Основные направления работы доу по повышению психолого педагогической культуры родителей

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в дошкольных образовательных учреждениях

Воспитательный и образовательный процессы начинаются в семье, осуществляются родителями, поэтому весьма важным представляется владение ими определенных психолого – педагогических компетенций. Родители не только занимаются воспитанием ребенка, но и дают ему первые образовательные навыки, и данный процесс не заканчивается, когда ребенок идет в детский сад. Воспитание и обучение является деятельностью особого рода. Если в детском саду для этого процесса характерен профессионализм, то и в семье он не должен быть лишен своей грамотной реализации. Следует согласиться с М.В. Топилиной, что деятельность по воспитанию и обучению детей в семье требует развития организационных, речевых, предметных, гуманно-личностных и педагогических способностей у родителей [9, с. 136]. Педагогические способности характерны для многих действий родителей, и детский сад должен помочь их правильному формированию и развитию.

Обобщив структуру педагогических способностей, можно выделить следующие виды [3, с. 173]:

а) наличие дидактических способностей, которые заключаются в передаче детям знаний в бытовой, трудовой и предметной областях;

б) наличие перцептивных способностей, которые заключаются в способности проникать во внутренний мир своего ребенка, наличие психологической наблюдательности, связанной с тонким пониманием его личности;

в) наличие речевых способностей, которые заключаются в способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики;

г) наличие организаторских способностей, представляющих собой способности организовывать деятельность ребенка в учебе и быту, мотивировать его на решение важных задач, а также способность правильно организовать собственную работу и взаимодействие с ребенком;

д) наличие авторитарных способностей, заключающиеся в способности непосредственного эмоционально-волевого влияния на ребенка и умение на данной основе сформировать родительский авторитет;

е) наличие коммуникативных способностей, предполагающих сформированность способностей к общению с детьми, умений находить правильный подход, устанавливать целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, педагогический такт;

ж) наличие способности к педагогическому воображению (так называемые прогностические способности), которые выражены в умении предвидеть последствия своих действий, в воспитательном проектировании личности ребенка;

з) наличие способности к распределению внимания одновременно между несколькими видами социально - бытовой деятельности. Перед родителями стоит задача в ходе своей обычной ежедневной деятельности передавать опыт общения и трудовых навыков, коммуникации и социальных взаимодействий своим детям.

Данный комплекс педагогических способностей родителей по своему содержанию состоит из личностных качеств и определенных психолого - педагогических компетенций и выражается в определенных действиях, умениях. В структуру субъектных факторов необходимо включить такие, как тип направленности, уровень способностей, а в структуре психолого – педагогической компетентности выделяют специально- педагогическую, методическую, социально-психологичесуую, дифференциально-психологическую, аутопсихологическую компетентности.

Следует выделить три основных компонента родительских компетенций: личностный, индивидуальный (или индивидуально-педагогический) и психолого-педагогический. Психолого-педагогический компонент структуры предполагает развитие профессиональных знаний и умений родителей в области воспитания и обучения. Такую родительскую психолого - педагогическую компетентность психолог детского сада может выявить в процессе наблюдения за характером взаимодействия родителей и ребенка. Н.В. Кузьмина особо выделяет аутопсихологическую компетентность, которая трактуется как социальный интеллект, то есть является устойчивым, основанным на специфике мыслительных процессов, эффективным реагированием и накоплением социального опыта, способностью к пониманию самого себя, а также других людей, их взаимоотношений и к прогнозированию межличностных событий. Аутопсихологическая компетентность родителей в воспитании детей заключается в формировании и развитии самосознания, самопознания и саморазвития [4, с. 56].

Компетентность можно определить как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую наличие узкоспециальных знаний, особого рода предметных навыков, способов мышления, а также понимания ответственности за свои действия.

Психолого-педагогическая компетентность родителей, являющаяся сложным, многоаспектным образованием, включает в себя наличие у родителей знаний основ психического развития ребенка в различные возрастные периоды дошкольного детства, понимание основных элементов воспитательного процесса (целей, задач, методов, условий, результата); осознания своих прав и обязанностей по отношению к ребенку, развития потребности в реализации собственной воспитательной функции; формирование интереса к процессу личностного развития, социально-значимых мотивов взаимодействия; развитие способов поведения и взаимоотношения с детьми, которые будут адекватны нормам социальной культуры; развитие эмоционально-ценностного отношения к результатам общения с ребенком

К основным компетенциям относят информационную (когнитивную) компетенцию, включающую определенный объем знаний по общим вопросам (основам) анатомии, физиологии, психологии, педагогики, частных методик; мотивационную компетенцию, отражающую наличие социально-значимых и субъективно-значимых мотивов и потребностей реализации воспитательной функции, интерес к личностному развитию своих детей; технологическую (процессуальную) компетенцию, проявляющуюся в овладении способами организации взаимодействия со своими детьми в процессе решения воспитательных задач; коммуникативную компетенцию, предполагающую ориентацию родителей на диалоговое, бесконфликтное общение; аналитическую (рефлексивную) компетенцию, проявляющуюся в умении анализировать уровень собственной готовности к выполнению воспитательной функции, оценивать результаты собственных достижений в личностном развитии своего ребенка

В настоящее время одной из наиболее важных задач дошкольных образовательных учреждений является формирование и развитие психолого – педагогической компетентности родителей. Дошкольные образовательные учреждения должны тесно взаимодействовать с родителями, что поможет в педагогическом самоопределении родителей, в формировании и развитии у них психолого – педагогической компетентности, способностей эффективно выстраивать процесс обучения и воспитания детей в семье. В дошкольном образовательном учреждении необходимо активно применять параллельные методы и технологии психологического сопровождения и воспитательной работы, которые будут учитывать воздействие на семью, и работать вместе с семьей. Именно такое взаимодействие позволяет формировать и повышать уровень родительской психолого - педагогическая компетентности, выступающей залогом совместного и всеобъемлющего воспитательного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в современном педагогическом пространстве [7, с. 259].

От успешной совместной работы родителей, психолога и педагогов ДОУ во многом зависит уровень психолого – педагогической компетентности родителей, семейного воспитания, и, следовательно, дальнейшее развитие ребенка, особенно если это ребенок с особыми образовательными потребностями. Насколько бы серьезно не были продуманы формы воспитания детей в дошкольных учреждениях, какая бы высокая ни была квалификация психолога и педагогов, невозможно гармонично развивать ребенка без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Поэтому наиболее важным представляется, чтобы одной из основных составных частей профессиональной деятельности педагогов ДОУ была систематическая работа по развитию психолого – педагогической компетентности родителей.

К основным направлениям повышения психолого-педагогической компетентности родителей следует отнести следующие:

- обогащение знаний родителей по основам анатомии, физиологии, психологии, педагогики, частных методик, повышение информационной грамотности в области воспитания детей в домашних условиях, конкретизирование представлений о нормативных и концептуальных документах, которые предполагают участие родителей в воспитательном процессе детского сада, разъяснение путей реализации воспитательных функций;

- развитие устойчивых потребностей в области реализации воспитательной функции, развитие интереса родителей как воспитателей, грамотная организация семейного воспитания, создание развивающей предметной пространственной и социальной среды, консультации по особенностям изучения личности ребенка и прогнозирования перспектив его развития, формирование ответственности за результаты семейного воспитания, становление субъективно-значимых и общественно-значимых мотивов реализации родительской воспитательной функции;

- помощь в активном и осознанном овладении родителями умениями организации разных видов деятельности, которые будут способствовать личностному развитию детей в условиях семейного воспитания, формирование навыков оказания ребенку педагогически целесообразной и развивающей помощи по различным направлениям личностного развития (познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физическое, экологическое, социальное), умений организации свободной деятельности и семейного досуга ребенка, создания необходимого развивающего пространства;

- развитие навыков социальной ориентации в общении со своим ребенком, (ребенок должен восприниматься как равноправный партнер в межличностном диалоге), обучение способам бесконфликтного взаимодействия;

- формирование осознанного отношения к анализу насколько правильно построено семейное воспитание, поддержание интереса к оценке своих воспитательных достижений, обогащение опыта рефлексии своего влияния на личностное развитие ребенка.

Работу ДОУ с семьей в области повышения педагогической компетентности родителей воспитанников можно определить как совокупность целевого, организационного, содержательного, деятельностного, технологического, оценочно-диагностического и результативного компонентов.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется посредством оказания консультативной помощи родителям (разъясняются индивидуальные особенности детей, в том числе и особыми образовательными потребностями), изучения возрастных, индивидуальных особенностей детей, в том числе и с ограниченными возможностями, устанавливаются партнёрские отношения с родителями для того, чтобы обеспечить единые и системные подходы к воспитанию и развитию детей.

Практика деятельности психолога показывает, что есть причины, которые препятствуют продуктивному взаимодействию с семьей: наличие низкого уровня психолого-педагогической культуры родителей; отсутствие понимания родителями самоценности дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом; несформированность у родителей педагогической рефлексии, то есть, нет навыков анализа собственной воспитательной деятельности, поиска причин своих ошибок. В результате, делает вывод О.П. Максименко, родители начинают испытывать определенные трудности в воспитании детей с особыми образовательными потребностями, например детей у которых есть речевые дефекты либо занимают не совсем правильную позицию: не понимают значимость своевременной помощи таким детям, например, необходимость своевременно осуществлять речевую коррекцию; у родителей нет достаточных знаний о том, как можно помочь ребенку; полагают, что заниматься вопросами коррекции имеющихся у ребенка проблем не в их компетенции; ссылаются на нехватку времени для работы с ребенком и т.д. [6, с. 732].

В настоящее время в ДОУ хорошо зарекомендовали себя и используются такие формы взаимодействия психолога и семьи по повышению родительской психолого – педагогической компетентности:

- коллективная (проведение тематических родительских собраний, дней открытых дверей, занятий тренингового характера, мастер-классов, семинаров-практикумов, круглых столов со специалистами, анкетирования, тестирования родителей и детей и пр.);

-индивидуальная (осуществление индивидуального консультирования по запросам родителей, проведения анализа выполненных домашних заданий, организация посещений родителями занятий и досуговых мероприятий в ДОУ);

Повышение психолого- педагогической компетентности родителей в условиях дошкольных образовательных учреждений предполагает использование и иных форм работы с родителями. Так, развитие мотивационной компетентности родителей и активизация осмысления особенностей использования педагогических знаний в процессе воспитания своих детей возможно посредством проведения деловых игр с родителями: исследовательских, дидактических, рефлексивно-оценочных, мотивационно-побудительных.

Используемые формы работы с родителями по повышению психолого – педагогической компетентности родителей позволяют повышать уровень самостоятельности, творческой активности каждого родителя, активизировать знания по психолого – педагогическим особенностям детей с особыми образовательными потребностями, создавать необходимый эмоциональный климат для взаимодействия с родителями и обмена опытом.

Для повышения эффективности семейного воспитания психологисходит из того, что для родителей необходимо не только знать как можно воспитывать, но и понимать приемлемость для ребенка используемого стиля отношений в семье, адекватность используемых способов общения и взаимоотношения в каждой конкретной ситуации. Для в ДОУ этого организовываются совместные мероприятия родителей и детей.

Таким образом, предлагаемые формы работы с родителями помогут повысить уровень психолого- педагогической компетентности родителей, сформировать познавательный интерес, активизировать процесс усвоения педагогических идей. В процессе участия в различных мероприятиях детского сада родителями приобретается новый опыт, они получают возможность проанализировать свою деятельность по воспитанию детей с различных позиций.

Для дальнейшего повышения психолого-педагогической компетентности родителей в дошкольных образовательных учреждениях необходимо не только оказывать психолого – педагогическую помощь конкретным семьям, но и активно вовлекать родителей в жизнь детского сада, чтобы они участвовали в развивающей и воспитательной работе с детьми, привлекать их к оценке качества образования, осуществлению контроля за здоровьем и безопасными условиями воспитания.

Балалиева О.В. Методические аспекты развития социального партнерства в ДОУ // Теория и практика общественного развития. – 2014. - № 15. – С. 77 – 80.

Власенко С.В. Организация работы семейной комнаты в дошкольном образовательном учреждении // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2012. - № 4. – С. 51 – 53.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Проект взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с социальными партнерами. СПб.: Питер, 2014. - 464 с.

Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М., 1990. – 188 с.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учеб. для студентов сред. и высших пед. учеб. заведений. - М.: Инфра - М, 1999. - 232 с.

Руденко И.В. Воспитание в профессиональном контексте // Вектор науки ТГУ. - 2012. - № 1. - С. 259-262.

Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2012. – 388 с.

Топилина Н.В. Педагогические способности и компетенции родителей в современной педагогической практике // Инновационная наука. – 2016. - № 2. – С. 136 – 139.

формированию представлений и практических умений у родителей в различных областях семейного воспитания.

ВложениеРазмер
Методическая разработка 33 КБ

Предварительный просмотр:

Направления работы воспитателя по повышению психолого-педагогической культуры родителей

Под психолого-педагогическим образованием родителей, в данном случае, понимается систематически проводимая работа по передаче знаний, формированию представлений и практических умений у родителей в различных областях семейного воспитания.

Формы и методы работы с родителями разнообразны;

Тематические консультации для родителей.

Индивидуальные беседы и консультации, где мы обсуждаем вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.

Организация подборки дидактических материалов по вопросам руководства играми и действиями с игрушками и предметами.

Просмотр занятий и игр детей, где родители знакомятся с методикой их проведения. Подчеркивается необходимость организации этой работы в домашних условиях.

Вместе с детьми родители активно участвуют в общественной жизни ГДОУ: в тематических выставках, субботниках, анкетировании, организации игротеки, библиотеки, аудиотеки.

Работа с родителями по такой форме, формирует в группе эмоциональный и поведенческий компонент толерантности. Способствует развитию у родителей творческого отношения, изобретательности, педагогической культуры. Информирует родителей о деятельности детского сада и может рассматриваться как одно из условий организации сотрудничества детского сада и семьи.

Под психолого-педагогическим образо­ванием родителей понимается системати­ческая работа по передаче им знаний, фор­мированию представлений и практичес­ких умений в различных областях семей­ного воспитания. Известно, что у воспитателей детских са­дов взаимодействие с родителями, связан­ное с проблемами развития ребенка, вызы­вает определенные трудности.

Об этом сви­детельствуют результаты их анкетирова­ния. Отдельные записи приведены полно­стью.

Прежде чем педагогический коллектив детского сада приступит к работе, важно коллегиально обсудить, а затем принять принципы взаимодействия с родителями:

  • Осознать, что только общими усилия­ми семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; с уважением и по­ниманием относиться к родителям.
  • Помнить о том, что ребенок - уникаль­ная личность. Поэтому недопустимо срав­нивать его с другими детьми. Такого, как он (она), нет больше в мире, и мы должны це­нить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
  • Воспитывать в детях безграничное ува­жение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физичес­ких сил для того, чтобы они росли и были счастливы.
  • Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.
  • Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как ис­кусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психоло­гических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его инте­ресов, способностей и трудностей, кото­рые возникли в семье и образовательном учреждении.
  • С уважением относиться к тому что со­здастся самим ребенком (рассказ, песенка. постройка из песка или другого строитель­ного материала, лепка, рисунок и т.п.). Вос­хищаться вместе с родителями его инициа­тивностью и самостоятельностью, что спо­собствует формированию у ребенка уве­ренности в себе и своих возможностях, а у родителей вызывает чувство уважения к воспитателям их детей.
  • Регулярно в процессе индивидуально­го общения с родителями обсуждать все во­просы, связанные с воспитанием и разви­тием детей.
  • Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

Педагогическая культура родителей – это сфера материально-духовной культуры семьи, которая непосредственно связана с воспитанием и развитием детей. Она отражает педагогические знания родителей в части воспитания и обучения своих детей, уровень их развития.

Именно педагогическая культура родителей является ведущим фактором развития ребенка, формирования его нравственных принципов и моральных норм поведения, воспитания и прохождения социализации.

Современная семья должна обладать максимум знаний в области педагогики, чтобы удовлетворить требования общества к воспитанию подрастающего поколения. Это требует совершенствования педагогической культуры каждой семьи и каждого родителя.

Для этого, дошкольная организация организует специальное направление работы с семьями детей. Он ориентируется в своей деятельности не только на воспитание детей, но и на воспитание родителей. Такая политика ориентирована на оказание помощи родителям в решении проблем и затруднений в образовательной сфере, просвещение родителей, устранение ошибок в их воспитании.

Основные направления взаимодействия ДОУ с родителями

Дошкольное образовательное учреждение является организацией открытой для сотрудничества с другими учреждениями образования и воспитания, ориентированные на решение учебно-воспитательных задач. Родители относятся к данному типу организаций. Дошкольное образовательное учреждение стремится к построению сотрудничества с родителями и заинтересовано в их обучении, развитии и повышении их педагогической культуры.

Работа по привлечению родителей к сотрудничеству с дошкольной организацией реализуется в нескольких основных направлениях:

  1. Организация коллективной педагогической работы дошкольной образовательной организации, ориентированной на построение системы взаимодействия с семьями воспитанников. Происходит знакомство педагогов всего учреждения с методами и средствами, технологиями построения сотруднических отношений с семьями воспитанников.
  2. Работа по повышению педагогической культуры родителей. Данная работа ведется в направлении формирования знаний у родителей в области психологии и педагогики, а также развития соответствующих навыков по воспитанию, обучению и развитию своих детей. У родителей необходимо воспитать терпимость, чувство такта, выдержку. Кроме того, требуется сформировать у родителей рефлексивное отношение к своей деятельности по воспитанию и развитию своего ребенка.
  3. Привлечение родителей к работе дошкольного образовательного заведения, участие в различных мероприятиях и направлениях деятельности ДОУ, реализация обмена опытом.

Готовые работы на аналогичную тему

В любом из направлений работы, в том числе и работе по повышению педагогической культуры родителей, педагоги стремятся первоначально построить контакты с родителями, привлечь их к своей воспитательной работе. Для этого требуется создание системы взаимодействия и атмосферы взаимопонимания с родителями, установления эмоционального взаимодействия и создание единых направлений деятельности, в соответствии с общими потребностями и интересами. Кроме того, педагоги должны ориентироваться на формирование у родителей уверенности в своих педагогических силах и способностях.

Стадии работы по повышению уровня педагогической культуры родителей дошкольников

Работа педагогов, ориентированная на развитие педагогической культуры родителей дошкольников и повышения ее уровня проходит в несколько основных стадий:

  1. Разработка материалов для консультации родителей в области социологии, физиологии и психологии детей, приемах и методах реализации воспитательной деятельности, развитие осознанного стремления к реализации воспитательной деятельности в семье в верном направлении, а также несение ответственности за это.
  2. Определение уровня вовлеченности родителей в воспитательный процесс и уровня требований родителей, предъявляемых к системе воспитания и развития их детей в ДОУ. Педагоги анализируют, насколько родители участвуют в воспитании и обучении своих детей, насколько полноценно они выкладываются в этом направлении, каков уровень развития их педагогической культуры. Также, они рассматривают, насколько высоки требования родителей к образовательной системе и соответствуют реалиям ее развития, а также возможностям ДОУ.
  3. Составление программы взаимодействия с семьей, направленной на повышение ее педагогической культуры. Педагоги разрабатывают новые формы и методы повышения компетентности родителей в педагогической сфере деятельности.

Инновационные формы взаимодействия ДОУ с родителями

В качестве современных методов построения взаимодействия дошкольной организации с семьями воспитанников, ориентированных на повышение уровня их педагогической культуры относятся следующие:

Читайте также: