Оценка и учет результатов учебной деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. Требования к системе оценки

2. Виды оценивания

3. Принципы системы оценивания

4. Инструменты самооценивания

Требования к системе оценки

· Фиксирование цели оценочной деятельности;

· Ориентирование на достижение результата (личностного, метапредметного, предметного);

· Фиксирование критериев, процедуры, инструментария оценки и формы представления её результатов. Одним из важных пунктов в подготовке к ВПР является оценка достижений планируемых результатов. Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8).

Виды оценивания

· диагностическое (стартовое, текущее);

· срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное);

Так же есть другие способы оценивания.

1. Неформальное оценивание - это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения.

Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путём похвалы и поддержки. Это может быть сделано разными способами:

- не скупиться на устную похвалу при хороших результатах как один на один, так и при всем классе;

- давать дружелюбные письменные комментарии в рабочих тетрадях;

- рисовать или штамповать весёлые или грустные лица (в 1-х классах).

Неформальное оценивание несёт скрытый характер или, если сказать по другому, наблюдение и поэтому не пугает детей и помогает избежать стресса, который неизбежен при отметочном оценивании.

Использование шкал самооценки может помочь учителям и младшим школьникам сделать процедуру оценивания прозрачной, ясной, объективной и безболезненной. Учитель и ученик вместе имеют шанс оценить достижения, сравнить оценку, проанализировать её и понять свои недочёты.

  • представить детям полную картину их достижений;
  • показать совпадают ли личностная и учительская оценки;
  • сформировать правильное отношение к оцениванию.

3. Групповое оценивание (или оценивание одноклассниками) – это процесс оценивания друг друга во время урочной деятельности.

Ребёнок в школе не изолирован, он постоянно общается со сверстниками вне урока и во время выполнения заданий на уроке. Школьнику очень важно знать, что о нём думают и как его оценивают его одноклассники.

Выполняя такой вид оценивания ученики:

  • учатся взаимодействию, стремясь к одной цели;
  • учатся уважать и принимать мнение другого человека;
  • становятся партнёрами, начинают доверять друг другу;
  • чувствуют себя более защищёнными, чем работая в одиночку.

4. Формальное оценивание – это выставление оценок при наличии определённых критериев в условиях, которые обеспечивают оценивание коммуникативных знаний, умений, навыков в данной области.

Критериальное оценивание способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта. Между учителем и учеником исчезает зона конфликта, оценивание превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами. Открытость, прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения.

Мы не должны забывать, что дети хотят, чтобы их оценили, а не наказали. И если их всё же следует покритиковать, то делать это нужно дружелюбно, корректно, с помощью обратной связи:

- индивидуально с каждым ребёнком;

- с группой детей;

- с целым классом;

- в краткой письменной форме;

- в доброжелательной беседе.

Обратная связь помогает детям проанализировать свои сильные и слабые стороны безболезненно для ребёнка.

Сочетая разные виды оценивания, каждый учитель в состоянии сделать этот процесс наиболее эффективным, интересным для всех участников учебного процесса, безболезненным и мотивирующим на дальнейшее успешное обучение. Каждый ребёнок будет оценен по заслугам и уйдёт с урока удовлетворённым и в хорошем настроении, а дома с нетерпением будет ждать следующего занятия, где снова его успехи оценят по достоинству и отметят его старание.

Принципы системы оценивания

Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в учебную деятельность Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При выполнении работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения заданий повышенной сложности.

· ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?(результат, процесс, динамику)

· КТО ОЦЕНИВАЕТ?(оценка, самооценка, взаимооценка)

· ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?

· КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?

· ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?( базовый, повышенный)

· КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?

Инструменты самооценивания

Можно выделить в качестве отдельного блока. В этот перечень входит широкий набор методик: от простейших сигнальных, таких, как светофор или цветовые дорожки, где оценивание выполнения заданий происходит с помощью цветовых сигналов.

Примером может служить Самооценка проверочных работ по окружающему миру

1. Какое было задание (учимся вспоминать цель работы).

2. Удалось выполнить задание (учимся сравнивать результат с целью).

3. Задание выполнено верно или не совсем (учимся находить и признавать ошибки).

4. Решал самостоятельно или с чьей-то помощью (учимся оценивать процесс).

Закончив изучение всей темы, учитель еще не один раз возвращается к ней в дальнейшем, при изучении других, так как ранее усвоенные знания нередко органически включаются в новый материал как его составная часть.

Это учет знаний, проводимый за определенный период учебного года – по четвертям и за полугодие. При правильно поставленном текущем и тематическом учете четвертные баллы можно выводить и без специальной проверки. Но когда уровень подготовки какой-то части учащихся к моменту выведения итогового балла вызывает у учителя сомнения, необходима специальная проверка знаний только этих учащихся.

Этот вид учета проводится в ходе итогового повторения в конце учебного года. То есть это воспроизведение самых важных вопросов курса, самый сжатый обзор пройденных тем, разделов учебного материала, осмысление и углубление усвоенных знаний на более высоком уровне.

Для эффективного контроля успеваемости учащихся важно не только выявить то, что они знают и умеют, но и объективно оценить их знания и умения. Итогом контроля должна быть оценка, отношение того, что учащиеся усваивают, с тем, что они должны усвоить в соответствии с требованиями учебной программы.

Цель проверки и оценки знаний учащихся - обеспечить качество знаний учащихся, уровень их развития.

Оценка - это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков. Она косвенно характеризует развитие ученика, его способности, отношение к учебе и может быть выражена в форме качественной словесной характеристики (\"правильно\", \"неправильно\", \"плохо\", \"хорошо\" и др.) или числового балла.

Количественным выражением оценки является отметка.

Отметка - это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.

Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими средствами. Например, это может быть словесное одобрение и неодобрение, вынесение благодарности, награждение грамотами и медалями и т. д.

Большое значение имеет объективная оценка, единый подход к определению качества знаний.

Основными компонентами оценки является установление фактического уровня знаний, соотношение выявленных знаний с эталонными, оформление результата учебной деятельности учащихся посредством оценки-баллов.

Оценка является важным средством стимулирования учащихся к обучению, когда она воспринимается как награда за упорный и добросовестный труд; может влиять на учеников и отрицательно, если неправильно мотивированна, сопровождается оскорбительными замечаниями, равнодушием учителя к ученику, к результатам его робот.

Единые требования к оценке знаний, умений и навыков формулируются в виде критериев и норм.

Критерий - мера оценки, показатель, на основе которого определяется уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Согласно критериям определяют нормы оценок - конкретные требования, которые регулируют выставления оценок-баллов по учебному предмету за устный ответ или письменную работу.

Нормы отражают типичные случаи и ситуации на время проверки и оценки знаний. Они определены в учебных программах всех предметов.

Основными критериями оценки знаний являются:

1) глубина - количество осознанных учеником существенных связей и отношений в знаниях;

2) полнота - количество всех элементов знания о изученный объект;

3) прочность - сохранение в памяти изученного материала, безошибочность его воспроизведения;

4) оперативность - умение ученика применять знания в стандартных однотипных условиях;

5) качество - критерий, охватывающий полноту, прочность, глубину, оперативность знаний и т.п.;

6) гибкость - умение ученика применять знания в переменных, вариативных условиях;

7) систематичность - усвоение учебного материала в его логической последовательности и преемственности

На основе этих критериев различают уровни знаний учащихся :

2) средний (репродуктивный), овладев который ученик способен решать простейшие задачи по образцу, воспроизводить основное содержание учебного материала, владеет элементарными учебными умениями, знания применяются в стандартных или вариативных условиях

3) достаточный (конструктивно-вариативный) характеризуется знанием существенных признаков понятий, оперирования ими, развязыванием стандартных задач, умением делать выводы, исправлять допущенные ошибки, однако неумением переносить и использовать знания в других учебных ситуациях

4) высокий (творческий), признаками которого являются систематизированное применение для выполнения творческих заданий, самостоятельное оценивание различных явлений, фактов, умение отстаивать личную позицию, знания продуктивно применяются в измененных, нестандартных ситуациях.

Наиболее объективным критерием оценки всегда должна являться программа соответствующего учебного предмета.

Контроль за учебной деятельностью осуществляется различными методами и в различных формах их использование направлено на выявление и оценки знаний, а также фиксацию результатов обучения. В практике применяют следующие методы контроля: наблюдения за различными видами деятельности учащихся устный опрос; письменную проверку (контрольная работа, сочинение, письменное домашнее задание и др.); графическую проверку; проверку практикой (лабораторные и практические работы); тесты успеваемости; самоконтроль.

Специфической формой проверки и оценки знаний являются экзамены, которые являются и средством государственного контроля за работой образовательных учреждений.

Учителя-новаторы в своей практике стараются усовершенствовать методики проверки и оценки успеваемости учащихся. Они используют листы открытого учета знаний (В Шаталов), обучение без оценок (Ш Амонашвили), поурочный балл, тематический учет, тетради с печатной основой, зачетные книжки, творческие задания, дифференциацию домашних заданий, контрольные карточки и т.п.

Реформирование образования предусматривает изменения в подходах к оценке не только знаний, но и умений учащихся. Конечным результатом учебной деятельности должна быть не просто сумма знаний, но и сформированность комплекса компетенций. Основными компетенциями, которые требует современная жизнь, является поликультурные, коммуникативные, информационные и социальные - те, которые связаны с владением устной и письменной речью, родным и другими языками, необходимости добывать, анализировать и применять информацию, владеть информационными технологиями, постоянно учиться как в профессиональной, так и в личной и общественной жизни.

Учебная оценка – это определение степени реализации учащимися поставленных целей и задач обучения, достижения требуемых результатов развития, получения новых знаний, формирования навыков и умений, должного качества образованности.

В учебном процессе оценка характеризует успешность усвоения образовательной программы и формирования различных практических навыков деятельности.

Оценка может быть следующих разновидностей:

  1. Текущая – отражает освоение конкретной учебной темы, раздела, усвоения теоретической информации на уроке или качество выполнения домашнего задания.
  2. Промежуточная – отражает освоение учебной программы за конкретный временной промежуток. Это может быть месяц, четверть, полугодие.
  3. Итоговая – отражает результаты эффективности обучения в течение определенного этапа или периода. Например, подводятся итоги освоения дисциплины математика в течение всего школьного обучения.

Оценка подводит итоги усвоения программ обучения определенного уровня, характеризуя готовность к переходу на следующий учебный уровень, чтобы повысить свой ранг и качество обучения. Такая оценка характеризует итоги протекания предыдущего этапа учебного процесса.

Учебная оценка свидетельствует об уровне реально приобретенных знаний и навыков. Постановка оценки индивидуализурует учебную программу в системе открытого образования, либо производится в иных целях.

Любая деятельность обусловлена оценкой. Ее точность и полнота содержания определяет целесообразность продвижения к цели. Оценочная деятельность проводится педагогом. Она направлена на проведение контроля успеваемости учащихся и развития у них самооценки. Воспитание здоровой и адекватной самооценки является целенаправленным процессом, отражающим характеристику умения обучаться и стремиться к развитию. Воспитание самооценки предполагает формирование уверенности в себе, своих силах и способностях, исключая излишнюю любовь к себе, самолюбование и самопочитание в сочетании с навыками адекватной критики в свой адрес, без излишней самокритичности и угрызений совести.

Готовые работы на аналогичную тему

Самооценка предполагает развитие самостоятельного производства, определение ее параметров и применение оценочных показателей к разнообразным процессам и ситуациям.

Оценочная деятельность связана с постановкой оценки, предметом которой является система знаний и практических навыков учащихся.

Оценка может выражаться самыми разнообразными способами. Это могут быть знаки, оценочные суждения, отметки, вербальные символы. Отметка может иметь численное значение, буквенное выражение, код.

Рисунок 1. Оценка и отметка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Функциональная роль оценки сводится к следующим функциям:

  1. Мотивационная функция – стимулирование и развитие познавательной деятельности, стремление к ее продолжению и расширению объемов познания;
  2. Воспитательная функция – способствует развитию самосознания и формирования личностной самооценки;
  3. Диагностическая функция – характеризует результаты обучения учащихся, их параметры и причины;
  4. Информационная функция – характеризует достижение успеха учащихся в усвоении образовательных стандартов, получении требуемого программами обучения объема знаний и навыков в определенных предметных областях.

Требования, предъявляемые к процессу постановки учебной оценки

Учебная оценка играет роль педагогического стимула, развивающего стремление к познанию, заинтересованность в обучении и совершенствовании своих интеллектуальных и нравственных качеств. Именно этот стимул в учебном процессе является определяющим для развития ее успеха и повышения качества образования.

Оценка осуществляет мотивирование ребенка по конкретным направлениям и видам деятельности, учитывая такие обстоятельства как:

  1. Знание персональных отличий в стимулировании учения и воспитания;
  2. Знания стимулов, воздействующих на формирование желания и стремления учащихся к достижению должного эффекта в учебно-воспитательном процессе;
  3. Знания тех факторов, которые оказывают воздействие стимулирование освоения информационных источников, развитие определенных способностей и свойств личности;
  4. Знание мотивов учащихся в принятии участия в самых разнообразных видах деятельности.

Постановка оценки требуется для того, чтобы провести анализ и подвести итоги достигнутых результатов учебно-воспитательной деятельности учащихся. Оценивание должно обеспечивать связь между процессами, которые уже завершились и вновь начинают формироваться. Это помогает провести сравнительный анализ между прогнозируемыми результатами и их реальным достижением, формируя проблему, требующую разрешения для достижения целей и задач воспитания и обучения.

Помимо того, что педагог учит учащихся и оценивает их результаты, он еще и формирует навыки объективной самооценки, помогая адекватно расценить свои действия, усвоенные знания и, имеющиеся способности.

Рисунок 2. Оценка результатов учебной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Педагогическое оценивание выступает инструментом осознания учащимися своих достижений и показывает объем недоработок, а также результатов, которых еще можно достичь.

Постановка учебной оценки должна производится грамотным образом. Педагог должен обладать компетентностью в оценивании и, при этом, обладать собственной адекватной самооценкой своей профессиональной деятельности, мастерства, навыков оценивания.

К постановке учебной оценки предъявляются следующие требования:

  1. Знание всего спектра оценок, их многообразия и разницы.
  2. Постоянное совершенствование своих знаний, знакомство с литературными источниками по вопросам оценивания.
  3. Знание функционального значения оценки.
  4. Использование разнообразных форм и методик постановки оценки.
  5. Знание видового разнообразия оценок.
  6. Знание объектов оценивания. Навыки применения разнообразных приемов и способов оценивания.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 02.08.2021

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. Требования к системе оценки

2. Виды оценивания

3. Принципы системы оценивания

4. Инструменты самооценивания

Требования к системе оценки

· Фиксирование цели оценочной деятельности;

· Ориентирование на достижение результата (личностного, метапредметного, предметного);

· Фиксирование критериев, процедуры, инструментария оценки и формы представления её результатов. Одним из важных пунктов в подготовке к ВПР является оценка достижений планируемых результатов. Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8).

Виды оценивания

· диагностическое (стартовое, текущее);

· срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное);

Так же есть другие способы оценивания.

1. Неформальное оценивание - это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения.

Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путём похвалы и поддержки. Это может быть сделано разными способами:

- не скупиться на устную похвалу при хороших результатах как один на один, так и при всем классе;

- давать дружелюбные письменные комментарии в рабочих тетрадях;

- рисовать или штамповать весёлые или грустные лица (в 1-х классах).

Неформальное оценивание несёт скрытый характер или, если сказать по другому, наблюдение и поэтому не пугает детей и помогает избежать стресса, который неизбежен при отметочном оценивании.

Использование шкал самооценки может помочь учителям и младшим школьникам сделать процедуру оценивания прозрачной, ясной, объективной и безболезненной. Учитель и ученик вместе имеют шанс оценить достижения, сравнить оценку, проанализировать её и понять свои недочёты.

  • представить детям полную картину их достижений;
  • показать совпадают ли личностная и учительская оценки;
  • сформировать правильное отношение к оцениванию.

3. Групповое оценивание (или оценивание одноклассниками) – это процесс оценивания друг друга во время урочной деятельности.

Ребёнок в школе не изолирован, он постоянно общается со сверстниками вне урока и во время выполнения заданий на уроке. Школьнику очень важно знать, что о нём думают и как его оценивают его одноклассники.

Выполняя такой вид оценивания ученики:

  • учатся взаимодействию, стремясь к одной цели;
  • учатся уважать и принимать мнение другого человека;
  • становятся партнёрами, начинают доверять друг другу;
  • чувствуют себя более защищёнными, чем работая в одиночку.

4. Формальное оценивание – это выставление оценок при наличии определённых критериев в условиях, которые обеспечивают оценивание коммуникативных знаний, умений, навыков в данной области.

Критериальное оценивание способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта. Между учителем и учеником исчезает зона конфликта, оценивание превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами. Открытость, прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения.

Мы не должны забывать, что дети хотят, чтобы их оценили, а не наказали. И если их всё же следует покритиковать, то делать это нужно дружелюбно, корректно, с помощью обратной связи:

- индивидуально с каждым ребёнком;

- с группой детей;

- с целым классом;

- в краткой письменной форме;

- в доброжелательной беседе.

Обратная связь помогает детям проанализировать свои сильные и слабые стороны безболезненно для ребёнка.

Сочетая разные виды оценивания, каждый учитель в состоянии сделать этот процесс наиболее эффективным, интересным для всех участников учебного процесса, безболезненным и мотивирующим на дальнейшее успешное обучение. Каждый ребёнок будет оценен по заслугам и уйдёт с урока удовлетворённым и в хорошем настроении, а дома с нетерпением будет ждать следующего занятия, где снова его успехи оценят по достоинству и отметят его старание.

Принципы системы оценивания

Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в учебную деятельность Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При выполнении работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения заданий повышенной сложности.

· ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?(результат, процесс, динамику)

· КТО ОЦЕНИВАЕТ?(оценка, самооценка, взаимооценка)

· ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?

· КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ?

· ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ?( базовый, повышенный)

· КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?

Инструменты самооценивания

Можно выделить в качестве отдельного блока. В этот перечень входит широкий набор методик: от простейших сигнальных, таких, как светофор или цветовые дорожки, где оценивание выполнения заданий происходит с помощью цветовых сигналов.

Примером может служить Самооценка проверочных работ по окружающему миру

1. Какое было задание (учимся вспоминать цель работы).

2. Удалось выполнить задание (учимся сравнивать результат с целью).

3. Задание выполнено верно или не совсем (учимся находить и признавать ошибки).

4. Решал самостоятельно или с чьей-то помощью (учимся оценивать процесс).

Закончив изучение всей темы, учитель еще не один раз возвращается к ней в дальнейшем, при изучении других, так как ранее усвоенные знания нередко органически включаются в новый материал как его составная часть.

Это учет знаний, проводимый за определенный период учебного года – по четвертям и за полугодие. При правильно поставленном текущем и тематическом учете четвертные баллы можно выводить и без специальной проверки. Но когда уровень подготовки какой-то части учащихся к моменту выведения итогового балла вызывает у учителя сомнения, необходима специальная проверка знаний только этих учащихся.

Этот вид учета проводится в ходе итогового повторения в конце учебного года. То есть это воспроизведение самых важных вопросов курса, самый сжатый обзор пройденных тем, разделов учебного материала, осмысление и углубление усвоенных знаний на более высоком уровне.

Читайте также: