Объясните почему петра великого называли младшим царем кратко

Обновлено: 04.07.2024

После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 г. русский престол унаследовал его старший сын Фёдор Алексеевич. Он был болезненным юношей и поэтому правил недолго – до 1682 г.

Кто из его детей претендовал на власть в конце XVII в.?

Поскольку царь Фёдор Алексеевич не оставил прямых наследников, то на престол могли претендовать его младшие братья: 15-летний Иван Алексеевич и 10-летний Пётр Алексеевич. Вдобавок, Иван Алексеевич считался тяжело больным и даже слабоумным. Также к власти стремилась их старшая сестра Софья Алексеевна, которая прямо не могла унаследовать трон, но могла стать регентшей (опекуншей) братьев. Поэтому в 1682 г. царями одновременно были провозглашены Иван и Пётр, а регентшей – царевна Софья.

Каким было регентство царевны Софьи Алексеевны?

Поскольку царь Иван был неспособным к государственным делам, а царь Пётр был сослан в подмосковное село Преображенское, то фактически в 1682 – 1689 гг. Россией управляла царевна Софья. Её даже стали называть самодержицей. Вместе с тем, огромное влияние в государстве имел сподвижник царевны – князь Василий Голицын. Он выступал за налаживание тесных связей с Европой, предлагал направлять российских дворян за границу на обучение, а также приглашать на работу иностранных специалистов. Также он хотел создать регулярную армию по европейскому образцу.

Во внешней политике были некоторые успехи. В 1686 г. был подписан Вечный мир с Речью Посполитой, благодаря которому Российское государство закрепило за собой Левобережную Украину вместе с Киевом, Запорожьем, Северскую землю с Черниговом, а также Смоленск. В 1689 г. был заключен Нерчинский договор с Китаем, который впервые установил четкую русско-китайскую границу. В то же время Крымские походы 1687 г. и 1689 г. оказались безрезультатными.

Как царь Пётр I стал самостоятельным правителем?

Стр. 12. Вопросы к иллюстрации №1

Объясните, что требовалось художнику XIX в. для создания подобной исторической картины.

Для того, чтобы досконально нарисовать такую картину, художнику Сурикову прежде нужно было очень хорошо знать историю России конца XVII века, и в первую очередь – детали тогдашнего быта. Мастер должен был хорошо знать события того временни, а также ряд важных деталей: особенности одежды тех времен, оружия и даже инструментов. Только в таком случае картина могла считаться правдоподобной.

Стр. 13. Документ №1

1. Какое описание внешности Петра I даёт датский посланник?

В своих записках посланник отмечает очень высокий рост царя, короткие вьющиеся волосы, большие усы и простоту в ношении одежды. Также Ю. Юль обратил особое внимание на проницательность и ум Петра І.

2. В чём автор воспоминаний усматривает необычность поведения царя при первой встрече?

Автора воспоминаний очень удивила манера Петра I вести разговор: просто и без формальностей. Как равный с равным. Наряду с этим, он прямо говорит, что разговор был дружеский, как будто собеседники друг друга знали много лет. Также датский посланник явно не ожидал, что Пётр I знает голландский язык и может свободно на нем разговаривать.

3. Где происходили другие встречи Петра I и датского посланника? Чем удивил царь Пётр Ю. Юля?

Следующая встреча состоялась на Адмиралтейской верфи (скорее всего, имеется в виду Санкт-Петербург). Датского посланника очень поразило, как царь общался с командой корабля. Особенно его удивило уважение и почтение, с каким Пётр І относился к адмиралу и старшим по службе лицам.

4. Что можно сказать об отношении автора воспоминаний к Петру I?

Автор данных воспоминаний однозначно относится к Петру I c глубоким уважением и симпатией. Датский посланник отмечает положительные стороны характера государя, а также особенности его нестандартного поведения.

Стр. 13. Вопросы в конце параграфа

1. Охарактеризуйте личность и деятельность царевны Софьи Алексеевны. Дополнительно. Легко ли было женщине стать правительницей в России в конце XVII в.? Что дало возможность Софье прийти к власти?

Софья Алексеевна была дочерью царя Алексея Михайловича (1645 – 1676) и сестрой царей Фёдора Алексеевича (1676 – 1682), Ивана Алексеевича (1682 – 1696) и Петра Алексеевича (1682 – 1725). Современники и историки по-разному оценивали личность царевны, однако все отмечали её ум и умение решать важные государственные вопросы. Также следует отметить, что период её регентства (1682 – 1689 гг.) был довольно удачным (если не считать безрезультатных Крымских походов). Никаких восстаний и смут в эти годы не было. Успешно развивались ремёсла и торговля, Россия окончательно закрепила за собой ряд земель (например, Левобережную Украину и Киев), а также установила границу с Китаем.

Царевна Софья Алексеевна пришла к власти благодаря стечению обстоятельств. Её брат Фёдор Алексеевич умер в 1682 г. бездетным. Сразу же встал вопрос о том, кто займет российский престол. Пользуясь тем, что младшие братья на тот момент не могли управлять государством (Иван был тяжелобольным, а Петру было всего 10 лет) царевна Софья, при поддержке некоторых бояр и войска стрельцов, была объявлена регентшей (опекуншей). При других обстоятельствах она бы никогда не смогла встать во главе России.

Во время регентства царевны Софьи (1682 – 1689), Петр Алексеевич фактически был сослан подальше от двора, в подмосковное село Преображенское. Там он близко сошелся с жителями Немецкой слободы, находившейся неподалеку. Регулярное общение с иностранцами принесло свои плоды. Юный царь познакомился с европейским бытом, традициями и культурой в целом. Ему очень захотелось распространить их в самой России. Также Петра І очень привлекало корабельное дело. Общение с иностранцами привело его к мысли, что государство не может быть успешным без сильного флота.

4. Сопоставьте информацию о Крымских походах в правление Софьи Алексеевны и Азовских при Петре I. Что в них было общим? В чём заключались различия?

Крымские походы князя Василия Голицына (1687 г. и 1689 г.) и Азовские походы Петра I (1695 и 1696 г.) имели много общего. В обоих случаях главным противником России была Османская империя и её союзник – Крымское ханство. Также эти походы объединяло желание добиться выхода к Чёрному морю и закрепиться на его берегах. Кроме того, первый Азовский поход закончился неудачей, так же, как и Крымские.

Однако если Крымские походы были частью войны европейских держав (среди них была и Речь Посполитая) против Османской империи, то царь действовал самостоятельно, на свой страх и риск. К тому же, Пётр І, в отличие от Василия Голицына, быстро сделал вывод из своих ошибок и создал российский флот. И самое главное, если Крымские походы не принесли никакого результата, то Азовские походы принесли России приобретение крепости Азов в устье Дона. Таким образом, победа во втором Азовском походе полностью перекрыла собой неудачу в первом.

5. Объясните, какие задачи ставил Пётр I для Великого посольства 1697–1698 гг. В чём состояла необычность этой поездки?

Основной задачей, которую ставил Пётр І перед Великим посольством 1697 – 1698 гг., был поиск союзников среди стран Европы в борьбе против Османской империи. Т.е. царь планировал создать антитурецкую коалицию европейских государств и тем самым окончательно закрепиться на Чёрном море. Однако, существовали второстепенные цели, которые постепенно затмили собой главную. Речь шла об изучении и использовании достижений европейской науки и техники в России. Поначалу нужно было закупить необходимые книги, снаряжение и оружие. Также планировалось привлечь иностранных специалистов на русскую службу. Особое внимание уделялось именно корабельному делу, поскольку российский флот в то время только создавался.

6*. Рассмотрите проблему. Какую роль играли стрельцы в борьбе за высшую власть в 1680–1690-е гг.? Почему именно к ним обращались за поддержкой противоборствовавшие силы?

Стрелецкое войско в 1680-х – 1690-х гг. использовали члены царской семьи для достижения своих целей. В первую очередь царевна Софья Алексеевна. В 1682 г. именно благодаря их поддержке она смогла прийти к власти и стать регентшей. А в 1689 г. стрельцов пытались использовать против Петра І. И наконец стрелецкий мятеж 1698 г. был тоже направлен против политики Петра І, и в поддержку царевны Софьи.

Скорее всего, к стрельцам обращались потому, что они отличались высоким уровнем дисциплины и боеспособности. Недаром царь Иван Грозный создавал стрелецкое войско как ядро будущей регулярной армии. И хотя полноценной армией европейского образца стрельцы так и не стали, но все же они были мощной силой, с которой были вынуждены считаться многие. В том числе и члены царской семьи.

Петр I - наиболее выдающийся представитель династии Романовых.
Он провел важнейшие реформы во всех сферах государственной и общественной жизни.
Прежде всего были созданы регулярная армия и флот. Это позволило России победить шведов в борьбе за выход к Балтийскому морю. Эта война получила название Северной и длилась 21 год: с 1700 по 1721. При Петре бурно развивалась промышленность, возникло большое количество мануфактур и горных предприятий, процветала торговля. Царь заботился о культуре и просвещении, при нем открывались новые учебные заведения, из которых вышла целая плеяда талантливых ученых и техников. Петр I всячески поощрял деятелей науки, инженеров, архитекторов, писателей и художников. В его эпоху было возведено много замечательных зданий и сооружений.
В результате всей многогранной деятельности Петра I Россия быстро превратилась в великую европейскую державу. В 1721 году за особо выдающиеся заслуги Сенат присвоил Петру титулы императора, Великого и Отца Отечества. Россия была провозглашена империей.

Пётр I Вели́кий (Пётр Алексе́евич; 30 мая (9 июня) 1672 — 28 января (8 февраля) 1725) — царь Московский из династии Романовых (с 1682 года) и первый император всероссийский (с 1721 года) . В российской историографии считается одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке.

Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста — 200 см (6 футов 7 дюймов) — он выдавался в толпе на целую голову. В то же время при таком большом росте, он носил обувь 38 размера.

Окружающих пугали очень сильные судорожные подёргивания лица, особенно в минуты гнева и душевного волнения. Эти конвульсивные движения современники приписывали детскому потрясению во время стрелецких бунтов или попытке отравления царевной Софьей.

Во время визита в Европу Пётр I пугал утонченных аристократов грубоватой манерой общения и простотой нравов. Ганноверская курфюрстина София писала о Петре так:

Позднее, уже в 1717 году, во время пребывания Петра в Париже, герцог Сен-Симон, так записал своё впечатление о Петре:

Доклад о Петре 1 для 4 класса

В истории России было много правителей, но некоторые из них особенно сильно повлияли на судьбу нашей Родины. В конце 17-го века царем стал Петр Алексеевич Романов. Так как до него в стране не было царей по имени Петр, то его стали звать Петр Первый.

Мальчик обладал отменным здоровьем, был активным, любознательным и подвижным. Он очень хорошо учился и знал много иностранных языков. Юного Петра интересовали разные ремесла, он перенимал опыт у кузнецов, столяров и оружейников. Эти знания очень помогли ему сделать свою страну сильнейшей державой в мире. Известно и то, что молодой наследник российского престола любил разыгрывать военные сражения.

В 17 лет Петр женился, стал самостоятельным и заявил о желании стать настоящим правителем. Вместе с верными друзьями он вернулся в Москву, подавил очередное восстание и взошел на престол.

После смерти старшего брата Ивана Петр принял решение укреплять военную силу России и развивать торговые связи с другими странами. Для этого надо было завоевать земли около Азовского моря и после многих сражений Петру это удалось.

Петр отправился учиться в Европу и овладел там искусством постройки и управления кораблями. Там он провел несколько лет и вернулся домой, где ему пришлось участвовать в войне со Швецией. Война получилась длительной и кровавой, но Петр одержал в ней победу.

Создание могучего флота заняло у царя всего 15 лет. За этот небольшой срок Петр построил новые верфи и почти две сотни военных кораблей, охранявших морские границы страны.

Во время правления Петра в стране произошли и другие серьезные изменения. После победы над Швецией, он построил на берегу Балтийского моря Петропавловскую крепость, которая стала центром города Петербурга. По указу царя Петербург был назван новой столицей.

Царь хотел принести в Россию опыт, приобретенный в Европе. Под руководством Петра в Петербурге открылась Морская академия, где готовили специалистов для российского флота. Москве начала действовать математическая школа. Он требовал от бояр одеваться и выглядеть по европейской моде, реформировал систему управления государством. Не всем нравились такие реформы, поэтому в крупных городах происходили серьезные восстания.

К концу жизни царь сильно ослаб и много болел. Скончался Петр Первый в феврале 1725 года от воспаления легких.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Рабочий лист по теме:

Предпосылки и начало преобразований Петра Великого

hello_html_m29dff2ac.jpg

1. Укажите годы правления императора Петра Первого ____________________.

2. Назовите родителей Петра Великого:

4. Укажите причины и предпосылки первых реформ Петра I ?

5. Опишите как обучался Петр I в детские и юношеские годы? Как это повлияло на формирование личности Петр I ?

7. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы:

Еще больше Петра увлекало военное дело. Увлечение выросло на почве его детских забав. Со временем деревянные пушки стали заменяться боевыми, появляются настоящие сабли, протазаны, алебарды, пищали и пистолеты. Просторы Преображенского позволяли Петру производить полюбившуюся ему пальбу из пушек и вести военные игры с участием значительного числа сверстников. Там в 1686 году возникает военный городок с жилыми помещениями для Петра и потешных солдат, амбарами для хранения пушек и оружия. Все эти сооружения были обнесены деревянным забором с башнями и земляным валом. Потешные, сначала предназначавшиеся для игр, или, как тогда говорили, потех, с годами превратились в подлинную военную силу. У истоков двух полков — Преображенского и Семеновского, которые составят костяк будущей регулярной армии, стояли потешные батальоны, набранные из спальников, конюхов потешной конюшни, дворян, сокольников.

( Н.И. Павленко Петр Первый. Книга из серии жизнь замечательных людей)

1. Назовите три увлечения Петра, которые выделяет автор. Какое из них было самым сильным? Что положило начало этому увлечению?

2. Какое качества Петра , по мнению автора, отличало царя от его предшественников? Какой факт использует автор для подтверждения своего мнения?

3. В чем проявилось увлечение Петра военным делом? Какова была практическая польза для страны от этого увлечения?

Читайте также: