Организация общения детей в игровой деятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

Воспитательные возможности игры отмечались отечественными педагогами и психологами (П.Ф. Лесгафт, Д.Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Д.В. Хухлаева и др.)

Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.

Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Чтобы избежать отчужденности, враждебности, агрессивности, а это все следствия не умения ребенка общаться с окружающими, приводят к необходимости создания условий, которые должны способствовать постепенному развитию игры, как специфически ведущей деятельности дошкольника – незаменимой школы общения, мышления и произвольного поведения.

Цель: оптимизация коммуникативных умений и навыков детей через игровую деятельность.

Проблема: анализ ситуации в группе, где я работаю, показал, что в детском коллективе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.

Задачи:

  • Выявить причины нарушения общения
  • Осуществлять коррекционно-развивающую работу детей с проблемами в общении в условиях игры.
  • Организовать детско-родительское сотрудничество в разных видах деятельности.
  • Обогатить предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами по теме проекта.

Тип проекта: долгосрочный педагогический с детьми старшей группы и подготовительной группы

Срок реализации: 2009 – 2011год.

Ожидаемый результат: Положительная динамика коммуникативных умений и навыков у детей.

Опыт позитивного общения с детьми, умение конструктивно решать конфликтные ситуации, приобретенный за время реализации проекта воспитателями и родителями.

Созданы картотеки игр, тематический альбом, консультации для родителей и педагогов, создана мини – библиотека для родителей.

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный

- Выбор темы и разработка педагогического проекта.

- Разработать систему игр для развития коммуникативной компетентности у дошкольников.

- Организация развивающей среды.

- Подготовить информационную копилку (консультации, анкет, текстов) с целью обогащения опыта родителей по формированию педагогических знаний и развитие игровых и социально адаптивных умений дошкольников.

- Разработать картотеку игр на развитие коммуникативных способностей.

2 этап – основной

- Подборка диагностического материала, проведение диагностики, коррекции коммуникативных умений и навыков.

- Разработка методических рекомендаций для родителей по совершенствованию различных форм общения

- Составление перспективного плана работы по развитию коммуникативных умений и навыков детей на основании диагностических данных.

- Составление плана работы с гиперактивными детьми с проблемами в общении.

- Разработка примерных конспектов коррекционно – развивающих занятий.

- Активизация родителей для проведения игровых вечеров.

- Апробирование методики игры

- Проведение консультации для родителей.

3 этап – обобщающий

- Подведение итогов работы с детьми (диагностики)

Содержание и структура педагогического проекта по развитию коммуникативных умений и навыков через игровую деятельность.

Нормативно- правовая база.

Конвенция ООН о правах ребенка,1989г.

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990г.

Давыдов В. В., Петровский В.А. и др. Концепция дошкольного воспитания.

Типовое положение о дошкольном учреждении.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.03.2009г. № 03-436 «О рекомендациях по созданию инновационных комплексов в сфере общего образования.

Информационно – методическое обеспечение.

Марцинковская Т.Д.-Гардарики М. Детская практическая психология 2005г.

Смирнова Е. О. Дошкольное воспитание №4, 2004г.

Работа психолга с гиперактивными детьми в детском саду. Изд.2-е, доп. – М.: Книголюб, 2005. (Психологическая служба)

Музыкальная палитра №2-2007г.

Диагностический инструментарий

Лисина М. И. Методика выявления уровня коммуникативного развития детей 5-6 лет.

Урунтаева Г.А. Таблица проявления поведенческих расстройств.

Фокина Е.К. Диагностическая карта (результаты наблюдения уровня коммуникативных способностей у детей 6-7 лет).

Степанова Г.Б.Индивидуальные показатели социального развития ребенка (Дошкольное воспитание 1999, №10).

КоломинскийЯ.Л., Жизневский Б.П. Причины возникновения конфликтов с детьми в игре.

Пояснения и методические рекомендации при организации игр и упражнении на развитии коммуникативных навыков

Система состоит из четырех блоков:

- Коррекционно-развивающиеся занятия

- Коммуникативные игры и упражнения

- Метод принятия роли

- Моделирования проблемных ситуаций

Каждый блок направлен на решение нескольких задач.

В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как

переход от простого к сложному, системность и концентричность при

организации игровой деятельности.

Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно.

При проведении игр и упражнений педагогу необходимо:

- продумывать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи;

- воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи;

- прогнозировать возможные реакции детей на предлагаемые правила и условия;

-помнить, что каждый ребенок имеет свои коммуникативные права:

• на систему ценностей,

• на личное достоинство и уважение этого достоинства,

• на индивидуальность и своеобразие,

• на независимость от других людей,

• на собственные мысли,

• на отстаивание своих прав.

Коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений:

-Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д) и рассказать о нём.

-Умение получать необходимую информацию в общении.

-Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

-Умение вести простой диалог с взрослыми и сверстниками.

-Умение спокойно отстаивать своё мнение.

-Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

-Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д. )

-Умение уважительно относиться к окружающим людям.

-Умение принимать и оказывать помощь.

-Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Коррекционно-развивающие мероприятия

Цель: создание благоприятного психо-эмоционального климата в группе сверстников, формирование и закрепление положительных установок в сознании детей и использование их в практической жизни.

Коммуникативные игры

Игровые пятиминутки

(Рекомендуются ежедневно в виде пятиминуток)

Интерактивные игры

(игры на взаимодействие)

Цель: развиваем отношения, построенные на равноправии или способности конструктивно решать проблему, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.

Игры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения

Игры и этюды, направленные на снятие конфликтности

Цель: переориентация поведения с помощью игр, формирование форм адекватных поведения, снятия напряжения у детей; обучение приемам релаксации

Метод принятия роли

Творческие игры, как метод преодоления эгоцентризма

Цель: - приобщить детей к эмоциональному вживанию в роль, утвердить, признать ее. Способствовать становлению условности роли, относительной независимости реальных интересов детей. Ориентировать детей на роль партнера (реального или воображаемого), на предугадывание его чувств и стратегий его поведения.

Варианты игр:

Игры и этюды, направленные на динамику общения, на понимание партнера

Цель: развивать умение общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.

Моделирование проблемных ситуаций

Цель: формировать у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов.

Методы:

- Анализ поведения сказочных героев

Перспективный план работы по развитию коммуникативных умений и навыков у детей шестого года жизни

Дети

Определение статуса ребенка в группе

Умение договариваться, достигать общий результат

Коррекционно – развивающие мероприятия

Развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми

Формирование эмоциональной стабильности и социализация эмоции дошкольников

октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль

Итоговая диагностика уровня развития коммуникативных навыков

Развитие коммуникативных навыков через игру

1 раз в неделю сентябрь-май

Коррекционно-развивающие мероприятия с гиперактивными детьми, имеющими сложности в общении с детьми

Совершенствование навыков общения; снятия эмоционального напряжения

Родители

Оптимизация детско – родительских отношений через совместную деятельность

«Игра, как средство общения дошкольников.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.

Условно выделяются несколько классов игр:

- творческие (игры по инициативе детей) ;

- дидактические (игры по инициативе взрослых с готовыми правилами) ;

- народные (созданные народом)

Творческие игры :

- Сюжетно - ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).

- Театрализованная деятельность (режиссерские, игры – драматизации)

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.

Ребенок развивается в процессе общения с взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становиться необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество заключается в том, что не только взрослый стремиться передать свой опыт, но и ребенок хочет и может его усвоить.

Поэтому, работая с детьми младшего дошкольного возраста, я стараюсь установить эмоциональный контакт с ребенком. Для этого я применяю ряд дидактических игр, целью которых является формирование эмоционального контакта с взрослым, а также использую дидактические игры по формированию представлений о себе и о других.

Детей младшего дошкольного возраста учу обыгрывать игрушки. Для этого мною используются кошки, собачки, зайцы, мишки и т. д. Это способствует развитию у детей функции общения, оказывает воздействие на нравственное воспитание личности ребенка. Обыгрывая игрушки, я учу ребенка проявлять заботу, сопереживать. Особое внимание уделяю кукле. Я учу ребенка воспринимать куклу как заместителя человека, а затем учу детей игровым действиям с ней: кормлению, раздеванию и одеванию, укладыванию спать и т. д. Для этого мною проводятся наблюдения и анализ действий в повседневной жизни. Эту работу лучше всего делать в процессе режимных моментов. Я обращаю внимание детей на то, что сначала они вымыли руки, а потом сели за стол, надели пижамы, а затем легли в кровать и т. д.

Формирование игровой деятельности у детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях социальной жизни.

Вначале я предлагаю детям роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя и др.) Для обогащения опыта детей мною используются различные методические приемы: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы.

Одним из важных моментов в руководстве игрой детей на данном этапе является подведение к осознанию ими выполняемой в игре роли, а тем самым и подведение к подлинной ролевой игре.

Я даю ребенку различные роли, а для того, чтобы ребенок лучше смог проникнуть в образ персонажа, использую костюмы и различные атрибуты.

Для проведения каждой из этих игр требуется подготовка детей. Для этого формирую у детей представления об этих профессиях, мною используются различные методические приемы: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы. Вместе с родителями подготавливаем соответствующие атрибуты к игре.

Игра в детском саду организовывается, как совместная деятельность, где воспитатель выступает, как играющий партнёр. С детьми младшего дошкольного возраста я подражаю отдельным действиям окружающих людей. Вначале каждой игры стараюсь создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли, при этом сама настраиваюсь на игру. Участвуя в игре, я стараюсь контролировать своё поведение, чтобы оно было естественным и эмоциональным, принимаю любые детские замыслы. В процессе проведения игры я учу ребенка подчинять свое поведение роли, которую он взял на себя, т. е. действовать в воображаемой ситуации. Во время игры стараюсь привлечь застенчивых детей, даю им роли (чаще главные, если они справляются) так как при осуществлении различных ролей дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встаёт необходимость осваивать новый социальный статус, включатся в новый круг общения.

После каждой игры провожу с детьми беседу, в которой спрашиваю у детей, во что они играли, кем были, что делали и т. д.

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Для того чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр, чтобы они были интересны и привлекательны, мы создаем следующие условия:

- содержание игр соответствует интересам и возможностям детей;

- педагогическое сопровождение игр строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;

- создаются необходимые атрибуты к игре;

- предметно-игровая среда дошкольного учреждения постоянно изменяется.

Игра – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребёнок живет в игре. И задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт малышей.

Мониторинг развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников. Методические рекомендации для воспитателя ДОУ Организация предметно-развивающей среды может рассматриваться как условие развития игры детей старшего дошкольного возраста, если педагог:.

Организация сюжетно-ролевой игры среднего дошкольного возраста

Организация сюжетно-ролевой игры среднего дошкольного возраста Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи у дошкольников Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-коммуникативного опыта дошкольников Дошкольный возраст является начальным этапом социального развития ребёнка. Именно поэтому в Федеральном образовательном стандарте дошкольного.

Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного развития дошкольников Сегодня общество испытывает острую нужду в таких обще гуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, эмпатия, доброжелательность.

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников. Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и.

Введение

  1. Выявить сущность и специфику игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
  2. Определить критерии и уровни развития игровых действий у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработать и экспериментально проверить условия развития межличностного общения детей в их игровой деятельности.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проблема общения дошкольников как центральная категория анализа в психологии

1.1. Социально-психологическая характеристика общения. Структура и функции общения.

1.2. Анализ подходов к проблеме изучения общения в зарубежной и отечественной психологии.

1.3. Особенности общения детей в дошкольном возрасте.

1.4. Роль игровой деятельности в развитии общения между детьми в групповом коллективе дошкольного образовательного учреждения

Глава 2.
Опытно-экспериментальное исследование особенностей общения детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

2.1. Методика констатирующего эксперимента.

Межличностное взаимодействие включает в себя: взаимоотношения – общение – взаимооценивание. Поэтому социально-психологическое изучение дошкольников, задействованных в эксперименте, предполагало соответствующие диагностические процедуры, составившие в итоге целый комплекс приемов.
Изучение внутригруппового общения осуществлялось с помощью методов наблюдения, прямо нацеленных на процессы непосредственного взаимодействия.
Важнейшим принципом диагностики межличностного взаимодействия является комплексное исследование всех явлений в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Для этого социально-психологическое исследование группы мы строили в несколько последовательных этапов, каждый из которых обеспечивался собственным методическим инструментарием.
На первом этапе предполагалось включенное и невключенное наблюдение за поведением и общением детей в свободной игровой деятельности.
Программа наблюдения включала такие моменты:
- проявление ребенком потребности в социальных контактах (или их избегание);
- причины потребности в общении со сверстниками;
- уровень развития коммуникативных, организаторских умений;
- характер и степень выраженности личностной направленности (альтруистическая, эгоистическая);
- развитие эмпатии, рефлексии и др.
На втором этапе осуществлялось собственно социометрическое исследование. В нем выявляются и описываются статусная структура группы, индивидуальные статусные категории, ряд групповых социально- психологических индексов.

Социометрическая таблица (матрица) выборов детей

Имена детей N п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Сережа В. 1 1 3 2
Никита П. 2 1 2
Равшан Г. 3 1 2
Саша Ш. 4 1 2
Алина Н. 5 3 2 1
Виталик М. 6 1 2
Денис Г. 7 1 2
Оля Л. 8 1 2 3
Наташа Н. 9 1 2
Лена Н. 10 1 2
Света Д. 11 2 1 3
Катя К. 12 1 2 3
Алсу Г. 13 1 2
Гульназ Х. 14 2 1
Число полученных выборов 0 2 0 2 3 2 6 0 2 4 2 5 4 1
Число взаимных выборов 0 1 0 1 1 0 1 0 1 1 1 1 0 0

Обработка и анализ социометрических данных, полученных в ходе обследования.

в) Коэффициент взаимности (KB).
Он вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выражается в процентах. Это очень важный диагностический коэффициент, так как выражает характер отношений, существующих в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может и свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. Поэтому к нему следует относиться внимательно.
По величине показателя KB можно отнести группу к одному из четырех уровней взаимности:
I - KB = 15-20 % (низкий),
II - KB = 21-30 % (средний),
III - KB = 31- 40 % (высокий),
IV - KB = 40 % и выше (сверхвысокий).
КВ экспериментальной группы = 7 : 33 х 100 = 21,21 % ~ 21 %
Коэффициент взаимности в исследованной нами группе можно охарактеризовать как средний.

г) Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ).
КУ определяется процентным соотношением числа детей, имеющих взаимные выборы, к числу всех детей группы.
На основании данного показателя можно судить, насколько дети удовлетворены своими отношениями. Определять уровень удовлетворенности взаимоотношениями в конкретной группе можно на основе сравнения с нормативными показателями:
I - КУ = 33 % и ниже,
II - КУ = 34-49 %,
III - КУ = 50-65 %,
IV - КУ = 66 % и выше.
КУ экспериментальной группы = 8 : 14 х 100 = 57,14 % ~ 57 %

д) Индекс изолированности (ИИ).
Его вычисляют как процент членов группы, оказавшихся без единого выбора.
Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-7 %; менее благополучной, если индекс изолированности равен 15-25 %. Величина этого индекса - прямой показатель успешности воспитательных усилий.

ИИ экспериментальной группы = 14 детей – 100%
3 ребенка – Х %
3 х 100 : 14 = 21,43 %

Таким образом, исследуемую нами группу можно считать не особенно благополучной, так как индекс изолированности превышает 7%.

На втором этапе констатирующего эксперимента мы вели наблюдение за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.
Для изучения особенностей развития игровой деятельности, а также форм детского общения осуществлялось наблюдение за играми детей в утренние часы и после дневного сна, так как это время является наиболее благоприятным для самостоятельных игр.
В протоколе наблюдения фиксировалось:
- преобладание видов игр, в которые играют дети;
- тематика и содержание игр;
-способы организации детьми игровой деятельности: сговор на игру, обозначение и создание игрового пространства, распределение ролей, поясняющие и обозначающие действия; действия, направленные на построение игрового сюжета; действия, направленные на выполнение роли или создание образа игрового персонажа в игровой деятельности;
- особенности использования детьми материалов, содержащихся в предметно-игровой среде.
Для изучения ориентированности ребенка на сверстника как партнера по игре использовался метод наблюдения за общением детей во время игры. При этом отмечались:
- все обращения детей друг к другу во время игры (просьбы,
распоряжения, указания, вопросы, ответы и др.) и средства организации общения (экспрессивно-мимические, речевые, предметные действия);
- эмоциональный фон общения (положительный, отрицательный, нейтральный), который проявляется в мимике, открытости или закрытости жестов и поз, речевой интонации, преобладающем у ребенка настроении, сопереживании и сочувствии сверстникам;
- проявление инициативы, направленной на сверстника, связанной с предложением темы игры, распределением ролей или игровых персонажей, развитием сюжета, созданием игровых образов;
- аргументация замыслов и предложений для партнера.

Наблюдения за игровой деятельностью старших дошкольников выявили три уровня развития навыков общения.

Для второго уровняразвития навыков общения характерны короткие ролевые диалоги, слитые с построением сюжета. Дети не удерживают цели организационного общения; не умеют согласовывать замыслы со сверстниками, что приводит к прекращению деятельности как совместной или к конфликтам. Следовательно, проявления позиции субъекта в совместной игровой деятельности выражены у детей недостаточно, так как проявления самостоятельности и творчества минимальны (См. Приложение N 1, Протокол N 2).

Для третьего уровняразвития навыков общения и освоения позиции субъекта в игровой деятельности характерно построение сюжета на основе изменения ролевого поведения по ходу игры, смены ролей, когда игре предшествует разработка предварительного замысла.
Недостаточная ориентированность на сверстника как на партнера по совместной игре, противоречие между игровыми замыслами детей и способами их реализации в воображаемом плане и построении организационного общения делают проявления позиции субъекта игровой деятельности неустойчивыми (См. Приложение N 1, Протокол N 3).

Для четвертого уровняразвития навыков общения и освоения позиции субъекта в игровой деятельности характерно построение сюжета на основе взаимной договоренности в отношении ролевого поведения по ходу игры и заинтересованности в игровых действиях, постоянных ролей, когда игре предшествует разработка предварительного замысла и сюжета.
Достаточно полная ориентированность на сверстника как на партнера по совместной игре, отсутствие противоречий между игровыми замыслами детей и способами их реализации в воображаемом плане и построении организационного общения делают проявления позиции субъекта игровой деятельности достаточно устойчивыми и стабильными. (Четвертого уровня игровая деятельность подопытных детей так и не достигла).

Результаты опытно-экспериментальной работы мы отразили в обобщающей таблице N 1.

Таблица N 1
Результаты констатирующего эксперимента,
полученные после социометрического обследования группы
и наблюдения за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста

Актуальность
Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3-м году его жизни.
- Дефицит общения, вызванный глобальной телекоммуникацией и компьютеризацией
- Низкий уровень педагогической компетенции родителей и воспитателей по проблеме руководства игрой
- Низкий уровень сформированности произвольных форм общения с окружающими людьми
- Замена игровой деятельности обучением
- Низкий уровень развития игровой деятельности детей
Причины возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста (Поморцева Н. В.) высокая тревожность, слабая социальная рефлексия, неудовлетворённая потребность в общении, низкий социальный статус ребёнка, недостаточное развитие эмоциональной сферы, различные формы детской нервозности (невропатии, страхи).
Использование игровой деятельности в процессе формирования коммуникативных навыков позволит детям дошкольного возраста
- овладеть основными культурными способами деятельности;
- быть инициативным и самостоятельным в разных видах деятельности – игре, общении;
- быть способным договариваться, учитывать интересы и чувства других, разрешать конфликты, выражать свои мысли и желания;
- уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам.



В данном возрасте большая роль в правильной организации общения принадлежит взрослому. Воспитатель показывает пример доброго отношения к окружающим. Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций. Выделим лишь наиболее распространенные её виды:
1. Сюжетно-ролевая игра
Цель: Развивает навык общения друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других.



2. Подвижные игры
Цель: Развивают навык взаимоотношения в коллективе; согласованию своих действий с действиями других.



3. Дидактические игры
Цель: развивают способности к совместным действиям со сверстником как с партнером по игре.



4. Театрализованные игры
Цель: формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.


В младшем дошкольном возрасте без помощи взрослых трудно научить ребенка общаться со сверстниками. Поэтому желаю вам быть активными участниками игры и показывать образцы культурного общения.

Читайте также: