Открытие первого госпиталя и госпитальной школы деятельность н бидлоо

Обновлено: 05.07.2024

Историю медицины делят на общую и частную историю медицины. В задачу общей истории медицины, составляющей самостоятельный раздел преподавания, входит изучение вопросов, раскрытие которых дает возможность выявить методологические и естественнонаучные основы медицины различных эпох, важнейшие тенденции и направления ее развития, методы подходов к решению тех или иных явлений общемедицинского характера.

Содержание

1. Введение
2. Основная часть
 Предыстория
 Строительство первого госпиталя
 Ученики первой Госпитальной школы
 Обучение
 Предвзятое отношение иностранцев к выпускникам госпитально школы
 Заключение
3. Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

госпитальная школа.doc

Омская Медицинская Академия

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Захарова Анастасия Игоревна

Педиатрический факультет 141 группа

Руководитель, профессор доктор медицинский наук:

Федорова Галина Васильевна

  1. Введение
  2. Основная часть
    • Предыстория
    • Строительство первого госпиталя
    • Ученики первой Госпитальной школы
    • Обучение
    • Предвзятое отношение иностранцев к выпускникам госпитально школы
    • Заключение
    1. Список литературы

    История медицины - наука, изучающая развитие медицинской науки и практики в различных общественно- экономических формациях в неразрывной связи с общей историей культуры народов. Она дает возможность на основе изучения прошлого медицинской науки и практики правильно оценить достижения современной медицины, чтобы предвидеть ее развитие в будущем. История медицины, как предмет преподавания, является научным профессиональным введением в специальность. Изучение истории медицины имеет большое значение для формирования научного мировоззрения, исторического мышления, расширения теоретических знаний будущего врача, воспитания у него чувств гуманизма, интернационализма, патриотизма. Вместе с тем, знание истории помогает проследить преемственность научных исследований, углубление методологических основ в медицинской науке и практике. Историю медицины делят на общую и частную историю медицины. В задачу общей истории медицины, составляющей самостоятельный раздел преподавания, входит изучение вопросов, раскрытие которых дает возможность выявить методологические и естественнонаучные основы медицины различных эпох, важнейшие тенденции и направления ее развития, методы подходов к решению тех или иных явлений общемедицинского характера. Общая история медицины является связующим звеном между всеми предметами, которые изучаются в медицинском вузе. Частная история медицины изучает возникновение и развитие отдельных медицинских дисциплин, биографии
    ученых, их вклад в науку, формирование и развитие научных школ, историю медицинских учреждений и т.д.

    Росли производственные силы страны, развивались фабрики заводы на отдаленных территориях страны, а вместе с этим рост числа работников-горняков, металлургов. Увенчивалась угроза потери большого числа работоспособного населения вследствие распространения инфекционных заболеваний. Возможность потери мастеров, умелых людей требовали ряда мероприятий по охране здоровья работников фабрик, заводов, рудников.

    Строительство первого госпиталя

    К концу 1707 года строительство госпиталя было завершено. Деревянное госпитальное здание располагалась вдоль реки Яузы. За ним был пустырь, где одновременно с началом строительства госпиталя заложили сад.

    21 ноября 1707 года (2 декабря но новому стилю) первая в России государственное лечебное учреждение – постоянный военный госпиталь – было открыто.

    Ученики первой Московской госпитальной школы

    Одновременно с открытие Московского госпиталя была открыта и первая в России Госпитальная школа. Госпиталь и школа составляли единое целое, служа одной цели: леченую больных и раненных войнов и подготовки лекарей для армии и флота.

    Остеологию ученики изучали по скелетам и отдельным костям.

    Преподавались и элементы гистологии.

    Внутренние болезни (или просто медицину) включали в себя частную патологи и терапию. Их изучение было введено по инициативе доктора Бидлоо.

    В Московской госпитальной школе в преподавании участвовали все врачи госпиталя. В обязанности старшего доктора входило чтение лекций, проведение обходов больных. В его отсутствие это выполнял лекарь, в последствии – главный лекарь. Ведение практических занятий по хирургии и наружным болезням возлагалось на лекарей. Они преподавали уход за больными, обучали перевязкам, препарировали трупы и т.д. .

    Программа обучения будущих врачей в Московской госпитальной школе была весьма насыщенна, ни в чем не уступая, а кое в чем и превосходя программу медицинских факультетов тогдашних западноевропейских университетов. Главное было, конечно, в практической подготовке будущих врачей, в обучении студентов у пастели больного, в палате госпиталя.

    Предвзятое отношение иностранцев к выпускникам госпитальной школы

    Двое первых выпускников С.Блаженев и И.Беляев были направленны для службы на Балтийский флот. Сенат постановил выделить им подъемные деньги за счет Монастырского приказа. Затем они были возращены в Москву для прохождения повторной аттестации, но иностранные ученые/доктора оценили их знания, как неудовлетворительные, как практические, так и теоритические. Доктор Бидлоо был категорически не согласен с мнение экзаменаторов и направил послание Петру I с недовольством и предвзятым отношением к выпускникам Московской госпитальной школы. Петр I ответил указом, что осуждение выпускников Московской госпитальной школы строго запрещено.

    Основной заботой Петра I оставалось создание национального медицинского образования. Для армии, флота, многих других государственных нужд необходимо было большое количество врачей. Проблема подготовки врачей была решена в России в XVIII в. путем создания госпитальных школ — первых высших медицинских учебных заведений в России, подобных которым в то время не имела ни одна страна.

    Важнейшим звеном реформ явилось основание Московского госпиталя и лекарской школы при нем. Московский военный госпиталь, при котором тоже была организована госпитальная школа, сохранился до настоящего времени – это ныне Главный военный госпиталь им. Н.Н. Бурденко. В 1707 г. постройка госпиталя была окончена, в него были помещены первые больные, и при нем начала функционировать госпитальная школа – первое высшее учебное медицинское заведение.

    Подготовленные врачи использовались на военной службе в войсках и во флоте были учреждены должности дивизионных и полковых врачей, ротных фельдшеров, были разработаны мероприятия по санитарному обеспечению войск – о карантинах, о гигиенических предосторожностях на походе и др.




    Госпитальные школы были открыты в Петербурге, Кронштадте, Колыно–Воскресенске (Сибирь) и других городах. Всего за время их существования (до организации медико–хирургических училищ в 1786 г. и открытия медико–хирургических академий в Москве и Петербурге) было подготовлено более 3 тысяч высокообразованных врачей. Среди преподавателей и выпускников госпитальных школ были выдающиеся ученые, составившие гордость российской науки, основатели научных медицинских школ: К. Щепкин (анатомия), П. Шумлянский (гистология), П. Загорский (анатомия), Н. Максимович–Амбодик (акушерство) и многие другие.

    Основной заботой Петра I оставалось создание национального медицинского образования. Для армии, флота, многих других государственных нужд необходимо было большое количество врачей. Проблема подготовки врачей была решена в России в XVIII в. путем создания госпитальных школ — первых высших медицинских учебных заведений в России, подобных которым в то время не имела ни одна страна.

    Важнейшим звеном реформ явилось основание Московского госпиталя и лекарской школы при нем. Московский военный госпиталь, при котором тоже была организована госпитальная школа, сохранился до настоящего времени – это ныне Главный военный госпиталь им. Н.Н. Бурденко. В 1707 г. постройка госпиталя была окончена, в него были помещены первые больные, и при нем начала функционировать госпитальная школа – первое высшее учебное медицинское заведение.

    Подготовленные врачи использовались на военной службе в войсках и во флоте были учреждены должности дивизионных и полковых врачей, ротных фельдшеров, были разработаны мероприятия по санитарному обеспечению войск – о карантинах, о гигиенических предосторожностях на походе и др.

    Госпитальные школы были открыты в Петербурге, Кронштадте, Колыно–Воскресенске (Сибирь) и других городах. Всего за время их существования (до организации медико–хирургических училищ в 1786 г. и открытия медико–хирургических академий в Москве и Петербурге) было подготовлено более 3 тысяч высокообразованных врачей. Среди преподавателей и выпускников госпитальных школ были выдающиеся ученые, составившие гордость российской науки, основатели научных медицинских школ: К. Щепкин (анатомия), П. Шумлянский (гистология), П. Загорский (анатомия), Н. Максимович–Амбодик (акушерство) и многие другие.

    Петр понимал, что здравоохранение в России находится на очень низкой ступени развития (высокая детская смертность, эпидемии, нехватка врачей). Поэтому он начал строительство морских и сухопутных госпиталей, а при них – госпитальных школ, где обучали лекарей. Организация строительства была поручена Николаю Бидлоо.

    Так, первый госпиталь был открыт в Москве 21 ноября 1707 г. Это был сухопутный госпиталь, также при нем была открыта госпитальная школа, которая была рассчитана на 50 учащихся. Далее госпитали и госпитальные школы при них открывались в Петербурге, Ревеле, Кронштадте, Киеве, Екатеринбурге и т. д. Надо сказать, что госпитальные школы открывались даже в таких малоизвестных городах, как Колуваново, Елизаветград. Там они были рассчитаны 150–160 человек.

    В госпитальных школах был достаточно высокий уровень преподавания, высокое качество учебных программ. Такой системы в медицинском образовании не было ни в одной стране Европы. В госпиталях специально оборудовались комнаты для клинических занятий, преподавания анатомии, основ акушерства. Преподавание анатомии обязательно включало в себя вскрытия.

    В финале обучения в госпитальной школе учащиеся сдавали экзамен, который включал в себя теоретические знания, клинические знания, а также то, что сегодня называется практическими навыками.

    После Н. Бидлоо, который руководил обучением в госпитальных школах, его дело продолжили М И Шеин, П З Кондоиди(1710–1760 гг.).

    Надо отметить то, что во главе госпиталя (в соответствии с инструкциями медицинской канцелярии – органом управления здравоохранением страны) стоял врач. В госпиталях было обязательно патолого-анатомиче-ское исследование – вскрытие трупов.

    В 1786 г. госпитальные школы реорганизовались в медико-хирургические училища. Эти училища открыли путь к образованию соответствующих медико-хирургических академий.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Продолжение на ЛитРес

    4. Госпитальные школы

    4. Госпитальные школы Госпитали и госпитальные школы появились в России в конце XVII – начале XVIII вв. в эпоху Петра I. Он был великим преобразователем Российского государства, не оставлял без внимания также и медицину. Так, в своих зарубежных поездках, помимо корабельного

    9. Цели, задачи, программа работы школы молодых родителей

    9. Цели, задачи, программа работы школы молодых родителей Цель школы молодых родителей – привлечение будущих родителей к осознанному и полноценному участию в воспитании здорового ребенка.Задачей школы молодых родителей является расширение знаний родителей по

    ЛЕКЦИЯ № 4. Группы риска нарушения состояния здоровья. Школы будущих родителей

    ЛЕКЦИЯ № 4. Группы риска нарушения состояния здоровья. Школы будущих родителей Беременные женщины группы повышенного риска по рождению детей с отклонениями в состоянии здоровья:1) беременные в возрасте до 20 лет и первородящие старше 30 лет;2) с массой тела менее 45 кг и

    Упражнения оздоровительной системы хуашаньской школы Дао

    Упражнения оздоровительной системы хуашаньской школы Дао Методика сохранения молодости, продления жизни школы Дао передавалась из поколения в поколение и выдержала тысячелетнее испытание временем. Современная наука доказала ее эффективность.Упражнение 1. «Сияние

    Школы самоконтроля и книги о диабете — залог успеха

    Школы самоконтроля и книги о диабете — залог успеха Во многих российских городах работают школы самоконтроля для больных сахарным диабетом. Обучающиеся в них люди получают представление о своём заболевании. Однако главная задача школ — убедить больного в

    Упражнения оздоровительной системы хуашаньской школы Дао

    Упражнения оздоровительной системы хуашаньской школы Дао Методика сохранения молодости, продления жизни школы Дао передавалась из поколения в поколение и выдержала тысячелетнее испытание временем. Современная наука доказала ее эффективность.Упражнение 1. «Сияние

    УПРАЖНЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ХУАШАНЬСКОЙ ШКОЛЫ ДАО

    УПРАЖНЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ХУАШАНЬСКОЙ ШКОЛЫ ДАО Упражнения, возрожденные автором этой книги, выполняются, как уже говорилось, в семи положениях: стоя, сидя, на корточках, на коленях, лежа, ползком, в кувырке. Каждое положение включает в себя 13 упражнений.Во время

    Зачем нужны школы будущих родителей

    Зачем нужны школы будущих родителей Школа молодых пап и мам удобно находилась в здании нашей поликлиники. О ней мне рассказывала одноклассница. Ей понравилось, поэтому я тоже решила туда записаться. За всю беременность я успела перелопатить тонну специализированной

    Школы будущих мам при женских консультациях

    Школы будущих мам при женских консультациях Обычно эти занятия бесплатные. Беременным женщинам рассказывают о том, как можно снять боль во время схваток, как правильно вести себя в родах, какие способы родов предпочесть. В программу подготовки женщин к родам входит

    Глава 4. Национальные школы массажа

    Глава 4. Национальные школы массажа Наиболее прославленные в мире школы массажа – тайская, китайская, индийская, японская, финская. Русский классический лечебный массаж основан на старославянских традициях врачевания, причем во многих позициях он близок со шведской и

    Самые главные тренинги школы Панкова: соляризация и пальминг

    Самые главные тренинги школы Панкова: соляризация и пальминг Глазам необходим свет для того, чтобы видеть. Однако при очень ярком свете орган зрения испытывает дискомфорт. Многим знакомо чувство боли, которое при этом появляется в глазах. Однако причиной боли является не

    Обзор русской школы сыроедения

    Царь Петр Великий любил взять что-нибудь заграничное и приспособить на службу России. Это могло быть что угодно. От архитектуры и флота до арапа Ибрагима Ганнибала и картофеля. А за больницу в новом государстве (а Россия обновлялась с каждым годом, с каждым месяцем) отвечал немец, господин Бидлоо

    Царский доктор

    Строго говоря, он был не немцем, а голландцем. Но в стране долгополых кафтанов подобных различий не видели. Лопочет не по-русски, значит, немой, немец.

    Николай Ламбертович Бидлоо родился в Амстердаме, в 1669 (по другой версии – в 1670) году. Отец – известный в свое время, в своем месте доктор. Так что Николай пошел по стопам папеньки.

    Обучался он сначала в медицинской школе в Амстердаме, а затем в старейшем нидерландском университете, Лейденском. В 1697 году получил докторскую степень. Вернулся в Амстердам, довольно быстро обзавелся большой практикой, можно сказать, что вошел в моду.

    А спустя пять лет судьба свела его с русским окольничим, чрезвычайным и полномочным послом России при Голландских штатах, боярином Андреем Артамоновичем Матвеевым. Результатом этой встречи стал шестилетний контракт с совершенно космическим годовым жалованием – 2500 гульденов.

    В 1703 году Бидлоо прибывает в Москву, чтобы занять должность личного врача при Петре Первом.

    Доктору приходится, по сути, постигать мир заново. Переучиваться с нидерландского языка на русский, с гульденов на рубли, привыкать к холодному, вьюжному климату, к тому, что он теперь не просто Николаас, а Николай Ламбертович, и сам не выговоришь, а также постигать русский характер, в принципе, непостижимый.

    Русские часто называли доктора Быдловым. По их лицам было видно: это что-то не совсем хорошее. Зачем? Ведь он им ничего плохого и обидного не делал.

    Но главное, в его новой работе не было ровным счетом никакого смысла. Здоровье у царя настолько крепкое, что ему не нужен не только персональный лекарь, но и вообще какие бы то ни было врачи.

    В конце концов, доктор не выдержал и запросился обратно, в Голландию. Тем более, его здоровье, не в пример здоровью царскому, оставляло желать лучшего, и без отдыха перемещаться вместе с непоседливым монархом становилось все труднее.

    Николай Ламбертович получил, в общем, ожидаемый отказ, на родину его не отпускали. Царь не любил терять то, что привык считать своим.

    Но и абсурдность ситуации он тоже превосходно понимал. И Бидлоо получает новое задание – устроить в Москве госпиталь или медицинскую школу. А лучше и то, и другое.

    Первая больница и театр мертвых

    Наконец-то Николай Ламбертович – бывший Николаас – при настоящем деле. Он берется за него с азартом, и уже в 1707 году в Лефортове начинает действовать первый в России госпиталь, а также первая в стране госпитальная медико-хирургическая школа. На первый курс зачислено полсотни человек.

    Это было первое в России учреждение такого плана.

    Неплохо обстояло дело и со школой: «Лучших из студентов моих рекомендовать не стыжусь, ибо не токмо имеют знание одной или другой болезни, которая на теле приключается и к чину хирурга надлежит, но и генеральное искусство о всех болезнях, от главы и даже до ног…

    Но доктор был упорен, лично обучал русских студентов и открыл у них немалые таланты к медицине.

    В школе готовили не только докторов, но также повивальных бабок. За каждого обученного лекаря Николай Ламбертович получал от Петра дополнительный гонорар – 100 рублей. А за каждого подлекаря – 50.

    В этой книге он рассказывает, среди прочего, каким должен быть истинный хирург: «Не слишком молод или стар, хорошо изучивший теорию науки и имеющий опыт в своем искусстве. Он должен обладать рассудительным умом, острым зрением, быть здоровым и сильным.

    Во время операции быть внешне безжалостным, не сердитым, способным, славным, трезвым. Хирург не должен быть своенравным, дабы не слишком спешил при операции и по своей опрометчивости не бросал операцию посредине, не сердился на сказанное больным.

    Словом, Бидлоо глядел триумфатором.

    Охотник за умами

    Доктор оказался гениальным менеджером. Шустрым, наглым, в меру жуликоватым. Но воровал он не деньги – мозги. Можно сказать, что Бидлоо был первым в стране профессиональным охотником за умами. Не стесняясь, переманивал особенно талантливых студентов Славяно-греко-латинской академии, из-за чего постоянно конфликтовал с тамошним ректором отцом Феофилактом (Лопатинским) и префектом отцом Гедеоном (Вишневским).

    Но Николаю Ламбертовичу покровительствовал сам Петр.

    Выступил между делом в роли режиссера – в 1723 году, в честь возвращения Петра из победоносного Персидского похода, лично поставил приветственное представление. Конечно, силами своих студентов-медиков.

    Был он и царским конфидентом – Петр Алексеевич и Николай Ламбертович часто вдвоем засиживались до глубокой ночи за кубком доброго вина и доверительной беседой.

    При всем при том, ему и в голову не приходило использовать царскую дружбу для собственной выгоды – в отличие, к примеру, от Александра Меншикова, да и большинства сподвижников царя. Если о чем и просил, то для дела – для школы и госпиталя.

    Выпускники преподнесли ему однажды трогательный адрес:

    Доктор действительно был человеком добрым и отзывчивым. Но его все равно называли Быдловым.

    В 1722 году доктор действует уже как архитектор, по распоряжению того же Петра Первого реконструирует усадьбу Головиных, а заодно и проектирует при ней роскошный сад с прудами и фонтанами.

    А в 1724 году здоровье Петра Первого сильно ухудшилось. Его лейб-медик (эта должность уже стала актуальной) Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост вызвал Николая Ламбертовича на консилиум. Петр и Бидлоо снова, после двадцатилетнего перерыва общаются как врач и пациент. Но, увы, поделать ничего нельзя, в начале 1725 года император умирает.

    А через десять лет уходит в мир иной и Николай Ламбертович. Его похоронили на Немецком кладбище, могила, к сожалению, утрачена.

    Госпиталь, созданный Бидлоо, существует и сегодня. Это Главный военный клинический госпиталь имени Н.Н.Бурденко, одна из лучших лечебниц страны. В честь него названы Госпитальная улица, Госпитальная площадь, а также вал, набережная, переулок и мост.

    Основной заботой Петра I оставалось создание национального медицинского образования. Для армии, флота, многих других государственных нужд необходимо было большое количество врачей. Проблема подготовки врачей была решена в России в XVIII в. путем создания госпитальных школ — первых высших медицинских учебных заведений в России, подобных которым в то время не имела ни одна страна.

    Важнейшим звеном реформ явилось основание Московского госпиталя и лекарской школы при нем. Московский военный госпиталь, при котором тоже была организована госпитальная школа, сохранился до настоящего времени – это ныне Главный военный госпиталь им. Н.Н. Бурденко. В 1707 г. постройка госпиталя была окончена, в него были помещены первые больные, и при нем начала функционировать госпитальная школа – первое высшее учебное медицинское заведение.

    Подготовленные врачи использовались на военной службе в войсках и во флоте были учреждены должности дивизионных и полковых врачей, ротных фельдшеров, были разработаны мероприятия по санитарному обеспечению войск – о карантинах, о гигиенических предосторожностях на походе и др.

    Госпитальные школы были открыты в Петербурге, Кронштадте, Колыно–Воскресенске (Сибирь) и других городах. Всего за время их существования (до организации медико–хирургических училищ в 1786 г. и открытия медико–хирургических академий в Москве и Петербурге) было подготовлено более 3 тысяч высокообразованных врачей. Среди преподавателей и выпускников госпитальных школ были выдающиеся ученые, составившие гордость российской науки, основатели научных медицинских школ: К. Щепкин (анатомия), П. Шумлянский (гистология), П. Загорский (анатомия), Н. Максимович–Амбодик (акушерство) и многие другие.

    Читайте также: