Основные направления воспитательной деятельности в рабочей программе по предмету в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советсткого Союза Ивана ФедеровичаСамаркина с. Новая Кармала муниципального района Кошкинский Самарской области

Зам.директора школы по ВР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

классного руководителя

4 класс

Составила: Львова С.А.,

учитель начальных классов

первой категории

Пояснительная записка

Программа воспитания для 1- 4 класса разработана с учетом примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20), в соответствии рабочей программы воспитания ГБОУ СОШ им. И.Ф. Самаркина с. Новая Кармала.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), цель воспитания заключается в личностном развитии обучающихся, проявляющемся:

в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты , которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования.

В воспитании обучающихся младшего школьного возраста ( уровень начального общего образования ) таким целевым приоритетом является, создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогическими работниками и воспринимаются обучающимися именно как нормы и традиции поведения обучающегося. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте . К наиболее важным из них относятся следующие:

быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;

знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);

проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;

стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;

уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;

уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят;

уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Знание обучающимся младших классов данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для обучающегося этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:

реализовывать воспитывающее обучение, при котором усвоение учащимися содержания учебных дисциплин выступает также средством формирования системы отношений к окружающему миру, другим людям, к самому себе, а также к усваиваемому учебному материалу;

использовать воспитательный потенциал внеурочной деятельности и дополнительного образования, обеспечивать занятость детей в объединениях по интересам, функционирующих как в школе, так и в других организациях;

реализовывать воспитательные возможности о бщешкольных ключевых дел , поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;

повышать эффективность работы советов обучающихся, как на уровне школы, так и на уровне отдельных классов;

развивать детские общественные объединения;

обеспечивать эффективное профессиональное самоопределение обучающихся;

организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;

развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;

организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся;

организовать работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, профилактике травматизма, экстремизма, терроризма и проявлений негативных явлений; суицидального поведения, по формированию законопослушного поведения и здорового образа жизни и стремления к физическому развитию и совершенствованию.

развивать гражданское сознания и патриотизм на основе краеведения и музееведения.

Привлекать обучающихся в общественно полезную научно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края средствами краеведения и музейного дела.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в классе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

Виды, формы и содержание деятельности

Для обеспечения гармоничного развития личности воспитательный процесс, реализуемый в школе, включает следующие направления:

воспитание семейных ценностей;

Указанные направления отражаются в календарном плане воспитательной работы и индивидуальных планах работы классных руководителей.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана сроком на 4 года.

Содержание программы :

Инвариантные модули

• побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

• демонстрация учителем образцов и норм поведенческой, коммуникативной культуры в различных ситуациях;

• организация работы обучающихся с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

• этическая интерпретация художественных, научных, публицистических текстов;

• применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;

• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

• организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

• инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Формы работы:

· викторины, турниры, квесты,

· проекты и исследовательские работы.

• развитие интереса учеников к внеклассной деятельности;

• вовлечение в кружки, секции, клубы, студии и т.п. детско-взрослые общности,

• привитие навыков активного и полезного отдыха;

• поощрение детских инициатив и детского самоуправления.

• создание в детских коллективах традиций;

• вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность ;

• инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,

• способствовать проявлению учащимися самостоятельности, ответственности, искренности, открытости.

Внеурочная деятельность в 1- 4 классах организуется по направлениям развития личности:

Спортивно-оздоровительное направление

Духовно-нравственное направление (проблемно-ценностное общение, трудовая деятельность)

Социальное направление (трудовая деятельность, проблемно-ценностное общение, игровая деятельность)

Общеинтеллектуальное (познавательная деятельность, игровая деятельность, туристко-краеведческая деятельность)

Общекультурное (художественное творчество, игровая деятельность, туристко-краеведческая деятельность)

Формы работы:

· игры большой, средней, малой подвижности

Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями.

Работа с классным коллективом:

• инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;

• организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося, совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности).

Классные дела:

Разработка и реализация социально-значимых проектов.

Просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов, передач.

Посещение театров, музеев.

Коллективное посещение спортивных соревнований.

Посещение производственных предприятий.

Встречи с выпускниками.

Организация выполнения общественно-полезной работы каждым обучающимся.

Проведения диспутов по актуальным проблемам нравственно-этического содержания.

Участие в общественно полезном труде в помощь школе, селу, родному краю.

Участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.

Проведение сюжетно-ролевых игр.

Проведение творческих конкурсов внутри класса.

Проведение спортивных соревнований.

Проведение краеведческой, поисковой работы.

Организация бесед со школьным психологом, медицинскими работник.

Создание актива класса (детского актива).

Проведение классных часов.

Создания благоприятной среды для общения.

Сплочение коллектива класса через:

и гры и тренинги на сплочение и командообразование;

экскурсии, организуемые классным руководителем;

празднования в классе дней рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные вечера, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;

выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих освоить им нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

Индивидуальная работа с обучающимися:

Формы и виды деятельности:

- работа классного руководителя с учащимися, находящимся в состоянии стресса и дискомфорта;

- предложение (делегирование) ответственности за то или иное поручение в классе;

- вовлечение учащихся в социально значимую деятельность;

- рейды с целью проверки соблюдения режима дня школьниками;

- изучение вопросов личной безопасности при общении с незнакомыми людьми;

- работа со слабоуспевающими детьми и учащимися, испытывающими трудности по отдельным предметам направлена на контроль за успеваемостью учащихся класса.

Работа с учителями-предметниками в классе:

Формы и виды работы:

- посещение учебных занятий;

- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками;

- мини-педсоветы по проблемам класса;

- ведение дневника наблюдений;

Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:

- повышение педагогической культуры родителей;

- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания;

- опора на положительный опыт семейного воспитания;

- регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;

- помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;

- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;

- создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса;

- организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

Формы и виды работы:

- тренинг для родителей

На уровне класса :

• через деятельность выборнного по инициативе и предложениям учащихся класса лидера класса;

• через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса.

На индивидуальном уровне:

• через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ внутриклассных дел;

• через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные направления работы в классе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЛЕРМОНТОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

Руководитель ШМО Зам. дир. по ВР Директор школы

_______/_Рыжакова Е,А. __________/ ______ . ____________/Е.Ф.Аксюта.

Протокол № _____ ______________ 2021г. Приказ № ______ _ от ___________________ 2021г. от____________________ 2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

1-4 КЛАССЫ

Классный руководитель:

Чуяшова Н.А.

Пояснительная записка

Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а так же решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.

Воспитательная программа является обязательной частью основной образовательной программы МБОУ СОШ Лермонтовского сельского и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией.

Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся личностных результатов, определенные ФГОС: формировать у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности школы.

Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в школе и классе.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В КЛАССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Процесс воспитания во 2Б классе основывается на следующих принципах:

- Приоритет безопасности ребенка;

-Совместное решение личностно и общественно значимых проблем;

-Системно-деятельностная организация;

-Полисубъектность воспитания и социализации;

-Событийность;

-Ориентация на идеал;

-Диалогическое общение;

-Психологическая комфортная среда

-Следование нравственному примеру.

Основными традициями воспитания в классе являются следующие:

-Ключевые общешкольные дела ;

-коллективная разработка , коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;

-ступени социального роста обучающихся (от пассивного наблюдателя до участника, от участника до организатора, от организатора до лидера того или иного де ла);

-конструктивное межличностное , межклассное и межвозврастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;

Концепция программы

Идея нашей программы воспитания опирается на следующие концептуальные положения:

- механизм развития личности – это состязание в творчестве, во всех его видах;

- успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;

- успешность школьников – необходимое условие включения учащихся в деятельность,

- успешность ребенка – необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации,

- активизация личности на самореализации, подкреплённая творческими успехами и достижениями, формирование у ребят наглядного представления о своих возможностях задают позитивные тенденции в развитии личности.

Можно сказать, что главным направлением воспитательной деятельности становится развитие творческих и организаторских умений учеников в сотрудничестве с педагогом. Так опорными моментами выступают:

- совместное планирование творческого дела,

- ученический контроль и проверка хода подготовки и проведения творческого дела,

- распределение временных обязанностей руководства по принципу перемены социальных ролей.

Теперь мы можем сформулировать цель и задачи нашей программы:

Цель программы : Цель воспитания является формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной социализации в обществе.

Задачи программы:

-реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

-реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;

-вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;

-использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;

-инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;

-поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;

-организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;

-организовывать профориентационную работу со школьниками;

-организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;

-развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;

-организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования. Это то, чему предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание:

В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для:

- усвоения младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут,

- самоутверждения их в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения школьника

- развития умений и навыков социально значимых отношений школьников младших классов и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем.

К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся следующие:

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогать старшим;

- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, поселок, свою страну;

- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или до ма, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);

- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в классе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

Сроки реализации Программы

Программа рассчитана сроком на 1год.

Участники Программы: обучающиеся и родители (законные представители) 2б класса, учителя предметники, педагог-библиотекарь, педагоги дополнительного образования, преподаватель - организатор ОБЖ, заместитель директора по воспитательной работе, социальные партнѐры школы.

Содержание программы :

ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

Формы работы

На внешкольном уровне:

• проводимые для жителей села и организуемые совместно с сельским Домом культуры праздники, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих:

• досугово-развлекательная деятельность: праздники, концерты, конкурсные программы ко Дню матери, 8 Марта с участием родителей, бабушек и дедушек;

• концерты в сельском Доме культуры с вокальными, танцевальными выступлениями школьников в День пожилого человека, День защиты ребенка, на Масленицу, 8 Марта, 9 Мая и др.

На школьном уровне:

-День Учителя (поздравление учителей, концертная программа, подготовленная обучающимися, проводимая в актовом зале при полном составе учеников и учителей Школы);

-Предметная неделя начальных классов;

· торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей:

· церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы:

- общешкольные линейки (по пятницам) с вручением грамот и благодарностей за активное участие в мероприятиях, подведение итогов недели и повторение правил безопасного поведения в выходные дни;

На уровне классов:

• выбор и делегирование представителей классов в общешкольные органы самоуправления, в Малые группы по подготовке общешкольных ключевых дел;

• участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;

• проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела;

• участие в организации и проведении мероприятий и дел, направленных на сплочение класса, на реализацию плана деятельности выборного органа ученического самоуправления класса.

На индивидуальном уровне:

ü вовлечение, по возможности, каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: активный участник, инициатор, организатор, лидер;

• индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков организации, подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

• наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;

• при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми.

Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.

Направления деятельности классного руководителя.

· Изучение особенностей личностного развития обучающихся класса. Формы и виды деятельности:

- изучение личных дел обучающихся, собеседование с учителями предметниками;

- использование опросников, которые дают возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса;

- проведение индивидуальных и групповых диагностических бесед.

· Организация совместных интересных и полезных дел для личностного развития ребёнка.

Формы и виды деятельности:

-совместное подведение итогов и планирования каждого месяца (четверти, полугодия, года) по разным направлениям деятельности;

- формирование традиций в классном коллективе: ежегодный поход, концерты для мам, бабушек, пап и т.п.;

- установление позитивных отношений с другими классными коллективами (через подготовку и проведение ключевого общешкольного дела);

- сбор информации об увлечениях и интересах обучающихся и их родителей, чтобы найти вдохновителей для организации интересных и полезных дел;

-создание ситуации выбора и успеха.

· Формирование и развитие коллектива класса

Формы и виды деятельности:

- изучение учащихся класса (потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива), отношений, общения и деятельности в классном коллективе с помощью наблюдения, игр, методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения уровня социальной активности обучающихся;

-составление карты интересов и увлечений обучающихся;

· Индивидуальная работа с учащимися класса.

Формы и виды деятельности:

- работа классного руководителя с учащимися, находящимся в состоянии стресса и дискомфорта;

- предложение (делегирование) ответственности за то или иное поручение в классе;

- вовлечение учащихся в социально значимую деятельность;

- рейды с целью проверки соблюдения режима дня школьниками;

- изучение вопросов личной безопасности при общении с незнакомыми людьми;

· Работа со слабоуспевающими детьми и учащимися, испытывающими трудности по отдельным предметам направлена на контроль за успеваемостью учащихся класса.

· Работа с учителями, преподающими в классе

Формы и виды работы:

- посещение учебных занятий;

- регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками;

- мини-педсоветы по проблемам класса;

- ведение дневника наблюдений;

- индивидуальные беседы с учащимися и их родителями;

- работа с инспектором по охране прав детства;

- подготовка личных дел 1 сентября и сдача 25 мая.

Формы и виды работы:

- вовлечение детей в кружковую работу;

- наделение общественными поручениями в классе;

- делегирование отдельных поручений;

- беседы с родителями;

Подготовка личных дел 1 сентября и сдача 25 мая.

ü побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации

ü - способствовать выработке навыков учебного труда,

ü -поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий ,

ü -системно и целенаправленно учить овладению учебными действиями;

ü - содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных умений ребёнка;

ü - развивать у обучающихся потребность к чтению различной литетратуры,

ü организовать шефство, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

ü учить пользоваться книгой и учебником как источником знаний.

Формы работы:

· викторины, турниры, квесты,

· проекты и исследовательские работы

· предметные олимпиады и др.

ü - развитие интереса учеников к внеклассной деятельности;

ü вовлечение в кружки, секции, клубы, студии и т.п. детско-взрослые общности,

ü - привитие навыков активного и полезного отдыха;

ü поощрение детских инициатив и детского самоуправления.

ü создание в детских коллективах традиций;

ü - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность ;

ü инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,

ü - способствовать проявлению учащимися самостоятельности, ответственности, искренности, открытости.

· игры большой, средней, малой подвижности

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.

Познавательная деятельность.

Художественное творчество.

Проблемно-ценностное общение.

Туристско-краеведческая деятельность . .

Спортивно-оздоровительная деятельность.

Трудовая деятельность.

Игровая деятельность.

ü -установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся;

ü -изучение воспитательных возможностей семей;

ü -формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи;

ü -вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.

ü -предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей.

Формы работы

· родительские собрания, семейный всеобуч

· беседы, индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей (законных представителей);

· социальные сети и чаты

· общешкольный родительский комитет

ü - предоставить подросткам реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе воспитательного процесса;

ü учить планированию, организации, проведению и анализу общешкольных и внутриклассных дел;

ü - формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;

ü - воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни;

ü воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей;

ü представлять интересы класса в общешкольных делах, координировать работу совета класса с работой об щешкольных органов самоуправления и классных руководителей.

Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:

На уровне класса :

· через деятельность выборнного по инициативе и предложениям учащихся класса лидера класса;

· через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса.

На индивидуальном уровне:

· через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ внутриклассных дел;

· через реализацию функций школьниками, отвечающими за различные направления работы в классе.

Рассмотренные позиции должны быть выбраны в качестве ориентиров при отборе содержания воспитания, определении подходов к планированию, разработке практического материала.

Ребенок, как личность, будет эффективно развиваться при условии учета его возрастных особенностей и интересов.

Направления воспитательной работы в 1-4 классах
Основу отбора содержательных блоков воспитательного процесса в начальных классах необходимо строить из следующих мотивов и ведущих видов деятельности.

Мотивы:
- потребность во внешних впечатлениях, которая реализуется при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- потребность в общении

У младших школьников с ОВЗ отсутствует познавательная потребность, стремление приобретать знания. Педагогам, работающим с детьми данного возраста, необходимо формировать два очень важных мотива, без которых дальнейшее обучение и воспитание потеряет свой смысл:
1) настойчивое стремление стать школьником; познавательная потребность, выражающаяся в желании учиться, приобретать новые знания;
2) потребность в общении, принимающая форму желания выполнить важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих.

Ведущие виды деятельности:
1) игра в её наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая. Ролевая игра должна выступать как деятельность, в которой формируется ориентация ребенка в самых общих, основных сферах человеческой деятельности;
2)учебная деятельность как ведущая в целостном развитии детей младшего школьного возраста, так как в процессе её вырабатывается вся система отношений ребенка с окружающим миром.

Исходя из этого планирую воспитательную работу в начальном звене таким образом, чтобы можно было решить проблемы по следующим по следующим направлениям:
1. Личностное развитие
При работе по данному направлению необходимо сконцентрировать усилия:
- на входящей, промежуточной и итоговой диагностиках уровня воспитанности; самооценке черт характера (доброта, щедрость, честность, дружелюбие, взаимопонимание, трудолюбие…)
- формировании навыков общения в коллективной деятельности как основы новой социальной ситуации развития ребёнка, обеспечивающей ему усвоение новой роли-ученик, успешный ученик- и формирующей его новое отношение к окружающей среде;
- развитие умения играть;
- создание условий для развития самоуправленческих начал в формирующемся коллективе класса; выполнение условий здоровьесберегающих технологий; формирование культурно-нравственной ориентации.

2. Охрана здоровья и физическое развитие
Учитывая низкий уровень показателей физического развития у детей с УО, а также их подверженность дурному влиянию и асоциальному воспитанию в семье, данному направлению необходимо уделять пристальное внимание. Воспитание потребности в физических упражнениях, овладение культурно- оздоровительными технологиями, формирование ответственности за своё здоровье, отработка санитарно- гигиенических навыков до автоматизма.

3. Трудовое воспитание
- отработка навыков и умений учебного поведения;
- формирование навыков учебной деятельности, как ведущего вида деятельности
- формирование первоначальных представлений и правильных понятий о личной гигиене
- привитие навыков самообслуживания
- выполнение простых хозяйственно-бытовых поручений в соответствии с заранее намеченным планом
- формирование навыков коллективной трудовой деятельности
- формирование трудолюбия, добросовестности, привитие навыков культуры труда
- развитие интереса к трудовой деятельности взрослых

4. Социализация и общение
Учитывая тот факт, что большинство детей воспитываются в неблагополучных семьях ,а также имеют отрицательный опыт общения, при работе по данному направлению необходимо сконцентрировать усилия:
- на знакомстве с нормами поведения в наиболее типичных ситуациях- в школе, столовой, на уроке, на перемене, на улице, в магазине, на прогулке и экскурсии ;
- практической отработке этических норм и правил;
- формировании сущности нравственных понятий;
- формировании понятия смысла человеческого существования, ценности существования других людей;
- воспитании доброжелательного, отзывчивого, справедливого, честного, внимательного отношения к окружающим;
- анализе своих поступков;
- реализации опыта нравственных отношений, возникающих в различных видах деятельности;
- экологическом воспитании

5. Развитие творческого воображения
Развитие творческого воображения включает развитие основ мышления и воображения как одного из средств снятия комплекса депривации; развитие механизмов коррекции и компенсации дефекта

6. Основы гражданского и патриотического воспитания
Основной целью работы по данному направлению является: формирование у детей патриотического и сознания, верности к Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Достижение этого реализуется через формирование:
- чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос
- уважительного отношения к языку своего народа
- чувства гордости за социальные и культурные достижения сврей страны
- чувства гордости за своё Отечество, символы государства, за свой народ
- уважительного отношения к историческому прошлому Родины
- гуманизма, милосердия, общечеловеческих ценностей

7. Досуговая деятельность
Досуговая деятельность для детей с УО играет значительную роль в поддержании психического и физического здоровья, что является отражением потребности в более содержательном и продуктивном использовании свободного времени. Полноценный отдых детей играет огромную роль в восстановлении физических, психических и духовных сил, поскольку создает в их жизни необходимый баланс и гармонию. От того, как будет организован досуг, зависит морально-психологической климат в школьной коллективе.

Педагогам , работающим с детьми данного возраста, необходимо иметь четкие представления об определении понятий досуга и отдыха.

Досуг (свободное время)-часть внерабочего времени. В структуре свободного времени выделяют:
- активную деятельность-учеба, самообразование
- культурное (духовное) потребление- чтение газет, книг, журналов, просмотр кино и видеофильмов; спорт; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми; занятия в кружках; прогулки, экскурсии, походы, праздники, спортивные соревнования; конкурсы, ярмарки, викторины.

Отдых-состояние покоя либо такого рода деятельности, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Таким образом, отдых-это средство, с помощью которого происходит восстановление сил и работоспособности, а досуг – средство восстановления сил человека в процессе его деятельности, то есть досуг является частью отдыха.

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Читайте также: