Педагогическая деятельность тихомирова кратко

Обновлено: 04.07.2024

1. Высшие женские педагогические курсы………………………………………. 4

2. Д.И.Тихомиров – известный педагог……………………………………………8

Современные тенденции развития школы, обновление системы образования вызывают необходимость повышения качества подготовки педагогических кадров. Для разработки современных концепций образования важно знание конкретного исторического опыта, позитивные результаты которого могут оказать существенную помощь в подготовке современных специалистов высокого уровня, так как традиции помогают сохранять стабильность, обеспечивают устойчивость, представляют собой своеобразную платформу для движения вперед.

Особый интерес в этом отношении представляет период, охватывающий вторую половину XIX - начала XX века, когда происходили кардинальные изменения во всех сферах жизни общества. В это время открывались различные учебные заведения по подготовке учительских кадров - от высших учебных заведений, до педагогических курсов.

Как отмечают исследователи системы образования, подготовленные и обученные народные учителя появились в России в 50 - 60-ые гг. XIX в., в дореформенное время, профессиональные педагоги имелись только в городских приходских училищах.

В 60—70-х гг. 19 в. были открыты Высшие женские курсы университетского типа, готовившие учителей главным образом женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ. Широкую известность имели Высшие женские курсы воспитательниц и учительниц Д.И.Тихомирова в Москве, Женский педагогический институт в Петербурге, Фребелевские курсы в Петербурге, Фребелевский институт в Киеве и другие. [2]

1. Педагогические курсы

Педагогические курсы - одна из форм повышения квалификации и подготовки учителей общеобразовательной школы и преподавателей специальных учебных заведений. В дореволюционной России получили распространение во второй половине 19 века летние учительские курсы, организуемые земствами, городскими управами, педагогические курсы (двухгодичные), педагогические классы при женских гимназиях.

В числе руководителей летних педагогических курсов были педагоги И.Н.Ульянов, Н.Ф.Бунаков, Д.И.Тихомиров, В.И.Водовозов, В.П.Вахтеров. Учительниц, имевших право преподавать в женских гимназиях и младших классах мужских гимназий, готовили высшие женские курсы педагогического профиля. В первые годы Советской власти педагогические курсы осуществляли подготовку и переподготовку учителей в соответствии с задачами новой, социалистической системы народного образования. С созданием институтов усовершенствования учителей эти педагогические курсы перешли в их систему. [3]

Высшие женские курсы — высшие учебные заведения для женщин в дореволюционной России. Они возникли под влиянием демократического движения 60-х годов XIX века.

В 1863 году в ответ на запрос Министерства народного просвещения большинство университетов, за исключением Московского и Дерптского, высказались за предоставление женщинам права на высшее образование. Несмотря на это, по университетскому уставу 1863 года доступ в университеты женщинам разрешен не был.

Организации высших женских курсов в России предшествовала борьба за создание женских университетов, которая длилась более десяти лет и участие, в которой приняли широкие круги русской общественности.

В 1872 году были открыты Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге и Высшие женские курсы профессора Московского университета В.Н. Герье в Москве. Открывшиеся в 1876 году в Казани и в 1878 году в Киеве Высшие курсы для женщин имели по два факультета: физико-математический и историко-филологический.

В 1878 году в Петербурге кружком прогрессивной интеллигенции во главе с ученым и общественным деятелем А. К. Бекетовым были учреждены Бестужевские высшие женские курсы (названы по имени профессора русской истории К.Н.Бестужева-Рюмина, который был официальным учредителем курсов и возглавлял их в 1878—82 годах).

В период контрреформ Александра III, в 1881 году, царское правительство предрешило закрытие всех женских курсов. В 1886 году по распоряжению Министерства народного просвещения прием на Высшие женские курсы был прекращен, и несколько позже они были закрыты.

Возрождение высших женских курсов оказалось связано с расширением демократического движением конца XIX — начала XX века. В Петербурге и в Москве были восстановлены некоторые женские курсы, стали открываться новые, однако с целым рядом ограничений. В Петербурге в 1904 году открылись Стебутовские высшие женские сельскохозяйственные курсы, в 1906 году — Женский политехникум, Историко-литературные и юридические женские курсы Раева, Юридические курсы Песковской, Естественнонаучные курсы Лохвицкой. В Москве были организованы Историко-филологические и юридические курсы Полторацкой, Высшие женские педагогические курсы, Высшие женские медицинские курсы, Высшие женские сельскохозяйственные курсы. В течение 1905—16 годов высшие женские курсы были также созданы в Одессе, Харькове, Киеве, Варшаве, Дерпте, Казани, Тифлисе, Новочеркасске, Томске. Курсы не финансировались правительством и существовали на благотворительные средства и плату за обучение.

Значительную роль в развитии женского образования в России сыграли курсы Герье и особенно — Бестужевские курсы. Общеобразовательные курсы Герье вначале были двухгодичными, с 1879 года был введен трехлетний, а затем и четырехлетний срок обучения. Преподавали на курсах профессора Московского университета, в том числе выдающиеся русские ученые В.О.Ключевский, Ф.А.Бредихин, Ф.И. Буслаев, Д.Н. Анучин. Как и другие женские курсы, курсы Герье в конце 80-х годов были закрыты. В 1900 году они открылись, имея в своем составе три факультета: историко-филологический, физико-математический и собственно математический; в 1906 году был создан медицинский факультет.

Бестужевские курсы были первым женским университетом в России. В состав курсов входили три факультета: словесно-исторический, физико-математический и специально математический, в 1906 году открылся четвертый факультет — юридический. Срок обучения на курсах до 1881 года был 3-годичный, затем — 4-годичный. Лекции читали профессора Петербургского университета, в частности Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Д.Н. Овсянико-Куликовский, О.Ф.Миллер.

Попытка добиться для девушек, окончивших курсы, права преподавания во всех классах женских гимназий была отклонена правительством. Хотя высшие курсы давали знания в объеме историко-филологического факультета университета, выпускницам не присваивалось никакого звания.

Сравнительно в меньшей степени, нежели другие учебные заведения, связанные с опекой Министерства народного просвещения, курсы имели возможность применять передовые методы преподавания, основанные на самостоятельной работе слушательниц. В 1886—89 годах прием на курсы Бестужевские был прекращен, но они были единственными женскими курсами, которые продолжали работать в эти годы благодаря широкой общественной поддержке. В 1889 году правительство было вынуждено разрешить новый прием слушательниц на курсы, но лишило их автономии, которой они пользовались в первые годы: была повышена плата за обучение, слушательницам было разрешено проживание только у родных или в общежитии. После 1905 года на курсах была введена предметная система обучения; число слушательниц на Бестужевских курсах в год их организации составляло свыше 880 человек (в том числе 348 вольнослушательниц), в 1914 году – уже около семи тысяч. Выпускницы курсов получали право преподавать в женских средних учебных заведениях и в младших классах мужских средних школ.

Из среды слушательниц женских курсов вышло немало замечательных деятелей науки и искусства, в том числе действительный член АН СССР П.Н. Полубояринова-Кочина, член-корреспондент АН СССР В. Пигулевская, писательница А. Караваева.

После Октябрьского переворота все женские курсы были закрыты. [1]

2. Тихомиров Д.И. – известный педагог

Тихомиров Дмитрий Иванович - известный педагог, деятель народного образования, издатель и редактор. Родился в 1844г., и первые десять лет его жизни прошли в небольшом селе Рождествене Костромской губернии. Неизгладимое впечатление оказало на его нравственное развитие отношение отца к простым людям, к их нелегкому труду. Успешно окончил Костромское духовное училище, по воле отца продолжал учёбу в Ярославском военном училище. Через два года Д.И.Тихомирова как лучшего ученика перевели в только что открытые классы военного училища в Петербурге, а ещё через два года он был направлен в Москву, во вновь организованную учительскую семинарию военного ведомства. Именно в этой семинарии Д.И.Тихомиров сложился как педагог. Годы учения (1862-1866) совпали со временем реформ и высокого подъёма общественной жизни всей России.

Статьи Тихомирова появлялись в "Народной Школе", "Семье и Школе", "Русской Мысли", "Русских Ведомостях", "Санкт-Петербургских Ведомостях", "Курьере" и других периодических изданиях. Деятельное участие Тихомиров принимал в работах московского комитета грамотности, московской комиссии по устройству народных чтений, "Учебного Отдела московского отделения Императорского русского технического общества", московского общества воспитательниц и учительниц московского педагогического общества. Педагогические взгляды Тихомирова подробно изложены в издании, изготовленном для всемирной выставки 1900г.: "Литературно-педагогические труды Д.И.Тихомирова".

Много сил Д.И.Тихомиров отдавал подготовке учителей для народной школы, считая ее культурным центром в селе.

Д.И.Тихомиров - один из последователей К.Д.Ушинского, руководитель педагогических курсов.

Формирование педагогических взглядов Д.И.Тихомирова связано со становлением педагогической науки в России, с демократическим движением в стране, с его жизнедеятельностью и отражает преемственную линию прогрессивной мысли русской педагогики. Аксиология педагогических взглядов Д.И.Тихомирова представлена с гуманистических позиций, поскольку человек рассматривается им как высшая ценность общества и самоцель образования.[5,67]

Д.И.Тихомиров внес значительный вклад в русскую дореволюционную учебную литературу, в подготовку педагогических кадров и в развитие русской школы в конце XIX – начале XX вв.

В это время зарождается новый тип школы, поддерживающей гуманные отношения между учителями и учениками; открываются курсы по подготовке городских учительниц.

Долголетняя педагогическая практика, опыт и наблюдения, непосредственное изучение народной школы привели Д.И.Тихомирова в итоге к формированию идеала, к которому должно стремиться народное просвещение.

Сущность педагогической концепции Д.И.Тихомирова заключается в осуществлении духовно-нравственного воспитания в условиях педагогического процесса и включает в себя: 1) систему педагогических идей духовно-нравственного воспитания; 2) определение цели и задач воспитания и обучения; 3) принципы организации учебно-воспитательного процесса; 4) содержание образования; 5) представления о роли учителя.

В основе его педагогической концепции лежат следующие положения:

Главным средством воспитания, по мнению Д.И.Тихомирова, является образование (передача ученику знаний, мыслей, чувств, передача веками и тысячелетиями накопленного человечеством духовного богатства).

Во втором случае, большое воспитательное значение Д.И.Тихомиров придавал книгам, в которых есть образцы добродетелей; сказкам, которые служат не только забавой, развлечением, но и назиданием, нравоучением, отражением мировосприятия истории народа и народного духа; басням; научным статьям по географии и истории.

Представляет интерес его подход к разъяснению нравственных понятий. Разъясняя тот или иной случай, выясняя ту или другую сторону нравственного понятия, учитель не должен спешить сообщать детям отвлеченное правило, если для понимания его во всей его полноте нет еще у ребенка достаточных основ. Чтобы дойти до понимания главного содержания произведения, прежде всего, необходимо разъяснить сущность понятий и выражений в их непосредственной связи, а далее установить связь между мыслями, заключенными в этих выражениях.

Богатый гуманизирующий материал, по мнению Д.И.Тихомирова, предлагают школе избранные сочинения классиков отечественной и мировой литературы. Однако для восприятия и усвоения этих духовных богатств требуются прочные навыки, приобретаемые упражнениями, серьезное вдумчивое понимание. Эту подготовку может дать только хорошо поставленная школа.

Учебные и методические пособия Д.И. Тихомирова основаны на приоритете человековедческого материала (отношения человека с человеком, природой, обществом, государством). Включив в содержание своих учебников статьи по истории и географии России, он полагал, что они содействуют развитию в детях патриотизма, сознательной любви к Отчизне. Правильно поставленное историческое чтение должно показывать примеры служения Родине, внушать чувства долга по отношению к настоящему и будущему, а также выяснять отношения отдельной личности к историческим событиям.

Учителю для достижения своих целей необходимо обладать искусством воспитания учения, т. е. уметь воспитывать и учить; основательно знать, что именно внушать воспитаннику, какие мысли и чувства ему прививать, во имя чего и в какую именно сторону направлять его волю. Кроме этого, от учителей педагог требовал не бояться новизны, совершенствоваться; изучать физическую и духовную природу человека и законы его развития.

Большое значение Д.И.Тихомиров придавал вопросам дисциплины, организации школьного коллектива, основанного на равенстве и уважении прав и обязанностей, взаимопомощи между старшими и младшими, девочками и мальчиками. Причем взаимопомощь он рассматривал не как обязанность, а как внутреннюю потребность каждого духовно богатого человека. Сплочению детского коллектива, по его мнению, способствует совместный труд и отдых.

Педагог уделял особое внимание роли христианского элемента в духовно-нравственном становлении личности. Д.И.Тихомиров, детально проанализировав существующее религиозное образование, пришел к выводу: недостаток религиозного воспитания заключается в разобщенности религиозного учения с жизнью, в отсутствии вполне доступных и непосредственно применимых к жизни мыслей, понятий и соединенных с ними живых впечатлений, которые были бы доступны ребенку и взрослому. Такая постановка преподавания, по его мнению, никакого благотворно-воспитывающего воздействия в нравственном отношении не имеет. Принципы дидактики должны быть положены и в основу преподавания религиозных дисциплин. Как и при изучении родного языка, истории, географии так и в учении о вере христианской и нравственности он настаивал на необходимости начинать с наглядного и близкого.

Чтению религиозно-нравственной литературы Д.И.Тихомиров придавал такое же значение, как и художественной и научно-популярной литературе, поскольку она заключает в себе свое особое, образующее и воспитывающее содержание, и ни одна из этих трех областей знаний и впечатлений не может быть заменена другою.

Крупная заслуга Д.И.Тихомирова состояла в том, что он сохранил преемственную связь с эпо­хой, связанной в истории народной школы с именами К.Д. Ушинского, В.С. Стоюнина и В.Н. Водовозова, остался верен ее идеалам и, главное, благодаря своему практическому чутью и такту, сумел осуществить их и дать им широкое распространение среди учителей в наиболее смутную и тяжелую эпоху жизни народной школы.

Научно-педагогическая деятельность Д.И.Тихомирова нашла должную оценку и в зарубежной прессе. Профессор Орлеанского лицея Раsсаl Моnеt был убежден, что имя этого педагога навсегда останется в истории русской педагогики, поскольку именно он одним из первых нашел практические методы пропагандирования и распространения начального образования и сумел внедрить свой уникальный педагогический опыт в практику учителей начальной школы; именно он постоянно подчеркивал, что недостаточно учить детей только чтению, письму и счету, что роль настоящего воспитателя – внушать ученикам идеи благородства, нравственности и добра.[9]

Высшие женские курсы — высшие учебные заведения для женщин в дореволюционной России. Они возникли под влиянием демократического движения 60-х годов XIX века.

Д.И.Тихомиров внес значительный вклад в русскую дореволюционную учебную литературу, создав серию учебников для первоначального обучения. Как методист он разработал передовой метод обучения родному языку, тем самым он внес свой вклад в развитие начального образования.

Педагог через свои печатные труды, выступления на педагогических съездах и курсах пытался донести до каждого учителя важную мысль: такие ценностные качества личности, как доброта, порядочность, честность, трудолюбие, ответственность, достоинство, формируются и определяются через отношения человека к человеку, к природе, к обществу.

Учителю для достижения своих целей необходимо обладать искусством воспитания учения, т. е. уметь воспитывать и учить; основательно знать, что именно внушать воспитаннику, какие мысли и чувства ему прививать, во имя чего и в какую именно сторону направлять его волю. Кроме этого, от учителей педагог требовал не бояться новизны, совершенствоваться; изучать физическую и духовную природу человека и законы его развития.

Таким образом, педагогическое наследие Д.И.Тихомирова обладает большим потенциалом нравственного воспитания, необходимого для современного образовательного процесса.

Джентльмен — это человек, обладающий всеми качествами святого, кроме святости. Хью Кингсмилл
ещё >>


Димитрий Иванович Тихомиров и его педагогическая деятельность

(Речь, произнесенная на акте Владимирского женского епархиального училища 21 ноября 1915 г.)

«В сороковой день по кончине выдающегося русского педагога Димитрия Ивановича Тихомирова нахожу благовременным вспомнить о нем, тем более, что вспоминать о почивших, которые трудились при своей жизни для общей пользы, и справедливо, и поучительно. Справедливо потому, что оставшиеся в живых пользуются трудами их. Поучительно потому, что жизнь лучших людей, трудившихся для общественной пользы, может служить примером лучшей жизни и деятельности.



Димитрий Иванович Тихомиров

Д.И. Тихомиров родился 24 октября 1844 года в с.Рождествено Нерехтского уезда, Костромской губернии (ныне Ивановская область, Приволжский район) в семье священника.

Окончил ярославское военное училище, учительские курсы в Петербурге, а в 1866 году - первым учеником - военную учительскую семинарию в Москве. И 13 августа того же года начал работать преподавателем в образцовой школе при той же семинарии. В это время начинают открываться различные школы – воскресные, городские, сельские. Д.И. Тихомиров вместе со своими друзьями начал заниматься на фабрике Михайлова - вечером и утром по воскресеньям. Тут разрабатывались новые приемы обучения, чему и как учить на уроках родного языка. В это время он начал печатать свои статьи в педагогических журналах, становится известным педагогом в Москве. В 1900 году избран гласным членом Московской думы, усердно работает в комиссиях по вопросам процветания и роста школ.

Помимо преподавательской деятельности и участия в комитете грамотности, Дмитрий Иванович взял на себя еще две ответственные обязанности: во-первых, инспектировать две фабричные Морозовские школы – во Владимирской и Тверской губерниях, во-вторых, инспектировать школы московского благотворительного общества.

Всероссийское и международное признание заслуг Д.И. Тихомирова на поприще просвещения и образования – закономерный результат его подвижнической педагогической деятельности: большая золотая медаль Санкт-Петербургского комитета грамотности (1888 г.), золотая медаль всемирной выставки в Париже (1900 г.), статьи о его работах печатали американские и французские журналы (1901 г.) В 1900 году была организована Всемирная выставка работ Д.И. Тихомирова.

Очень хочется верить в то, что, занимаясь по букварям и азбукам будущего, дети с первых шагов на пути к грамотности будут знать историю своей земли, ее традиции и будут верить в добро.

В.Л.Тихомирова

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Псевдонимы: Д. Т.; Новгородский, Д.; Т.

Источники:
• Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. — Т. 4. — М., 1960. — С. 470

Тихомиров Дмитрий Иванович (1844-1915) - деятель народного образования, прогрессивный педагог, создатель ряда учебных пособий для начальной школы. Курсы, на которых он преподавал, впоследствии были названы Тихомировскими. С декабря 1894 г. - редактор журнала "Детское чтение".

ТИХОМИРОВ Дмитрий Иванович (1844-1915) - российский педагог, организатор первых в России вечерних школ для рабочих. Труды по методике начального обучения, учебники и книги для чтения в начальной школе.

Читайте также: