Особенности внеурочной деятельности с детьми девиантного поведения младшего школьного возраста

Обновлено: 07.07.2024

Проблема девиантного поведения школьников младшего возраста является актуальной и в наши дни, несмотря на всё обилие разнообразных педагогических и психологических методик и приемов.

Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали; это асоциальное поведение, нарушающее какие - то социальные и культурные нормы (В.М. Цулейко)

В школьной жизни учащегося с девиантным поведением называют чаще всего трудный ребенок.

Профилактика девиантного поведения - это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение (А.И. Селецкий, С.А. Тарарухин).

Девиантное поведение младших школьников существенно отличается от девиантного поведения взрослых и обусловлено различными факторами, в том числе возрастными особенностями.

Чтобы лучше понимать специфику девиантного поведения младших школьников, целесообразно дать краткую характеристику психологических особенностей данной возрастной группы.

Младший школьный возраст охватывает период от 6 до 9 лет и представляет собой довольно непростой во многих отношениях отрезок времени. Именно на этот период приходится адаптация к школе. Причем, происходит это у всех детей по-разному, в зависимости от типа темперамента и личностных особенностей . Если дети-холерики, или дети-сангвиники постоянно отвлекаются на уроках, мешают учителю и одноклассникам, на переменах шумят и даже дерутся, то, например, меланхолики, чувствуют себя зажатыми и стеснительными. Иногда в период адаптации дети могут терять аппетит, у них может нарушаться сон и увеличиваться плаксивость. Подобные функциональные отклонения связаны, в первую очередь, с психической и физической нагрузкой, которые испытывает ребенок в связи с изменением образа жизни и, соответственно, возросшим к нему требованиям со стороны учителей и родителей.

Также важно учитывать, что в этом возрасте еще не до конца сформировано критическое мышление, соответственно, ребенок еще не в состоянии полностью правильно оценить свои поступки и их последствия. Также важную роль играет и воспитание в семье. Если ребенок растет в атмосфере вседозволенности, то, попадая в среду, вводящую правила и ограничения, он будет испытывать дополнительный стресс и дискомфорт, что также может стать причиной проявлений девиантного поведения в разных его формах. В особенной степени это относится к тем детям, которые по каким-либо причинам не посещали детский сад, соответственно, начальная степень социализации ими пройдена не в полной мере.

Действия учителя начальных классов по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста:

Наблюдение за поведением: во время уроков, во внеурочное время, во время посещения столовой, во время посещения театров, выставок, экскурсий,

во время перемены, во время игр.

2. Профилактическая работа с детьми с целью формирования у школьников знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья.

Занятие “Я готов меняться”

Оборудование: стулья, повязка на глаза, мяч, лист бумаги, гуашь.

Цель: формирование навыков конструктивного общения; обучение приемам управления своим поведением, настроением.

Ход занятия:

«Ох, как плачет малыш — что медведь рычит.

А смеется малыш — что ручей журчит.

А уж слезы текут — будто дождик льет.

Улыбается малыш – будто солнце взойдет.

«Капризуля мальчик Марк, не унять его никак

(1-2 строка: брови опущены и сдвинуты, губы полуоткрыты, уголки губ опущены вниз, голова слегка наклонена вниз, плечи опущены. Капризная гримаса на лице дополняется легкими движениями поочередно обоими плечами вперед и назад. 3-4 строка: брови приподняты, губы тронуты улыбкой, голова слегка откинута назад, плечи развернуты.)

Ребятам предлагается нарисовать свои эмоции без кисточки – пальцами. Можно даже просто нарисовать какие–то пятна, важно, чтобы дети имели возможность выразить себя, свои эмоции на листе бумаги.

дышал свежим воздухом

пропустил новую тему

рисковал своей жизнью

общался с друзьями

Какой столбик получился длиннее? А вы стали бы сбегать с уроков?

Откройте глаза, медленно и аккуратно сядьте. Расскажите, как вы себя чувствуете?

Что такое девиантное поведение, формы и методы профилактики с ним. Характеристика уровней сформировнности девиантного поведения у младших школьников в помощь учителю начальных классов.

ВложениеРазмер
deviantnoe_povedenie_u_mladshih_shkolnikov.docx 27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Девиантное поведение у младших школьников и его профилактика.

Проблема девиантного поведения школьников младшего возраста является актуальной и в наши дни, несмотря на всё обилие разнообразных педагогических и психологических методик и приемов.

Давайте для начала узнаем что же такое девиантное поведение.

Девиантное поведение - один из видов отклоняющего поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, (демонстрация, агрессия, самовольное и систематическое отклонение от учебы, систематические поведение - повторяющиеся асоциальные проступки и уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм и т.д. (Краткий психологический словарь (Под ред. А.В.Петровского)).

Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали; это асоциальное поведение, нарушающие какие - то социальные и культурные нормы.(В.М.Цулейко).

Девиантное поведение (от лат. - отклонение) определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам. (В.Т.Кондрашенко).

В обыденном понимании учащийся с девиантным поведением – это так называемый “трудный ребенок”.

Профилактика - (от греч. prophylaktikos - предохранительный), совокупность мероприятий по предупреждению заболеваний, предотвращению неполадок механизмов и т.п. (В.И.Дерюгин).

Профилактика девиантного поведения - это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. (А.И.Селецкий, С.А.Тарарухин).

Девиантное поведение младших школьников существенно отличается от девиантного поведения взрослых и обусловлено различными факторами, в том числе возрастными особенностями.

Чтобы лучше понимать специфику девиантного поведения младших школьников, целесообразно дать краткую характеристику психологических особенностей данной возрастной группы.
Младший школьный возраст охватывает период от 6 до 9 лет и представляет собой довольно непростой во многих отношениях отрезок времени. Именно на этот период приходится адаптация к школе. Причем, происходит это у всех детей по-разному, в зависимости от типа темперамента и личностных особенностей . Если дети-холерики, или дети-сангвиники постоянно отвлекаются на уроках, мешают учителю и одноклассникам, на переменах шумят и даже дерутся, то, например, меланхолики, чувствуют себя зажатыми и стеснительными. Иногда в период адаптации дети могут терять аппетит, у них может нарушаться сон и увеличиваться плаксивость. Подобные функциональные отклонения связаны, в первую очередь, с психической и физической нагрузкой, которые испытывает ребенок (младший школьник) в связи с изменением образа жизни и, соответственно, возросшим к нему требованиям со стороны учителей и родителей.

Деятельность учителя начальных классов по профилактике девиантного поведения детей младшего школьного возраста:
1.Наблюдает за поведением во время уроков,
поведением во внеурочное время, во время посещения столовой, поведением во время посещения театров, выставок, экскурсий,
поведением во время перемены, во время игр.
2. Профилактическая работа с детьми с целью формирования у школьников знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья.
Характеристика уровней сформированности девиантного поведения:


В статье рассматривается роль внеклассной деятельности в воспитательном процессе младших школьников с девиантным поведением.

Ключевые слова: внеклассная деятельность, формы внеклассной деятельности, девиантное поведение.

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана. Проблема внеклассной деятельности с обучающимися всегда была актуальной для любого учителя и воспитателя, так как она успешно выполняет триединую функцию обучения, воспитания и развития личности в любом общеобразовательном учреждении. Заинтересованность в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется ещё и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов — ценностей, ориентиров, потребностей, интересов ребёнка, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как учащийся выбирает её исходя из своих интересов, мотивов.

Проблема взаимодействия внеклассной деятельности и воспитательном процессом широко освещены в работах известных учёных и педагогов-практиков, таких как А. Г. Харчёв, П. Н. Мальковская, В. Г. Немировский, Т. Н. Калечиц, Л. Е. Никитина и др. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Н. Н. Михайлова Н. Н. рассматривают внеклассную деятельность как составную часть учебно-воспитательного процесса в школе и как одну из форм организации свободного времени учащихся. [5, с. 311]. В педагогическом энциклопедическом словаре отмечается, что во внеурочной деятельности в школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др.[4, с. 36].

Младшие школьники с девиантным поведением с энтузиазмом включаются в активную внеурочную деятельность. Получение девиантам такой возможности означает не только и не столько включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования — безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным предметам. Таким образом, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором младшие школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

В педагогической науке и практике наиболее распространено следующее деление форм внеклассной деятельности: индивидуальная, кружковая, объединяющие и массовые. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность девиантов, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.

Заниматься воспитанием детей младшего школьного возраста с девиантным поведением во внеурочной деятельности — значит не только развивать и совершенствовать заложенные в младшем школьнике с девиантным поведением умственные и физические способности, корректировать нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и формировать у него потребность в постоянном личностном развитии, самореализации физического, умственного и духовного потенциала, а также воспитывать толерантность [6, с. 67–70]. Коррекционная воспитательная работа, проводимая во внеурочной деятельности состоит в том, что младшим школьникам с девиантным поведением предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими участниками процесса, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения [1, с. 6–11].

Для выявления круга интересов младших школьников с девиантным поведением, можно использовать анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Необходимо отметить то, что любой вид занятий, в которые будут вовлечены младшие школьники с девиантным поведением, должны иметь общественную и социально-значимую направленность. Нельзя недооценивать степень самостоятельности, инициативности, новизны и неординарности мышления младших школьников с девиантным поведением в организации форм внеклассной деятельности.

Результат занятий, проводимых во внеурочной деятельности, играют значительную роль в достижении результата, соответствующего выпускному нормативу ученика начальной школы:

 любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

 владеющий основными умениями учиться;

 любящий родной край и свою страну;

 уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

 готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

 доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение;

 выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

 сформированности социально-значимых качеств;

 повышение самооценки и адаптационных возможностей;

 восстановление психологического здоровья.

Для проведения занятий с младшими школьниками с девиантным поведением необходимо:

 создать условия для формирования принимаемой обществом системы ценностей;

 создать социокультурную среду, которая обеспечит активизацию социальных, интеллектуальных интересов девиантов в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально-значимую практическую деятельность.

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, внеклассная деятельность, внеурочная деятельность, школьник, младший школьник, младший школьный возраст, отклоняющееся поведение.

Ключевые слова

девиантное поведение, внеклассная деятельность, формы внеклассной деятельности, девиантное поведение.

Похожие статьи

Методическая разработка профилактики и коррекции детей.

Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения.

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

девиантное поведение, внеклассная деятельность, внеурочная деятельность, школьник, младший школьник, младший школьный возраст, отклоняющееся поведение.

Внеурочная деятельность младших школьников. Автор: Пикулина Татьяна Васильевна.

Девиантное поведение несовершеннолетних и его диагностика

девиантное поведение, внеклассная деятельность, внеурочная деятельность, школьник, младший школьник, младший школьный возраст, отклоняющееся поведение. Причины девиаций поведения у детей дошкольного возраста.

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего.

В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся

Психологические и возрастные особенности младшего школьника. Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок.

Внеурочная деятельность школьников [Текст].

Внеурочная деятельность школьников [Текст]. Основные термины (генерируются автоматически): внеклассная деятельность, внеклассная работа, вид

Ключевые слова: внеклассная деятельность, формы внеклассной деятельности, девиантное поведение.

Влияние неполной семьи на девиантное поведение младших.

влияние, девиантное поведение, младшие школьники, неполные семьи.

Украина, семья, школьная педагогика, девиантное поведение, Общая педагогика, рамка специальности, младший школьный возраст, уровень преступности, фигура людей, III.

Профилактика аддиктивного поведения во внеклассной работе.

Ключевые слова: внеклассная деятельность, формы внеклассной деятельности, девиантное поведение.

Социально-педагогическая профилактика девиантного. Проблема отклоняющегося поведения школьников — одна из актуальных социально-педагогических.

Внеурочная деятельность младших школьников | Статья.

Внеурочная деятельность является составной частью системы образования и воспитания детей. Внеурочная деятельность ориентирована на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ.

Изучение особенностей отклоняющегося поведения.

Изучение особенностей отклоняющегося поведения слабовидящих младших школьников. Автор: Иванова Анастасия Сергеевна. Рубрика: 8. Педагогическая психология.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Девиантное поведение младших школьников существенно отличается от девиантного поведения подростков и обусловлено различными факторами, в том числе и возрастными особенностями.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 п. СПИРОВО

Работа учителя начальных классов по профилактике девиантного поведения учащихся младших классов

Подготовила: учитель начальных классов

МОУ СОШ №8 п.Спирово

Недодева Ольга Николаевна

Девиантное поведение младших школьников существенно отличается от девиантного поведения подростков и обусловлено различными факторами, в том числе и возрастными особенностями.

Чтобы лучше понимать специфику девиантного поведения младших школьников, целесообразно дать краткую характеристику психологических особенностей данной возрастной группы.

Младший школьный возраст охватывает период от 6 до 9 лет и представляет собой довольно непростой во многих отношениях отрезок времени. Именно на этот период приходится адаптация к школе. Причем, происходит это у всех детей по-разному, в зависимости от типа темперамента и личностных особенностей. Если дети-холерики, или дети-сангвиники постоянно отвлекаются на уроках, мешают учителю и одноклассникам, на переменах шумят и даже дерутся, то, например, меланхолики, чувствуют себя зажатыми и стеснительными. Иногда в период адаптации дети могут терять аппетит, у них может нарушаться сон и увеличиваться плаксивость. Подобные функциональные отклонения связаны, в первую очередь, с психической и физической нагрузкой, которые испытывает ребенок (младший школьник) в связи с изменением образа жизни и, соответственно, возросшим к нему требованиям со стороны учителей и родителей.

Также важно учитывать, что в этом возрасте еще не до конца сформировано критическое мышление, соответственно, ребенок еще не в состоянии полностью правильно оценить свои поступки и их последствия. Но и немаловажную роль здесь играет и воспитание в семье. Если ребенок растет в атмосфере вседозволенности, то, попадая в среду, вводящую правила и ограничения, он будет испытывать дополнительный стресс и дискомфорт, что также может стать причиной проявлений девиантного поведения в разных его формах. В особенной степени это относится к тем детям, которые по каким-либо причинам не посещали детский сад, соответственно, начальная степень социализации ими пройдена не в полной мере.

Воспитательно-профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений и девиантного поведения несовершеннолетних сводится к решению следующих задач:

- выявление неблагоприятных условий семейного, школьного, общественного воспитания и оздоровление их;

- пресечение и устранение действия антиобщественного, влияния на несовершеннолетних;

- осуществление коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

- Шалость, которую можно, по сути, считать безобидным проявлением, т.к. в ней отображаются активность и креативность ребенка.

- Озорство точно также позволяет проявиться креативности и активности ребенка, однако, в данном случае нарушение правил и норм происходит уже осознанно, и налицо причиняемый окружающим умышленный вред.

- Негативизм представляет собой необоснованное сопротивление влиянию и действиям окружающих. В пассивной форме проявляется как упрямство, отказ от выполнения требований. В активной форме – ребенок намеренно делает все вопреки тому, что от него требуют. Следует отметить, что негативизм может являться не столько чертой характера, сколько последствием, например, усталости или проявлений несправедливости по отношению к ребенку.

- Капризы, как правило выражаются в поступках или действиях, которые ребенок просто не может объяснить, а также в сопротивлении требованиям со стороны взрослых. Возникают или в случае усталости или под воздействием слишком эмоциональных переживаний. Иногда могут сопровождаться плачем (истерикой) или сильным нервным возбуждением.

- Своеволие является результатом излишней самостоятельности, стремлении к самоутверждению, но при этом неумении выразить это конструктивными способами.

Безусловно, все типы девиантного поведения поддаются корректировке.

Характеристика уровней сформированности девиантного поведения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Поведе-ние во время уроков

*ходит во время уроков, встаёт с места;

*не выполняет учебные задания во время уроков;

*отвлекается, поворачивается, разговаривает;

*пассивен в деятельности;

*прогуливает уроки без уважительной причины;

* резкая смена настроения.

*частично учебные задания во время уроков;

*не всегда отвечает на устные вопросы, реагирует агрессивно;

*иногда проявляет раздражительность;

*иногда или редко пропускает занятия без уважительной причины;

*редко отмечается резкая смена настроения;

*иногда не контролирует себя

* активно участвует в

*чётко выполняет инструкции;

*всегда присутствует на занятиях;

* умеет себя контролировать

Поведе-ние во внеуроч-ное время

*нарушает нормы и правила поведения в учреждении на перемене и после уроков;

*является неформальным отрицательным лидером;

*не выполняет общественные поручения

*может иногда нарушать нормы поведения;

* иногда является неформальным

* редко принимает участие в жизни класса

*общается со всеми одноклассниками;

*соблюдает нормы поведения

*независим от других;

*может организовать группы по

*умеет критически мыслить,

принимать адекватные решения.

*участвует в общественной жизни

*охотно выполняет общественные

Поведе-ние во время

переме-ны, во время игр.

* является асоциальным лидером;

* без причины может накинуться,

*придумывает или участвует в

* иногда привлекает к себе внимание

* может быть асоциальным лидером;

* редко придумывает или участвует в

соблюдает правила игр;

* может организовать группы по

Поведе-ние во время

Посеще-ния театров, выста-вок, экскур-сий

*неадекватно реагирует на замечания учителя;

*проявляет негативные реакции в отношении увиденного;

* громко смеётся, разговаривает, кричит

*проявляет протестные реакции;

в некоторых моментах проявляет

неустойчивость в поведении;

*может неадекватно отреагировать на замечания взрослого, одноклассника;

*иногда проявляет протестные реакции;

*не часто проявляет негативные реакции в отношении увиденного;

*активно участвует в процессе знакомства с новым;

*соблюдает правила посещения общественных мест;

принимать адекватные решения.

Поведе-ние во время посеще-ния

*агрессивно ведёт себя по отношению к одноклассникам, *не соблюдает правил поведения в столовой;

*проявляет неадекватные реакции (кидается едой, переворачивает стулья, кричит);

*стремится привлечь к себе внимание;

*иногда агрессивно ведёт себя по

отношению к одноклассникам, взрослым

*не часто, но нарушает правила поведения в столовой;

*иногда привлекает к себе внимание асоциальным поведением;

*может проявлять раздражительность;

* соблюдает правила поведения в столовой;

Основные принципы социально-профилактической работы по предупреждению отклонений в поведении младших школьников

Принцип коллективной терапии - организации процесса социализации средствами коллектива, индивидуальной и коллективной поддержки, решение проблем семейных, школьных отношений со сверстниками и взрослыми в форме социально-педагогического консультирования.

Принцип ситуации успеха - организация условий личных достижений подростка, закрепление достижений в рамках коллективной деятельности, в общем результате, в самостоятельном решении собственных проблем.

Принцип партнерства - организация равного и взаимоответственного участия детей и педагогов в деятельности, организуемой совместно и по согласованным правилам взаимоподдержки.

Методы и конкретные приемы психолого-педагогического воздействия

Вопрос о выборе методов и конкретных приемов психолого-педагогического воздействия является одним из центральных вопросов, связанных с проведением работы по профилактике девиантного поведения с детьми младшего школьного возраста.

Можно выделить основные методы работы по профилактике девиантного поведения младших школьников:

- сказкотерапия (анализ сказок, групповое сочинение историй, драматизация сказок);

- арттерапия (свободное и тематическое рисование, аппликация, лепка из глины, конструирование из бумаги и картона);

- психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);

- телесно - ориентированные техники (психомышечная релаксация, танцы);

- игровые методы (подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры- драматизации);

- моделирование и анализ проблемных ситуаций;

Примерный алгоритм работы с детьми по предупреждению и преодолению отклонений в поведении

1. Оценка учителем ситуации и осознание собственных эмоций. Не следует при этом принимать поспешных решений, чтобы не навредить ребенку и не осложнить отношения с ним. Принятие незамедлительных мер целесообразно в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью ребенка.

2. Анализ мотивов и причин поступка ребенка, исхода из которых, необходимо подобрать адекватные средства педагогического воздействия.

5. Реализация воспитательных целей через определенные средство способы в соответствии с мотивами ребенка.

6. Анализ воспитательного воздействия, оценка эффективности общения воспитателя с детьми, формулировка новых перспектив.

Таким образом, важнейшая задача учителя начальных классов - осуществлять первичную профилактику девиантного поведения, которая позволит избежать проблем в будущем. Наибольшей эффективностью профилактическая работа обладает при воздействии на условия и причины девиантного поведения на ранних этапах проявления проблемы.

Казакова Валентина Владимировна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)
студентка 3 курса факультета дошкольного и начального образования


Аннотация
Данная статья посвящена особенностям работы с детьми с девиантным поведением в начальной школе. В статье описаны задачи коррекционно-развивающего обучения, этапы психолого-педагогического сопровождения.

Kazakova Valentina Vladimirovna
N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (Arzamas branch)
student 3 courses of faculty of preschool and primary education


Abstract
This article is devoted to features of work with children with deviant behavior at elementary school. In article problems of the correctional developing training, stages of psychology and pedagogical maintenance are described.

В современном обществе увеличивается число молодежи с отклоняющимся поведением, что является одной из самых важнейших социально – педагогических проблем.

Данная проблема приобретает еще большую значимость в связи с недостаточным количеством проводимых исследований, которые касаются отклоняющегося (девиантного) поведения ребят с разнообразными нарушениями в развитии.

Особо благоприятным периодом для овладения нравственными и социальными правилами и нормами поведения, для развития моральных показателей, развития общественной направленности личности, является младший школьный возраст [1, c. 61].

К периоду поступления в школу каждый ребенок достигает конкретного уровня социально – нравственного и психологического развития: у него обогащается духовно-нравственный опыт, формируются индивидуально-типологические психологические свойства и социально-нравственные качества человека, вырабатываются определенные ценности и привычки, которые обусловливают и регулируют его деятельность, поведение и взаимодействие с другими людьми.

Так, наиболее существенными поведенческими характеристиками и личностными качествами, которые формируются у младших школьников, являются отзывчивость, честность, вежливость, ответственность, дружелюбность, заботливость, старательность, доброжелательность, уважительность, дисциплинированность, трудолюбие, эмпатийность [2, c. 37].

По мнению Буговой Г. В., возраст 6-11 лет является одним из наиболее сензитивных (благоприятных) периодов юности в связи с резким изменением физиологического равновесия в организме, с острой перестройкой реактивности, т. е. существуют плодотворные условия как для воздействия, так и для развития патогенных факторов [3, c. 350].

По мнению специальных психологов, педагогов коррекционных классов, социальных педагогов, педагогов-психологов необходимо сосредоточиться на поведении учащихся начальной школы с задержкой психического развития. Психолого-педагогические исследования говорят о том, что такие дети, в отличие от своих сверстников, воспринимают социальное общество и функционируют в нем: некритично, неадекватно, эгоистично, аффективно. Именно поэтому проблема отклоняющегося поведения рябят с задержкой психического развития, приобретает особую значимость.

Исследователи, которые занимаются изучением детей с задержкой психического развития, свидетельствуют о высоком риске возникновения у такой категории ребят разнообразных форм отклоняющегося поведения [4, c. 83].

В настоящее время изучение особенностей таких детей в основном ограничивается исследованием их эмоционально-волевой и по¬знавательной сфер, тогда как поведенческие и личностные характеристики данной категории детей описываются недостаточно.

Под задержкой психического развития понимаются синдромы временного отставания развития психики человека в целом и отдельных ее функций (сенсорных, эмоционально- волевых, моторных, речевых), замедленный темп реализации закодированных в генотипе свойств данного организма. В этиологии таких задержек играют роль конституциональные особенности, наследственные факторы, психологические и социально-средовые детерминанты, хронические соматические заболевания, а также органическая недостаточность центральной нервной системы.

Проблема задержек психического развития является одной из главнейших в педагогике, так как она напрямую связана со школьной неуспеваемостью. Среди ребят, которые отстают в начальных классах массовой школы, довольно значительную часть (приблизительно половину) составляют ученики с задержкой психического развития.

Важнейшими задачами коррекционно-развивающего обучения детей-девиантов являются:

• мотивация познавательной сферы учащихся;

• повышение уровня умственного развития детей;

• упорядочение учебной деятельности;

• коррекционная работа по недостаткам эмоционально-личностного развития;

К этапам психолого-педагогического сопровождения относятся:

2. Консультирование родителей (о перспективах и дальнейшем маршруте воспитания и обучения). Педагогу-психологу необходимо проводить консультирование родителей учащихся по вопросам дальнейшего обучения и воспитания, затем ему надо более подробно разъяснить необходимость специального коррекционного обучения. Учитель может использовать различные формы взаимодействия с родителями – анкетирование, беседы, проведение совместных с детьми мероприятий, открытые уроки и др.

3. Педагогическое консультирование. На данном этапе оказывается методическая помощь учителям, которые работают в коррекционных классах (здесь подготавливается пакет документов, который необходим для работы с детьми-девиантами, также подготавливаются и предлагаются рекомендации педагогам).

4. Коррекционно-развивающая деятельность. На этом этапе обеспечивается коррекция недостатков развития, она реализуется педагогом-психологом совместно с учителем не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Корректировка девиантного поведения происходит с учетом потенциальных возможностей ребенка, создаются коррекционно-развивающие малокомплектные группы на основе данных диагностики и наблюдений за учащимися. Для работы с детьми с задержкой психического развития педагог составляет групповой или индивидуальный план работы.

5. Психологическое просвещение. Для создания благоприятных условий преодоления возникающих проблем в развитии учеников с задержкой психического развития организуются и проводятся круглые столы, семинары и консультации для педагогов коррекционных классов.

6. Организация промежуточной и итоговой диагностики учеников с целью выявления дальнейшей работы по ликвидации девиантного поведения. На этом этапе педагог проводит психолого-педагогическую диагностику учащихся. Она может включать в себя: изучение внутреннего состояния детей в условиях школы – у каждого ученика своя продолжительность адаптации, также как и степень тяжести ее протекания анализ освоения программы по разнообразным предметам (контрольная работа, пересказ произведения, диктант, контрольное списывание и т.д.). В среднем длительность привыкание ребенка к школе или к новому классу составляет от 1,5-3 месяцев до 1-1,5 лет [6, c. 69].

Работа по коррекции недостатков в развитии учащегося начинается, прежде всего, с качественной диагностики, с правильного подбора методик, их проведения и подведения результатов.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Читайте также: