Отличие проектной и исследовательской деятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

Старшеклассники часто стоят перед выбором – браться за исследование или проект. Но слишком часто бывает такое, что обнаруживается отсутствие у них опыта исследовательской деятельности, даже реферативной, в средних классах. Следовательно, очевиден ответ на вопрос, сможет ли такой учащийся взяться за проект и довести его до конца. Хотелось бы просто призвать учителей к тому, чтобы всех учащихся, оканчивающих 9-ый класс, обеспечивать элементарными исследовательскими навыками. Без них проективная работа невозможна, ибо проект предполагает всё же самостоятельность учащегося.

К сожалению, многими учителями ошибочно считается, что проектная и исследовательская деятельность – это одно и то же. Несмотря на некоторые общие моменты, всё же это разные виды деятельности, различия между которыми обнаруживаются почти на всех этапах работы, начиная с целеполагания и заканчивая качествами, развивающимися у учащихся в процессе деятельности.

Что точно будет общим для обоих видов деятельности, так это – средства достижения целей: информационные (на бумажных, электронных, магнитных, оптических носителях) и инструментальные (для рисования и черчения, для измерения, для копирования и печати, графические планшеты и т.п.) В остальном нетрудно обнаруживаются существенные различия. Сравним эти виды деятельности – исследовательскую и проектную.

Исследование требует установку некой истины. Здесь ведется наблюдение за объектом, достижение истины и установление новых знаний. При этом не ставится задача вмешательства в существование объекта. А проектная деятельность предполагает совершенствование среды, то есть мы используем полученные знания на практике, имея в итоге практический результат.

Субъект

Объект

При исследовании – интеллектуальный продукт, который устнавливает ту или другую истину и представляется в стандартном виде (доклад, статья, тезисы и др.). Продукт проекта может быть известен в истории общества, но он является новым для себя, субъективно неизвестным; этот продукт может быть материальным и нематериальным (технология, программа, рекомендации и т.д.)

Мотивация

В исследовании мы имеем дело с познавательным и научным интересом. В проекте, наряду с познавательным, выступает множество личностно значимых мотивов: самообразования и самосовершенствования, получения положительной оценки (отметки), самоутверждения в коллективе, ответственности перед обществом, семьёй, группой.

Время

Если исследовательская деятельность носит вневременной характер, то проект нацелен в будущее.

Система работы

Деятельность при исследовании строится по плану: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, работа с литературой и составление библиографического списка, выбор и освоение методов исследования, сбор данных и проверка гипотезы на собранном материале; обработка результатов, анализ и обобщение; выводы; возможная публикация в форме статьи или доклада. При проектной деятельности выделяютс три этапа: 1) организационный (поиск и анализ проблемной ситуации, выделение проблемы проекта, целеполагание, планирование); 2) технологический (поиск оптимального решения проблемы); 3) заключительный (реализация и презентация проекта, оценка проектной деятельности и результатов).

Критерии результативности

Если для исследования наиболее важна истинность (подтверждение или опровержение), то проекту важнее его реализуемость.

Продукт

Результат исследования – тезисы, доклад, статья. Проект дает как интеллектуальный, творческий продукт, так и конкретный, прикладной. Результат в проектной деятельности определяется видом объекта (материальный или нематериальный) и характером основной деятельности – это может быть разработанная концепция, которая содержит практическую программу, или реальные, уже реализованные услуги и изделия.

Методы

При исследовании – анализ, научное наблюдение, опрос в разных формах (интервьюирование, анкетирование), эксперимент. В проектной деятельности – алгоритмические и эвристические методы.

Первичные умения учащихся

На тот момент, как учащийся приступает к исследовательской работе, ему необходимы исследовательские, оценочные, аналитические и информационные умения. В проектной деятельности, наряду с названными, добавляются в качестве обязательных рефлексивные и презентационные умения.

Развиваемые личностные качества

В процессе исследовательской работы у учащихся развиваются наблюдательность, внимательность, аналитические навыки. Проект развивает самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.

Формы работы

Экспедиция, конференция, семинар, практика, научное общество, лабораторный опыт – это исследовательские формы. В проектной деятельности формы работы зависят в первую очередь от формы будущего продукта (это может быть сайт, клип, фильм, выставка, журнал, игра, карта, коллекция, костюм, модель, макет, оформление, мультимедийный продукт, пакет рекомендаций, сценарий, путеводитель, учебное пособие, план экскурсии и т.п.) и выбираются применительно к нему.

В заключение добавлю: старшеклассник, имеющий исследовательские навыки, успешен в проектной деятельности и в состоянии вести одновременно не один проект.

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам, исследованиям.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования п. 4.6. целевыми ориентирами возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования является проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.

От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского и проектного обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам проектного и исследовательского поиска.

Проектная и исследовательская деятельность — одни из самых эффективных видов деятельности детей, который положительно влияет на развитие умственной активности и творческой самостоятельности.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста проектная и исследовательская деятельность, наравне с игрой, является ведущими видами деятельности. Дети, участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и самостоятельность.

Проектная и исследовательская деятельность в детском саду неразрывны между собой.

Исследование — процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности; не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели, прототипа; является подготовительным этапом к использованию проектной деятельности; исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

2. Развитие познавательных способностей.

3. Развитие творческого воображения.

4. Развитие творческого мышления.

5. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности

В младшем дошкольном возрасте:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы – развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

В деятельности ДОУ используются следующие типы проектов:

1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей.

2. Ролево-игровые (театрализованные постановки с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).

3.Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки т. д.).

4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.).

1. По составу участников.

2. По целевой установке.

4. По срокам реализации.

В ходе проектного обучения повышается личная уверенность каждого участника через осознание своих возможностей, личный рост; развивается сознание значимости коллективной работы для получения результата, развиваются исследовательские умения (выявление проблемы, подбор необходимой информации, наблюдение практических ситуаций, выдвижение гипотез).

Природа творческого поиска едина как для взрослого, так и для ребенка. Поэтому проектно-исследовательская деятельность детей организуется по той же схеме, что и взрослого человека и включает следующие элементы:

- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

-обобщение полученных данных;

Выполнение любого проекта в ДОУ можно разделить на определенные этапы.

1. Подготовительный: воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи. Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. По вопросам и заданиям воспитателя дети воспроизводят элементы изученного материала.

Включает несколько шагов.

Совместное составление плана реализации проекта. Обсуждается план коллективно, в форме индивидуальной беседы:

- Что мы знаем? (Ответы детей записываются).

- Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать? (Ответы зачитываются и обобщаются).

2. Практический: воспитатель по необходимости оказывает детям практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

3. Заключительный: предполагаемые сроки реализации проекта; педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта, а дети активно помогают, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Существуют и другие возможные выходы проектной деятельности: выставка, газета, журнал, игра, коллекция, макет, модель, оформление группы, пакет рекомендаций, праздник, серия иллюстраций, сказка, экскурсия, историческая лента времени, альбом, коллаж, драматизация, реклама, концерт…

Требования к работе над проектом

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Эта проблема может быть обозначена воспитателем или детьми.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, т. е. определения вида продукта и формы презентации.

3. Каждый проект требует исследовательской работы детей, т. е. поиска информации, которая затем будет обработана и представлена участникам всей проектной группы.

4. Результатом работы над проектом является продукт. Это средство, которое разработали участники проекта для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Цель: сформировать у детей среднего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения.

Задачи: закреплять знания правил дорожного движения, расширять знания о светофоре, закреплять знания о правилах поведения в общественном транспорте, формировать навыки правильного поведения на дороге, расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД, систематизировать знания детей о ПДД путём проигрывания проблемных ситуаций, воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.

Тип проекта: информационный, творческий.

Вид проекта: по составу участников- групповой.

Сроки выполнения: с 11.01.2012г. по 12. 02.2021г.

Участники проекта: дети средней группы, родители.

Актуальность: чем раньше мы познакомим детей с правилами дорожного движения, сформируем у них навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше будет каких-либо происшествий на дороге.

Гипотеза: получение детьми знаний о правилах дорожного движения, создание творческих работ будут способствовать лучшему повышению познавательной мотивации и расширению кругозора.

  1. Подготовительный этап: обоснование актуальности выбранной темы; выбор методов научного познания: наблюдение, сравнение, анализ и синтез, обобщение; подготовка литературы, оборудования; поиск информации, работа с родителями.
  2. Практический этап: чтение с детьми литературных произведений о ПДД; чтение родителей с детьми произведений о ПДД; составление творческих рассказов; детское моделирование; творческая мастерская; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; подвижные игры, физминутка; игротека; прослушивание музыкальных произведений.
  3. Заключительный этап: предполагаемые итоги реализации проекта; защита проекта.

Я считаю, что проектная деятельность является актуальной, интересной и своевременной, потому, что знакомя детей с новыми понятиями, историческими фактами, педагог способствует расширению кругозора детей, формированию активного словаря, а значит развивает речевые умения и навыки личности, повышает уровень познавательных способностей, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности.

С введением федеральных государственных требований в систему дошкольного образования меняются требования и к воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательская деятельность может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи, так как наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, без внешних установок и ограничений по времени.

В современных условиях развития образования становится актуальным разработка и применение целесообразных педагогических технологий, которые позволяют активизировать самостоятельную познавательную деятельность дошкольников и обеспечивают подготовку их не только к деятельности исполнителя, но и к самостоятельной постановке и решению проблем, а также к самообразованию.

Методы для организации исследовательской деятельности дошкольников могут быть следующими: эвристические беседы – постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; опыты и эксперименты; фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; постановка и решение проблемных педагогических ситуаций; проектная деятельность познавательно-исследовательского характера.

Этапы организации исследовательской деятельности

Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений.

- О мире животных, насекомых и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т. д. ; условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).

-О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса.

-О человеке: мои помощники – глаза, нос, уши, рот.

-О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т. д.

-О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.

-О геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб.

Методические рекомендации, способствующие эффективному развитию исследовательских умений и навыков у дошкольников:

- тщательный подбор материала для обучения, для исследовательской и экспериментальной деятельности, обусловленный возрастными, психологическими и индивидуальными возможностями дошкольников;

- интеграция работы по развитию исследовательских умений и навыков с различными образовательными областями (экология, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, формирование элементарных математических представлений и логического мышления) и видами деятельности детей (ознакомление с природой, игры, обучение, труд, творчество);

- активное включение детей в реальную практическую исследовательскую, экспериментальную, трудовую деятельность, в поиск решения проблемных ситуаций;

- регулярное проведение тренингов по развитию умений определять цель и этапы исследования, выдвигать гипотезы и прогнозы, формулировать выводы и вносить предложения;

- базирование исследовательской деятельности на природоведческом материале, на доступных объектах живой и неживой природы;

- активная совместная деятельность педагога с родителями, направленная на развитие исследовательских умений и навыков, поисковой активности не только у детей, но и у родителей;

- полноценное информирование родителей об особенностях исследовательского поведения детей на разных возрастных этапах, о важности исследовательской деятельности для развития ребёнка, о правильной организации исследовательской, экспериментальной деятельности, исследовательского поиска решения проблемы;

- обеспечение развивающей среды для детского экспериментирования и исследовательской деятельности и её постоянное развитие, обновление;

Для успешного исполнения процесса по данному направлению в группе мы преобразовали предметно-развивающую среду и создали центр экспериментально-исследовательской деятельности соответствующий требованиям:

• безопасности для жизни и здоровья детей;

Цель: формировать представления о выращивание лука на перо в домашних условиях.

Задачи: совершенствовать знания о строении луковицы, об условиях необходимых для роста растения; вызвать познавательный интерес к выращиванию лука; расширять кругозор; воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.

Гипотеза: мы предположили, что если определить наиболее выгодный способ посадки лука на зелень в домашних условиях, то урожай будет больше и качественнее.

Проблема: как вырастить лук на перо в домашних условиях?

Условия выращивания лука: лук светолюбивое и влаголюбивое растение, для его выращивания необходимо создать благоприятные условия, главные из которых – свет, тепло и влага. Мы обсудили, что выращивать лук будем двумя способами: в пластиковом горшке (грунт –удобренная почва), выгонка зелени в воде. Посадили одну луковицу в стакан с водой комнатной температуры, а другие луковицы в ластиковые горшки в удобренную почву. Поставили лук на подоконник, в этом месте тепло и свет, а полив и рыхление почвы мы обеспечили сами. Вели наблюдения и зарисовывали рост лука по неделям.

Вывод: в ходе эксперимента мы выяснили, что наиболее выгодный способ выращивания лука на перо в зимнее время в комнатных условиях – это посадка лука в почву. В течение трёх недель перо прорастает быстрее, чем в воде.

Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к материальным и духовно-нравственным ценностям нашего мира.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Чем исследовательская деятельность отличается

от проектной деятельности

Приступая к выбору темы для итогового проекта, перед старшеклассниками стоит вопрос: исследование или проект?

Чаше всего, у них мало или совсем отсутствует опыт реферативной деятельности, не говоря уже об исследовательской.

К сожалению, многими учителями ошибочно считается, что проектная и исследовательская деятельность – это одно и то же. Несмотря на некоторые общие моменты, всё же это разные виды деятельности, различия между которыми обнаруживаются почти на всех этапах работы, начиная с целеполагания и заканчивая качествами, развивающимися у учащихся в процессе деятельности. В своем докладе на методическом объединении учителей технологии, я попыталась раскрыть эту тему. Обобщив информацию из различной литературы, я составила таблицу. Надеюсь, она будет полезной коллегам и ученикам.

Исследование

По определению

Проект - это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации".

Проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.

Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Исследование - поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

В. А. Сухомлинский.

Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом.

Результаты научных исследований (Ю. К. Бабанский, Н. Н. Поддъяков, А. К. Савенков) показывают, что дошкольники могут успешно познавать не только внешние, видимые свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.

В соответствии с ФГОС организация сопровождения детей с тяжёлыми нарушениями речи требует использования специальных методов и приёмов. Несмотря на достаточное количество научных работ, статей по данной теме, поиск инновационных технологий становится приоритетной задачей для меня, как педагога.

ФГОС ДО подчёркивает, что процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они протекают в его личной осмысленной деятельности. Организация совместной с взрослым и самостоятельной проектно – исследовательской деятельности помогает дошкольнику обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия.

Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями.

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. Ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Главная задача, связанная с поддержкой творческого начала личности, которая стоит перед дошкольным образованием, заключается в поиске форм, в которых можно осуществить такую поддержку.

) Одним их эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи является метод проектов и технология детского экспериментирования, которые основаны на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Одним из главных условий личностного развития человека является поддержка активности личности.

Интеллектуальное развитие дошкольников может быть активизировано в ходе образовательной работы, направленной на создание нормативных ситуаций, поддерживающих инициативу детей в пространстве возможностей и обеспечивающих усвоение культурно заданных средств и способов анализа действительности.

Проектирование и исследовательская деятельность представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Развитие познавательных способностей обуславливает дальнейший процесс становления детского интеллекта.

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка – дошкольника.

Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану. Уже в дошкольном возрасте дети приобретают навык публичного изложения своих мыслей.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки. Они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на меня, как педагога. Проектирование, экспериментирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывают возможности для педагогического творчества, принятия педагогами субъектной позиции по отношению к осуществляемой деятельности. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста. В ходе проектно – исследовательской деятельности развиваются и детско – родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.

Проектно – исследовательская деятельность имеет следующие особенности:

• проектно – исследовательская деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием;

• участники должны быть мотивированы, но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование;

• проектно – исследовательская деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектно - исследовательской деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектно – исследовательская деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

Цель моей работы: развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

посредством опытно – экспериментальной деятельности.

Для достижения цели были определены следующие задачи профессиональной

деятельности :

1. Развивать познавательный интерес у старших дошкольников с ТНР с помощью

2 Формировать умение общаться, договариваться со сверстниками и взрослыми; помогать

3 Воспитывать любовь к окружающему миру посредством опытно – экспериментальной

деятельности.

Я работаю на группе детей с тяжёлыми нарушениями речи. НОД ведётся по лексико – тематическому планированию.

Во время проведения НОД дети проявляют большой интерес к экспериментальной деятельности, проведению опытов, к долгосрочным наблюдениям – экспериментам. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез – догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это развивает умение строить сложные предложения, делать выводы.

Теоретической базой моей работы являются исследования Н. Н. Поддъякова, который в качестве основного вида поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. В процессе экспериментирования происходит формирование практических способов преобразования объектов, которые служат средством обнаруживания различных внешних и внутренних свойств предмета. При этом ребёнок овладевает обобщённым умением получать нужные ему факты, что является важным и необходимым моментом любого процесса познания.

«Причём, - отмечает Н. Н. Поддъяков, - эти обнаруженные ребёнком, новые стороны, свойства предметов ещё не дифференцируются им на существенные и несущественные. И как не парадоксально, это обстоятельство – достоинство данной формы мышления, поскольку на этом этапе важно установить сам факт их существования. Дело в том, что стороны и свойства предмета, не существенные при рассмотрении этого предмета в системе других отношений [31].

Таким образом, ознакомление с различными свойствами объектов на каком – то этапе без предварительного и целенаправленного выделения его отдельных сторон и их соотношение с определёнными понятиями позволит детям более смело включать эти объекты в систему различных связей.

В дальнейшем это может повысить их познавательную активность и будет способствовать развитию творческого мышления.

Мною была подобрана серия экспериментов с объектами живой и неживой природы, которые использовала и использую в работе с детьми.

В ходе экспериментов обогащается опыт детей, они практически осваивают свойства и качества материалов, активно участвуют в исследовании различных проблемных ситуациях.

Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставим цель, определяем этапы работы, делаем выводы.

Эксперименты с детьми провожу в ходе НОД, в свободной самостоятельной деятельности, и возникшие неожиданно. Дети с большим удовольствием проводят опыты с объектами неживой и живой природы.

Например: опыт проводился по вопросам детей. Зимой дети пришли в группу и на стёклах увидели красивые узоры. Взяли лупы и стали рассматривать узоры на стёклах. Оказалось, что узоры состоят из снежинок.

Дети рассматривали энциклопедии, альбомы, использовали ИКТ.

Дети узнали, что снежинки – это кристаллы льда, точнее – сростки простых кристаллов льда – иголочек и пластинок.

Выдвинули гипотезу: что кристаллы соли могут появиться при создании определенных условий. Кристаллы можно вырастить в группе детского сада.

С чего начались наши исследования? Сначала через опытно – экспериментальную деятельность мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус солёная, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая, растворяется в воде; затем выяснили, что при испарении солёной воды получаются кристаллы; в третьем опыте стали выращивать кристаллы соли при использовании шерстяных ниток. Дети были удивленны, что через три дня на шерстяных ниточках появились первые кристаллы.

В дальнейшем они сделали выводы, что поваренная соль состоит из кристаллов; при соприкосновении кристаллов соли с водой, они растворяются; по мере того, как вода испаряется, соль снова образует кристаллы; в группе детского сада можно вырастить кристаллы при необходимых условиях: наличие насыщенного солевого раствора и шерстяной ниточки.

Положительным результатом работы в течение пяти лет является участие воспитанников в городских и региональных конкурсах детских исследовательских и творческих проектах, где дети занимают призовые места.

Таким образом, результаты проведённой работы с детьми показали, что применение экспериментирования оказывает влияние на:

- интеллектуальное развитие детей (обогатился запас знаний и представлений об окружающем мире);

- уровень развития познавательной активности, исследовательских умений и навыков детей (видят, определяют проблему, анализируют объект, решают проблему, ставят гипотезы, делают выводы);

- речевое развитие (обогатился словарный запас, умеют правильно строить сложные логико-грамматические конструкции, отвечать на вопросы;

- личностные характеристики (проявляют инициативу и самостоятельность, умеют сотрудничать, отстаивают свою точку зрения, согласовывают её с другими).

Проанализировав результаты проведенной работы, убедилась в том, что детское экспериментирование и метод проектов является особой формой поисковой деятельности и как ресурс развития личности ребенка.

Личностно-ориентированные технологии как залог развития личности ребенка Современная педагогика подразумевает применение многих технологий. Но, на мой взгляд, личностно – ориентированная технология должна быть.

Основные закономерности развития ребенка как личности Основные закономерности развития ребенка как личности. Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития коммуникативных навыков дошкольников Вырастить ребенка не только здоровым и крепким человеком, но – и обязательно! – инициативным, думающим, нестандартно-мыслящим, способным.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего возраста с задержкой психического развития ХОД Воспитатель : -Ребята, сегодня у нас будут необычные гости. А чтобы узнать, кто они надо отгадать за-гадки: Все мы с детства любим книжки.

1. Теоретические основы проблемы организации проектно-исследовательской деятельности в ДОУ.

2. Цели и задачи проектного метода.

3. Особенности проектно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях.

В поисках эффективного средства обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, многие педагоги обращаются к методу проектов. Основой данной технологии является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Широкий спектр видов деятельности; важность результата, процесса и способов его достижения; возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные раннее знания и умения, также становятся положительными качествами, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников.

То есть, проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Интерес к проектной деятельности объясняется введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Которые предписывают осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и ребенка, и самостоятельной деятельности дошкольников, активно взаимодействовать с семьями воспитанников. То есть, проектная деятельность позволяет организовать образовательный процесс в дошкольном учреждении в соответствии с заявленными в новых нормативных документах принципами.

1. Теоретические основы проблемы организации проектно - исследовательской деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС.

Образование можно охарактеризовать как:

- целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства;

- синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, взросления и социализации;

- процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, а также познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

В свою очередь образовательный (педагогический) процесс представляет собой систему обучения, осуществляющую развитие личности, опираясь на раскрытие и использование опыта каждого отдельного ученика путем использования личностно значимых способов целенаправленной учебно-познавательной деятельности.

Важным аспектом современного педагогического процесса является соединение обучения и воспитания, что в особенности характерно для образовательного процесса в рамках детских дошкольных учреждений.

В настоящее время педагогический или образовательный процесс рассматривается как система, в рамках которой осуществляется взаимодействие всех ее компонентов.

Компонентами системы, в рамках которой осуществляется педагогический процесс, являются педагоги, их воспитуемые, а также условия воспитания и обучения.

2. Цели и задачи проектного метода.

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) ;

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

3. Особенности проектно - исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях.

Несмотря на то, что реализация проектно-исследовательского метода наиболее характерна для осуществления работы с детьми школьного возраста, дети дошкольного возраста могут также эффективно ее осуществлять, поскольку их психологические особенности дают к этому все предпосылки:

- стремление к исследованию, познанию на основе ощущений

- стремление к самостоятельной деятельности, независимо от взрослых

- интерес к той информации, которую можно применять практически

- стремление к разнообразию видов деятельности.

Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Принципиальное отличие исследования от проектирования:

Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.

Исследование — это, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Выполнение проекта начинается с планирования действий по решению проблемы. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в котором указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков, ответственных. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы. Результатом работы над проектом является продукт, презентация которого проводится на завершающем этапе.

Однако ряд особенностей психологического и психофизического развития детей данного возраста создают необходимость некоторой корректировки процесса проектно-исследовательской деятельности, в соответствии с данными особенностями, а именно:

- малый объем накопленных знаний и опыта;

- несмотря на стремление к самостоятельности, постоянная потребность к взаимодействию со взрослыми;

- неспособность к длительному сосредоточению на одном виде деятельности;

- ограниченная возможность работы (самостоятельной) с источниками информации.

В связи с вышесказанным, обучение проектно-исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, а само исследование должно быть посильным, интересным и доступным.

В практике современных ДОУ находят реализацию следующие виды проектов:

- исследовательско-творческие, в ходе которых дети экспериментируют, а затем оформляют свои результаты в виде газет, детского дизайна и т.д.

- ролево-игровые с элементами творческих игр, в ходе которых дети входят в образ персонажей художественных произведений и решают поставленные проблемы со своей точки зрения;

- информационно-практико-ориентированные, в ходе которых дети производят сбор информации и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

- творческие, в которых оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна.

В любом случае основной целью реализации проекта в рамках дошкольного учреждения является развитие свободной творческой личности ребенка. При этом задачи проектной деятельности следующие:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

В каждом возрасте существует своя специфика задач, так в младшем дошкольном возрасте - это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте - это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Основные этапы любой проектно-исследовательской работы следующие:

1. Определение темы

2. Определение целей

- к кому можно обратиться за помощью (родителям, педагогам);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие принадлежности, материалы и оборудование лучше использовать;

- с какими предметами, оборудованием необходимо научиться работать для достижения цели.

4. Выполнение проекта - практическая часть.

5. Подведение итогов.

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она не казалась нам, взрослым не даст должного эффекта. Педагог дожжен помочь ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

Сама проблема проекта должна лежать в области познавательных интересов детей, поскольку только в этом случае будет обеспечена их мотивация и включение в самостоятельную работу. В процесс реализации проекта целесообразно включить экскурсии, наблюдения, социальные акции, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

У ребенка в данном возрасте еще нет достаточных навыков работы с информацией, поэтому и педагог и родители должны оказывать ему помощь на этапе сбора и анализа информации. Если сбор материалов организован правильно, для ребенка это будет веселым и приятным занятием.

Однако еще сложнее для ребенка решить, что делать с полученной информацией: как следует ее анализировать, обобщать и в каком виде следует ее представлять. Поскольку для ребенка старшего дошкольного возраста становится важным результат его деятельности, этап защиты проекта пропускать ни в коем случае нельзя. Без защиты проект не может быть завершенным. Защита как финальный этап проектно-исследовательской деятельности является главным этапом обучения.

Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности.

Создание огорода на окне способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.

Дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; недостаточно развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Цель: вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности.

- формировать интерес к познавательной деятельности;

- расширять знания об условиях роста растений (свет, тепло, влага, почва);

- воспитывать желание ухаживать за растениями;

- вызвать желание украсить территорию детского сада результатом своего труда (озеленение);

- формировать партнёрские отношения между педагогами, детьми и родителями.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Сроки реализации проекта: март - май.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Проект реализуется в несколько этапов, каждый из которых решает определённые задачи.

- собрали коллекцию семян, луковичных растений;

- подготовили почву, контейнеры, орудия труда для посадки;

Продуктивный (исследовательский) этап.

- дети совместно с воспитателем садят лук, укроп, петрушку, шпинат, кресс – салат, бархатцы, настурцию;

- дети ухаживают за растениями;

- педагог с детьми проводит опыт с луком, где наблюдается разница роста и развития растения в зависимости от условий;

- высадка декоративных растений на клумбы.

Продукты проекта: дневник наблюдений, в будущем красиво оформленная клумба на участке.

Дети имеют представления о растениях, о необходимых условиях их роста; развит интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Организуя работу над проектами, нужно учить детей собирать информацию, совместно с родителями выяснять, где ее можно найти и как оформить. Каждый проект заканчивается каким-либо итоговым мероприятием (выставкой, открытым занятием для родителей или праздником).

В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей в рамках технологии проектирования, можно выявить, что никакие формы работы с родителями не принесут должного результата, если семья не будет участвовать в планировании, в организации и в отслеживании результатов деятельности. Эти три условия нужно взять за основу.

Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятельность в ДОУ имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников. Коллективная работа в микрогруппах дает возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивает социально-личностные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении мы видим в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

  • Евдокимова Олеся Николаевна
  • 27 июля 2021
  • 345
  • 0

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Читайте также: