Опытно экспериментальная деятельность в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мастер-класс Организация опытно-экспериментальной деятельности младших школьников

Я использую деятельностный подход к детям, так как он включает в себя и эксперимент, и исследование, и поисковую деятельность. А также я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку.

Поместим в емкость насекомое, у меня это божья коровка. Сверху наденьте на горлышко пищевую пленку, натяните, и аккуратно сделайте пальцами небольшое углубление и в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло?

Вывод: если смотреть на насекомое через воду сквозь пищевую пленку, то мы получим эффект увеличительного стекла.

Котенок добрался до красивого лесного озера и увидел, как на поверхности воды распускаются э прекрасные цветы. Как вы думаете, какие это были цветы? (кувшинки).

Возьмите, пожалуйста, заготовки кувшинок. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в емкость. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Почему это происходит?

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Опыт №3 с помощью магнита достать металлические булавки из воды

А мы продолжаем. Пока котенок думал, как ему достать булавочки, налетел ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь. Котенок испугался и спрятался под кустом. Прошло немного времени, и дождь закончился, снова появилось солнышко. Котенок решил идти дальше. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы. Он осмотрелся и увидел еще, чьи то следы. Котенок был в недоумении, кто же это? (отгадывание по следам на песке). Предлагаю вам отгадать, чьи же это следы.

Если песок сухой, то он смачивается водой, чтобы было видно отпечатки на песке. У меня живой песок, смачивать его не надо. Отпечатки разных следов у меня изготовлены из пластилина, пожалуйста, рассмотрите отпечатки и выскажите свое мнение, чьи же это следы. (Отгадывание по следам на песке).

Итак, наш герой так устал от свалившихся на его голову приключений, что решил прилечь и отдохнуть, посмотрев на небо, котенок увидел радугу. В следующем опыте предлагаю Вам самим сделать радугу.

Перед вами емкость с водой. Опускаем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появиться радуга. Ваши предположения, почему так происходит?

Вывод: Солнечный свет кажется бесцветным, но на самом деле, состоит их разных цветов. Радугу можно увидеть тогда, когда солнце выглянет во время дождя и после. Солнечный луч отражается в капельках дождя, преломляется и получается семь цветов радуги. Очень простой способ объяснить и показать детям, как появляется радуга.

Котенок уже отправился домой, но проходя мимо озера он увидел, как из под воды на поверхность поднимались пузырьки. Он остановился, полюбоваться на них.

Итак, наш котенок, наконец-то добрался до дома. Ему так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. И, конечно же, у него осталось очень много вопросов, на которые он обязательно должен найти ответы.

Экспериментальная деятельность побуждает ребёнка интересоваться новым и неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, он привыкает действовать самостоятельно.




План исследовательской деятельности в первом классе
Экспериментальная часть








Приложение.
1. Оборудование для исследовательской деятельности:

1. Прозрачные и непрозрачные емкости.
2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного
размера, резиновые перчатки.
3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).
4. Резиновые груши разного размера.
5. Пластиковые, резиновые трубочки.
6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
7. Пластиковые контейнеры.
8. Рулетка, линейка.
9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи,
термометр.
10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.
11. Цветные прозрачные стеклышки.
12. Лупы, зеркала, магниты.
13. Лопатки, грабли, лейки.
14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для
самостоятельной исследовательской деятельности.

2. Материал, подлежащий исследованию:

1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный
уголь.
2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские
шампуни, пенка для ванн).
3. Йод, марганец, медный и железный купорос, сода, гуашь, акварель.
4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки,
мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки
орехов.
5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон,
кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

3. Правила безопасности жизнедеятельности учащихся:
1. Работа под наблюдением взрослого.
2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
3. Грязными руками не трогать глаза.
4. Не брать руки в рот.
4. Показатели сформированности исследовательской деятельности:
• Умение видеть проблему;
• Умение формулировать и задавать вопросы;
• Умение выдвигать гипотезы;
• Умение делать выводы и умозаключения;
• Умение доказывать и защищать свои идеи;
• Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.





Результаты экспериментальной деятельности, способствующие развитию стремления к ней

Экспериментальная деятельность – это практическая работа, ориентированная на проверку гипотезы, т.е. предположения, которое требуется проверить для определения его достоверности или недостоверности.

Экспериментальная деятельность является важным средством развития познавательной заинтересованности ребенка. Это обусловлено тем, что она связана с проведением исследований, в ходе которых развивается наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. В ходе экспериментирования ребенок познает что-то новое, а в его завершении происходит формирование новых знаний, новой информации о тех или иных процессах или явлениях. Это возбуждает интерес ребенка, пробуждает в нем потребность в получении новых знаний и новой, более подробной и расширенной информации об устройство окружающего мира, его процессах, объектах и явлениях.

В ходе экспериментирования ребенок получает, как прямые, так и побочные результаты своей работы т.е. он узнает что-то о свойствах объекта, на который была направлена экспериментальная работа, а также получает о других объектах, связанных с исследуемым, или иных его свойствах и параметрах, которые не являлись предметом рассмотрения. Такая работа позволяет расширить знания ребенка и укрепить его веру в себя, в собственные силы и способности. А это, в свою очередь, стимулирует познавательную активность.

Основными итогами экспериментальной деятельности детей младшего школьного возраста являются:

  1. Формирование знаний и навыков об исследовании, методах и технологиях его реализации. Чаще всего, у младшего школьника эти знания формируются неосознанно. Они закрепляются в сознании и выполняются в дальнейшем на автоматическом уровне. Однако, эти знания очень полезны в формировании навыков и стремлений ребенка к познанию, расширении познавательных горизонтов.
  2. Личностное развитие ребенка. В ходе исследования происходит получение новых знаний и навыков деятельности: ребенок познает себя и свое устройство, учится действию в различных направлениях и ситуациях. Он приобретает знания о своих свойствах и умениях, учится применению тех или иных способностей для решения конкретных задач. Происходит осознание того, что исследование является важным навыком и личностным свойством.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, итоги экспериментальной работы демонстрируют учащимся ее важность и значимость. Младший школьник полноценно развивается и формирует в своем сознании осознанную заинтересованность реализации экспериментальной деятельности, открывающей ему новые пути и способы познания мира, дающей новые знания и навыки, позволяющей сделать новые открытия.

Условия эффективного использования экспериментальной деятельности в процессе обучения младших школьников

Экспериментирование формирует познавательную заинтересованность учащихся. Оно способствуют расширению их кругозора и всестороннему развитию, делает процесс обучения интересным и увлекательным. Но чтобы экспериментирование было использовано, как средство формирования познавательной заинтересованности учащихся, необходимо мотивировать их к данной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская и экспериментальная деятельность. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматривается как важнейшие черты детского поведения. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

Шарипова Алия Ирековна.

учитель начальных классов

1 квалификационной категории.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматривается как важнейшие черты детского поведения.

Многие специалисты недоумевают “Могут ли младшие школьники делать то, что часто с большим трудом делают студенты высших учебных заведений?” Александр Ильич Савенков считает, что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одарённых детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности.

Исследование- процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Идея исследования как метода познания мира и метода обучения принадлежит древности. Самое раннее и классическое выражение этой идеи находим у Сократа. Творческие исследовательские работы учащихся - собирание фольклорных произведений, записи собственных наблюдений, создание различных выставок, проведение конференций и т.д. - упоминаются в программах, рассматриваются в пособиях 20-х годов.

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская и экспериментальная деятельность. Изучив материалы по данной теме , я пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой проблемой, я определила цели и задачи.

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

- обучение проведению учебных исследований младших школьников

- развитие творческой исследовательской активности детей

-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Под общими исследовательскими умениями и навыками понимают следующее:

1. Умение видеть проблемы. Нельзя требовать от ребёнка, чтобы он, начиная исследование, чётко сформулировал проблему. Сама формулировка проблемы часто возникает лишь тогда, когда проблема уже решена. Не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, чёткого обозначения цели. Вполне достаточно её общей приблизительной характеристики.

2. Умение задавать вопросы. В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

3.Умение выдвигать гипотезы. Гипотеза - это предположительное, вероятностное знание, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом.

4.Умение давать определения понятиям. Определить понятие – значит, указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание.

5.Умение классифицировать. Классификацией называют операцию деления понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы.

6. Развитие умений наблюдать. Наблюдением называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. Для того, чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность.

7. Развитие умений и навыков экспериментировать. Эксперимент -важнейший из методов исследования. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения.

8. Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо.

9. Умение делать умозаключения и выводы.

10. Развитие умений создавать тексты. Особый вид умений - умения работать с текстом или с книгой.

Исключительную важность при использовании исследовательского метода приобретает одно условие: не преувеличивать возможности учащихся, остерегать их от скороспелых суждений, от самоуверенности.

Если мы хотим, чтобы процесс развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать его исследовательскую активность, поддержать в ребёнке жажду новых впечатлений, любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину. Естественно, что одной поддержки недостаточно. Ребёнка необходимо учить специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности.

В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

Постановка цели и задач.

Подготовка к защите и защита работы.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

С 1 по3 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования.

Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка. Подготовка к защите включает следующие этапы.

1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

а) разъяснение посредством примера,

2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4.Расставить по важности основные идеи.

5. Предложить сравнения и метафоры.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

8. Подготовить текст доклада.

9. Подготовить средства наглядного представления доклада.

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

Продолжая тему развития у детей исследовательской активности, хочется затронуть ещё одно направление экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты.

– образцы песка, глины, чернозёма;
– полезные ископаемые нашего края: известняк, ракушечник;
– камни – галька, гравий, керамзит, гранит; железо, уголь, мел, резина;
– семена цветов, образцы деревьев: шишки, жёлуди, крылатки;
– зерновые культуры.

Упражнения для развития умений экспериментировать.

Что можно сделать из куска бумаги? На какое животное, похоже темнеющее перед грозой небо? Почему?

Вода может впитываться, а может испаряться. Изучим экспериментально эти свойства.

3. Из спичек постройте шестиугольник так, чтобы его можно было вписать в окружность с радиусом, равным длине спички. Докажите правильность своего построения.

В настоящее время проблема исследовательской деятельности на уроках является наиболее актуальной.

Я предполагаю, что разнообразие форм исследования на уроках в начальных классах с учетом современных методик повышает эффективность усвоения материала, качество знаний младших школьников.

Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной и поселковой библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Все ученики моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах. Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.

Читайте также: