Отходы в доходы проект в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Молькова Евгения Вячеславовна, воспитатель МАДОУ "Детский сад №57" г.Сыктывкар
Описание материала: Предлагаю вам методическую разработку "Реализация познавательно-исследовательского проекта "Сортируя отходы-сохраняем природу" для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет полезен не только воспитателям дошкольных образовательных организаций, но и для педагогов начального и дополнительного образования. Методическая разработка направлена на развитие педагогической компетентности в области экологического воспитания подрастающего поколения и повышения экологической культуры детей.
Форма проведения дела: проект
Адресат: воспитанники, родители, педагоги

Пояснительная записка
Проблема: В нашем городе в последние годы появились контейнеры для раздельного сбора отходов: для стекла и бумаги. Наблюдая во время прогулки за тем, как сортируют сознательные граждане бытовые отходы, у детей нашей группы возник вопрос: зачем люди сортируют отходы? Почему мы бросаем мусор в общий мусорный бак детского сада, а не в специальные контейнеры для раздельного его сбора? В результате чего у нас возникла идея о создании проектно-исследовательской деятельности.

Цель проекта: повышение экологической культуры дошкольников через знакомство с принципами раздельного сбора и возможностью их вторичного использования бытовых отходов.

Основные задачи проекта:
Образовательные
1. Расширить знания детей об источниках возникновения отходов, их классификации и способах утилизации;
2. Создать условия для получения детьми знаний и умений о возможном вторичном использовании бытовых отходов;
3. Продолжать формировать умение детей обобщать, делать выводы.
Развивающие:
1. Развивать интерес к познавательной экспериментально-исследовательской деятельности;
2. Продолжать развивать трудовые навыки и умения;
3. Развивать умения работать с различным бросовым материалом, знакомить с их свойствами.
Воспитательные:
1. Продолжать воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
2. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности;
3. Укреплять позитивные детско-родительские отношения в рамках совместной деятельности.

Участники проекта: воспитатели группы, родители и дети.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Продолжительность: среднесрочный.
Планируемый результат:
• Наличие представлений об источниках возникновения отходов, их классификации и способах утилизации;
• Наличие представлений о раздельном сборе отходов;
• Наличие знаний и умений возможности вторичного использования бытовых отходов;
• Выпуск информационных буклетов родителям;
• Повышение качества экологической культуры детей;
• Сдача собранной макулатуры на дальнейшую переработку;
• Сдача отработанных батареек.

Содержание
1 этап – Подготовительный:
• Составление плана работы по реализации проекта.
• Опрос родителей и детей: Сортируют ли они мусор для утилизации?
Используют ли бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора?
• Подбор наглядного материала, литературы, пособий, дидактических игр.
2 этап – Основной

Проект "Отходы в доходы" поможет детям беречь природу, научит их использовать бросовый материал в интересных и полезных целях.

ВложениеРазмер
proekt_othody_v_dohody.docx 21.02 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Гимназия имени Н.В.Пушкова ДО №2

В подготовительной к школе группе №10

Подготовила и провела: Цевенко С.В.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Цель: Осознание целесообразности сортировки, переработки и утилизации мусора (отходов) и изготовления из него различных нужных вещей.

1.Формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.

2.Стимулировать интерес к исследовательской деятельности.

3.Воспитывать бережное отношение к чистоте группы, участка, квартиры, улиц города.

4.Пропагандировать раздельный сбор мусора в каждой семье.

5. Учить создавать из отходов поделки, игрушки и т. д.

6. Развитие логического мышления, внимания, любознательности, бережного отношения к природе.

7. Укрепление и усовершенствование партнерских взаимоотношений сотрудников детского сада, детей и родителей.

Сроки реализации: 4 месяца (ноябрь, декабрь, январь, февраль).

Вид проекта: групповой, среднесрочный.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

охрана природы, попытка решить проблему сбора и утилизации мусора.

-понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям; умение сортировать мусор из разного материала; применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.

- дети научаться вторично использовать бытовые отходы (бросовый материал) в художественно-эстетической и познавательной деятельности

Методы реализации проекта:

Этапы реализации проекта:

- Подбор дидактических игр.
- Подготовка методического обеспечения.
- Подбор и изучение необходимой литературы.

- Подборка материалов и создание необходимых условий для реализации проекта.

Реализация плановых мероприятий.

Образовательная деятельность с детьми

Ознакомление с миром природы.

Материал: Яблочная и апельсиновая кожура, пакет, металлическая банка, стеклянная и пластиковая бутылки.

Воспитывать осознанное бережное отношение к окружающей среде, учить понимать зависимость между состоянием окружающей среды и действием человека, в том числе ребенка. Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения во время отдыха на природе.

Художественно- эстетическое развитие. Аппликация

Материал: каталог с косметикой, клей, прямоугольники цветной бумаги10*13 для корзины

Продолжать знакомить с обрывной аппликацией, развивать воображение и творчество. Совершенствовать умение аккуратно наклеивать детали. Воспитывать умение использовать бросовый материал.

Художественно- эстетическое развитие. Конструктивно-модельная деятельность.

Материал: пакет от сока, 4 квадрата 3*3см.из черного картона (колеса), голубой прямоугольник 2*10(лобовое стекло, окна), клей.

Закреплять умение пользоваться ножницами. Создавать из данного материала машину. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к транспорту.

Формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов. Расширять представления об экологических проблемах и способах их устранения. Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к ней.

Художественно- эстетическое развитие.

Материал: туба, белая бумага, голубая (глаза), черный фломастер, ножницы, клей.

Продолжать учить создавать образ зайца. Развивать воображение. Воспитывать аккуратность в работе с ножницами и клеем.

Художественно- эстетическое развитие.

Материал: одноразовые стаканчики, картон (прямоугольник 2см.*10 см. для рук, квадрат белый 4 см. для головы, квадрат 3см.-ведро), пластилин.

Продолжать учить работать с ножницами, вырезывать руки, нос, голову, ведро. Скреплять детали пластилином. Развивать образное мышление. Воспитывать аккуратность.

Художественно- эстетическое развитие. Художественный труд

Материал: скорлупа, клей ПВА,1\2 листа голубого картона, цветная бумага (нос, ведро)

Продолжать беседовать с детьми о зимних забавах. Развивать мелкую моторику. Учить использовать пищевые отходы для создания зимней картины. Воспитывать аккуратность.

Художественно- эстетическое развитие. Художественный труд

Материал: коробка от молока или сока (1 Литр), веточка, цветная бумага, клей, ножницы

Продолжать знакомить детей с зимующими птицами. Развивать творческое воображение, усидчивость. Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам

Художественно- эстетическое развитие. Конструктивно-модельная деятельность.

Материал: 1/3 бутылки (1,5л. или 2л.), гофрированная цветная бумага, клей ПВА, ножницы.

Продолжать знакомить с классификацией головных уборов. Развивать композиционные навыки, аккуратность в работе. Продолжать обучать приемам работы с бросовым материалом. Воспитывать бережное отношение к головным уборам.

Художественно- эстетическое развитие. Художественный труд

Материал: туба, ножницы, прямоугольники белые 1*2см., фломастер, краски, баночка с водой

Продолжать учить детей делать из бросового материала морского обитателя. Развивать образное мышление. Воспитывать аккуратность в работе.

Художественно- эстетическое развитие. Аппликация

Материал: коробочки от сока, цветная бумага, клей, сердечки из ткани

Художественно- эстетическое развитие.

Материал: тубы, клей, трубочки от сока, пластилин, прямоугольник из зеленой бумаги 9*16см.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Знакомство с частушками, песнями, стихотворениями и загадками о мусоре.

Работа с родителями:

Участники проекта : воспитатели, родители, дети старше- подготовительной группы Срок реализации:

Тип проекта :

социально-нравственный, краткосрочный, групповой, познавательно-исследовательский, творческо-информационный.

Охрана природы, попытка решить проблему сбора и утилизации мусора.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект, благодаря которому дети научатся содержать в чистоте группу, участок, квартиру, улицы города.

Проект объединит воспитателей, родителей и детей в общей творческой работе.

Цель проекта : Осознание целесообразности сортировки, переработки и утилизации мусора (отходов) и изготовления из него различных нужных вещей.

Задачи проекта :

1. Формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.

2. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности.

3. Воспитывать бережное отношение к чистоте группы, участка, квартиры, улиц города.

4. Пропагандировать раздельный сбор мусора в каждой семье.

5. Учить создавать из отходов ТБО поделки, игрушки, пособия и т. д.

6. Развитие логического мышления, внимания, любознательности, бережного отношения к природе.

7. Развитие умения обследовательских действий.

8. Укрепление и усовершенствование партнерских взаимоотношений детского сада, детей и родителей.

Возможно, что дети и их родители не знают, как вторично использовать бытовые и хозяйственные отходы.

-понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям; умение сортировать мусор из разного материала; применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.

-дети научатся вторично использовать бытовой отход в разных видах деятельности.

Этапы реализации проекта :

I этап - подготовительный

II этап – основной (практический)

III этап – заключительный.

Описание содержания проекта : I этап - подготовительный

- составление плана работы по реализации проекта;

- разработка конспектов ООД, бесед и показа мод;

- подбор наглядного материала (иллюстрации, игрушки) для создания развивающей среды в группе;

- подбор художественной литературы для чтения в ходе ООД, бесед и самостоятельной деятельности детей;

- подбор дидактических игр по теме проекта;

- сбор и подготовка материалов для организации образовательной деятельности, для создания атрибутов сюжетно- ролевых игр, игровых уголков.

II этап – основной (практический)

- предлагается детям при небольшой помощи взрослого придумать сказку о мусоре

- организация совместных творческих работ родителей и детей из бросового материала

- изготовление поделок из бросового материала – совместная работа родителей и детей; пятый день

- создание коллажа из ненужных картинок.

- знакомство детей с экологическими знаками;

- подготовка материалов для игровых уголков; четырнадцатый день

- продолжать знакомство детей с экологическими знаками;

Вывод: В ходе проектной деятельности у детей сформировались представления о проблеме загрязнения окружающей среды мусором. Проект помог решить детям новые задачи, показать знакомые представления под новым углом знаний, осознанно и мотивированно систематизировать и закрепить представления по данному направлению: - дети имеют представление, как рационально использовать и минимизировать накопление отходов;

- знают, как эффективно вторично использовать отходы;

- создают разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов;

- умеют работать с различными материалами, знают их свойства, приобрели трудовые навыки; - научились переживать чувство радости от самостоятельно выполненного труда и преодолевать трудности.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке

Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с природой. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышами. У них накапливается чувственный.

Отчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Отчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Познавательно-исследовательская деятельность - исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними (ФГОС). Познавательно.

Уголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Уголок познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Уголок познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Задачи познавательно-исследовательской деятельности: - поддержать.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.

Паспорт проекта:

Автор проекта: Байкина Екатерина Васильевна

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители

Тип проекта:

По доминирующей деятельности: познавательно-исследовательский, творческий

По характеру содержания: ребенок и природа

По характеру участию ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата;

По характеру контактов: внутри одной возрастной группы;

По продолжительности: краткосрочный (октябрь)

Актуальность проблемы.

Жизнь Человека неразрывно связана с природой. У разных народов, в зависимости от их общественных и культурно-исторических условий существования, отношение к природе имело свое выражение, отражая нравы, обычаи и традиции различных эпох и формаций. Бытовой мусор является одним из видов отбросов жизнедеятельности человека. Он образуется в жилых домах, учебных заведениях, детских учреждениях, больницах, гостиницах, административных зданиях и т.д. За одну человеческую жизнь его скапливается очень много.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Цель: Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.

Задачи проекта:

1.Формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.

2.Стимулировать интерес к исследовательской деятельности.

3.Воспитывать бережное отношение к чистоте группы, участка, квартиры, улиц города.

4.Пропагандировать раздельный сбор мусора в каждой семье.

  1. Учить создавать из отходов поделки, игрушки и т. д.
  2. Развитие логического мышления, внимания, любознательности, бережного отношения к природе.
  3. Укрепление и усовершенствование партнерских взаимоотношений сотрудников детского сада, детей и родителей.

Предполагаемый результат:

-понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям; умение сортировать мусор из разного материала; применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.

- дети научаться вторично использовать бытовые отходы (бросовый материал) в художественно-эстетической и познавательной деятельности

Этапы проекта:

Проект содержит три основных этапа

План реализации проекта

1.Подготовительный этап

  • Подбор дидактических игр
  • Подготовка методического обеспечения
  • Подбор консультаций для родителей
  • Подбор и изучение необходимый литературы.
  • Подборка материалов и создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Анкетирование родителей

2.Основной этап

Реализация плановых мероприятий.

Мероприятия

Цель

Воспитывать осознанное бережное отношение к окружающей среде, учить понимать зависимость между состоянием окружающей среды и действием человека, в том числе ребенка. Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения во время отдыха на природе.

Провести блок детской деятельности экологической направленности по изучению свойств и качеств материалов: стекло, пластик, металл, бумага, резина.

Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы. (В процессе углубления и расширения знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе)

Способствовать формированию представления детей о правильной утилизации мусора через игровую и экспериментальную деятельность.

Продолжать знакомить с обрывной аппликацией, развивать воображение и творчество. Совершенствовать умение аккуратно наклеивать детали. Воспитывать умение использовать бросовый материал.

Развивать мелкую моторику. Учить использовать пищевые отходы для создания картины. Воспитывать аккуратность.

Развивать творческое воображение, усидчивость. Учить использовать отходы для создания кормушки. Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам

формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение, эстетическую отзывчивость, привитие трудовых навыков.

Способствовать развитию умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены.

Изготовление спортивного оборудования из бросового материала

Мотивировать детей на двигательную активность, через использование нестандартного оборудования в самостоятельных видах деятельности

Чтение экологических рассказов, сказок, отгадывание загадок

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста, понимание о единстве и взаимосвязи человека с живой природы Земли

3 .Заключительный этап

В результате проделанной работы дети узнали много интересного, познакомилась с разнообразной литературой, научились давать вторую жизнь мусору через художественную деятельность, не затрачивая на это больших средств.

Давая мусору вторую жизнь, человек не только облегчаете себе жизнь, и экономите деньги из семейного бюджета, но и сохраняет природу!

Экологическое воспитание дошкольников - это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы экологическое воспитание и образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде с очевидными пределами ресурсов и возможностей.

Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Загрязнение окружающей нас среды – масштабная проблема современности. На данный момент о ней известно многое – написано большое количество научных работ и книг, проведены многочисленные исследования. Но в решении проблемы человечество продвинулось совсем незначительно. Загрязнение природы по-прежнему остаётся важным и актуальным вопросом, откладывание которого в долгий ящик может обернуться трагично.

Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды.

Классификация загрязнений природы

Существует несколько классификаций загрязнений природы, основанных на их источнике, направленности, других факторах. Итак, выделяют следующие виды загрязнения окружающей среды:

  • Биологическое загрязнение – источником загрязнения являются живые организмы, оно может происходить по естественным причинам или в результате антропогенной деятельности.
  • Физическое загрязнение – приводит к изменению соответствующих характеристик окружающей среды. К физическому загрязнению относят тепловое, радиационное, шумовое и другие.
  • Химическое загрязнение – увеличение содержания веществ или их проникновение в окружающую среду. Приводит к изменению нормального химического состава ресурсов.
  • Механическое загрязнение – загрязнение биосферы мусором.

В действительности один вид загрязнения может сопровождаться другим или несколькими сразу.

Мусор, оставленный на земле, наносит вред не только почве. Его пары попадают в атмосферу, а ветер относит его к воде. Таким образом страдает большая часть экологического мира.

Во избежание экологической катастрофы борьба с физическим загрязнением должна быть первостепенной задачей. Проблема должна решатся на международном уровне, потому что у природы нет государственных границ. Для предупреждения загрязнения необходимо вводить санкции предприятиям, выбрасывающим отходы в окружающую среду, налагать крупные штрафы за размещение мусора в неположенном месте. Стимуляция к соблюдению норм экологической безопасности также может быть осуществлена финансовыми методами. Такой подход доказал свою эффективность в некоторых странах.

Каким же образом мы можем бороться с загрязнением своего родного края в рамках детского сада? Для того чтобы обратить внимание на проблему загрязнения нужно проводить с детьми разъяснительную работу, объяснять им какой вред природе наносят различные загрязнения, и что нужно делать, чтобы снизить этот вред.

Поэтому было решено составить подробное перспективное планирование работы, которая будет стимулировать маленьких жителей и их родных на сохранность окружающей среды.

Формы работы с детьми:

- подгрупповая (небольшими группами по интересам);

Методы и приемы:

- наглядный (просмотр иллюстраций, фото, презентаций и обучающих познавательных фильмов, виртуальные экскурсии на мусороперерабатывающие заводы);

- словесный (беседа, рассказ, чтение художественной литературы);

- практический (трудовая деятельность, художественное творчество).

  1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с дошкольниками (интеграция).
  2. Принцип системности. Занятия проводятся систематически, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.
  3. Принцип личностно-ориентированного подхода.
  4. Принцип наглядности. Весь подаваемый материал сопровождается показом иллюстраций, просмотром презентаций и видеофильмов.
  5. Принцип доступности. Познавательный материал подается в понятном для дошкольников формате, все игровые материалы на изучаемую тему находятся в непосредственной доступности, на уровне глаз детей.

Создание РППС для экологического воспитания детей

Экологический уголок группы включает в себя следующие составляющие:

- учебно-наглядные пособия (познавательные видеофильмы и мультфильмы, коллекции, модели, картины, панно, макет, диараммы);

- литературные произведения (рассказы, стихи, пословицы, загадки, сказки);

- игры (дидактические, предметные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, творческие);

Главная особенность экологического уголка – систематическое наполнение результатами детской деятельности: творческие работы, фотоотчеты, альбомы, газеты, поделки из вторичного сырья и т.д.

Уголок содержит так же полочку для экспериментирования, которая включает в себя картотеку опытов для детей и оборудование для опытнической деятельности. Опытно – экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.

В театральном уголке подобраны различные маски (животных, насекомых, овощей и фруктов) и костюмы для разыгрывания экологических сказок и игр-инсценировок, способствующих познавательному и эколого-эстетическому развитию детей, формированию их нравственных качеств.

Не менее важной для экологического воспитания является развивающая среда и группового прогулочного участка, в создании которой активное участие принимают родители воспитанников.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный:

2 этап – основной :

  • Проведение познавательных занятий и бесед по теме проекта;
  • Чтение познавательной литературы, энциклопедий;
  • Работа по формированию у детей бережного отношения к объектам природы родного края.
  • Трудовая деятельность на территории детского сада и в близлежащих скверах.
  • Природоохранные акции.
  • Разработка авторских дидактических игр и пособий.
  • Привлечение в работу родителей воспитанников.

3 этап – заключительный :

Перспективное планирование работы с детьми и родителями воспитанников

3. Комплексные занятия под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.- Волгоград Учитель 2012 г.

8. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

Читайте также: