Педагогическая помощь детям с нарушением речи кратко

Обновлено: 28.04.2024

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это группа нарушений, включающая целый ряд медицинских и логопедических диагнозов. Сюда входят все стойкие в своих проявлениях отклонения речевой системы у детей с нормальным развитием слуха и без первичных нарушений интеллекта.

Критерием для определения речевого нарушения в группу тяжелых служит невозможность ребенка самостоятельно осваивать стандартную общеобразовательную систему. Это обусловлено тем, что вслед за речью снижается вербальная память, отстает логическое мышление, появляются трудности выполнения устных инструкций, плохо развита моторика, а также снижена мотивация, зато у ребенка наблюдаются неуверенность в себе и раздражительность. Из-за тяжелого нарушения речи ребенок мало коммуницирует в обществе, у него нет нормально сформированной не только диалогической, но и монологической речи. Слуховая память, произвольное внимание и продуктивность запоминания также значительно снижены при формальной сохранности логики мышления.

Диагнозы, относящиеся к тяжелым нарушениям речи

ТНР является собирательным понятием, где речевые нарушения включают разнообразные диагнозы. В зависимости от симптоматики и этиологии необходимы различные виды коррекции, успех которой во многом зависит от правильной диагностики.

У ребенка с нарушенной речью может быть:

    – недоразвитие или полное отсутствие речи, связанное с нарушением речевых зон коры головного мозга (бывает экспрессивная и импрессивная, сенсорная, моторная и сенсомоторная); (все степени, кроме стертой) – неправильное произношение звуков и интонаций, связанное с первичной недостаточностью иннервации речевого аппарата (органическое поражение); ; (заикание) – обусловлен судорогами речевого аппарата и проявляется нарушением плавности и ритмичности речи;
  • общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития); .

По некоторым источникам, к ТНР также относят дисфонию, афонию, тахилалию и брадилалию.

Все перечисленные формы нарушений имеют несколько степеней тяжести, что проявляется при диагностике и влияет на дальнейшую коррекцию. При самых тяжелых стадиях ребенок признается ограниченным в своих возможностях, и тогда поднимается вопрос социально-правового характера о предоставлении группы инвалидности.

При данных диагнозах рекомендуется перевести ребенка в специализированное учебное заведение – логопедический сад или в логопедическую группу сада комбинированного типа, где подбирается соответствующая как познавательная, так и коррекционная программа. Основные цели таких заведений сводятся к речевому и познавательному развитию, а также созданию социально-коммуникативной среды для детей с нарушениями.

Отдельно проводятся занятия по физическому воспитанию и художественно-эстетическому развитию как основных элементов общего развития. Важно с момента постановки диагноза регулярно посещать специалистов для наблюдения динамики и своевременной коррекции реабилитационной программы. В зависимости от вида нарушения и его тяжести ребенок может стоять на учете одновременно у нескольких специалистов: невролога, логопеда, детского психолога, дефектолога.

Коррекция тяжелых нарушений речи

Коррекция ТНР всегда длительна, часто требует участия команды специалистов. Поскольку многие диагнозы связаны с органическими поражениями, то необходимо медицинское сопровождение (психиатра, невролога, терапевта, педиатра). Помимо этого необходимы регулярные занятия со специалистами с педагогическим и психологическим образованием. Для снятия психологических блоков нужен детский психолог. Логопед занимается непосредственно коррекцией произношения, дефектолог помогает в развитии мышления, памяти.

Прогноз улучшений зависит от постоянства и регулярности занятий. Когда ребенок пропускает несколько уроков подряд, накопленные умения теряются,и специалистам приходится все начинать заново.

Сложность реабилитации также состоит в том, что для каждого ребенка составляется индивидуальная программа работы, включающая все его особенности. Сюда входят:

  • логопедические упражнения для коррекции основного нарушения;
  • логопедический массаж и артикуляционная гимнастика;
  • развитие высшей психической деятельности и моторики;
  • улучшение психо-эмоционального состояния и социальной адаптации.

Оптимальный возраст для начала занятий – 3 года. Именно в этот период есть возможность выровнять задержку развития речи и избежать постановки одного из диагнозов психоневрологической области.

Не каждое нарушение поддается коррекции, все зависит от ситуации и степени тяжести нарушения. Случаи с органическими поражениями коры и иннервационного аппарата требуют более длительной и серьезной коррекции. А логоневроз, обусловленный психотравмой, изначально имеет более благоприятный прогноз.

Немаловажна роль родителей, которым необходимо активно включаться во все этапы развития ребенка. Важно обеспечить строгое соблюдение режима дня и поддержание спокойной атмосферы в семье, так как эмоционально-волевая сфера ребенка недостаточно развита.

Специалисты центра Ember оказывают помощь детям с тяжелыми нарушениями речи на любой стадии. На консультации дефектологи и психологи дают рекомендации относительно смены модели взаимодействия с ребенком, что помогает улучшить взаимопонимание и облегчить выполнение домашних заданий. К примеру, мы применяем дополнительные наглядные материалы (карточки, игрушки) для улучшения восприятия вербальной информации.

Тяжелые нарушения речи требуют ежедневного внимания к деталям, постоянных коррекционных занятий и тесного сотрудничества всех специалистов и родителей.

Для успешной коррекции ТНР важно, чтобы детско-родительские отношения были гармоничными. Если родители испытывают чувство вины, повышенную тревожность, это может привести к гиперопеке ребенка и тормозить коррекцию его состояния. В этом случае рекомендуется проработать эмоции и страхи с семейным психологом.

В нашем центре есть все условия для успешной коррекции тяжелых нарушений речи.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это группа речевых нарушений, которая включает в себя целый перечень медицинских и логопедических диагнозов. У детей с ТНР, в большинстве случаев не наблюдаются проблемы со слухом и интеллектом, но для них характерны серьезные речевые дефекты.

Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга. Избирательные нарушения речевой системы, тяжелые нарушения речи развиваются в связи с органическими поражениями мозга.

К тяжелым нарушениям речи относятся дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития), заикание, ринолалия.


Диагнозы, которые относятся к ОНР

ТНР – это не какой-то один диагноз, а собирательный термин, который включает в себя различные нарушения. Соответственно, коррекция должна основываться на конкретном дефекте, который выявлен у ребенка.

К тяжелым нарушениям речи относятся:

Алалия – это тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическим поражением речевых центров мозга. При этом нарушены все компоненты речи – фонетико-фонематический и лексико-грамматический.

Афазия – частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон мозга. Этот диагноз ставится только детям старше 3-4 лет (т.е. речь должна быть уже сформирована).

Заикание (логоневроз)– речевое нарушение, которое в большинстве случаев возникает в раннем возрасте. Представляет собой нарушение темпо-ритмической стороны речи, для которого характерно повторение слогов, слов, частые запинки и т.д.

ОНР (общее недоразвитие речи). К тяжелым нарушениям речи относится первая и вторая степень ОНР. Для первой степени характерно полное отсутствие речи, поэтому ребенок изъясняется только жестами, мимикой и т.д. При второй степени ОНР речь находится в зачаточном состоянии. Ребенок использует искаженные слова, он может строить лепетные предложения.

В некоторых источниках к ТНР относят и другие нарушения:

Дисфония (нарушение высоты, силы и тембра голоса).

Тахилалия (патологически ускоренный темп речи) и брадилалия (замедленная речь).

Каждое из этих нарушений может быть разной степени тяжести. В ряде случаев расстройство настолько тяжелое, что ребенок признается комиссией ограниченным в своих возможностях. Это уже является поводом к назначению группы инвалидности.

Тема статьи посвящена оказанию ранней речевой помощи детям. В статье говорится о способах и методах, направленных на профилактику и предупреждение речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста на базе ДОУ.

С первых дней жизни маленький человек, как губка, впитывает новые ощущения, впечатления, представления. Каждый услышанный звук, каждая увиденная картинка – монетка в копилку практического и чувственного опыта. Это процесс познания, во время которого и происходит развитие ребенка.

В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с детьми, имеющих тяжелые нарушения речи, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Группа таких детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, псевдобульбарной дизартрией, различными задержками психического развития, в том числе детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом. Что же является общим для этих детей? Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость – все, что мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.

Участие логопеда в данном случае необходимо для выяснения причины безмолвия ребенка и определения этапов квалифицированной помощи ему. Логопед поможет его родителям наметить прогноз, от которого зависит социальная адаптация неговорящего дошкольника. В этом случае важно не упустить раннюю помощь ребенку, что поможет сформировать у него не только азы общения, но и развить психические функции, личность в целом, способствовать его интеграции в окружающий мир.

Речь развивается тогда, когда у ребенка есть возможность постоянно расширять свои познания об окружающем, узнавать новое, накапливать опыт. Ребенок должен двигаться, действовать. Есть очень важное средство развития речи ребенка – это стимуляция мелкой моторики. Чем лучше он владеет движениями своих рук, тем больше успехов будет в его речи. Средств для этого предостаточно: игрушки, предметы разных размеров и форм, игры и т.д. При выполнении различных действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образцы и представления. Чем больший запас проб и действий в своем опыте накопит ребенок, тем скорее он перейдет к более высокому уровню развития мышления – наглядно-образному. Он будет оперировать уже не предметами, а их образами. Это значит, что чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее.

Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания.

Качество речи – показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития человека, поэтому взрослые обязательно должны стимулировать речевые возможности ребенка, создать такую обстановку, в которой ребенок не только хорошо понимает обращенную к нему речь, но и сам хочет говорить, пользоваться речью.

В нашем дошкольном учреждении создан консультационный центр по профилактике речевых нарушений с детьми раннего возраста.

Основными задачами Центра являются:

– оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), направленной на выявление потенциальных возможностей ребенка, создание психолого-педагогических условий для гармоничного психического и социального развития ребенка;

– определение уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития;

– организация психолого-педагогического обследования детско-родительского взаимодействия;

– создание необходимого информационного и мотивационного полей ранней психолого-педагогической помощи, активное включение родителей (законных представителей) в целенаправленный развивающий процесс;

– предоставление родителям (законным представителям) информации по вопросам развития и воспитания ребенка;

– формирование предпосылок для обучения ребенка в организациях дошкольного образования.

Специалистами центра используются как очные, так и дистанционные формы работы: семинар, дискуссия, индивидуальные и групповые консультации, тренинг совместной работы, мастер-класс, игровой сеанс, творческое занятие и т.п.

К основным задачам таких занятий относятся:

  • Развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата, координации речи и движений, темпоритмических характеристик речи;
  • Формирование фонематического восприятия;
  • Выработка правильного речевого дыхания;
  • Оптимизация эмоционального фона.

Занятия проводятся в кабинете логопеда, музыкальном зале и часто выполняются под музыку или с применением музыкальных инструментов (барабана, металлофона, дудочки и др.). Некоторые элементы занятий используются педагогами при проведении динамических пауз на занятиях по развитию речи.

Таким образом, профилактическая работа по данным направлениям способствует предупреждению речевых нарушений.

Нарушение речи у детей
и педагогическая помощь им

Речь - это процесс использования языка для общения, реальный процесс оперирования языком.

Общение - это взаимодействие людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Процесс общения включается в различные виды деятельности человека.

По мере роста и развития человека происходит развитие используемых средств общения: сначала ребенок пользуется экспрессивно-мимическими средствами, т.е. выразительными движениями, мимикой; затем - предметно-действенными средствами общения, т.е. движениями, связанными с предметами; затем, на определенном этапе развития - речевыми средствами.

В психологии выделяют две основные функции речи, связанные между собой:

а) коммуникативная - благодаря которой осуществляется процесс общения между людьми;

б) интеллектуальная - когда речь выступает как средство выражения мыслей, их образования и развития. Благодаря этому человек способен планировать и прогнозировать собственное поведение. Усваивая язык как общественно-заданную знаковую систему, человек овладевает соответствующими формами и операциями мышления. Речь становится средством анализа и синтеза, сравнения и обобщения предметов и явлений действительности.

Для нормальной речевой деятельности необходима целостность и сохранность всех структур мозга, наличие нормального слуха и зрения, достаточного активного общения взрослых с ребенком.

При каких-либо отклонениях в психическом развитии ребенка гармония в становлении основных функций речи нарушается. У детей с речевой патологией большие трудности в общении с окружающими, в воспитании и обучении. Эти дети требуют особого внимания врачей, педагогов, психологов.

В связи с этим появляются и развиваются науки: логопедия, нейропсихология, неврология, нейролингвистика, психология, педагогика.

Изучение речевой патологии и ее коррекция начались относительно недавно, с тех пор, как стали известны основные анатомо-физиологические механизмы обеспечения речевой деятельности.

С середины XIX века особый интерес начинает вызывать детская речь, особенности ее развития и причины ее нарушения. А. Куссмаль, И.А. Сикорский и др. формируют научные представления о некоторых клинических формах речевых расстройств. Становление логопедии в нашей стране связано с именами Ф.А. Рау, М.Е. Хватцева, ОГ1. Правдиной, Р.Е. Левиной и др.

Современный этап развития логопедии связан с разработкой научных представлений о различных формах речевых нарушений и созданием эффективных методик их преодоления.

Особенности формирования речи у детей с нарушениями психики.

Речь является исключительным средством формирования человека и в частности ребенка.

Для правильного понимания особенностей психического развития детей необходимо разобраться в общих и специфических закономерностях развития у них общения, усвоения мим различных средств общения, особенностях становления разных видов речи.

Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. Особое значение для речи имеют слуховая, зрительная и моторная системы.

Устная речь осуществляется посредством координированной работы мышц периферического речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного. А вся работа речевого аппарата регулируется центральной нервной системой. Особую роль в речевой деятельности играют речеслуховая и речедвигательная зоны коры головного мозга. К условиям формирования нормальной речи относятся:сохранная

центральная нервная система, наличие слуха, зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.

Речь представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, поэтому отклонение в ее развитии и ее нарушение ведет к серьезным изменениям состояния центральной нервной системы. Страдает не только речь, но и все высшие психические функции в целом. Каковы же причины речевых нарушений?

а) Биологические факторы

б) Социально-психологические факторы.

а) Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, действующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипопсия плода, родовые травмы и т.д.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции и травмы и т.п.). Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы, как семейная отягощенность речевыми нарушениями, леворукость, правшество.

б) Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми. Отрицательное воздействие на речевое развитие также могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух речевых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, дефекты речи окружающих. В результате этих причин у ребенка наблюдается нарушение развития разных сторон речи.

Нарушения речи рассматриваются в логопедии в рамках клинико­педагогического и психолого-педагогического подходов. При этом выделяются следующие расстройства:

Виды речевых нарушений:

1). Дислалия - нарушение звукопроизношения. При дислалии слух и инервация мышц речевого аппарата остаются сохранными. Нарушения звукопроизношения при дислалии связаны с аномалией строения артикуляционного аппарата или особенностями речевого воспитания. В

связи с этим различают механическую и функциональную дислалию. При механической дислалии нарушено строение артикуляционного аппарата: неправильный прикус, неправильное строение зубов, неправильное строение твердого неба, аномально большой или маленький язык, короткая уздечка языка. Данные дефекты нарушают нормальное произношение звуков речи.

Функциональная дислалия чаще всего связана с неправильным речевым воспитанием ребенка в семье, неправильным произношением взрослых в окружении ребенка, педагогической запущенностью, незрелостью фонематического воспитания. Также функциональная дислалия наблюдается у детей в раннем дошкольном возрасте, овладевающих сразу двумя языками.

У ребенка с дислалией могут проявляться нарушения в отсутствии тех или иных звуков, искажение звуков или их замена.

В логопедической практике нарушения произношения звуков носят следующие названия: сигматизм (недостаток произношения свистящих и шипящих звуков); ротацизм (недостаток произношения звуков р-р’); ламдацизм (недостаток произношения звуков л-л’); произношение небных звуков - к—к’, г—г’, х—х’, й; дефекты озвончения звуков, дефекты смягчения. У детей с дислалией лексико-грамматическая сторона речи формируется в соответствии с нормой.

2). Нарушения голоса - это отсутствие или расстройство

голосообразования (фонации). Различают два вида нарушения голоса: дисфония (страдает высота, сила и тембр); афония - полное отсутствие голоса.

Нарушенияголоса, возникающие в результате хронических воспалительных процессов голосового аппарата или его анатомических изменений относят к органическим.

Функциональные нарушения голоса проявляются в афонии и дисфонии. Они являются более распространенными. Эти нарушения связаны с голосовым переутомлением, различными инфекционными заболеваниями, а также психотравмирующими ситуациями.

3). Ринолалия - нарушение звукопроизношения и тембра голоса, связанные с врожденными анатомическими дефектами артикуляционного аппарата. Анатомический дефект проявляется в виде расщелины на верхней губе, десне, твердом и мягком небе. Часто расщелины сочетаются с различными зубочелюстными аномалиями.

Речь ребенка при ринолалии характеризуется невнятностью из-за парализованности голоса и нарушения произношения звуков. При ринолалии в разной степени страдают все структурные компоненты языковой системы.

Дети, страдающие ринолалией, нуждаются в ранней госпитализации, ортодонтическом и хирургическом лечении. Логопедическая помощь нужна как в до-, так и в послеоперационный период.

4). Дизартрия - нарушение звукопроизносительной и мелодико- интонационной речи, обусловленной недостаточностью инервации мышц речевого аппарата.

Дизартрия связана с органическим поражением нервной системы. Это нарушение может возникать как у детей, так и у взрослых. Причиной дизартрии у детей является ДЦП, у таких детей наблюдается отставание в моторном развитии, формировании двигательных навыков.

Степень выраженности дизартрии бывает разной: анартрия - полная невозможность произношения звуков; стертая дизартрия - еле заметная нечеткость произношения.

В детском возрасте чаще всего встречаются смешанные формы дизартрии. Как правило, у детей с дизартрией речь развивается с задержкой, страдает произношение сложных звуков (с-с’, з-з’, ш, ц, щ, ч, р-р’, л-л’). Произношение нечеткое, слабое. Голос хрипловатый, парализованный. Темп речи - ускоренный или замедленный. Фонематическое восприятие не сформировано. Звуковой анализ осуществляется с трудом. Процесс овладения письмом и чтением затруднен. Почерк неровный, скорописью овладевают с трудом. Наблюдаются стойкие специфические ошибки письма (дисграфия), и большое количество ошибок при чтении.

Дети, страдающие дизартрией, нуждаются в раннем начале логопедической работы.

5). Заикание - нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Заикание начинается у детей от 2 до 6 лет. Оно появляется у детей с опережающим речевым развитием в результате речевой нагрузки, психической травмы или у детей с задержкой речевого развития в результате поражения нервной системы.

Судорожная речь заикающегося сопровождается движениями: зажмуриванием глаз, раздуванием крыльев носа, кивательными движениями и т.п.

В 10-12 лет у заикающихся подростков нередко встречается логофобия - страх речевого общения. Появляется реакция избегания.

6). Алалия - отсутствие или недоразвитие речи у детей, обусловленное органическим поражением головного мозга.

Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи. Бывает экспрессивной (моторной) и импрессивной (сенсорной).

Экспрессивная алалия характеризуется не формированием звуков слов. Устная речь упрощается. Речевой развитие детей бывает разным: от полного отсутствия устной речи до возможности реализовать достаточно связные высказывания.

Эти дети достаточно хорошо понимают обиходную речь, но только в рамках конкретной ситуации.

Импрессивная алалия характеризуется нарушением восприятия и понимания речи при полноценном слухе. Ведущим симптомом является расстройство фонематического восприятия, которое бывает различных степеней: от полного невосприятия звуков до затрудненного восприятия устной речи. Нередко дети с сенсорной алалией производят впечатление глухих или умственно отсталых.

7). Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением головного мозга. Выделяют несколько форм афазии, в основе которых лежит нарушение понимания речи или ее производства. В тяжелых случаях при афазии человек или не понимает речь, или не говорит.

У взрослых данное речевое расстройство возникает после инсультов или опухоли мозга, травм мозга. У детей афазию диагностируют, когда органическое повреждение мозга произошло после овладения речью. В этих случаях афазия приводит не только к нарушению ее развития, но и к распаду сформированной речи.

При афазии нужна не только логопедическая помощь, но и комплексная реабилитация.

8). Нарушения развития речи - Проведенный в 60-х гг. лингвистический анализ позволил выделить общее недоразвитие речи (ОНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) речи.

ОНР характеризуется нарушением формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетических, фонематических, лексико-грамматических. Основными признаками детей с ОНР в дошкольном возрасте являются позднее развитие речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный словарный запас, нарушения формирования

грамматического строя речи. У детей с ОНР речь находится на разном уровне. Выделяют три уровня речевого развития.

Третий уровень характеризуется развернутой речью, не затрудняются в названии предметов. В то же время у них имеются недостатки всех сторон речевой системы. Мало используются прилагательные, наречия, ошибочно используют союзы, с трудом образовывают новые слова при помощи приставок и суффиксов. В целом эти дети готовы учиться в обычной школе, но их успеваемость будет низкой.

Таким образом, ОНР - это системное нарушение усвоения всех уровней речи, требующее длительного и систематического логопедического обучения.

Соответственно они испытывают значительные затруднения при обучении письму и чтению.

Таким образом, ФФН - это нарушение формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

9). Нарушение письма и чтения - Частичное расстройство процессов чтения и письма называются дислексия и дисграфия. Симптомами является наличие стойких специфических ошибок.

Полная неспособность к овладению письмом и чтением называется аграфия и алексия. Причины связаны с нарушением взаимодействия различных систем коры больших полушарий.

Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках письма. Ошибки группируются следующим образом: смешение и замена букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания, аграмматизм, смешение букв по оптическому сходству. В настоящее время принято выделять несколько видов дисграфии:

1. Артикулярно-акустическая дисграфия. При этой форме наблюдается искажение звукопроизношения.

Артикулярно-акустическая дисграфия проявляется в замене букв устной речи. Но бывает и так, что замена букв остается в письме у ребенка.

2. Акустическая дисграфия.

У детей с этой формой патологии отмечается несформированность процессов фонематического восприятия. Например, замены и смешения букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, мягкие и твердые.

4. Аграмматическая дисграфия.

Эта форма более яркая, прослеживается с недостаточностью развития грамматической стороны устной речи. На письме нарушаются грамматические связи.

5. Оптическая дисграфия.

Эта дисграфия связана с недоразвитием пространственных представлений. Это проявляется в заменах и искажениях сходных по начертанию букв (д-б, т-ш, п-т, х-ж, л-м).

У ребенка с дисграфией с трудом формируется почерк.

Дислексия - расстройство процесса овладения чтением. В дислексии различают несколько форм.

1. Фонематическая дислексия - дети в процессе чтения путают буквы.

2. Семантическая дислексия - несформированность звуко-слогового синтеза.

3. Аграмматическая дислексия - несформированность устной речи.

4. Миестическая дислексия - нарушение установления ассоциативных связей между зрительным образом буквы и слухопроизносительным образом звука.

5. Оптическая дислексия. При чтении букву, сходные по начертанию, взаимозаменяются.

Система логопедической помощи детям с нарушениями речи

Логопедическая помощь детям с речевыми нарушениями осуществляется только в условиях комплексного медико-психолого- педагогического воздействия. Оно предполагает включение в процесс реабилитационной работы целого ряда специалистов (логопеда, врача, психолога), а также организацию системы специальных дошкольных и школьных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Начиная с 60-х годов XX в. в системе образования установлено типовое положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи.

Определены три профиля специальных групп:

1) Группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

2) Группа для детей с общим недоразвитием речи.

3) Группа для детей с заиканием.

Кроме этого, существуют специальные логопедические группы в детских садах общего типа, в общеобразовательных школах.

Существует система оказания логопедической помощи в системе здравоохранения. При поликлиниках, психоневрологических диспансерах имеются логопедические кабинеты, где оказывается логопедическая помощь лицам разного возраста, организованы специальные ясли для детей с речевыми нарушениями, где оказывается помощь детям с задержкой речевого развития, а также детям с заиканием.

В системе социальной защиты имеются специализированные дома ребенка, детские психоневрологические санатории (дошкольные и школьные), где оказывают помощь детям не только страдающим различными неврологическими заболеваниями, но также и детям с общей недоразвитостью речи, задержкой речевого развития, заиканием.

Читайте также: