Педагогические инновации школа будущего

Обновлено: 07.07.2024

Занятия будут основываться на цифровых технологиях и умных решениях

Образование, как и все сферы жизни, в ближайшие два‑три десятилетия не избежит влияния цифровизации. В школе будут появляться новые гаджеты и технологии: 3D‑уроки, виртуальная и дополненная реальность, облачные сервисы, 3D‑принтеры, робототехнические конструкторы, электронные доски, системы видео‑конференц‑связи, наконец, искусственный интеллект.

Для наших учеников уже давно привычны курсы по робототехнике, схемотехнике и программированию. Ребята разрабатывают проекты и представляют их на самом высоком уровне — городских научно‑практических конференциях.

Например, в минувшем учебном году победителем стал ученик нашей школы. Он представил программу, которая с помощью искусственного интеллекта распознаёт по фотографии, надел ли человек медицинскую маску.

Впрочем, целиком и полностью образование в онлайн не перейдёт. Конечно, если речь идёт о знаниях, то научить с использованием дистанционных технологий можно всему. Кейсовые задания и групповая работа уже давно позволяют избежать списывания и освоить материал программы. Но школа — это не только про уроки.

Специалисты сходятся во мнении, что дистанционное обучение не сможет полностью вытеснить очное. Школа занимается не только обучением, она выполняет и другую, не менее важную функцию — воспитывает будущее поколение.

За экраном монитора ребёнку сложнее пройти социализацию, развить эмоциональный интеллект, научиться взаимодействовать с одноклассниками. Гибкие навыки проще и эффективнее формировать в офлайне.

Ученикам помогут лучше понять себя и выбрать будущую профессию

В школах постепенно начинают уделять внимание профориентации, а в будущем образование изменится в сторону ещё большей индивидуализации. С учениками будут работать психологи, которые помогут детям узнать свои сильные стороны, точки роста и интересы. Уже сегодня в Москве существуют проекты, направленные на знакомство с будущей профессией.

Другой значимый проект — предпрофессиональные классы, которые открываются в московских школах: медицинские, инженерные, академические, педагогические, кадетские, IT‑классы и другие. Так старшеклассники заранее знакомятся с будущей профессией. Участие в конференциях и практико‑ориентированных мероприятиях, посещение профильных вузов и компаний той или иной специализации помогают школьникам определиться с выбором жизненного пути.

Проект предпрофессионального образования в Москве действует на протяжении пяти лет. На занятиях ребята знакомятся с перспективными научными исследованиями, изучают способы секвенирования генома и нейротехнологии, осваивают профессиональные программы для 3D‑моделирования и прототипирования, изучают современные языки программирования и методы анализа данных. Для этого у нас в школах есть все необходимые ресурсы: цифровые лаборатории, 3D‑принтеры и сканеры, тренажёры для отработки навыков первой помощи, наборы по экспериментальной физике и другое современное оборудование.

В настоящее время старшеклассники могут выбрать обучение в академическом, медицинском, инженерном, курчатовском, кадетском, новом педагогическом или IT‑классе. В этом году открывается ещё одно престижное направление — медиаклассы. В них будут учиться школьники, которые успешно прошли вступительные испытания и мечтают связать свою профессиональную деятельность со сферой медиакоммуникации.

Для работодателей важны не только знания и навыки в конкретной отрасли, но и умение общаться, работать в команде, создавать проекты. Школы будущего сделают на этом акцент. В некоторых учебных заведениях уже избавились от стандартной расстановки парт в кабинетах, когда дети сидят друг за другом. Школьников размещают так, чтобы они могли общаться и создавать коллективные проекты.

Ещё важно, чтобы ученики умели самостоятельно организовывать работу: распределять роли, брать на себя ответственность за часть задания, рассчитывать время и другие ресурсы. Поэтому учитель будущего будет только направлять ребят и курировать процесс издалека.

Предметы станут более универсальными и практическими

Традиционное разделение предметов на естественные и гуманитарные, вероятно, сохранится, но появятся и новые уроки на стыке сфер. Легко представить, например, что в школе будут учить, как стать успешным блогером и делать виральный контент или программировать приложения для смартфона.

Например, в конце минувшего учебного года совместно с учителями информатики и географии мы проводили занятие. Там ученики пробовали себя в роли цифровых журналистов и дизайнеров, которые разрабатывают рекламную кампанию и айдентику для регионов России.

Какое‑то время в обществе господствовала тенденция к специализации: чем более узким направлением владеет человек и чем глубже его знания, тем более он ценен для работодателя. Но постепенно наступает эпоха универсальности, когда один и тот же специалист должен обладать навыками и знаниями в разных сферах. С одной стороны, нужно быть профессионалом высочайшего класса в своём деле. С другой, важно быть гибким, адаптивным, уметь принимать вызовы времени, расширять знания и работать со смежными направлениями.

Сегодня, в эпоху конвергентного обучения, границы между дисциплинами размываются. Поэтому на уроках литературы я, например, не только филолог, но и немного историк и искусствовед. На уроках русского языка помогает знание английского.

Умение проводить параллели между предметами необходимо, это позволяет показать ученикам единую картину мира. Точно так же и мои коллеги: биолог всегда немного физик и химик, географ — специалист в области экономики, политики и экологии.

Сегодня умение пользоваться компьютером, смартфоном и интернетом практически так же важно, как навыки чтения и письма. А в будущем цифровая грамотность и даже программирование могут стать полноправными школьными предметами.

Любые узконаправленные дисциплины обязательно должны находиться в рамках дополнительного образования, чтобы ребёнок мог их изучать. Но выбор всегда должен оставаться за учеником и его родителями.

Далеко не все ребята хотят быть программистами, и IT‑специальностями профессии будущего не исчерпываются. Здесь важно учитывать желание ребёнка и давать ему возможность освоить ту профессию, которая ему близка.

Учителя смогут найти подход к каждому ученику и создать комфортные условия для учёбы

Цифровизация влияет не только на учеников, но и на преподавателей. Школа будущего потребует от учителей новых знаний, навыков и компетенций. Цифровая среда поможет преподавателям повышать квалификацию, создавать новые форматы образовательных материалов и делиться опытом друг с другом.

Позиция современного педагога уже изменилась по отношению к позиции учителя прошлого поколения. Реальность меняется, и мы меняемся вместе с ней. Раньше учитель был чуть ли не единственным носителем знания для ученика, но сегодня, в эпоху господства интернета и информации, это не так. У детей сейчас есть большой выбор: посмотреть видеоролик понравившегося блогера, почитать научную статью, послушать аудиолекцию учёного, выполнить интерактивный тест или поиграть в обучающее приложение.

Поэтому учитель становится не столько источником, сколько проводником в мире информации. Он учит работать с данными, верифицировать их, оценивать качество, читать сплошные и несплошные тексты, понимая их смысл, выделяя главное и второстепенное. И конечно, любому педагогу важно развивать и свои гибкие навыки, ведь невозможно научить ребёнка тому, чего не умеешь сам.

Кроме того, школа будущего сможет решить проблемы, которые стоят перед современным образованием: внедрение передовых технологий в процесс обучения, доступ к качественному образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья, неравномерное развитие детей одного возраста и другие.

Благодаря национальному проекту ребёнок может пройти профориентацию и ещё во время обучения в школе выбрать специальность, а также принять участие в конкурсах и волонтёрских инициативах. Кроме того, нацпроект даёт возможность детям бесплатно обучаться в современных центрах дополнительного образования, а родителям — консультироваться у профессиональных психологов и педагогов.

Эмекова Светлана Алексеевна

Здесь ребенку должны быть предоставлены все возможности для самореализации, чтобы возникало стремление быть, проявлять себя и признаваться личностью.

Все в школе должно быть подчинено этому, так как школа для ребёнка – это второй дом, где он проводит большую часть своего времени, это мир, в котором он живёт и, как губка, впитывает весь уклад и традиции школы, именно там формируется характер, личность.

Школа должна обладать принципиальной инновационностью:

– обновленное содержание образования, в том числе в области русского и иностранного языков;

– интеграция информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс;

– поддержка и укрепление здоровья детей;

– формы организации образовательного процесса, в том числе: проектная, исследовательская, дистанционная;

– прямое взаимодействие школы с научными институтами и вузами.

Но на данный момент не все школы отвечают перечисленным выше критериям, и поэтому в перспективном развитии образования видится создание школы будущего.

Что такое школа будущего? Школа будущего – это школа воспитания Личности, готовой к непрерывному образованию. Школа будущего – это школа, оснащенная новейшими учебно-техническими средствами. В каждом классе школы будущего нет привычных меловых досок. Есть интерактивные экраны и доски с обратной связью, с помощью которых через компьютер учитель ведет урок; учащиеся могут писать прямо со своих мест, а при необходимости и прямо на самом экране.

В школе будущего наравне с обычными учебниками учащиеся используют мультимедийные учебные пособия и специализированные базы данных. Постоянная качественная Интернет-связь позволяет по-другому общаться, преподавать и усваивать материал.

Например, вести в реальном времени телеконференции с учеными, научно-исследовательскими лабораториями, музеями, обсерваториями, заглядывать в самые далекие уголки земного шара…

Правда, все компьютерные классы будут проходить у старшего поколения, ведь если дети с первого класса засядут за машины, то они даже писать не научатся от руки.

Кроме этого, школа будущего сможет предложить ребенку те направления деятельности, которые ему наиболее интересны и необходимы. И самое главное, школа будущего сможет дать ребенку право на свое самоопределение в образовательном пространстве школы.

Например, жесткое расписание предметов, которое школа предлагает сегодня, возможно, будет заменено на набор предметов, из которых ребенок сам сможет выбрать предметы необходимые ему для дальнейшего развития. Но это будет возможно только в старшем звене (9-11 кл.).

Первые шаги к школе будущего уже сделаны, это робкие попытки внедрения в школы профильного обучения. Главную же цель профильного обучения я вижу в самоопределении ребенка. Возможно, в школе будущего будет введена 10-бальная система оценок, так как чем больше отметок, тем школьникам легче учиться, учителям учить, а родителям видеть, как учатся их дети.

Школа будущего – это не просто школа знаний, а школа жизни и сотрудничества. Вместе со школой изменится и функция педагога – из наставника он превратиться в друга, помощника. Я думаю, школа должна быть миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества.

Конечный продукт школы будущего не номинальный среднестатистический выпускник, соответствующий образовательному стандарту, а цельная личность, человек-творец, творец окружающей его действительности, собственной жизни.

– Отправляясь в поле за букетом, ты не можешь быть в абсолютной уверенности ни в своём будущем маршруте, ведь даже направление своего движения ты нередко представляешь с трудом, ни в том, какие именно цветы составят твой букет. Но ты идёшь от цветка к цветку, руководствуясь лишь своими внутренними соображениями, ты склоняешься в благодарности к каждому и срываешь их. Каждый цветок – это твой маленький повседневный опыт, путь к нему – часть твоей жизни, а букет – это весь твой жизненный опыт. Каким быть ему зависит лишь от тебя.

Таким образом, школа будущего не появится сама собой, она может быть только построена по кирпичику нашими руками, из года в год, совершенствуясь, продвигаясь вперед, обобщая передовой опыт и распространяя его в массовом порядке среди других общеобразовательных учреждений городов.

Цели и задачи фестиваля

Предоставление возможности педагогам представить свой педагогический опыт, методические разработки; содействие развитию профессионального творчества педагогов.

Участники фестиваля

  • Принять участие в Фестивале могут педагоги любых образовательных учреждений (дошкольных образовательных учреждений; средних общеобразовательных учреждений; учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; коррекционных образовательных учреждений; учреждений дополнительного образования детей и т.д.)
  • Возраст и стаж участников не ограничен.

Номинации фестиваля:

Для участия в Фестивале педагогу необходимо прислать материалы (конспекты, разработки, консультации, проекты, фото и т.д.) на любую из предложенных тем:

  • лучшая методическая разработка,
  • лучший педагогический проект,
  • лучшая научно-исследовательская работа,
  • лучший педагогический опыт,
  • лучшая педагогическая статья,
  • лучшая авторская программа,
  • лучшее наглядно-дидактическое пособие,
  • лучший конспект занятия,
  • лучший конспект урока,
  • лучший конспект внеклассного мероприятия,
  • лучший конспект методического мероприятия,
  • лучшее родительское собрание,
  • лучшая печатная консультация,
  • лучший кабинет,
  • лучшая развивающая среда группы, класса,
  • лучший мастер-класс,
  • лучшая творческая работа: изобразительное и декоративно-прикладное искусство,
  • лучший фотоальбом,
  • лучший видеофильм,
  • лучший сайт, блог, интернет-страница (ОУ, педагога),
  • лучшая презентация к занятию, уроку, мероприятию,
  • лучшая презентация проекта, программы, педагогического опыта и т.д.
  • лучшее педагогическое портфолио

Порядок участия

  • Заполните заявку на участие в фестивале.
  • Оплатите оргвзнос в размере 200 рублей за каждую работу (Орг.взнос оплачивается за каждого участника. Оплата за нескольких соавторов производится одной суммой).

Способы оплаты:

Награждение

  • По итогам фестиваля все участники получают именные дипломы ПОБЕДИТЕЛЯ.
  • Рассылка дипломов осуществляется в электронном виде на адрес электронной почты, указанный в заявке на участие в фестивале, в течение 2 рабочих дней.

5 инноваций для педагога

Это формирует потребность в реформации образовании, перехода к новой системе, активному внедрению педагогических инноваций.

Педагогическая инновация: суть и цели

Педагогическая инновация – это процесс разработки, внедрения, тестирования и оценки новшеств в сфере образования, которые помогают эффективно достигать поставленных целей.

Инновации и цели тесно связанны между собой: образовательный процесс со временем меняется, рынок труда предъявляет новые требования к будущим работникам, и обучение трансформируется, подстраивается под новые цели, для достижения которых нужны новые педагогические методики, приёмы и способы.

Главный критерий инновации – это её новизна и актуальность.

Нововведения в образовании помогают достигнуть таких целей:

  • Гуманизации, демократизации образовательного процесса;
  • Интенсификации познавательной деятельности обучающихся;
  • Повышении эффективности организации учебной и воспитательной работы;
  • Видоизменения учебного материала с точки зрения методики и дидактики.

Реализовать поставленные цели помогают новые подходы, которые активно внедряются в педагогический процесс. Они являются основой для разработки новых методов и приёмов работы в учебных заведениях.

Инновационные подходы в современном образовании

Подход в обучении – это базовый принцип, совокупность требований и целей, который является основой для новых технологий.

Требование современного образования состоит не в том, чтобы дать ученикам как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить их учиться самостоятельно, не только знать, но и уметь оперировать полученной информацией.

В основе педагогических инноваций лежат два ключевых подхода:

  • Личностно-ориентированный подход подразумевает ориентирование образовательного процесса на личность каждого ученика/студента. Современная педагогика должна учитывать уникальный опыт и характер каждого учащегося, развивать его индивидуальность и таланты. Реализация этого подхода включает в себя опору на принципы выбора (учащиеся могут выбирать направления, которыми они хотят заниматься), доверия (отсутствие авторитарного давления со стороны преподавателей), творчества и успеха, субъективности, индивидуальности;
  • Компетентностный подход – новый для российской школы. Он акцентирует внимание на результате обучения, при этом результат – это не совокупность знаний, а комплекс умений, способность учащегося решать проблемы, конфликты, действовать в разных ситуациях.

Не так важно, сколько ученик знает. Более важно его умение реагировать на изменения, проявлять гибкость, управлять эмоциями и уметь выбрать нужную информацию. Эта инновация требует кардинального пересмотра системы образования, реформирования принципов оценивания и организации обучения.

Основываясь на этих подходах, педагоги и методисты разрабатывают инновационные педагогические технологии – совокупности методик, способов и методов передачи знаний и оценивания, которые внедряются в образовательные учреждения.

Новые педагогические технологии в системе образования

Современная педагогика предлагает такие инновационные педагогические технологии.

Проектная работа

Проектная работа – это вид деятельности, который помогает развивать творческие способности учеников, формировать в них навыки работы в коллективе. Цель проектов – актуализировать и использовать на практике, расширить и углубить полученные знания. Работа над проектом может происходить индивидуально, в парах или в микрогруппах, она подразумевает решение какой-то проблемы, поиск оптимальных решений.

В школах активно используют интеграцию дисциплин в проектах, например, предлагают учащимся исследовать междисциплинарные связи языка и литературы, математики и химии, истории и биологии.

Эта инновация формирует и развивает комплексное мышление, умение анализировать, устанавливать связи и создавать новые идеи, видеть целостную картину мира.

Игровое технологии

Игровые выполняют несколько функций: развлекательную, терапевтическую, диагностическую, социальную. Во время игры ученики занимаются свободной развивающей деятельностью, получая удовольствие и эффект не только от результата, но и от процесса.

В образовательном процессе игра используется в качестве элемента более широкой технологии, части урока или внеклассной работы. Педагогическая игра имеет чётко сформулированную цель, которая подаётся в форме игровой задачи, все участники игры подчиняются заранее подготовленным и озвученным правилам.

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение – инновация, которая активно внедряется в европейских странах и США. На специально разработанных площадках создаются курсы, в которые входят циклы лекций, задания, расписание очных консультаций с преподаванием. Учащиеся самостоятельно организовывают время и дисциплинируют себя на самообучение.

Интерактивные технологии

Интерактивные технологии – это методы, которые помогают поменяться местами учителям и ученикам. Взаимодействуя в группах, работая над информацией, учащиеся открывают для себя новые возможности самообучения. Это целый комплекс методов и приёмов работы, направленных на создание деятельности, в процессе которой учащиеся взаимодействуют друг с другом, работают над решением общей задачи.

Интерактивные технологии реализуются через проведение в школах семинаров, диспутов, проблемных лекций, дискуссий, на которых учащиеся могут представить свои мысли, учиться аргументировать свое мнение.

Портфолио

Перечисленные технологии используют комплексно, учитывая основные подходы. Выбирая технологию, метод и прием работы, педагоги учитывают личностные характеристики учащихся, их наклонности и потребности.

Читайте также: