Основные направления коррекционно педагогической работы специалистов доу с детьми с овз

Обновлено: 07.07.2024

В последнее время увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в том числе и детей-инвалидов.

«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие этим детям вести полноценную жизнь.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Виды ОВЗ

В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов.

1) Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.

2) Нарушения в сенсорных функциях. Это - зрение, слух, обоняние и осязание.

3) Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.

4) Изменения статодинамической функции.

Существует также педагогическая классификация нарушений.

Она состоит из следующих категорий.

  • Дети, с нарушениями: слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
  • зрения (слабовидящие, слепые);
  • речевыми дисфункциями (разные степени);
  • интеллекта;
  • задержкой психического развития (ЗПР);
  • опорно-двигательного аппарата;
  • эмоционально-волевой сферы.

Отдельная категория - дети, имеющие множественные нарушения (сочетание двух или трех нарушений).

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ - это одна из основных проблем неспециализированного детского сада, поскольку процесс взаимного приспособления очень сложен для ребенка, родителей и педагогов. Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Мы можем выделить следующие направления работы специалистов дошкольного учреждения с детьми с ОВЗ:

  • Социализация в ДОУ
  • Сенсорное развитие.
  • Моторное развитие.
  • Развитие речи и коммуникации.
  • Развитие познавательной деятельности.
  • Развитие игровой деятельности.
  • Формирование бытовых навыков.
  • Взаимодействие с родителями.

Рассмотрим некоторые наиболее важные элементы этой деятельности:

Социализация в ДОУ

Социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.

Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка.

Этапы социализации:

- Адаптация ребёнка в ДОУ. Основная задача этого этапа - создание у ребенка положительной установки на посещение детского сада и активное включение его в коррекционно- развивающий процесс.

- Взаимодействие детей в рамках группы. На этом этапе ребёнок овладевает первоначальными навыками общения, игры.

В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую воспитателю необходимо ставить перед собой, - это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). Эта же задача решается воспитателем и в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения.

Значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции. Воспитателю необходимо предусмотреть увеличение времени , отводимого на режимные моменты, прием пищи, различные упражнения на релаксацию(дыхательная и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы, логоритмические упражнения, игры с водой и песком, самомассаж, сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики, звуковые эффекты и музыка).

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. и напрямую связано с развитием органов чувств и их взаимодействием.

Дефицит сенсорного развития зачастую связан с недостаточным количеством стимулов, нарушением восприятия и оценки этих стимулов. Проявляется в необходимости более длительного времени ребенку для приема и переработки сенсорной информации и, фиксации на сенсорных стимулах в ущерб другим видам деятельности, наличии трудностей в обобщении, хранении и отображении сенсорного опыта в речи. Преодолевается сенсорный дефицит использованием сенсорного материала, сенсорных игр, расширением практической деятельности.

Моторное развитие

Моторика - это двигательные функции всего организма. Под моторикой понимают движения, которые выполняют определенные задачи и сопровождаются последовательностью действий. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов. Крупная моторика включают в себя выполнение таких действий, как ходьба, бег, прыжки, переворачивания, наклоны, ползание и другие физические качества. Развитие крупной моторики проходит по общему шаблону в определённом порядке у всех людей, являясь основой в деятельности ребенка, на которую накладываются более тонкие и сложные движения мелкой моторики Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

У детей с ОВЗ часто возникают трудности с арсеналом двигательных возможностей, связанными с бытовыми навыками и предметными действиями, а также качеством движений. Движения детей могут быть вялыми или, наоборот, напряженно скованными и механическими, с отсутствием пластичности. Наблюдается нарушение развитие крупной моторики, координации движений, затруднено сохранение занятой позы, встречается двуручная деятельность. Нарушение мелкой моторики отражается на бытовых навыках, рисовании, письме, лепке, ручном труде и др.

Соответственно при плантровании работы с детьми с ОВЗ необходимо уделить внимание моторному развитию. Полезными будут различные упражнения, игры на развитие проприоцепции (способность чувствовать положение тела, положение мышц, даже не используя зрение), которая, в свою очередь, связана с развитием координации и равновесия.

Мигель Л.А.считает, что:

Развитие познавательной деятельности

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.

У детей с ОВЗ часто встречаются недоразвитие способности к восприятию и переработке информации, Это проявляется в необходимости более длительного времени для этих процессов. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности; память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.; мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое Часто встречаются недостаточность знаний об окружающем мире, недостаточно сформированы пространственные представления. Дети часто не могут установить симметричность, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое, ..

Развитие коммуникации и речи

Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида: нарушение звукопроизношения, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха.

Григоренко Н.Ю. отмечает, что: «следует особо акцентировать внимание:

Игровая деятельность

Игра для ребенка – это способ познания мира. В игре у детей развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика, фонематический слух, правильное звукопроизношение обогащается словарь, формируется грамматический строй и связная речь, развивается мышление.

Дети с ОВЗ часто не имеют потребности в игре, плохо овладевают манипулятивными действиями с игрушками. Интерес к игре возникает в процессе обучения. Развивающие игры предшествуют освоению деятельности с предметами.

Игровые действия развиваются в два этапа: ознакомительный и отобразительный. Также воспитатель знакомит детей с функцией замещения игрушки предметом. В старшей дошкольном возрасте у детей с ОВЗ часто присутствует только предметная игра, поэтому воспитатель ставит перед собой задачу усложнения игровых действий, и затем обучения ребенка сюжетной игре, а затем сюжетно-ролевой игре.

В процессе взаимодействия со сверстниками у детей с ОВЗ чаще всего наблюдается параллельная игра. В парной игре дети взаимодействуют со сверстниками через предмет, используют партнера по игре как объект, показывают отдельные игровые действия. Часто детям с ОВЗ сложно ощущать себя в коллективе. Перед педагогом стоит сложная задача вовлечь такого ребенка в сюжетно-ролевые игры с другими детьми и общеколлективные игры.

Вся работа по развитию индивидуальных способностей ведется постепенно: первый этап – индивидуальные игры, второй – участие в парных, групповых играх, и последний этап – самый главный – вовлечение в коллективные игры

Развитие навыков. Взаимодействие со сверстниками

Нарушения двигательного, эмоционального, познавательного развития часто приводят у детей с ОВЗ к возникновению трудностей в овладении навыков самообслуживания и социально-бытовых навыков. Часто неразвиты навыки пользования горшком, самостоятельно есть, одевания, общегигиеническими навыками, культуры поведения. В процессе овладения этих навыков важно тренировать их как в повседневной жизни, так и играх и упражнениях. Постепенно помощь воспитателя, или родителя уменьшается, и ребенок овладевает самостоятельным выполнением различных действий. Необходимо стремится к осознанности детьми выполняемых действий, а также обратить внимание на формирование мотивации к овладению навыков.

Социальное развитие детей затруднено. Они часто слабо владеют нравственно-этическими нормами поведения, держат дистанцию в общении со сверстниками. Воспитателю необходимо пробудить интерес в таких детях к окружающим людям, развивать их коммуникативные навыки, пробуждать в них чувство сопереживания к другим людям, развивать самоконтроль в проявлении их эмоций.

Учебный процесс по индивидуальным маршрутам для детей с ОВЗ имеет некоторые особенности, которые отсутствуют в общеобразовательной программе. Действие коррекционной методики направлено на полное или частичное устранение отклонений.

Основными принципами обучения являются:

  • мотивирование к учебному процессу;
  • психологическая безопасность;
  • единство совместной деятельности; помощь в приспособлении к окружающим условиям.

Работа с детьми с ОВЗ - кропотливая, не всегда заметная, не такая быстрая, как нам хочется, но она должна быть ежесекундной, постоянной и, в итоге, принесет свои плоды. Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

Также необходимо при работе с детьми учитывать, что нервная система ребят подвижна, эмоциональный фон бывает неустойчив, ребята достаточно быстро устают, поэтому необходимо в арсенале иметь игры на физическое и эмоциональное расслабление (некоторые из них мы предлагаем в Приложении 1).




  • Организация работы с детьми, имеющими ОВЗ, в ДОУ

Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ

в условиях реализации ФГОС


Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Мир особого ребёнка интересен и пуглив.
Мир особого ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям.

Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности , языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Группы дошкольников не однородны, в нее входят дети с разными нарушениями развития:

дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

дети с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие);

дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

дети с тяжёлыми нарушениями речи;

дети с задержкой психического развития;

дети с умственной отсталостью;

с расстройством аутистического спектра.

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, ДОУ.

Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ:

Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса..

Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности.

Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.( нарушение речи). Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых. Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого- медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.

Деятельностный этап . В ходе этого этапа реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами дают возможность для создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи: фонетико-фонематическую, лексико- грамматическую, связную речь. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитатель но- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Логопедическая практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.

Организация работы в ДОУ с детьми с ОВЗ предполагает: разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой.

Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает: индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единство диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ; возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.

Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ является острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: педагогов – психологов, учителей-логопедов, инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования и воспитателей.

ВложениеРазмер
vystuplenienarmo.docx 29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Сопровождение мы рассматриваем , как систему деятельности всех специалистов, направленную на создание условий успешного развития ребенка.

Цель психолого - педагогического сопровождения - создание комплексной системы психолого - педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме .

К задачам психолого-педагогического сопровождения можно отнести следующие :

• выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ , обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии ;

• осуществление индивидуально ориентированной психолого -медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого -медико- педагогической комиссии);

• возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Актуальность данной проблемы велика.

Мир, в котором живет современный ребенок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и психического здоровья детей.

В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольных образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранение здоровья, коррекцию нарушений. Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ является острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: педагогов – психологов, учителей-логопедов, инструкторов по физической культуре, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования и воспитателей.

Успешное преодоление различных психических отклонений у детей возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Особенно это актуально в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная развивающая – предметная среда. Обеспечивается бережное отношение к здоровью и развитию личности ребенка, создание комфортных условий пребывания в детском саду.

Работа по сопровождению детей с ОВЗ требует от всего педагогического коллектива большого напряжения сил и энергии.

Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей.

В нашем дошкольном учреждении 2 группы компенсирующей направленности. Одна группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (6-7 лет), ода группа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) (5-7 лет). Всего 27 детей из них 2 ребенка инвалида (у одного заболевание органов слуха, у другого обмена веществ).

В группе для детей с ФФНР не требуется особой углубленной работы всех специалистов. В данной группе воспитанники не имеют тяжелых отклонений в психическом и речевом развитии, что позволяет выстраивать образовательное пространство в рамках адаптированной основной образовательной программа дошкольного образования по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей, разработанной с учетом Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. В группе для детей с ТНР (ОНР) реализуется адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР), разработанная с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Н.В. Нищевой. Конкретно мы будем вести разговор о детях с ТНР (ОНР).

Для коррекции развития детей с тяжелыми нарушениями речи ОВЗ в нашем саду существует служба сопровождения . В которую входят :

Медицинские работники : они осуществляют мониторинг здоровья воспитанников, заполняют листы здоровья, в которых отмечаются особенности соматического развития дошкольников.

Педагог-психолог : проводит психодиагностику , психокоррекционно-развивающую работу , просвещение и консультирование педагогов и родителей.

Учителя-логопеды : проводят диагностический мониторинг, занимаются коррекцией и развитием речи, разрабатывают рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.

Музыкальный руководитель : реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной терапии.

Инструкторы по физической культуре : разработка и реализация программ по физическому воспитанию, определение уровня физической подготовки детей , в соответствии с возрастом, выработка рекомендаций для воспитателей.

Воспитатели : определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенности коммуникативной активности и культуры, уровня формирования целенаправленной деятельности , навыков самообслуживания согласно возрастному этапу, реализация рекомендаций учителя-логопеда, педагога - психолога , медицинского работника (организация режима) .

Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ :

- Диагностический. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития , выявление структуры нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса.

- Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные образовательные маршруты , распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова , что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ . (н. п. нарушение речи) . Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является : принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества детей и взрослых . Таким образом, ИОМ — это интегрированная модель психолого - медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.

- Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальные образовательные маршруты комплексного сопровождения детей с ОВЗ . Занятия, проводимые специалистами дают возможность для всестороннего развития. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.

Основными направлениями являются : формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках .

Консультативно-просветительское сопровождение семьи . Родители являются полноправными участниками воспитательно- образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с педагогами коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.

Организация взаимодействия специалистов с родителями, чьи дети имеют Ограниченные Возможности Здоровья предполагает : разработку рекомендаций в соответствии с индивидуальными особенностями их ребёнка; проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач; проведение открытых занятий; работа с детско-родительская парой.

У каждого специалиста разработаны свои планы, ориентированные на взаимодействие с родителями детей с ОВЗ, а также у каждого специалиста есть своя страничка на сайте дошкольного учреждения, на которой они выкладывают рекомендации, педагогические советы.

Педагоги ДОУ постоянно повышают уровень сотрудничества детского сада и семьи за счет внедрения новых форм взаимодействия с родителями

Я немного расскажу о психолого -медико-педагогическом консилиуме и о том, как проходит он в нашем детском саду :

Письмо Министерства образования Российской Федерации

от 27.03.2000 № 27/901-6

Психолого-медико-педагогический консилиум это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальной образовательной программой .

• Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого -медико-педагогической комиссии.

Систематически, три раза в год, проводятся заседания ПМПк. Работа консилиума по отношению к включенному ребенку с ОВЗ, может начаться в соответствии с условиями и рекомендациями ПМПК, либо по запросу родителей (лиц их замещающих, либо (с их согласия) по запросу администрации образовательного учреждения).

Первичное (углубленное) обследование ребенка специалистами является скрининговая диагностика.

Проведение подобной оценки можно осуществлять только после периода адаптации ребенка к условиям образовательного учреждения.

Первый этап консилиумной деятельности заканчивается составлением индивидуальных заключений каждым специалистом консилиума.

• Второй этап консилиумной деятельности - коллегиальное обсуждение полученных результатов. На котором решаются вопросы развития детей с ОВЗ определяются направления работы по дальнейшей коррекции и реализации ИОМ.

• На основе комплексной диагностики и анализа проблем служба определяет единый индивидуальный коррекционно-развивающий образовательный маршрут ребенка.

• Индивидуальный маршрут каждого ребенка обсуждается и принимается на консилиуме ДОУ, подписывается всеми специалистами, принимающими участие в его разработке, и утверждается приказом заведующего ДОУ.

• Третьим этапом деятельности специалистов консилиума является собственно реализация решений консилиума — реализация индивидуального образовательного маршрута .

• Оценка состояния ребенка после окончания цикла развивающее -коррекционной работы в рамках АОП, итоговое обследование.

В апреле на консилиуме подводятся итоги работы и оценивается эффективность проводимой в течение года коррекционно-образовательной работы.

Эта система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ их развития в условиях дошкольного учреждения представлена : индивидуальным маршрутом развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ; единством диагностики и коррекции — развивающей деятельности детей с ОВЗ ; возможностью наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребенка.

Основные взаимодействия специалистов:

участие в работе ПМПк;

согласование планов коррекционно-образовательной работы, их корректировка в течение учебного года с учетом динамики развития детей;

семинары и консультации (по плану);

согласование психолого-педагогических характеристик воспитанников.

Совместная работа учителя-логопеда и педагога-психолога
Психолог комментирует психологические особенности детей с общим недоразвитием речи и предлагает щадящие приемы коррекционно-воспитательного воздействия в условиях занятий, проводимых логопедом и воспитателями. Оказывает совместное коррекционно-развивающее воздействие по формированию у детей полноценных коммуникативных речевых навыков на основе сформированных компонентов речевой деятельности, росту компетентности педагогов и родителей.

Совместная работа учителя-логопеда с музыкальным руководителем и инструктором по ФИЗО.

Хотелось бы отметить, что создается и пополняется РППС всеми специалистами ДОУ.

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.

Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития детей, устранение имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности – залог успеха в работе.

Средством, способным решить все эти задачи, является использование коррекционных технологий.

Современная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе этих технологий как важного средства воспитания гармоничной личности ребёнка, его культурного развития.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя - логопеда, учителя - дефектолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами и положениями ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья.

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно ориентированные формы общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ежедневно в план работы учителя – логопеда, учителя – дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре включены коррекционно - логопедические и музыкально – оздоровительные мероприятия, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья.

Принципы организации коррекционно-образовательного процесса

Принцип системного и комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.

Принцип развивающего образования.

Принцип научной обоснованности и практической применимости.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Немаловажное направление работы ДОУ – квалифицированная коррекция речевых нарушений детей с ограниченными возможностями.

Коррекционно-логопедическое воздействие направлено на устранение речевого дефекта, а также предупреждение возможных трудностей в процессе обучения.

Су джок терапия.

В переводе с китайского Су Джок переводится, как Су – кисть, Джок – стоп.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а также оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность.

Учитель – логопед вместе с ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Ребёнок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Учитель-логопед следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворения. При этом двумя руками учитель- логопед продолжает давать четкий образец движения.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:

• развивают мозолистое тело;

• улучшают мыслительную деятельность;

• способствуют улучшению памяти и внимания;

• улучшают как настроение, так и самочувствие.

• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;

• использует на занятиях элементы музыкотерапии

Музыкальные занятия с акцентом на эмоционально – психологическую коррекцию (музыкотерапия, на валеологические песенки – распевки, на логоритмику.

это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей с ограниченными возможностями здоровья, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна, используют ее в качестве фона для занятий.

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами и положениями ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья.

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно ориентированные формы общения с детьми.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ

учителя - логопеда, учителя - дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Лечебно – профилактическая работа.

Наше дошкольное учреждение предлагает систему мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетических механизмов защиты и приспособления организма. Сотрудниками ДОУ разработана система закаливающих мероприятий:

• ежедневные прогулки - 2 раза в день

• утренняя гимнастика без носков - в период весна, лето, осень

• сон без маек - круглый год

• профилактика плоскостопия - после сна ежедневно

• гимнастика после сна

• зрительная гимнастика - на занятиях

• дыхательная гимнастика - на занятиях

• полоскание полости рта - сентябрь, декабрь, март, июнь

• оксолиновая мазь - в период вспышки гриппа

• витаминизация 3-его блюда ежедневно

• использование фитонцидов (лук, чеснок) с сентября по апрель

проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;

осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

массаж, лечебные гимнастики, различные физиопроцедуры соответственно возможностям дошкольного учреждения. Это Поток -1 (электрофорез, УВЧ (ЛОР, небулайзер (ингаляции, ОКУФ (ультрафиолетовые излучения, электросон, гидромассаж (с применением хвойного экстракта).

В нашем дошкольном учреждении имеются спортивные тренажеры. Они способствуют укреплению разных групп мышц и всего организма в целом. Они достаточно просты и удобны в обращении, могут использоваться на физкультурных занятиях, во время гимнастики как после дневного сна, так и утром, в самостоятельной деятельности, на физкультурных праздниках и досугах под руководством инструктора по физической культуре и медицинской сестры.

Быстрые кони волшебной страны,

Вы обязательно людям нужны

Гордо летящие в светлую даль,

Где отступают и боль, и печаль…

Лечебная верховая езда предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в физической, психосоциальной и личностной реабилитации и адаптации.

Детям с ограниченными возможностями не хватает общения.

А когда дети занимаются - общение между ними многого стоит. Их жизнь становится ярче, разнообразнее, дети становятся социально активнее.

Иппотерапия – это верховая езда и общение с лошадью, используемые в лечебных целях. Медики считают, что иппотерапия дает сразу несколько положительных эффектов. Когда человек едет верхом – у него постоянно меняется положение тела, человек двигается, и при этом развиваются мышечная деятельность, вестибулярный аппарат. При езде верхом на лошади происходит и своеобразный массаж мышц.

Программа занятий иппотерапией предусматривает развитие детей в соответствии с их индивидуальными и психофизиологическими особенностями.

Задачи программы решаются в процессе игровой и учебной деятельности. Она является обязательным документом для воспитателей, тренера по иппотерапии, медсестры.

Проводимая работа имеет положительные результаты для развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В результате воздействия названных форм коррекционных технологий дети становятся более раскрепощенными и общительными, при этом у них корригируются нарушенные психические и физические функции. Творческий характер занятий помогает ребенку открывать в себе что-то новое, лучше понимать себя, развивать свои отношения с другими детьми и миром.

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

Календарно-тематическое планирование логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Пояснительная записка. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья составлена.

Ранняя коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, постепенно перерастающий в сотрудничество,.

Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного детского сада Все дети в нашей стране имеют одинаковые права на жизнь, здоровье, получение медицинской помощи и т. д. Одним из прав является получение.

Социально-педагогическая деятельность ДОУ в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья Одной из важнейших проблем современного отечественного образования является развитие новых подходов к социализации лиц с ограниченными возможностями.

Учебно-методический материал для практической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (Из опыта работы) Развитие и улучшение здоровья детей в процессе обучения в ДОУ, особенно в группах компенсирующей направленности, одна из актуальных задач.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно ФГОС ДО, каждый ребенок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своем уровне, соответственно своим личностным особенностям.

Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО

Современные условия жизни: социальные, экологические экономические, привели к росту числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы психического моторного, и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннемдошкольном возрасте и негативно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в школе, нарушения поведения, являются одной из причин социальной дезадаптации, а так же являются причиной появления вторичных психологических отклонений. Выявление отклонений в развитии и раннее начало целенаправленной комплексной коррекционной помощи позволяют корригировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение следующих. В связи с этим, всё более значимой становится проблема психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка.

В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательных учреждений, набору навыков изнаний, а связывается с понятием социальная адаптация, эмоциональное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений.

Согласно ФГОС ДО, каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям. Поэтому для всестороннего развития и коррекции нарушений у воспитанников с ОВЗ осуществляется с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей ребенка и взаимодействия различных специалистов ДОУ. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности , языка в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специально созданных условий обучения и воспитания, то есть это дети - инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

с проблемами речевого развития

с проблемами психического развития

с нарушением зрения (слепые, слабовидящие)

с нарушениями слуха (глухие, слабо слышащие)

с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

с умственной отсталостью;

с расстройством аутистического спектра (дети-аутисты)

В современных ДОУ группы дошкольников не однородны. В нее могут входить дети с разными нарушениями развития и поэтому основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы с детьми с ОВЗ. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно- педагогической работы происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами, медицинскими работниками ДОУ.

Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов и воспитателей ДОУ с детьми с ОВЗ:

- Диагностический. Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является выявление структуры и характера нарушений и потенциальных возможностей ребёнка, сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития ребенка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно- педагогического процесса. Так же, результаты диагностического обследования сообщаются родителям (законным представителям) ребенка

Консультативно-проективный этап

В течение этого этапа специалисты совместно с педагогами обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, распределяют обязанности по реализации индивидуальных программ, уточняют сроки. Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ.

Для определения и реализации индивидуального маршрута важными принципамиявляются:

- принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;

- соблюдение интересов воспитанника;

- принцип создание ситуации успеха;

- принцип гуманности и реалистичности;

- содействие и сотрудничества детей и взрослых.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут — это интегрированная модель психолого - медико- педагогического пространства, создаваемого специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.

Деятельностный этап

На данном этапе реализуется индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами, дают возможность как для всестороннего, общего развития ребенка, так и на конкретную коррекцию областей. Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

Составление индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для ребенка с ОВЗ

В первой части ИОМ заполняются общие сведения о воспитаннике (ФИО ребенка, дата рождения), информация о родителях (законных представителях) ребенка (фамилия имя отчество мамы, папы, возраст, образование, место работы, домашний адрес и так далее), отмечается дата начала ИОМ, причина постановки на учет (диагноз, проблемы в развитии), возраст ребенка на начало коррекционно-развивающей работы.

Обязательно указываются цель и задачи ИОМ, количество индивидуальных занятий в неделю, форма их проведения, формы работы с родителями и ожидаемый результат.

Далее идет диагностический блок.Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Цель диагностики – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития ребенка для осуществления оценки, планирования коррекционно–развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата. Диагностический блок содержит в себе отметки о физическом развитии, соматическом развитии, речевом развитии и особенностях развития познавательных процессов (память, внимание, восприятие, мышление) с обязательным указанием выбранных диагностик.

Далее специалистами составляется план коррекционно-развивающей и образовательной деятельностина учебный год, который включает в себя развитие ребенка по различным образовательным областям с выбранными образовательными технологиями, методами и приемами коррекции. Отмечается также и динамическое наблюдение в процессе реализации ИОМ.

Консультативно-просветительское сопровождение семьи.

На данном этапе ведется работа с семьей воспитанника с ОВЗ. Родители (законные представители) являются полноправными участниками воспитательно- образовательного процесса. Они имеют право знать всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ. Более того, педагоги не имеют права вести коррекционную деятельность без письменного согласия родителей (законных представителей) ребенка. Вовлечение родителей в коррекционно- педагогическое воздействие влечёт за собой повышение педагогической компетентности, рост их активности, а так-же меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Практика показывает, что осознанное включение родителей в совместный с психологом, воспитателями и учителем- логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.

Как правило, для детей с ОВЗ свойственносужение контактов с окружающим миром, поэтому неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов и проблем: становление детей с ОВЗ как активных членов общества, воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы. Но многочисленные исследования (Г.Л. Аксарина, Н.Ю. Иванова, В.Н. Касаткин, Н.Л. Коваленко, А.Г. Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что часто появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются супружеские отношения,психологический климат семьи, и так далее. В связи с чем, педагоги ставят перед собой задачи: научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком; вооружить их необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития. Формировать и поддерживать адекватную самооценку.

Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ проходит поэтапно.

1. Первичная диагностика ребёнка и его семьи: первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия; создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в ДОУ и в семье.

2. Налаживание тесного контакта специалиста с родителями - ознакомление родителей с формами работы ДОУ с семьёй.

3. Составление программы индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ группой психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) детей с ОВЗ на основе карт реабилитации, диагноза и диагностических данных специалистов с определением индивидуального образовательного маршрута каждого ребёнка.

4. Составление плана работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ.

5. Ознакомление родителей (законных представителей) с результатами диагностики ребенка, с планом работы специалистов и педагогов ДОУ по всестороннему развитию и коррекционной работе с ребенком.

Формы взаимодействия с родителями:

1. Групповые и индивидуальные беседы.

2. Консультации: групповые, индивидуальные, оперативные,по заявке, тематические. Данные формы работы преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.

Задачи тренинга: выработка активной родительской позиции, повышение самооценки участников, снятие чувства вины, приобретение навыка решения

конфликтных ситуаций с ребёнком; эффективного взаимодействия с ним, осознания и оптимизация своей родительской позиции.

4. Групповыеииндивидуальные занятия детей с участием родителей

Задачи: вдохновляют и стимулируют родителей; учат не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и освоению новых методов и форм общения с ним.

5. Проведение совместных развлечений,праздников, конкурсов, и так далее.

Задачи: формирование активной родительской позиции и адекватной самооценки. Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху.

Такое сотрудничество родителей со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

Читайте также: