Основные направления растениеводства 5 класс план урока

Обновлено: 05.07.2024

Тема: Основные направления растениеводства. Экскурсия на пришкольный участок.

1. Сформировать представления учащихся о культурных растениях (растениеводстве) в нашем крае.

2. Познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях.

3. Развивать познавательный интерес, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности.
4. Воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: АРМ, карта.

1.Организационный момен т.

Приветствие,проверка учащихся по списку.

Вы пришли в необычный класс

Здесь технологии научу я вас.

Эпиграф к изучаемому материалу:

Ты весной чудесен ,
летом щедр , как в сказке,
край хлебов и песен –
край наш Краснодарский!
В.Подкопаев

-Ребята, как вы думаете о чём сегодня будем говорить на уроке.

-На уроке мы будем говорить о нашем крае , о её природе, растениях.

-В нашем хозяйстве выращивают: пшеницу, ячмень ,сахарную свеклу, подсолнечник, кукурузу, помидоры, тыкву, овёс, горох.

Все эти культуры относятся к одной большой отрасли растениеводство.

Но эта большая отрасль состоит из пяти маленьких отраслей.

Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки и вспомним эти маленькие отрасли.

У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек. (Подсолнечник)

Колосочки на просторе,

Будто золотое море.

Черный хлеб из них хорош,

Ведь колосья эти — … (рожь)

-Ребята, где растут эти растения?

-Эти растения растут в поле.

Поэтому эта отрасль называется полеводство.

Они растут в саду у нас.
Ходить не надо далеко,
Чтоб сделать джем, повидло,
Сорвав их с дерева легко.
(ФРУКТЫ)

Синий мундир,
Жёлтая подкладка,
В середине сладко (Слива)

Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.
(Вишня)

Как назвать эту отрасль растениеводства?

Эта отрасль называется плодоводство.

Давай подумаем, как назвать следующую отраслью

Всех цветов она царица.

Страшен ей приход мороза.

А зовут царицу… (роза)

Желтую надел он маску

И на бал зовет нас в сказку.

Головой склоняясь вниз,

Всех приветствует… (нарцисс)

Ребята! Вы догадались о какой отрасли загадки.

Конечно это цветоводство.

Эту отрасль знает каждый ребёнок.

Как на нашей грядке
Выросли загадки —
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)

Наши поросятки
Выросли на грядке,
К солнышку бочком,
Хвостики крючком.
Эти поросятки
Играют с нами в прятки.
(Огурцы)

Ребята, какая эта отрасль?

Эта отрасль овощеводство.

Какую отрасль мы с вами не назвали?

Мы не назвали виноградарство.

Угадайте растение и назовите отрасль растениеводства, которая занимается его выращиванием.

В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
( Пшеница- полеводство )

Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я – …
( Капуста -овощеводство )

Летом – в огороде, свежие, зеленые,
А зимою – в бочке, крепкие, соленые.
( огурцы-овощеводство )

Круглое, румяное, я расту на ветке;
Любят меня взрослые и маленькие детки.
( яблоко-плодоводство )

Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми ….( Гвоздиками — цветоводство )

Выросли звоночки в ряд,

Жалко только — не звенят.

Это… ( колокольчики-цветоводство )

5. Экскурсия на пришкольный участок.

Сейчас мы с вами пройдём на пришкольный участок. Так мы с вами посмотрим, что у нас растёт. Определим отрасль растениеводства.

6. Инструктаж техники безопасности при проведении экскурсии.

7. Подведение итогов.

Какие растения растут на пришкольном участке?

На пришкольном участке растут цветы.

Эта отрасль называется цветоводство.

Какие растения выращивают дома на огороде?

На огороде выращивают овощи.

Для украшения нашего поселка на клумбах высажены цветы-это цветоводство.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока на тему "основные направления растениеводства" предназначен для учащихся 5 класса как для девочек, так и для мальчиков. На уроке предусмотрено обобщение знаний учахся полученных в начальной школе, расширение кругозора учащихся. Так же в уроке предусмотрены задания где учащиеся смогут закрепить новые знания полученные на данном уроке.

ФИО учителя:

Участвовали:

Отсутствовали:

Создание и изготовление творческих работ

Подраздел 5

Основные направления растениеводства.

Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)

5.2.5.1 - Изучать и описывать основные направления растениеводства и плодоовощных культур

К концу урока учащиеся смогут:

- назвать основные направления растениеводства и плодоовощных культур

-объяснить технологии выращивания плодоовощных и цветочных культур

- подобрать и определить ручные сельскохозяйственные инструменты для посева, ухода и уборки овощей;

-оформить и объяснить технологию посадки и выращивания картофеля.

Критерий оценки

- называет основные направления растениеводства;

- объясняет технологии выращивания плодоовощных и цветочных культур

- подбирает инструменты для посева овощей на школьном участке.

- объяснет технологию посадки и выращивания овощей на примере картофеля.

Языковые цели

1. Академический язык: растениеводство, плодоовощные культуры, сельскохозяйственные инструменты для посева

3. Диалог. Учащиесяс могут:

- описывать основные направления растениеводства и плодоовощных культур

Серия полезных фраз:

- к основным направлениям растениеводства и плодоовощных культур …

- продолжительность жизни растений.

Привитие ценностей

Развивать интерес учащихся:

-к самостоятельному поиску знаний

Формирование интеллектуального потенциала Казахстана.

Воспитывать внимательность, прививать навыки культуры труда.

Межпредметная связь

Биология (однолетние, двулетние, многолетние растения).

Растениеводство и продукция растениеводства (естествознание, 4 класс)

Предшествующие знания

Виды растений, овощные культуры, условия необходимые для выращивания культурных растений.

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке

Задание: расскажите о роли растений в жизни человека.

ФО. Ответы учащихся.

4. Выход на цель урока. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

Дифференциация:

Диалог и потдержка

Виды растений: (деревья, кустарники, травы).

Плоды и корнеплоды растений, для употребления в пищу.

Отличие фруктов и овощей от корнеплодов, использование растений в качестве украшений (цветочные букеты, икебана, флористика),

как строительный материал (древесина деревьев).

Обсудите в группе, какие плодовоовощные культуры растут в нашей местности, как ухаживать за ними.

1. Называют основные направления растениеводства.

2.Рассказывают особенности ухода за плодовоовощными культурами.

3. Рассказывают особенности ухода за цветочными культурами.

Дифференциация: источники, диалог, оценивание

2. Индивидуальная работа.

Рассмотрите картинки, заполните таблицу и

определите ручные сельскохозяйственные инструменты для посева, ухода и уборки овощей;

Подберите инструменты для рботы на школьном участке.





1 рис 2 рис. 3 рис. 4 рис.

Инструменты, необходимые для выполнения данной работы

Дескрипторы:

1.Сопоставляет картинку с последовательностью работы.

2. Определяет ручные сельскохозяйственные инструменты для посева, ухода и уборки овощей.

3.Подбирает инструменты для посева овощей на школьном участке.

ФО. Взаимооценивание.

Дифференциация: взаимооценивание, учащиеся меняются табличками и выставляют смайлик




Все правильно есть ошибки затрудняется

Как растет цветок

Индивидуальная работа. Тест.

1. Выберите цветочные культуры:

2. Из овощей выберите корнеплоды

3. Плодовые деревья

4. Выберите инструмент для перекапывания почвы

5. Выберите двулетние растения:

Дескрипторы:

1. Выбирает цветочные культуры (1 б)

2. Выбирает корнеплодные овощи (1 б)

3. Выбирает плодовые деревья (1б)

4. Выбирает инструменты для перекатывания почвы. (1б)

5. Выбирает двулетние растения(1б)

ФО – самооценивание по ключу.

Дифференциация: темп, оценивание по ключу




Все правильно есть ошибки затрудняюсь

Карточка-ключ: 1-А, Г; 2- Б, Г; 3- А, В; 4-В; 5- Б, В

Оформите мини проект в группе на тему:

Дескрипторы:

1. Оформляют технологию выращивания картофеля.

2.Объясняют технологию выращивания картофеля.

3.Предлагает свои методы вырашивания картофеля.

Дифференциация: темп, поддержка, оценивание

-Как вы думаете, какие виды растениеводства развиты в нашем районе и почему?

Дескрипторы (метод дифференцированного оценивания)

объясняет виды растениеводства нашей местности.

Зеленный – назвал направление растениводства, инструменты необходимые для весенних работ в огороде, объяснил технологию посадки овощей. Активно участвовал в разработке мини-проекта.

Желтый - назвал направление растениеводства,инструменты необходимые для весенних работ в огороде, объяснил технологию посадки овощей, но допускал ошибки. Участвовал в разработке мини-проекта.

Красный – путал название инструментов, затруднялся в объяснении последовательности посадки овощей. В разработке мини-проекта не принимал участие.

Цели урока:
• Образовательная : создать условия для формирования у учащихся понятий о способах размножения овощных культур и о посадке овощей семенами. Выявить особенности выращивания однолетних и двулетних овощных культур.
Способствовать формированию навыков работы ручными сельскохозяйственными инструментами при посеве овощей, актуализации и обобщению жизненного опыта учащихся.
• Развивающая: способствовать развитию образовательной, социально-трудовой и коммуникативной компетентностей учащихся.
• Воспитательная: создать оптимальные условия для воспитания у учащихся уважения к труду, желания участвовать в трудовом процессе.
• Профориентационная: способствовать формированию знаний необходимых для профессий отрасли с/х - растениеводства.

Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
• Теплица;

Методы обучения: рассказ, индивидуальная работа по инструктивным карточкам, работа экспертной группы, взаимопроверка, взаимооценка, практическая работа.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа, диффериенцированный подход в изучении нового материала.
Межпредметные и внутрипредметные связи: природоведение, технология выращивания растений.
Понятия и термины: семена , однолетние овощные культуры, двулетние овощные культуры, многолетние растения.
Тип урока: Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний и формирования умений и навыков.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Кончилась зима… Потеплело… надоели консервированные овощи… Так хочется свежей зелени…
Все мы любим свежие овощи, сорванные с грядки. Но, чтобы красивый плод попал к вам в руки, нужно проделать огромную работу по выращиванию растения, которая начинается с подготовки грунта и посева семян.
На дворе весна – самое время подумать о будущем урожае.

3. Актуализация знаний учащихся (микрофон).

Лежало на свету,
Бросилось в темноту,
Да и там покоя нет:
Как бы вырваться на свет.

Если не отгадают…. Ещё одна загадка:

Бросишь в землю одно, соберёшь горсть….

Что такое овощи?
О вощи , сочные части травянистых растений, употребляемые в пищу человеком в свежем или переработанном виде.

Биологические термины ( раздаются каждому ученику)

Однолетние овощные культуры (приведите примеры)

Двулетние овощные культуры (приведите примеры)

Многолетние овощные культуры

Особенности выращивания однолетних растений

Особенности выращивания двулетних культур

Инструменты для обработки почвы

4. Выявление места и причины затруднения:

- мы не можем дать определение всем понятиям т.к. у нас недостаточно знаний

- А хотелось бы узнать ответы на все вопросы?

5.Целеполагание и построение выхода из затруднения:
Построим проект выхода из затруднения. Используя вопросительные слова:

Что? Чем? Как ? Какие?

Предлагаю составить вопросы к нашему уроку…..


Что такое семя? Что такое семенное размножение? Какие растения называют однолетними? Какие растения называют двулетними? Как выращиваются однолетние овощные культуры? Как выращиваются двулетние овощные культуры? Какие орудия необходимы для обработки почвы?

- Практически все растения размножаются семенами за исключением : мхов, плаунов и папоротников, они размножаются спорами. Все овощи, которые мы выращиваем на своих огородах тоже размножаются семенами.

Овощеводство – отрасль сельского хозяйства, изучающая разнообразие форм овощей, особенности их биологии, требования к факторам внешней среды и наиболее совершенные приемы выращивания культур для получения высоких урожаев лучшего качества.

Овощи успешно растут и дают урожай и у экватора, и за полярным кругом. К овощным культурам относят одно-, двух- и многолетние травянистые растения, сочные части или плоды которых человек употребляет в пищу. Общее количество видов овощей, которые используют в пищу, в настоящее время около 1200. Примерно 50% из них возделывают, а остальные дикорастущие, их собирают в природных условиях.

- Вы сейчас будете изучать материал самостоятельно по инструктивным карточка

- Наметим план : в какой последовательности мы будем открывать новые знания:

- Однолетние овощные растения (примеры)

- двулетние овощные растения ( примеры)

- многолетние овощные растения(примеры)

- Учащиеся работают с инструктивными карточками

По продолжительности жизненного цикла все овощные растения подразделяются на однолетние, двулетние и многолетние.
- Однолетние овощные растения проходят свой жизненный цикл от посева семян до формирования новых семян за один год. К однолетним овощным культурам относятся растения группы плодовых: помидор, огурец, баклажан, перец, кабачок, патиссон, цуккини, тыква, арбуз, дыня, артишок, а также салат, шпинат, листовая горчица, кресс-салат, укроп, редис, цветная и пекинская капуста, брокколи, некоторые пряно-вкусовые культуры.
- Двулетние овощные растения в первый год жизни формируют розетку листьев и вегетативные продуктивные органы, такие как корнеплоды, клубни, кочаны, луковицы. Образование плодов и семян происходит лишь на второй год жизни растений, когда они формируют цветоносные побеги, на которых развиваются до полного созревания плоды с семенами.. К двулетним овощным культурам относятся некоторые растения группы корнеплодов, такие как морковь, свекла, сельдерей, петрушка, а также кочанная, савойская и брюссельская капуста.
- Многолетние овощные растения имеют жизненный цикл, растянутый на многие годы с ежегодным возобновлением вегетативного развития. К многолетним овощным культурам относятся хрен, щавель, ревень, спаржа, любисток, лук-батун, лук-резанец и некоторые другие.


6. Первичное закрепление с комментариями

- Однолетние овощные растения проходят свой жизненный цикл от посева семян до формирования новых семян за один год. К однолетним овощным культурам относятся растения группы плодовых: помидор, огурец, баклажан, перец, кабачок, патиссон, цуккини, тыква, арбуз, дыня, артишок, а также салат, шпинат, листовая горчица, кресс-салат, укроп, редис, цветная и пекинская капуста, брокколи, некоторые пряно-вкусовые культуры.
Двулетние овощные растения в первый год жизни формируют розетку листьев и вегетативные продуктивные органы, такие как корнеплоды, клубни, кочаны, луковицы. Образование плодов и семян происходит лишь на второй год жизни растений, когда они формируют цветоносные побеги, на которых развиваются до полного созревания плоды с семенами.. К двулетним овощным культурам относятся некоторые растения группы корнеплодов, такие как морковь, свекла, сельдерей, петрушка, а также кочанная, савойская и брюссельская капуста.

Многолетние овощные растения имеют жизненный цикл, растянутый на многие годы с ежегодным возобновлением вегетативного развития. К многолетним овощным культурам относятся хрен, щавель, ревень, спаржа, любисток, лук-батун, лук-резанец и некоторые другие.

Сейчас очень часто на пакетиках с семенами можно видеть маркировку F1. Что это значит? (показ пакетиков )

Для получения гибридов обычно скрещивают два разных сорта. Полученные семена будут гибридами первого поколения - F1. Они обладают жизненными силами настолько значительными, что с ними не может сравниться ни один сорт.

Гибриды быстро растут, обильно плодоносят, они выносливы и стойки к неблагоприятным условиям, дают урожаи, отличающиеся высоким качеством плодов. Но что получится, если гибриды F1 использовать "на семена"? Второе поколение удивит неискушенного агронома еще больше, чем первое. Оно развеет иллюзии, не оставив от них и следа. Рассыплется таким разнообразием растений, что среди них не найдется и двух схожих. Символический знак F1 можно часто встретить на пакетах с семенами овощных культур. Он должен напомнить вам об этом удивительном явлении и еще о том, что гибридные семена можно использовать только однажды.

- Сегодня мы с вами посеем семена однолетней культуры редиса

Немного о редисе….

Еще Петр 1, попробовавший впервые редис в одном из домов Амстердама, оценил редис и завез его в Россию. Но, несмотря на такое покровительство, признание этот корнеплод получил у нас в стране на много позже, лишь к концу 18 века.

Редис относится к овощным корнеплодным растениям из семейства крестоцветных.

Ценность редиса заключается в его диетических свойствах (в 100 граммах продукта содержится всего около 14 ккал). Богат этот корнеплод растительными волокнами, минеральными солями и витаминами, в нем много содержится горчичного масла. Листья растения полезны из-за высокого содержания каротина. Редис употребляется в пищу в сыром виде. Благодаря своим компонентам, он способен возбуждать аппетит, восстанавливать тонус кишечника, а также благотворно влиять на обмен веществ.

Редис – растение холодостойкое. Прорастание семян начинается уже при 3-4 °, но оптимальная температура прорастания 16 – 21 градус. Если в момент появления всходов неожиданно вернуться морозы и температура кратковременно упадет до -2°, то такое понижение температуры не принесет редису вреда. Более взрослые растения способны перенести температуру и в -5°. Самой благоприятной температурой для быстрого роста корнеплодов является температура 16 – 21 градус. В таких условиях можно будет уже через 20 дней собирать первый урожай. Если температура воздуха в период вегетации будет ниже 16°, то на образование полноценного корнеплода уйдет не меньше месяца.

Хороший урожай не получить без достаточного полива. Корневая система у редиса развита слабо, и образовать хороший, качественный корнеплод он сможет только при обильном и регулярном поливе.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Вступительный инструктаж учителя:
Ознакомление с последовательностью выполнения работы по инструкционным картам.

Практическая работа и текущий инструктаж.

1. Учащиеся объединяются в группы по 2 человека и подготавливают и инструменты.
2. С помощью грабель выравнивают участок, предназначенный для посева.
3. Размечают грядки с помощью шнура и колышков (расстояние между рядками 10 – 15 см) и делают мотыгой по шнуру борозды глубиной 2 – 3 см.
4. Если в почве мало влаги поливают борозды лейкой.
5. В подготовленные борозды равномерно высевают семена редиса на расстоянии 5 – 10 см и присыпают борозды с помощью мотыги или граблей.
6. На опытном участке ставят этикетки.

Учитель контролирует работу учащихся и корректирует их действия по мере необходимости.

Тема . Высевание семян редиса в открытый грунт
Цель. Закрепить знания о технологии выращивания овощных культур на практике. Научиться проводить посев овощей семенами. Развивать навыки работы ручными сельскохозяйственными инструментами.
Оборудование. Семена редиса, мотыга, грабли, колышки, шнур, рабочие рукавицы, лейка, бланк наблюдения за развитием растений, ручка.

1. Объединитесь в группы по 2 человека.
2. Подготовьте инструменты.
3. С помощью грабель выровняйте участок, предназначенный для посева.
4. Разметьте рядки с помощью шнура и колышков (расстояние между рядками 10 – 15 см).
5. Мотыгой сделайте по шнуру борозды глубиной 2 – 3 см.
6. Если в почве мало влаги пролейте борозды лейкой.
7. В подготовленные борозды равномерно высейте семена редиса на расстоянии 5 – 10 см.
8. Присыпьте борозды с помощью мотыги или граблей.
9. На опытном участке поставьте этикетки.
10. Сделайте необходимые записи в бланке наблюдения.
11. Все последующие работы по уходу и наблюдениям за развитием растений отмечайте своевременно в бланке.

Бланк наблюдения за развитием растений

Посев
Полив
Рыхление
Прополка
Сбор урожая
Наблюдения за
состоянием растения

Включение в систему знаний и повторение

Чтобы вырастить двулетние

Что узнали нового?

Биологические термины ( раздаются каждому ученику)

Однолетние овощные культуры (приведите примеры)

Двулетние овощные культуры (приведите примеры)

Многолетние овощные культуры

Особенности выращивания однолетних растений

Особенности выращивания двулетних культур

Инструменты для обработки почвы

По продолжительности жизненного цикла все овощные растения подразделяются на однолетние, двулетние и многолетние.
- Однолетние овощные растения проходят свой жизненный цикл от посева семян до формирования новых семян за один год. К однолетним овощным культурам относятся растения группы плодовых: помидор, огурец, баклажан, перец, кабачок, патиссон, цуккини, тыква, арбуз, дыня, артишок, а также салат, шпинат, листовая горчица, кресс-салат, укроп, редис, цветная и пекинская капуста, брокколи, некоторые пряно-вкусовые культуры.
- Двулетние овощные растения в первый год жизни формируют розетку листьев и вегетативные продуктивные органы, такие как корнеплоды, клубни, кочаны, луковицы. Образование плодов и семян происходит лишь на второй год жизни растений, когда они формируют цветоносные побеги, на которых развиваются до полного созревания плоды с семенами.. К двулетним овощным культурам относятся некоторые растения группы корнеплодов, такие как морковь, свекла, сельдерей, петрушка, а также кочанная, савойская и брюссельская капуста.
- Многолетние овощные растения имеют жизненный цикл, растянутый на многие годы с ежегодным возобновлением вегетативного развития. К многолетним овощным культурам относятся хрен, щавель, ревень, спаржа, любисток, лук-батун, лук-резанец и некоторые другие.

По продолжительности жизненного цикла все овощные растения подразделяются на однолетние, двулетние и многолетние.
- Однолетние овощные растения проходят свой жизненный цикл от посева семян до формирования новых семян за один год. К однолетним овощным культурам относятся растения группы плодовых: помидор, огурец, баклажан, перец, кабачок, патиссон, цуккини, тыква, арбуз, дыня, артишок, а также салат, шпинат, листовая горчица, кресс-салат, укроп, редис, цветная и пекинская капуста, брокколи, некоторые пряно-вкусовые культуры.
- Двулетние овощные растения в первый год жизни формируют розетку листьев и вегетативные продуктивные органы, такие как корнеплоды, клубни, кочаны, луковицы. Образование плодов и семян происходит лишь на второй год жизни растений, когда они формируют цветоносные побеги, на которых развиваются до полного созревания плоды с семенами.. К двулетним овощным культурам относятся некоторые растения группы корнеплодов, такие как морковь, свекла, сельдерей, петрушка, а также кочанная, савойская и брюссельская капуста.
- Многолетние овощные растения имеют жизненный цикл, растянутый на многие годы с ежегодным возобновлением вегетативного развития. К многолетним овощным культурам относятся хрен, щавель, ревень, спаржа, любисток, лук-батун, лук-резанец и некоторые другие.

Тема . Высевание семян редиса в открытый грунт
Цель. Закрепить знания о технологии выращивания овощных культур на практике. Научиться проводить посев овощей семенами. Развивать навыки работы ручными сельскохозяйственными инструментами.
Оборудование. Семена редиса, мотыга, грабли, колышки, шнур, рабочие рукавицы, лейка, бланк наблюдения за развитием растений, ручка.

1. Объединитесь в группы по 2 человека.
2. Подготовьте инструменты.
3. С помощью грабель выровняйте участок, предназначенный для посева.
4. Разметьте рядки с помощью шнура и колышков (расстояние между рядками 10 – 15 см).
5. Мотыгой сделайте по шнуру борозды глубиной 2 – 3 см.
6. Если в почве мало влаги пролейте борозды лейкой.
7. В подготовленные борозды равномерно высейте семена редиса на расстоянии 5 – 10 см.
8. Присыпьте борозды с помощью мотыги или граблей.
9. На опытном участке поставьте этикетки.
10. Сделайте необходимые записи в бланке наблюдения.
11. Все последующие работы по уходу и наблюдениям за развитием растений отмечайте своевременно в бланке.

Бланк наблюдения за развитием растений

Посев
Полив
Рыхление
Прополка
Сбор урожая
Наблюдения за
состоянием растения

Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

2. Метапредметные результаты

регулятивные: формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения; умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

познавательные: умение определять понятия, классифицировать, делать выводы.

коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками ; работать в группе – устанавливать рабочие отношения; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

3. Предметные результаты:

Обучающиеся получат возможность научиться:

Классификация видов растениеводства и сельскохозяйственных культур

Владение методами чтения и способами графического представления информации

Выявление допущенных ошибок в процессе труда и их исправление.

Тема урока: Сельское хозяйство и его структура. Направления растениеводства. Понятия однолетние и многолетние растения.

  1. Знакомство с отраслями сельского хозяйства и направлениями растениеводства.
  2. Формирование знаний о сельскохозяйственных культурах и продолжительности их жизни.
  • овладеть методами чтения и способами графического представления информации;
  • сформировать понятия: отрасль сельского хозяйства, основная задача растениеводства, направления (виды) растениеводства, культурное растение, сельскохозяйственные культуры: зерновые, хлеба первой группы, хлеба второй группы, зернобобовые, плодовые и ягодные культуры, овощные культуры, кормовые травы; однолетние, двулетние и многолетние растения;
  • сформировать умение находить достоверную и скрытую информацию в тексте;
  • сформировать умение самостоятельно определять цели своего обучения;
  • …владение основами самоконтроля, самооценки.
  • сформировать умение работы в паре, в группе;
  • сформировать умение создавать письменные тексты.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: комбинированный

Методы обучения: беседа, демонстрация.

Формы организации работы с учащимися: групповая, индивидуальная.

Объекты труда: опорный конспект, гербарий

Межпредметные связи: биология

Информационные источники для учителя:

Информационные источники для учащихся:

  • В.Д. Симоненко Технология: Учебник для учащихся 5 класса сельских общеобразовательных учреждений.
  • Практическая энциклопедия садовода. Электронное пособие.
  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Целепологание – 2 мин.
  3. Критерии оценивания работы на уроке.
  4. Изложение нового материала – 20 мин
  5. Закрепление изученного материала – 15 мин
  6. Проверка выполненных работ –2 мин
  7. Рефлексия – 2 мин
  8. Подведение итогов урока. Домашнее задание – 2 мин

Учителя приветствуют ребят, отмечают отсутствующих.

Учитель: Ребята, мы с вами живем в сельской местности. Наши папы, мамы, бабушки и дедушки трудятся на предприятиях нашего поселка. И многие семьи имеют целые династии животноводов, механизаторов, доярок. Многие из них являются передовиками производства. Эти профессии возникли давно. А как вы думаете, долго ли они будут существовать?

Ответы учащихся: Эти профессии будут еще долго существовать.

Учитель: Как вы думаете, почему?

Ответы учащихся: В сельском хозяйстве выращивают пшеницу, животных, получают мясо, молоко и т.д, т..е получают продукты питания.

Учитель: Давайте представим, что к вам приехал зарубежный гость и просит вас рассказать о сельском хозяйстве.

Работая в парах, придумайте по несколько предложений (1-3) о сельском хозяйстве, используя ключевые слова (сельское хозяйство, продукты питания и сырье для промышленности (ткацких фабрик, пищевой промышленности и т.д.), отрасли сельского хозяйства, направления растениеводства, сельскохозяйственные культуры), расскажите о сельском хозяйстве иностранному гостю.

Рассказ учащихся о сельском хозяйстве.

Учитель: Полным ли получился наш рассказ?

Ответ учащихся: Нет

Учитель: А как вы думаете, почему?

Ответы учащихся: Потому что мы не все знаем?

Учитель: А хотели бы узнать?

Ответы учащихся: Да.

Учитель: Давайте сформулируем цели нашего урока (т.е с чем мы должны с вами познакомиться и изучить)

Ответы учащихся: Познакомиться отраслями сельского хозяйства, с выращиваемыми культурами.

Учитель: В течение всего урока мы с вами будем работать с данной схемой, изучая новый материал, будем постепенно ее заполнять.

Учитель: Познакомиться с отраслями сельского хозяйства и с направлениями растениеводства нам поможет следующие задание. Вам предстоит, работая в парах, прочитать текст, найти и обсудить ответы на вопросы, которые находятся в конце текста.

Задание 2 (работа с текстом - смысловое чтение)

Время выполнения задания 7 минут

Работа в парах: Прочитайте предложенный текст, найдите и обсудите ответы на вопросы. Познакомьте одноклассников с основной мыслью прочитанного текста, используя свои ответы на вопросы. Помогите учителю в заполнении таблицы.

Карточка- задание 1.

Сельское хозяйство и промышленность – два основных вида материального производства в нашей стране. Основные задачи сельского производства – выращивание культурных растений и разведение животных с целью получения продуктов питания и сырья для промышленности и иных, в том числе декоративных целей. Для решения этих задач используются важнейшие природные ресурсы: земля, вода, электроэнергия; растения и животные, а также сельскохозяйственная техника. Сельское хозяйство делится на две отрасли: растениеводство и животноводство.

  1. На какие две отрасли делится сельское хозяйство?
  2. Какова основная задача растениеводства?

Карточка задания 2.

Растениево́дство — возделывание культурных растений с целью их использования как источника продуктов питания , получения продукции для кормовых целей, а также сырья для промышленности и иных, в том числе декоративных целей. Растениеводство как наука изучает многообразие сортов , гибридов , форм сельскохозяйственных культур , особенности биологии и наиболее совершенные приёмы возделывания, которые обеспечивают высокую урожайность и качество при наименьших затратах . Растениеводство включает в себя полеводство, овощеводство, плодоводство, виноградарство, луговодство, лесоводство и цветоводство.

  1. Почему производство нашей страны невозможно представить без растениеводства?
  2. Какие направления включает в себя растениеводство?

Карточка – задание 3.

Растениеводство обеспечивает население страны продуктами питания, животных – растительными кормами, а многие отросли промышленным сырьем.

Животноводство обеспечивает население продуктами питания, живой тягловой силой, легкую промышленность – сырьем, а животноводство – органическими удобрениями.

Растениеводство и животноводство как отрасли сельского хозяйства тесно связаны между собой. Они комплексно (совместно) решают задачи повышения качества и количества урожая, увеличения надоев молока, привеса животных и т.д.

  1. В чем проявляется связь между животноводством и растениеводством?
  1. На что направлена совместная работа растениеводства и животноводства?

Карточка – задание 4.

Растения, выращиваемые человеком для получения продуктов питания, сырья для промышленности, в декоративных целях, называются культурными растениями. Их также называют сельскохозяйственными растениями или сельскохозяйственными культурами.

Культурные растения получены человеком в результате специального разведения, возделывания, т.е. культивирования. Ценные для человека свойства культурные растения приобрели в процессе отбора лучших образцов и селекции.

Селекцией называют также отрасль сельского хозяйства, занимающуюся выведением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных .

  1. Какие растения называются культурными?
  2. Какая отрасль сельского хозяйства занимается выведением новых сортов, гибридов культурных растений и пород животных?

Ответы на вопрос, самопроверка и заполнение таблицы (при ответах учащихся карточки и ответы на вопросы выводятся на слайдах).

Учитель : Из восьми перечисленных вами направлений (отраслей) растениеводства в нашей области более развиты: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство. (Слайд )

Полево́дство — одна из основных отраслей земледелия (растениеводства), связанная с производством полевых (преимущественно однолетних яровых и озимых) культур.

Овощеводство — отрасль растениеводства, занимающаяся производством овощей — сочных органов (плодов, корневых образований, клубней, луковиц, листьев, стеблей, соцветий) однолетних, мало- и многолетних травянистых растений, употребляемых в пищу в сыром и переработанном виде, а также съедобных грибов.

Плодоводство - отрасль растениеводства, занимающиеся разведением плодовых культур на обособленных земельных массивах и приусадебных участках (наз. плодовыми садами) с целью получения плодов, ягод и орехов.

Цветово́дство — отрасль растениеводства , занимающаяся селекцией и выращиванием красивоцветущих и других растений в декоративных целях: для срезки букетов , создания оранжерей и зелёных насаждений открытого грунта , а также для украшения жилых и производственных помещений.

Учитель: Давайте выясним, какими же культурами представлены эти отрасли. Для этого вам предстоит выполнить следующие задания.

Задание 3 (анализ предложенных культур (картинок) и выбор в соответствии заданием)

Время выполнения задания 5 минут

Работая в группе, рассмотрите предложенные картинки, познакомьтесь с культурами. Проанализируйте и определите, к какой группе относятся данные культуры, удалите лишние, если таковые имеются. Представьте вашу группу культур одноклассникам.

  • Полевые злаковые зерновые культуры
  • Полевые зерновые крупяные культуры
  • Зернобобовые культуры и кормовые травы
  • Плодовые и ягодные культуры
  • Овощные культуры

Работая в группе, рассмотрите предложенные картинки, познакомьтесь с культурами. Проанализируйте и предположите, к какой группе относятся данные культуры и их назначение, удалите лишнюю культуру. Представьте вашу группу культур одноклассникам.

Читайте также: