Педагогическая рефлексия участников курса дистанционное профильное обучение в школе

Обновлено: 04.07.2024

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме современного образования – дистанционному обучению. Основная задача статьи – обосновать и аргументировать дистанционное обучение как новую форму обучения. В статье дан анализ форм обучения, приведены основные направления развития дистанционного обучения, показаны отличия дистанционного обучения от традиционного. Выделены проблемы, решаемые обучающимися и преподавателями в дистанционном обучении. Показано, что эффективность дистанционного обучения определяется использованием педагогических технологий, которые лежат в основе проектирования и реализации дистанционных курсов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, форма, технология, средство.

ВложениеРазмер
Дистанционное обучение в школе 65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение в школе.

Кидакоева Лариса Умаровна, заместитель директора по УВР.

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме современного образования – дистанционному обучению. Основная задача статьи – обосновать и аргументировать дистанционное обучение как новую форму обучения. В статье дан анализ форм обучения, приведены основные направления развития дистанционного обучения, показаны отличия дистанционного обучения от традиционного. Выделены проблемы, решаемые обучающимися и преподавателями в дистанционном обучении. Показано, что эффективность дистанционного обучения определяется использованием педагогических технологий, которые лежат в основе проектирования и реализации дистанционных курсов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, форма, технология, средство.

DISTANCE LEARNING: FORM, TECHNOLOGY, TOOLS

Kidakoeva Larisa Umarovna, zamectitel direktora po UVR.

MKOU "SOSH and Psauce-Dahe name of the Hero of Russia of Óhíd of Mussovich Kardanova."

Abstract. The article is devoted to the actual problem of modern education - distance learning. The main objective of the article is to substantiate and argue distance learning as a new form of education. The article provides an analysis of the forms of education, presents the main directions of development of distance learning, shows the differences between distance learning from the traditional one. The problems solved by students and teachers in distance learning are highlighted. It is shown that the effectiveness of distance learning is determined by the use of pedagogical technologies that underlie the design and implementation of distance learning courses. It was concluded that distance learning can be considered as an independent form of education, because it has significant differences that can not be implemented in the traditional form.

Key words: distance learning, form, technique, tool .

До недавнего времени такие понятия, как дистанционное обучение, заочное обучение, открытое обучение и др., практически не разделялись. Но в настоящее время дистанционное обучение (ДО) доказало свою значимость и востребованность. В образовательном сообществе осознано, что у дистанционного обучения хорошие перспективы, связанные с реализацией обучения через всю жизнь. Однако до сих пор актуален вопрос: ДО – это форма обучения или технология? Что является серьезной проблемой, так как от понимания этого вопроса зависят стратегия, тактика реализации ДО, а соответственно, и подготовка преподавателей к работе в ДО. Рассмотрим дистанционное обучение как форму обучения. Дистанционное обучение строится в соответствии с теми же целями, что и очное обучение (если оно строится по соответствующим программам образования), тем же содержанием. Но форма подачи материала, форма взаимодействия учителя и учащихся и учащихся между собой будут иными. Базовые дидактические принципы ДО в основе своей такие же, как и у всякого другого обучения, но принципы организации ДО другие, они специфичны для ДО, так как обусловлены спецификой формы, возможностями информационной среды Интернет, ее услугами (чаты, форумы, почта, видеоконференции).

К основным областям применения ДО можно отнести:

• повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;

• подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;

• подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;

• организация профильного обучения школьников;

• дополнительное образование по интересам;

• профессиональная переподготовка кадров;

Из сравнения ДО с очной и заочной формами обучения следует, что дистанционное обучение можно рассматривать как новую ступень развития как заочного, так и очного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, космической и оптоволоконной техники. Отличием же ДО от заочной формы обучения является то, что существенная часть материала осваивается не автономно, а в постоянном общении с педагогом (консультации по телефону и Интернету, лекции и семинары в режиме online).

А также к основным отличиям ДО от заочной формы обучения можно отнести:

• постоянный контакт с преподавателем (тьютором), возможность оперативного обсуждения с ним возникающих вопросов, как правило, при помощи средств телекоммуникаций;

• возможность организации дискуссий, совместной работы над проектами и других видов групповых работ в ходе изучения курса и в любой момент (при этом группа может состоять как из компактно проживающих в одной местности студентов, так и быть распределенной). В этом случае учащиеся также контактируют с преподавателем (тьютором) посредством телекоммуникаций;

К основным отличиям дистанционного обучения от очной формы можно отнести:

• обучение по месту жительства или работы, следовательно, распределенный характер образовательного процесса;

• гибкий график учебного процесса, который может быть либо полностью свободным при открытом образовании, либо быть привязанным к ограниченному количеству контрольных точек (сдаче экзаменов, on-line сеансам с преподавателем), либо к групповым занятиям, а также к выполнению лабораторных работ на оборудовании (возможно, удаленном);

• контакты с преподавателем (тьютором), в основном осуществляемые посредством телекоммуникаций. Кроме того, важно отметить, что ДО принципиально отличается от традиционного обучения еще и тем, что создает новую образовательную информационную среду, в которую приходит школьник, точно знающий, какие именно знания, умения и навыки ему нужны. Также можно считать, что отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами (базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки, а также традиционные учебники и методические пособия).

А среди отличий ДО от традиционного обучения можно выделить целый ряд типичных психолого-педагогических проблем, которые приходится решать преподавателю и слушателям курса ДО:

• трудности с установлением межличностных контактов между участниками процесса обучения;

• проблемы формирования эффективно работающих малых учебных групп при обучении в сотрудничестве;

• определение индивидуальных особенностей восприятия информации у слушателей и стилей обучения для более эффективной организации учебного процесса;

• актуализация и поддержание мотивации обучения;

• адекватность поведения самого преподавателя выбранным для дистанционного обучения методике и педагогической технологии.

Таким образом, ДО является составляющей частью очного и заочного обучения, а также может выступать как самостоятельная форма обучения.

Потребности общества в образовании, стремительные технологии и концепция ФГОС требуют нового подхода к образовательному процессу. В частности, для школ актуальна становится удаленная модель образования с применением дистанционных технологий. Как реализуется дистанционное обучение? Чем оно упростит жизнь ученикам? Почему без применения таких технологий невозможно представить школу уже через пару лет?

Цели дистанционного обучения:

  • подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;
  • подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;
  • углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;
  • ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;
  • базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;
  • дополнительное образование по интересам.

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:

  • создания образовательного пространства;
  • формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
  • развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и учеником. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (звук, графика, видео, анимация). В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются:

Дистанционное обучение в условиях ФГОС.

Дистанционное обучение (ДО) – это процесс передачи и формирования ЗУН с помощью удаленного взаимодействия между учеником и учителем. Тема актуальна, ведь современной школе необходимо:

  • предоставить полноценное образование для детей с ОВЗ;
  • содействовать развитию программ для одаренных детей;
  • обеспечить всем ученикам доступ к образовательным ресурсам;
  • организовать учебный процесс для сельских жителей и удаленных регионов, где есть проблемы с кадрами;
  • создать условия для качественной профориентации учеников старших классов.

Другим аспектом является необходимость усвоения учениками школьных знаний на время карантина, болезни, стихийных бедствий. Все эти проблемы в условиях глобализации ДСО решает на расстоянии в прямом смысле слова.

Возможности дистанционных систем.

Дистанционные системы обучения реализуют принцип доступности образования и предоставляют возможности:

  • взаимодействия учеников, учителей и родителей;
  • получения дополнительного образования и творчества;
  • информационно-методической поддержки учащихся;
  • возможности создания образовательных групп и групп по интересам;
  • организации олимпиад, конкурсов;
  • коммуникации с другими образовательными учреждениями и обмена опытом;
  • оптимизации процесса обучения;
  • более эффективной подготовки к ЕГЭ;
  • упрощения схемы оценки знаний;
  • непрерывности процесса образования педагогов;
  • снижения ресурсных затрат.

Удаленная поддержка позволяет организовать процесс в отсроченном режиме и online. Благодаря этому можно организовывать конференции, форумы, вебинары, блоги, а также практикумы и тестирования для учеников.

Проблемы внедрения дистанционных систем.

Современный учитель, безусловно, готов к внедрению ДСО. Он владеет Интернет-технологиями и без труда адаптируется к новым условиям. На государственном уровне применение систем электронного обучения регулируется ст. 16 Федеральным законом №273-ФЗ. Но на практике, лишь немногие школы сегодня могут внедрить технологию. Связано это с рядом проблем.
Первая – финансирование. На сегодняшний день государственной программы внедрения дистанционных технологий нет. Хотя на местном уровне такие программы могут действовать
Вторая – методическая. Отсутствие понятия о том, как это реализовать и кого привлечь. Если в школе теперь обучаются все дети, включая одаренных и детей с ОВЗ, то программы ДО должны быть адаптированы. А значит, нужно провести огромную работу по определению целевых категорий, диагностике их обученности и потенциала. После этого – выбрать и проанализировать электронные образовательные ресурсы или разработать свои, внедрить их, проводить мониторинг и вносить корректировки. Это, безусловно, сложно, долго и требует определенных знаний.
Третья – техническая. Для функционирования системы нужен высокоскоростной интернет, обеспечение технической поддержки, соответствующее оборудование и программное обеспечение.
Но, несмотря на трудности реализации, без применения дистанционных технологий невозможно представить школу уже через 2-3 года. Поэтому остается надеяться, что государство будет активнее содействовать в этом вопросе. Ну а дальше – как всегда: глаза боятся, руки делают.

Категории детей , нуждающихся в образовании по системе ДО:

  • дети –инвалиды;
  • дети, обучающиеся по системе Экстерната;
  • часто болеющие дети (карантин);
  • дети, желающие пройти самоподготовку к ЕГЭ;
  • одаренные дети;
  • дети, выезжающие вместе с родителями в другие города или за границу на отдых;
  • дети, выезжающие на спортивные тренировочные сборы и соревнования в другие города.

Дистанционное обучение набирает популярность с каждым днём, однако хорошо это и плохо? Рассмотрим основные плюсы и минусы данного вида обучения.

К плюсам дистанционного образования можно отнести:

  • Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
  • Свобода и гибкость - учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
  • Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
  • Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
  • Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
  • Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
  • Разработка программ - хорошо разработаны обучающие программы и курсы.
  • Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Но существуют и очевидные минусы:

  • Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.
  • Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина , а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
  • Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет.
  • Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий .
  • Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом.
  • В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.

Формы и методы, которые я применяю при дистанционном обучении.

Подводя итог всему сказанному, дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная . Но основное образование таким способом целесообразнее получать только в том случае, если по каким-то причинам обучающимся недоступен традиционный вариант обучения.

1. Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения.

4 . Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. — М., "Академия", 2006

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организация рефлексии, контроля и оценивания при дистанционной форме обучения

В структуре современного урока, соответствующего требованиям ФГОС, обязательной и неотъемлемой частью является этап рефлексии, на котором создаются условия для развивающей среды урока. Особенно актуальной является рефлексия для дистанционных форм обучения, когда ученик и учитель разделены пространством.

Рефлексия помогает обучающимся научиться оценивать результаты собственных действий. Дети учатся понимать, зачем они изучают данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников.

При дистанционном обучении могут использоваться все виды рефлексии.

I. По содержанию : символическая, устная и письменная.

При дистанционной форме обучения возможна символическая рефлексия, когда ученик выставляет оценку в виде символов (карточек, жетонов, жестов) Этот вид можно использовать на разных этапах онлайн урока. Устная рефлексия предполагает умение ребёнка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Может использоваться при проведении онлайн урока.

II. По форме деятельности : коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

III. По цели:

Классификация

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Установления эмоционального контакта с группой.

Поднятие руки, сигнальная карточка, показ большого пальца вверх-вниз и т.п.

· Я почувствовал, что…

· Своей работой на уроке я…

· Материал урока мне был…

· Мне больше всего удалось…

· Навел на размышления…

· Могу похвалить своих одноклассников…

В конце деятельности.

Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы.

Рефлексия деятельности.

На этапе закрепления материала, защите проектных работ.

Осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.

Дерево успеха . Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.

· У меня получилось…

· Сегодня на уроке я смог…

· Урок дал мне для жизни…

Оценить активность каждого на разных этапах урока, эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации).

Рефлексия содержания учебного материала.

Этап изучения учебного материала.

Этап самостоятельной работы с текстом при подготовке к онлайн уроку

Выявления уровня осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Этот приём направлен на рефлексию содержания учебного материала. После изучения вопроса, отдельного текста или темы учащимся предлагается письменно продолжить пять предложений и оформить в виде связанного текста.

Оценочный лист интереса к теме урока.

Работа с Читательским дневником.

Работа с тетрадями на печатной основе дает возможность выстроить серьезный алгоритм рефлексивной деятельности.

· Сегодня я узнал…

· Я выполнял задания…

· Урок для меня показался…

· Для меня было открытием то, что…

· Мне показалось важным…

· Материал урока был мне…

Грамотно выстраивая рефлексию, учитель может продиагностировать эмоциональное стояние ребенка и качество его деятельности на уроке. В то же время и сам ученик способен оценить свои степень и качество усвоения содержания учебного материала.

Особенности организации контроля и оценивания на уроках литературного чтения в режиме дистанционного обучения.

Проводятся выставки рисунков или других творческих работ, которые учитель заранее готовит для демонстрации на онлайн уроке. Контроль и оценивание необходимы и для интерактивных форм работы: разгадыванию кроссвордов, игры в литературное лото, составлению диафильмов к произведению, проведению урока-аукциона.

Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить в письменной форме. Письменная работа может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения. Часто тематические контрольные представлены в рабочих тетрадях на печатной основе, которые могут проводиться на онлайн уроке или сразу после урока в отведенное педагогом время, а затем отправляться педагогу по электронной почте или с использованием других средств связи.

Комплексные работы относятся к итоговому контролю. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-15 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). Урок-отчет является формой итогового контроля в конце четверти или полугодия. К этому уроку подготовка ведётся заранее в групповой форме, каждая группа получает подробную инструкцию. На онлайн уроке каждая группа представляет свое пятиминутное выступление. Оценивается отдельно работа каждой группы.

При дистанционном обучении для учителя и ученика открывается много новых возможностей.

Google–формы – предназначены для того, чтобы создавать опросы, проводить анкетирования, тесты. Обучающиеся заполняют созданные педагогом Google–формы в режиме online, а их ответы автоматически появляются или в виде таблицы, или в виде диаграммы. Результаты помогают учителю определить проблемы в усвоении материала и спланировать дальнейшую работу, а ученики уже по окончании урока видят его результат. Данный сервис позволяет быстро создавать тестовые работы и автоматически их обрабатывать, тем самым экономя время.

Средства контроля: электронная почта, тестирующие программы, мессенджеры.

Презентация на тему: " Рефлексия в дистанционном обучении Никуличева Наталия Викторовна зав.кафедрой дистанционного обучения ФИРО Рефлексия в дистанционном обучении Никуличева." — Транскрипт:

1 Рефлексия в дистанционном обучении Никуличева Наталия Викторовна зав.кафедрой дистанционного обучения ФИРО Рефлексия в дистанционном обучении Никуличева Наталия Викторовна зав.кафедрой дистанционного обучения ФИРО

2 До тех пор, пока мы будем получать удовольствие от работы, мы будем качественно работать! С одинаковым удовольствием мы должны смотреть как на торт, который можем съесть, так и на компьютер, за которым мы работаем. 2

3 Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. 3

4 Рефлексия "принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, примерное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания, деятельность самосознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека" (Философский словарь. /Под ред. И.Т.Фролова. - М.: Политиздат, 1987,с.316.) 4

5 Рефлексия в обучении - мыследеятельностный или чувственно- переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности. Рефлексия относится к содержанию предметных знаний и деятельности субъекта. Это исследование уже осуществленной деятельности. Цель – фиксация результатов и повышение эффективности деятельности в дальнейшем. 5

6 Методика организации рефлексии студента на занятии 1. Остановка предметной деятельности. 2. Восстановление последовательности выполненных действий. 3. Изучение составленной последовательности действий. 4. Формулирование результатов. 5. Проверка гипотез в последующей деятельности. 6

7 Польза рефлексии В результате образовательной деятельности студент приобретает опыт, рефлексивно трансформируемый им в знания. Эти знания отличаются от первичной информационной среды, в которой происходила эта деятельность. Студент начинает понимать смысл изучаемой среды, самоопределяется относительно её. Студент сопоставляет свой начальный уровень знаний с конечным, определяет количественные и качественные изменения. 7

8 Необходимость рефлексии Основным результатом рефлексии является выявление и осознание основных компонентов деятельности, необходимых для дальнейшей работы или корректировки образовательного пути. Позволяет человеку полнее раскрыть его уникальность и индивидуальность. Позволяет понять, что именно в своем собственном опыте мешает решить ту или иную проблему и что надо поменять в своем отношении к ситуации. В личности не только ученика, но и учителя, закладываются совершенно другие основы изменения и развития. Они носят не формально-логический, а личностно-мировоззренческий характер, за которым формируется другая культура и норма отношений к своей жизни и деятельности. 8

10 Рефлексия как образовательная деятельность относится к 2 областям: 1. Онтологической (связанной с содержанием предметных знаний) 2. Психологической (обращённой к субъекту деятельности и самой деятельности) Осмысливая свою образовательную деятельность, студент акцентирует внимание как на знаниевых продуктах деятельности, так и на структуре самой деятельности, которая привела его к созданию продуктов. Традиционные экзамены проверяют знания студента, а владение рефлексивным инструментарием не контролируется и не задаётся. 10

11 Схема рефлексии 1 1. На лекционных занятиях по курсу я понял ________, осознал ________, научился ________. 2. Во время самостоятельных занятий я понял ________, осознал ________, научился _________. 3. Лучше всего на семинарских занятиях у меня получалось ________, не получалось _________. 4. Основные трудности у меня были _________. 5. Наиболее эффективными для меня являлись следующие виды деятельности: _________, формы занятий: __________, способы решения проблем: _________. 6. В моей профессиональной подготовке произошли следующие изменения: ________. 7. В качестве дельнейших целей я ставлю следующие: _________. 11

12 Схема рефлексии 2 Перечислите свои основные достижения при ___________ с использованием ___________: 1. … 2. … 3. … Перечислите трудности, возникшие при изучении материала по курсу: 1. … 2. … 3. … 12

18 Обучение рефлексии Начинать обучение рефлексии необходимо уже с младшего школьного возраста, особое внимание уделяя обучению ребят, осознанию того, что они делают и что с ними происходит. 18

19 Примеры удачных рефлексивных суждений Трудности были связаны с определением и составлением методической модели ДО, определении уровня использования ИКТ в моем курсе, для преодоления трудностей изучала, анализировала различные модели ДО, выбрала, на мой взгляд, самую оптимальную для своего курса. Я бы сказала что предложение сразу приступить к планированию учебного процесса в форме ДО поставило меня в тупик. Пришлось сесть и подумать. Трудности при работе в форуме – только с самого начала – не вполне понимала, что надо делать – куда заходить и что писать. Преодолела просто – попросила помощи. Лично для себя я считаю, что поработала много (учитывая, что все, что я делала в интернете было впервые), хотя со стороны этого не скажешь. Мне было интересно этим заниматься. Познакомилась лучше с понятийным аппаратом ДО, особенностями организации учебного процесса в различных моделях ДО. Впервые выступала в форуме, вела диалог. 19

20 В лекциях все достаточно понятно и хорошо структурировано, материала изучено пока что немного, спорных моментов нет /или я не вижу/. Хорошо разложены шаги создания ДО в ОУ. Катастрофическая нехватка времени, работа в позднее- вечерние часы Очень полезной была лекция 3, которая, лично для меня, внесла упорядочение работы по организации ДО. Мало времени (у меня) на изучение курса. Примеры НЕудачных рефлексивных суждений 20

21 Литература А.В. Хуторской. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. Питер, Е.В. Доманский. Проблемы организации рефлексии в деятельности учителя и ученика. Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова. - М.: Политиздат, 1987,с.316.) 21

За время обучения на курсах я значительно углубила и расширила свои знания по профильному обучению. Это удалось осуществить благодаря материалам учебных модулей, а также вопросам к заданиям. Я познакомилась с предлагаемыми профильными курсами для учащихся, курсами повышения квалификации для учителей; продолжила осваивать компьютер, работала в чате впервые. Получила новую информацию о технологии дистанционного обучения. Содержание модулей мне понравилось, так как они содержали много важной и нужной информации. С учениками я могу обсудить вопрос: Реализация профильного обучения в гимназии путем интеграции дистанционной и традиционной моделями обучения.

Бородина Татьяна Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой технологии и профессионального образования, Чувашский республиканский институт образования, г. Чебоксары.

Благодаря курсу получила дополнительную информацию, которая, надеюсь, поможет скорректировать проводимый мною курс обучения педагогов. Заниматься надо, но некогда, дополнительное напряжение, когда итак не хватает времени. Пока сам не попробуешь, что значит обучаться дистанционно, не поймешь, как работать с другими.

Соляникова Зоя Ивановна, зам. директора, МОУ "Гимназия 24", г.Магадан.

Основная цель – на практике получить представление о сущности дистанционного обучения, выявить возможность использования дистанционных форм обучения в профильных классах для преподавания профильных предметов и элективных курсов. Я получила очень много новой информации, по содержанию, методике и технике дистанционного обучения, что очень поможет мне в планировании и организации работы по включению профильного обучения в образовательный процесс гимназии. Понимание сущности и особенностей дистанционного обучения пришло в результате того, что возникшая ситуация требовала быстрого реагирования и незамедлительного выполнения предложенных заданий, возникали совершенно новые подходы и идеи по поводу решения уже известных проблем. Доработка их будет частью содержания моей профессиональной деятельности. В процессе работы приходилось постоянно соотносить имеющийся опыт с тем, что узнавала, изучая содержание модулей. Это было полезно даже если о чем - то уже знала из других источников. Поставленные в заданиях вопросы заставляли решать проблемы системно.

Терентьева Антонина Викторовна, учитель русского языка и литературы, МОУ "Гимназия24",г.Магадан.

Аверьянова Анастасия Андреевна, педагог-психолог, МОУ "Гимназия24", г.Магадан.

По окончании курса я пришла к следующим выводам: получила информацию о профильном дистанционном образовании; систематизировала уже известную мне информацию о дистанционном образовании и осознала, то чему мне еще необходимо поучиться; осознала, что несмотря на отдаленное место жительство возможно получать знания дистанционно. Мне удалось систематизировать знания, касающиеся профильного обучения. Хотелось бы еще глубже понять особенности дистанционного обучения и поработать с методикой создания дистанционных занятий, чем я планирую заняться в ближайшем будущем. Я думаю, что за период следующей четверти необходимо заинтересовать учителей, учеников и их родителей идеей введения

Итоговая рефлексия

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Научилась применять в своей работе методы и формы обучения, которые ранее не использовала (форум, круглый стол, Web-квест и многое другое). Во время самостоятельных занятий по изучению теории курса я поняла разницу между дистанционной, очной и заочной формами обучения, поняла с чего начинать, как привлечь преподавателей к данному виду деятельности, какими качествами должны обладать эти преподаватели, какой пакет документов должен быть при организации ДО и многое другое.

Итоговая рефлексия 1. Каковы ваши личные главные результаты курса? Как, благодаря чему вы их достигли? Ответ: За время обучения на дистанционном курсе я поняла, что самый лучший способ стать востребованным профессионалом ­ это не лениться, заниматься самообразованием. Научилась применять в своей работе методы и формы обучения, которые ранее не использовала (форум, круглый стол, Web­квест и многое другое). Во время самостоятельных занятий по изучению теории курса я поняла разницу между дистанционной, очной и заочной формами обучения, поняла с чего начинать, как привлечь преподавателей к данному виду деятельности, какими качествами должны обладать эти преподаватели, какой пакет документов должен быть при организации ДО и многое другое. 2. Что нового (какое приращение к уже имеющемуся опыту) вам удалось создать во время курса? Ответ: За время обучения на дистанционном курсе я поняла, что существует много аспектов специфики ДО, осознала, что использование такой формы обучения требует тщательной предварительной подготовки, научилась использовать различные виды коммуникаций в сети Интернет. 3. В начале курса вы сформулировали свои цели. Определите: а) степень достижения вами каждой из заявленных целей, б) способы, благодаря которым вы достигали эти цели, в) трудности и противоречия в достижении ваших целей. 4. Воспроизведите динамику своих чувств и ощущений за весь период курса, назовите возможные причины своих эмоциональных изменений. Ответ: Во время самостоятельных занятий по изучению теории курса я научилась использовать различные педагогические технологии. Наиболее эффективными для меня являлись формы занятий. 5. Приведите свои отклики на наиболее важные для вас материалы курса: а) высылаемые вам задания (1­10), рекомендации, учебные модули; б) материалы дистанционной конференции, вопросы и проблемы, поднимаемые участниками и руководителями курса. 6. Обозначьте цели и планы реализации полученных во время курса результатов. Опираясь на выполненную рефлексию, сформулируйте предложения себе по дальнейшей организации своей деятельности. Ответ: В моей профессиональной подготовке произошли следующие изменения: теперь имею определенные знания в области ДО, чего не имела ранее. В качестве дальнейших целей я ставлю себе следующие: заинтересовать коллег, руководство в организации ДО в нашем вузе. 7. Какие стратегические педагогические цели вы предполагаете поставить для себя по отношению к реализации своих приобретенных знаний, опыта. Ответ: научится создавать веб­квест и разрабатывать дистанционный урок. 8. Какими способами предполагаете реализовать свои планы Ответ: В качестве дельнейших планов продолжить работу по подготовке методического материала для организации ДО. 9. Сформулируйте цели одного­двух ближайших мероприятий, которые вы предполагаете провести для реализации своих замыслов. Назовите тему, цели, ожидаемую продукцию. Ответ: создание веб­теста, формулировать цели развивающие цели урока, умение 10. Сформулируйте пожелания: а) себе, б) своей очной группе (если работали вместе с коллегами), в) удаленным коллегам по курсу, г) руководителям курса. "Осмысливай пройденное, не останавливайся на достигнутом, постоянно совершенствуй и самообразовывай себя!" "Желаю всем вам реализовать все вами задуманное, каким бы грандиозным и фантастическим оно не было. Чтобы вам принесло это моральное удовлетворение. Но ради Бога, не останавливайтесь на достигнутом! Ибо только творческий процесс не дает угаснуть мысли". "Стратегическая цель: научиться разрабатывать (в дальнейшем ­ и создавать) образовательные сайты разных типов, с использованием различных веб­ технологий. А пока ­ на курсах для учителей информатики Кировской области в начале июля я расскажу о ДО, Центре "Эйдос", его деятельности, ну и, конечно же, о наших курсах и попробую провести элементарную рефлексию". Приведенные выше материалы отражают характер разработческой деятельности участников курса и представляют собой особый тип их продукции ­ рефлексивной. В данной продукции следует выделить следующие методологические элементы: ­ мотивационный, ­ целевой, ­ диагностический, ­ эмоциональный, ­ оценочный, ­ плановый (на будущее). По каждому из данных элементов в ходе проведенного курса получены результаты, которые определили как индивидуальные, так и коллективные продукты деятельности. В результате произошло продвижение не только участников курса по индивидуально поставленным ими целям и направлениям, но и получен обобщенный научно­исследовательский материал, анализ которого позволяет определять научно­педагогические принципы проектирования образовательного сайта.

Читайте также: