Откровенно выражала консервативную реакцию против идей просвещения какая школа права

Обновлено: 02.07.2024

Буржуазные революции, происходившие в Европе в XVI-XVIII в.в., тесным образом были связаны с идеями _________________ теории происхождения государства.

Теория государства и права

превращение решения суда по конкретному делу в общую норму, подлежащую применению при подобных обстоятельствах

исторически сложившееся традиционное правило поведения, проверенное и закрепленное многократным повторением в ходе длительной общественной практики

обычай (норма) первобытного обществ, который носит синкретический характер первоначальных императивов

Теория государства и права

Теория государства и права

___ - исходное и основополагающее свойство права, придающее ему качество специфического регулятора, координатора деятельности и отношения людей

Теория государства и права

Согласно теории ___, государство возникает в ходе борьбы с соседними племенами, в последствие завоевания сильными племенами слабых

Теория государства и права

Теория государства и права

По мере развития общественного сознания и общества в целом все более увеличивается значимость ___ фактора в развитии государства и права

Теория государства и права

Теория государства и права

Теория государства и права

___ - проявление объективной закономерности общественного развития в связи с определенными историческими условиями и сознательной деятельностью людей, преследующих определенные цели и решение поставленных задач

Договорную и естественно-правовую теории в XVIII в. стала теснить получившая наибольшее распространение в Германии историческая школа права, откровенно выражавшая консервативную реакцию против идей Просвещения, предшествующих возникновению естественно-правовых доктрин. Свое название школа получила потому, что стояла на позициях историзма в объяснении возникновения права. Удар наносился как в наиболее слабое место теории естественного права - по тезису о вечности, незыблемости и врожденности естественных прав человека, противоречащему исторической реальности, так и в наиболее сильное - обоснование справедливости и правомерности борьбы народа против попрания естественных свобод и прав граждан. Эти позиции были обозначены уже в сочинении английского парламентского деятеля Э. Бёрка. По мнению Бёрка, государственная жизнь определяется не абстрактными схемами и договором, а историей и традициями. Равенство граждан - фикция. Нерсесянц B.C. Гегелевская философия права. История и современность. - М., 1974. - С. 64-65.

Виднейший представитель исторической школы права Ф. Савиньи (1779-1861), министр юстиции прусского короля, и другие ее сторонники утверждали, что право появляется самопроизвольно в результате исторического выражения народного духа. Оно не создается законодателем, который всего лишь, так или иначе, фиксирует состояние народного духа. Право исторически возникает, растет и умирает вместе с данным народом, аналогично развитию народных нравов, обычаев, языка.

Делись добром ;)

Похожие главы из других работ:

1. Древний Рим - общая историческая характеристика и историческая периодизация.

Древние римляне принадлежали к народности, обитавшей на западе и в древней части Италии (Апеннинский полуостров). Здесь же располагалась область, именующаяся, Лациумом, к северу от которой проживали этруски (неарийские племена).

Глава 2. Историческая школа права в настоящее время

Антропологічна школа кримінального права

Антропологічна школа виникла на початку 70-х років ХІХ століття. До цього часу розвиток промисловості, зростання міст.

Соціологічна школа кримінального права

Соціологічна школа виникла на початку 80-х років ХІХ сторіччя. До цього часу ідеї антропологів встигли себе цілком дискредитувати, злочинність росла, особливо рецидивна, ширилася і юнацька злочинність.

3.3 Реалистическая школа права

Основателем реалистической теории права был известный юрист Рудольф Иеринг. По Иерингу, право есть защищенный государством интерес. Оно гарантирует жизненные интересы личности, помогает удовлетворению разнообразных потребностей людей.

3.4 Социологическая школа права

Социологическая школа права - одно из основных направлений правоведения XX века. В отличие от правового позитивизма, сводившего задачи юридической науки к формально-логическому изучению действующего права.

1.1. Школа естественного права

Школа естественного права, особенно при том направлении, которое она приняла в XVIII столетии, стала в оппозицию к исторически сложившемуся праву.

1.2. Историческая школа

Против школы естественного права выступала историческая школа. Возникновения исторической школы определяются временем победной борьбы германской нации за освобождение ее от французского господства под главенством Наполеона I.

3. Социологическая школа права

Формирование социологического направления в теории права началось на стыке XIX-XX в. в., когда социология выделилась в самостоятельную науку, а ее методы стали активно использоваться другими общественными науками.

2.1 Школа естественного права и правопонимание

Теория естественного права имеет длительную историю, она едва ли не была исторически первым системным учением о праве, основы которого были заложены еще древними греками, в том числе и Аристотелем, пережила ряд взлетов и падений.

1.2 Историческая школа права

Историческая школа права сложилась в первой трети XIX в. в Германии, остававшейся раздробленной феодальной страной со слабой, лишенной боевого духа буржуазией. Эта школа, наиболее крупными представителями которой были Г. Гуго, Г. Пухта, Ф. Савиньи.

1.3 Реалистическая школа права

Реалистическая школа права, возникшая во второй половине XIX столетия в Германии и занявшая видное место в буржуазной правовой науке, в том числе в России, связана с именем ее создателя Рудольфа Иеринга.

2.4 Историческая школа права

Договорную и естественно-правовую теории в XVIII в. стала теснить получившая наибольшее распространение в Германии историческая школа права, откровенно выражавшая консервативную реакцию против идей Просвещения.

1.5 Историческая школа права

Основоположниками данной теории, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи - австрийские и немецкие юристы. Право ими рассматривается как выражение, продукт народного духа, народного правового убеждения.

2. Историческая школа права

В XVIII веке договорную и естественно-правовую теории стала теснить историческая школа права, стоявшая на позициях историзма в объяснении возникновения государства и права. По мнению английского парламентского деятеля Э.

Эта теория берет начало из недр теологии. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеческое общество изначально было патриархальным. Более определенно по этому поводу высказывался Аристотель. Он полагал, что из патриархальной семьи как первоначальной ячейки общества произошли все другие общественные образования, включая государство.

Средневековые светские феодалы также прибегали к патриархальной теории происхождения права для обоснования неограниченной власти монарха - отца своих подданных и всей нации. Позднее эта теория получила свое отражение в высказываниях одного из теоретиков народничества в России, социолога Н.К. Михайловского (1842-1904), на Западе - английского историка права Г. Мэна и других.[8]

В современной науке не существует ни одного исторически достоверного свидетельства подобного способа возникновения права.

2.3 Договорная и естественно-правовая теории

Наиболее емкими и развитыми из теорий, не связанных с материалистическим пониманием истории, по мнению большинства исследователей, являются договорная и естественно-правовая теории. Объединяемая указанными понятиями эта теория чрезвычайно многоаспектна, противоречива и непоследовательна на различных исторических этапах развития. Она вобрала в себя разноречивые взгляды крупнейших мыслителей всех времен, стоящих порой на диаметрально противоположных политико-правовых и философских позициях.

Рассматриваемая теория как договорная, основанная на естественных правах человека.

В результате создания государства в обществе образуются две системы права: естественного и позитивного (или положительного). Первая -естественное право (на жизнь, свободу, социальное равенство, собственность и другое), воплощающее в себе безусловный разум и вечную справедливость, присуще человеку от рождения и заложено в самой его сущности. Вторая -позитивное благоприобретённое право, исходит от государства (законы, одобряемые им обычаи, прецеденты). Первичным является право естественное - вечное и неизменное для всех времен и народов. Подчиненными ему выступают нормы (правила поведения), устанавливаемые и изменяемые (отменяемые) государством.

Вершины своего развития договорная и естественно-правовая теории достигают тогда, когда становятся теоретической основой идеологии антифеодальных буржуазных революций XVII-XVIII веков.

А.Н. Радищев (1749-1802) полагал, что право возникает как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты от произвола сильных.

С конца XIX в. и вплоть до настоящего времени наблюдается период так называемого возрожденного естественного права.

2.4 Историческая школа права

Договорную и естественно-правовую теории в XVIII в. стала теснить получившая наибольшее распространение в Германии историческая школа права, откровенно выражавшая консервативную реакцию против идей Просвещения, предшествующих возникновению естественно-правовых доктрин. Свое название школа получила потому, что стояла на позициях историзма в объяснении возникновения права. Удар наносился как в наиболее слабое место теории естественного права - по тезису о вечности, незыблемости и врожденности естественных прав человека, противоречащему исторической реальности, так и в наиболее сильное - обоснование справедливости и правомерности борьбы народа против попрания естественных свобод и прав граждан. Эти позиции были обозначены уже в сочинении английского парламентского деятеля Э. Бёрка. По мнению Бёрка, государственная жизнь определяется не абстрактными схемами и договором, а историей и традициями. Равенство граждан - фикция.[12]

Виднейший представитель исторической школы права Ф. Савиньи (1779-1861), министр юстиции прусского короля, и другие ее сторонники утверждали, что право появляется самопроизвольно в результате исторического выражения народного духа. Оно не создается законодателем, который всего лишь, так или иначе, фиксирует состояние народного духа. Право исторически возникает, растет и умирает вместе с данным народом, аналогично развитию народных нравов, обычаев, языка.

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 32549
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Наиболее емкими и развитыми из теорий, не связанных с материалистическим пониманием истории, по мнению большинства исследователей, являются договорная и естественно-правовая теории (ряд авторов выделяет договорную теорию происхождения государства, а теорию естественного права рассматривает с позиций происхождения права). Объединяемая указанными понятиями эта теория чрезвычайно многоаспектна, противоречива и непоследовательна на различных исторических этапах развития. Она вобрала в себя разноречивые взгляды крупнейших мыслителей всех времен, стоящих порой на диаметрально противоположных политико-правовых и философских позициях. Изложим вначале суть ее принципиального подхода к объяснению возникновения государства и права, а затем, по возможности, - ее эволюцию.

Рассматриваемая теория как договорная, основанная на естественных правах человека, базируется примерно на следующих общих положениях.

1) Возникновению государства предшествует естественное состояние людей.

2) Государство возникло и покоится на общественном договоре, уставших от борьбы с природой и друг с другом людей. Государство и право представляются продуктом разума и воли (людей или бога). Решив выйти из “естественного” (догосударственного) состояния, люди объединились в государство на определенных условиях: они добровольно передают государству часть своих врожденных (естественных) прав и свобод, а государство обеспечивает охрану частной собственности и личной безопасности, заключивших договор.

Предполагается возможным два договора: первым учреждается сама политическая форма власти – государство; вторым – подчинение “народа” определенному лицу или группе лиц, носителям этой власти. Ряд авторов (Ж. Руссо, А.Н. Радищев) дополняют эти положения указанием на то, что, если правитель будет плохо обеспечивать интересы народа, народ вправе его свергнуть.

Важно заметить, что в принципе сам общественный договор не рассматривается как реальный, имевший место исторический факт. Это логическая предпосылка, объясняющая разумность происхождения государства и его отличие от догосударственного (естественного) состояния людей.

3) В результате создания государства в обществе образуются две системы права: естественного и позитивного (или положительного). Первая – естественное право (на жизнь, свободу, социальное равенство, собственность и другое), воплощающее в себе безусловный разум и вечную справедливость, присуще человеку от рождения и заложено в самой его сущности. Вторая – позитивное благоприобретённое право, исходит от государства (законы, одобряемые им обычаи, прецеденты). Первичным является право естественное – вечное и неизменное для всех времен и народов. Подчиненными ему выступают нормы (правила поведения), устанавливаемые и изменяемые (отменяемые) государством.

Позитивное право – это существующее, действующее в данный момент право. Естественное право, исходящее от “всеобщего разума”, стало восприниматься как пожелание и рекомендации того, каким должно быть в идеале реальное, то есть положительное право.

Вершины своего развития договорная и естественно-правовая теории достигают тогда, когда становятся теоретической основой идеологии антифеодальных буржуазных революций XVII-XVIII веков. Собственно говоря, именно в это время и формируется школа естественного права, оказавшая большое влияние на развитие буржуазного национального права и международного права: Г. Гроций и Б. Спиноза в Голландии; Т. Гоббс и Д. Локк в Англии; во Франции – Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро, Ш. Монтескье; в России – А.Н. Радищев, П.И. Пестель и другие.

Считается, что первым предпринял попытку приспособить теорию естественного права к интересам буржуазии Г. Гроций (1583-1645). Теоретической основой и идеологическим обоснованием буржуазного революционного движения во Франции послужили идеи Ж.Ж. Руссо (1712-1778), высказанные им прежде всего в трактате “ Об общественном договоре, или Принципы политического права” (1762). Рассматривая государство как продукт Общественного договора, основанного на разумной воле народа, Руссо исходил из того, что каждый человек передает в общее достояние свою личность и все свои силы. В результате образуется коллективное целое, которое раньше именовалось “гражданскою общиною”, позднее – “республикою или политическим организмом…”.

А.Н. Радищев (1749-1802) полагал, что государство возникает как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты от произвола сильных.

В Декларации прав человека и гражданина (1789), программном документе Великой Французской революции (1789-1794), записано: “Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные отличия могут основываться лишь на соображениях общей пользы.

Историческая школа права

Договорную и естественно-правовую теории в XVIII в. стала теснить получившая наибольшее распространение в Германии историческая школа права, откровенно выражавшая консервативную реакцию против идей Просвещения, предшествующих возникновению естественно-правовых доктрин. Свое название школа получила потому, что стояла на позициях историзма в объяснении возникновения государства и права. Удар наносился как в наиболее слабое место теории естественного права – по тезису о вечности, незыблемости и врожденности естественных прав человека, противоречащему исторической реальности, так и в наиболее сильное – обоснование справедливости и правомерности борьбы народа против попрания естественных свобод и прав граждан. Эти позиции были обозначены уже в сочинении английского парламентского деятеля Э. Бёрка “Размышления о революции во Франции” (1790), получившем впоследствии широкое распространение в Германии. По мнению Бёрка, государственная жизнь определяется не абстрактными схемами и договором, а историей и традициями. Поэтому революция неправомерна. Реформа, основанная на началах национальной традиции, – вот правильный путь. Политическая свобода – не абсолютное, а относительное понятие. Равенство граждан – фикция. [См. подробнее: Нерсесянц В.С. Гегелевская философия права. История и современность.)

Психологическая теория

Эта теория получила распространение в начале ХХ столетия в Германии, Франции, России. Одним из ее основоположников является российский правовед Л.И. Петражицкий (1867-1931). Сообразно его представлениям, право подразделяется на интуитивное (внутренне присущие человеку правовые представления, взгляды, переживания и убеждения) и позитивное (совокупность официальных правовых норм). Интуитивное право изначально вырабатывается путем взаимного психического общения людей с общими интересами, противостоящими интересам других. Оно составляет правосознание людей, которое затем либо воплощается, либо не воплощается в позитивном праве.

Из психологической потребности индивида повелевать или повиноваться выводил необходимость создания государства и права австрийский психиатр З. Фрейд (1856-1939) – основатель влиятельного и в настоящее время в западной социологии психоаналитического направления.

В государстве отдельная личность естественно поглощается коллективом, а законы суть коллективные представления людей о должном. Высоко оценивая концепцию естественного права, видный дореволюционный российский государствовед Н.М. Коркунов возводил государство и право к “психологическому единению людей”, их “коллективному сознанию”. Государство, по его мнению, возникает в результате осознания людьми своей зависимости от внешней власти. Государство и право получают в глазах людей значение некоего объективного порядка, “не зависящего от человеческой воли, стоящего выше человеческого произвола”.

Читайте также: