Особенности подготовки педагогических кадров за рубежом кратко
Обновлено: 04.07.2024
Модели зарубежного профессионального образования и их характеристика: рационалистическая, гуманистическая. Системы профессионального образования за рубежом (США, Англия, Германия, Франция): подготовка кадров, начальное образование в школе, отбор учеников.
Рубрика | Педагогика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 12.12.2016 |
Размер файла | 18,0 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное
высшего профессионального образования
Институт инженерно-педагогического образования
Кафедра автомобилей и подъемно-транспортных машин
Особенности профессионально-педагогического образования за рубежом
Выполнила: Данилина Анастасия Юрьевна АТ-102п
Проверил: Лялин Владимир Петрович
Модели зарубежного профессионального образования
Рационалистическая модель
Рационалистическое направление в теории обучения является дальнейшим развитием технологической педагогики, опиравшейся на идеи бихевиоризма.
Бихевиоризм - (англ. behaviour -поведение) - направление американской психологической науки конца XIX - XX вв., в основе которого лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных реакций на воздействия внешней среды.
Теория бихевиоризма отвергает роль сознания в качестве регулятора человеческой деятельности, все психические процессы сводятся к внешним реакциям организма. Согласно этой теории, профессиональная деятельность определяется тем, каковы приобретенные человеком познавательные, эмоциональные и психологические навыки. Роль знаний здесь не учитывается.
Гуманистическая модель образования
Системы профессионального образования за рубежом
США
В США ответственность за состояние дел в области образования вообще и профессионального образования в частности лежит на правительствах отдельных штатов. При управлениях образования каждого штата функционирует Бюро директора по вопросам профессионального образования. Штаты разрабатывают годовые и пятилетние планы развития профессионального образования. В каждом штате функционируют советы профессионального обучения.
На федеральном уровне имеется Бюро профессионального образования и образования взрослых с подчиняющимся ему национальным научно-исследовательским центром профессионального обучения. Работает Национальный консультативный совет по профессиональному образованию. Аналогичные консультативные комитеты созданы в каждом штате.
На базе 12-летней средней школы после 10 класса имеется три типа программ (профилей): общего, академического и профессионального направления. Профессиональный профиль дает подготовку по определенной профессии или группе профессий как начальный этап профессиональной карьеры.
Одна из исторически сложившихся форм подготовки рабочих кадров в США - обучение рабочих на производстве. Оно осуществляется, как правило, тремя различными способами: в виде ученичества, инструктирования на рабочем месте, обучения на рабочем месте под руководством опытного рабочего или техника. В системе ученичества США рабочие готовятся более чем по 300 профессиям и специальностям, которые объединяются в 90 групп.
В целом качество профессиональной подготовки молодежи в США удовлетворяет заказчиков, и ее система обладает способностью гибко реагировать на изменения ситуации на рынке труда.
Англия
Система профессионального образования Англии включает несколько ступеней: низшую, среднюю, высшую. Причем низшее профобразование организуется, главным образом, промышленными и коммерческими фирмами. Профессионально-техническое образование основывается, прежде всего, на системе ученичества непосредственно на предприятиях.
Под ученичеством понимается начальная профессиональная подготовка на предприятиях, которая длится 4-5 лет.
Движение в структуре профессиональной подготовки кадров среднего звена (так называемое дальнейшее обучение) реализуется в различных центрах, которые можно подразделить на следующие основные типы:
· государственные колледжи, политехнические высшие учебные заведения с действующими при них дневными курсами;
· районные колледжи, обучающие техников и рабочих;
· местные колледжи, которые организуют курсы для работников, проходящих обучение в системе ученичества. Эти курсы позволяют сдать экзамены на квалифицированного рабочего.
Профессиональному образованию в Англии предшествует средняя школа определенного типа: грамматическая, техническая, современная, общественная.
Высшее образование дается в университетах с 3-летним сроком обучения.
В последние годы в Англии создана новая структура консервативного образования и профессионального обучения, разработана общенациональная программа подготовки профессионалов. С этой целью разработана и внедрена новая профессиональная квалификация NVQ, состоящая из пяти взаимосвязанных уровней. Основная особенность новых стандартов профессиональной подготовки -- гибкость. Реализация NVQ уже подтвердила свою эффективность.
Германия
Государство контролирует обучение в профессиональной школе, а торгово-промышленная и ремесленная палаты - обучение на производстве. Права и обязанности предпринимателя и обучающегося регламентируется законом о профессиональном образовании.
Отбор учеников производят сами предприниматели в учебных центрах. При этом используются тесты, изучение аттестата, беседы с психологом. Обучение осуществляется на основе Договора о производственном ученичестве. Содержание и процесс обучения конкретной профессии регулируют инструкции, которые разрабатываются федеральным институтом профессионального образования и утверждаются соответствующим отраслевым министерством.
Учебным процессом на предприятии руководят мастера-наставники, которые должны быть старше 24 лет, обладать жизненным и профессиональным опытом, сдать соответствующий экзамен.
Дуальная система проявила способность к структурной перестройке. Профессиональная подготовка осуществляется по трем ступеням:
I ступень - год начальной профессиональной подготовки (теоретические сведения об основах того или иного профессионального направления);
II ступень - ознакомление с теоретическими и практическими основами группы родственных профессий (по окончании проводится первый экзамен); профессиональный образование школа рационалистический
III ступень - специализация, которая завершается экзаменом.
1-я и 2-я ступени готовят рабочих для выполнения простейших трудовых операций, а 3-я ступень осуществляет подготовку наладчиков установок и оборудования.
Обучение осуществляется по следующим профилям: ремесленно-технический, горнодобывающий, коммерческий, домоводческий, медицинский. Обязательными учебными предметами являются: религия, родной язык, обществоведение. Остальные предметы имеют узкую профессиональную направленность. На теоретическую подготовку отводится 25% учебного времени, 75% -на практическую.
Высшее образование дается в университетах (принимаются лица, окончившие гимназии) и специальных институтах.
Франция
Начальное образование для детей Франции длится с 6 до 11 лет. Затем они переходят в колледж, где обучение длится 4 года. Колледж имеет 2 цикла: общий и ориентационный. Далее большинство детей продолжают обучение либо в общественном, либо в профессиональном лицее, после окончания которых может быть присвоено звание бакалавра по определенному профилю. Все бакалавры имеют право продолжить обучение в вузах. Имеются государственные и частные лицеи.
Курс на степень бакалавра включает в себя более высокий уровень общеобразовательной подготовки. Остальные учащиеся получают технологическое образование.
Программы обучения в профессиональных и общеобразовательных лицеях обладают гибкостью. На профессиональных отделениях общеобразовательных лицеев готовятся высококвалифицированные специалисты (3 года обучения), которым выдается свидетельство о профессиональной пригодности к работе по сложной профессии на уровне техника. В профессиональном лицее введена категория технического бакалавриата, которая предусматривает полный курс профессиональной подготовки наряду с соответствующим объемом общеобразовательных знаний.
Наиболее распространенным типом низшего профобразования являются государственные или частные центры ученичества со сроком обучения 2 года после окончания колледжа. Ученики занимаются сначала последовательно в нескольких мастерских, а затем работают по избранному профилю. Почти половина учеников проходит профподготовку на мелких и средних предприятиях, поскольку во Франции более развита внепроизводственная система подготовки кадров. После окончания обучения ученики получают свидетельство о профпригодности по узкой специализации.
В каждой стране есть свои особенности в содержании и организации профессионального образования. Вместе с тем, есть и общие черты.
Профессиональное образование за рубежом нацелено на подготовку профессионала по определенному профилю, а не узкого специалиста. Оно тесно связано с общим и стремится к непрерывности.
Профессиональное образование интегрируется с производством и носит гибкий характер.
Хорошо развита система ученичества, которая выполняет роль начальной профессиональной подготовки.
Имеются как государственные, так и частные профессиональные учебные заведения.
Существуют децентрализованные и централизованные системы профессионального образования.
Подобные документы
Общая характеристика профессионально-педагогического образования в России в период второй половины XIX века до 1917 года. Новая государственная идеология в послереволюционные годы. Смена состояний профессионального образования в ходе его развития.
курсовая работа [46,5 K], добавлен 15.12.2010
Истоки возникновения среднего профессионального образования. Известнейшие профессиональные заведения в эпоху Просвещения. Развитие системы технического образования в России. Особенности становления профессионального образования в странах Южной Азии.
статья [17,3 K], добавлен 02.10.2009
Анализ процесса становления и развития профессионального образования в Республике Башкортостан. Знакомство с особенностями подготовки кадров в учреждениях среднего профессионального образования. Причины понижения престижа профессии преподавателя.
курсовая работа [73,9 K], добавлен 04.04.2015
Роль и место среднего профессионального образования в системе профессионального образования РФ. Структура государственного финансирования учреждений образования. Бизнес-процесс подготовки приема и отправки группы образовательного тура в колледже.
курсовая работа [69,2 K], добавлен 28.03.2013
Система высшего образования Великобритании. Структура обучения в Кембриджском университете. Продолжительность обучения и "качество дипломов в зависимости от успеваемости". Система оценивания знаний, итоговая аттестация. Стоимость образования за рубежом.
Куандыкова Э.Т. 1, 2 Куандыкова Г.Т. 1, 2 Асылбекова Г.Т. 1, 2 Диканбаева А.К. 1, 2 Ермаханов М.Н. 1, 2 Еримбетова А.А. 1, 2 Сабденова У.О. 1, 2
В статье рассматривается подготовка педагогических кадров в Республике Казахстан. А также, рассматривается сравнительная педагогика которая изучает состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики воспитания и образования в различных странах мира.
5. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1974. – 256 с.
6. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. институтов / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – 288 с.
На современном этапе развития цивилизации, в условиях интенсивного взаимодействия и взаимопроникновения культур, глобализации общественных проблем, усиления взаимозависимости и международной конкуренции модернизации образования рассматривается как ведущий фактор обновления жизни общества и осуществляется во многих странах мира.
В Республике Казахстан образование признано одним из долгосрочных приоритетов развития, основой духовного, социального, экономического, культурного прогресса государства.
Главная цель преобразований – реализация гуманистической парадигмы, направленной на развитие личности с присущими ей способностями, интересами, индивидуальными особенностями, придание образовательному процессу ярко выраженного позитивного личностного смысла. Приоритетными задачами системы образования являются развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности[1].
Современному обществу нужны образованные, с активной жизненной позицией и высокой профессиональной мобильностью и коммуникативностью люди, способные к постоянному жизненному и профессиональному самоопределению и саморазвитию.
Школа, как социальный институт, призвана организовать обучение, способствующее наиболее полному и разностороннему развитию потенциала личности, оценки и самооценки достижений, возможностей и перспектив, которые развиваются и формируются более всего в профильном обучении. Объективно выделяется особый этап обучения, когда выпускники основной школы должны быть подготовлены к профессиональному самоопределению, продолжению образования в избранной специализации. Тем самым создается новая педагогическая ситуация, требующая всестороннего исследования [2].
Разработка целостной научно-методической системы специальной подготовки находится на начальном этапе, когда обозначаются только общие вопросы, дидактические и психологические условия, организационные основы.
Особенно остро ощущается не разработанность проблемы учителями школ, которым нужны учебно-методические пособия для специальной подготовки по предметам. В связи с отсутствием теоретического обоснования специальная подготовка рассматривается иногда как знакомство с профессиями, что не соответствует ее широким целям. Развитие системы образования в Республике Казахстан, вследствие растущей и углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости всех стран и народов мира, невозможно рассматривать в отрыве от процессов и тенденций развития мирового образовательного пространства. Появились и стали быстро развиваться такие направления сравнительной педагогики, как политика и планирование образования, экономика образования, социология образования и др. Получили дальнейшее более глубокое развитие как вопросы методологии и методики сравнительно-педагогических исследований, так и практические вопросы реформирования систем образования.
Сравнительная педагогика изучает состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики воспитания и образования в различных странах мира и разных исторических эпохах, определяет формы, пути и границы переноса международного опыта педагогики и школьной практики, прогнозирует будущие модели воспитания и образования в своей стране [3].
Цель сравнительной педагогики – на основе анализа международного опыта педагогики и школьной практики совершенствовать воспитание и образование в своей стране. Многовекторное развитие профессиональной подготовки учителей в Казахстане должно совершенствоваться на основе научно-обоснованной сравнительно-педагогической характеристики современного состояния и тенденций развития: государственной политики в области педагогического образования; диалектической взаимосвязи теоретических педагогических направлений профессиональной подготовки учителей с философией и психологией; систем непрерывного педагогического образования за рубежом. На современном этапе развития школе как никогда нужен творчески работающий учитель, способный, не только обслуживать имеющиеся педагогические технологии, но и осуществлять инновационные процессы.
Система профессиональной подготовки будущего учителя в вузах Англии и США является многоуровневой – бакалавр, магистр. В Казахстане и России бакалавр, специалист, магистр. Срок обучения колеблется от 4 до 11 лет. Большинство учителей выходит из университетов в звании магистра гуманитарных наук в образовании или магистра точных наук в образовании. В среднем, студенты, получающие звания магистра того или иного профиля, обучаются 4-5 лет. В настоящее время для преподавания в государственных школах Англии на всех уровнях обучения (классы дошкольного, начального, включая подготовительные, и среднего образования) необходимо иметь статус квалифицированного учителя (Qualified Teacher Status – QTS).
Профессионально-педагогическая подготовка по параллельной модели начинается с первого года обучения и идет параллельно с общим и специальным образованием. Программа параллельной модели включает 4 основных раздела подготовки будущего учителя:
б) психолого-педагогический цикл дисциплин, включающий в различных комбинациях изучение общих основ педагогики, психологии, школьной гигиены и истории педагогики. Изучение этих дисциплин дополняется различными видами педагогической практики;
Анализ состояния проблемы применения региональных статистических показателей при изучении населения в школьной географии показал, что в настоящее время, методика обучения географии уделяет этому вопросу недостаточное внимание. Хотя знания о региональных статистических показателях и умения работы с ними лежат в основе формирования базовых понятий о численности и воспроизводстве населения, его размещении, динамике и структурах (составе), учителя знакомят с ними школьников вскользь, не предавая им должного значения. В практике преподавания преобладает еще старая традиция, при которой география считается как бы описательной наукой, избегающей цифрового материала, на основе которого, наоборот, могут и должны раскрываться существующие особенности, закономерности развития объектов и явлений природы и общества. Хотя современные школьные программы и учебники географии содержат такие показатели и данные, методические вопросы работы с ними на уроках раскрыты еще недостаточно. Одной из причин такого положения заключается в том, что в методических исследованиях еще не рассматривался вопрос о содержании и методике использования конкретных отраслевых региональных статистических показателей в процессе изучения географии, и населения в частности. Тем более в использовании краеведческого материала.
Самообразование учителей (работа в библиотеках, консультации у более опытных учителей и ведущих преподавателей вузов, обмен мнениями на различных учительских совещаниях, семинарах, конференциях по обмену опытом и новейшими методиками и достижениями в педагогической науке).
Несмотря на специфику обучения в школе и поступления в педагогические высшие учебные заведения России, Англии и США, профориентационная работа на профессию учителя и профотбор на педагогические специальности осуществляется в ВУЗах по одним принципам и к абитуриентам и студентам предъявляются аналогичные критерии и требования.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Особенности подготовки учителей в России, Англии и США
Подготовка учителей в Венгрии
Подготовка учителей в Китае
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Работа содержит 1 файл
реферат.docx
«Забайкальский государственный гуманитарно- педагогический университет
На тему: Особенности подготовки учителей в зарубежных странах
- Особенности подготовки учителей в России, Англии и США
- Подготовка учителей в Венгрии
- Подготовка учителей в Китае
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В конце 60-х годов прошлого столетия была принята Рекомендация ЮНЕСКО о положении учителей. Она представляла собой первый международно-правовой документ, регламентирующий их профессиональное и социально-экономическое положение. Кроме того, в ней был определен механизм международного контроля за выполнением государствами положений Рекомендации: государства, являющиеся членами ЮНЕСКО обязаны регулярно представлять в Секретариат ЮНЕСКО доклады о выполнении (юридическом и фактическом) положений Рекомендации. Строгий международный контроль осуществляется специально созданным комитетом экспертов.
В эти же годы стали закладываться основы непрерывного педагогического образования. В документах специальной международной конференции по вопросам образования, состоявшейся на 35-й сессии ЮНЕСКО в августе 1975 г. отмечалось, что невозможно снабдить будущего учителя знаниями и умениями, достаточными для всей его профессиональной деятельности. Это обусловлено постоянным обновлением и развитием общих и педагогических знаний и постепенными изменениями, происходящими в педагогических системах, а также ростом творческого характера педагогической деятельности. Поэтому первоначальная подготовка к профессии должна рассматриваться в процессе непрерывного педагогического образования учителей, как первая фундаментальная стадия.
В настоящее время современная концепция непрерывного педагогического образования в мире выглядит следующим образом:
Начальное фундаментальное педагогическое образование обеспечивается в стенах педагогических колледжей, институтов или университетов, причем во всех странах ярко выражена тенденция перехода на университетское педагогическое образование.
Период адаптации и становления профессиональной деятельности молодого учителя под руководством более опытных учителей школы (наставничество)
Повышение квалификации работающих учителей (а также учителей, прервавших на время свою профессиональную деятельность и снова приступающих к работе в школе) проходит на долгосрочных и краткосрочных курсах, которое осуществляется в ВУЗах, специальных учреждениях повышения (или усовершенствования) квалификации, учительских центрах и школах (последний тип повышения квалификации получил большое распространение в Англии и США);
Самообразование учителей (работа в библиотеках, консультации у более опытных учителей и ведущих преподавателей вузов, обмен мнениями на различных учительских совещаниях, семинарах, конференциях по обмену опытом и новейшими методиками и достижениями в педагогической науке).
Несмотря на специфику обучения в школе и поступления в педагогические высшие учебные заведения России, Англии и США, профориентационная работа на профессию учителя и профотбор на педагогические специальности осуществляется в ВУЗах по одним принципам и к абитуриентам и студентам предъявляются аналогичные критерии и требования.
России, Англии и США
Система профессиональной подготовки будущего учителя в вузах Англии и США является многоуровневой - бакалавр, магистр. В России – бакалавр, специалист, магистр. Срок обучения колеблется от 4 до 11 лет. Большинство учителей выходит из университетов в звании магистра гуманитарных наук в образовании или магистра точных наук в образовании. В среднем, студенты, получающие звания магистра того или иного профиля, обучаются 4 - 5 лет. В настоящее время для преподавания в государственных школах Англии на всех уровнях обучения (классы дошкольного, начального, включая подготовительные, и среднего образования) необходимо иметь статус квалифицированного учителя.
Профессиональная подготовка будущих учителей в вузах России, Англии и США осуществляется по параллельной, последовательной и альтернативной моделям.
б) психолого-педагогический цикл дисциплин, включающий в различных комбинациях изучение общих основ педагогики, психологии, школьной гигиены и истории педагогики. Изучение этих дисциплин дополняется различными видами педагогической практики;
Последовательная модель обучения в Англии и США включает в себя три-четыре года обучения по предмету (или предметам) специализации будущего учителя, по окончании которого он получает первую степень и последующего годичного профессионально- педагогического обучения, приводящего к получению второй степени - сертификата об окончании курса по образованию после университета. Такое обучение обеспечивается в технических педагогических колледжах, художественных педагогических колледжах и педагогических отделениях университетов. В России профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей по последовательной модели осуществляется в классических университетах в основном на 2-3 курсах обучения.
В Англии все студенты, обучающиеся по последовательной модели обучения на сертификат PGCE для преподавания в начальной школе, должны пройти, по меньшей мере, 15 недель педагогической практики в школе (с 1996 года она продлевается до 18 недель). Если же они готовятся для работы в средней школе, то согласно новым требованиям, они должны пройти педагогическую практику в школе в течение 32 недель.
Альтернативные пути получения статуса квалифицированного учителя в Англии включают в себя следующие модели: схему контрактного обучения учителей; схему лицензионного обучения учителей; специальную схему обучения учителей, прошедших педагогическую подготовку в странах, не входящих в Европейское Сообщество; школьные центры по начальной педагогической подготовке учителей (открытые согласно Закону Образования 1994 года). Начиная с февраля 1994 года начал прием студентов Открытый Университет в Лондоне - центр дистанционного обучения в Великобритании - на курсы неполного рабочего дня по подготовке учителей для получения сертификата PGCE. В США существуют все перечисленные выше пути осуществления подготовки учителей по альтернативной модели. В России альтернативными путями подготовки учителей являются: институты, факультеты и отделения вторых профессий, срок обучения в которых варьируется, в зависимости от уровня подготовки, от одного до трех лет.
Одной из основных проблем является проблема разработки учебных планов профессиональной подготовки учителя. В основном, ранее преобладал технократический предметно - ориентированный подход. Считалось, что если будущий специалист пройдет успешно в процессе обучения определенные курсы общеобразовательных, специальных, профессиональных дисциплин и производственную практику, то в дальнейшем, в процессе своей производственной деятельности на основе самообразования он вырастет в высококвалифицированного профессионала. При этом, во многих странах, таких как США, Англия, Германия и других, преобладала, в ущерб теоретической, практическая подготовка, в других же, таких как Франция, Россия, наоборот, в ущерб практической - теоретическая подготовка будущих специалистов в вузах и университетах.
В России в профессиональной подготовке учителей основное внимание уделяется специальной подготовке - в процентном соотношении почти в 2 раза больше по сравнению с Англией и США. В то же время, на психолого - педагогические дисциплины тратится в два с половиной раза меньше и, наконец, педагогической практике уделяется время более чем в три раза меньше, считая, что основательное фундаментальное изучение всех дисциплин восполнит такой перекос в профессиональной подготовке.
Начало педагогической карьеры традиционно считается наиболее ответственным этапом в процессе профессионального становления учителя в Англии, России и США. О важности этого этапа продолжительностью от одного до трех лет и о пристальном внимании к профессиональной адаптации молодого учителя говорит существование специальных программ, которые получили название: в России - стажировка и наставничество, в Англии - пробный год и тьюторинг, в США - учитель первого года и менторинг.
Основное отличие в организации стажировки в Казахстане и России от Англии и США заключается в том, что стажировка длится три года и только к концу пятого года молодой учитель после прохождения курсов повышения квалификации в ИППКУ может претендовать на переаттестацию с целью повышения своего профессионального статуса и повышения заработной платы.
В Англии и США молодой учитель уже после первого года работы может претендовать на повышение своего профессионального статуса и повышение заработной платы по результатам отчета за истекший учебный год.
Формы педагогического самообразования различны и многообразны. Это, прежде всего: самостоятельная исследовательская работа по определенной тематике по специальности, педагогике или методике под руководством преподавателей вузов, опытных учителей внутришкольных и межшкольных методических объединений или наставников. Самостоятельное изучение достижений педагогической науки и передового педагогического опыта в библиотеках, на открытых уроках и мероприятиях опытных учителей, творческое обучение в школе молодого учителя. Участие с докладами и выступлениями на методических и практических семинарах, конференциях, педагогических чтениях и многое другое.
Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать социальный опыт новым поколениям. Поэтому возникновение педагогической профессии имеет объективные основания.
В воспитание детей дошкольного возраста применяют различные методы, позволяющие достичь желаемого результата с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка в группе.
Семья и д/сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для воспитания и развития маленького человека.
Новая система высшего образования (европейская) – бакалавр и магистр в образовании, закреплённая Болонским соглашение 2003 года. Переход РФ на европейскую систему образования связан с процессами глобализации в современном обществе, с принятием единой формы образования на европейском пространстве.
Введенная недавно в России степень магистра, требующая семилетнего обучения, не имеет американского эквивалента, но соответствует германской степени магистра. Российской степени доктора наук соответствуют аналогичные степени докторов наук в США, Германии, Франции.
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_professii_za_rubezhom_i_rossii_osobennosti_i_trebovaniya.docx | 81.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тверская область п.г.т. Кесова Гора МБДОУ Детский сад № 1
подготовила воспитатель: В.С. Сомова
тема: Ӏ . Педагогические профессии за рубежом и России, особенности и требования;
ӀӀ. Воспитание и развитие, проблема взаимодействия.
Ӏ тема: Педагогические профессии за рубежом и России, особенности и требования.
Ӏ.ГЛАВА. Педагогические профессии в России, особенности и требования……………………………………………………………………..4
1.1. Особенности педагогической профессии………………………..4
1.2. Требования к подготовке специалистов………………………….5
ӀӀ. ГЛАВА. Педагогические профессии за рубежом, особенности и требования……………………………………………………………………..7
1.1. Особенности профессионального образования за рубежом…..7
1.2. Требования к подготовке специалистов за рубежом……………8
ӀӀӀ. ГЛАВА. Педагогические профессии за рубежом и России, сходство и различие…………………………………………………………………………13
ӀӀ. тема: Воспитание и развитие, проблема взаимодействия.
Ӏ.ГЛАВА. Воспитание детей дошкольного возраста………………………….22
1.1. Понятие о цели воспитания…………………………………………22
1.2 . Задачи, закономерности и принципы воспитания детей раннего и дошкольного возраста………………………………………………………….25
1.2. Психология развития ребёнка: пять ключевых аспектов…………30
Своим происхождением педагогическая профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию.
Развитие педагогической профессии тесно связано с развитием общества. Первыми учителями были жрецы и шаманы. В древней Греции – философы (Сократ, Платон, Аристотель), в Древнем Риме — образованные чиновники, в эпоху средневековья – монахи.
Первые университеты, дающие свидетельство о праве преподавать появились в эпоху средневековья (1158 году в Болонье).
С развитием производства в эпоху капитализма педагогическая профессия становится массовой, т.к. обществу необходимо всё большее количество образованных людей. Появляются первые учительские институты (Германия 1732г, Россия 1804г)
В России после социалистической революции 1917 года повсеместно открываются педагогические учебные заведения для подготовки грамотных педагогов. В стране шла ликвидация безграмотности.
Цель педагогической деятельности – формирование личности человека.
Оптимальный результат педагогической деятельности – личность, полезная и успешная в обществе.
Основные функции педагогической профессии:
1) адаптивная – приспособление (адаптация) ребёнка к конкретным социальным и культурным условиям;
2) гуманистическая – развитие его личности, творческой индивидуальности.
Педагогическая деятельность имеет коллективный и творческий характер.
Педагогическое творчество – процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.
Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного педагогом жизненного опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, а также новых идей, умений и навыков, усвоенных в результате саморазвития.
Профессия педагога является одной из самых сложных не только потому, что предполагает высокий уровень ответственности, но и в связи с тем, что требует двойной подготовки. С одной стороны, педагог должен уметь общаться, взаимодействовать с людьми, управлять ими и направлять их мысли, деятельность в нужное русло.
С другой же стороны, профессия педагога в обязательном порядке предполагает специализацию – наличие специальных знаний по тому или иному предмету, постоянное развитие и совершенствование полученных знаний и навыков, изучение новых сведений в выбранной области и т.д. Причем, оба направления имеют одинаково большое значение для успешной деятельности педагога и результативности обучения.
Также яркими особенностями педагогической работы являются такие, как коллективный характер работы, наличие творческих аспектов и гуманизм как основополагающее требование к методам и способам преподавания. Педагог должен уметь взаимодействовать с каждой личностью по отдельности и со всем коллективом одновременно, постоянно искать новые формы подачи материала, созвучные времени и более эффективные.
Ӏ.ГЛАВА. Педагогические профессии в России, особенности и требования.
1.1. Особенностипедагогической профессии.
Исходя из сущности педагогической профессии выделяют такие ее особенности , какгуманизм, творческий характер деятельности, коллективный характер труда.
Гуманизм - выражение особого отношения к человеку как высшей ценности жизни
Гуманизм педагога проявляется в готовности помогать другим людям, оказывать уважение,проявлять заботу и соучастие. Он строит свои взаимоотношения с воспитанниками,учитывая их интересы и способности, особенности мышления, обусловленные возрастнымии индивидуальными особенностями.
Творчество - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей
Творчество является важной характеристикой педагогической деятельности. Педагогическоетворчество понимается как процесс решения творческих задач в меняющихсяобстоятельствах.
В отличие от творчества в других сферах (наука, искусство, техника) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку егопродуктом всегда остается развитие личности.
Коллективный характер деятельности педагога также относят к ее особенностям, т.к.результат педагогической деятельности зависит от других преподавателей, семьи и другихисточников воздействия. Кроме того, результат работы зависит от психологического климата в коллективе и уровня сотрудничества преподавателей, психического и физического их самочувствия.
Главное отличие профессионально-педагогического образования состоит в том, что ППОнацелено на формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сференачального (НПО) и среднего профессионального образования (СПО), способной квыполнению всех профессионально-образовательных функций по подготовке рабочих испециалистов, а также способной заниматься подготовкой кадров на предприятиях, ворганизациях. Педагогическое образование ориентировано на подготовку специалистов длядошкольных и общеобразовательных учреждений.
1.2. Требования к подготовке специалистов.
Перечень профессиональных задач, к выполнению которых должен быть подготовленстудент, раскрывается в квалификационных требованиях к выпускнику и отражен вСтандарте. Он определяет место специалиста в области производства, требования к егогражданским, мировоззренческим и профессиональным качествам, знаниям и умениям,необходимым для выполнения трудовых функций.
В условиях ярко выраженной внутрипрофессиональной дифференциации деятельностьпедагогов разных специальностей направлена на решение общих организационных и сугубопедагогических задач в целостном педагогическом процессе, что и отличает современногоучителя-воспитателя-преподавателя.
Педагог профессионального образования с высшим профессиональным образованием можетзанимать должности преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин, атакже мастеров производственного обучения. Он должен быть подготовлен к выполнениюследующих видов профессионально-педагогической деятельности: профессиональноеобучение и воспитание, производственно-технологическая деятельность, учебно-методическая работа, организационно-управленческая деятельность, научно-исследовательская, культурно-просветительская деятельность.
Перспективы развития экономики и социальной сферы требуют от специалиста среднегозвена новых профессиональных и личностных качеств, среди которых следует выделитьсистемное мышление, экологическую, правовую, информационную, коммуникативнуюкультуру, культуру предпринимательства, умение осознавать себя и предъявлять другим,способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям вусловиях неопределенности, творческую активность и ответственность за выполняемуюработу.
Педагог профессионального обучения организует и проводит теоретическое обучение пообщеобразовательным и специальным учебным предметам, а также производственное(практическое обучение по группам родственных профессий). Он организует и проводитучебно-воспитательную работу: профессионально ориентирует молодежь, воспитывает иразвивает профессионально важные и значимые качества личности современного рабочего,организует и принимает активное участие в опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работе по проблемам профессионального образования. Осуществляеторганизационно-методическую деятельность в учебных заведениях (создает педагогическиепроекты содержания образования, частных методик обучения и инновационнойдеятельности).Он разрабатывает учебно-методическую документацию (основные профессиональныеобразовательные программы: учебные планы и программы учебных предметов, пособия,рекомендации). Принимает активное участие в оснащении и развитии материальной базыучебного заведения. Наряду с этим, он принимает активное участие в организационно-управленческой работе в учреждениях и организациях профессионального образования.
ӀӀ. ГЛАВА. Педагогические профессии за рубежом, особенности и требования.
1.1. Особенности профессионального образования
- Рационалистическая - Гуманистическая - США - Англия - Германия – Франция.
Рационалистическое, направление в теории обучения является дальнейшим развитиемтехнологической педагогики, опиравшейся на идеи бихевиоризма.Бихевиоризм - (англ. behaviour -поведение) - направление американской психологическойнауки конца XIX - XX вв., в основе которого лежит понимание поведения человека каксовокупности двигательных реакций на воздействия внешней среды (Поведенческаяпсихология)
1.2. Требования к подготовке специалистов за рубежом.
ӀӀӀ. ГЛАВА. Педагогические профессии за рубежом и России,
сходство и различие.
Наиболее распространенным способом насыщения вузов, школ, дошкольных организаций педагогами было и остается повышение заработной платы. Практически все страны используют этот рычаг, в этом смысле попытка, предпринятая Россией, связанная с доведением среднего размера заработной платы учителей до средней по стране, абсолютно оправданна.
Замкнутость системы российского педагогического образования ведет ее к стагнации, что выражается не только в качестве подготовки молодых людей, которые связывают свою жизнь со школой, но и в отсутствии возможности реагировать на изменяющийся запрос и адресно готовить учителей.
Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать социальный опыт новым поколениям. Поэтому возникновение педагогической профессии имеет объективные основания.
Педагогическая профессия - это особая по своей сущности, значимости и противоречивости профессия.
Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, а ведущей задачей является понимание общественной цели.
- личностными (черты характера) — педагогическая направленность (желание работать с детьми), эмпатия (эмоциональная отзывчивость на переживания ребёнка), пед.такт (умение сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, родителей и коллег), пед.зоркость (перспективы развития детей), пед.оптимизм (вера в силы и возможности каждого ребёнка), педагогическая рефлексия (самоанализ собственной деятельности).
- профессиональными ( сформированными во время получения проф. образования и в процессе пед. деятелности) – любовь к профессии, эрудиция, знание методики, психологии и педагогики
- профессиональная компетентность – это деловые и личностные качества специалиста, уровень ЗУН, опыта для осуществления определённой деятельности связанной с принятием решений.
- профессиональная мобильность — это готовность к смене своего профессионального статуса, освоению новых профессиональных отраслей, свободному географическому передвижению.
В основе профессионального педагогического образования в РФ лежат две концепции (идеи): концепция светского образования и концепция многоуровневого образования.
Ступени профессионально-педагогического образования в РФ.
- пед.колледжи
- пед.ВУЗы
- аспирантура
Новая система высшего образования (европейская) – бакалавр и магистр в образовании, закреплённая Болонским соглашение 2003 года. Переход РФ на европейскую систему образования связан с процессами глобализации в современном обществе, с принятием единой формы образования на европейском пространстве.
Информационное общество – это общество, в котором главное – накопленная используемая информация, её количество и качество.
Школа в эпоху информационного общества стала информационной: компьютеры, мультимедиа, электронные учебники и т. д.
Перенос центра тяжести с обучения на учение. Раньше на первом плане была деятельность педагога (обучение), теперь на первом плане – деятельность ученика (учение)
В зарубежных странах, в отличие от России, система подготовки учителей выстроена так, что позволяет не только отобрать лучших, но и компенсировать естественные потери, которые не могут не произойти на пути в учителя у тех, кто выбрал эту профессию в возрасте 17-18 лет. Выбор педагогической специальности отодвинут до 21-23 лет и делается чаще всего после нескольких произведенных профессиональных проб.
Сравнительно-педагогический анализ различных систем образования целесообразно проводить по их основным параметрам: сроки обучения; наименование специализации и получаемой квалификации; номенклатура учебных дисциплин; продолжительность и характер производственной практики; формы и методы педагогического контроля и аттестации.
Сроки профессиональной подготовки в российских и зарубежных вузах отличаются друг от друга. В Германии и Франции пока не введена степень бакалавра, а в российских вузах она присваивается после четырех лет обучения, что свидетельствует об окончании первой ступени высшего профессионального образования. В США также после четырех лет обучения в университете выпускнику присваивается степень бакалавра гуманитарных или естественных наук.
Введенная недавно в России степень магистра, требующая семилетнего обучения, не имеет американского эквивалента, но соответствует германской степени магистра. Российской степени доктора наук соответствуют аналогичные степени докторов наук в США, Германии, Франции.
Читайте также: