Объясните кто такие социалисты утописты как соотносились их идеи и социальные эксперименты кратко

Обновлено: 05.07.2024

С появлением и развитием крупной машинной индустрии в конце XVIII и начале XIX века стали всё отчётливее обнаруживаться противоречия капитализма и бедствия, которые он несёт трудящимся массам. Но рабочий класс ещё не сознавал своей исторической роли могильщика капитализма. В этот период выступили великие социалисты-утописты: Анри Сен-Симон (1760—1825) и Шарль Фурье (1772—1837) во Франции, Роберт Оуэн (1771—1858) в Англии, сыгравшие крупную роль в истории развития социалистических идей.

В объяснении экономических явлений социалисты-утописты оставались на той же почве просветительной философии XVIII века, на которой стояли представители буржуазной классической политической экономии. Но в то время как последние считали капиталистический строй соответствующим природе человека, социалисты-утописты рассматривали этот строй как противоречащий природе человека.

Революционные демократы в России. В середине XIX века в России, переживавшей кризис крепостничества, выдвинулась блестящая плеяда мыслителей, внёсших большой вклад в развитие экономической науки.

Громадные заслуги в развитии экономической науки имеет великий русский революционер и учёный Н. Г. Чернышевский (1828—1889). Чернышевский возглавил решительную борьбу революционных демократов против крепостничества и царского самодержавия в России. Он дал блестящую критику не только крепостничества, но и капиталистического строя, упрочившегося к тому времени в Западной Европе и Северной Америке. Чернышевский глубоко вскрыл классовый характер и ограниченность буржуазной классической политической экономии и подверг уничтожающей критике вульгарных экономистов — Джона Стюарта Милля, Сэя, Мальтуса и других. По оценке Маркса, Н. Г. Чернышевский мастерски выяснил банкротство буржуазной политической экономии.

Экономическое учение Чернышевского представляет собой вершину развития всей политической экономии до Маркса. В своих философских воззрениях Чернышевский был воинствующим материалистом. Как и Герцен, он вплотную подошёл к диалектическому материализму.

Революционные демократы — Герцен, Чернышевский и их единомышленники явились предшественниками русской социал-демократии.

ЛЕКЦИЯ № 8. Социалисты-утописты

ЛЕКЦИЯ № 8. Социалисты-утописты 1. Западноевропейский утопический социализм К представителям западноевропейского социализма-утопизма можно отнести таких ученых, как Клод Анри де Рубруа Сен-Симон, Роберт Оуэна, Шарль Фурье.Эти ученые во многом согласны с классиками,

Утопический социализм — социалистические учения, которые в отличие от теории научного социализма Маркса строили широкие и всеобъемлющие планы переустройства общества оторвано от реальной жизни общества и классовой борьбы. Свои социалистические идеалы социалисты-утописты обосновывали чисто идеалистически, не понимая первенствующей роли условий материальной жизни общества в историческом развитии. Утопический социализм появился в период разложения феодализма и связан с революционными движениями. Родоначальником утопического социализма был Томас Мор (см.), выдающимся социалистом-утопистом был Кампанелла (см.). Дальнейшее своё развитие утопический социализм получил в XVIII в. (см. Морелли, Мелье, Шабли). Великими социалистами-утопистами в начале XIX в. были Клод Анри Сен-Симон (см.), Шарль Фурье (см.) и Роберт Оуэн (см.).

Поэтому теории утопистов оставались лишь теориями, проходящими мимо пролетариата, среди массы же зрела великая мысль о том, что освобождение рабочего класса может быть делом только самого рабочего класса.

В России идеи утопического социализма выражали такие выдающиеся умы, идеологи революционного крестьянства, как Чернышевский (см.), Добролюбов (см.) и др. Социалистические идеи великих русских революционных демократов XIX в. стояли значительно выше идей западноевропейского домарксовского социализма. Эти идеи отличались последовательной революционностью, боевым духом революционного демократизма. Революционные демократы понимали, что одной лишь мирной проповедью нельзя осуществить социалистические идеалы, что только трудящийся народ кровно заинтересован в замене старого общества новым. Однако их социализм был тоже утопическим.

Исторические условия крепостнической России ещё не созрели для возникновения научного социализма, пролетариат ещё только зарождался. В силу этого революционные демократы не могли придти к научному выводу о том, что только пролетариат является той силой, которая может построить социализм, значит не могли придти и к теории научного социализма. Революционные демократы мечтали о переходе к социализму через старую крестьянскую общину. Только Маркс и Энгельс превратили социализм из утопии в науку. Они доказали, что социализм — не выдумка мечтателей, утопистов, а необходимый результат, вытекающий из развития капиталистического общества и классовой борьбы пролетариата, задачей которого является уничтожение капитализма и построение социализма (см. Научный коммунизм ).

Утопический социализм — принятое в исторической и философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму, учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве. Главную роль в разработке и внедрении в общество идей о строительстве социалистических отношений ненасильственным образом, лишь силой пропаганды и примера, сыграла интеллигенция и близкие к ней слои.

Содержание

Утопический социализм в древности

Первые идеи о более справедливом обществе скорее всего зародились ещё на стадии разделения общества на классы и возникновения имущественного неравенства. Следы подобных воззрений встречаются при изучении как фольклора, так и мифологии народов Азии, Европы и Северной Африки.

Значительный вклад в развитие учения об утопическом социализме внесла уравнительная социальная идеология раннего христианства, несущая в общество проповедь братства, всеобщего равенства и потребительского коммунизма. Воздействие этих идей сохранило свою силу вплоть до ХIX века, когда легло в основу теории христианского социализма.

Предсоциализм в средневековье

Идеи первых Мора и Кампанеллы являются социалистическими, потому что их авторы понимали связь социального неравенства с частной собственностью. Они воспевали крупные города, а главную роль в создании нового строя отводили государству в лице великого политика, завоевателя, мыслителя, действующих с помощью пропаганды и примера [2] [3] .

Утопический социализм в Новое время

Утопический социализм в ХIX веке

Близкую форму к утопическому социализму представляли взгляды китайского революционного демократа Сун Ят-сена. Таким образом, можно констатировать, что учение утопического социализма было не региональным, чисто европейским явлением — его идеи, соединяясь с идеологией национально-освободительных движений, выдвигались также в странах Африки, Азии, Латинской Америки.

Утопический социализм в России

Предшественниками идей утопического социализма в России в конце XVIII — начале XIX столетий были А. Н. Радищев и П. И. Пестель. Особенно широкое распространение получили эти идеи в 30−40-е годы. Социалистические взгляды А. И. Герцена и Н. П. Огарёва, возникшие под влиянием трудов Сен-Симона и Фурье, положили начало социалистической традиции в русской общественной мысли.

В 1840-х годах среди наиболее ярких представителей русского домарксистского социализма мы видим А. И. Герцена, Н. П. Огарёва, В. Г. Белинского, М. В. Петрашевского, В. А. Милютина. Суть социалистического учения они понимали как антропологическую идею природы, полной реализацией которой только и может быть социализм, и историческая диалектика мирового разума, понятого как дух человека, изначально стремящегося к строю братства и равенства.

тот, что в XIX в. территория США признавалась многими наилучшим местом для социальных экспериментов. Сюда и направляли свои стопы пионеры нового порядка, поборники социалистических идей и опытов.

На землях США организовывали трудовые коммуны англичане-сторонники Анны Ли, Роберта Оуэна, Джона Рескина и другие; немцы - последователи Георга Раппа, аманиты, гуттеровцы и многие другие; французы - единомышленники Шарля Фурье, Этьена Кабе, Луи Блана; и, конечно, сами американцы (перфекционисты, ученики и сторонники Брисбена, Нойса, Грилея и др.). Среди организаторов трудовых коммун встречались и выходцы из России, например, Блаватская, организовавшая в 1900 г. в Пойнт-Лома (Калифорния) коммунистическое поселение; Анна Маркус, принимавшая активное участие в делах "Рескинской коммуны" и ставшая затем женой ее вице-президента Коуэлла, и другие. Движение за создание различного рода коммунистических общин в США продолжалось в течение всего XIX столетия и получило распространение во всех штатах. Точное число коммун установить нельзя. Американский историк социальных систем и активный участник социальных экспериментов Дж. Х. Ной с называет 58 отдельных общин только одних шекеров. Эта цифра шекеровских коммун приводится и Ш. Нордгоффом. В. А. Хиндс, изучивший общины оуэнистов и фурьеристов, насчитал около оотни хозяйств, созданных только последователями Оуэна и Фурье. Альберт Шоу, исследовавший преимущественно икарийские коммуны, утверждает, что в его руках имелись достоверные документы о 50 коммунистических общинах, образованных только после 1870 г., в их числе не менее 20 икарийских 6 . Всего же таких общин было создано в США в XIX в. "несколько сотен, а число участников в этих экспериментах в разное время достигало сотен тысяч" 7 .

История всех экспериментов с этими общинами большая и имеет много специфического. Общим в них является, пожалуй, то, что все это движение было скорее гуманитарным, чем политическим. В. И. Ленин называл эксперименты оуэнистов, фурьеристов и других "неполитическим социализмом" 8 . Они не анализировали новую систему производства, не стремились понять ее историческое значение и тенденцию развития. Отрицательные стороны капиталистической системы представлялись произвольным отклонением от "вечных принципов естественного права", а в целом эта система - грубым и злостным планом господствующих сил общества. Оценивая дело так, они были глубоко убеждены, "что социализм удастся ввести путем убеждения. Убедится большинство народа, и, когда оно убедится, меньшинство послушается, большинство проголосует, и социализм будет введен" 9 . В данном случае мы хотим остановиться более или менее подробно на истории только трех таких трудовых коммун - "Новая гармония", "Северо-американский фаланстер" (или фаланга) и "Икария", - которые при своем возникновении были прямо связаны с определенными школами утопического социализма, и на этой основе сделать некоторые обобщения.

"Новая гармония". Свой первый социальный эксперимент на американской земле Р. Оуэн осуществил в хозяйстве "Гармония", купленном в 1825 г. у последователей Георга Раппа и переименованном в "Новую гармонию" 10 . Хозяйство это находилось в штате Индиана, на реке Уабаш. Оно располагало 30 тыс. акров земли, в том числе 3 тыс. акров возделанной, занятой под посевами. В хозяйстве имелось также 19 ферм, несколько фруктовых садов и виноградников, промышленных мастерских и фабрик, поселок жилых домов (некоторые из них были каменными), необходимый инвентарь. Все это было куплено за 150 тыс. долларов 11 .

Принципы, на основе которых действовала "Новая гармония", были сформулированы в Правилах, названных потом конституцией. Вот главные из них: община учреждается на началах "самой неограниченной свободы"; в нее принимаются добровольцы, "независимо от имущественного состояния"; ее цель "состоит не в том, чтобы богатых сделать бедными, а чтобы обеспечить всем наибольшую сумму истинного богатства". В общине была установлена "общность богатства как имеющегося в наличии, так и произведенного и приобретенного в дальнейшем" 12 . Труд в "Новой гармонии" являлся исключительно добровольным. Вместе с тем принимались меры, чтобы сделать его привлекательным. В Правилах по этому вопросу было записано: "Будут употреблены механические средства для исполнения необходимых отвратительных работ, а также нездоровых или слишком тяжелых". Далее в Правилах говорилось, что община управляется сама непосредственно или посредством выборных уполномоченных. "Разногласия решаются в недрах общины путем дружеского соглашения, без употребления мер строгости, кроме удаления из общины. Права и обязанности взрослых,

6 J. H. Neyes. History of American Socialism. Philadelphia. L. 1870; Ch. Nordhoff. The Communistic Societies of the United States. N. Y. 1961; W. A. Hind s. American Communities. Chicago. 1906; A. Shaw. Icaria, a Chapter in the History of Communism. Philadelphia. 1884.

7 M. Hillkwit. History of Socialism in the United States. N. Y. 1903, p. 22.

8 В. И. Ленин. ПСС. Т. 4, стр. 169.

9 В. И. Ленин. ПСС. Т. 36, стр. 442.

10 А. Кирхенгейм. Вечная утопия. СПБ. 1902, стр. 239.

11 M. Hillkwit. Op. cit., p. 52.

12 Э. Доллеан. Роберт Оуэн. Его жизнь и учение. СПБ. 1908, стр. 126 - 130.

а также мужчин и женщин равны. Воспитание детей будет общим с того времени, как для них не будут нужны непосредственные заботы матери". 1 мая 1825 г. на общем собрании членов общины была принята конституция "Новой гармонии", согласно которой община в своем развитии должна была пройти две стадии: а) подготовительную; б) стадию "совершенного равенства". Продолжительность первой стадии определялась периодом в три года. На этой стадии, когда еще нет полного равенства, члены общины находятся на "испытании", под наблюдением Временного комитета, назначенного Оуэном. Каждому был открыт текущий счет, в кредит заносились услуги, оказанные общине и оцененные Временным комитетом, а в дебет - стоимость полученных предметов потребления 13 . Выдержавшие испытательный срок становились полноправными коммунарами, а сама община переходила в стадию "совершенного равенства", где действовал принцип "все по потребностям".

Сведения о "Новой гармонии" распространились на всю страну и даже за ее пределы. К Оуэну приходили люди разных национальностей, имущественного положения, вероисповедания, желавшие стать членами общины. Только в течение первых шести недель в "Новую гармонию" пришли 800 человек, а вскоре после этого еще более ста 14 . Все члены общины получали жилье, питание и одежду. В общину допускались эмигранты, разорившиеся фермеры, ремесленники, безработные, а также представители имущих классов, интеллигенции, иногда - крупные ученые. Например, членами "Новой гармонии" являлись: В. Мюклер - крупный ученый-геолог, главный организатор филадельфийской Академии естественных наук; Томас Сэй - видный зоолог; Ч. А. Леснер - знаменитый ихтиолог и талантливый художник; профессор Ниф - соратник Песталодци по швейцарской школе. Большинство членов "Новой гармонии" руководствовалось благородными намерениями. Но некоторые члены общины не понимали идеалов Оуэна, не сочувствовали им. Они смотрели на эксперименты великого социалиста-утописта как на причуду богача. В общине нередко встречались и такие, которые, по меткому замечанию английского публициста Дж. Холиока, "не находя себе места в мире, каков он есть, заключают отсюда, что они совершенно пригодны для мира, каков он должен быть". Несмотря на это, "Новая гармония" имела большие успехи. Полеводство, животноводство и даже промышленные мастерские приносили почти повсюду большой доход. Это дало основание Оуэну заявить, что в ближайшем будущем, когда благотворные стороны коммунизма станут ясны всем, у "Новой гармонии" появится много сестер. И действительно в ряде штатов возникли тогда общины, копировавшие "Новую гармонию"" ("Желтые ключи", "Нашоба", "Гаверстрау" и другие). Первые успехи вскружили головы многим. Они проявили нетерпение, трехлетний период "испытаний" показался членам общины слишком долгим. Они полагали, что достигли уже всего. И, воспользовавшись отсутствием Оуэна, который находился в Англии, они в январе 1826 г. добились принятия на общем собрании решения о досрочном переводе общины во вторую стадию, на положение "совершенного равенства". Это сразу же отрицательно отразилось на дисциплине, производстве, управлении, семейно-бытовых отношениях. Дела пошли хуже. Уже в апреле 1826 г. большинство признало, что переход к общине "совершенного равенства" был преждевременным. Начались бесконечные перестройки и реорганизации. За один год шесть раз менялась конституция общины. Члены "Новой гармонии" то разделялись на "условных", "испытуемых" и "находящихся на испытании", то объявлялись членами общины "совершенного равенства". Общину пришлось разделить на четыре самостоятельных хозяйства, имеющих свою администрацию. Затем две из них выделились из "Новой гармонии" и стали самостоятельными. Частые реорганизации подорвали "Новую гармонию" и ускорили ее распад. После двухлетнего существования на ее месте были созданы мелкие самостоятельные общины, оказавшиеся не в состоянии долгое время противостоять капиталистической конкуренции. Вскоре они были вовлечены в сферу капиталистической деятельности. На их месте появились обычные акционерные организации и частные мастерские. Обман, торгашество, конкуренция стали господствовать там, где Оуэн мечтал положить начало справедливому обществу на земле.

"Северо-американский фаланстер" был создан в 1843 г. группой образованных американцев - сторонников учения Ш. Фурье - в графстве Монмоус, в Нью-Джерси, и, может быть, более других подобных общин приблизился к идеальному образцу фаланги, который так детально разработан в системе Фурье. Целью его образования являлось, как сказано в декларации об его учреждении, "исследовать теорию социальных реформ Фурье в том виде, как ее развил Альберт Брисбен" 15 . На первоначальный капитал фаланстера - 8 тыс. долл., собранных в качестве паевых взносов и пожертвований от богатых филантропов, - была куплена земля и то, что признавалось самым необходимым. Обобществленный труд сразу дал свои результаты. Поля и фермы фаланстера содержались в гораздо лучшем состоянии и давали больше прибыли, чем у

Читайте также: