Особенности научной деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Субъект научной деятельности функционирует в современном обществе на трех взаимодействующих уровнях.

Часть III. Методология научного исследования

его познания в ходе активной познавательной деятельности, в целом общественно-исторической практики субъекта.

Средства научной деятельности включают материально-технические приборы, инструменты, установки и т.

д., а также различного рода знаковые средства, в первую очередь язык — специальный научный и естественный. К средствам должны быть отнесены и методы получения, проверки, обоснования и построения знания, которые, как и язык, выделены в самостоятельный фактор в силу их

Глава 7. Методология научного исследования как ядро

специфики и особой значимости в научно-познавательной деятельности. Следует особо отметить принципиальное изменение всех средств научной деятельности в связи с происходящим техническим перевооружением науки информационной техникой, радикальным совершенствованием технических средств в области общественного обмена информацией. Принципиальными моментами становятся наличие персональных компьютеров и Интернета, подключающих исследователя не только к базам данных, но и к экспертным системам для консультаций; возможность интегрировать национальные и международные информационные базы данных и обеспечить принципиально новый уровень знаний в различных областях.

Рассмотренные компоненты научной деятельности раскрывают ее статическую структуру, тогда как анализ структуры деятельности в динамике предполагает вычленение основных этапов научного исследования. В самом обобщенном виде можно выделить следующие этапы: постановка проблемы, вычленение объекта и предмета исследования; эксперимент; описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, — создание гипотезы (теории); предсказание и проверка полученного знания. Очевидно, что этапы исследования варьируются в зависимости от специфики науки — естествознания, математики или социально-гуманитарных дисциплин.

Природа и функции метода научного познания

Формы и методы познавательной деятельности, вырабатываемые субъектом познания, не только не исключают возможность

получения достоверного знания об объекте, но являются единственно возможным способом воспроизведения в познании реальных характеристик объекта.

Определение метода научного исследования должно отражать как роль метода в системе субъектно-объектных отношений, адекватность его объекту исследования, так и механизмы достижения соответствия метода объективным законам, а также предусматриваемые им операции. В этом случае метод понимается либо как совокупность логических и предметно-орудийных операций, зависящих от объекта исследования и используемых для решения определенного класса задач, либо как разработанная учеными целеполагающая схема определенных последовательных операций.

Метод реализует свои функции построения, проверки и приращения знания только в том случае, если он не просто базируется на некотором абстрактном принципе, но имеет в своей основе теоретическое знание

Глава 7. Методология научного исследования как ядро

Очевидно, что такая позиция направлена против абсолютизации роли метода и методологии в познании, она заставляет вновь задуматься над соотношением нормативного и творческого в научно-познавательной деятельности.

Часть III. Методология научного исследования

но есть множество частных методов, дифференцированных по функциям, предметным областям и познавательным возможностям. Выполняя свои репродуктивные, систематизирующие, конструктивно -организующие,

Существуют различные классификации методов. Основные из них могут быть представлены следующим образом: деление по степени общности (общенаучные и специальные), по уровням научного познания (эмпирические и теоретические), по этапам исследования (наблюдение, обобщение, доказательство и другие). В дальнейшем изложении будут использованы и соответственно проиллюстрированы все три классификации.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема 1.Специфика научной деятельности

Наука как специфическая познавательная деятельность.

Критерии истинности научного знания.

Наука как феномен культуры: проблема нравственной оценки научной деятельности

Причина кризиса в науке, возникшая во второй половине ХХ в.

Наука как специфическая познавательная деятельность

На у ка – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; это одна из форм общественного сознания [***, с. 863]. Наука это когнитивная познавательная деятельность. Любая деятельность это целенаправленная, процессуальная структурированная активность. Цель науки – получение нового научного знания, предмет – имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация, средства – имеющиеся в распоряжении исследователя методы. Известны три основные модели изображения процесса научного познания:

эмпиризм – научное познание начинается с фиксации эмпирических (практических) данных о предмете научного исследования, выдвижение на их основе гипотез;

теоретизм – исходный пункт научной деятельности – некая общая идея, рожденная в научном мышлении;

проблематизм исходный пункт – научная проблема, которая представляет собой существенный эмпирический или теоретический вопрос.

Как и другие способы познания, наука возникает из практической деятельности людей. Она является непосредственным продолжением обыденного, стихийно-эмпирического познания, в ходе которого люди постигали свойства и отличия необходимых им в практической жизни вещей. Такие знания опираются на здравый смысл, которого достаточно в повседневной практической деятельности. Но здравый смысл оказывается неспособным во всех случаях, когда ему приходится выходить за рамки обыденной жизни и практики.

В отличие от этого, наука, однажды возникнув из практики по мере дальнейшего развития, начинает постепенно опережать практику по освоению новых объектов реального мира. Этого она достигает благодаря тому, что вместо непосредственного исследования свойств и закономерностей явлений и предметов в процессе стихийно-эмпирической, практической деятельности, начинает строить теоретические модели с использованием абстрактных и идеальных объектов. Правильность или истинность теоретической модели проверяется не столько с помощью непосредственно практики, сколько с помощью специально созданного для этого экспериментального метода. Логические следствия, выведенные из эмпирически проверяемых утверждений модели, непосредственно сверяются с результатами экспериментов. По их подтверждению или опровержению судят о соответствии модели реальной действительности.

Теория ( греч. θεωρία – рассмотрение, исследование) – учение, система идей или принципов, является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Теория выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы. В теории одни суждения выводятся из других суждений на основе некоторых правил логического вывода. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом.

Любые теории обладают целым рядом функций. Обозначим наиболее значимые функции теории:

– теория обеспечивает использующего её концептуальными структурами;

– в теории происходит разработка терминологии;

– теория позволяет понимать, объяснять или прогнозировать различные проявления объекта теории. Способность прогнозировать важное следствие т еоретического построения.

Для поиска и проверки новых истин в науке используются специальные теоретические и эмпирические методы и материально-технические средства наблюдения и измерения (телескопы, микроскопы). Именно они позволяют науке вести свой поиск, не дожидаясь результатов освоения новых объектов природы в существующей практике.

Основными системообразующими факторами, способствующими превращению науки в важнейший и определяющий способ познавательной деятельности, являются: ориентация на объективный характер закономерностей изучаемых предметов и открывает возможность опережающего изучения объектов, неохваченных практикой. Опора на объективные законы дает науке в конечном итоге возможность предсказывать и открывать новые явления и события, которые могут в дальнейшем с успехом использоваться на практике.

Таким образом, объективность, предметность и нацеленность исследования на открытие все новых явлений и процессов природы и общества придают научному познанию необходимую целостность и единство, превращая науку в систему объективно истинных и логически взаимосвязанных понятий, суждений, законов и теорий. Однако чисто объективный подход оказывается ограниченным в тех областях исследования, где приходится учитывать субъективную сторону деятельности людей, их чувства, эмоции, цели, мотивы и оценки. Именно поэтому наряду с научными методами познания существуют другие способы и приемы, которые обычно называются вненаучными.

Наука – это специфическая деятельность людей, главной целью которой является получение знаний о реальности.

Знание – главный продукт научной деятельности, но не единственный. К продуктам науки можно отнести и научный стиль рациональности, который распространяется во все сферы деятельности людей; и различные приборы, установки, методики, применяемые за пределами науки, прежде всего в производстве. Научная деятельность является и источником нравственных ценностей.

Хотя наука ориентирована на получение истинных знаний о реальности, наука и истина не тождественны. Истинное знание может быть и ненаучным. Оно может быть получено в самых разных сферах деятельности людей: в обыденной жизни, экономике, политике, искусстве, в инженерном деле. В отличие от науки, получение знания о реальности не является главной, определяющей целью этих сфер деятельности (в искусстве, например, такой главной целью являются новые художественные ценности, в инженерном деле – технологии, изобретения, в экономике – эффективность и т.д.).

Важные черты облика современной науки связаны с тем, что сегодня она является профессией.

Жизнь в науке – это постоянная борьба различных мнений, направлений, борьба за признание идей.

Критерии научного знания

Каковы же критерии научного знания, его характерные признаки? Выделим основные критерии истинности науки.

1. Систематизированность . Она является одним из критериев научности.

Но знание может быть систематизированным не только в науке. Кулинарная книга, телефонный справочник, дорожный атлас и т. д. и т. п. – везде знание классифицируется и систематизируется. Научная же систематизация специфична. Для нее свойственно стремление к полноте, непротиворечивости, четким основаниям систематизации. Научное знание как система имеет определенную структуру, элементами которой являются факты, законы, теории, картины мира. Отдельные научные дисциплины взаимосвязаны и взаимозависимы.

2. Стремление к обоснованности, доказательности знания является важным критерием научности.

Обоснование знания, приведение его в единую систему всегда было характерным для науки. Со стремлением к доказательности знания иногда связывают само возникновение науки. Применяются разные способы обоснования научного знания. Для обоснования эмпирического знания применяются многократные проверки, обращение к статистическим данным и т. п. При обосновании теоретических концепций проверяется их непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать и предсказывать явления.

3. Наука как феномен культуры: проблема нравственной оценки научной деятельности

Второй нормой можно назвать общность научного знания. Данный тезис предполагает, что научное знание является всеобщим достоянием. Автор – человек, выведший новое знание, – не может быть его монопольным владельцем, он должен его таким образом сформировать, чтобы в нем осталось как можно меньше субъективных аспектов.

Третьей нормой научной деятельности является незаинтересованность исследователя . Первичным мотивом ученого, на основе данной нормы, должно быть бескорыстное желание достичь истины. Все остальные аспекты успешности или неуспешности познания (такие, как поощрение, порицание и т.д.) должны являться лишь следствием проведенных исследовательских мероприятий.

И четвертой нормой считают организованный скептицизм . Поскольку наука – это всегда сообщество исследователей, то существует некая корпоративная практика взаимодействия между ними. Это предполагает ответственность ученого или ученых за оценку доброкачественности, сделанного соратниками. В первую очередь, такая форма взаимодействия предполагает, что никогда нельзя вслепую принимать результаты каких-либо исследований, нельзя полагаться на авторитет ученого и т. д. Такая позиция может реализоваться при достаточно скептическом отношении к поступаемой в науку информации.

Общий вывод, который мы можем позволить себе после анализа ценностно-нормативных основ науки, заключается в том, что эти основы непринципиально жестки. А это значит, что перед ученым стоит важнейшая задача, связанная с необходимостью самостоятельно определить в отношение к результатам познавательной деятельности. Конечно, нужно признать, что единичные нарушения не приведут к каким-то серьезным отклонениям, но если данный процесс получает распространение, то наука утрачивает смысл как феномен культуры, характеризующийся своей направленностью на познание. Поэтому проблемы нравственной оценки научной деятельности являются фундаментальным аспектом науки как особой социальной системы, где профессиональная ответственность ученого – одна из основ подобного рода анализа.

4. Причина кризиса в науке, возникшая во второй половине ХХ в.

Сейчас можно однозначно сказать, что без анализа причин, возникшего во второй половине ХХ в. кризиса в науке, без понимания того, что движет научное знание в процессе познавательной деятельности, что представляет собой современное научное познание, невозможно представить судьбу современной цивилизации. Поэтому очень важно осмыслить многие факторы, связанные с кризисным состоянием науки.

Современные философские тенденции подводят к следующим выводам. Сознание человека есть единство мышления и чувствительности , потому что если исключить чувственность из сознания, то мы придем опять к кризисной ситуации. Ведь то, что, человек, как изначально считалось, определяется таинственным и драматическим актом самосознания, противопоставляло его внешнему миру, и, как ни странно, самому себе. Но поскольку обладающий сознанием человек наделен еще животным телом, то несомненно, что указанное единство (разума и чувства) входит в определение сознания индивида-человека, но при этом не выступает в роли его сущности. Сущность определяется самим человеком, но определяется тогда, когда подобное единство разума и чувства обретает нравственную окраску.

Указанные условия функционирования сознательной деятельности человека, конечно же, распространяются и на сферу научной деятельности. Попробуем смоделировать ситуацию решения научной проблемы на основе обозначенных нравственных принципов. Рассмотрим актуальную на сегодняшний день проблему аборта.

Ранее брался, как правило, аспект, входящий в компетенцию медицинской науки. То есть предполагалось, что исследователь должен изучать биологические закономерности развития беременности, дать общезначимое объяснение ситуации, отделяя истинные мнения от ложных. Его научное решение было бы признано в качестве единственно верного.

Посмотрим, как будет выглядеть ситуация, если мы подключим необходимые требования нравственного характера к процедуре вынесения решения.

Во-вторых, в обсуждении данной ситуации должен обязательно принять участие священнослужитель. Для теолога законность и научная достоверность вообще не будут иметь решающего значения. Наоборот, то, что приемлемо для науки и закона с точки зрения их собственных критериев, может быть для теолога греховным. Поэтому поиск приемлемого решения осложняется и границы сфер, в которых оно возможно, расширяются. А если привлечь к анализу вопроса представителя нескольких конфессий? А если опросить политиков, просто посторонних людей, то границы компромисса (если он будет возможен вообще) предельно сузятся. Но главное в современной ситуации, чего требует нравственный аспект деятельности человека, – это необходимость создания атмосферы публичного диалога, когда желающий имеет возможность высказаться и быть услышанным. Даже неспециалист в какой-либо сфере все равно имеет право на свою точку зрения, и она должна быть учтена. Другое дело, как добиться компромисса, согласия. Вот здесь нравственное начало должно играть решающую роль, утверждая идеалы ненасильственного и терпимого отношения друг к другу. Только в такой ситуации и возможен научный поиск, который будет соответствовать всем требованиям нравственных принципов.

Советский энциклопедический словарь / Гл. ред.А. М. Прохоров, 2-е изд.. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 1600 с.

Научная деятельность - специфическая деятельность людей, основная цель которой - получение новых знаний о реальности. Именно знание является ее главным продуктом. Однако он не единственный. К другим продуктам науки относится и научный стиль рациональности, распространяющийся на различные сферы деятельности людей, и разнообразные приборы, методики, установки, которые применяются за пределами науки (главным образом в производстве). Кроме того, научная деятельность - это источник нравственных ценностей.

научная деятельность галилео галилея

Наука и истина

Несмотря на то что ориентация науки - получение истинных знаний о действительности, ее не следует отождествлять с истиной. Дело в том, что истинное знание не обязательно научно. Его можно получить в различных сферах деятельности: в инженерном деле, искусстве, политике, экономике, обыденной жизни. Однако в этих случаях получение его не является главной целью данных сфер деятельности. К примеру, в искусстве основная цель - новые художественные ценности, в экономической сфере - эффективность, в инженерном деле - изобретения, технологии.

Необходимо подчеркнуть, что понятие "ненаучный" далеко не всегда имеет негативную оценку. У науки есть своя специфика, так же как и у других областей - обыденной жизни, политики, экономики, искусства. Все они имеют свои цели, свое предназначение. Роль, которую занимает в жизни общества научная деятельность, растет. Однако научное обоснование уместно и возможно не всегда и не везде.

История показывает, что знание, полученное с ее помощью, не всегда бывает истинным. Само понятие "научный" нередко употребляется в ситуациях, не гарантирующих истинность добытого знания. В особенности это актуально тогда, когда мы имеем дело с теориями. В науке многие из них были опровергнуты. Некоторые мыслители (в частности, Карл Поппер), утверждают, что в будущем эта судьба может постигнуть любое теоретическое высказывание.

Взаимоотношения науки с паранаучными концепциями

Еще одна особенность, которую имеет научная деятельность, состоит в том, что она не признает никакие паранаучные концепции - уфологию, парапсихологию, астрологию и т. д. Они отвергаются ею потому, что, как заметил Т. Гексли, принимая на веру что-нибудь, она "совершает самоубийство". В концепциях, построенных с использованием этих отраслей знания, нет никаких точно установленных, достоверных фактов. Возможны только случайные совпадения.

Наука как профессия

российская наука

Важная особенность современной науки состоит в том, что она является профессией. Еще совсем недавно она была свободной деятельностью ученых. Науку не считали профессией, она специально никак не финансировалась. Ученые, как правило, обеспечивали себе средства к существованию за счет преподавательской деятельности в университетах. Организация научной деятельности, таким образом, была очень плохой. В настоящее время ситуация изменилась в лучшую сторону. Сегодняшний ученый - это уже отдельная профессия. В 20 веке возникло такое понятие, как "научный сотрудник". В мире сейчас насчитывается около 5 миллионов человек, занимающихся исследованиями профессионально. Безусловно, это влечет за собой бурное развитие научной деятельности, что приводит к новым открытиям и достижениям.

Борьба мнений в науке

Для развития научного знания характерно противостояние разных направлений. В напряженной борьбе утверждаются новые теории и идеи. По этому поводу М. Планк заметил, что новые научные истины обычно побеждают не из-за того, что их противники убеждаются в своей неправоте, а из-за того, что оппоненты постепенно вымирают, а новое поколение сразу усваивает истину. Научно-исследовательская деятельность - постоянная борьба направлений и мнений.

Критерии научного знания: систематизированность

Необходимо выделить критерии научного знания, отметить его характерные признаки. Прежде всего, это систематизированность. Это один из главных критериев научности. Однако не только в этой сфере может быть систематизированным полученное знание. Примеров множество: телефонный справочник, кулинарная книга, дорожный атлас и т. д. Тем не менее научная систематизация имеет свою специфику. В качестве системы такое знание представляет собой определенную структуру, составными частями которой являются картины мира, теории, законы, факты. В науке отдельные дисциплины взаимозависимы и взаимосвязаны.

Доказательность

развитие научной деятельности

Другим важным критерием, который имеет научно-исследовательская деятельность, является стремление к доказательности, обоснованности знания. Приведение его в систему было характерным для науки всегда. Само ее возникновение иногда связывают именно с этим стремлением к доказательности. Применяются различные способы проверки. Для подтверждения истинности эмпирического знания, например, используют многократные проверки, прибегают к статистическим данным и т. д. Если нужно обосновать ту или иную теоретическую концепцию, обращают внимание на непротиворечивость, возможность предсказывать и описывать явления, соответствие эмпирическим данным.

Оригинальные идеи в науке

В науке большую ценность представляют оригинальные идеи. Однако в ней ориентация на новации также сочетается с тенденцией убрать из полученных результатов все субъективное, которое связано со спецификой самого исследователя. В этом состоит одно из отличий ее от искусства. Для того чтобы творение художника существовало, его необходимо создать. Однако если какой-то ученый не создал теорию, в будущем она обязательно будет создана, так как является необходимым этапом развития научной деятельности, которую можно назвать интерсубъективной.

Средства и методы научного познания

В научной деятельности применяются средства рассуждений, которые используют люди в различных видах деятельности, в том числе и в обыденной жизни. Приемы рассуждений, используемые в науке, характерны для любой другой сферы. Это дедукция и индукция, синтез и анализ, обобщение и абстрагирование, идеализация, описание, аналогия, предсказание, объяснение, подтверждение, гипотеза, опровержение и др.

Эксперимент и наблюдение

научно-исследовательская деятельность

Эксперимент и наблюдение являются основными методами приобретения в науке эмпирического знания. Кратко расскажем о том, в чем состоит их специфика. Наблюдение - метод, при котором главным является не вносить изменения в изучаемую действительность самим процессом наблюдения. В рамках эксперимента явление, которое следует изучить, ставится в определенные условия. Ф. Бэкон отмечал, что природа вещей обнаруживает себя лучше всего, будучи "искусственно стесненной", нежели существующая в "естественной свободе".

Эмпирическое и теоретическое знание

Важно отметить, что без конкретной теоретической установки не может начаться эмпирическое исследование. Хотя известно, что факты - это главное для ученого, однако постижение реальности без теоретических построений невозможно. По этому поводу И.П. Павлов заметил, что необходимо общее представление об изучаемом предмете, чтобы на него можно было цеплять факты.

Научные теории не являются простым обобщением эмпирических данных. А. Эйнштейн писал, что логическим путем невозможно прийти к основным принципам теории. Они возникают во взаимодействии эмпирии и теоретического мышления, в ходе решения теоретических проблем, во взаимодействии науки и культуры.

Ученые в ходе построения той или иной концепции применяют разнообразные способы теоретического осмысления. Например, еще научная деятельность Галилео Галилея была отмечена широким использованием для построения концепций мысленных экспериментов. Теоретик, применяющий их, как бы проигрывает различные варианты поведения идеализированных объектов, разработанных им. Математический эксперимент представляет собой современную разновидность мысленного. При его использовании на компьютерах просчитываются возможные последствия тех или иных условий.

научно техническая деятельность

Обращение к философии

Характеризуя научную деятельность в целом, важно также отметить, что ученые в ее ходе нередко обращаются к философии. Как российская наука, так и мировая часто опирается на нее. В особенности для теоретиков важное значение имеет осмысление познавательных традиций с точки зрения философии, рассмотрение изучаемой действительности в контексте той или иной картины мира. Это очень актуально в переломные этапы, которые периодически проходит наука в своем развитии. Великие достижения в ней всегда были связаны с философскими обобщениями. Обращение к философии способствует эффективному объяснению, описанию и пониманию изучаемой наукой реальности. Результаты научной деятельности, таким образом, соотносятся с ее достижениями.

Стиль научного мышления

Существует такое понятие, как "стиль научного мышления". Оно отражает важные особенности интересующей нас сферы знания. М. Борн заметил, что существуют определенные тенденции мысли, которые очень медленно изменяются и образуют философские периоды с идеями, присущими всем областям человеческой деятельности, включая науку.

Язык науки

Говоря о средствах, которые применяются в научном познании, следует отметить, что язык науки является важнейшим из них. Галилей говорил о том, что языком математики написана книга природы. Развитие физики подтвердило эти его слова. Процесс математизации в других науках идет весьма активно. Во всех них математика является составной частью теоретических построений.

Развитие средств познания

научная деятельность

В науке ход познания в значительной степени зависит от развития технических средств. Научная деятельность Галилео Галилея, например, осуществлялась с использованием подзорной трубы. Затем были созданы телескопы, а также радиотелескопы, что определило в значительной степени развитие астрономии. Использование микроскопов, в особенности электронных, существенно повлияло на прогресс в биологии. Без таких важных средств познания, как синхрофазотроны, нельзя представить себе развитие физики элементарных частиц. Современная мировая и российская наука в настоящее время переживают революцию из-за появления компьютера.

Взаимопроникновение средств и методов наук

Отметим, что средства и методы, которые используются в различных науках, отличаются. Это определяется спецификой предмета изучения, а также уровнем развития самой науки. В целом наблюдается непрерывное взаимопроникновение средств и методов. Все шире применяется аппарат математики. Невероятная ее эффективность, как заметил Ю. Винер, делает эту науку важным средством познания во всех остальных. Однако едва ли в будущем будут полностью универсализированы средства и методы различных научных отраслей.

Специфика философии

Говоря о специфике наук, следует отметить особое положение философского знания. Философия в целом наукой не является. В классической традиции ее трактовали как науку особого рода, однако мыслители современности зачастую развивают в ней построения, которые резко отграничены от нее. К примеру, это относится к неопозитивистам, экзистенциалистам. В рамках философии всегда существовали и будут существовать исследования и построения, которые могут иметь статус научных.

Научно-методическая деятельность

организация научной деятельности

Это основной вид деятельности образовательной - совокупность мероприятий, которые осуществляются в целях овладения технологиями, приемами и методами учебно-воспитательной работы. Она направлена на поиск новых методов и форм организации, обеспечения и проведения образовательного процесса.

Научно-техническая деятельность

Это техническая деятельность, которая находится на стыке инженерной и научной. Она относится к сфере технических научных дисциплин. Ее исследования имеют прикладной характер. Это понятие в более широком смысле охватывает внедренческую, инженерную и научную деятельность.

Теперь рассмотрим второй вопрос нашей темы — специфика научной деятельности (познания).

Научное познание как специфически организованная совокупность познавательных действий обладает рядом характеристик, которые отличают его от других видов человеческой деятельности. Ученые-методологи обычно выделяют шесть таких особенностей:

1. наука в идеале направлена на производство новых знаний;

2. в основе научного познания лежит четкая выделенность его предмета как целостной совокупности взаимосвязанных характеристик объекта;

3. научное познание предполагает использование специализированного инструментария (методов, пробных объектов (приборов), экспериментальных установок и т.д.);

4. научное познание регламентируется определенными видами нормативного знания (законами, принципами, идеалами, нормами, стилем научного мышления и т.д.);

5. результаты научного познания фиксируются в особых формах знания и должны соответствовать ряду требований (воспроизводимости, обоснованности, системности, объективности, контролируемости);

6. существенное отличие научного познания составляет наличие специализированного (научного) языка.

В рамках рефлексии организации научного познания не потеряла своего значения аристотелевская модель исследовательского процесса, которая включает следующие этапы: первый из них предусматривает изложение состояния изучаемой темы (проблемы) и критический анализ предшествующих точек зрения, подходов, решений; второй этап включает точную формулировку исследуемой темы (проблемы); третий этап связан с выделением (формулировкой) собственного решения проблемы; четвертый этап предусматривает обоснование (аргументацию) с помощью различного рода фактов и суждений (практических, научных) и логического доказательства, а также преимущество предложенного решения в сравнении с предыдущими.

Научное познание — это система познавательных действий, направленных на создание и теоретическую систематизацию знаний о природе, обществе, человеке и средствах производства, созданных им. Поэтому и сложились в обществе следующие большие комплексы наук: естественные науки, общественные или социальные, гуманитарные, технические.

3. Какие цели, функции и результаты науки?

Цели науки — познать, объяснить и предсказать развитие в будущем явлений природы, общества, человека, техники.

В соответствии с основными целями науки выделяются три основные ее функции как области деятельности: гносеологическая (гносес – знание, логия – учение), эвристическая (поиск истины) и прогностическая (предсказательная) – прогноз на будущее развитие. Наука как социальный институт, кроме того, выполняет следующие функции: мировоззренческую (содействие воспитанию научного мировоззрения), социальной силы (или содействие социализации личности), производительной силы (содействие научно-техническому прогрессу).

Результатом науки являются научные знания (значит есть и другие виды знаний). Что такое научное знание? Это результат исследовательской работы, подтвержденный общественно-исторической практикой и не противоречит (удостоверенный) логикой и адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, суждений, теорий. Знания обладают различной степенью достоверности, отражая диалектику относительной и абсолютной истины. Знания могут быть донаучными, житейскими, художественными (как специфический способ эстетического освоения действительности) и научными (эмпирическими и теоретическими). Житейские знания основываются на здравом смысле и обыденном сознании, являются важной ориентировочной основой повседневного поведения человека. Эти формы знания развиваются и обогащаются по мере прогресса научного знания. В то же время сами научные знания вбирают в себя опыт житейского познания.

Научное знание характеризуется осмыслением фактов в системе понятий данной науки, включаются в состав теории, образующей высокий уровень научного знания. Научное знание, являясь обобщением достоверных фактов, за случайным находит необходимое и закономерное, за единичным и частным – общее. На этой основе осуществляется прогнозирование. Мышление человека постоянно движется от незнания к знанию, от поверхностного ко все более глубокому, сущестному и всестороннему знанию, служащему необходимым условием преобразования деятельности человека и человечества.

Читайте также: