Педагогическая культура это кратко

Обновлено: 08.07.2024

Консультация для педагогов "Педагогическая культура" и памятка для педагогов "Педагогическая культура". На педагога возложена ответственная миссия: не только обучать (развивать интеллектуальные способности, закладывать определенные знания), но и воспитывать новое поколение. Потому важной составляющей профессиональной культуры современного педагога, на мой взгляд, является его духовно-нравственная культура и этика.

ВложениеРазмер
Консультация для педагогов 19.75 КБ
Памятка для педагогов "Педагогическая культура" 13.65 КБ

Предварительный просмотр:

На педагога возложена ответственная миссия: не только обучать (развивать интеллектуальные способности, закладывать определенные знания), но и воспитывать новое поколение. Потому важной составляющей профессиональной культуры современного педагога, на мой взгляд, является его духовно-нравственная культура и этика.

Важнейшей предпосылкой успеха воспитательной работы является профессиональная культура педагога. Педагог - это ключевая фигура системы образования. Уровнем развития его профессионализма и нравственной культуры определяются любые успехи, как в этой сфере, так и в развитии общества в целом. Поэтому необходим высокий уровень профессиональной культуры педагога.

В педагогической науке понятие Педагогическая культура определяется как динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя, в качестве компонентов которой выделяются:

а)педагогическая позиция и личностные качества;

б)профессиональные знания и культура педагогического мышления;

в)профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности;

г)саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога.

Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики.

Педагог должен обладать:

1. Педагогическим авторитетом - это его моральный статус в коллективе воспитанников и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и т.д. Педагогический авторитет основывается на принципе единства требования и доверия к личности воспитуемого.

Не желая работать над собой, некоторые педагоги стремятся завоевать авторитет ложным путем и приобретают тот или иной вид ложного авторитета.

Авторитет подавления. Завоевывается путем систематической демонстрации превосходства педагога в своих правах и возможности держать воспитанников в страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ. Грубый окрик, неуважение личности ребенка свойственны такому педагогу.

Авторитет педантизма. У такого педагога существует система мелочных, никому не нужных условностей. Систематические придирки педагога к воспитанникам не согласуются со здравым смыслом. Воспитанники теряют уверенность в своих силах, могут грубо нарушать дисциплину.

Авторитет резонёрства. Педагог, пытаясь завоевать авторитет у воспитанников, выбирает путь назиданий, бесконечных нотаций, полагая, что это единственная возможность воспитать детей. На красноречие такого педагога воспитанники быстро перестают обращать внимание.

Авторитет мнимой доброты. Проявляется чаще у начинающих педагогов в силу отсутствия педагогического опыта. Попустительство, всепрощение приводят к игнорированию всех указаний педагога, над его просьбами воспитанники чаще всего посмеиваются.

2. Педагогическим тактом - уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям.

Основными элементами педагогического такта являются:

– требовательность и уважительность к воспитаннику;

– умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;

– деловой тон общения;

– внимательность, чуткость педагога.

Педагогический такт проявляется:

– во внешнем облике педагога;

– в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

– в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

– в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к воспитанникам;

– в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

– в самокритичной оценке своего труда.

Педагогический такт – важнейшая профессиональная черта воспитателя. Порой взрослые бывают нетактичны по отношению к детям, чем наносят вред их воспитанию. Причиной отсутствия педагогического такта у некоторых работников детских учреждений является низкая педагогическая подготовка, незнание психики детей. Такие воспитатели не могут правильно оценить последствия применяемого ими приема.

Результат бестактности взрослых не замедлил сказаться на поведении детей.

Бестактность педагога может быть постоянной чертой, а может быть временной, вызванной раздражением.

Бестактными бывают воспитатели, которые любят детей и свою работу, но не умеют владеть своим настроением, не способны к самообладанию. Частая смена их настроения ведет к необдуманному выбору мер воздействия на детей, резкому переходу от близости к неожиданному отчуждению. У таких воспитателей нет определенной линии поведения. Все зависит от настроения. Ясно, это как дезорганизует детей и отрицательно на них сказывается.

Воспитывать собственной воспитанностью! Вот девиз требовательного к себе педагога.

Определить, как воспитателю поступать во всех конкретных случаях, невозможно: ведь характеры детей, с которыми приходиться работать, различны. Педагогический такт зависит от личности педагога. Истинный такт может проявлять только всесторонне подготовленный воспитатель.

Воспитатель обязан в любом случае владеть собой, быть достаточно сдержанным и всегда помнить, что главное для него в любой ситуации – это дети, их самочувствие, восприятие, воспитание.

День ребенка в детсаду наполнен разнообразными делами и заботами, интересными и веселыми затеями, занятиями и посильным трудом, на смену будням приходят праздники. Утром детей встречает воспитатель с приветливой улыбкой, а тех, кто болезненно переносит расставания с мамой, постарается отвлечь интересной игрушкой. Сегодня в руках у воспитателя веселый Буратино, а завтра – мохнатый медвежонок. Игрушки здороваются с малышами, рассказывают им смешные истории. Одного они расспрашивают о его нехитрых, но значительных делах, обращают внимание на красивое платье другого.

Найти ключ к сердцу каждого ребенка! Это всегда не просто, ведь ребенок – неповторимая индивидуальность.

Воспитатель, уважающий себя, свою профессию, непременно уважает и своих воспитанников, видит в каждом из них человека и потому ищет в подходе к ним самые гуманные способы, обращения.

Такой педагог всегда старается смотреть на себя и свои действия как бы со стороны, глазами другого человека – очень требовательного и критически мыслящего.

Относитесь к каждому воспитаннику так, как бы хотел ты, чтобы относились к твоему ребенку – вот главная заповедь, которой руководствуется педагог в своей деятельности.

Такой педагог умеет контролировать каждое свое слово, жест, поступок. Ведь от того, как он выглядит в глазах детей, зависит очень многое: станут ли они верить в него, в его авторитет, будут ли податливы педагогическим влияниям, возникнет ли в них стремление быть похожими на своего наставника, желание стать лучше. Вот поэтому и появляются любимые и нелюбимые воспитатели.

Знание педагога обязывает ко многому. Без постоянного роста, творческого вдохновения, любви к детям, нет педагога.

Обычные будни детского сада таят в себе великое множество ситуаций, которые он использует в воспитательных целях. И важно как воспитатель поведет себя в них.

Важное качество воспитателя – любовь к детям и знание их индивидуальных особенностей.

Понятие педагогической культуры взаимосвязано не только с некой конкретной педагогической деятельностью, например, работой в дошкольном образовательном учреждении, школе, высшем учебном заведении, но и с нашей повседневной жизнью.

Все дело заключается в том, что в течение своей жизни индивидуум, тем или иным образом, вне зависимости от своего желания, выполняет функцию учителя: как родитель, наставник, консультант, советник в какой-либо группе, возможно и как лидер.

Каждый из членов социума наделен тем или иными нормами педагогической культуры, а педагогическая деятельность осуществляется в формах непосредственного или опосредованного обучения либо воспитательного процесса детей, подростков, консультирования менее опытного коллеги на работе и так далее.

Все эти функции, которые может выполнять человек на протяжении всей его жизни, отличаются друг от друга, более того, может выполнять – не гарантирует выполнение, а лишь указывает на возможность. Далее мы поговорим более подробно о каждой из функций и дадим им небольшую характеристику.

Педагогические функции

  • В функции педагога можно включить такие действия и поступки, определенные задачами социума, личностной позицией, нормами педагогической культуры, которые были приняты ею для того, чтобы обеспечить воспитание, обучении как ребенка, так и подростка, а также целой детской группы, например, в детском саду.

В роли педагогов всегда будут выступать родители при воспитании своих детей, стоит отметить. что этой функцией будут обладать даже совсем молодые люди, например, если они стали родителями в довольно раннем возрасте. Эту же функцию могут выполнять и старшие дети в семье, когда они присматривают за своими младшими братьями или сёстрами. Можно сделать вывод, что заниматься педагогической деятельностью независимо от педобразования может совершенно любой человек в том случае, когда он в любой форме оказывает помощь в социализации менее опытного индивида либо группы лиц.

  • Функции наставника включают в себя профессиональное развитие человека, который обладает меньшим опытом. Эти функции претворяются в жизнь в виде указаний, инструкций либо рекомендаций, оказывающих помощь в исполнении какого-либо вида трудовой деятельности. Роль наставника может играть учитель, мастер обучения либо руководитель сообщества, который контролирует рабочую деятельность своего подопечного и обучающегося.
  • Функциями консультанта является предоставление помощи подчас решения как теоретических, так и практических, преимущественно профессиональных, вопросов. Кроме того, консультант направляет обладающего меньшим опытом специалиста в рамках его трудовой деятельности и помогает ему совершенствовать свои рабочие качества и результаты.
  • Функции советника заключаются в рекомендации того, как стоит поступить в той или иной ситуации, как профессиональной, так и жизненной.

Педагогическая деятельность и консультанта, и советника не считается регламентированной, потому что и в том, и в другом случае действие осуществляется в ситуации возможности, а не долженствования, то есть тот, кому советуют, может соглашаться с советом и реализовывать его либо действовать по своему усмотрению.

  • Также стоит обозначить функции лидера того или иного сообщества. На этом человеке лежит огромная ответственность: он должен являться нравственным лидером, быть профессионалом своей деятельности, уметь мобилизовать силы людей и вести их за собой, а также просто быть наделенным харизмой. В профессиональной среде лидер отличается высокой нравственной и педагогической культурой.

Что касается подростковой среды, то там дело обстоит немного иначе: лидер данной общности людей так же должен выполнять перечень некоторых педагогических функций, однако, в данной ситуации возможно и негативное его воздействие на рост неокрепшей и формирующейся личности: лидер в состоянии формировать выгодное для него девиантное (уходящее от нормы) поведение.

Стоит отметить, что лидер может совсем не выполнять никаких педагогических функций. Он возлагает на себя роль педагога лишь тогда, когда у него есть потребность в повышении уровня каких-либо навыков членов сообщества и преобразовании сущности их межличностных взаимоотношений.

Структура педагогической культуры

Педагогическая культура является структурированной системой, в которой элементы находятся в единстве друг с другом при взаимодействии. Как составляющих данной системы можно определить следующие:

  • Имеющиеся в культуре понятия о воспитании и обучении, то есть совокупность взглядов на учение педагогики и уровень информированности о ней;
  • Осознание специфического содержания педагогической деятельности, то есть уровень педагогических мотивов, смыслов, принципов;
  • Разного рода педагогические приемы и методики, то есть уровень владения самыми разными, в том числе, актуальными и современными педагогическими техниками;
  • Уровень владения этическими педагогическими нормами;
  • Уровень профессионализма и педагогического стажа (опытность в вопросе).

Таким образом, можно сделать вывод, что с точки зрения культурологии под педагогической культурой принято понимать полноценный комплекс качеств педагогической деятельности, который, с одной стороны, основывается на традициях, нормах, а с иной – на инновациях в образовательной сфере.

Педагогическая культура – это составная часть общей культуры, в которой находят отражение духовные и материальные ценности воспитания и образования, а также способы творческой педагогической активности, которые являются достижениями каждой исторической эпохи, необходимыми для успешной социализации личности.

Современным обществом перед педагогами, воспитателями и родителями ставится задача воспитать высокообразованную и хорошо воспитанную личность. Формирование поведенческой культуры – один из актуальных и сложных вопросов, который должен решаться теми, кто имеет к детям непосредственное отношение. Интерес к этой теме вызван снижением воспитательного воздействия семьи и российской национальной культуры в воспитательной области.

Поведенческая культура способствует общению человека с окружающими людьми, обеспечивая ему эмоциональное благополучие и комфортное сочувствие. Быть воспитанным и культурным – не достояние определенного круга людей, стать гармоничной личностью и уметь достойно себя вести в любой ситуации – право и обязанность каждого индивида.

В общем смысле под культурой понимают исторически определенный уровень общественного развития, творческих сил и способностей человека, которые выражаются типами и формами организации жизнедеятельности людей, их взаимоотношениях, а также материальных и духовных ценностях, которые ими создаются.

В узком смысле культура рассматривается в качестве сферы духовной жизни людей, способа осуществления ими профессиональной и других типов деятельности.

Сущность культуры определяют способы осуществления жизнедеятельности, в связи с чем, принято выделять несколько разновидностей культур, которые связаны с разными сферами деятельности людей: общение, потребление, досуг, быт и пр.

Культура в ее материальной и духовной сферах представляет существенную характеристику жизни общества. Человек формируется в ходе своей деятельности в качестве культурно-исторического существа через усвоение языка, приобщение к ценностям, традициям и пр. Иными словами, человек – это продукт, представитель и носитель культуры.

Готовые работы на аналогичную тему

Общая культура педагога представляет результат развития личности, развитие социально значимых характеристик личности, которые реализуются в его профессиональной деятельности. Содержание общей культуры педагога состоит из нескольких компонентов:

  • экологическая культура – характеризует взаимосвязь человека и окружающей среды;
  • правовая культура;
  • коммуникативная культура;
  • экономическая культура.

Компоненты педагогической культуры

Педагогическая культура представляет собой составную часть общей культуры, в которой находят отражение ряд духовных и материальных ценностей образования и воспитания, а также творческая педагогическая деятельность, которая содержит в себе достижения разных исторических эпох, необходимые для полноценной социализации индивида.

Материальные ценности педагогической культуры представлены средствами воспитания и обучения. Духовные ценности общей культуры педагога – это педагогические знаний и теории, опыт, накопленный всем человечеством и выработанные профессионально-этические нормы. Педагогическая культура основана на общей культуре, и учитывая специфику деятельности учителей, что представляет часть общечеловеческой культуры.

Педагогическая культура является одним из уровней овладения педагогической теорией и практикой, современной педагогической технологией, способом творческой саморегуляции индивидуальных личностных возможностей в педагогической деятельности.

Бондаревская Е.В. к компонентам педагогической культуры относит:

  • гуманистическую культуру педагога по отношению к детям и способности быть воспитателем;
  • психолого-педагогическую компетентность и развитое педагогическое мышление;
  • образованность в области предмета преподавания и владение педагогическими технологиями;
  • опыт творческой деятельности, умение обосновывать собственную педагогическую деятельность в качестве системы – дидактической, воспитательной, методической, способности разрабатывать авторские образовательные проекты;
  • культуру профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегуляции своей деятельности и общения.

Профессионально-педагогическую культуру можно представить как модель, составляющие компоненты которой – аксиологический, технологический, личностно-творческий.

Аксиологический компонент основан на философском учении, затрагивающем материальные, культурные, духовные, нравственные и психологические ценности индивида и коллектива, а также социума и их соотношения с реальностью, их изменение в историческом развитии. Аксиологический компонент профессиональной культуры содержит в себе несколько групп ценностей педагогической деятельности:

  • профессионально-педагогические знания – знания особенностей детского возраста, правовой культуры и пр., а также мировоззрения – убеждение, интересы, предпочтения, ценностные ориентации в образовании;
  • культура умственного труда – научная организации трудовой деятельности, учет биоритмов, культура чтения и мышления и пр.;
  • свобода личности всех участников педагогической деятельности, уважение детской личности, соблюдение норм общей и педагогической этики.

Технологический компонент педагогической культуры -деятельностный компонент, способы и приемы взаимодействия участников образовательной деятельности.

Личностно-творческий компонент педагогической культуры - это творческая природа педагогической деятельности учителя, которая выражается индивидуально-творческим развитием учителя и детей, сочетанием приемов алгоритмизации и творчества, а также способностью учителя импровизировать, усваивать чужой опыт через творческое переосмысление, переработку и его органическое включение в собственную практику, что проявляется самореализацией сущностных сил педагога – его потребностями, способностями, интересами и дарованиями.

Важное место в педагогической культуре отведено его приобщению к современной культуре быта, основным правилам этикета и важнейшим категориям нравственности, изучение правил служебного этике – принципов ведения деловых бесед, культуры внешнего вида педагога, физической культуры.

Современное общество ставит перед педагогами, воспитателями и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого человека. Формирование культуры поведения - одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. Интерес к этой теме обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания.

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное сочувствие. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.

Культура в общем смысле понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культура в узком смысле выступает как сфера духовной жизни людей, способ осуществления ими профессиональной и иной деятельности.

Сущность культуры определяется способами осуществления жизнедеятельности, поэтому выделяют разновидности культур, связанных с различными сферами человеческой деятельности: общения, потребления, досуга, быта и т. д.

Культура в ее материальной и духовной формах является существенной характеристикой жизни общества. Человек формируется в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо посредством усвоения языка, приобщения к ценностям, традициям и т. д. Таким образом, человек является продуктом, представителем и носителем культуры.

Общая культура педагога – это результат личностного развития, развития социально значимых личностных характеристик, реализуемых в его профессиональной деятельности. В содержании общей культуры педагога можно выделить несколько компонентов: экологическую культуру (характеризующая взаимосвязь человека с окружающей средой); правовую, коммуникативную, экономическую, и т. д. культуры.

Педагогическая культура – часть общечеловеческой культуры, в которой проявляются духовные и материальные ценности образования и воспитания, способы творческой педагогической деятельности, содержащие в себе достижения разных исторических эпох и необходимых для социализации личности.

Материальные ценности педагогической культуры – это средства обучения и воспитания. Духовные ценности педагогической культуры – это педагогические знания, теории, концепции, накопленный человечеством педагогический опыт и выработанные профессионально - этические нормы. Педагогическая культура базируется на общей культуре и с учетом специфики деятельности педагога является частью общечеловеческой культуры.

Педагогическая культура – уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности.

Е. В. Бондаревская среди компонентов педагогической культуры выделяет :

- гуманистическая культура педагога по отношению к детям и его способность быть воспитателем;

- психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление;

- образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями;

- опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую, способность разработать авторский образовательный проект;

- культура профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегуляции собственной деятельности, общения.

Профессионально-педагогическая культура может быть представлена в виде модели, составляющими компонентами которой являются аксиологический, технологический, личностно-творческий (И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.).

Аксиологический компонент педагогической культуры основывается на философском учении о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношение с реальностью, их изменение в процессе исторического развития.

Аксиологический компонент профессиональной культуры содержит в себе принятие таких ценностей педагогического труда, как:

- профессионально-педагогическое знание (психологические, историко-педагогические, знание особенностей детского возраста, правовая культура и т. д.) и мировоззрение (убеждения, интересы, предпочтения, ценностные ориентации в области образования);

- культура умственного труда (научная организация труда, учет биоритмов, культура чтения, культура мышления и т. д.);

- свобода личности всех участников педагогического процесса, уважение личности ребенка, следование нормам общей и педагогической этики и т. д.

Технологический компонент педагогической культуры - это деятельностный компонент, способы и приемы взаимодействия участников образовательного процесса, культура общения, использование педагогической техники, информационных и образовательных технологий.

Личностно-творческий компонент педагогической культуры понимается как творческая природа педагогической деятельности педагога, выражающаяся в индивидуально-творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации и творчества, в способности педагога к импровизации, к усвоению чужого опыта путем творческого переосмысления, переработки и его органического включения в собственную практику; проявляется в самореализации сущностных сил педагога – его потребностей, способностей, интересов, дарований.

Важное место в культурологической подготовке педагога занимает его приобщение к современной бытовой культуре, основным правилам этикета и важнейшим нравственным категориям; знание правил служебного этикета (принципы ведения деловых бесед, культура внешнего вида педагога, физическая культура.

Бондаревской Е. В. – Ростов н/ Д: РГПУ, 1995. – 170 с.

Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – М. : Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.

Шиянов, Е. Н. Развитие личности в обучении: учебное пособие / Е. Н.

Инновационная культура современного педагога Характерной чертой современного мирового развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования постиндустриального общества.

Комплексно-тематический план на декабрь 2015 года. Общая сетка (средняя группа) Развёрнутое планирование на декабрь месяц Неделя, число Наименование мероприятия Цель Содержание, формы работы 1 неделя с 1декабря по 4.

Общая характеристика детей 6 лет В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма, увеличивается рост и вес ребенка, изменяются пропорции тела. Области.

Обзор связи понятий — педагогическая культура, профессиональная деформация, синдром эмоционального выгорания Коллеги, хочу предложить на обсуждение тему по по синдрому эмоционального выгорания (далее - СЭВ). Конец учебного года, а так же повышающиеся.

Профессиональная компетентность учителя-логопеда в контексте ФГОС ДО Профессиональная компетентность- предполагает определение знаний,наличие опыта в той или иной области,или сфере деятельности человека. Педагогическое.

Читайте также: