Опыт отечественных педагогов по организации театрально игровой деятельности в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Педагогическая идея, которой я руководствуюсь в работе по театрализованной деятельности с детьми, состоит в том, что театр является помощником в воспитании детей.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид творчества. Она является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Применение театрализованной деятельности как образовательного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир. Кроме того театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции.
Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для данного вида работы.
Влияние театрализованной деятельности на творческое и всестороннее развитие личности ребёнка очевидно, именно поэтому моя работа нацелена на развитие художественно-эстетического вкуса, эмоциональных чувств и комфортное пребывание детей в детском коллективе средой театрального искусства.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка.
Поэтому педагог обязан:
- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т. д.);
- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

3. Теоретическая база опыта.
В современной отечественной педагогике и психологии исследованием вопроса приобщения дошкольников к театрализованной деятельности занимаются многие педагоги, на опыт которых я пытаюсь опираться в своей деятельности по приобщению детей к театральному искусству.
В своей работе я использую литературу:
• Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.
• Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. -128 с.
• Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду / Е. В. Мигунова. - НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. – 126 с.
Для реализации участия детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности я могла бы порекомендовать для изучения следующую литературу:
• Ушакова О. С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2009.- 176 с.
• Лыкова И. А. Теневой театр вчера и сегодня С. -П. :2012г.
• Лыкова И. А. Театр на пальчиках М. 2012г.
• Т. А. Егорова Комплексные занятия по сказкам для детей 4-6 лет. - Волгоград: Учитель, 2013. – 67 с.
•Ярыгина О. Г. Мастерская сказок М.:2010г.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения:
Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа.
Для выбора наиболее эффективных методов развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста выявляется уровень их эмоционального состояния, проводится предварительная работа, включая изучение методической литературы по проблеме, а также приобретается или изготавливается (своими руками, помощь родителей) необходимый дидактический материал для организации предметно - развивающей среды. Центр театрализованной деятельности является одним из основных при организации развивающей среды. В группе оформлен театрализованный уголок, приобретены и изготовлены различные виды театра: настольный, пальчиковый, театр масок и др. Разнообразные игры повышают эмоциональный тонус, снимают напряжение, активизируют внимание детей. Театрализованная деятельность включается практически во все разновидности непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельную деятельность, деятельность детей и взрослых в свободное время, в сценарии праздников и развлечений.

Не последнее место занимает составление программы мероприятий по реализации опыта, предпринимаются попытки по воплощению задуманного в жизнь, а на заключительном этапе проводится мониторинг по результатам работы.
Для достижения оптимальности и эффективности задуманных идей используются следующие формы работы:
1. Организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
2. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театрализованная игра на праздниках и развлечениях;
3. Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни;
4. Мини-игры, мини-сценки в ходе непосредственной образовательной деятельности;
5. Совместное изготовление костюмов, реквизитов, декораций для организации предметно-развивающей среды;
6. Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с родителями.

Роль педагога в организации театрализованной деятельности:
Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности:
При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. обладать основами актёрского мастерства.
Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:
•Воспитание у ребёнка основ общей культуры;
•Приобщение детей к искусству театра;
•Развитие творческой активности и игровых умений детей.

Основные направления работы с детьми:
- Театральная игра
Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве; строить диалог с партнёром на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение.
- Ритмопластика
Задачи: развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
-Культура и техника речи.
Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
- Работа над спектаклем.
Задачи: учить сочинять этюды по сказкам, развивать навыки действий с воображаемыми предметами, развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивлённо, восхищённо, жалобно и т. д.).

5. Результативность опыта.
Вышеописанные действия, направленные на приобщение детей к театрализованной деятельности дают положительные результаты в воспитании и развитии детей. Для выбора наиболее эффективных методов формирования способностей ребенка дошкольного возраста, необходимо знать возрастные особенности детей. С этой целью с каждым ребенком в начале и конце учебного года проводится диагностика развития детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.
В результате запланированной работы по развитию детей через театрализованные игры происходит:
• развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей;
• значительное расширение представлений детей о театральной культуре;
• создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры;
• дети учатся осуществлять выбор ролей, осознавать себя в определённой роли, производя соответствующие ролевые действия;
• умеют перевоплощаться в роли, используя выразительные средства (интонации, мимику, движение, применяя атрибуты, реквизит;
• умеют пересказывать и сочинять небольшие сказки, истории, рассказы; отвечать на вопросы по содержанию, драматизировать;
• овладевают способами действий с различными игрушками, театральными куклами, бытовыми предметами и т. д.;
• умеют взаимодействовать с другими детьми в самостоятельной театрализованной игре;
После проведённой работы у детей происходят значительные сдвиги в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций. Параллельно происходит развитие всех психических процессов: внимания, памяти, мышления и воображения.
Особое внимание уделяется раскрытию эмоциональности ребенка, раскрытию его творческого потенциала, актерского мастерства, что считается определяющим для обучения детей театрализованной деятельности.

6. Анализ результативности.
Результатом проводимой мною работы явилась положительная динамика игровой деятельности детей. Использование нетрадиционных игровых методов и приёмов с дошкольниками позволило добиться высоких стабильных результатов, реализации поставленных задач. Дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях общения. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Дошколята стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре.
Повысился интерес детей к играм, что подтверждает эффективность использования нетрадиционных методов и приёмов в развитии игровой деятельности. Родители стали больше внимания уделять играм с детьми. Представленный опыт доказывает, что необходимо использовать нетрадиционные разнообразные игровые методы и приёмы, которые позволяют сделать процесс игровой деятельности интересным и доступным.
В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко использовала в своей работе игры-показы.
Результат опыта:
- повысился уровень речевого развития и речевого этикета детей;
- появилось умение контролировать эмоциональное состояние детей;
- появилось осознанное поведение и общение в обществе.
- повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.

7. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
При использовании данного опыта работы я столкнулась с некоторыми проблемами и трудностями:
• Трудностями же использования данного опыта я бы назвала следующие:
- что делать, если ролей не хватает на всех детей;
- кто будет играть отрицательных персонажей?
Первая трудность вполне решаема. Здесь возможна подгрупповая организация занятий по театральной деятельности. Кроме того, воспитатель может придумать какие-либо дополнительные роли, чтобы охватить всех детей.
Вторая же трудность несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все — и дети, и взрослые — артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее. Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театрализованной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребенка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно образ как бы прилипает к нему, и, в конце концов, этот ребенок начинает вызывать насмешки у других детей, поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.

8. Адресные рекомендации по использованию опыта
Полученные результаты будут иметь практическую ценность:
– для педагогов дошкольных образовательных учреждений
для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;
Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:
– информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения игр, организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми;
– мастер-классы, мероприятия
– консультации;
– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;
– сайт ДОУ.

9. Наглядное приложение.
В своём опыте предлагаю материалы по организации и проведению работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников в детском саду в разнообразных формах: образовательная деятельность, консультации, перспективное планирование, игры и игровые упражнения, организация театрального кружка, драматизация детских произведений совместно педагогов с воспитанниками.

Цель программы развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в гармонизации отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
Основные задачи программы: развитие эстетических способностей;
развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания; активизация мыслительного процесса и познавательного интереса; овладение навыками общения и коллективного творчества.

Вложенные файлы: 1 файл

Презентация программы по театрализ деят в ДОУ.ppt

Опыт отечественных педагогов по организации

театрально-игровой деятельности в детском саду

Опыт отечественных педагогов по организации
театрально-игровой деятельности в детском саду

Цель программы развития эстети ческих способностей средствами театрального искусства заключ ается в гармонизации отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и ме жличностных противостояний.

Основные задачи программы: развитие эстетических способно стей;

  • развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания; активизация мыслительного процесса и познавательного интереса; овладение навыками общения и коллективного творчества.

Включает в себя 5 разделов:

1.Театральная игра 2. Ритмопла стика 3.Культура и техника реч и 4. Основы театральной культу ры 5. Работа над спектаклем.

  • последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный);
  • поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам;
  • совершенствование артистических навыков в плане переживания и воплощения образа,
  • моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Программа состоит из четырёх разделов (от 3 до 7 лет).

Театрализованные игры в детском саду – авторская педагогическая
технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой.

Технология учитывает психологическую комфортность, предполагающую:

  • снятие стрессообразующих факторов; раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
  • развитие мотивов – игра и обучение не должны быть из-под палки, внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого, внутренние мотивы должны включать мотивацию успешности, продвижения вперед.
  • Развитие психофизических способностей и процессов, речи, творческих способностей
  • Участие детей в театральной игре
  • Амплификацию театрального опыта
  • Изготовление и подбор атрибутов совместно с родителями.

Цель программы – развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.

Задачи и методы:

  • последовательное знакомство с видами театра;
  • поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;
  • совершенствование артистических навыков детей;
  • раскрепощение ребенка;
  • работа над речью, интонациями;
  • коллективные действия, взаимодействия;
  • пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, сочувствовать, сопереживать

Программа развивает артистические способности детей поэтапно

1. Последовательное знакомство детей с различными видами театра

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества

3. Совершенствование артистических навыков детей посредством переживания и воплощения образа в сказках

1. Инсценировка песен

2. Театральные этюды

4. Фольклорные праздники

5. Сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления

1. Создание театрального коллектива

2. Изготовление декораций, ширмы

3. Приобретение кукол для театра

4. Организация оркестра.

1. Индивидуальные беседы с родителями

2. Консультации для воспитателей

3. Сотрудничество с городским театром кукол, с ТЮЗом, со школой

2. Поиск высокохудожественных музыкальных произведений для аранжировки театральных представлений

3. Изучение русских народных игр

  • Диагностика развития артистических способностей
  • создать условия для развития творческой активности детей в теат-
  • рализованной деятельности;
  • приобщать детей к театральной культуре;
  • обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе;
  • создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими и др.).

Театрализованная деятельность включает работу по двум основным

  • театральная азбука
  • театрально-игровая деятельность (игры в кукольный театр, игры-драматизации, игры-спектакли, мастерим для театра).

Театрально-игровая деятельность связана с другими видами художественной деятельности

Четко проявляются три этапа развития художественно-
творческого образа: первичное формирование образа на основе литературного произведения; обогащение, конкретизация образа в продуктивной
форме; взаимообогащение его переносом выразительных средств из одного вида эстетической деятельности в другой

Успешность и результативность театральных занятий зависит от сотрудничества педагогов

Автором выделены возможности театрализованной деятельности с детьми с недостатками интеллектуального развития:

  • формирование представлений детей об окружающем мире, отношение к нему и умение взаимодействовать с ним;
  • влияние на ход формирования представлений, мотивов, средств, используемых детьми в процессе общения со сверстниками и взрослыми, своевременное включение театрализованной игры в коррекционно-развивающий процесс;
  • актуальность уровня развития элементов театрализованной игры и трудности, возникающие у детей при овладении ею;
  • последовательное формирование способности к символико-моделирующим видам деятельности, в развитии воображения

Мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности (речевой, двигательной, музыкальной и др.) и творчестве в трех аспектах (О.Акулова):

  • создание драматического содержания;
  • исполнение собственного замысла;
  • оформление спектакля.

Организация работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.

Но чем заслужил театр такую любовь к себе? Почему так велика так потребность в нем?

Во-вторых, потребность в театре связанна с тем, что в нем, как ни в одном другом виде искусства, с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью люди видят отражение своей жизни.

При каждой новой встрече со своим зрителем сценическое искусство возникает как бы заново и дарует ни с чем не сравнимое чувство переживания, соучастия в самом процессе творчества. Именно в этом и видели чарующую, волшебную силу театра выдающиеся деятели и мыслители прошлого.

Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием развитием ребенка-дошкольника.

Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует о том, что семейные театральные постановки для детей и с их участием играли важную роль в их развитии. домашние театры первыми приобщали детей к театральному искусству. Они не только приносили радость понимания искусства театра, но и воспитывали художественный вкус, учили ребенка лучше понимать окружающий его мир.

"Светлой радостью детства" называл свой детский театр марионеток великий русский писатель Михаил Юрьевич Лермонтов.

По воспоминаниям современников, жизнь пятилетнего Михаила Лермонтова в Тарханах была наполнена весельем, играми и забавами. Но особенно он увлекался лепкой из красного воска. Военные колесницы и боевые слоны, украшенные бусами, стеклярусом и фольгой, были выполнены так тщательно, что вызывали искреннее восхищение всех обитателей барского дома.

Но однажды Мишель решил "оживить" их. И с этого момента началось его увлечение театром марионеток. С помощью ниток и простых приспособлений фигурки приходили в движение.

Возможность действовать с ними приводила мальчика в восторг, доставляя ни с чем не сравнимую радость. Движение порождало сюжет, и вскоре он начал сам сочинять истории, которые тут же и разыгрывал перед присутствующими.

Таких примеров из жизни детей можно привести много, и все они будут свидетельствовать об огромном значении театрализованной деятельности для развития и воспитания ребенка. Вместе с тем для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства, в процессе восприятия которого ребенок выступает в роли зрителя, и как театрализованная деятельность, в которой он сам участвует.[29,с.121]

Специальные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что обе роли - зрителя и актера - являются для развития ребенка очень значимыми.[5, с.33]

Пять лет - это тот благоприятный возраст. когда посещение театра может одарить ребенка ни с чем не сравнимыми впечатлениями и оставить след на всю жизнь.

В воспоминаниях выдающихся ученых, писателей, поэтов, художников мы находим много добрых слов в адрес родителей, родных и близких, которые приобщили их в детстве к этому прекрасному виду искусства. Приведем воспоминания о своих первых впечатлениях с театром известного театрального художника Татьяны Георгиевны Бруни.

"Первый раз меня привели в Мариинский театр на "Спящую красавицу", было мне тогда пять лет. О том, что Аврору танцевала Ольга Преображенская, принца Дезире - Михаил Фокин, Кошечку - Тамара Карсавина, а Голубую птицу - Вацлав Нижинский, я узнала много позже, но ощущение подлинного потрясения от увиденного сохранила навсегда. Это был другой мир, было нечто такое, что и сегодня не могу передать словами, настолько виденное меня восхитило.

Многое в памяти от этой первой встречи сохранилось навсегда. Полвека спустя студия "Ленфильм" пригласила меня в качестве художника "балетной части" снимавшегося советско-французкого фильма о Мариусе Петипа - "Третья молодость". Нужно было показать фрагменты "Спящей красавицы" в том виде, в котором балет шел при Петипа. Оказалось, что все главное, существенное, нужное для работы я запомнила. Я запомнила почти все костюмы главных персонажей, запомнила, что первое появление Авроры было в ярко-красном костюме, а Мальчик - с - пальчик был в бирюзовом и в красной шапочке. Эскизы костюмов делала по памяти. Когда увидела потом эскизы Всеволожского, оказалось, что в главном се у меня было верным". [17, с.5]

Можно приводить еще очень много других примеров, но их суть будет в одном: театр дарит каждому ребенку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус, воображение и фантазию.

Первый в мире постоянный театр для детей открылся в Москве 6 ноября 1918 года. Его организатором, а в последствии художественным руководителем была Н.И. Сац. В нем шли спектакли театра петрушек, теней, марионеток, балетные представления. В их создании принимали участие такие замечательные деятели искусства, как художники В. Фаворский, И. Ефимов, композитор Ан. Александров, балетмейстер К. Голейзовский.[20, с.39]

Затем детские театры в Харькове, Краснодаре, Петрограде и других городах.

Так произошло с Н.Я. Симонович-Ефимовой, И.С. Ефимовым и Н.В. Поленовой, жизнь и творчество являются для нас гражданским подвигом во имя любви к детям и искусству театра.

Нина Яковлевна Симонович-Ефимова была талантливым художником, одаренным живописцем, человеком высокой культуры, а ее муж, Иван Семенович Ефимов, - одним из лучших русских художников-анималистов. Поэтому, когда они организовали свой театр кукол, их вкус, мастерство, художественная культура проявились особенно ярко и самобытно.

Интерес представляет даже тот факт, что деятельностью детских театров в то время руководил народный комиссар просвещенья, а не министерство культуры. В каждом театре была педагогическая часть, но вопросы, связанные с репертуаром, музыкальным и художественным оформлением спектаклей, обсуждались коллегиально. Это позволяло, с одной стороны, учитывать интересы детей, особенность их восприятия, а с другой - создавать высокохудожественные произведения. Благодаря этому союзу даже художники сцены должны были мыслить как педагоги, а педагоги - чувствовать силу искусства как художники. В результате наша страна приобрела уникальный опыт театральной педагогики, а театры средствами искусства расширяли кругозор детей, помогали им вырасти людьми, любящими и понимающими искусство, наполнить их сердца радостью. Не случайно А. Брянцев назвал первый ТЮЗ "театром детской радости" [20, с.45].

С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр прочно вошел и в жизнь детей дошкольного возраста.

Развитие речи - главный показатель умственного развития ребенка.

Результаты педагогических исследований, проведенных в Институте дошкольного образования и семейного воспитания РАО в лаборатории развития речи под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой, послужили основой для принципиально нового программного содержания обучения родному языку детей на протяжении всего дошкольного детства. Это содержание способствует формированию у детей языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи, интереса к разным сторонам языковой действительности, речевого самоконтроля. Всё это придает речевому развитию ребенка творческий характер.

Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах как на специальных речевых занятиях, так и вне занятий, в процессе игры.

Игра — самодеятельная детская активность, в которой взрослый может занять то или иное место исключительно как партнер, в той мере, в какой он вызывает у ребенка интерес и уважение. Взрослый может влиять на игру косвенно, через ролевое поведение и отдельные предложения, реплики, вопросы. В творческой детской игре развивается язык ребенка, грамматически оформленная речь. Игры, вызывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными.

Театрализованная игра относится к творческому виду игр.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями (окружающий мир), формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей ставит ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Художественная выразительность образов, комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Театрализованная игра появляется в определённый период и как бы вырастает из сюжетно – ролевой игры.

Все театрализованные игры можно поделить на две основные группы: режиссёрские игры (настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе) и игры – драматизации.

В режиссёрских играх ребёнок или взрослый сам не является действующим лицом, он создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребёнок действует сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомимику.

  1. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогами

Задачи методической работы:

  • Создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.
  • Повышение качества и эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми.

Система методической работы (мотивы, цели, задачи, содержание, методы и формы работы, результаты) строится на основе анализа:

  • достигнутых дошкольным учреждением результатов;
  • результатов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении и имеющихся условий;
  • интересов, потребностей и запросов коллектива;
  • уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов;
  • зрелости и сплочённости педагогического коллектива.

Важным становится вопрос оценки эффективности системы методической работы.

Можно использовать следующие критерии:

  • Критерий результативности системы методической работы: результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребёнка за отведённое время без перегрузки детей, т.е. выполняются и или превышают гос.стандарты в обучении и воспитании детей.
  • Критерий рациональности затрат времени, сил педагогов на осуществление методической работы: заметный рост мастерства педагогов, который происходит при разумных затратах времени, усилий на эту деятельность и самообразование, без перегрузки педагогов этими видами деятельности.
  • Критерий улучшения психологического микроклимата, роста творческой активности педагогов. Их удовлетворённости результатами своего труда, развитие педагогического опыта.

Планируя методическую работу с педагогами ДОУ по данному вопросу можно использовать известные, широко вошедшие в практику формы: групповые ( педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, работа по единым методическим темам, деловые игры) и индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировки, наставничество и т.д.).

Читайте также: