Объясните почему а д сахаров и его сторонники снова выдвигали лозунг вся власть советам кратко

Обновлено: 07.07.2024

☭Советская правда. Эпоха социализма☭ запись закреплена

"Вся власть Советам!"

В первые дни революции лозунг "Вся власть Советам!" был новинкой. В апреле "власть Советов" впервые противопоставляется власти Временного правительства. Большинство в столице пока ещё за Временное правительство без Милюкова -Гучкова. В июне этот лозунг получает демонстративное признание громадного большинства рабочих и солдат. Временное правительство уже изолировано в столице. В июле вокруг лозунга "Вся власть Советам!" вспыхивает борьба между революционным большинством столицы и правительством Львова -Керенского. Соглашательский ЦИК, опираясь на отсталость провинции, переходит на сторону правительства. Борьба решается в пользу правительства. Сторонники Советской власти объявляются вне закона. Наступает мёртвая полоса "социалистических" репрессий и "республиканских" тюрем, бонапартистских подсиживаний и военных заговоров, расстрелов на фронте и "совещаний" в тылу. Это до конца августа. В конце августа картина резко меняется. Корниловское восстание вызывает напряжение всех сил революции. Советы в тылу и Комитеты на фронте, умершие было в июле-августе, теперь "вдруг" оживают. И, ожив, берут власть в свои руки в Сибири и на Кавказе, в Финляндии и на Урале, в Одессе и Харькове. Без этого, без взятия власти, революция была бы разгромлена. Так "власть Советов", провозглашенная в апреле "маленькой группой" большевиков в Питере, в конце августа получает почти всеобщее признание революционных классов в России.

Теперь ясно для всех, что "власть Советов" не только популярный лозунг, но и единственно верное средство в борьбе за победу революции, единственный выход из создавшегося положения.

Настал момент, когда лозунг "Вся власть Советам" должен быть, наконец, претворён в жизнь.

Но что такое "власть Советов" и чем она отличается от всякой иной власти?

Говорят, что передать власть Советам, это значит составить "однородное" демократическое правительство, организовать новый "кабинет" из "социалистических" министров и, вообще, произвести "серьёзное изменение" в личном составе Временного правительства. Но это неверно. Дело здесь вовсе не в замене одних лиц Временного правительства другими. Дело в том, чтобы хозяевами положения в стране стали новые, революционные классы. Дело в переходе власти в руки пролетариата и революционного крестьянства. Но для этого смена одного лишь правительства далеко ещё недостаточна. Для этого необходимо, прежде всего, произвести коренную чистку во всех ведомствах и учреждениях правительства, изгнав отовсюду корниловцев, поставив везде преданных людей рабочего класса и крестьянства. Только тогда и только в таком случае можно будет говорить о переходе власти к Советам "в центре и на местах".

Чем объяснить известную всем беспомощность "социалистических" министров Временного правительства? Чем объяснить тот факт, что эти министры оказались жалкими игрушками в руках людей, стоящих вне Временного правительства (вспомните "доклады" Чернова и Скобелева, Зарудного и Пешехонова на "Демократическом совещании"!)? Прежде всего тем, что не они вели свои ведомства, а ведомства вели их. Тем, между прочим, что каждое ведомство составляет крепость, где до сих пор ещё сидят бюрократы царского периода, обращающие благие пожелания министров в "звук пустой", готовые саботировать любое революционное мероприятие власти. Чтобы власть перешла к Советам не на словах только, но и на деле, необходимо взять эти крепости и, изгнав оттуда слуг кадетско-царского режима, поставить на их место выборных и сменяемых, преданных делу революции работников.

Власть Советам - это значит коренная чистка всех и всяких правительственных учреждений в тылу и на фронте, снизу доверху.

Власть Советам - это значит выборность и сменяемость всех и всяких "начальников" в тылу и на фронте.

Власть Советам - это значит выборность и сменяемость "представителей власти" в городе и деревне, в армии и флоте, в "ведомствах" и "установлениях", на железных дорогах и в почтово-телеграфных учреждениях.

Власть Советам - это значит диктатура пролетариата и революционного крестьянства.

Диктатура эта в корне отличается от диктатуры империалистической буржуазии, той самой, которую не так давно старались установить Корнилов и Милюков при благосклонном участии Керенского и Терещенко.

Диктатура пролетариата и революционного крестьянства означает диктатуру трудящегося большинства над эксплуатирующим меньшинством, над помещиками и капиталистами, над спекулянтами и банкирами, во имя демократического мира, во имя рабочего контроля над производством и распределением, во имя земли для крестьян, во имя хлеба для народа.

Диктатура пролетариата и революционного крестьянства означает диктатуру открытую, массовую, осуществляемую на глазах у всех, без заговора и закулисной работы. Ибо такой диктатуре нечего скрывать, что локаутчикам-капиталистам, обостряющим безработицу путём разных "разгрузок", и банкирам-спекулянтам, взвинчивающим цены на продукты и создающим голод,-пощады не будет.

Диктатура пролетариата и крестьянства означает диктатуру без насилий над массами, диктатуру волей масс, диктатуру для обуздания воли врагов этих масс.

Такова классовая сущность лозунга "Вся власть Советам!".

События внутренней и внешней политики, затяжная война и жажда мира, поражения на фронте и вопрос о защите столицы, гнилость Временного правительства и вопрос о "переезде" в Москву, разруха и голод, безработица и истощение,-всё это неудержимо влечёт революционные классы России к власти. Это значит, что страна уже созрела для диктатуры пролетариата и революционного крестьянства.

Настал момент, когда революционный лозунг "Вся власть Советам" должен быть, наконец, осуществлен.

Положение в СССР сильно ухудшилось с началом кара­бахского вооруженного конфликта (1989 г.), который возник из-за аннексионистских поползновений армянского руко­водства и, очевидно, ошибочных решений азербайджанских властей. Конечно, трудно задним числом вскрывать ошибки руководящих кругов СССР, но если бы этот конфликт тогда был жестко пресечен в самом зародыше, вряд ли произошли бы аналогичные конфликты в Тбилиси, Средней Азии, Прид­нестровье и Прибалтике, не говоря уже о войнах на Север­ном Кавказе. И все это происходило на фоне продолжающей­ся войны СССР в Афганистане. Но, по-видимому, Горбачев не мог действовать по-другому — он стал заложником своей собственной политики по демократизации общества. И дело не в том, что у него не было нужной политической воли. Она у него была в избытке. Он был смелым и отважным челове­ком, сумевшим коренным образом изменить облик страны. Скорее всего, не было четкого, отшлифованного представле­ния о конечной цели реформирования, средствах и инстру­ментах этого реформирования и, конечно, — сильных сорат­ников.

Но что касается вопросов нового государственного уст­ройства, включая отношения между СССР и союзными рес­публиками, а также полного отстранения КПСС как единой государственной партии от власти — у него здесь не было точного представления того, как это осуществить и следует ли вообще это делать. Поэтому он взялся за Союзный до­говор, не представляя последствий этой затеи.

1. Сформировать представление о причинах, сути и последствиях перестройки в СССР.

2. Развивать умение проводить поиск необходимой информации в разных источниках (фрагмент из доклада М. С. Горбачева на январском (1987 г) Пленуме ЦК КПСС, текст учебника).

3. Воспитывать уважение к деятельности политических лидеров (М. С. Горбачев), которые пытаются решать сложные государственные проблемы, особенно в кризисные периоды, и берут на себя ответственность за судьбу страны.

I Формулирование учебной задачи

II Диалектико-логическое абстрагирование

  1. биографию М. С. Горбачева стр. 314 учебника (2 группы)
  2. кризисные явления в экономической сфере (по рабочему листу) (2 группы)
  3. кризисные явления в социальной сфере (по рабочему листу) (2 группы)

Подведение итогов работы в группах (прием формулирования выводов).

1. Какие качества личности М. С. Горбачева соответствуют личности политика–реформатора? (знания, общественно-политическая деятельность, понимание необходимости решения экономических и социальных проблем, организаторские способности, смелость, целеустремленность, опыт работы в общественных организациях и на государственной службе)

2. Назовите причины перестройки? (по результатам изучения рабочих листов)

III Формально-логическая конкретизация

Учащиеся изучают статью в учебнике на стр. 310-311 и делают записи в тетрадях.

Закон о кооперативах и индивидуальной трудовой деятельности

Денежная реформа (Павлов В. С.)

Программа "500 дней" (С. С. Шаталина и Г. А. Явлинского)

Почему эти меры не дали ожидаемого результата?

изучаем документы (стр. 312-313):

"Фрагменты из доклада М. С. Горбачева на январском (1987 г) Пленуме ЦК КПСС",

"Фрагменты из выступлений Л. И. Абалкина, зам. председателя Сов. Мина СССР, и Ю. С. Давыдова, секретаря Ставропольского райкома партии".

Прием коллективного разбора текста и выделения главной идеи.

Руководство КПСС не могло отойти от методов централизованного управления экономикой и использовать механизмы свободного рынка.

IV Моделирование знания

Учащиеся в группах составляют проекты моделей знания, и обобщенную модель записываем на доске и в тетрадях.

направленных на ускорение

ликвидированы, т. к.

V Определение понятия

По предложенной модели знания формулируем понятие перестройка.

Каждая группа предлагает свой вариант, итог записываем на доске и в тетрадях.

Перестройка – это комплекс мер, направленных на ускорение развития страны на основе обновления социалистических идей.

VI Выделение общего способа деятельности

В ходе беседы в классе формулируем общий способ характеристики процесса перестройки: Каковы причины перестройки? Каково её содержание (комплекс мер)? Последствия.

На этом уроке способ деятельности совпал с теми вопросами, которые мы сформулировали в начале урока. Разница в том, что в начале урока учащиеся не могли дать ответы на эти вопросы, а на этапе интериоризации учащиеся в группах по способу деятельности отвечают на них.

VIII Действия контроля и самоконтроля

Проверить себя по способу деятельности – есть ли какие-то неясные вопросы.

Проверочная работа №1

Выполнение тестовых заданий.

2. Денежная реформа

3. Закон об индивидуальной трудовой деятельности

4. Г. А. Явлинский

5. Создание кооперативов

6. Хозяйственный расчет

Ключ к тестовому заданию 1 – 3, 4; 2 – 1; 3 – 5, 7; 4 – 6

Определите характер источника:

IX Действия оценки и самооценки

Оценивание работ учащихся, подведение итогов работы групп.

Дом.зад. §39, прочитать биографию М. С. Горбачева, стр.305-306

С помощью родителей описать материальное положение своей семьи в 1985-1990 гг.

Тема: Гласность, демократизация - новой этап политической жизни в СССР

Тип: Урок предъявления нового материала

Форма: Школьная лекция с элементами беседы

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная

  1. Сформировать понятие гласность (5.4) и представление о характерных существенных чертах демократизации политической жизни в СССР (5.2.1).
  2. Развивать умение соотносить факты и процессы внутренней политики (5.1) и объяснять, в чем состояли результаты деятельности государственных и политических руководителей (5.7) на примере деятельности М. С. Горбачева и Б. Н. Ельцина.
  3. Формировать уважение к правам человека и убеждение в том, что их необходимо защищать.

I Формулирование учебной задачи

Учитель предлагает учащимся изучить документ "Из выступления А. Д. Сахарова на первом съезде народных депутатов 3 июня 1989 года" (см. раб. лист).

Объясните, почему А. Д. Сахаров и его сторонники снова выдвигали лозунг: "Вся власть Советам!"?

Каков его политический смысл?

Определяем задачу урока: Изучить новой этап политической жизни в СССР, главным содержанием которого стали гласность и демократизация.

II Диалектико-логическое абстрагирование

- Вспомните, в каких условиях начиналась "оттепель" в СССР в к. 1950-х гг.?

- Почему её итоги были ограниченными?

- Каковы итоги перестройки?

- Почему она не дала ожидаемых результатов?

Вывод: Стремление связать перестройку с социалистическими идеями побудило руководство КПСС к переосмыслению пройденного советским обществом исторического пути.

III Формально-логическая конкретизация

Учитель излагает материал о переосмыслении исторического опыта, учащиеся составляют тезисы по рассказу учителя.

- Реабилитация жертв репрессий 1930-1950-х гг., в т.ч. лидеров оппозиции режиму Сталина (Л. Б. Каменев, Г. Е. Зиновьев, Н. И. Бухарин и др.).

- Издание трудов зарубежных и отечественных авторов (Д. А. Гранин "Зубр", В. Д. Дудинцев "Белые одежды", А. Н. Рыбаков "Дети Арбата", А. Н. и Б. Н. Стругатские, А. П. Платонов, Е. И. Замятин).

- Публикация в СМИ работ по рыночной экономике, философии, социологии, истории.

- Прекратились преследования инакомыслящих (А. Д. Сахаров возвращен из ссылки).

Вывод: Происходит процесс освобождения печати от цензуры, информация становится открытой и доступной, т. е. гласной.

- Почему было недостаточно для гармоничного развития государства обеспечить доступность информации?

- Каким должен быть следующий шаг руководства?

Учащиеся составляют тезисы по рассказу учителя

- 1989 год, выборы народных депутатов на первый съезд Советов. Выдвижение альтернативных кандидатов, выборы приобретают соревновательный характер.

- Возникновение независимых политических организаций.

- Создание правового государства, основанного на реальном разделении властей.

- Отмена шестой статьи Конституции о руководящей роли КПСС, т. е. упрочение правовой основы существования многопартийной системы.

Вывод: Народ вовлекается в управление государством и обществом, т. е. происходит процесс демократизации.

Изучаем документ "Из статьи Н. Андреевой "Не могу поступаться принципами" март 1988 года (см. раб. лист).

Как были восприняты перемены (гласность и демократизация) в обществе?

IV Моделирование знания

Учащиеся самостоятельно составляют модель, которая должна выглядеть так:


V Определение понятия

Гласность – открытость, доступность информации для общественности, связанная со свободой печати и отменой цензуры.

Демократизация – процесс вовлечения народа в управление обществом и государством.

VI Выделение общего способа деятельности

  1. Причины принятия политики гласности, демократизации
  2. Содержание
  3. Последствия

Прочитать статью в учебнике, стр. 320 "Исторический портрет Б. Н. Ельцина", ответить на вопрос

- Почему Б. Н. стал проводником демократических преобразований в стране? (дополнительный вопрос – какие личные качества и факты биографии способствовали этому?)

Прием синквейн. Придумать 1 существительное, 2 прилагательных, 3 глагола и фразу к словам: 1 вариант – гласность; 2 вариант – демократизация.

Проверочная работа №3

Сравните деятельность М. С. Горбачева – Президента СССР и Б. Н. Ельцина – Президента РСФСР: а) черты сходства б) отличия

VIII Действие контроля и самоконтроля

Учащиеся обмениваются выполненными заданиями по синквейну и озвучивают те, которые показались им наиболее убедительными.

IX Действия оценки и самооценки

Оценить собственные знания по способу деятельности и модели. Дом. зад. §40

1. Написать эссе на тему "Гласность предполагает правовую и моральную ответственность средств массовой информации".

2. Или ответить на вопрос: Чем, на ваш взгляд, отличается "гласность" от "свободы слова".

Рабочий лист к теме "Перестройка, новое политическое мышление и кризис советского общества 1985-1991 гг."

Экономическое развитие СССР

"Из выступления А. Д. Сахарова на первом съезде народных депутатов 3 июня 1989 года"

- Объясните, почему А. Д. Сахаров и его сторонники снова выдвигали лозунг: "Вся власть Советам!"? Каков его политический смысл?

Изучаем документ "Из статьи Н. Андреевой "Не могу поступаться принципами" март 1988 года

Коваль Т. В. Конспекты уроков по истории России XX в.; 9 кл.: Метод. пособие. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

До того, как будет решена эта политическая задача, фактически невозможно реальное решение всего комплекса неотложных экономических, социальных, национальных и экологических проблем.

Съезд народных депутатов СССР избрал Председателя Верховного Совета СССР в первый же день без широкой политической дискуссии и хотя бы символической альтернативности. По моему мнению, Съезд совершил серьезную ошибку, уменьшив в значительной степени свои возможности влиять на формирование политики страны, оказав тем самым плохую услугу и избранному Председателю.

По действующей Конституции Председатель Верховного Совета СССР обладает абсолютной, практически ничем не ограниченной личной властью. Сосредоточение такой власти в руках одного человека крайне опасно, даже если этот человек – инициатор перестройки. В частности, возможно закулисное давление. А если это будет другой?

В стране, в условиях надвигающейся экономической катастрофы и трагического обострения межнациональных отношений, происходят мощные и опасные процессы, одним из проявлений которых является всеобщий кризис доверия народа к руководству страны. Если мы будем плыть по течению, убаюкивая себя надеждой постепенных перемен к лучшему в далеком будущем, нарастающее напряжение может взорвать наше общество с самыми трагическими последствиями.

Декрет о власти

Исходя из принципов народовластия, Съезд народных депутатов заявляет:

1. Статья 6 Конституции СССР отменяется.

2. Принятие Законов СССР является исключительным правом Съезда народных депутатов СССР. На территории Союзной республики Законы СССР приобретают юридическую силу после утверждения высшим законодательным органом Союзной республики.

3. Верховный Совет является рабочим органом Съезда.

4. Комиссии и Комитеты для подготовки законов о государственном бюджете, других законов и для постоянного контроля за деятельностью государственных органов, над экономическим, социальным и экологическим положением в стране создаются Съездом и Верховным Советом на паритетных началах и подотчетны Съезду.

5. Избрание и отзыв высших должностных лиц СССР, а именно:

1) Председателя Верховного Совета СССР,

2) Заместителя Председателя Верховного Совета СССР,

3) Председателя Совета Министров СССР,

4) Председателя и членов Комитета конституционного надзора,

5) Председателя Верховного Суда СССР,

6) Генерального прокурора СССР,

7) Верховного арбитра СССР,

8) Председателя Центрального банка,

1) Председателя КГБ СССР,

2) Председателя Государственного комитета по телевидению и радиовещанию,

Поименованные выше должностные лица подотчетны Съезду и независимы от решений КПСС.

6. Кандидатуры на пост Заместителя Председателя Верховного Совета и Председателя Совета Министров СССР предлагаются Председателем Верховного Совета СССР и, альтернативно, народными депутатами. Право предложения кандидатур на остальные поименованные посты принадлежит народным депутатам.

7. Функции КГБ ограничиваются задачами защиты международной безопасности СССР.

Примечание. В будущем необходимо предусмотреть прямые общенародные выборы Председателя Верховного Совета СССР и его Заместителя на альтернативной основе.

Я прошу депутатов внимательно изучить текст Декрета и поставить его на голосование на чрезвычайном заседании Съезда. Я прошу создать редакционную комиссию из лиц, разделяющих основную идею Декрета. Я обращаюсь к гражданам СССР с просьбой поддержать Декрет в индивидуальном и коллективном порядке, подобно тому как они это сделали при попытке скомпрометировать меня и отвлечь внимание от вопроса об ответственности за афганскую войну.

Я хотел бы возразить тем, кто пугает невозможностью обсуждать законы двумя тысячами человек. Комиссии и Комитеты подготовят формулировки, на заседаниях Верховного Совета обсудят их в первом и втором чтении, и все стенограммы будут доступны Съезду. В случае необходимости дискуссия продолжится на Съезде. Но что действительно неприемлемо – если мы, депутаты, имея мандат от народа на власть, передадим наши права и ответственность своей одной пятой, а фактически – аппарату и Председателю Верховного Совета.

Продолжаю. Уже давно нет опасности военного нападения на СССР. У нас самая большая армия в мире, больше чем у США и Китая, вместе взятых. Я предлагаю создать комиссию для подготовки решения о сокращении срока службы в армии (ориентировочно в два раза для рядового и сержантского состава, с соответствующим сокращением всех видов вооружения, но со значительно меньшим сокращением офицерского корпуса), с перспективой перехода к профессиональной армии. Такое решение имело бы огромное международное значение для укрепления доверия и разоружения, включая полное запрещение ядерного оружия, а также огромное экономическое и социальное значение. Частное замечание: надо демобилизовать к началу этого учебного года всех студентов, взятых в армию год назад.

К национальным проблемам примыкают религиозные. Недопустимы любые ущемления свободы совести. Совершенно недопустимо, что до сих пор не получила официального статуса Украинская католическая церковь.

Важнейшим политическим вопросом является утверждение роли советских органов и их независимости. Необходимо осуществить выборы советских органов всех уровней истинно демократическим путем. В избирательный закон должны быть внесены уточнения, учитывающие опыт выборов народных депутатов СССР. Институт окружных собраний должен быть уничтожен и всем кандидатам должны быть предоставлены равные возможности доступа к средствам массовой информации.

Съезд должен, по моему мнению, принять постановление, содержащее принципы правового государства. К этим принципам относятся: свобода слова и информации, возможность судебного оспаривания гражданами и общественными организациями действий и решений всех органов власти и должностных лиц в ходе независимого разбирательства; демократизация судебной и следственной процедур (допуск адвоката с начала следствия, суд присяжных; следствие должно быть выведено из ведения прокуратуры: ее единственная задача – следить за исполнением Закона). Я призываю пересмотреть законы о митингах и демонстрациях, о применении внутренних войск и не утверждать Указ от 8 апреля.

Съезд не может сразу накормить страну. Не может сразу решить национальные проблемы. Не может сразу ликвидировать бюджетный дефицит. Не может сразу вернуть нам воздух, воду и леса. Но создание политических гарантий этих проблем – это то, что он обязан сделать. Именно этого от нас ждет страна! Вся власть Советам!

Сегодня внимание всего мира обращено к Китаю. Мы должны занять политическую и нравственную позицию, соответствующую принципам интернационализма и демократии, в принятой Съездом резолюции нет такой четкой позиции. Участники мирного демократического движения и те, кто осуществляет над ними кровавую расправу, ставятся в один ряд. Группа депутатов составила и подписала обращение, призывающее правительство Китая прекратить кровопролитие.

Присутствие в Пекине посла СССР сейчас может рассматриваться как неявная поддержка действий правительства Китая правительством и народом СССР. В этих условиях необходим отзыв посла СССР из Китая! Я требую отзыва посла СССР из Китая!

Читайте также: