировать явления и предметы окру­жа­­ю­щей действительности и их признаки, но и имеют поучительный смысл. Например, загадка о месяце одновременно представляет со­­бой и поэтический афоризм о человеческой жизни:

Когда я молод был,

В процессе воспитания детей загадки также имеют диагностическую фун­к­­цию – позволяют вы­явить степень наблюдательности, сообразите­ль­ности, умственного развития и творческого мы­ш­ления ребенка. Особенности загадок состоят в том, что они: приучают анализировать предметы и явления, сопоставлять их свойства и качества; развивают мышление; способствуют воспитанию нравственных качеств (добро, правда и т.п.); воспитывают эстетический вкус, т.к. имеют высокопоэтическую форму; являются привлекательными, т.к. применяются в игровой форме.

Различают следующие группы загадок: о человеке (его личностных качествах – чистота, правда и т.д., об отдельных органах – глаза, зубы, волосы и т.д., о труде и орудиях труда); о природе (солнце, лесе, растениях, животных и т.д.). Загадки могут быть представлены в различной форме – вопросы, миниатюрные рассказы, стихи, песни-загадки и т.д.

Таким образом, пословицам и загадкам присуща лаконичность; они развивают наблюдательность, сообразительность, быстроту мышления.

banner

Глава 3. Педагогические средства народного воспитания

Глава 3. Педагогические средства народного воспитания

Одним из действенных средств воспитания на протяжении многих веков служил фольклор — искусство, создаваемое народом и широко распространенное в быту. Это музыкальное, танцевальное, словесное творчество и др.
Педагогическая мысль Древней Руси дошла до наших дней и в произведениях, не имевших специального педагогического характера. Когда не было еще специальных педагогических трактатов, педагогические идеи можно было встретить в различных источниках: памятниках литературы различных жанров, произведениях изобразительного искусства, в устных проповедях, в церковной практике.
Велико было воздействие на воспитание детей слова, произведений устного народного творчества. В них прямо или косвенно высказывалось одобрение или осуждение поступков людей, воспевались нравственные идеалы. Красочность, яркость, меткость народного слова в фольклоре делали поучения ненавязчивыми, вызывали глубокие эмоции у детей и подростков, и таким образом с раннего возраста неосознанно воспринимались серьезные, возвышенные идеи и житейские правила.
Воспитывало и учило не только слово, но все русское народное искусство. Огромной силой воздействия на детей обладало, среди прочих его видов, народное искусство быта. Оно сопровождало человека на протяжении всей его жизни. Педагогический потенциал его был необыкновенно велик.
Издавна были известны такие средства народной педагогики, как игра и игрушка, творцом которых был сам народ. Еще в незапамятные времена люди поняли, как они необходимы ребенку.

§ 1. Игра и игрушка в роли воспитателей
§ 2. Устное народное творчество как художественная педагогика

Народная педагогика (этнопедагогика) – это совокупность педагогических знаний и опыта воспитания, сохраняющаяся в народных культурных традициях, в народном художественном творчестве, в свойственных каждому народу особых устойчивых формах взаимодействия разных поколений друг с другом.

Народная педагогика сохраняет в себе общие черты национальной культуры и является важнейшим средством обеспечения преемственности поколений, целостности этноса.

Средства народной педагогики :

- фольклор – произведения народного поэтического творчества (народные песни, сказки, пословицы, поговорки, скороговорки и т. д.);

- народные игрушки (куклы, лошадки, различные фигурки людей и животных издавна используются разными народами, чтобы рассказать детям об окружающем их мире, о взаимодействии человека с другими людьми, с природой);

- труд – средство, позволяющее не только готовить ребёнка к самостоятельному труду во взрослой жизни, но и укреплять связь поколений, передавая от старших младшим опыт практической деятельности;

- народные игры, отличающиеся большим разнообразием: подвижные (салки, прятки, горелки, жмурки, кошки-мышки, игры на внимание, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, сюжетно-ролевые ( например: дочки-матери, казаки-разбойники – такие, в который дети разыгрывают различные ситуации из жизни взрослых) и др. ;

- религия; постоянно обращаясь к богу, дети ясней представляли себе идеал нравственной жизни, а посещая храм, они любовались красотой убранства и стремились к прекрасному в жизни;

- народные праздники, которые были связаны с важными событиями в семье и в общине ( например: именины, свадьба) либо с религиозными традициями; таким образом, участвуя в праздниках, дети усваивали обычаи своего народа, религиозно-нравственные ценности, учились общаться с людьми разного возраста, и статуса;

- забота о младших и престарелых членах семьи воспитывала ответственность, милосердие;

- взаимопомощь в крестьянской общине (помощь погорельцам, сиротам, потерявшим кормильца, пострадавшим от болезни, стихийного бедствия, неурожая) развивала чувство сплоченности, формировала взаимовыручку;

- социальный контроль – особое средство, когда каждый член социальной группы, общины несёт ответственность не только за своих, но и за чужих детей (не задумываясь, поможет плачущему малышу, похвалит ребёнка за хороший поступок, сделает замечание шалуну, расскажет его родителям о плохом поведении и т. д.);

- быт как средство воспитания позволяет увидеть педагогический смысл в любой, даже самой обычной бытовой ситуации (напомнить ребёнку о его обязанности в работе по хозяйству, о том, что надо первым поздороваться со старшими и т. д.).

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Развитие инициативы у детей с элементами Монтессори-педагогики Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность.

К средствам воспитания относятся пословицы, поговорки, песни, танцы, сказки.

Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, общение, традиция, быт, искусство, религия.

Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Ее разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно и самого этноса. Патриотизм – это прежде всего любовь к родной природе. Природа – великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем незаменимый фактор, многосторонний, многогранный. Народные педагоги по разному используют природу как фактор воздействия на личность. Природа как фактор народного воспитания имеет гораздо большее значение, чем было принято считать до сих пор в современной педагогике. Последняя могла бы многое заимствовать из народного опыта, причем не только в преподавании природоведения в начальной школе.

В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. В процессе игры дети рано включаются в самовоспитание, которое происходит стихийно. Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, способностях человека.

Слово – величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык, который называется материнским. Материнское слово – божественно. В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте. Соответственно и словесные средства обучения и воспитания. Возьмите для примера частушки, прибаутки, скороговорки, речетативы, загадки, пословицы, назидания, притчи, сказки. Многообразны в народной педагогике словесные формы воздействия на чувства, сознание, поведение человека. Словесные приемы воздействия на личность многочисленны и разнообразны. Безграничная сила доброжелательного слова в народной педагогике, но более всего – родного слова, родного языка.

Труд в народной педагогике занимает особенное место. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда. Многообразные дела, полезные для детей, семьи, народа – вот на что делает ставку народная педагогика. С преданностью делу связывается и духовность и нравственность. Мысль эта внушается детям и непосредственно и под влиянием общественного мнения и трудовых традиций.

В народе общение невероятно богато и многообразно. Общение – высшее духовное богатство в отношениях между людьми. В специфике общения проявляется национальный характер.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человека. В настоящее время бесценные знания сельских ребят умирают без применения из-за игнорирования их в школьном образовании. Сельская крестьянская культура, богатая традициями, представляет собой великое духовное сокровище человечества. И возможности этой культуры далеко не исчерпаны. Традиции многообразны. По ним можно судить о народе или о какой-то стороне его бытия. В традициях концентрируются, пересекаются тысячелетние духовные искания человечества, ибо человечество – единый космический этнос.

Традиции как элемент общественной жизни, имеют свою специфику, обусловленную конкретно-историческими и этносоциальными условиями.

Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: образовательные, производственные, эстетические, нравственные и др.

В них заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума.

"Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны они содержат педагогическую идей, с другой - оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности - положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями - педагогическими". (Г.Н.Волков).

В пословицах получили отражение педагогические идеи, касающиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, методов и средств воспитания, поощрения и наказания, содержания обучения, трудового и нравственного воспитания, наследственности, влияние окружающей среды и общественного мнения.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности, причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению).

Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.

Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки, она позволяет воспитателю без каких-либо тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, а также уровень творческого мышления ребенка.

Песни - более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы.

Песне присуща высокая поэтизация всех строи народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность в том, что она учит прекрасному. Песней сопровождались все события народной жизни - труд, праздники, игры, похороны и т.п. Вся жизнь людей проходила в песне, которая выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл - это жизнь человека от рождения до смерти. Песни поют младенцу в колыбели, который еще не научился понимать, старцу в гробу, переставшему уже чувствовать и понимать.

Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов.

В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания и т.п.

1. Какую роль в воспитании детей играют сказки? Охарактеризуйте некоторые из них.

2. Какие из народных песен предложили бы своим ученикам.

3. Какую народную песню вы могли бы принять в качестве гимна.

Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 2002.

РАЗДЕЛ IV. КУЛЬТУРА ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Читайте также: