Педагогическая деятельность и ее структура кратко

Обновлено: 16.05.2024

Педагогическая деятельность - особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим культурно-исторического опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая деятельность может быть непрофессиональной и профессиональной.

Например, непрофессиональную педагогическую деятельность выполняют родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, учебные, производственные и другие группы, в известной степени средства массовой информации.

Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях.

Профессиональная педагогическая деятельность - это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является воспитание, обучение, развитие обучающихся.

В ней можно выделить следующие структурные компоненты: мотив, цель, предмет, способы осуществления, результат.

Мотивыпроявляются на этапе профессионального самоопределения. У современных студентов мотивы выбора часто не осознанны. Но в процессе обучения часто происходит перестройка мотивов, профессия приобретает личностный смысл, эмоциональную окрашенность. Мотивы, побуждающие такую деятельность, называют смыслообразующими.

Цель педагогической деятельности определяется обществом. Она носит обобщенный характер, и у каждого педагога преобразуется в индивидуальную установку, которую он реализует в своей деятельности.

Общая цель педагогической деятельности - это приобщение человека к ценностям культуры, формирование разносторонне развитой личности.

Реализация общей цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда.

Предметомпедагогической деятельности является разностороннее развитие индивида: физическое, психическое, духовное, интеллектуальное и т. п. На конкретном этапе педагогической деятельности предметом становятся отдельные направления развития.

Субъектами педагогической деятельности являются педагоги, родители, группа (коллектив) учащихся. Объект тот, кого воспитывают, формируют как личность. При самовоспитании, самообразовании объект и субъект совпадают. Объект педагогической деятельности становится субъектом при условии учета особенностей воспитуемого, его потребностей, возможностей, стимуляции его активности. Только в таком случае педагогическая деятельность из субъектно- объектной превращается в субъектно-субъектную. При этом надо помнить, что брак в воспитательной работе имеет необратимые последствия. Поэтому педагогу важно избегать небрежности, грубости, резкости в общении с детьми.

Результат педагогической деятельности соотносится с ее целью. Результат - это реально достигнутый итог педагогической деятельности. Однако особенностью педагогической деятельности является то, что педагогу не всегда удается пожинать плоды своего труда, они проявятся в будущем. Воспитатель ДОУ не узнает, во что вылились его старания.

Продуктом педагогической деятельности могут быть новообразования в развитии личности. К ним можно отнести: физическое здоровье индивида, его знания, умения, навыки, черты характера. Конечным продуктом педагогической деятельности можно считать, например, воспитанность (по И. И. Прокопьеву).

Еще одной особенностью педагогической деятельности является то, что невозможно определить меру вклада в развитие конкретного ребенка. В процессе воспитания и обучения задействованы многие лица. Поэтому современный педагог должен проникнуться мыслью, что воспитание ребенка – коллективное дело, забота об успешных результатах требует единения (согласования подходов к воспитанию, его содержанию, приемов осуществления), сил всех заинтересованных взрослых. Инициатор такого единения – педагог как лицо, профессионально подготовленное к образовательной работе.

Оценка продукта (результата) педагогической деятельности - это сравнение качества полученного продукта (результата) с целью педагогической деятельности и соответствующая его оценка. Корректирующие педагогические действия необходимы тогда, когда полученный результат (продукт) деятельности расходится (не совпадает) с изначально поставленной целью.

Следует отметить, что педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, т.к. ориентирована на стимулирование, организацию, коррекцию работы всех участников воспитательного процесса.

Педагогическое творчество – непременное условие современного педагогического процесса, центральной фигурой которого стал ребенок как неповторимая и уникальная личность. Поэтому в содержании работы, в подборе средств и методов воздействия на детей не должноо быть однообразия и шаблонности.

Профессиональная деятельность педагога ДОУ была предметом пристального изучения педагогов и психологов (Л.Г. Семушина, В.И. Логинова, Р.С. Буре). Было отмечено, что черты педагогической деятельности воспитателя приобретают специфическую окраску, связанную в возрастными особенностями детей дошкольного возраста. Период от рождения до школы обеспечивает общее развитие, которое служит фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и освоения различных видов деятельности.

Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности определяет соответствующие требования к личности воспитателя, необходимость осознания величайшей ответственности за ребенка, его развитие.

Отсюда вытекают важнейшие функции педагога: ( С.А. Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика стр. 19- 29).

- создание педагогических условий для успешного воспитания детей;

- обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей;

-участвовать в педагогическом просвещении родителей;

- регулировать и согласовывать воспитательные воздействия семьи и дошкольного учреждения.

Осуществление воспитательно-образовательной работы- основная функция воспитателя ДОУ. Она реализуется в планировании предстоящей работы на основе программно- методической документации, в непосредственном проведении этой работы, в анализе ее результатов.

Современный педагог обязательно работает над своим профессиональным самосовершенствованием (использует разные формы самообразования), участвует в опытной, исследовательской , проектной деятельности.

Таким образом, профессиональная деятельность воспитателя многогранна по своему содержанию, и условно делится на ряд функций (направлений).

Следует отметить, что само содержание педагогической деятельности предъявляет ряд специфических требований к личности воспитателя.

- профессиональная направленность (комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание). Ядром профессиональной направленности является любовь и интерес к детям. В работе с дошкольниками необходимы чуткость, доброта, ласка, теплота, готовность прийти на помощь.

Высокая общая и профессиональная культура, интеллигентность, моральная чистота, гражданская ответственность важны для современного педагога. От воспитателя требуются: эмоциональная устойчивость, наблюдательность, требовательная доброта, справедливость, высокая работоспособность, эмпатия.

Педагогический такт- означает чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия. Тактичность педагога означает, что он сохраняет личное достоинство, не ущемляет самолюбие детей, их родителей, коллег по работе. Признаками педагогической бестактности являются формальное отношение к детям, невыдержанность, грубость.

Педагогическая зоркость- проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перпективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом. Это умение видеть, слушать, чувствовать детей, понимать психическое состояние.

Педагогическая рефлексия– это самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью. Причины неудач прежде всего искать в себе, не торопиться оправдать их внешними факторами.

Деятельность педагогамоногогранна и предполагает овладение разнообразными профессиональными умениями: гностическими, конструктивными, коммуникативными, организаторскими, специальными.

Гностические умения-это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом. Педагогу важно также знать и воспитательные возможности семьи.

Конструктивные умения – необходимы для проектирования пед.процесса, воспитания детей с учетом перпектив образовательной работы.

Коммуникативные умения- необходимы для установления педагогически целесообразных взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса.

Организаторские умения- распространяются и на собственную деятельность и на деятельность детей, родителей, коллег.

Специальные умения педагога- умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, шить, вязать и т.д.

Педагогическая деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. ПД может быть профессиональной быть и непрофессиональной (В. А. Сластёнин).

Основные виды педагогической деятельности – это воспитание и преподавание. Исходя из самой сути, мы определяем воспитание как взращивание воспитателем или воспитывающей группой опыта жизнедеятельности человека за счет развития его адаптивных свойств и духовно-нравственных качеств.

Если считать учениепроцессомактивного присвоения субъектом знаний и духовного наследия человеческого общества и формирование опыта их использования, то в нашем понимании преподавание (обучение) – это процесс актуализации, координации и систематизации учебной деятельности человека.

Структура педагогической деятельностипо Н. В. Кузьминой включает следующие функциональные компоненты: гностический; проектировочный; конструктивный; организаторский; коммуникативный.

С некоторыми уточнениями в структуре ПД можно выделить такие, относительно самостоятельные, функциональные виды деятельности:

1) познавательная подразумевает как общую эрудицию, так и знания предметные, методические, психологические;

2) проектировочная – выстраивание перспективы обучения и воспитания на ближайшее и отдаленное будущее в виде конкретного проекта (календарно-тематическое, поурочное планирование);

3) организационная – вовлечение педагогом ученического коллектива в познавательную и иные виды деятельности в соответствии с поставленными целями;

4) коммуникативная – создание и поддержание атмосферы позитивного общения, взаимопонимания, информативного взаимообмена;

5) исследовательская – изучение и совершенствование самого процесса ПД (В. Г. Рындак и др.).

Список использованной литературы

1. Борисова С. Г. Молодой учитель: Труд, быт, творчество. - М., 1983.

2. Введение в педагогическую деятельность / Под ред. В. А. Сластенина. - М., 1993.

3. Введение в профессионально-педагогическую специальность / Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого Кафедра педагогики Н.А.Шайденко Вершловский С. Г. Учитель о себе и о профессии. - Л., 1988.

4. Жильцов П. А., Величкина В.М. Учитель сельской школы. - М., 1985.

5. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1985.

6. Кондратенков А. В. Труд и талант учителя: Встречи. Факты Мысли - М., 1989.

7. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1995.

8. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону, 1997.

9. Мищенко А. И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991.

10. Соловейчик С.Л. Вечная радость. - М., 1986.

11. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. - М.; Ставрополь, 1991.

Тема 3. Личность педагога и его профессиональная компетентность

Аннотация:Уровень профессионализма педагога зависит от его компетентности (педагогической, социальной, психологической), а также от степени развития профессионально-педагогического мышления. Педагогическое творчество эффективно, если оно основывается на высокой профессионально-педагогической компетентности.

Ключевые слова:личность, личностные отношения, личностно-ориентированное образование, личность будущего учителя, объект и субъект деятельности, профессионально значимые качества личности учителя, компетентностный подход, компетентность, компетенция, профессионально-педагогическая компетентность.

План:

1. Психолого-педагогическая характеристика личности

2. Педагогическое призвание и педагогические способности

3. Проблемы личностных отношений в целостном педагогическом процессе

4. Современные требования к личности учителя

5. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство

Психолого-педагогическая характеристика личности

Личность как научная категория. Психолого-педагогическая характеристика личности, компоненты личности. Этапы становления личности. Личность как объект и субъект деятельности. Современные социокультурные условия и их влияние на личность. Концепция личностно-ориентированного образования.

Выделяяпрофессионально значимые качества учителя В. Г. Рындак считает, что о них, в первую очередь, можно судить по уровню знаний учителя (широкая эрудиция и конкретные предметные и методические знания), а также по результатам его деятельности, которые включают

1. Наличие у учащихся прочных и глубоких знаний по предмету.

2. Сформированность у учащихся устойчивого интереса к предмету, способности к самообразованию.

3. Наличие у учащихся прочных умений и навыков самостоятельного использования знаний по предмету в учебной и внеурочной деятельности, навыков учебного труда.

4. Сформированность творческих способностей учащихся, способностей к саморазвитию.

5. Развитие волевых качеств личности учащихся, способности к саморазвитию.

6. Развитие мышления учащихся.

К числу проф. значимых пед. качеств исследователь, помимо вышеназванных умений, относит также направленность, характер и способности.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Педагогическая деятельность – система обучающих и воспитывающих методов влияния учителя на ученика, с целью повышения уровня его интеллектуального, личностного, деятельностного развития, что является фундаментом самосовершенствования.

Элементы педагогической деятельности

Организаторский, конструктивный и коммуникативный компоненты – основа педагогической деятельности.

Конструктивный компонент выступает в качестве основного преподавательского инструмента. Его проявление наблюдается в процессе составления и проектирования учебного плана, создания материалов для последующего применения на практике. Деятельность педагога в рамках конструктивной работы ведется с опорой на преподавательский план, программу обучения, учебную и методическую литературу. Данный элемент включает в себя планирование содержания программы обучения, системы и порядка собственных действий обучающихся.

Прямую связь с конструктивным имеет организаторский компонент. Вся педагогическая деятельность неразрывно связана с рядом определенных действий, носящих организаторский характер. Основными типами таких действий являются:

  • Организация изложения.
  • Организация поведения и действий в рамках конкретной деятельности.
  • Организация работы учащихся.

Умелое сочетание данных направлений позволяет педагогу максимально эффективно выстраивать рабочий процесс и вести педагогическую деятельность соответственно установленным нормам.

Элемент коммуникативности в работе педагога обеспечивает точность, конкретность пояснений, доступность изложения понятий. Применение сравнительного анализа позволяет создать благоприятную атмосферу для запоминания материала учениками. В целом коммуникативная деятельность создает необходимое отношение обучающегося к предмету и способствует его правильному восприятию через педагога.

Детальное рассмотрение профессиональных компонентов требует изучения структуры и функций педагогической деятельности, а также позволяет подойти к решению некоторых, возникающих в процессе преподавания, проблем, а именно:

  • Развитие творческого потенциала педагога и умение преодолевать профессиональные стереотипы.
  • Уровень профессионализма преподавателя.
  • Психологическая подготовка и стрессоустойчивость.
  • Степень подготовки педагога к реализации системы развивающего преподавания.
  • Повышение квалификации учителя и многие другие.

Структура преподавательской работы

Как и в любом другом виде деятельности в профессии учителя также существует определенная конфигурация. Структура педагогической деятельности представлена таким образом:

  • Мотивация.
  • Предмет педагогической деятельности.
  • Педагогические средства и методы достижения поставленных целей.
  • Продукт и итог деятельности педагога.

Одно из ключевых мест занимает мотивация. Это относится не только к педагогической, но и к любой другой деятельности в целом. Таким образом, мотивы могут определяться в рамках одной из основных групп:

  • Долженствование.
  • Заинтересованность и увлеченность педагога профильным предметом.
  • Тяга к общению с обучающимися.

Исходя из вышеперечисленных мотивационных групп, выделяют педагогические модели:

  • С преобладанием чувства долга.
  • Доминирование интереса к профильному предмету.
  • С высокой степенью заинтересованности в общении с учениками.
  • Без преобладающей мотивации.

Преподаватели, относящиеся к последней группе, как правило, имеют более высокую квалификацию и пользуются авторитетом среди учеников и преподавательского состава.

Стимулирующими факторами для педагога в его деятельности также являются:

  • Материальная сторона.
  • Стремление к самоутверждению.
  • Личностная самореализация.
  • Профессиональные мотивы.

В преподавательской работе педагог также использует определенные средства, позволяющие построить процесс передачи знаний к ученикам должным образом. К таким средствам относятся:

Среди других способов передачи знаний от ученика к учителю можно отметить объяснение, показ, совместную работу, тренинги, практические занятия и прочее.

Таким образом, педагогическая деятельность и ее структура, кратко определяется умением эффективно выстроить рабочий процесс с использованием накопленных знаний, доступных методов и техник преподавания с учетом личностных и мотивационных характеристик педагога.

Продукт педагогической деятельности – сформированный у обучающегося личный опыт, представленный совокупностью нескольких компонентов. Оценка продукта педагогической деятельности происходит на основе выполнения учебно-контрольных действий, экзаменов, зачетов.

Итогом педагогической деятельности выступает уровень развития ученика, личностное и интеллектуальное совершенствование, становление как субъекта учебной деятельности.

Функции преподавательской работы

Функции педагогической деятельности, согласно общепринятой классификации, можно разделить на две основные группы: организационно-структурную и целеполагающую.

К целеполагающим принято относить ориентационную, развивающую, мобилизующую, информационную функции. В качестве организационно-структурных выделяют конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический компоненты педагогической деятельности.

В педагогической деятельности неизменно присутствует предметность, целенаправленность и мотивация. В качестве специфической характеристики педагогической деятельности выделяют продуктивность. Пять ее уровней позволяют определить эффективность работы педагога:

  • Репродуктивный. Неэффективный уровень деятельности, характеризующийся трансляцией той информации, которой педагог владеет лично.
  • Адаптивный. Малоэффективный уровень, подразумевающий построение учебного процесса с учетом особенностей обучающихся.
  • Локально-моделирующий. Среднепродуктивный уровень, где педагог формулирует цель, планирует результаты, подбирает комплекс средств, продумывает последовательность включения обучающихся в процесс.
  • Системно-моделирующий. Продуктивный уровень, характеризующийся владением стратегией формирования планируемой системы знаний, умений, навыков обучающихся по предмету.
  • Моделирующий. Высокопродуктивный уровень, при котором стратегия владения предметом превращается в средство формирования личности учащихся, потребности в самообразовании, саморазвитии, самовоспитании.

Таким образом, была представлена общая характеристика педагогической деятельности, которая позволяет перейти к более детальному изучению целей, средств, видов, специфики преподавательской работы.

Педагогическая деятельность – это обучающее и воспитывающее воздействие педагога на учащегося, направленное на его интеллектуальное, личностное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его самосовершенствования и саморазвития.

Спецификой педагогической деятельности является то, что она имеет особенный объект. В качестве объекта труда педагога выступает личность развивающегося человека. Орудием педагога выступают его знания и умение передать эти знания учащимся.

Структура педагогической деятельности имеет три взаимосвязанных компонента: организаторский, конструктивный и коммуникативный.

Конструктивный компонент педагогической деятельности

Конструктивный компонент педагогической деятельности – это деятельность, которая связана с осуществлением отбора, проектированием и композицией учебного материала, а также разработкой и созданием планов.

Данный компонент является основным, так как именно он заложен в фундамент деятельности каждого педагога. В собственной конструктивной деятельности педагог опирается на образовательные программы, учебные планы, методические пособия, учебники и т.д. Однако, все эти материалы подвергаются преобразованию под влиянием тех задач, которые педагог ставит перед собой, в зависимости от цели образовательного процесса, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их возможностей и потребностей.

Организацию каждого учебного занятия педагог начинает с его планирования, подбора необходимого вспомогательного и наглядного материала, связывания всех элементов урока в единую логичную цепь. Процесс планирования индивидуален у каждого педагога и во многом зависит от его педагогического мастерства.

Готовые работы на аналогичную тему

Конструктивная деятельность педагога, включает следующие элементы планирования:

  1. Содержание предстоящей педагогической деятельности (составление общего плана работы).
  2. Последовательность и система собственных педагогических действий в процессе урока.
  3. Последовательность и система действий учащихся во время урока.

Как показывает практика, основные проблемы в конструктивной деятельности, возникают у молодых педагогов. Это связано с тем, что они довольно часто увлечены тем обилием учебного материала, который представлен в настоящее время в различных источниках. Молодые педагоги не владеют достаточными навыками по обобщению и систематизации учебного материала, не умеют связывать его с прошлым опытом школьников, правильно и логично включить его в структуру деятельность учащихся.

Конструктивный элемент педагогической деятельности очень тесно связан с организаторскими умениями. С течением времени, педагоги набираются опыта, овладевают организаторскими способностями в полной мере, что положительно сказывается на их конструктивной деятельности.

Организаторский компонент педагогической деятельности

Организаторский компонент педагогической деятельности – это умение сформировать коллектив, организовать совместную деятельность учащихся.

Организаторский компонент педагогической деятельности учителя представлен тремя аспектами:

  1. Организация собственного изложения (беседа, рассказ и т.п.).
  2. Организация своего поведения и действий в соответствии с реальными условиями действительности.
  3. Организация деятельности учащихся (индивидуальная, групповая, коллективная).

Успешность организаторской деятельности педагога во многом зависит от того, как он умеет сочетать все три аспекта в своей работе. Зачастую на практике у педагогов отмечается преобладание одного из них.

Например, педагог дает много интересной и уникальной информации, но учащиеся не любят его уроки, не усваивают учебный материал. Связано это с тем, что педагог увлечен собственным рассказом и не замечает, как реагируют дети на происходящее. Ученикам не предоставляется возможности высказать свою точку зрения или мнения. А ведь основой в педагогической деятельности каждого учителя является достижение того, чтобы учащиеся не только хорошо знали учебный материал, но и умели рассуждать, доказывать, находить истину, приводить аргументы и т.д. Именно поэтому очень важно в педагогической деятельности грамотно организовать не только собственную деятельность, но и деятельность учащихся.

Для того, чтобы правильно организовать деятельность детей в рамках педагогического процесса, необходимо учитывать в первую очередь их возраст и ведущую деятельность. В разные возрастные периоды у детей в качестве ведущего вида деятельности выступают игра, учение, общение и учебно-профессиональная деятельность. Педагог должен уметь направлять каждую из данных сфер деятельности.

Коммуникативный компонент педагогической деятельности

Коммуникативный компонент педагогической деятельности – это один из важнейших факторов успешной профессиональной деятельности педагога.

От коммуникативного компонента педагогической деятельности зависит, как именно сложатся его взаимоотношения с учащимися и в целом успешность всей его профессиональной деятельности.

Представление о том, как педагог будет относиться к учащимся, формируется у них намного раньше, чем педагог начинает с ними взаимодействовать. Первое представление дети получают, оценивая внешний вид педагога, его позу, манеру общения и т.п.

Для того, чтобы коммуникативная деятельность педагога была успешной, ему необходимо учитывать потребности каждого возрастного периода.

Однако, вне зависимости от возраста, учащиеся особенно чувствительны к тому, как педагог их слушает, сколько внимания и терпения уделяет отвечающему. Они любят и ценят внимательных, выдержанных учителей.

Таким образом, каждый из компонентов структуры педагогической деятельности связан с другими, и требует от учителя большего или меньшего внимания в зависимости от уровня подготовленности и мастерства.

Читайте также: