Организация проектной деятельности в школе и вузе

Обновлено: 05.07.2024

К 2022 году система образования России, наряду с традиционными методами и практиками, планирует внедрить метод проектной подготовки. Чиновники собираются использовать новый метод в школах и вузах с целью повышения качества образования.

Что такое проектное и проектно-ориентированное обучение?

Проектное обучение определяется специалистами Института образования НИУ ВШЭ как вид отдельной, специально организованной деятельности студентов, ограниченной во времени, нацеленной на решение определенной проблемы и имеющей в качестве результата конечный продукт деятельности.

Проектная деятельность студентов, пишет владикавказский исследователь Рита Бтемирова, ориентирована на раскрытие личности обучающегося, развитие интереса к учебной деятельности, развитие интеллектуальных, творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо проблемы.

В процессуальном измерении проектной деятельности студенты образуют группы для решения конкретной задачи. Ментор, или руководитель проекта, управляет процессом, организует, мотивирует, исследует вместе с обучающимися заявленные проектом объекты и задачи. Результатом такой работы могут быть аналитический отчет, доклад, книга, патент, инновационный программный или информационный продукт, бизнес-план компании или студенческий стартап (курируемая вузом компания). Получившиеся продукты могут быть с успехом коммерциализированы.

Проектное и проектно-ориентированное обучение ни в коем случае не должно подменять собой традиционные университетские занятия и аттестации. Уже внедрившие этот метод российские вузы (НИУ ВШЭ, Московский Политех, УРФУ, ДВГУ и другие) интегрируют проекты в образовательные программы без ущерба для семинаров и лекций.

Модернизация российского образования, совершенствование форм и методов преподавания, повышение качества обучения исходит из необходимости подготовить выпускников к активному участию в жизни общества, профессиональной и личностной самореализации, способности решать те задачи, которые ставит перед ними современное общество. В работе раскрывается значимость интерактивных технологий в школьном и вузовском образовании, важность интеграции различных педагогических подходов к обучению и воспитанию. Представлена роль проектной деятельности с учетом возрастных особенностей школьников среднего звена, старшеклассников и студентов, которая ориентирована на активную совместную учебную деятельность, общение, взаимодействие преподавателя и обучающихся, что позволяет выстроить образовательное пространство, способствующее самосовершенствованию и самореализации личности. В статье также представлены результаты педагогического опыта авторов в применении интерактивных технологий в системе школа-вуз, которое требует системного и непрерывного довузовского и вузовского координирования и содействует более глубокому пониманию учебных материалов; развитию навыков групповой работы по принятию согласованного комплексного решения проблем, вырабатывании универсальных социальных компетенций взаимодействия, и как следствие, формированию личности как субъекта собственной жизни.


1. Гилева Е.А. Проектная деятельность в технологическом образовании как средство подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению: диссертация . кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Гилева Елена Анатольевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. – Москва, 2009. – 257 с.

2. Зерщикова Т. А. О способах реализации метода проектов в вузе [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 79-82.

3. Китаева И. В., Щербатых С. В. Интерактивные методы обучения как фактор самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2013. – № 1(12).

4. Крутилин В.А. Интерактивные методы в практике преподавания маркетинга: методическое пособие. – М.: РосНИИкадры, 2003.

5. Курышева И.В. Интерактивные методы обучения как фактор самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин: диссертация . кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Курышева Ирина Владимировна; [Место защиты: Нижегор. гос. пед. ун-т]. – Нижний Новгород, 2010. – 257 с.

6. Ларионова О.Г., Емельянова Н.В. Организация проектного обучения в ВУЗе//Проблемы социально-экономического развития Сибири // Раздел: Раздел 3. Психология, педагогика, филология. – 2010. – № 2.

7. Прилепо А. Ю. Активные и интерактивные методы образования в подготовке преподавателей дошкольной педагогики и психологии // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – № 6. – С.50-52.

8. Харламова М.А. Педагогические возможности культурно-образовательной среды провинциального города России в духовно-нравственном воспитании учащихся:диссертация . кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Харламова Марина Александровна; [Место защиты: Владимир. гос. гуманитар. ун-т]. – Воронеж, 2010. – 175 с.

Осуществляемая в настоящее время модернизация российского образования существенно затрагивает организацию всего учебного процесса, так как характеризуется сложными, противоречивыми тенденциями, не может носить автономный характер и в значительной степени подвержена влиянию ряда факторов, способных внести существенные коррективы в конечный итог реализуемых мероприятий, которые в значительной мере обусловлены возрастанием важности стремления обрести идеологическую опору и обеспечить условия коренного переустройства, адекватного общемировым и национальным социокультурным потребностям. Следовательно, одной из главных задач совершенствования системы школьного образования является создание условий для воспитания высокообразованных, нравственных, предприимчивых людей, способных к сотрудничеству, обладающих мобильностью, динамизмом и конструктивностью, то есть формирования конкурентоспособной личности с развитым чувством ответственности за судьбу страны. Указанные выше качества личности, безусловно, связаны между собой, хотя формируются различными способами и методами, в разном возрасте и определенных условиях. Некоторые из них следует формировать ещё в школе, другие в вузе, но только при условии систематического включения обучающегося в самостоятельную познавательную деятельность.

Для обеспечения выполнения этих целей идет совершенствование образовательного процесса в школе на основе гармоничной интеграции традиционных и инновационных технологий, создании и развитии единой информационной образовательной среды, с широким применением активных методов обучения. Активная (деятельностная и мыслительная) творческая сторона учения актуализирована при инновационной организации обучения. Инновационные технологии называют активными, так как обучающий вместо информатора выполняет роль направляющего, а сама информация не цель, а лишь средство для освоения действий. Особую актуальность приобретают интерактивные методы обучения, способствующие развитию личности в процессе свободной и творческой деятельности, которая включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат (Гончарова О.В.).

- обучение, которое предполагает взаимодействие обучающихся между собой и учителем (может быть непосредственным и опосредованным), позволяющее реализовывать в обучении идеи взаимообучения и коллективной мыслительной деятельности;

- обучение, включающее в себя анализ реальных проблем и ситуаций окружающей действительности (неинтересное, неактуальное учебное задание не способно вызвать интерес у учащихся) [3].

По мнению А.Ю. Прилепо, интерактивные методы обучения – это взаимосвязанная совместная деятельность учащихся и учителя, при которой все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия друг друга и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу сотрудничества по совместному разрешению проблем [7].

В современной педагогике существует достаточно богатый арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить технологию проектов. В основе данной технологии лежат идеи свободного воспитания американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика В.Х. Килпатрика, которые предлагали строить обучение через деятельность ученика, считаясь с его личным интересом именно в этом направлении знаний. В настоящий момент метод проектов является интегрированным компонентом системы образования и имеет своей целью предоставить учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Данная педагогическая технология предполагает комплекс методов (исследовательских, поисковых, проблемных) для развития рефлекторного мышления, суть которого заключается в постоянном поиске, анализе, проверке достоверности фактов и, как итог, предоставлении полученного продукта на публичное обсуждение. Как правило, чаще всего, конечным результатом проектной деятельности является участие учащихся в научно-практических конференциях и конкурсах. Среди преимуществ данной технологии следует назвать предоставление возможности достаточно среднему ребенку раскрыть свой нереализованный потенциал на практически любом этапе учебной деятельности в школе и при изучении практически любой части учебной дисциплины. Одновременно участник подобного интеллектуального состязания приобретает навыки определенных коммуникативных умений, воспитывает в себе упорство, учится самоконтролю – столь необходимые качества для реализации и представления своего исследования на конкурсе или конференции.

В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе проекта, различают творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-исследовательские. В старших классах более применимы, на мой взгляд, практико-исследовательские проекты. Они имеют четко продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования.

В системе высшего образования исследовательско-проектная деятельность обучающихся должна продолжаться, стать важным компонентом учебно-воспитательного процесса и характеризоваться междисциплинарным подходом, включающим в себя нравственные, правовые, эстетические и другие аспекты формирования личностных черт человека. Данный вид деятельности как условие развития самоопределяющейся личности, формулирующей познавательно преобразующие отношения к миру и способной к сотрудничеству с другими людьми, является наиболее адекватной условиям вуза формой учебного сотрудничества.

Студенческая проектная деятельность может быть направлена на достижение когнитивных, деятельностных, творческих и других целей. Когнитивные цели реализуются через работу с литературой, эксперимент, обобщение и выводы. Это наиболее простые исследовательские проекты, ориентированные на обучающихся со средним или низким уровнем подготовки. Более сильным студентам можно предложить выполнить более глубокие исследования, преследующие помимо когнитивных деятельностные и творческие цели, основанные на самоорганизации, умении планировать свою деятельность, возможности создания компьютерной презентации для отчета по разрабатываемому проекту, а также умении изложить полученные результаты и, при необходимости, вступить в дискуссию.

Метод проектов сочетает в себе совокупность проблемных, поисковых и исследовательских методов, вследствие чего формируются рефлексивные, исследовательские, коммуникативные, информационные и презентационные умения, а также оценочная самостоятельность (самооценка, оценка коллег).

Статья посвящена организации проектной деятельности в школе. Автор статьи рассматривает проектную деятельность в школе как один из путей развития творческой активности, формирования интереса к исследовательской деятельности, коммуникативных навыков школьников, способ их самореализации. В статье называются цели и задачи проектной деятельности, типы проектов, содержательная сторона проектов, оформление проектов и их защита.

ВложениеРазмер
statya.doc 46 КБ

Предварительный просмотр:

Савицкая Татьяна Борисовна

учитель русского языка и литературы высшей категории

Организация проектной деятельности в школе

Статья посвящена проблеме использования метода проекта в современной школе. Проектная деятельность рассматривается как форма организации учебной деятельности, способствующей развитию интереса к исследовательской деятельности и творческой активности учащихся.

Ключевые слова: системно-деятельный подход, субъективная и объективная новизна, роль учителя, доминирующий вид деятельности, предметно-содержательная область, исследовательская деятельность, творческая активность.

Теоретическое обоснование вопроса

Важнейшая задача современной школы – воспитать интеллектуально развитую личность, обладающую набором важнейших качеств: инициативностью, способностью принимать нестандартные решения в различных жизненных ситуациях, находить недостающую информацию в информационном поле, способностью творчески мыслить и, что очень важно, самостоятельно приобретать новые знания. Именно на это нацелены новые образовательные стандарты, в основе которых лежит системно-деятельный подход, обеспечивающий формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. В условиях перехода к стандартам второго поколения особенно актуален поиск эффективных форм, методов работы школы, когда акцент делается на обучение через практику, самостоятельную деятельность ученика, таких форм и методов, которые формируют не просто умение, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности. Одним из путей в этом направлении, несомненно, может стать метод проектов, позволяющий раскрыть более полно творческие способности учащихся и показать им азы и основы научно- исследовательской деятельности, направленной на повышение их интеллектуального и культурного уровня.

Со временем метод проектов претерпел некоторые изменения, но суть проекта осталась прежней – стимулировать интерес учащихся к обозначенным проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний, предусматривающих решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Проект – вид деятельности, синтезирующий в себе элементы игровой, познавательной, исследовательской, ценностно-ориентированной, учебной, творческой деятельности, направленный на создание продукта, обладающего субъективной, а иногда и объективной новизной. Это определяет метод проекта.

Метод проекта – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). В основе проектирования лежит процесс получение новой информации, который нужно организовать, смоделировать.

В результате проектной деятельности учащиеся должны проявить творческий подход, самостоятельность в поиске анализе и отборе нужной информации по заданной теме, обрести собственный практический опыт в области исследований. В результате проделанной работы создать продукт, имеющий значимость для автора или авторов и окружающих.

Проект должен иметь:

  • значимую в творческом плане проблему, задачу, требующую интегрированного знания, исследовательского поиска;
  • практическую, теоретическую и познавательную значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельную, групповую или парную деятельность учащихся;
  • структурирование содержательной части (с указанием поэтапных результатов);
  • определения методов деятельности.

Проект должен иметь чётко сформулированные цели, пример которых приведён ниже.

Методические и дидактические цели:

  • формирование личностных качеств учащихся: умение работать в группе, анализировать результаты собственной и совместной деятельности;
  • формирование критического мышления, выработка аналитического взгляда на информацию;
  • формирование навыков исследовательской деятельности, умений приводить в систему результаты полученных исследований;
  • формирование углубленного интереса к предмету и межпредметным связям;
  • расширение кругозора;
  • овладение умением использовать справочную, критическую литературу и иллюстративные материалы.

Важным аспектом работы над проектом является планирование этапов работы и исполнения проекта.

  1. Определение темы проекта, её актуальности, распределение объема работы между участниками, выявление потенциально сложных элементов в работе.
  2. Сбор материала.
  3. Обработка накопленного материала.
  4. Творческий отчет о проделанной работе каждого участника руководителю, в группе, в классе.
  5. Доработка, техническое исполнение.
  6. Защита.
  7. Популяризация исследований в учебном коллективе. Выступление на конференции (например, урок-конференция, школьная конференция и т. д.).

Роль учителя в ходе работы учащихся над проектом

На каждом этапе работы деятельность учеников по необходимости корректируется учителем, который выступает в роли помощника, консультанта. Задача учителя не передавать свои знания и умения, как это происходит во время урочной деятельности, а лишь направлять деятельность учащихся, провоцировать вопросы, создавать проблемные ситуации, способствующие приобретению новых знаний. Конечно, материал, найденный детьми, их даже самые серьёзные исследования - всё это должно обрабатываться при печатном (письменном) оформлении с участием учителя и под его непосредственным руководством, так как понятно, что дети не владеют правилами академического оформления.

При доработке проекта следует обратить внимание на правильное оформление титульного листа, верхней части которого указывается название министерства или ведомства, сразу под ним – название организации, где выполнена работа, ближе к середине листа – название работы (крупным шрифтом). Если работа будет представлена на экзамене в качестве отчётного экзаменационного материала, следует также указать это на титульном листе.

Ниже и правее названия – ф.и.о. ученика, автора проекта, (класс, школа), ф.и.о. научного руководителя. В нижней части листа посредине указывается город (село), где выполнена работа, и год.

Во введении надо обязательно отразить актуальность темы исследования. Актуальность и будет обоснованием выбора темы. Необходимо четко сформулировать цель работы и несколько задач (4-5), помогающих выполнению цели. Введение не должно превышать 1- 2 страницы.

Выводы должны быть конкретными, небольшими, четкими и соответствовать задачам, поставленным в начале работы (не более 5-6 выводов).

Содержательная часть проекта

Характеристика содержательной части проекта многоаспектна, многопланова. При работе над ним определяется: (Характеристика проекта)

  1. Тип проекта по доминирующей в нём деятельности.
  2. Предметно-содержательная область.
  3. Продолжительность работы над проектом.
  4. Количеству участников.

В проекте может использоваться исследовательская, поисковая, творческая, практико-ориентированная деятельность. В зависимости от темы и цели проекта определённый вид деятельности может доминировать, однако многие школьные проекты предполагают комплексные подходы, совмещающие в равной степени различные виды деятельности.

Проект по содержанию может быть монопредметным (выполняется на материале одного конкретного предмета), межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов), надпредметными (выполняется на стыке областей знаний, выходит за рамки школьных предметов). Очень часто в процессе работы проект из монопредметного перерастает в межпредметный или надпредметный.

Тема, цели, уровень сложности проекта определяет и сроки работы над ним. Реализация проекта, как показывает опыт, может проходить от нескольких недель до нескольких месяцев.

Проект может быть коллективным и индивидуальным. Вероятно, наиболее интересен и полезен групповой проект.

Групповой проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Таким образом, коллективное проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся и в первую очередь – умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности, ощущать себя членом команды – подчинять свой темперамент, характер время интересам общего дела. При этом у учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию. Есть ещё одно неоспоримое преимущество коллективного проекта: коллективный проект позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся: каждый получает посильное задание. Разноуровневые задания дают возможность вовлекать не только учащихся, успешно успевающих по предмету, но и тех, кому учёба даётся трудно. Это способствует формированию интереса к предмету, к исследовательской деятельности, творческой активности учащихся, развитию творческого потенциала учащихся.

Привет! Меня зовут Павел Скляр, я студент 3 курса Московского Политеха по специальности веб-технологии.

Помимо основных предметов, присущих конкретным специальностям, в моём университете есть такая дисциплина, как проектная деятельность. О ней я бы и хотел сегодня рассказать, а также обсудить плюсы и минусы этого предмета для студентов.

Тематика проектной деятельности в моём вузе меняется в зависимости от специальности, поэтому я буду рассказывать только о личном опыте, полученном на своей специальности.

image(img)

Что это такое и зачем это нужно?

Проектная деятельность (ПД) — это дисциплина, направленная на получение практического опыта по специальности. Соответственно, для каждой специальности предлагаются уникальные проекты. Это могут быть как задачи, предложенные университетом, так и внешние: от людей и компаний, сотрудничающих с Политехом.

Задача этого предмета — дать возможность студентам (иногда даже с разных направлений, если проекты пересекаются) решить какую-либо проблему, с которой они могут столкнуться после окончания университета. В моём случае, чаще всего это разработка какого-либо сайта, портала, мобильного приложения и т.п.

Как она организована?

Этап 1 — определяемся с проектом. В начале каждого семестра вывешивается список проектов для каждой специальности с кратким описанием и, возможно, стеком технологий, если у заказчика есть какие-либо предпочтения. Студенты выбирают понравившийся им проект и записываются на него.

В прошлом году среди проектов для моей специальности, которые я помню, были:

  1. Создание портала сурдоперевода (на Laravel);
  2. Создание конструктора сайтов;
  3. Несколько сайтов для внешних заказчиков.

Этап 2 — узнаём подробности. Проводится собрание, на котором присутствуют студенты и заказчик (для внешних проектов) или куратор (для внутренних проектов). На этой встрече студенты узнают подробности того, чем им придётся заниматься если не семестр, то учебный год (в зависимости от сложности, есть семестровые проекты, а есть годовые). Те, кто передумал работать над конкретной проблемой, отправляются искать себе другую.

Этап 3 — делимся. Далее студенты распределяют обязанности. На моей специальности это дизайнеры, фронтендеры, бекэндеры, копирайтеры и люди, которые занимаются итоговой документацией. В некоторых проектах разработка ведётся по каким-либо методологиям, будь то agile, scrum или что-либо другое, в других все просто на словах знают, что и за какой срок им нужно сделать. Опять же, всё зависит от сложности проекта.

Этап 4 — разработка. В течение семестра студенты занимаются решением проблемы, которую сами взяли себе на голову.

Этап 5 — защита. В конце семестра студенты сдают итоговую документацию и показывают готовый (или не очень) проект. Чаще всего всё делается в последние два-три дня перед защитой, ибо не царское это дело всё вовремя выполнять. Самое весёлое время для студента.

image

Инициативные проекты

Момент, который мне больше всего нравится в проектной деятельности. Каждый семестр у студентов есть возможность предложить свой проект. Например, если есть идея какого-либо сервиса и есть люди, которые готовы этим заниматься, можно сделать его в рамках ПД. Зачем заниматься им в свободное время, если можно тратить на него в 2-3 раза больше времени и совместить с учёбой? И идею реализуем, и зачёт по предмету получим.

Студенты заполняют форму, где описывают свою идею, сроки и что будет на выходе. Кафедра рассматривает эту заявку и либо одобряет её, либо нет. Если вам повезло, то вы спокойно выполняете 3-5 пункты из предыдущего раздела. Если нет, то идёте выбирать проблему из предложенных в пункте 1.

Над чем я работаю в рамках ПД сейчас

В прошлом семестре абсолютно случайно на паре английского мне пришла идея сделать сервис для помощи в изучении этого языка. Я искал три формы какого-то неправильного глагола и отметил для себя, что сайты с ними слишком сложные, хотя мне просто нужны эти три формы и перевод.

Мы с друзьями быстро накидали концепцию сервиса и начали её реализовывать. В середине прошлого семестра вывесили списки проектов, и мы решили попробовать подать инициативный с этой идеей. После пары визитов на кафедру для очных обсуждений, проект одобрили и мы начали работать над ним.

Наша команда состоит из трёх человек, которые отвечают за:

  1. Дизайн и фронтенд;
  2. Фронтенд и Android;
  3. Бэкенд и iOS (я).

Мы решили использовать стандартный стек — PHP + JS/HTML/CSS. Потому как фронтендеры из команды пока что не используют фреймворки, отрисовка представлений происходит на стороне сервера.

Так как я отвечаю за бэкенд, я решил попробовать движок собственной разработки. Зачем? Пока я учусь в университете, у меня есть возможность пробовать разные способы достижения результата. Как и ожидалось, проверка боем выявила проблемы, которые я поправлял по мере разработки сервиса.

К концу семестра мы сделали первую версию сайта и небольшое андройд-приложение, которое пока что работает без API. В этом семестре мы изменим дизайн, добавим немного нового функционала, сделаем адекватное взаимодействие между сайтом и приложением (ибо в прошлом семестре на это не хватило времени), допилим приложение под Android и iOS, а также будем фиксить появляющиеся баги и узнавать для себя что-то новое.

Код проекта, если интересно, можно найти на гитхабе: вот туть.

Плюсы и минусы проектной деятельности

Я, как студент, для себя выделил как положительные, так и отрицательные стороны.

Среди плюсов:

Среди минусов:

  1. Отсутствие конкретики. Не всегда попадается куратор, который сможет нормально объяснить то, что нужно сделать. Порой приходится копать самому и брать инициативу в свои руки, чтобы потом тебе сказали, что ты неправ.
  2. Непостоянное число проектов. Бывает, один семестр их просто навалом, а в следующем настолько мало, что на них записывается толпа, половина из которой по итогу ничего не делает.
  3. Не всегда проект получается интересный. Иногда приходит внешний заказчик с просьбой сделать какой-нибудь лендинг или простенький сайт.

Не всем студентам нравится этот предмет. Не все хотят в будущем работать по той специальности, которую сейчас изучают. Я рассказал только про свой опыт в этой дисциплине.

Как бы вы относились к этому предмету, если бы учились в вузе? Поменял бы он что-нибудь в вашем образовании и будущей карьере?

Читайте также: