Охарактеризуйте значение математики в науке экономике и практической деятельности кратко

Обновлено: 19.05.2024

Загрузить презентацию (731 кБ)

В нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что даже не замечаем, что пользуемся ею постоянно. А ведь до сих пор ученики задают вопрос “А зачем нам нужна математика? Только в магазин сходить?”. Так для чего же мы изучаем дроби, площадь, периметр, объем? Для чего нужны геометрические сведения? Где каждому человеку математика необходима в повседневной жизни? А что будет, если математику совсем не знать? Необходимо рассмотреть все виды своей деятельности и доказать, что без математики не обойтись в быту.

  • Изучить, где математика встречается в жизни и доказать ее необходимость.
  • Математика в нашей жизни необходима не только в определенных профессиях, но и в повседневной жизни.
  • Изучить виды деятельности, где человеку не обойтись без математики.
  • Ответить на вопросы: зачем нужна математика? что может дать математика каждой отдельной личности?

Математика и режим дня

Например, наш распорядок дня - режим, не что иное как определение времени и его планирование в течение дня при помощи несложных математических вычислений.

Уроки в школе – это тоже распределение времени между изучением разных предметов и отдыхом на переменах.

После школы нам нужно успеть пообедать, сходить на дополнительные занятия (например, я хожу в художественную школу и занимаюсь карате), сделать уроки, поужинать, отдохнуть и лечь спать, чтобы хорошенько выспаться и с новыми силами и в хорошем настроении начать новый день.

И вот так мы весь день следим за временем по часам и учимся правильно его распределять, чтобы не опаздывать и не прибегать раньше, чем нужно.

Семейный бюджет

Моя бабушка до сих пор ведет тетрадку, в которой планирует семейный бюджет. Она говорит, что так ее научила делать мама, а если просто тратить деньги, то их может не хватить на какие-нибудь большие покупки или, например, на отпуск.

В этой тетрадке бабушка сделала таблицу. В одной графе – прибыль, т.е. сколько денег приходит в семейный бюджет. В другой графе – расходы, т.е. сколько денег можно потратить.

  • оплата коммунальных платежей (за квартиру, электричество, телефон)
  • на питание (бабушка уже знает сколько обычно нужно потратить)
  • на семейный праздник (если в этом месяце планируется большое семейное торжество и планируется много гостей, то на это нужно отложить деньги заранее)
  • на летний отдых (для отдыха нужно копить деньги несколько месяцев, т.к. он дорого стоит)
  • остаток (любые покупки, которые мы заранее не планировали).

Покупка продуктов

  • колбаса 0,5 кг
  • хлеб (белый и половинку буханки черного)
  • молоко 2 литра
  • кефир 1 литр
  • яйца 2 десятка
  • яблоки 1,5 кг

Дома нам придется рассчитать сколько денег нужно взять с собой чтобы чувствовать себя спокойно. Чтобы в магазине не пришлось переживать хватит ли нам денег и не придется ли что-то оставить, а потом приходить еще раз.

Приобретение одежды

Нет ничего приятнее, чем покупка красивых новых вещей! Вот приходим мы в магазин, видим красивую кофточку, радостно хватаем ее.

Но тут подходит продавщица и интересуется какой размер нам нужен и этот вопрос приводит нас в замешательство. Мы, конечно, можем попросить ее подобрать нам одежду по размеру. Но не будешь, же с каждой вещью бегать к продавцу.

Тут нам снова приходиться обратиться к математике и вспомнить свой рост – он нам нужен для того, что вещь не оказалась очень длинной или же короткой.

Приготовление пищи

Каждый день мы готовим пищу.

Мама и бабушка большинство рецептов помнят наизусть и готовят, как им кажется, “на глазок”. Но когда я прошу меня научить, то тут к всеобщему удивлению снова начинается урок математики.

  • 300 гр. говядины
  • 200 гр. свинины
  • 150 гр. лука
  • 5 гр. соли
  • 3 гр. перца
  • 100 гр. Хлеба
  • 1 яйцо
  • растительное масло 20 гр. для жарки.

Ремонт дома

Если мы соберемся делать дома ремонт, то тут нам точно не обойтись без математики. Нам потребуется сделать много расчетов. От точности которых будет зависеть ровные ли у нас будут стены и потолки, а также хватит ли нам обоев, чтобы оклеить комнату и плитки, чтобы положить на пол в ванной комнате.

Математика и мое увлечение

Я занимаюсь в художественной школе. Казалось бы, эта область искусств совсем далека от математики. Однако это не так. Перед началом работы мне требуется рассчитать размер бумаги в зависимости от того, какого формата будет предполагаемая картина. Я измеряю длину и ширину планшета, прибавляю к длинам сторон по 5 см и вырезаю лист бумаги нужного формата.

Ода математике

Как-то раз, придя домой,
Петя пнул портфель ногой.
Не хочу совсем учиться!
Не хочу я постигать,
Математику-науку, не хочу я изучать!
Надоело мне считать.
Надоело мне решать.
Надоело находить неизвестные в задачах.
Лучше буду я играть -
В небо змеев запускать!
Математика услышав то, что Петя говорит
Собрала свои пожитки,
За собой закрыла дверь,
Поспешила в лес дремучий,
Где гуляет страшный зверь.
Рано утром мама Пети
Приготовить суп решила.
В холодильник заглянула и увидела, что в нем
Нет морковки и капусты,
Мяса нет, и нет в нем лука.
Как готовить мне обед?!
Папа маму успокоил.
- Не волнуйся, дорогая,
Я исправлю положенье.
В магазине все куплю.
Сколько нужно тебе мяса?
И капусты, и морковки
Чтобы приготовить суп?
Мама книгу достает
Где записаны рецепты,
И пытается составить
Список папе в магазин.
- Значит так, возьми капусты.
Ммм. наверно килограмм.
Тут написано две трети -
Сколько это, я не помню.
Может Петеньку спросить?
Но, увы, она не знала,
Что прогнал он ту науку,
Что дала бы ей возможность
Эти цифры подсчитать.
Как наш Петя ни старался,
Он ничем помочь не смог.
Без расчетов суп остался,
А рецепт на полку лег.
Время, попусту не тратя,
Мама папе говорит:
- На глазок возьми капусту,
Пусть кусок отрежут мяса,
Лук с морковью не забудь.
Папа с этим наставленьем
В магазин пошел довольный.
И не знал, что денег мало
Он с собою захватил.
- С вас, - за кассой тетя строго, говорит,
- Пятьсот рублей.
Папа достает бумажник,
Деньги пробует считать.
Сто и сто, наверно хватит.
Здесь как раз рублей пятьсот.
Тетя строго посмотрела:
- Гражданин, считайте лучше!
Что вы в школе не учились?
Сто и сто, всего лишь двести! -
Тетя громко говорит.
Стыдно Петиному папе.
В толк никак он не возьмет
Почему же не выходит
У него простейший счет.
Обыскал он все карманы,
Тете в кассе деньги отдал,
Поспешил скорей домой,
Где его заждалась мама,
Чтобы Пете суп готовить.
- Наконец-то, начинаем!
Где-то час готовить мясо.
(Сколько это я не помню. )
Закипело.
Помешаем и капусту мелко крошим,
Следом быстро трем морковку,
Соль и перец сразу бросим,
Лук почистим и картошку.
На глазок все побросаем.
Пусть подольше покипит.
А в рецепте было в цифрах
Все рассказано, как надо суп готовить.
Но, увы, прогнал науку
Петя в темный страшный лес.
Петя с папой ждут обеда.
Вот к столу зовет всех мама,
И в тарелки разливает
С пылу, с жару вкусный суп.
Все застыли в предвкушеньи, но что это?
Разве суп?!
Вид ужасный, да и запах,
Отбивает аппетит.
Петя ложку опускает,
В рот кладет, как закричит:
- Соль одна, и мясо жестко!
- Этим кормят поросят,
А не пап и не ребят!
Мама в слезы.
- Вы простите! Получилось не нарочно.
Просто я забыла цифры
И совсем не понимаю, как обед мне приготовить.
Я не знаю, как же будет
“Положить всего две трети,
И варить от часа четверть”.
Папа маму утешает
И на Петю смотрит строго.
Говорит:
- Наверно знаю, кто оставил без обеда
В воскресенье всю семью.
Кто прогнал от нас науку,
Кто решил, что знать неважно
Цифры, счет и время нам.
Видишь, Петя, как важна
Математика. Она
Помогает нам готовить,
Помогает нам считать.
Нет такой работы в доме
Чтобы к ней не прибегать.
Понял Петя и с повинной
К математике пошел.
- Возвращайся поскорее!
Понял я, что без тебя
Не могу прожить и дня!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Введение

Тема: Роль математики в науке, технике и экономике

Роль математики в смежных областях науки

МАТЕМАТИКА (греч. mathematike, от mathema - наука), наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения.

Математика – это наука, которая изучает величины, количественные отношения и пространственные формы .

Математика представляет собой основу фундаментальных исследований в естественных и гуманитарных науках. В силу этого значение её в общей системе человеческих знаний постоянно возрастает. Математические идеи и методы проникают в управление весьма сложными и большими системами разной природы: полетами космических кораблей, отраслями промышленности, работой обширных транспортных систем и других видов деятельности. Приложения различных областей математики стали неотъемлемой частью науки, в том числе: физики, химии, геологии, биологии, медицины, лингвистики, экономики, социологии и др.

hello_html_m7a9b52c3.jpg

hello_html_7798dcf6.jpg

hello_html_65514cfd.jpg

hello_html_m3dd04e5.jpg

hello_html_m76be74c8.jpg

Исторический аспект становления математики как науки

До начала 17 в . математика - это преимущественно наука о числах, скалярных величинах и сравнительно простых геометрических фигурах. Изучаемые ею величины (длины, площади, объемы и пр.) рассматриваются как постоянные. К этому периоду относится возникновение арифметики, геометрии, позднее - алгебры и тригонометрии и некоторых частных приемов математического анализа. Областью применения математики являлись: счет, торговля, землемерные работы, астрономия, отчасти архитектура.

В 17 и 18 вв. потребности бурно развивавшегося естествознания и техники (мореплавания, астрономии, баллистики, гидравлики и т. д.) привели к введению в математику идей движения и изменения, прежде всего в форме переменных величин и функциональной зависимости между ними. Это повлекло за собой создание аналитической геометрии, дифференциального и интегрального исчислений.

В 18 в . возникают и развиваются теория дифференциальных уравнений, дифференциальная геометрия и т. д.

В 19-20 вв . математика поднимается на новые ступени абстракции. Обычные величины и числа оказываются лишь частными случаями объектов, изучаемых в современной алгебре; геометрия переходит к исследованию ''пространств'', весьма частным случаем которых является евклидово пространство. Развиваются новые дисциплины: теория функций комплексного переменного, теория групп, проективная геометрия, неевклидова геометрия, теория множеств, математическая логика, функциональный анализ и др. Практическое освоение результатов теоретического математического исследования требует получения ответа на поставленную задачу в числовой форме.

В связи с этим в 19-20 вв . численные методы математики вырастают в самостоятельную ее ветвь - вычислительную математику. Стремление упростить и ускорить решение ряда трудоемких вычислительных задач привело к созданию вычислительных машин. Потребности развития самой математики, ''математизация'' различных областей науки, проникновение математических методов во многие сферы практической деятельности, быстрый прогресс вычислительной техники привели к появлению целого ряда новых математических дисциплин; таковы, например, теория информации, теория графов, дискретная математика, теория оптимального управления.

3.Математическое образование- его важность и целесообразность

Математическое образование - это процесс воспитания личности через обучение математике, способствующий общественным и личным интересам в приобретении математических знаний и формировании математической культуры. Значение математики состоит в том, что она позволяет по единому образцу описать большое количество разнообразных по своей природе процессов, используя при этом систему универсальных методов анализа.

Прежде всего, целью математического образования является

- Культурное развитие . Математика вообще и геометрия в частности являются феноменом мировой, общечеловеческой культуры.

- Духовное развитие. Математика возникла не только из практических, но и из духовных потребностей человека. Многие религии и религиозные культы мира полагают, что математическое знание имеет высшее, Божествен ное происхождение. Духовно развитый человек должен иметь достаточное математическое образование.

- Эстетическое развитие. Математическое знание, теории, методы и факты образуют цельный, гармоничный и непротиворечивый мир, способствующий эстетическому развитию (воспитанию) человека.

- Нравственное развитие (воспитание) . В основе математического зна ния лежит принцип доказательности, один из самых нравственных принци пов, созданных мыслящим человечеством.

- Творческое развитие. математические методы способствует раз витию интуиции и воображения (здесь особо следует выделить геометрию), а следовательно, способствует творческому развитию, поскольку в основе лю бого творчества лежат воображение и интуиция.

- Интеллектуальное развитие. То, что именно математика среди всех учебных предметов наиболее способствует интеллектуальному развитию человека общепризнанно и общеизвестно (следует добавить, что именно матема тика обычно используется как инструмент для измерения интеллектуального развития ученика)

Помимо того, что математика имеет огромную практическую значимость, которую и так все понимают, когда о ней только начинают говорить, её изучение также имеет ценность в формировании нравственных качеств личности. Она требует умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, что способствует развитию таких нравственных черт личности, как настойчивость, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплина. Изучение математики позволяет формировать умения и навыки умственного труда  планирование свой работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов, что очень ценится в современном обществе. Именно воспитание подобных качеств личности, умений и навыков является главной целью математического образования.

Математика представляет собой самостоятельную науку, которая занимается изучением объектов и отношений между ними посредством подсчёта, измерения и описания их форм, в основе чего лежат сведения о некоторых (пространственных или количественных) свойствах объектов, оформленных в виде аксиом.

Одной из наиболее важных научных дисциплин, результаты которой используются практически во всех сферах профессиональной и повседневной деятельности людей, является математика.

Математика признана фундаментальной научной дисциплиной, которая предоставляет другим наукам язык и методы исследования. Благодаря их применению обнаруживается структурная взаимосвязь между разными научными направлениями и существование общих законов природы.

Математика также считается комплексной наукой, которая рассматривается как совокупность нескольких взаимосвязанных, но самостоятельных дисциплин. Ключевыми из них являются арифметика, алгебра, геометрия (элементарная, аналитическая, дифференциальная), математический анализ, теория вероятностей и др. Они предоставляют широкий инструментарий для всестороннего изучения объектов различной природы.

Благодаря математической науке было обеспечено прорывное развитие различных сфер человеческой деятельности. В том числе это касается и экономической деятельности людей.

Применение методов математики в экономических науках

Экономика представляет собой науку, которая изучает объективные причины и условия ведения в обществе хозяйственной деятельности. В этой связи экономике изначально были присущи различные количественные характеристики, исследование и описание которых потребовало использование большого числа математических методов.

Экономические объекты, процессы и явления изучаются математически формализованным образом. Роль математики в экономике заключается в том, что ее язык позволяет сформулировать содержательные и проверяемые гипотезы о многих сложных экономических явлениях. Причем большая часть этих явлений вообще не может быть изучена без привлечения математического аппарата. В частности, его использование привело к созданию математических моделей, в которых нашли отражение некоторые теоретические экономические взаимосвязи.

Готовые работы на аналогичную тему

Область применения математического аппарата к экономическим явлениям принято называть математической экономикой. На данный момент её чаще всего рассматривают как совокупность следующих разделов:

  • эконометрика (регрессионный анализ, анализ временных рядов, панельный анализ и др.);
  • математические методы (вычислительные методы, методы оптимизации и программирования, модели межотраслевого баланса и общего равновесия, имитационное моделирование, динамический анализ и др.);
  • теория игр (игры: кооперативные и некооперативные, стохастические и динамические, эволюционные и повторяющиеся; теории переговоров и паросочетаний и др.).

Это одна из классификаций математических методов, используемых в экономике. В научной литературе предлагают другие варианты их классификации и систематизации, однако суть во многом остается одна и та же.

Характеристика разделов современной математической экономики

В основе современной экономики лежит масштабное применение методов математического анализа и матричной алгебры. Нередко экономические задачи включает в себя большое число переменных и нахождение решения этой задачи оказывается возможным только с помощью математики. Это требует от экономистов существенной математической подготовки. Сейчас уже обычным делом является получение высшего экономического образования как второго дипломированными математиками.

В экономике можно выделить несколько направлений, которые образованы в результате использования математических методов и моделей:

  • модель межотраслевого баланса – это линейная модель, в которой производственные процессы были связаны с величиной рыночного спроса, что позволило сделать прогнозы об изменении производства в одной отрасли из-за изменения спроса в другой;
  • математическая оптимизация – это линейное и нелинейное программирование, которое заключается в определении тех аргументов, в которых функция принимает оптимальное значение (то есть нахождение экстремума вещественнозначной функции);
  • функциональный анализ – это построение абстрактных моделей экономических (Парето-эффективных) равновесий с помощью выпуклых множеств и теории неподвижных точек;
  • имитационное моделирование – это метод исследования экономических объектов, рассматриваемых в качестве динамических систем, возникновение и изменение которых является следствием последовательного взаимодействия экономических агентов;
  • теория игр – это комплекс теоретических положений и методов изучения взаимодействия экономических агентов, в основе чего лежат свойства выпуклых множеств и топологическая теория о неподвижной точке и др.

Математический аппарат начал применяться при решении вопросов удовлетворения общественных нужд ещё в XVII веке. Однако тогда этот опыт был фрагментарным, использовался от случая к случаю. Масштабное внедрение математики в экономику было вызвано движением маржинальной экономической школы, представители которого решали задачи оптимизации производства и потребления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации отражены цели и задачи изучения математики в учреждениях профессионального образования.

Математика в науке, технике и практической деятельности

Математика в науке, технике и практической деятельности

 Цель занятия: Знакомство с целями и задачами изучения математики в учреждениях профессионального образования. Повторение математических понятий

Цель занятия:

Человек, не знающий математики, не способен ни к каким другим наукам. (Роджер Бэкон )

Читайте также: