Педагогическая оценка как стимул в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Педагогическую оценкуправомерно рассматривать как особого рода стимул. В мотивации индивидуального поведения при возникновении потребности в интеллектуальном и нравственном развитии в специфических видах деятельности - обучении и воспитании - педагогическая оценка играет ту же самую роль, какую выполняет любой другой стимул при актуализации иных потребностей в различных видах деятельности. Педагогическая оценка является специфическим стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности и определяет ее успе

Такая оценка должна обеспечивать максимум мотивированности ребенка именно в данных видах деятельности с учетом следующих четырех обстоятельств:

знания необходимого и достаточного множества разнообразных стимулов, которые влияют на стремление ребенка к успехам в учении и воспитании;

знания подлинных мотивов участия детей разного возраста в данных видах деятельности;

знания индивидуальных различий в мотивации учения и воспитания;

знания ситуативных факторов, которые воздействуют на мотивацию усвоения информации, формирование умений и определенных качеств личности у детей. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Педагогические оценки, рассматриваемые как поощрения или наказания, должны быть уравновешенными. С одной стороны, они должны содержать в себе систему стимулов, активизирующих развитие положительных свойств и особенностей у ребенка, с другой стороны, включать совокупность не менее действенных стимулов, препятствующих возникновению отрицательных качеств личности и неправильных форм поведения у тех же самых детей. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, ситуации и ряда других факторов соотношение и характер педагогических оценок, используемых в качестве поощрений и наказаний, должны меняться. Типы и способы оценивания успехов и неудач ребенка в учении и воспитании следует систематически варьировать для того, чтобы не возникало явления привыкания и угасания реакции на действие данных стимулов. Педагогическая оценка бывает нескольких видов, которые можно разделить на классы: предметные и персональные, материальные и моральные, результативные и процессуальные, количественные и качественные. Предметные оценкикасаются того, что делает или что уже сделал ребенок, но не его личности.(См. дополнительный иллюстративный материал.)В данном случае педагогической оценке подлежат содержание, предмет, процесс и результаты деятельности, но не сам субъект.Персональные педагогические оценки, напротив, относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности, его старание, умения, прилежание и т. п. В случае предметных оценок ребенок стимулируется к совершенствованию учения и к личностному росту через оценку того, что он делает, а в случае субъективных - через оценивание того, как он это делает и какие свойства при этом проявляет. Наряду с видами педагогических оценок выделяются способы стимулирования учебных и воспитательных успехов детей. Главные из них - это внимание, одобрение, выражение признания, поддержка, награда, повышение социальной роли, престижа и статуса человека.(См. дополнительный иллюстративный материал.)


Актуальность данной темы заключается в том, что оценивание результатов обучения в системе образования представляет собой один из сложных и ответственных видов педагогической деятельности.

Одним из важных компонентов обучения является оценивание. В результате его осуществления учитель может иметь полную картину достижения ключевых целей. Оценивание помогает осуществить обратную связь необходимую родителям, руководящему звену и общественному мнению. Также оценивание должно помочь ученику в формировании адекватной самооценки самоуважения, уверенности в своих силах, собственной успешности.

Сегодня перед учителем стоит задача — не передать ребенку определенную сумму знаний, умений и навыков, а сформировать такие умения, которые позволят ему успешно учиться в дальнейшем, развивать самостоятельность учебных действий.

Согласно новой парадигме образовательных стандартов оценивание призвано стимулировать учение, а не тормозить его.

Новая система оценивания предполагает следующие исходные положения:

‒ Частое оценивание, желательно на каждом уроке

‒ Выработка четких критериев оценивания каждой работы, исходя из планируемых результатов

‒ Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку

Основная наша задача в оценочной деятельности- все больше обращать учащихся на совершенствование их учебной деятельности, на углубление и усиление мотивов познания; закреплять в учениках веру в свои силы, вовлекая в сотруднические формы общения и развития в них самостоятельность, чувство свободного выбора.

Каждый ученик по-своему реагирует на то, что ему удается в обучении и что не удается, по-своему воспринимает оценку своего учебного труда.

Так что же такое оценка? Оценка- это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемое человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще, любая деятельность в целом. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели.

Оценка — одно из действенных средств, находящихся в распоряжении педагога, стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка и критическое отношение к своим успехам.

Роль оценки важна не только как диагностирующей функции, но и как стимулирующей, для создания ситуации успеха.

Итак, педагогическая оценка — это своего рода стимул. Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность педагога осуществлялась им в интересах социально- психологического развития ребенка. Для этого она должна быть адекватной, справедливой и объективной. Педагогическая оценка является специфическим стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности и определяет ее успех.

Такая оценка должна обеспечивать максимум мотивированности ребенка именно в данных видах деятельности с учетом следующих 4 обстоятельств:

‒ Знания необходимого и достаточного множества разнообразных стимулов, которые влияют на стремление ребенка к успехам в учении и воспитании;

‒ Знания подлинных мотивов участия детей разного возраста в данных видах деятельности;

‒ Знания индивидуальных различий в мотивации учения и воспитания;

‒ Знания ситуативных факторов, которые воздействуют на мотивацию усвоения информации, формирование умений и определенных качеств в личности у детей.

Педагогические оценки, рассматриваемые как поощрения или наказания, должны быть уравновешенными. С одной стороны, они должны содержать в себе систему стимулов, активизирующих развитие положительных свойств и особенностей у ребенка, с другой стороны, включать совокупность не менее действенных стимулов, препятствующих возникновению отрицательных качеств личности и неправильных форм поведения у тех же самых детей. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, ситуации и ряда других факторов, соотношение и характер педагогических оценок, используемых в качестве поощрений и наказаний, должны меняться. Типы и способы оценивания успехов и неудач ребенка в учении и воспитании следует систематически варьировать для того, чтобы не возникало явления привыкания и угасания реакции на действие данных стимулов.

Педагогическая оценка бывает нескольких видов, которые можно разделить на классы; предметные и персональные, материальные и моральные, результативные и процессуальные, количественные и качественные. Предметные оценки касаются того, что делает или, что уже сделал ребенок, но не его личности.

В данном случае педагогической оценке подлежат содержание, предмет, процесс и результаты деятельности, но не сам субъект. Персональные педагогические оценки, напротив, относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности, его старание, умение, прилежание и т. д. В случае предметных оценок, ребенок стимулируется к совершенствованию учения и к личностному росту через оценку того, что он делает, а в случае субъективных — через оценивание того, как он это делает и какие свойства при этом проявляет.

Наряду с видами педагогических оценок выделяются способы стимулирования учебных и воспитательных успехов детей. Главные из них — это внимание, одобрение, выражение признания, поддержка, награда, повышение социальной роли, престижа и статуса человека.

Говоря о педагогической оценке, не можем не коснуться эффективности педагогической оценки. Что понимать под эффективностью? Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль в обучении и воспитании детей. Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков к выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально- полезных форм культурного поведения.

Представления об эффективности педагогической оценки имеют индивидуальный и социально-специфический характер. Индивидуальный характер представлений и действия педагогической оценки проявляется в том, что ее эффективность зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от его актуальных потребностей. Действенной будет та педагогическая оценка, которая соотносится с тем, что более всего интересует ребенка. Для того чтобы на практике определить индивидуальный характер оценки, необходимо хорошо знать систему интересов и потребностей ребенка, их ситуативную иерархию, динамику изменения со временем. Необходимо как можно точнее приспосабливать систему стимулов к интересам и потребностям ребенка.

Когда говорят о социально-специфическом характере педагогической оценки, имеют два обстоятельства:

‒ во-первых, то, что в условиях различных культур в системе обучения и воспитания отдается предпочтение разным видам педагогических оценок. В одном случае, например в современных обществах североамериканского и западноевропейского типа, наиболее действенными являются материальные стимулы; в условиях азиатских культур исламского направления -морально-религиозные стимулы, в некоторых других странах, например в Японии, социально-психологические стимулы. Это же относится и к развиваемым у детей мотивам учения и воспитания;

‒ во-вторых, социально-специфический характер педагогической оценки проявляется в том, что такая оценка может быть различной по своей эффективности в зависимости от социальной ситуации, в которой она дается. Различные педагогические оценки, предлагаемые в разных ситуациях, могут обладать неодинаковой значимостью для ребенка и с разной степенью вероятности вести к удовлетворению актуальных для него потребностей. Та педагогическая оценка, которая обладает в данной ситуации наибольшей ценностью, и обеспечивает наивысшую вероятность достижения успеха.

Следует помнить, что персональная значимость педагогической оценки со временем может меняться. Это происходит, по крайней мере, по двум причинам. Прежде всего, потому, что от ситуации к ситуации изменяется иерархия человеческих потребностей по мере их удовлетворения. Кроме того, с возрастом происходят существенные личностные изменения детей, и те оценки, которые раньше были значимыми для них. теряют свою стимулирующую роль, а вместо них на первое место выходят другие, которые более соответствуют возрастным интересам ребенка. Наконец, существуют индивидуальные различия между детьми, в силу которых то, что является стимулом для одного ребенка, может не быть им для другого.

Особое внимание необходимо уделять повышению роли социально-психологических стимулов, так как в определенные периоды детства они могут иметь решающее значение в мотивации учебной и воспитательной деятельности.

Итак, педагогическая оценка, ее выбор и эффективность зависят от возраста ребенка. Индивидуальные особенности детей определяют их восприимчивость к различным стимулам, а также мотивацию учебно-познавательной и личностно-развивающей деятельности. Достигнутый ребенком уровень интеллектуального развития влияет на его познавательные интересы, а личностное развитие влияет на стремление иметь у себя определенные персональные качества.

Педагогическая оценка является стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности и определяет ее успех. Педагог должен сознательно стремиться к объективной и реальной оценке выполненной учащимися работы. Кроме того, необходимо каждый раз объяснять обучающимся, какая, почему и за что выставляется оценка.

Важно помнить, что оценка должна быть проявлением чуткости и доброжелательности. Незнание — это не порок, а стимул к познанию. Новая система оценивания снижает тревожность детей, повышает учебную мотивацию, отслеживает динамику школьной успешности. Система контроля ставит важные социальные задачи: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Оценка и отметка в новой системе образования прежде всего фиксируют достижения ученика.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая оценка, оценка, ребенок, стимул, воспитательная деятельность, социально-специфический характер, вид деятельности, индивидуальная особенность ребенка, потребность ребенка, система образования.

Похожие статьи

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное время, Творческая деятельность, детский дом, педагогическая реабилитация.

Развитие мотивации в образовательной деятельности.

Цель нашей работы — обеспечение организации педагогического сопровождения детей, что позволяет адаптировать образовательный и воспитательный процесс к индивидуальным особенностям детей, создавать условия для их личностного роста.

Педагогическое стимулирование | Статья в журнале.

Развитие мотивации в образовательной деятельности. Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей через детскую деятельность присущую данному возрасту: игра; труд; рисование.

Гендерные особенности детей в организации образовательного.

Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста. Итогом деятельности учителя начальной школы является социально-педагогического. Гендерный подход в образовании | Статья в сборнике.

Особенности обучения детей, оставшихся без попечения.

Важнейшую роль в формировании специфических особенностей детей-сирот играют социальные условия их развития и, прежде всего, психическая депривация, т. е. недостаточное удовлетворение основных потребностей ребенка в любви и привязанности.

Формы педагогического оценивания и их эффекты

ребенок, самооценка ребенка, отметка, педагогическое оценивание, Ананьев, педагогическая оценка, отрицательное педагогическое оценивание, навык ребенка, балльная система.

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия.

ребенок, дошкольное образование, вид деятельности, самостоятельная деятельность, правило, социально-коммуникативное развитие детей, педагогическая деятельность, дошкольный возраст, детский сад.

Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на.

‒ оценка учебной деятельности; ‒ стиль педагогической деятельности учителя.

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей. Успешность учебной деятельности определяется уровнем учебной мотивации, которая влияет на качество учебного процесса.

Психолого-педагогические особенности детей младшего.

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. Автор: Чикишева Ольга Викторовна.

Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Научный руководитель: к.п.н., доцент, Н.В. Терехова

г.Тюмень, Тюменский государственный университет

ОЦЕНКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Социальные требования к современной школе предполагают повышение профессионального мастерства учителя, что напрямую соотносится с необходимостью разработки и внедрения в учебный процесс современной системы оценивания и контроля, которая не имеет недостатков традиционной системы оценивания, позволяет учителю осуществлять обратную связь в учебном процессе, получать своевременные и точные сведения о качестве усвоения знаний и об уровне сформированности умений и навыков школьников.

Проверка и оценка достижений младших школьников - весьма существенная составляющая процесса обучения и одна из важных задач педагогической деятельности учителя, которая должна соответствовать современным достижениям педагогической науки, социальным требованиям и приоритетам образования в начальной школе.

Несмотря на значительный интерес ученых к данной проблеме, актуальность темы очевидна, но еще недостаточно исследованы психолого-педагогические особенности, влияющие на оценивание младших школьников и нет единого мнения на счет более эффективных способах оценивания младших школьников в процессе обучения. Анализ исследований и педагогического опыта свидетельствует о наличии противоречий между методами оценивания, которые применяются в современной школе и их результативностью.

Разрешение указанных противоречий обуславливает научную и практическую проблему исследования: в широком разнообразии методов и форм оценивания выбрать наиболее эффективные, способные отразить как можно большую степень усвоения младшими школьниками систему оценивания; выявить психологические и педагогические особенности, которые влияют на выставление учителем отметки и оценки младшему школьнику, т.к. они являются важным стимулом в процессе обучения младшего школьника, активизируют, при правильном подходе, мыслительные и познавательные интересы ученика, и позволяют как учителю, так и ученику, отслеживать степень усвоения знаний.

В начальной школе одной из значимых проблем для педагога является проблема учебной мотивации, в силу своих возрастных особенностей учащиеся часто отвлекаются, не следят за объяснениями учителя, не прилагают необходимых усилий для выполнения заданий.

Анализируя данные проблемы, мы решили проверить у учащихся младшего возраста уровень познавательной активности. С этой целью выбрали такие методики как: адаптированный опросник Ч.Д. Спилберга по определению уровня познавательной активности, анализ боязни неудачи/мотивации к успеху в обучении по методике А.А. Реана, анализ самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан , чтобы провести анализ условий формирования положительной познавательной активности у учащихся 1 класса при применении различных методов и приемов контроля. По результатам этих методик были выявлены следующие результаты:

общий уровень сформированности познавательного интереса у детей средний;

основная масса испытуемых не обладает выраженным мотивационным полюсом, равновероятно ожидая как успех, так и неудачу;

многие дети обладают заниженной самооценкой и низким уровнем притязаний.

настроение учеников напрямую зависит от того, как оценивает их учитель. Даже, если учитель поставил не ту отметку, на которую рассчитывал ученик, но при этом он дал оценочное суждение, у ученика остается хорошее настроение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что многие дети обладают низкой самооценкой, у детей средний уровень сформированности познавательного интереса. Так как оценивание напрямую зависит на настроение учащихся и их мотивацию к обучению, то нужно учителю в комплексе использовать те способы оценивания, которые существуют, чтобы у детей не ухудшалось настроение после оценивания его учителем и было желание учиться дальше.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что у детей средний уровень развития познавательной активности, отсутствие ожидания успеха и неудачи, и довольно высокий процент заниженной самооценки и притязаний. Следовательно, нам нужно развивать познавательный интерес и повышать ожидание ситуации успеха, повышать самооценку и уровень притязаний.

Для этого для диагностической группы нами была разработана и применена тематическая карта контроля по русскому языку.

Карта включает в себя раздел по русскому языку и темы. На каждую тему нами были предложены учителю способы оценивания учащихся. Учитель оценивал на каждом уроке детей не только каким-то одним способом, а использовал комплекс способов оценивания. Цель этой карты – повысить познавательную активность у первоклассников с помощью различных способов оценивания их на уроке.

Тематическая карта контроля по русскому языку

Также нами была предложена карта настроения учащегося.

Карта настроения по итогам оценивания учащихся

- отличное настроение, ребенок всем доволен;

- у ребенка приподнятое настроение, но нет желания заниматься на уроке;

- у ребенка плохое настроение, отсутствует желание получать знания на уроке.

После применения тематической карты контроля (в течение 3х месяцев), мы провели повторные замеры и были получены следующие результаты:

общий уровень сформированности познавательного интереса у детей экспериментальной группы после эксперимента повысился;

дети экспериментальной группы были нацелены на ситуацию успеха. Они стали активнее отвечать на уроках, не бояться допускать ошибку при ответе;

дети после занятий стали более реалистично относится к себе: большинство детей стали иметь реалистичный уровень притязаний, адекватную самооценку, видно, что у детей поменялась реакция на оценивание их учителем.

в большинстве случаев у детей хорошее настроение после оценивания и повысился интерес к обучению.

Подводя итог, можно сказать о том, что, от того какие способы оценивания выбирает учитель, зависит уровень познавательной активности детей. Чем больше способов оценивания использует учитель на уроке, тем лучше это сказывается на детях. Использование нашей тематической карты контроля это доказывает. Если учитель будет пользоваться несколькими способами оценивания на одном уроке, у детей будет, в основном, всегда хорошее настроение, даже если ученик получит не то, что ожидал. Также разнообразие способов сказывается и на самооценке детей и на мотивации к успеху в обучении. Такое разнообразие способов оценивания помогает детям не бояться отвечать на заданные учителем вопросы, не бояться ошибиться при ответе.

Список литературы

Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте: сборник сочинений. - М. Просвещение, 1987.

Конышева Н.М. Оценка учебных достижений учащихся//Начальная школа. - 2009.-№10.С.54-58

Круглова Т.А. Актуальные вопросы оценки и контроля качества образования//Начальная школа. 2008. -№5. С.4-6

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Часть 1. Под ред. Ковалевской Г.С., Лошковой П.Г. - М.: Просвещение, 2010. - 244с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6.10.2009 №373

Шумилова Н.Н. Безотметочное оценивание учащихся//Начальная школа. - 2009.-№4. С. 105-108.

О зависимости мотивации школьников от оценок, об амбициозных родителях и о том, легко ли учителю ставить двойки.

Как известно, в основе человеческой деятельности лежат мотивы, и дети здесь не исключение. Мотивацию принято разделять на внешнюю и внутреннюю. Внешняя – это когда ты делаешь что-то, потому что иначе ты чего-то не получишь или получишь нечто нежелательное. Внутренняя – когда ты делаешь что-то, потому что на самом деле хочешь это делать, то есть имеешь искренний интерес к задаче.

Те, кто ждут от школьников, особенно младших, последнего – наивны или просто слабо знают детскую психологию. Иметь искренний интерес к учебной задаче – удел особо одаренных (в положительном смысле!) детей, а уметь этот интерес в детях разжечь – способность, которой не каждый учитель обладает.

Но давайте говорить откровенно, внутренне замотивировать себя на заучивание спряжений глагола aller третьекласснику, как ни крути, трудно. У детей младшего школьного возраста внутренняя мотивация вообще развита слабо, и уж тем более ее не хватает на глаголы. Не всем можно увлечь, а учеба – это не только увлекательно, но и трудно. И учить спряжения глаголов трудно. И читать лень. И математику я делать не хочу, потому что я ее не понимаю.

И здесь уже приходит время вспомнить о такой полезной вещи как дисциплина, а в качестве внешнего мотиватора, в числе прочего учительского инструментария, приглашается Ее Величество Отметка.




Я также столкнулась с тем, что родители воспринимают оценку за отдельный, вполне конкретный вид работы, как оценку знания ребенку по предмету вообще.

Родители: Оценка как оскорбление

Но полученная двойка этого не означает. Она означает лишь то, что ребенок в определенных заданиях на определенную тему совершил определенное количество ошибок, что позволило учителю оценить работу неудовлетворительно. Двоек как раз не надо бояться! Я бы даже сказала, их надо любить. Потому что они дают толчок к развитию. Бояться надо троек и самоуспокоенности.

Младшеклассники: Оценка как выигрыш или проигрыш

Ученики младших классов воспринимают оценки как приз. Они много трудились, много трудились их родители, они представили свой труд на обозрение учителю и несут домой трофейную пятерку. Все довольны.

Если пятерки не случилось, а случился, например, трояк – это может расстроить не только ребенка, но и всю семью, потому что дома с младшеклассником учатся все.

Класса с пятого отношение как детей, так и родителей, к оценкам, становится, как правило, несколько спокойнее. В старших классах так и подавно: там все внимание отдано подготовке к ЕГЭ и олимпиадам. Мой скромный опрос среди старшеклассников тому подтверждение.

Старшеклассники: Оценка как “ну ок”

Вывод

Но двойка не говорит о том, что ребенок бездарь, равно как и пятерка не свидетельствует о его гениальности. Дети, к счастью, это чаще всего понимают, судя по опросу. Хорошо бы, чтобы и родители тоже понимали.

Всем хороших отметок в последней четверти! Садитесь, пять!:)




Автор статьи: Анна Давыдова – учитель французского языка в ГБОУ "Школа 1270-Вектор".

Читайте также: