Педагогические идеи одоевского кратко

Обновлено: 05.07.2024

ВложениеРазмер
prezentatsiya_odoevskiy.odp 1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Владимир Феодорович Одоевский - князь , известный русский писатель, общественный деятель и выдающийся педагог. Он родился в Москве, 30 июля 1803 г. 28.9.18 (1803—1869)

Последний потомок старинного княжеского рода. Отец его служил в должности директора Московского отделения Государственного банка, мать была крепостной крестьянкой. В 1822 Одоевский с отличием окончил Московский университетский благородный пансион, где ранее обучались П.Вяземский и П.Чаадаев, Никита Муравьев и Николай Тургенев. В студенческие годы на него оказали влияние профессора Московского университета философы-шеллингианцы И.И.Давыдов и М.Г.Павлов. С 1826 Одоевский служил в цензурном комитете министерства внутренних дел, был составителем нового цензурного устава 1828 года. При переходе комитета в ведение министерства народного просвещения продолжил службу в должности библиотекаря. С 1846 – помощник директора Императорской публичной библиотеки и заведующий Румянцевским музеем, тогда находившимся в Санкт-Петербурге. С 1861 – сенатор. 28.9.18

В.Ф. Одоевский оставил свой след в истории русской прозы, в литературной и музыкальной критике, в педагогике, в законодательстве, в философии, в библиотечном деле и даже в кулинарном искусстве. Одной из линий его просветительской деятельности была работа в области педагогики. 28.9.18

В. Ф. Одоевский был организатором и руководителем первых детских приютов в России, созданных им в системе государственных учреждений с привлечением средств и сил общественной благотворительности. Он разработал “Положение о детских приютах и “Наказ лицам, непосредственно заведывающим детскими приютами”, по которым с 1839 г. работали эти учреждения . 28.9.18

Он стремился сделать детские приюты воспитательными учреждениями, а не просто убежищами, в которых дети получали питание, уход и находились под надзором. 28.9.18

28.9.18 В.Ф.Одоевский одним из первых педагогов России пытался наметить путь умственного развития детей, начиная с раннего возраста. Этот путь — приобретение ребенком личного опыта и дальнейшее осмысление данных этого опыта, а также развитие мышления в процессе этого осмысления под руководством взрослых. Воспитатели (родители), полагал В.Ф. Одоевский, должны прежде всего укрепить ребенка в том, что он уже знает, еще не осознавая этого, а затем уже сообщить ему новые знания во время разговоров и чтения.

Совершенствуя методику работы с детьми в приютах, В. Ф.Одоевский создавал книжки для детей, вводил наглядное обучение по картинкам. . 28.9.18

28.9.18 Он придавал большое значение детской литературе, способной пробудить ум и сердце ребенка В. Ф. Одоевский создал особую “детскую науку”, т. е. строго обдуманную систему, состоящую из нескольких пособий и руководств. В ряду этих работ первое место занимает не законченное изданием сочинение “Наука до науки. Книжка дедушки Иринея”, написанное на основе тщательного изучения многих работ русских и зарубежных педагогов.

В.Ф.Одоевский считал, что. обучение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста должно быть занимательным, привлекательным, интересным, но вместе с тем не развлечением - или забавой. Оно должно быть по-своему систематическим, воспитывать у детей волю к преодолению трудностей, приучать их к умственному труду. 28.9.18

В. Ф. Одоевский был выдающимся русским педагогом, внесшим значительный вклад в развитие педагогики, в том числе дошкольной. Его педагогические взгляды, отражавшие в оригинальной форме характерные черты прогрессивной русской педагогики, являлись как бы связующим звеном между идейно-педагогическим опытом русских педагогов первой половины X IX в. 28.9.18

Спасибо за внимание! 28.9.18

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание педагогических условий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ООП
Философы античности о воспитании и обучении детей. Внедрение инноваций в педагогическую деятельность дошкольных образовательных учреждений.

Меняется миссия предназначения детского сада в современной образовательной ситуации, и требования к педагогу, работающему с дошкольниками. Педагог постоянно должен б.


"Нетрадиционные педагогические методики воспитания и обучения детей".

В статье дан обзор некоторых, используемых в практике, зарубежных и отечественных методик воспитания и обучения детей.

Виды игр и их роль в жизни дошкольника.


Создание педагогических условий воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ООП

В дошкольном периоде дети с ОНР и ЗПР обращают на себя внимание замедленным физического развития, общей физической ослабленностью, отставанием психического развития, нарушениями активного внимания, зр.

Инструментарий педагогической деятельности педагога по воспитанию и обучению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Семейное воспитание детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного и обучаемого процесса.Семья явля.

Деятельность В. Ф. Одоевского по руководству приютами давала ему богатый материал для изучения психологии детей, для теоретических обобщений по принципиальным вопросам педагогики, побуждала его к глубокому изучению педагогических трудов зарубежных и русских педагогов.

В. Ф. Одоевский стремился к усовершенствованию русской педагогики как науки. Он считал, что “способы усовершенствования педагогики зависят, во-первых, от общего усовершенствования всей области наук, во-вторых, от положительных наблюдений над процессом умственного развития человека почти с его рождения”. Он находил, что рационально поставленные объективные наблюдения над детьми помогут родителям и воспитателям открыть способы развития “духовного снаряда ребенка”— его мыслительных способностей и пути их совершенствования. Он призывал русских образованных матерей вести дневники наблюдений за детьми, которые могли бы дать ценный материал для педагогических выводов и построения теории воспитания.

В. Ф. Одоевский, признавая, что у каждого ребенка имеются индивидуальные задатки, которые педагогу необходимо учитывать, преувеличивал роль природной конституции и преуменьшал роль воспитания, полагая, что оно “развивает то, что есть”, что воспитанию дано лишь “усовершенствовать, что юноше дано провидением”.

Одоевский одним из первых педагогов России пытался наметить путь умственного развития детей, начиная с раннего Возраста. Этот путь — приобретение ребенком личного опыта и дальнейшее осмысление данных этого опыта, а также развитие мышления в процессе этого осмысления под руководством взрослых. Воспитатели (родители), полагал Одоевский, должны прежде всего укрепить ребенка в том, что он уже знает, еще не осознавая этого, а затем уже сообщить ему новые знания во время разговоров и чтения.

В. Ф. Одоевский писал: “Занимайтесь или не занимайтесь ребенком, учите его или не учите, но с 4 лет он уже воспитывается, если не вами, то самим собой и всем его окружающим, словами, которые вы произносите, не думая, что они им были замечены, вашими поступками, даже неодушевленными предметами, которые случайно находятся вокруг него”.

Давно установлено, что дети дошкольного и младшего школьного возраста отличаются впечатлительностью и восприимчивостью, но некоторые педагоги, указывал В. Ф. Одоевский, сделали из этого неправильные выводы. Одни, считая маленьких детей за взрослых, стали рано обучать их, как в школе, отдельным учебным предметам. “Результат был тот, что вся эта ранняя наука была бесплодна, что ребенок не поднимал тяжести, на него налагаемой, что, помимо этого официального воспитания, он снова воспитывался сам собою, незаметными для воспитателя обстоятельствами, с той разницей, что теперь он получал. отвращение к науке”. Другие педагоги, заметив нелепость этого. направления, впали в другую крайность — стремились “обращать науку в забаву и получили неприемлемый результат. “Снова ребенок, помимо официального воспитания, воспитывался сам собою, т. е. употреблял свой снаряд совсем над иными предметами, на случай, без всякого рационального последования и издерживая без пользы свои способности и время”. Отвергнув эти крайности, Одоевский считал, что. обучение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста должно быть занимательным, привлекательным, интересным, но вместе с тем не развлечением - или забавой. Оно должно быть по-своему систематическим, воспитывать у детей волю к преодолению трудностей, приучать их к умственному труду. Наиболее ценным методом для развития умственных сил детей в период так называемого доучилищного обучения Одоевский считал беседу или “разговоры с детьми”, в процессе которых воспитатели помогают детям сделать их представления ясными, отчетливыми. Он дал ценные советы и методические указания для родителей и наставников по проведению бесед с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Одоевский высоко оценивал умение педагога разговаривать с детьми, отмечал огромное влияние его слова на развитие самостоятельности мышления детей.. Он писал: “Искусство говорить с детьми очень важно для успехов целого воспитания. Живое слово может произвести могучее действие на все внутреннее развитие ребенка. Слова, обращенные к детям родителями или наставницею, возбуждают в детской душе или добрые или дурные чувства, сообщают ей или светлый и правильный взгляд на вещи или взгляд ложный и превратный”.




В. Ф. Одоевский создал особую “детскую науку”, т. е. строго обдуманную систему, состоящую из нескольких пособий ц руководств. В ряду этих работ Одоевского первое место занимает не законченное изданием сочинение “Наука до науки. Книжка дедушки Иринея”, написанное на основе тщательного изучения многих работ русских и зарубежных педагогов, более чем десятилетних наблюдений за обучением детей и

своих практических занятий с ними. Из этого оригинального труда была опубликована лишь часть, раскрывающая психолого-педагогические основы первоначального воспитания и обучения детей,— статья “Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей”. “Наука до науки. Книжка дедушки Иринея делилась на две части: книга для учителя (включала . 182 вопроса) и книга для ученика, в которой давались ответы на вопросы в виде рассказов.

Занятия по книжке “Наука до науки были направлены не столько на приобретение детьми новых знаний, сколько на осознание ими того, что они бессознательно уже приобрели сами.

Особого внимания заслуживает. входящий в эту книгу “Вопросник”, имевший целью не столько учить ученика, сколько развивать его умственные способности, укреплять его “духовный снаряд”. Однако Одоевский не отрицал необходимости для родителей и наставников заниматься передачей детям доступных им знаний, расширять и уточнять круг детских представлений и понятий.

В. Ф. Одоевский был выдающимся русским педагогом, внесшим значительный вклад в развитие педагогики, в том числе дошкольной. Его педагогические взгляды, отражавшие в оригинальной форме характерные черты прогрессивной русской педагогики, являлись как бы связующим звеном между идейно-педагогическим опытом русских педагогов первой половины XIX в. с исканиями педагогов шестидесятых годов XIX в.

Деятельность В. Ф. Одоевского по руководству приютами давала ему богатый материал для изучения психологии детей, для теоретических обобщений по принципиальным вопросам педагогики, побуждала его к глубокому изучению педагогических трудов зарубежных и русских педагогов.

В. Ф. Одоевский стремился к усовершенствованию русской педагогики как науки. Он считал, что “способы усовершенствования педагогики зависят, во-первых, от общего усовершенствования всей области наук, во-вторых, от положительных наблюдений над процессом умственного развития человека почти с его рождения”. Он находил, что рационально поставленные объективные наблюдения над детьми помогут родителям и воспитателям открыть способы развития “духовного снаряда ребенка”— его мыслительных способностей и пути их совершенствования. Он призывал русских образованных матерей вести дневники наблюдений за детьми, которые могли бы дать ценный материал для педагогических выводов и построения теории воспитания.

В. Ф. Одоевский, признавая, что у каждого ребенка имеются индивидуальные задатки, которые педагогу необходимо учитывать, преувеличивал роль природной конституции и преуменьшал роль воспитания, полагая, что оно “развивает то, что есть”, что воспитанию дано лишь “усовершенствовать, что юноше дано провидением”.

Одоевский одним из первых педагогов России пытался наметить путь умственного развития детей, начиная с раннего Возраста. Этот путь — приобретение ребенком личного опыта и дальнейшее осмысление данных этого опыта, а также развитие мышления в процессе этого осмысления под руководством взрослых. Воспитатели (родители), полагал Одоевский, должны прежде всего укрепить ребенка в том, что он уже знает, еще не осознавая этого, а затем уже сообщить ему новые знания во время разговоров и чтения.

В. Ф. Одоевский писал: “Занимайтесь или не занимайтесь ребенком, учите его или не учите, но с 4 лет он уже воспитывается, если не вами, то самим собой и всем его окружающим, словами, которые вы произносите, не думая, что они им были замечены, вашими поступками, даже неодушевленными предметами, которые случайно находятся вокруг него”.

Давно установлено, что дети дошкольного и младшего школьного возраста отличаются впечатлительностью и восприимчивостью, но некоторые педагоги, указывал В. Ф. Одоевский, сделали из этого неправильные выводы. Одни, считая маленьких детей за взрослых, стали рано обучать их, как в школе, отдельным учебным предметам. “Результат был тот, что вся эта ранняя наука была бесплодна, что ребенок не поднимал тяжести, на него налагаемой, что, помимо этого официального воспитания, он снова воспитывался сам собою, незаметными для воспитателя обстоятельствами, с той разницей, что теперь он получал. отвращение к науке”. Другие педагоги, заметив нелепость этого. направления, впали в другую крайность — стремились “обращать науку в забаву и получили неприемлемый результат. “Снова ребенок, помимо официального воспитания, воспитывался сам собою, т. е. употреблял свой снаряд совсем над иными предметами, на случай, без всякого рационального последования и издерживая без пользы свои способности и время”. Отвергнув эти крайности, Одоевский считал, что. обучение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста должно быть занимательным, привлекательным, интересным, но вместе с тем не развлечением - или забавой. Оно должно быть по-своему систематическим, воспитывать у детей волю к преодолению трудностей, приучать их к умственному труду. Наиболее ценным методом для развития умственных сил детей в период так называемого доучилищного обучения Одоевский считал беседу или “разговоры с детьми”, в процессе которых воспитатели помогают детям сделать их представления ясными, отчетливыми. Он дал ценные советы и методические указания для родителей и наставников по проведению бесед с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Одоевский высоко оценивал умение педагога разговаривать с детьми, отмечал огромное влияние его слова на развитие самостоятельности мышления детей.. Он писал: “Искусство говорить с детьми очень важно для успехов целого воспитания. Живое слово может произвести могучее действие на все внутреннее развитие ребенка. Слова, обращенные к детям родителями или наставницею, возбуждают в детской душе или добрые или дурные чувства, сообщают ей или светлый и правильный взгляд на вещи или взгляд ложный и превратный”.

В. Ф. Одоевский создал особую “детскую науку”, т. е. строго обдуманную систему, состоящую из нескольких пособий ц руководств. В ряду этих работ Одоевского первое место занимает не законченное изданием сочинение “Наука до науки. Книжка дедушки Иринея”, написанное на основе тщательного изучения многих работ русских и зарубежных педагогов, более чем десятилетних наблюдений за обучением детей и

своих практических занятий с ними. Из этого оригинального труда была опубликована лишь часть, раскрывающая психолого-педагогические основы первоначального воспитания и обучения детей,— статья “Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей”. “Наука до науки. Книжка дедушки Иринея делилась на две части: книга для учителя (включала . 182 вопроса) и книга для ученика, в которой давались ответы на вопросы в виде рассказов.

Занятия по книжке “Наука до науки были направлены не столько на приобретение детьми новых знаний, сколько на осознание ими того, что они бессознательно уже приобрели сами.

Особого внимания заслуживает. входящий в эту книгу “Вопросник”, имевший целью не столько учить ученика, сколько развивать его умственные способности, укреплять его “духовный снаряд”. Однако Одоевский не отрицал необходимости для родителей и наставников заниматься передачей детям доступных им знаний, расширять и уточнять круг детских представлений и понятий.

В. Ф. Одоевский был выдающимся русским педагогом, внесшим значительный вклад в развитие педагогики, в том числе дошкольной. Его педагогические взгляды, отражавшие в оригинальной форме характерные черты прогрессивной русской педагогики, являлись как бы связующим звеном между идейно-педагогическим опытом русских педагогов первой половины XIX в. с исканиями педагогов шестидесятых годов XIX в.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В ПУБЛИЦИСТИКЕ В. Ф. ОДОЕВСКОГО

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Князю Владимиру Федоровичу Одоевскому, последнему представителю одной из старейших ветвей рода Рюриковичей, принадлежит одно из самых почетных мест среди культурных деятелей пушкинской эпохи, да и всего русского XIX века. Он был видной фигурой в русских общественных кругах и поражал, прежде всего, своей энциклопедичностью, интеллектуальной ши­ротой и отзывчивостью.

Князь был человеком разносторонних интересов. Его занимала и философия, и литература, и естествознание. Трудно назвать область знаний, которой не коснулся бы этот универсальный ум. В.Ф. Одоевский оставил свой след в истории русской прозы, в литературной и музыкальной критике, в педагогике, в законодательстве, в философии, в библиотечном деле и даже в кулинарном искусстве.

Одной из линий его просветительской деятельности была работа в области педагогики. Педагогическая область исследований князя мало изучена и, на наш взгляд, представляет особый интерес.

Князь стремился к усовершенствованию русской педагогики как науки. Деятельность Владимира Федоровича Одоевского является примером разработки методики нравственного и духовно дошкольного воспитания в российской педагогической традиции.

Владимир Федорович придерживался новой трактовки воспитания: если воспитание и есть воздействие на психику ребенка, то это воздействие не механическое и насильственное, а продуманное, проникнутое уважением к личности ребенка, согласованное с процессом его естественного воздействия. Вся трудность искусства воспитателя в новом его понимании заключалась именно в том, что педагогу нужно не подавлять естественный процесс развития ребенка, а умело направлять его в желаемую сторону и притом так, чтобы ребенок не сомневался, что его самостоятельность, инициатива остаются неприкосновенными.

Таким образом, в противоположность прежней схоластической системе, накачивавшей учащегося словесными определениями, Владимир Федорович на первый план выдвигает самодеятельность ребенка, его личные интересы и пристрастия. Параллельно, побуждая умственные силы, следует развивать и благодатные чувства в душе ребенка, затрагивая моральные и нравственные стороны в его развитии.

Педагогика Владимира Федоровича Одоевского, с его личностным подходом к каждому ребенку, с учетом психологических особенностей и умственных способностей, основанные прежде всего на доверительных, партнерских отношениях, требовала и новой формы подачи материала, отличающейся от обычных уроков. Князь предлагает сухое изложение науки превратить в живую беседу воспитателя с питомцами, чтобы чувствовалась внутренняя неразрывная связь между ними, служащая основой доверия и любви.

Представляется возможным выделить 4 раздела, в которых: рассматривается отношение ребенка к самому себе; отношения к близким: родителям, братьям и сестрам; говорится о Боге, духовном мире; рассматриваются отношения ребенка к окружающим его людям.

Важно, что эти произведения Владимира Федоровича могут иметь не только историко-педагогическое, но и прикладное значение, будучи использованы в практике духовно-нравственного воспитания и сегодня.

1. Соколов. А.Н. История русской литературы XIX века (1-я половина). М., 1970. – с.335-336.

2. Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения // Под ред. В.Я. Струминского. - М., 1955. – с.365.


Значительно меньше мы знаем другие стороны творчества выдающегося российского педагогический мыслителя и просветителя В.Ф. Одоевского (1804–1869). Философ, футуролог, автор мистиче­ских повестей и рассказов, талантливый музыкант он обогатил и во многом предвосхитил развитие многих направлений культуры, прогностично обосновал модель общего образования школы ХХI века [4].

Последний потомок древнего княжеского рода Рюриковичей (происходил по прямой линии от черниговского князя Михаила Всеволодовича) Владимира Федорович окончил Московский университетский Благородный пан­сион, где учились многие будущие русские писатели и декабристы.

Очень плодотворно трудился В.Ф. Одоевский на ниве образования. Князь был одним из организаторов Общества посещения бедных, занимавшегося устройством детских приютов, школ и больниц. С работой Общества и было связано его первоначальное увлечение педагогикой и детской литературой [6].

С 1838 по 1845 гг. В.Ф. Одоевский находился во главе Комитета главного попечительства для учреждения детских приютов. Цель учреждений данного вида состояла в том, чтобы приютить ребенка на время дневной работы родителей, а также содействовать его физическому, нравственному и умственному развитию. Созданная с В.Ф. Одоевским по всей территории России сеть таких приютов, оказала существенную помощь семье и детям в тяжелых социально-экономических условиях, сложившихся в России в 30-40 гг. XIX века. Знаменательно, что В.Ф. Одоевский, несмотря на свое аристократическое происхождение, не делал различия в воспитании детей разных сословий, за что современники называли его князем-демо­кратом. Значительна деятельность В.Ф. Одоевского в 1840 – е гг. в качестве консультанта по педагогическим вопросам и члена Ученого совета при Министерстве государственных имуществ. Этим передовым ведомством при его деятельном участии для детей государственных крестьян за пятнадцать лет было открыто более 2600 школ [7, с. 6].

Вклад Одоевского в российскую педагогику намного значительнее и многограннее его непосредственной педагогической деятельности и собственно педагогических трудов. Для него педагогическая деятельность – часть общей деятельности по просвещению русского народа.

В соответствие с этим им была выдвинута и обоснована перспективная модель школы, которая включала в себя следующие ценности и приоритеты:

Идеи, сформулированные В.Ф. Одоевским, во многом созвучны с современной проблематикой гуманизации образования: о связи обучения с жизнью и применении этой теории в образовательной практике; об истинном образовании детей на основе прогрессивных научных знаний; о всестороннем и внимательном изучении психологии детей различного возраста; о развитии внимания, наблюдательности, интереса, познавательной активности и самостоятельности воспитанников на основе разработанных им дидактических принципов (наглядности обучения, своевременности, последовательности, научности, сочетания формального и материального в образовании).

Характерно, что эти письма из будущего пишет китайский студент, находящийся в Санкт – Петербурге своему другу в Китай.

В целом, литературно-педагогическое наследие выдающегося гуманиста и просветителя В.Ф. Одоевского определило ведущие направления становления и развития гуманистической педагогики в России в последующие эпохи. Уникальность личности В.Ф. Одоевского также стала основанием для утверждения образца энциклопедически образованного, нравственно развитого и социально активного человека, педагогическое сознание которого отражало своеобразие времени становления основ отечественного образования и формирования классической педагогики.

Читайте также: