Педагогическая поддержка в воспитательном процессе современной школы

Обновлено: 15.05.2024

Презентация на тему: " Педагогическая поддержка. Педагогика поддержки - деятельность педагога принципиально отличная от обучения и воспитания, но необходимо дополняющая их." — Транскрипт:

2 Педагогика поддержки - деятельность педагога принципиально отличная от обучения и воспитания, но необходимо дополняющая их. Эта деятельность направлена на развитие уникальности ребёнка, на становление его авторской позиции в жизни, поддержку его самостоятельности и взросления. Педагогическая поддержка это деятельность педагога направленная на развитие свободоспособности ребенка.

4 Предметом педагогической поддержки, становится процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.

5 Целью педагогической поддержки выступает помощь растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой, т.е. в самоопределении и самореализации, "выращивание" субъектной позиции ребенка.

6 Задачи педагогической поддержки: выявить собственное понимание проблемы ребенка, осознать всю ситуацию его саморазвития; помочь ребенку в осознании им данной ситуации и корректировать собственное понимание; провести совместно с ребенком рефлексию его проблемы, побудить его к осознанию себя как суверенного субъекта самостоятельного жизненного опыта и действия; создать условия для осознания ребенком перспективы собственного саморазвития.

8 Стратегия педагогической поддержки заключена в переводе ребенка из пассивной позиции "жертвы" и "потребителя", в активную - субъекта деятельности по разрешению проблемы.

9 4 тактики педагогической поддержки 1.Защита 2.Помощь 3.Содействие 4.Взаимодействие

14 Педагогическая поддержка – самозащита педагога. Не умея переводить негативные ситуации в образовательные, педагоги, по сути, теряют возможность для эффективной целенаправленной деятельности. Их педагогическая карьера и спокойствие становятся целиком зависимыми от случая: попадёт или нет в класс проблемный ребёнок.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогическая поддержка учащихся в воспитательном процессе школы

- подставкой – всем, что поддерживает тяжесть;

- укрепой – всем, что предает крепость, прочность, силу.

Педагогическая поддержка представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе – нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.

Т. Фролова определяет педагогическую поддержку, как деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.

Другое направление в интерпретации феномена педагогической поддержки предполагает ее рассмотрение как принципа всей гуманистически ориентированной системы образования (всех ее субъектов). Именно в этом значении чаще всего пользуются практики. Если существующая или проектируемая воспитательная система ориентирована на реализацию гуманистического подхода к взаимодействию взрослых и детей, поддержка в ней приобретает смысл принципа педагогической деятельности (Н. Михайлова, С. Юсфин), то есть становится важнейшим педагогическим кредо людей, работающих с детьми.

Педагогическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам. Педагогическая поддержка – это процесс:

- в котором, взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

- который, помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

- который, помогает ребенку избежать ошибок;

- который. поддерживает ребенка при неудачах.

Невзирая на различия в терминологии, важно подчеркнуть сущность деятельности специалистов, работающих в системе педагогической поддержки. Это оказание помощи школьнику в затруднительной ситуации, с тем чтобы он научился самостоятельно решать свои собственные проблемы и справляться с повседневными трудностями, что предполагает помощь в познании себя и адекватном восприятии окружающей среды.

Итак, целью педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению ребенка в образовании (обучении, воспитании, саморазвитии). А это уже ориентация на ребенка как субъекта своей жизнедеятельности. Предметом деятельности педагога по поддержке в образовании выступает процесс совместного преодоления препятствий, мешающих растущему человеку самостоятельно достигать результатов.

Таким образом, педагогическая поддержка является наиболее приемлемым средством реабилитации учащегося. Процесс реабилитации – это сложное и многогранное явление, поскольку полноценное возвращение в социум происходит через медицинскую реабилитацию (лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта), педагогическую реабилитацию (восстановление утраченных учебных умений, познавательных качеств), психологическую реабилитацию (снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов).

Для учащихся разрешение проблемы - это не только постепенное снятие напряжения, улучшение его состояния, но это своеобразный тренинг, проводимый не в специально искусственно созданных условиях с игровыми конфликтами, а в реальной ситуации его жизнедеятельности. Каждый реальный позитивный результат разрешения проблемы, достигнутый благодаря активности самого учащегося, - это его позитивный опыт выстраивания отношения к себе, как субъекту, деятелю, который может управлять ситуацией, противопоставляя обстоятельствам свое желание, волю и активность.

Выделение проблемы учащихся в качестве стержня, на котором удерживается педагогическая поддержка как деятельность конкретного педагога с конкретным ребенком, является попыткой выделить специфику педагогической поддержки как особой деятельности, отличной от обучения и воспитания, и требующей от педагога умения задавать интенцию и управлять динамикой развития ребенка. “Развитие, - замечает О.С. Газман. - как известно не сводится к обучению и воспитанию и даже интериоризации. Собирая все внешние влияния, человек совершает качественно новый акт - он с возрастом сам формирует собственные смыслы и цели и сам активно действует не по внешним стимулам, а по внутреннему побуждению. Действует, но не без проблем”.

Поскольку когда учащийся сталкивается с проблемой, то естественным его внутренним побуждением является желание избавиться от нее, педагог использует это понятное для ребенка состояние, чтобы помочь ему перевести проблему в ситуационную задачу (проект), которую возможно решать и решить, используя для этого адекватные культурные средства.

Педагогическая поддержка - это та деятельность, которая “располагается” в объективно существующей антиномии между образовательной логикой педагогической деятельности, как деятельности приобщения, формирования ребенка средствами общечеловеческой культуры и логикой жизнедеятельности конкретного ребенка. На данную антиномию собственно и указал О.С. Газман, разведя и противопоставив логику социализации и логику индивидуализации. Логика социализации - логика модальности, долженствования, которую взрослый (педагог, родитель и т.д.) предъявляет ребенку. Логика индивидуализации - это логика свободного выбора, т.е. организация собственной “модальности” на основе собственных желаний, интересов, предпочтений и т.д., которую учащийся начальных классов в явном или скрытом виде противопоставляет логике взрослых. Обращенность социализирующей модальности к ребенку выражается в скрытом или явном послании-требовании “Ты должен!”, а ответом на это послание (из логики свободного выбора) следует: “А почему я должен?”, “Кому я должен?”, “Зачем мне выполнять это, если я этого не хочу?”.

Естественно, что такое состояние предполагает высокую степень критичности выбирающего по поводу предъявляемых ему модальностей. Данная критичность уменьшается и исчезает, если в конкретной ситуации противостояния удается найти удовлетворяющие обе стороны ответы. А если нет, то критичность возрастает и доходит до степени отторжения (т.е. сознательного нарушения предъявленного “должного”, поскольку оно воспринимается не как должное, а как навязанное).

В статье раскрываются основные принципы и приемы осуществления педагогической поддержки.

ВложениеРазмер
referat.docx 23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая поддержка- основа воспитательной деятельности классного руководителя.

Но смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь осознать причины трудностей и найти способ решения своих проблем.

2. Приоритет ребенка в решении собственных проблем, т.е. учитель помогает осознать суть проблемы, предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.

3. Соблюдение принципа конфиденциальности крайне важно для доверительного общения с детьми, особенно при проведении диагностических методик и индивидуальных бесед.

5. Защита прав и интересов ученика на всем пространстве его жизни подразумевает, что учитель в любых обстоятельствах держит сторону ребенка. Даже когда тот нарушает общепринятые нормы, воспитатель ищет возможности смягчить наказание, имея в виду, что ребенок более, чем взрослый, имеет право на ошибку.

Педагогическая поддержка младшего школьника может иметь формы индивидуального и группового взаимодействия учителя и детей, носить превентивный (профилактический) и оперативный (срочный) характер.
слайд 6

Вхождение ребенка в школу, в учебную деятельность эмоционально и психологически непросто. Учителя, понимающие такое состояние детей, как правило, постепенно наращивают интенсивность деятельности, вырабатывают щадящий режим, используя этот период для установления контактов с детьми и развития у них навыков общения. В это время можно использовать игровые и творческие формы работы, проводить уроки на природе, больше давать ученикам двигаться, рисовать, придумывать истории или писать мини-сочинения.

Работа учителя с группами детей, имеющих сходные проблемы. Эти группы могут быть выявлены в результате специальной диагностики или повседневного наблюдения учителей (например, учащиеся, неуспевающие по определенному предмету, застенчивые, тревожные, неуверенные в себе). Такие школьники могут быть объединены в отдельные группы. Под руководством психолога или социального педагога с ними могут проводиться игровые занятия, тренинги и т.д.

Стоит отметить, что общим для всех групп детей с эмоциональными нарушениями является то, что неадекватные реакции у каждого ребенка носят защитный, компенсаторный характер. При этом младший школьник находится в большой эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых, поэтому учителю начальных классов важно с психологом и социальным педагогом выявлять причины эмоционального неблагополучия учеников, помнить о психологических особенностях этого возраста и способствовать оптимальным способам его социализации.

Включение учащихся в коллективные творческие дела, в ходе которых может быть оказана разного рода поддержка в развитии способностей, интересов и склонностей.

Одной из наиболее распространенных и серьезных педагогических проблем в психологии является проблема неуравновешенности учащихся младших классов. Учителя не всегда знают, как себя вести с чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драчливыми школьниками или, например, с детьми, слишком болезненно переживающими любое замечание, плаксивыми и тревожными.

В этих ситуациях можно использовать индивидуальные формы педагогической поддержки: индивидуальные беседы, различные педагогические техники и приемы, направленные на коррекцию эмоционального состояния и поведения детей.

Немаловажное значение для хорошего эмоционального самочувствия ребенка имеют его взаимоотношения со сверстниками. Уже через несколько месяцев совместной деятельности можно говорить о достаточно устойчивой системе отношений в классе. Она характеризуется наличием у ребенка друзей, желанием поделиться с одноклассниками своими впечатлениями. В этом отношении много информации может дать учителю поведение ребенка на прогулке, во время игр: активно участвует в коллективных игра или играет один, какие роли предпочитает выполнять в игре. Дети, которые не имеют друзей, держатся особняком, нуждаются в особом внимании, так как такое неблагополучное положение в системе личных отношений ведет к общему эмоциональному дискомфорту.

Важным моментом в учебно-воспитательном процессе в начальной школе является реализация педагогических техник и приемов, которые помогают детям чувствовать себя комфортно в учебно-воспитательном процессе.

Ниже приведу их примеры.

Приемы:
Игнорируйте демонстративное поведение.

Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока.
Посылайте секретный знак.

Посылайте письменные замечания.

Приемы:
Выключите свет.

Издайте музыкальный звук.

Говорите громким голосом.

Временно прекратите вести урок.

Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.

Формируйте веру в успех.

Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах.

Делайте процесс обучения ощутимым.

Данные приемы помогут преодолеть трудности, возникающие у младших школьников, и будут способствовать продуктивному развитию личности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План организации воспитательной деятельности классного руководителя

Организация воспитательной деятельности классного руководителя по направлениям.

Анализ воспитательной деятельности классного руководителя

Осуществлён анализ воспитательной деятельности классного руководителя за II полугодие 3-го класса.

Каждый из нас, наверное, хотел бы, чтобы в его семье, коллективе, классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого, по-видимому, необходимо, чтобы выполнялись следующие условия.Каждый чл.



Современные педагогические технологии. Анализ воспитательной работы классного руководителя

Анализ воспитательной работы классного руководителя.

Самоанализ воспитательной деятельности классного руководителя

В самоанализе описаны воспитательная работа, проводившаяся в классе в течение учебного года и ее результаты.


Гражданско-патриотическое воспитание как основа воспитательной работы классного руководителя

Гражданско — патриотическое воспитание — это систематическая деятельность по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности .


Ключевые слова: парадигма, концепция, стратегия, педагогическая поддержка, сопровождение.

Становление в нашем обществе новой педагогической парадигмы, базирующейся на гуманистических идеалах, выдвинуло на наш взгляд, психолого-педагогическую помощь и поддержку как одно из основных понятий, которое выступает альтернативой абсолютизировавшейся старой авторитарной педагогикой категории педагогического требования. Необходимость защиты молодого человека от неблагоприятных факторов развития, в той или иной мере, затрагивалась педагогами-гуманистами И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, теоретиком свободного воспитания Л. Н. Толстым и др. Защищенность ребенка в коллективе отстаивали А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, И. П. Иванов и др. Отдельные аспекты этой проблемы на Западе и в России рассматривались при анализе таких категорий, как психолого-педагогическая поддержка, помощь, забота, межличностные отношения, психологическая атмосфера коллектива, материальные, физические, нравственные условия развития личности. Необходимость введения категории психологической помощи и поддержки в теорию и практику образования базируется на нескольких основаниях: общенаучном, психологическом, физиологическом и собственно педагогическом [1].

‒ диалогичность во взаимоотношениях обучающихся и педагога;

‒ направленность на поддержку индивидуального развития личности;

‒ предоставление личности необходимого пространства для принятия самостоятельных решений, творческого выбора содержания и способов учения и поведения.

C:\Users\admin\Desktop\рисунок.jpg

Рис. 1. Структура образовательного процесса (по Колесникову)

Таким образом, объектом педагогической поддержки являются студенты, рассматриваемые в контексте социально-образовательной ситуации. Предметом педагогической поддержки является активность и самостоятельность студентов в решении собственных проблем. В ситуации педагогической поддержки и педагог, и студент являются субъектами, т. к. каждый из них проявляет себя, свой характер, свое отношение к людям и проблеме. Таким образом, в нашей статье мы рассмотрели педагогическую поддержку как актуальную современную парадигму.

  1. Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребёнка // Классный руководитель. — 2011. — № 3. — С. 39–50.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая поддержка, воспитательная система, образовательный процесс, создание условий, педагогическое сопровождение, проблема, образовательное учреждение, педагогическая практика, психолого-педагогическая помощь, современное образование.

Читайте также: