Обязателен ли управляющий совет в школе

Обновлено: 02.07.2024

Управляющий совет школы – это коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления школой. Управляющий совет – не скорая помощь, не пожарная команда, не группа сборщиков денег для нужд школы, а стратегический штаб школы и постоянный конструктивный помощник и советчик директора школы в определении и реализации намеченных целей и стратегии их достижения.

Какова цель создания Управляющего совета?

Привлечение к управлению школой представителей коллектива учителей, родителей, обучающихся, выпускников, общественности.

Каковы задачи Управляющего совета?

Определение основных направлений развития школы.

Повышение эффективности развития финансово-хозяйственной деятельности и улучшения материально-технической базы школы.

Контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий учебной, воспитательной и трудовой деятельности.

Создание механизма взаимодействия между всеми участниками, заинтересованными в повышении эффективности образовательного процесса в школе.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2014 г. N ВК-264/09 "О методических рекомендациях о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях"


Обзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2014 г. N ВК-264/09 "О методических рекомендациях о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях"

В соответствии с частью 6 статьи 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в целях учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся в образовательной организации создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы) или иные органы.

В связи с этим Минобрнауки России направляет методические рекомендации о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях для использования в работе.

Приложение: на 7 л. в 1 экз.

Методические рекомендации
о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях

1. Общие положения

1.1. Совет обучающихся образовательной организации или студенческий совет (далее - Совет обучающихся) является коллегиальным органом управления образовательной организации и формируется по инициативе обучающихся с целью учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся.

1.2. Совет обучающихся действует на основании Положения о совете обучающихся образовательной организации (далее - Положение), принимаемого на конференции обучающихся образовательной организации (далее - Конференция) или на собрании студенческих объединений образовательных организаций (далее - Собрание).

1.3. Каждый обучающийся имеет право избирать и быть избранным в Совет обучающихся в соответствии с Положением. Совет обучающихся формируется из числа обучающихся образовательной организации.

1.4. Деятельность Совета обучающихся направлена на всех обучающихся образовательной организации.

1.5. Наличие двух и более Советов обучающихся в образовательной организации не допускается.

2. Основные цели и задачи Совета обучающихся

2.1. Целями деятельности Совета обучающихся является формирование гражданской культуры, активной гражданской позиции обучающихся, содействие развитию их самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию, формирование у обучающихся умений и навыков самоуправления, подготовка их к компетентному и ответственному участию в жизни общества.

2.2. Основными задачами Совета обучающихся являются:

2.2.1. Участие в решении вопросов, связанных с подготовкой высококвалифицированных специалистов;

2.2.2. Разработка предложений по повышению качества образовательного процесса с учетом научных и профессиональных интересов обучающихся;

2.2.3. Содействие органам управления, студенческого самоуправления образовательной организации, студенческим объединениям в решении образовательных и научных задач, в организации досуга и быта обучающихся, в проведении мероприятий образовательной организацией, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

2.2.4. Интегрирование студенческих объединений обучающихся для решения социальных задач, реализации общественно значимых молодежных инициатив и повышения вовлеченности обучающихся в деятельность органов студенческого самоуправления;

2.2.5. Содействие образовательной организации в проведении работы с обучающимися, направленной на повышение сознательности обучающихся и их требовательности к уровню своих знаний, воспитание бережного отношения к имущественному комплексу образовательной организации;

2.2.6. Укрепление межрегиональных и международных отношений между различными образовательными организациями;

2.2.7. Содействие реализации общественно значимых молодежных инициатив;

2.2.8. Консолидация усилий студенческих объединений для решения социальных задач и повышения вовлеченности студенческой молодежи в деятельности органов студенческого самоуправления;

2.2.9. Содействие органам управления образовательной организации в вопросах организации образовательной деятельности;

2.2.10. Содействие образовательной организации в проведении работы с обучающимися по выполнению требований устава образовательной организации, правил внутреннего распорядка образовательной организации и правил проживания в общежитиях и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

2.2.11. Проведение работы, направленной на повышение сознательности обучающихся, их требовательности к уровню своих знаний, воспитание бережного отношения к имущественному комплексу образовательной организации.

3. Порядок формирования и структура Совета обучающихся

3.1. Совет создается по инициативе обучающихся.

3.2. Инициатива создания Совета обучающихся может быть выражена путем соответствующего решения организации, объединяющей более 50% обучающихся образовательной организации или совместным решением организаций, объединяющих более 50% обучающихся образовательной организации, а также желанием не менее 5% обучающихся очной формы обучения, представляющих все направления подготовки (специальности), реализующиеся в образовательной организации, выраженное подписью обучающегося в подписном листе.

3.3. Руководитель образовательной организации уведомляется об инициативе создания Совета обучающихся инициативной группой до начала сбора подписей в поддержку создания Совета обучающихся.

3.4. Инициативная группа осуществляет сбор подписей в поддержку создания Совета обучающихся, разрабатывает проект Положения о Совете обучающихся, определяет порядок избрания Совета обучающихся.

3.5. Руководитель образовательной организации в течение 10 дней с даты уведомления об инициативе создания Совета обучающихся информирует обучающихся образовательной организации о наличии вышеуказанной инициативы на официальном сайте образовательной организации.

3.6. При наличии действующего Совета обучающихся или поданной инициативы о создании Совета обучающихся новые инициативы не допускаются.

3.7. Состав Совета обучающихся может формироваться как из представителей общественных объединений обучающихся образовательной организации и представителей структурных подразделений, обеспечивающих осуществление образовательной деятельности образовательной организации (далее - структурные подразделения образовательной организации), так и путем проведения Конференции.

3.8. При формировании Совета обучающихся путем проведения Конференции представители общественных объединений обучающихся образовательной организации имеют право на вхождение в Совет обучающихся в соответствии с Положением.

3.9. Общественное объединение обучающихся образовательной организации вправе выдвигать представителя в Совет обучающихся при условии, что в его составе находятся обучающиеся не менее, чем половины специальностей и направлений подготовки, реализующихся в образовательной организации, и оно действует в образовательной организации не менее одного года до даты выдвижения своего представителя в состав Совета обучающихся.

3.10. Состав Совета обучающихся может состоять только из обучающихся очной формы обучения образовательной организации, в которой он формируется.

3.11. Представители структурных подразделений образовательной организации или представители соответствующего года обучения выдвигаются в состав Совета обучающихся на соответствующей Конференции.

3.12. Каждое структурное подразделение образовательной организации или обучающиеся соответствующего года обучения вправе делегировать в состав Совета обучающихся одного представителя, или, в случае установления инициативной группой пропорций, в соответствии с численностью обучающихся образовательной организации.

3.13. Каждое объединение обучающихся в образовательной организации вправе делегировать в состав Совета обучающихся одного представителя, или, в случае установления инициативной группой пропорций, в соответствии с численностью обучающихся, являющихся членами данного объединения.

3.14. Совет обучающихся формируется путем соответствующих выборов не реже одного раза в два года.

3.15. Председатель Совета обучающихся избирается из состава Совета обучающихся простым большинством голосов на собрании Совета обучающихся или на Конференции.

4. Взаимодействие Совета обучающихся с органами управления образовательной организации

4.1. Взаимоотношения Совета обучающихся с органами управления образовательной организации регулируются Положением.

4.2. Совет обучающихся взаимодействует с органами управления образовательной организации на основе принципов сотрудничества и автономии.

4.3. Представители органов управления образовательной организации могут присутствовать на заседаниях Совета обучающихся.

4.4. Председатель Совета обучающихся рекомендуется общему собранию (конференции) работников и обучающихся для избрания в ученый совет образовательной организации высшего образования.

5. Полномочия Совета обучающихся

5.1. Совет обучающихся имеет право:

5.1.1. Участвовать в разработке и обсуждении проектов локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся образовательной организации;

5.1.2. Готовить и вносить предложения в органы управления образовательной организации по его оптимизации с учетом научных и профессиональных интересов обучающихся, корректировке расписания учебных занятий, графика проведения зачётов, экзаменов, организации производственной практики, организации быта и отдыха обучающихся;

5.1.3. Выражать обязательное к учету мнение при принятии локальных нормативных актов образовательной организации, затрагивающих права и законные интересы обучающихся;

5.1.4. Выражать обязательное к учету мнение при определении размеров государственных академических стипендий студентам, государственных социальных стипендий студентам, государственных стипендий аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам в пределах средств, выделяемых образовательной организации на стипендиальное обеспечение обучающихся (стипендиальный фонд);

5.1.5. Выражать обязательное к учету мнение при определении размера и порядка оказания материальной поддержки обучающимся;

5.1.6. Выражать обязательное к учету мнение при определении размера платы для обучающихся за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии;

5.1.7. Участвовать в рассмотрении и выражать мнение по вопросам, связанным с нарушениями обучающимися учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка образовательной организации;

5.1.8. Участвовать в разработке и реализации системы поощрений обучающихся за достижения в разных сферах учебной и внеучебной деятельности, в том числе принимающих активное участие в деятельности Совета обучающихся и общественной жизни образовательной организации;

5.1.9. Участвовать в организации работы комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

5.1.10. Запрашивать и получать в установленном порядке от органов управления образовательной организации необходимую для деятельности Совета обучающихся информацию;

5.1.11. Вносить предложения по решению вопросов использования материально-технической базы и помещений образовательной организации;

5.1.12. Пользоваться в установленном порядке информацией, имеющейся в распоряжении органов управления образовательной организации;

5.1.13. Информировать обучающихся о деятельности образовательной организации;

5.1.14. Рассматривать обращения, поступившие в Совет обучающихся образовательной организации.

6. Организация работы Совета обучающихся

6.1. Для решения вопросов, входящих в полномочия Совета обучающихся, проводятся заседания Совета обучающихся.

6.2. Заседания Совета обучающихся созываются председателем Совета обучающихся по собственной инициативе либо по требованию не менее чем одной трети членов Совета обучающихся. Очередные заседания Совета обучающихся проводятся не реже одного раза в месяц.

6.3. Председательствует на заседаниях Совета обучающихся председатель Совета обучающихся либо, в его отсутствие, один из его заместителей.

6.4. Заседание Совета обучающихся правомочно, если на нем присутствует более половины избранных членов Совета обучающихся. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины членов Совета обучающихся, присутствующих на заседании. Каждый член Совета обучающихся при голосовании имеет право одного голоса. Передача права голоса другому лицу не допускается.

6.5. По итогам заседания составляется протокол заседания Совета обучающихся, который подписывает председательствующий на заседании.

6.6. Совет обучающихся ежегодно отчитывается о выполнении задач перед обучающимися образовательной организации.

7. Обеспечение деятельности Совета обучающихся

7.1. С целью развития деятельности Советов обучающихся в образовательных организациях должны быть созданы необходимые условия для их функционирования.

Обзор документа

Приведен рекомендуемый порядок работы совета обучающихся в образовательных организациях.

Он создается для учета мнения студентов при рассмотрении вопросов управления организацией и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся.

Положение о совете принимается на конференции обучающихся или на собрании студенческих объединений.

В числе задач совета - разработка предложений по повышению качества образовательного процесса; участие в рассмотрении вопросов, связанных с подготовкой высококвалифицированных специалистов; содействие реализации общественно значимых молодежных инициатив; проведение работы по повышению сознательности обучающихся.

В совет могут входить только студенты-очники. Выборы организуются не реже 1 раза в 2 года.

Заседания совета проводятся не реже 1 раза в месяц.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

В российских школах нет традиции и привычки спорить с администрацией. Точнее, все привыкли спорить, выпуская пар и эмоции, но не планомерно лоббировать желаемые изменения. Появившиеся сравнительно недавно управляющие советы позволяют родителям реально влиять на все ключевые решения администрации. Подробнее о том, как это работает, в нашем материале.

Что такое управляющий совет?

Управляющий совет — это примерно то же самое, что и родительский комитет?

Нет, у них не так уж и много общего, кроме того, что и в тот, и в другой входят родители. Главное отличие управляющего совета в том, что его решения обязательны для исполнения администрацией учебного заведения. Поэтому его можно назвать высшим органом школьного самоуправления. Однако ответственность за жизнь школы в полной мере по-прежнему возложена на директора.

Кто входит в состав управляющего совета?

А как проходят выборы в управляющий совет?

Выборы проходят на общем собрании (конференции) школы открытым или тайным голосованием. Для проведения выборов создается избирательная комиссия. Приказом директора утверждается ее состав и назначаются сроки выборов. В выборах участвуют все родители (или законные представители) обучающихся всех ступеней образования, зачисленных в списки школы на момент проведения выборов. Участие в них осуществляется через избранных на общешкольной конференции представителей (по пять представителей от класса).


Насколько совет независим от администрации?

Все управляющие советы разные, очень многое зависит и от состава совета, и от позиции и настроя директора. Некоторым советам могут доверить даже выбирать директора школы, но для этого нужно сначала пройти процедуру аккредитации в общественном совете при департаменте образования.

Чем может быть полезен управляющий совет конкретному родителю?

Вы можете обратиться в управляющий совет с вопросом, касающимся абсолютно любой сферы школьной жизни. Это может быть выбор образовательной программы, качество питания в школе, состав учителей, составление расписания, организации дополнительного образования и вообще все, что происходит в школе.

Неужели это все не показуха, а действительно работает?

Удивитесь, но работает. Вот лишь некоторые достижения управляющего совета одной из московских школ.

Автор-составитель: Субботина Татьяна Валентиновна, методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ

Пояснительная записка

Методические рекомендации по организации работы Управляющих советов образовательных организаций по созданию безопасных условий в школе предназначены в помощь председателям Управляющих советов, администрации образовательной организации, педагогическим работникам, ответственным за профилактику детского травматизма. В данных методических рекомендациях изложены цели, задачи, формы работы Управляющих советов при решении вопросов по созданию здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в образовательной организации.

Расширяющееся участие Управляющего совета, коллегиального органа государственно-общественного управления образовательными организациями, его включение в процессы принятия значимых для жизни образовательной организации решений открывают новые перспективы для создания здоровых и безопасных условий обучения и воспитания.

Управляющий совет как коллегиальный орган государственно-общественного управления должен представлять, выражать и защищать общие интересы всех участников образовательной деятельности, разрабатывать план работы, включая в него мероприятия по охране и укреплению здоровья обучающихся, профилактике детского травматизма.

Управляющий совет может улучшить условия пребывания детей в образовательной организации, повысить качество и комфортность образовательной среды: безопасность детей, школьного питания, оздоровительные мероприятия, разумное сочетание учения и отдыха. Управляющий совет, определяя стратегию расходов бюджета школы, может поддержать полезные инициативы по отношению к здоровью обучающихся.

Современная законодательная база в системе образования позволяет наделить Управляющие советы реальными управленческими полномочиями, в основе которых лежит распределение компетенций. Это орган управления, с помощью которого родители и другие представители общества реально участвуют в планировании развития школы, финансово-хозяйственной деятельности, организации уклада жизни школы.

К полномочиям Управляющего совета в рамках охраны здоровья и профилактики детского травматизма можно отнести:

- участие в осуществлении мониторинга качества и безопасности условий обучения и воспитания в образовательной организации;
- участие в разработке и принятии Программы развития образовательной организации.

Управляющий Совет может вносить предложения руководителю образовательной организации в части:

- материально-технического обеспечения и оснащения образовательной деятельности, оборудования помещений организации;
- создания в организации необходимых условий для организации питания, медицинского обслуживания обучающихся;
- мероприятий по охране и укреплению здоровья обучающихся, профилактике детского травматизма.

Школьные факторы, несущие угрозу здоровью обучающихся

Членам Управляющего совета следует хорошо представлять, откуда исходят угрозы безопасности и что делается в школе для профилактики и преодоления этих угроз.

Рассмотрим факторы риска, угрожающие здоровью обучающихся, на которые может воздействовать Управляющий совет, используя свои полномочия:

1) физическая среда, в которой происходит обучение;
2) люди в школе (обучающие, учителя, обслуживающий персонал);
3) отношение администрации образовательной организации к здоровью обучающихся и профилактике детского травматизма.

К отрицательному воздействию физической среды на здоровье обучающихся можно отнести:

- нарушение температурного режима в помещении: неоптимальная температура воздуха в классе (может приводить к простудным заболеваниям или вызывать повышенную утомляемость);
- повышенная сухость воздуха, возникающая обычно в зимнее время при недостаточной вентиляции воздуха; неблагоприятный состав воздуха в классе: снижение содержания кислорода, накопление в воздухе веществ – всё то, что называется плохо проветренным помещением;
- нежелательные по направленности и интенсивности воздушные потоки, когда при неправильной организации вентиляции школы, класса в помещения затягивается воздух из туалетов, возникают сквозняки, в токе которых длительное время могут находиться некоторые обучающиеся (особенно отвечающие у доски) и учитель;
- воздействие шума, посторонних звуков, хронически мешающих проведению урока, отвлекающих учащихся, вызывающих при длительном воздействии снижение порога наступления состояния утомления (например, жужжание ламп дневного света);
- нарушение светового режима, что может приводить к повышенному утомлению глаз и снижению остроты зрения;
- физический дискомфорт от неудобного положения тела, длительно фиксируемой позы, что обычно возникает при несоответствии размера парты (стола и стула) росту и комплекции учащегося;
- отсутствие достаточных зон для отдыха, которые позволяют обучающимся свободно передвигаться на переменах.

Воздействие людей также с ильно влияет на состояние здоровья учеников. Агрессивной может быть и среда соучеников. Насмешки одноклассников, а уж тем более старших учеников по поводу избыточного веса могут привести к отказу ребёнка от приёма пищи и такому тяжелому заболеванию, как дистрофия. Насмешки на уроке физической культуры – к отказу от занятий не только в школе, но и вне её. В результате ребёнок всё больше сидит дома, мало двигается, и избыток веса переходит в ожирение, что нарушает деятельность всех органов.

Роль Управляющего совета в охране здоровья обучающихся от факторов риска

Управляющий совет может создавать комиссии, комитеты, рабочие группы (как временные, так и на постоянной основе) по приоритетным направлениям деятельности, в том числе по обеспечению безопасности образовательной деятельности и профилактике детского травматизма.

В комиссии могут входить с их согласия любые лица, которых Управляющий совет сочтёт необходимыми для организации эффективной работы комиссии. Руководство работой любой Комиссии возлагается на члена Управляющего совета. Порядок создания, организации работы, принятия решений Комиссией и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учётом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников организации.

В организации учебного деятельности в школе нет мелочей, всё значимо, всё сказывается на состоянии и здоровье ребёнка – и мебель, и освещённость, и продолжительность перемен, и использование технических средств, и многое другое, что в определённой мере регламентировано Са­нитарными правилами и нормами.

Управляющий совет может создать постоянно действующую комиссию по контролю соблюдения санитарных норм в помещениях образовательной организации и на её территории. Главной задачей этой комиссии должно стать отслеживание нарушений СанПиН, которые становятся причиной наиболее частых заболеваний и травм обучающихся.

Например, совместно с заместителем директора по административно-хозяйственной работе комиссия может провести проверку состояния учебной мебели на соответствие санитарным требованиям к росто-возрастным особенностям обучающихся. Учебная мебель в кабинетах должна быть промаркирована в соответствии с ростом обучающихся.

Нарушения осанки при неправильно подобранной мебели возникают вследствие позотонического утомления на фоне статической работы, характеризующейся непрерывностью напряжения мышц, что и происходит при традиционной организации урока.

Комиссия может обратить внимание учителей на эту проблему и стимулировать поиск ими форм организации урока, при которых ребёнок перемещается в классе, часто меняет вид деятельности и позу. Можно порекомендовать учителям продумывать дополнительные приёмы перемещения обучающихся, наприме, работу в малых группах, состав которых меняется.

Для того чтобы разработанная динамическая составляющая урока перешла в повседневную практику, необходимо контролировать её соблюдение. Этой функцией можно наделить ту же комиссию совместно с завучами, отвечающими за качество образовательной деятельности.

Комиссия может осуществлять контроль и за уровнем освещённости помещений школы, потому что недостаток освещения может приводить к нарушению зрения обучающихся. Свет должен быть достаточным, но не избыточно ярким.

Динамическая организация урока исключает длительное зрительное напряжение. Можно добавить рекомендации о регулярном проведении гимнастики для глаз в Положение об охране и укреплении здоровья учащихся и разработать для учителей рекомендации по их выполнению.

Реализуемые в школах учебные программы требуют от учащихся постоянного напряжения, поэтому Управляющие советы должны быть очень внимательны при решении этих проблем. Они должны знать, как в школе решается проблема внедрения передовых здоровьесберегающих технологий и нормирования объёма домашних заданий, потому что всё это поможет избежать перегрузки учащихся и позволит сохранить их здоровье.

Управляющий совет может инициировать регулярные выборочные опросы о том, сколько времени ученики проводят за выполнением домашних заданий по разным предметам, инициировать подготовку рекомендаций для родителей по оптимальной организации выполнения домашних заданий и проведение бесед классных руководителей и психологов с ними.

Созданные рабочие группы (на постоянной или временной основе) могут отслеживать развитие материально-технической базы образовательной организации, обеспечивающей условия сохранения и укрепления здоровья детей:

- обследование санитарно-гигиенических условий помещений образовательной организации (воздушно-тепловой режим, водоснабжение и канализация, естественное и искусственное освещение, организация учебного места);
- санитарно-гигиеническую оценку режима дня школьников;
- санитарно-гигиеническую оценку помещений и режима их использования;
- санитарно-гигиеническую оценку игровых и спортивных площадок и режима их использования;
- обеспечение рационального режима питания школьников;
- поддержание необходимых санитарно-гигиенических требований к организации учебно-воспитательной деятельности.

Система гигиенических требований, обеспечивающая безопасные для нормального роста и развития условия реализации основных общеобразовательных программ, призвана создать безопасные, комфортные условия обучения детей.

В Управляющем совете может быть создан комитет по пропаганде здорового образа жизни. Целью работы данного комитета может стать изменение ценностного отношения обучающихся к табакокурению, алкоголю, наркотикам и формирование личной ответственности обучающихся за своё поведение. Комитет может инициировать проведение следующих мероприятий:

Как Управляющий совет может формировать политику образовательной организации по отношению к здоровью

Управляющий совет, являясь стратегическим штабом образовательной организации, может и должен выработать единое для всех членов Управляющего совета представление о роли образовательной организации в охране и укреплении здоровья обучающихся, профилактике детского травматизма.

На основе этого представления необходимо разработать документ, в котором будут содержаться:

- взятые школой обязательства по охране и укреплению здоровья обучающихся, которые становятся частью школьной политики;
- обязательства школы по охране здоровья сотрудников на рабочем месте;
- обязательства родителей по содействию школе в охране и укреплении здоровья обучающихся;
- обязательства обучающихся как активных участников жизненного уклада школы.

Такой документ поможет сформулировать цели, задачи и порядок их достижения.

Приведём примерные задачи, которые Управляющий совет может включить в этот документ:

- создание условий для безопасности жизни и здоровья в ходе образовательной деятельности;
- обеспечение комфортности образовательных сред, производство для этого необходимых ремонтных работ, развитие информационной инфраструктуры;
- обеспечение требований к организации здорового и безопасного питания;
- создание условий для профилактики детского травматизма;
- развитие материально-технической базы учебных кабинетов, их методической и наглядной оснащённости.

Этот документ может быть размещен на сайте образовательной организации, что подчеркнет важность соблюдения всех указанных в нём обязательств:

1) ввести в Программу развития школы разделы, отражающие стратегию охраны и укрепления здоровья;
2) построить систему наблюдения за ходом реализации введенных разделов Программы (мониторинг деятельности по охране и укреплению здоровья, по профилактике детского травматизма).

Формирование ресурсов здоровья у обучающихся

Для того чтобы процесс обучения был эффективным, необходимы большие запасы внутренних ресурсов здоровья, прежде всего физических, интеллектуальных, личностных. По мере взросления ученика и перехода на более высокий уровень образования требования к спектру и объёму ресурсов постоянно возрастают. При несоответствии ресурсов и решаемых задач наступает истощение организма и падает уровень здоровья: нарушается осанка, зрение, возникают проблемы с пищеварительной системой, депрессивные расстройства и т. п.

Приведем примеры некоторых ресурсов здоровья, необходимых для успешного обучения:

- физические ресурсы: физическое развитие и развитие двигательных качеств (физическая работоспособность, выносливость, координация, гибкость, быстрота и др.);
- интеллектуальные ресурсы (умственная работоспособность, познавательная активность, логика, умение критически мыслить, хорошая память и др.);
- личностные ресурсы (стрессоустойчивость, коммуникативные навыки, адекватная самооценка и др.);
- эмоциональные ресурсы (умение управлять эмоциями, сопереживать и др.);
- информационные ресурсы (умение работать с информацией, знания в области здоровья и образа жизни и др.);
- поведенческие ресурсы (навыки соблюдения режима труда и отдыха, активный образ и стиль жизни, исключение рискованных форм поведения и др.).

Роль Управляющего совета в сохранении здоровья обучающихся

Управляющий совет может стать инициатором создания междисциплинарной команды, нацеленной на помощь ученикам в укреплении здоровья. В эту команду могут войти руководители методических объединений по предметам, завуч по воспитательной работе и дополнительному образованию, учителя физической культуры, психологи, социальные педагоги, медицинские работники.

К их числу могут относиться:

- увеличение рекреационных зон для активного отдыха; разворачивание новых секций не столько для спортивного совершенствования, сколько для реализации потребности в движении;
- просвещение сотрудников, учеников и их родителей по вопросам здоровья;
- индивидуализация образовательного процесса;
- внедрение тренингов личностного роста и стрессоустойчивости, предупреждения различного рода зависимостей;
- праздники, фестивали, конкурсы, пропагандирующие преимущества здорового стиля жизни.

Задача членов команды – сформировать заинтересованность в здоровье у всех участников образовательной деятельности, в том числе у учителей, вовлечь в эту работу весь коллектив, всех учеников и их семьи.

Школа – это не только классы, библиотеки, залы. Это и территория самой образовательной организации, которая должна быть привлекательной, способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Сохранение здоровья учащихся – это не только организация массовых оздоровительных мероприятий, но и ежедневная забота о благополучии каждого ученика. И в эту работу может включиться Управляющий совет. Школьный управляющий – это не тот, кто везде и всем распоряжается и руководит, скорее, он старается найти ту область или проблему, где бы он смог применить свои знания и способности с наибольшей пользой для общего дела.

1. Косарецкий С. Г. и др. Директор и Управляющий совет: работаем вместе. – Москва, 2015.

3. Чечельницкая С. М. Управление здоровьем школьников. – Москва, 2015.

Читайте также: