Особенности техногенных систем как среды обитания человека кратко

Обновлено: 05.07.2024

Почти 700 тысяч лет человечество находилось в непосредственном контакте с биосферой земли. Биосфера земли всегда являлась и является экраном, защищающим человека от воздействия космического излучения. В биосфере зародилась жизнь и сформировался человек, на протяжении всего этого времени биосфера защищала человека, но вместе с тем и создавала новые опасности: колебания температуры воздуха - высокая и низкая температура, выпадение осадков, землетрясение, извержение вулканов, падения метеоритов, хищные животные. Поэтому для защиты от неблагоприятного воздействия биосферы человечество было вынужденно создать техносферу. По определению, к техносфере относится все, что создано человеком: производственная, городская, бытовая среды, культурно-просветительская, лечебно-профилактическая зона.

Создание техносферы – это длительный процесс, обусловленный эволюционным развитием человека и среды его обитания. Эволюционное развитие привело к радикальному увеличению численности населения Земли, которое к 2011 году составляло 7 млрд. человек. Рост численности населения на протяжении тысячелетий был неравномерным, сначала – незначительным, а в последствии – стремительным. Так, в 20 веке население возросло более чем на 4,5 млрд. человек. Рост численности людей, борьба за ресурсы, продовольствие привели к серьезному возрастанию опасностей, крайним выражением которых явились многочисленные войны.

На этапе развития сельского хозяйства и аграрной цивилизации опасности были связаны с вырубкой лесов, применяемыми механическими средствами обработки земли для посевов, концентрацией в ограниченном пространстве одомашненных животных.

С применением огня человек создал новый вид рукотворных опасностей – пожары, которые до настоящего времени являются бичом человечества.

Еще с 16 века начался процесс урбанизации – процесс переселения людей на постоянное проживание из сельской местности в города с целью их привлечения к промышленному производству.

К началу 21 века процесс урбанизации охватил более 50% населения планеты, вокруг больших городов возникли агломерации с населением более 15 млн. чел – города Москва, Нью-Йорк, Токио…

Происходящие изменения способствовали развитию многих процессов в экономике, росту промышленности, сельского хозяйства, энергетики, увеличению численности различных видов транспорта, вовлечению в производство все большего количества химических элементов.

Одновременно с ростом производства, пропорционально увеличились выбросы в окружающую среду углеводорода, азота, серы, пыли. Были и остаются огромными затраты на военные цели. Данная индустрия - активный стимулятор роста техника и энергетики, что негативно повлияло на качество среды обитания.

С развитием сельского хозяйства большое значение приобрело применение химикатов. Для улучшения качества почвы и борьбы с вредителями в течение многих лет используются химикаты, удобрения, токсиканты, используются пестициды, но они крайне опасны для человека. Для защиты человечеству необходимо было создать новую среду обитания - техносферу. В этой сфере работают и проживает большая часть населения планеты. В истории человечества, когда были распространены собирательство и охота существовали естественные опасности. (Температура воздуха, ветер, грозовые разряды). С новым этапом развития человечества произошел рост негативных техногенных воздействий с сохранением естественных опасностей. До середины 20 века человек не обладал способностью инициировать крупномасштабные аварии. Появление первых ядерных объектов, рост производства на химических предприятиях, повысили вероятность аварий и катастроф, которые приводят к необратимым экологическим процессам. (Авария на Чернобыльской АЭС).

Пренебрежение природой - важнейший стратегический просчет человечества на пути его эволюционного развития.

В последние десятилетия резко возросла численность аварий, катастроф, ДТП, в которых погибает или теряет здоровье и работоспособность большое количество людей. Если от общих заболеваний умирают преимущественно пожилые люди, то от несчастных случаев преимущественно погибает работоспособная молодежь.

На последнем этапе развития приобретают большую остроту проблемы социальной напряженности общества. Причинами социальной напряженности в обществе являются неудовлетворительные условия жизни, труда, неудовлетворительное материальное и культурное положение, столкновение интересов религиозного, идеологического характера, система распределения материальных благ, низкий уровень образования.

Таким образом, актуальность проблем БЖД в настоящее время определяется рядом причин:

1) нарушение экологического равновесия природной среды в результате чрезмерного антропогенного воздействия на биосферу;

2) рост числа техногенных аварий и катастроф при взаимодействии человека со сложными техническими системами;

3) социально-политическая напряженность в обществе.

Приведенные данные отображают нарастающее негативное воздействие на человека и природную среду опасных и вредных факторов, свидетельствуют об огромной актуальности проблем, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности и сохранением природы на современном этапе развития.

Защитой человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижением комфортных условий жизнедеятельности и занимается наука БЖД – безопасность жизнедеятельности.
1.Определение, цели и задачи дисциплины

Безопасность жизнедеятельности– это область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку (природе), закономерности их проявления и способы защиты от них.

Безопасность жизнедеятельности – наука, изучающая опасности, средства и методы защиты от них.

Цель БЖД – создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения.

Объектами БЖД являются человек и коллективы людей.


  • идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;

  • защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

  • ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

  • создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

  • среда обитания,

  • деятельность,

  • опасность,

  • безопасность

  • риск.

  • обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;

  • создает и использует защиту от негативных воздействий со стороны среды обитания.

Среда обитания – это окружающая человека среда, осуществляющая через совокупность факторов (физических, биологических, химических и социальных) прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, трудоспособность и потомство.

В составе окружающей среды выделяют: природную и техногенную среды. Каждая среда может представлять опасность для человека.

Природная среда (Биосфера) – область распространения жизни на Земле, не испытавшая техногенного воздействия (атмосфера, гидросфера, верхняя часть литосферы). Она обладает как защитными свойствами, так и рядом негативных факторов (осадки). Поэтому для защиты от них человек вынужден был создать техносферу. Следует отметить, что естественная природная среда самодостаточна, она может существовать и развиваться без участия человека.

Техногенная среда (Техносфера) – среда обитания, созданная с помощью воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социальным и экономическим потребностям. Техносфера самостоятельно развиваться не может, без участия человека она обречена на старение и разрушение.

Техногенная безопасность – сфера научной и практической деятельности, направленная на создание и поддержание техносферного пространства в состоянии, исключающем его негативное влияние на человека и природу.

Защита окружающей среды - комплекс научных и практических знаний, направленных на сохранение качественного состояния биосферы (природной среды).

Науку о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека с техносферой и называют безопасностью жизнедеятельности.

Причинами возникновения и формирования учения о безопасности жизнедеятельности являются потребности общества и человека в защите от опасностей.

Потребности общества:

- сохранение здоровья и трудоспособности членов общества;

- защита членов общества от естественных опасностей;

- сохранение или рациональный рост численности членов общества в условиях воздействия опасностей от внешних причин.

Потребности человека:

- физиологические потребности в пище;

- социальные связи (включенность в сообщество, любовь близких);

- уважение, одобрение, признание;

На современном этапе развития человека общество непрерывно воздействовало на среду обитания. Рост этого воздействия приводил к росту опасностей.

Опасности возникли одновременно с возникновением материи и будут существовать всегда. Они связаны с недопустимыми потоками вещества, энергии, информации.

В настоящее время выделяют 4 основные группы потоков, которые формируют опасности.

1. Потоки в естественной природной среде:

- солнечное излучение, излучение звезд, планет;

- космические лучи, пыль, астероиды;

- электрическое и магнитное поля Земли;

- круговороты веществ в биосфере, в экосистемах;

- потоки, связанные с атмосферными, гидросферными и литосферными явлениями.

2. Потоки в техносфере:

- потоки сырья, энергии;

- световые потоки (искусственное освещение);

- потоки при техногенных авариях.

3. Потоки в социальной среде:

- информационные потоки (обучение, управление)

- людские потоки (миграция, демография, урбанизация).

4. Потоки, потребляемые или выделяемые человеком в процессе жизнедеятельности:

- потоки кислорода, воды, пищи, алкоголя;

- потоки отходов процесса жизнедеятельности.

Изменяя потоки в среде обитания, можно регулировать их влияние на человека.

Выделяют следующие типы взаимодействия потоков с организмом человека, (которые другими словами являются условиями деятельности и отдыха для человека в системе «человек-среда обитания).

Комфортные (оптимальные) потоки (или условия деятельности и отдыха) – потоки создают оптимальные условия деятельности отдыха, предпосылки для наивысшей работоспособности, максимальной продуктивности деятельности, обеспечивают сохранение здоровья человека и целостность среды обитания.

Допустимые – потоки (или условия деятельности и отдыха), воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативное воздействие на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая работоспособность и эффективность деятельности. Не вызываются необратимые процессы у человека и среды обитания. Допустимые нормы воздействия закрепляются в санитарных нормах. Характеризуются отклонением уровней потоков веществ, энергии и информации от номинальных значений в допустимых пределах.

Опасные. Потоки веществ, энергии и информации превышают допустимые уровни воздействия. Оказывают негативное воздействие на здоровье человека. При длительном воздействии вызывают заболевания и приводят к деградации природной среды, нарушению среды обитания.

Чрезвычайно опасные . Потоки за короткий срок могут нанести травму или привести к смерти, вызывая необратимые разрушения в природной среде.

Вредный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия и заболеванию.

Травмирующий фактор (опасный) – негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу.

Негативные факторы , воздействующие на людей, под­разделяются на естественные , т.е. природные и ан­тропогенные – вызванные деятельностью человека.

Опасные и вредные факторы по природе действия подразделяются на: физические, химические, биологические и психофизиологические.

Актуальность темы исследования продиктована необходимостью изучения техногенной среды, которая создавалась в ходе истории человечества как совокупность технических средств и произведенных с их помощью техногенных объектов, обеспечивающих более благоприятные условия для жизни людей по сравнению с предоставляемыми природной средой. Увеличивающий свою мощность и значимость для деятельности человечества техногенный искусственный мир к исходу XX века стал осознаваться как выходящий из-под контроля людей и вызывающий в их жизни непредусмотренные негативные процессы.

Потребность в осмыслении процессов формирования техногенной среды и ее функционирования, в определении механизмов ее воздействия на жизнь человечества и характеристики естественной среды, в придании ее стихийным процессам хотя бы ограниченной управляемости побуждает искать все новые подходы к ее изучению.

Степень разработанности. Исследованием вопросов техники как среды обитания человека занимались такие авторы как: Юдин Б.Г., Иноземцев В.Л., Миронова А.В. и др.

Таким образом, цель работы: исследование подходов к техносфере в философии.

. Рассмотреть понятие техники.

. Проанализировать современное состояние техносферы

. Проанализировать влияние техники на среду обитания человека.

Методы исследования: анализ, синтез.

Общая характеристика техники как среды обитания человека

Мир вокруг нас и сам человек в ХХ в. значительно изменились благодаря активной техногенной деятельности социального организма. Опираясь на рациональные обоснования, правящие элиты брались переделывать и общество, и природу, и самого человека. Результаты этой переделки далеко не всегда соответствовали намечаемым планам. Приходилось признавать не только недостаточность сил человеческих в переделке общества и окружающей среды, но и недостаточное умение человеческого разума прогнозировать результаты собственной деятельности.

Кроме того, в жизненную игру вступил новый равноправный участник. Это - созданная поколениями людей искусственная окружающая среда. Создаваемая для улучшения жизни человека и для удовлетворения его потребностей, совокупность созданного превратилась в систему, обогатилась внутренними связями - и оказалось, что перед нами новый, надприродный мир: техносфера, живущая по своим законам, которые нуждаются в познавании столь же тщательном, как и законы природы. Более того, особенностью ХХ в. стало формирование обратной связи между техносферой и человеком.

Сам человек, общество, культура и, наконец, биосфера испытывают воздействия со стороны техносферы, приспосабливаются к ней - или же трансформируются и деградируют. Разрушение природы, становление искусственного мира сопровождаются катастрофами и уже вызывают тревогу международного сообщества; трансформация же былого человеческого духа, общественного сознания замечается куда меньше, а ведь многие из современных культурных перемен не возникли неведомо откуда, а представляют собой неосознанную попытку приспособиться к жизни в искусственном мире.

Существует философская дисциплина, которая называет своей целью исследование истоков подобных проблем. Это - философия техники.

В конце ХIХ в. так была названа область социально-философских исследований, стремящаяся к комплексному анализу техники как фактору развития цивилизации. Хотя техника, будучи важным элементом человеческой деятельности, и ранее привлекала внимание философов, лишь осознание неотвратимого движения человечества по пути индустриализации привело к оформлению отдельной философской дисциплины. Спектр рассматриваемых ею проблем простирается от методологического анализа технического знания и его демаркации с научным знанием до исследования социальных и экологических последствий технического прогресса и поиска соразмерности технических систем с человеческой средой обитания.

Поскольку эта дисциплина еще очень молода, перед ней простирается неисчерпаемое поле исследований. Что касается вопросов сущности и содержания техники и технологии, основных этапов их развития, взаимодействия науки и техники, имеющиеся разработки достаточно полны.

Но вопросы гуманизации технического роста, взаимодействия техники с такими далекими от нее областями, как искусство и мораль, мера ее ответственности за глобальные проблемы современности и мера надежды на то, что с помощью ее развития удастся эти проблемы решить, - все это исследовано недостаточно. В чем же ограниченность исследований по философии техники? В том, что из целостного континуума искусственных объектов, порожденных человеческой творческой активностью, выделяется лишь один из компонентов.

Рассмотрение техники без учета остальных материальных объектов, созданных людьми, а также без взаимодействия технического мира с биосферой и обществом обедняет исследования. Для полноты анализа требуется расширение предмета исследования: если вся жизнь современного человека и общества пронизана техникой и ее плодами, то недостаточно изучать непосредственно технические объекты - необходимо принимать во внимание техносферу целиком, социально-культурные предпосылки и последствия ее развития.

Основоположники философии техники, конечно, рассматривали технику в широком контексте человеческой деятельности. Они подчеркивали как необходимость социальной оценки технической деятельности, так и ответственность человека за техногенное преобразование природной среды. Технические объекты, изготовляемые согласно инструментальной рациональности, не должны управляться только ею: подчеркивая преобладание гуманистических ценностей над экономическими, многие мыслители закладывали основы не только философии техники, но и более широкого пространства человеческой жизни - философии техносферы. Формирование философии техносферы началось одновременно с философским осмыслением техники, когда была осознана проблема автономии технического мира и его обратного воздействия на своего творца - человечество.

Современный взгляд на проблемы техносферы в отечественной мысли представлен работами А.М.Буровского, В.Г.Горшкова, Э.С.Демиденко, В.А.Зубакова, В.А.Кутырева, Л.В.Лескова, В.Л.Иноземцева, Н.Н.Моисеева, А.П.Назаретяна, В.М.Розина, В.С.Степина, А.Д.Урсула, А.Ф.Шустова и других. Из философов и социологов зарубежных стран, искавших ответы на тот же вопрос, следует упомянуть Т.Адорно, Д.Белла, Х.Ленка, Г.Маркузе, Л.Мэмфорда, Х.Ортегу-и-Гассета, Ф.Раппа, О.Тоффлера, Ю.Хабермаса, М.Хайдеггера, М.Хоркхаймера, О.Шпенглера, Ж.Эллюля, Э.Юнгера, К.Ясперса и других.

В последние годы возрос интерес исследователей к проблеме техники, который заключается, главным образом, в определении места техники в жизни общества. Влияние техники в различных сферах общества достигает колоссальных масштабов. Ответственность за будущее развитие не только цивилизации, но и всей биосферы лежит целиком и полностью на человеке.

Издревле техника считалась орудием человека, с помощью которого можно было преобразовывать окружающий мир в ходе практической деятельности. В древнегреческой культуре понятие "techne" служило синонимом мастерства в различных областях знания. Античная традиция различает понятие "techne" как со стороны опытного (empeireia), так и со стороны теоретического (episteme) знания. Содержание понятия "техника" менялась с ростом научно-технического прогресса. Техника стала включать в себя не отдельных людей, мастерски применяющих свои знания на практике, но целые коллективы, а затем и сферы деятельности, включая как органическую, так и неорганическую природу.

В своем анализе проблемы техники К.Маркс представляет технику, как своего рода проводника человеческой деятельности, который является посредником между человеком и его целью. "Средство труда есть вещь или комплекс вещей, - говорит он, - которые человек помещает между собой и предметом трудом и которые служат для него в качестве проводника его воздействия на этот предмет. Он пользуется механическими, физическими, химическими свойствами вещей для того, чтобы в соответствии со своей целью применить их как орудия воздействия на другие вещи".

С помощью формационного подхода была определена роль техники в жизни человека, где посредством изменения двух диалектических категорий (производительные силы и производственные отношения) в ходе практической деятельности изменялся уровень жизни общества.

В своих работах К. Маркс отмечал, что не природа строит машины, локомотивы, железные дороги, а все это - продукты человеческого труда, созданные человеческой рукой.

Уже тогда была отмечена неоднозначная природа техники. Твердо придерживаясь диалектической позиции в понимании социального прогресса в целом, К. Маркс полагал, что любой из системообразующих элементов этого процесса непременно должен содержать в себе и относительный регресс. Не составляет в этом плане никакого исключения и техническое развитие как один из аспектов социального прогресса.

Также были выделены традиционные подходы к исследованию техносферы, основанные на несовместимых теоретических предпосылках: элементный подход (глобальность техногенной среды считается недостаточной для исследования ее в качестве единого целого), техноцентрический подход (техносфера - результат взаимодействия между техническими объектами и системами), экоцентрический подход (техносфера - результат взаимодействия между человечеством и природой), антропоцентрический подход (техносфера - объективирование взаимоотношений людей в ходе их жизнедеятельности).

Экоцентризм воспринимает природу как полноправного субъекта взаимодействия с человечеством (которое должно при удовлетворении своих потребностей не нарушать экологическое равновесие); одностороннее техногенное воздействие должно смениться взаимодействием человека и природы, не нарушающим биосферный баланс; этические нормы должны расшириться, включив в себя биосферу и живые существа (природу будут сохранять ради нее самой).

Именно деятельностную природу человека, его стремление изменять окружающий мир в своих интересах, противники антропоцентризма считают причиной экологических кризисов.

Эта концепция рассматривает каждое живое существо как уникальную ценность. Отвергая понимание человека как царя природы, сторонники экоцентризма утверждают: человек - часть природы, а нее ее властелин, и он не может противопоставить свой ограниченный разум процессам самоорганизации мира.

Для предотвращения экологической катастрофы сторонники экоцентризма считают необходимым не разработку ресурсосберегающих технологий или эффективных систем очистки, а смену системы ценностей, коррекцию мировоззрения, перестройку сознания людей. Для достижения этой цели предлагается проведение воспитательной работы с человечеством.

К сожалению, многие люди еще не научились уважать интересы других людей, поэтому реализация экоцентризма откладывается на далекую историческую перспективу.

Читайте также: