Особенности методики чтения и анализа фольклорных произведений в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024


ИЗУЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Устные народные произведения представляют большую общественную ценность. Содержание фольклора, его отдельных жанров и произведений составляют народный быт собственного народа, его миропонимание. Поэтому очень важно обращаться к фольклору на уроках литературного чтения в начальных классах. С помощью фольклорных произведений ребенок расширяет свой кругозор, также воспитывает патриотические чувства. А.В. Коржикова отмечает что, фольклор это устное народное творчество, уходящее корнями в историю народа [3]. Состав фольклорных произведений разнообразен. В фольклор входят: 1. Бытовой обрядовый фольклор, к ним относят ранний фольклор, который исполнялся во время совершения какого-либо обряда, такие как (рождение, свадебный обряд, похороны и другие). 2. Общемировоззренческий необрядовый фольклор, характеризуется соединением общемировоззренческих начал, включая художественные жанры. 3. Художественный фольклор, по содержанию включает разнообразные произведения [1,с.33]. Более подробная классификация фольклорных жанров представлена в схеме.

Бытовой обрядовый фольклор

Общемировоззренческий необрядовый фольклор

Паремии (пословицы, побасенки, приметы, поговорки)

Устная проза (предания, бывальщины, былички, легенды)

Календарный фольклор Свадебный фольклор

Песенный эпос (былины, исторические песни, воинские песни, духовные песни и стихи)

Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки и потешки, прибаутки, считалки, загадки и т.д.)

Трудовые (рабочие) песни

Анализ программ по литературному чтению в начальных классах показал, что в программе Школа 21 века уделяется больше внимания изучению фольклора. Учащиеся на уроках литературного чтения изучают наиболее разнообразный жанровый состав фольклорных произведений.

В программе Школа 2100, авторы отдают предпочтение изучению в 1 и 3 классе - стихотворениям. Во 2 классе ребята знакомятся с художественным и общемировоззренческим необрядовым фольклором (сказки, былины), с художественным фольклором (русские народные загадки). В 4 классе учащиеся изучают русские народные сказки в ранних записях.

В программе по литературному чтению Л. Ф. Климановой М. В. Бойкиной в первом классе дети изучают следующие фольклорные жанры: колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки, басни. Во 2 классе: загадки, пословицы, потешки, небылицы; сказки о животных; бытовые и волшебные сказки. Программа для 3 класса включает художественный фольклор. Учащиеся в 4 классе знакомятся с былинами и сказками, обрядовой народной поэзией.

Анализ программ показывает, что на уроках литературного чтения в начальных классах изучаются различные фольклорные жанры. Каждому жанру присуща своя функция: повествуют об исторических событиях, также раскрывают нравственное начало, необходимое для формирования личности.

Такие фольклорные произведения как былины, педагоги считают наиболее сложными для восприятия младшими школьниками.

Рассмотрим особенности работы над былиной на уроках литературного чтения в начальной школе. На подготовительном этапе учащиеся получают минимум знаний о произведениях русского народа. Они являются необходимыми для восприятия былин как элемента устного народного творчества. Учитель проводит с учащимися словарно-лексическую работу, так как в былинах встречаются устаревшие слова требующих объяснения (палица, латы, дружина). На данном этапе с учащимися проводятся занятия по музыке, изобразительному искусству и технологии. На уроках музыки (2-3 урока) учащиеся знакомятся с русскими народными песнями (колыбельные, хороводные, плясовые). Это является важным элементом подготовки учащихся к восприятию эмоциональной стороны былин. Уроки изобразительного искусства и технологии (по 2-3 урока на каждый предмет) посвящаются освоению учащимися элементов прикладного искусства (различные виды орнамента, с русской народной живописью).В это же время на уроках литературного чтения учитель знакомит с содержанием былины в пересказе.

Это помогает учащимся освоить суть содержания былины, также вызывает интерес тем, что содержание былин может быть выражено и в другой форме. Таким образом, учитель готовит учащихся к восприятию былин в оригинале.

На основном этапе работы с былиной, происходит знакомство учащихся с содержанием былины в оригинале, то есть показывает, как читать текст былины, созданный сказителем. Основная цель учителя – показать учащимся жанровую специфику былин, вызвать интерес и научить младших школьников видеть ее. Продолжается работа над усвоением образного построения языка былин. На уроке организуется работа соотнесения былин с другими жанрами устного народного творчества. Такая работа позволяет в будущем при встрече с оригиналом былины в новой форме увидеть ее особенности, присущие оригинальному былинному стиху.

На заключительном этапе работы с былиной учащиеся примеряют роль сказителя изученной былины. Этот этап – самостоятельное сказывание былины в оригинале младшими школьниками [2,с.150].

В начальной школе необходимо изучать устное народное творчество. Оно формирует у учащихся чувство любви к родной родине, подталкивают к высказываю своего мнения об исторических событиях, о культуре народа.

1.Аникин В.П. Русское устное народное творчество [Текст] / В.П.Аникин. – М.:Высш. Шк., 2004. – 33 с.

2. Душкина Н.В. Методика обучения младших школьников чтению былин [Текст]: автореф. дисс. канд. пед. наук/ Н.В. Душкина.М.,2003.-150с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключевые слова: Фольклор, фольклористика, сказки, пословицы, былины, поговорки, загадки.

Духовная культура народа находит свое яркое проявление в устном народном творчестве. Фольклор увековечил себя не только в эпосах, сказках, но и в пословицах, поговорках, загадках. Что касается проблемы использования образовательного и воспитательного потенциала фольклора в общеобразовательных учреждениях, то она издавна привлекала внимание не только философов, но и педагогов. Ведь народная педагогика своими корнями уходит в глубину веков, так как столетиями фольклор был источником мудрости народа, понимания и определения современных норм этики и эстетики быта, нормы и правила поведения, обычаи, традиции, верования. Выходит, фольклор - коллективное творчество народа, отражающее историю, культурный, экономический и хозяйственный уклад жизни народа, так как в разных жанрах устного творчества заложены общечеловеческие идеи и ценности. На наш взгляд, одним из ценных в познавательном отношении материалом в начальной школе является фольклор.

Оценку фольклору давали и такие русские писатели, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Г. Горький, М.А. Шолохов. Об изучении таких фольклорных произведений в начальных классах писали К.Д. Ушинский, С.Ю. Аншакова, М.И. Байкова, Н.Ц. Биткеев, В.Г. Горецкий, И.В. Жуков, В.А. Изотова, Т.П. Королева, Н.А. Каркачева, Н.В. Максименко, А.Ю. Никитченков, Б.Б. Оконов, В.П. Пасько, М.А. Рыбникова, А.А. Филимонова, Т.Г. Фирсова, Г.П. Чернова, М. Шолохов.

Без фольклора мы не мыслим содержание начального образования, особенно в плане введения предметов федеральной и региональной компетенции. Ведь в устном народном творчестве отражаются нравы, обычаи, народная мудрость, стремление народа воспитать и растить детей умными, воспитанными, трудолюбивыми. В конечном счете, фольклорный материал будет способствовать формированию национального самосознания учащихся. Фольклор - искусство традиционное, ориентированное на хранение мифопоэтической информации, так как включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас.

Методика изучения фольклорных произведений на уроках литературного чтения в начальной школе изучена недостаточно. Анализ филологической и методической литературы, УМК по литературному чтению для начальной школы убеждает нас в необходимости пересмотра методики работы над фольклорными произведениями. По мнению многих видных ученых-педагогов истоки народной педагогики следует искать в быту этноса, когда люди обобщали свои воспитательные идеи в пословицах, поговорках, сказках, былинах и передавали их из поколения в поколения. Особенно ценными являются опыт и идеи К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого.

На наш взгляд, в новых программах, учебно-педагогических комплексах для начальной школы должен быть использован родиноведческий и краеведческий принцип преподавания. В них должна последовательно проводиться установка на использование фольклорного материала, особенно в плане привлечения калмыцкого фольклора, который поможет в целом осуществить образовательные и воспитательные задачи по активизации познавательных способностей и логического мышления учащихся, их эстетического и языкового развития.

Взрослые часто использовали пословицы и поговорки в процессе воспитания и обучения детей. В них нашли отражение все сферы деятельности человека. Мысли, заложенные в пословицах, носят традиционный характер и в течение многих веков передаются из поколения в поколение. Наиболее ярко народные представления о нравственности человека отражены в пословицах и поговорках калмыцкого этноса:

Йоряли - благопожелания являются исключительно приоритетной формой воспитания детей. Благопожелания имеют специфическую особенность, которая помогает калмыкам прямо и непосредственно выразить словами сокровенное желание, внутреннее стремление, идейные и моральные требования народа, из которых слагается ряд черт его национального характера. Среди йорялов есть благопожелания, выражающие желание старших представителей семьи и рода, чтобы их потомство было трудолюбивым, усердным, чтобы о нем шла хорошая молва.

Пусть ребенок растет,

Следуя за стариками.

Ведя за собою младших,

Ноги пусть стремян коснуться,

Руки тороков дотянутся.

Умом пусть острым будет,

В учениях одаренным пусть,

В делах исполнительным пусть будет!

Одним из основных видов устного поэтического творчества являются сказки, в которых выражены эстетические идеалы, менталитет того или иного народа. Сказки возникли в незапамятные времена, и обычно в ней непременно торжествуют истина и добро. Для детей в сказке кроется особое очарование, так как они близки им по психологии и возрасту, так как воображаемый, фантастический мир оказывается отображением реального мира. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано. Маленьким детям рассказывали сказки, в большинстве которых герой добивается успеха благодаря своему трудолюбию и уму.

В калмыцкой семье их, как правило, рассказывали бабушки и дедушки. Иносказательный, переносный смысл сказок при обычном рассказывании не всегда был понятен детям, и поэтому опытные рассказчики разыгрывали целый спектакль. Мимикой, движениями, изменением тембра, силы голоса они доводили до сознания ребенка нравственные истины, заложенные в сказке. Восприятие, осмысление и понимание смысла сказки способствовало развитию абстрактного мышления, умения обобщать, выделять главное. Драматизированное повествование повышало эстетическую ценность сказочного фольклора, развивало в детях артистизм, стремление к подражанию.

Таким образом, самым благодатным материалом для восприятия младшего школьника являются произведения фольклора, разнообразные по тематике и жанрам. Такие произведения малого жанра фольклора, как сказки, пословицы, поговорки, загадки обязательно должны использовать учителя начальных классов, как на уроках, так и во время проведения внеклассных мероприятий. Несомненно, фольклорный материал способствует формированию не только национального самосознания учащихся, но является для младших школьников полезным творческим упражнением для ума, особенно в плане развития речи. А уроки с использованием занимательного фольклорного материала доставляют им полезные упражнения для ума, потому что, придумывая ту или иную загадку, работая над сочинением на одну пословицу, младшие школьники получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. Творческие работы приемлемы на уроках литературного чтения и должны способствовать не только раскрытию творческого потенциала детей, но и развитию их воображения, коммуникативных навыков, обогащению эмоциональной сферы ребёнка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фольклор был учебником жизнь, благодаря которому в детях воспитывались такие качества, как смелость, доброта, честность, любовь к Родине. Одна сказанная вовремя пословица может ярко и метко осадить непоседу, пожурить лентяя, а песенка - потешка развеять грусть, помирить поссорившихся. Приобщая детей к нашему русскому эпосу, мы пытаемся воспитывать у них любовь к Родине - России, к ее бессмертному поэту - русскому народу, любовь к прекрасному, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Очень важно влияние пословиц на воспитание и развитие учащихся начальных классов моральных и эстетических чувств. Пословицы мы используем на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, технологии.

Пословица – прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения.

Век живи, век учись;

Жить – Родине служить;

Не красна жизнь днями, а красна делами.

Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память. Учитель начальных классов заостряет внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их, вовремя и кстати употреблять в речи для точного выражения мысли – большое дело. И всему этому надо учить.

Приведём некоторые виды работ с пословицами.

1 Распределить пословицы по темам, перечитать пословицы и ответить, что можно узнать из пословиц о прошлом народа.

2 Определим пословицу по началу:

3 Определим пословицу по двум словам:

Назови пословицы, чтобы в них были числа 7 и 1

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семь бед – один ответ.

Семеро с ложкой, один с сошкой.

- Понравилась ли вам сказка?

- В чём основной смысл сказки? (Ответы детей).

Затем дети читают сказку самостоятельно, после учитель проводит беседу:

-Какой в сказке изображена лиса? А какой она показаны в других сказках? При работе со сказкой учитель использует выразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование сказки. Всё это помогает глубже осознать ребёнку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповторимость.

Фольклорная потешка – небольшое стихотворение из двух – четырёх, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребёнка: всё то, что окружает его в доме, во дворе, на улице, в школе.

Потешки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передаёт звук, движение, цвет, объем и даже вкус. Во многих прибаутках предметы и действия как бы смещены относительно реальности, немного необычны, чуть–чуть нелепы:

-Куда, заинька, бежишь?

Куда, серенький, спешишь?

-К медведю на свадьбу.

Медведь-то мне дядя.

Ребята любят веселье, смех, соревнование. Из всего они устраивают игру. «Считалка является как бы подготовкой к большой коллективной игре. Но и сама она становится игрой, соревнованием.

На золотом крыльце сидели:

Кто ты будешь такой?

Неизвестно, когда, хотя бы приблизительно, возникли считалки. Во всяком случае, многие из них одинаково хорошо служили играм бабушек и прабабушек, родителей и детей, внуков и правнуков.

В календарных песнях человек обращался к природе с призывами, просьбами, надеждами, задавал ей вопросы. Разговоры эти были ласковыми и приветливыми: крестьянин называл весну красной веснушкой, лето – тёплым летечком, траву – шелковой травушкой – муравушкой, птиц –пташечками, жавороночками. Поэтому при изучении песенного жанра дают детям подумать, перед каким важным событием в жизни крестьянина – земледельца могли исполняться песни о весне, когда могли возникнуть эти песни, как они называются. Обращаю внимание на порядок слов песни: весна красная, лён высокий, корень глубокий, хлеб обильный, которые придают напевность. В русских народных песнях употребляются слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами: берёзонька, рябинушка, долинушка, солнышко. Отмечаю, каким тоном читать слова – обращения, слова – пожелания. Повторы слов в песнях помогают ребятам ощутить их музыкальность и мелодичность звучания, уловить их светлый и радостный тон.

Многие песни, изученные на уроках чтения, используются на фольклорных праздниках.

Большой интерес у детей своей иносказательностью изображения реального мира вызывают загадки. К подбору загадок нужно подходить избирательно. Загадка, в которой отгадываемый образ представлен четко, ярко, образно, дает большие возможности для развития воссоздающего воображения.

Лез Мартын через тын.

Сам пролез, а голову на тыну оставил. (Тыква).

Жёлтая, а не репа,

Круглая, но не солнце,

С семечками, но не подсолнух. (Тыква).

Детям нужно было ответить на следующие вопросы:

1. Какая из загадок точнее передает признаки или свойства отгадки?

2. Какая из двух загадок нравится и почему?

Знакомясь с произведениями устного народного творчества на уроках, дети параллельно отыскивают, собирают загадки, пословицы, поговорки, которые слышали от родителей, бабушек, дедушек.

Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко

используется в обучении и воспитании учащихся. Оно как игра, развлечение,

но в то же время через него по-другому видят окружающий мир. Устное народное творчество формирует у ребят чувство патриотизма, привязанности к родному краю, способствует воспитанию эстетической и этической культуры.

1.Акинич В.П. Традиции жанра как критерий фольклорности в современном творчестве(частушки и и пословицы)//Русский фольклор/вып.М.-Л.,1964-вып.IX/-134с.

2. Русское устное народное поэтическое творчество. Под ред. А.М.Новиковой.-М.,1978.

3. малые жанры русского фольклора. Хрестоматия. Сост. Б.Н. Морохин.Издание 2-е –М.,1986.

4. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. – СПб.,1994

МКОУ Бобровская СОШ №2

Фольклор на уроках литературного чтения.

Фольклор был учебником жизнь, благодаря которому в детях воспитывались такие качества, как смелость, доброта, честность, любовь к Родине. Одна сказанная вовремя пословица может ярко и метко осадить непоседу, пожурить лентяя, а песенка - потешка развеять грусть, помирить поссорившихся. Приобщая детей к нашему русскому эпосу, мы пытаемся воспитывать у них любовь к Родине - России, к ее бессмертному поэту - русскому народу, любовь к прекрасному, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Очень важно влияние пословиц на воспитание и развитие учащихся начальных классов моральных и эстетических чувств. Пословицы мы используем на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, технологии.

Пословица – прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения.

Век живи, век учись;

Жить – Родине служить;

Не красна жизнь днями, а красна делами.

Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память. Учитель начальных классов заостряет внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их, вовремя и кстати употреблять в речи для точного выражения мысли – большое дело. И всему этому надо учить.

Приведём некоторые виды работ с пословицами.

1 Распределить пословицы по темам, перечитать пословицы и ответить, что можно узнать из пословиц о прошлом народа.

2 Определим пословицу по началу:

3 Определим пословицу по двум словам:

Назови пословицы, чтобы в них были числа 7 и 1

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семь бед – один ответ.

Семеро с ложкой, один с сошкой.

- Понравилась ли вам сказка?

- В чём основной смысл сказки? (Ответы детей).

Затем дети читают сказку самостоятельно, после учитель проводит беседу:

-Какой в сказке изображена лиса? А какой она показаны в других сказках? При работе со сказкой учитель использует выразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование сказки. Всё это помогает глубже осознать ребёнку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповторимость.

Фольклорная потешка – небольшое стихотворение из двух – четырёх, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребёнка: всё то, что окружает его в доме, во дворе, на улице, в школе.

Потешки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передаёт звук, движение, цвет, объем и даже вкус. Во многих прибаутках предметы и действия как бы смещены относительно реальности, немного необычны, чуть–чуть нелепы:

-Куда, заинька, бежишь?

Куда, серенький, спешишь?

-К медведю на свадьбу.

Медведь-то мне дядя.

Ребята любят веселье, смех, соревнование. Из всего они устраивают игру. «Считалка является как бы подготовкой к большой коллективной игре. Но и сама она становится игрой, соревнованием.

На золотом крыльце сидели:

Кто ты будешь такой?

Неизвестно, когда, хотя бы приблизительно, возникли считалки. Во всяком случае, многие из них одинаково хорошо служили играм бабушек и прабабушек, родителей и детей, внуков и правнуков.

В календарных песнях человек обращался к природе с призывами, просьбами, надеждами, задавал ей вопросы. Разговоры эти были ласковыми и приветливыми: крестьянин называл весну красной веснушкой, лето – тёплым летечком, траву – шелковой травушкой – муравушкой, птиц –пташечками, жавороночками. Поэтому при изучении песенного жанра дают детям подумать, перед каким важным событием в жизни крестьянина – земледельца могли исполняться песни о весне, когда могли возникнуть эти песни, как они называются. Обращаю внимание на порядок слов песни: весна красная, лён высокий, корень глубокий, хлеб обильный, которые придают напевность. В русских народных песнях употребляются слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами: берёзонька, рябинушка, долинушка, солнышко. Отмечаю, каким тоном читать слова – обращения, слова – пожелания. Повторы слов в песнях помогают ребятам ощутить их музыкальность и мелодичность звучания, уловить их светлый и радостный тон.

Многие песни, изученные на уроках чтения, используются на фольклорных праздниках.

Большой интерес у детей своей иносказательностью изображения реального мира вызывают загадки. К подбору загадок нужно подходить избирательно. Загадка , в которой отгадываемый образ представлен четко, ярко, образно, дает большие возможности для развития воссоздающего воображения.

Лез Мартын через тын.

Сам пролез, а голову на тыну оставил. (Тыква).

Жёлтая, а не репа,

Круглая, но не солнце,

С семечками, но не подсолнух. (Тыква).

Детям нужно было ответить на следующие вопросы:

1. Какая из загадок точнее передает признаки или свойства отгадки?

2. Какая из двух загадок нравится и почему?

Знакомясь с произведениями устного народного творчества на уроках, дети параллельно отыскивают, собирают загадки, пословицы, поговорки, которые слышали от родителей, бабушек, дедушек.

Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко

используется в обучении и воспитании учащихся. Оно как игра, развлечение,

но в то же время через него по-другому видят окружающий мир. Устное народное творчество формирует у ребят чувство патриотизма, привязанности к родному краю, способствует воспитанию эстетической и этической культуры.

1.Акинич В.П. Традиции жанра как критерий фольклорности в современном творчестве(частушки и и пословицы)//Русский фольклор/вып.М.-Л.,1964-вып.IX/-134с.

2. Русское устное народное поэтическое творчество. Под ред. А.М.Новиковой.-М.,1978.

3. малые жанры русского фольклора. Хрестоматия. Сост. Б.Н. Морохин.Издание 2-е –М.,1986.


Ключевые слова: речевые умения, фольклор, языковая коммуникация,

В жизни человека речевая коммуникация имеет большое значение. В становлении же личности ребенка речь занимает одно из ведущих мест. Исключительную значимость имеет речь в установлении контакта с другими детьми. Дети, владеющие языковой коммуникацией, легко могут общаться с другими детьми. Дети с задержкой в развитии речи испытывают большие трудности в детском коллективе: не могут объяснить, чего хотят, плохо включаются в игровую и учебную деятельность [1].

Универсальным средством развития речевых умений является фольклор, в особенности малые фольклорные жанры. Они достаточно просты для озвучивания ребенком, доступны в смысловом отношении, представляют собой образец точного, лаконичного и содержательного построения высказывания, а, следовательно, незаменимы в плане речевого развития учащихся [3].

В теоретической части исследования нами была подробно рассмотрена и проанализирована психолого-педагогическая литература по вопросу формирования и развития речевых умений средствами фольклора, выявлены основные способы применения фольклора на уроках литературного чтения в начальной школе (монологические, диалогические и др.)

На основе полученных и проанализированных нами результатов по каждой серии диагностики, можно сделать вывод, что у подавляющего большинства учащихся в классе очень высокий уровень развития речевых умений. При анализе результатов входящей диагностики было выявлено, что достаточно высокий показатель ребята продемонстрировали в I серии заданий. Достаточно большое количество баллов у ребят было упущено во II и III блоке. Таким образом, основываясь на результатах диагностики, мы сделали вывод о недостаточном уровне сформированности речевых умений у учащихся начальных классов по следующим параметрам:

  1. Грамматический строй речи;
  2. Словарный запас и навыки словообразования;
  3. Развитие связной речи.


Рис. 1. Результаты диагностики уровня развития речевых умений у учащихся 1 А класса n=31

На основе полученных и проанализированных нами результатов по каждой серии входящей и итоговой диагностики, был сделан вывод, об существенных количественных изменениях относительно каждой серии диагностики. Если ранее очень высоким уровнем развития речевых умений обладали 20 учащихся, то после реализации разработанной нами программы их количество увеличилось до 23 человек. При первичной диагностике, высоким уровнем развития речевых умений обладали 5 учащихся, сейчас цифра возросла до 6. Анализируя результаты первой и второй проведенной нами диагностики стоит отметить, что средний уровень в классе теперь имеет лишь 2 ребенка, в то время, как раньше учащихся с данным показателем было 5. После апробации программы количество детей, обладающих низким уровнем, значительно снизилось. Ранее детей с низким уровнем развития речевых умений было 3 человека, после реализации программы все дети повысили свой показатель.


2. Арефьева, О. М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников [Текст] // О. М. Арефьева. — Начальная школа плюс до и после. — 2012. — № 2. — С. 74–78.

4. Асмолов, А. Г., Бурменская, Г. В., Володарская, И. А., Карабанова О. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Кабанова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.

Основные термины (генерируются автоматически): III, высокий уровень развития, ребенок, умение, класс, серия диагностики, устная речь, учащийся, фольклор, языковая коммуникация.


Расширение жанрово-тематического состава произведений устного народного творчества в современных учебниках по литературному чтению и многообразие методических подходов к изучению словесного искусства в начальной школе, совершенствование системы подготовки будущего учителя начальных классов делают проблему преподавания фольклора одной из сложных и приоритетных в методике литературного чтения, обретающую особенную актуальность в условиях обновления системы образования в России.

Настоящее учебное пособие адресовано тем, для кого методика начального образования является настоящей или станет будущей профессией. Материалы пособия нацелены на совершенствование филологического и методического образования бакалавра педагогики, на расширение его знаний в области фольклористики, на совершенствование его собственного опыта чтения произведений русского устно-поэтического творчества, так как сформировать мыслящего, творческого читателя сможет педагог, который не только знает методику, но и сам готов к постоянному развитию своей собственной читательской и исследовательской деятельности.

В пособии раскрываются как общетеоретические (культурно-исторические, филологические, психолого-педагогические), так и методические основы, определяющие особенности чтения и анализа произведений русского фольклора в начальной школе. Прежде всего, в пособии раскрываются исторические аспекты преподавания фольклора в школе, которые позволяют выявить исторические взаимосвязи в методике, критически осмыслить традиции и новаторство в современном преподавании фольклора в начальных классах. Немалое внимание уделяется специфике устного народного творчества, которая рассматривается как теоретическая и методическая проблема. Понимание мифопоэтической модели мира позволит верно находить и интерпретировать смыслы устно-поэтических произведений. Фольклор – искусство традиционное, ориентированное на хранение мифопоэтической информации, но, тем не менее, в процессе его исторического развития огромное влияние на него оказал не только миф, но и христианство, поэтому отдельный раздел посвящён соотношению фольклора и христианской культуры. Правильное восприятие содержания произведений фольклора обеспечивается не только знанием культурного контекста, но и верным представлением о его устройстве. Носителями смыслов, в том числе и эстетических, являются художественные знаки-образы, организующие его предметный мир, а язык – средство создания образной системы произведения. Поэтому и в теоретическом, и в прикладном аспектах так важен разговор о языке и художественном мире произведений русского фольклора. Весьма актуальны проблема восприятия народного искусства современным младшим школьником и вопрос об обновлении жанрового состава традиционно изучаемых в начальных классах устно-поэтических текстов. Отдельная глава посвящена русской народной обрядовой поэзии, из которой бакалавр педагогики почерпнёт информацию о циклизации и синкретизме русского народного обрядового творчества, о необходимости изучения обрядового текста в контексте всего обряда. На примере произведений святочного цикла и русского народного заговорного творчества показаны нетрадиционные возможности изучения обрядовой поэзии на уроках литературного чтения и во внеклассной работе в начальных классах. В этом же разделе рассмотрены и народные колыбельные песни, сочетающие в себе лирическое начало и обрядовые функции, предложен вариант работы с колыбельными песнями в начальной школе. В пособии студент также найдёт немаловажные сведения о генезисе и художественной структуре сказочных фольклорных жанров, задумается о многогранности работы со сказочным материалом в современной начальной школе, ознакомится с некоторыми советами практического характера. Заключительная глава поможет бакалавру педагогики лучше понять современного младшего школьника, прикоснуться к стихии коллективного детского творчества, поскольку здесь пойдёт речь о русском школьном фольклоре как феномене детской субкультуры и возможном учебном материале.

Рабочие вопросы и задания предлагаются по ходу изложения теоретических и практических аспектов – они стимулируют рефлексивное и деятельностное их освоение. В конце каждого раздела помещены итоговые вопросы и задания, позволяющие студенту оценить степень своего продвижения в овладении проблемой. Каждый из разделов пособия сопровождается списком литературы, цитирование в разделе осуществляется с опорой на этот список.

В Приложение для удобства читателя помещены отдельные фольклорные тексты, которые либо подвергаются детальному анализу на страницах пособия, либо предназначены для тренировочных упражнений.

Глава 1. Исторические аспекты методики преподавания фольклора в начальной школе

Интерес образованных слоев общества к устно-поэтическому слову в России на протяжении длительного времени либо вообще отсутствует, либо не носит научного характера. Ранние сведения о фольклоре, отдельные и случайные, содержатся в древнерусских летописях. Первые специальные записи были осуществлены иностранцами. В 1620 г. для английского путешественника Р. Джеймса были сделаны записи исторических песен о смутном времени, а в 60-е гг. XVII в. С. Коллинз записывает две сказки. К середине XVIII в. уже появляется ряд сборников, содержавших фольклорные тексты. Сборники преследовали развлекательные цели, поэтому устно-поэтические тексты подвергались значительной литературной правке.

Значительным интересом к народным устно-поэтическим традициям отмечен XIX в., явившийся новой вехой в изучении устного народного творчества в России. Открытие романтиками поэтической природы фольклора, регулярное обращение поэтов, писателей и художников этого времени к народному устно-поэтическому наследию, его тематике, сюжетам, образам, мотивам, выразительным средствам, становление и развитие самой науки о фольклоре, активное развитие системы отечественного образования, педагогической мысли и методики обучения родному языку – все это стимулировало необходимость изучения устного народного творчества в учебных заведениях дореволюционной России, целесообразность широкого его использования в качестве учебного материала.

Читайте также: