Общие формы организации учебной деятельности кратко

Обновлено: 04.07.2024

В дааной статье перечислены основные формы учебной деятельности и даны характристики .

ВложениеРазмер
formy_organizatsii.docx 19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Систему форм учебной деятельности учащихся на уроке составляют фронтальная, индивидуальная и групповая Этим формам также присущи все компоненты процесса обучения Они отличаются друг от друга количеством ю учащихся и способами организации работы.

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называют такой вид деятельности на уроке, когда все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу. При этом педагог проводит во работу со всем классом в едином темпе В процессе рассказа, объяснения, показа и под он стремится одновременно воздействовать на всех присутствующих. Умение держать в поле зрения класс, видеть работу каждого школьника, в атмосферу творческой коллективной работы, стимулировать активность учащихся являются важными условиями эффективности этой формы организации учебной деятельности учащиеся.

Чаще всего ее используют на этапе первичного усвоения нового материала При проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения, который сопровождается творческими заданиями различной с сложности, эта форма позволяет привлечь к активной учебно-познавательной деятельности всех учеников.

Существенным недостатком фронтальной формы учебной работы является то, что она по своей природе ориентирована на средних учащихся На абстрактного среднего ученика рассчитаны объем и уровень сложности материала, т темп работы Ученики с низкими учебными возможностями в таких условиях не способны получить знания: они требуют большего внимания от учителя, и больше времени на выполнение заданий Если же снизить темп, то ц е негативно скажется на сильных учащихся последних удовлетворяет не увеличение количества задач, а их творческий характер, усложнение содержания Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся на уроке наряду с этой формой используются другие формы организации учебной работы.

Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе По индивидуальной формы организации работы ученик выполняет упражнение, пишет эссе , реферат, доклад , составляет презентации и т.д. Индивидуальным задачей может быть работа с учебником, справочником, словарем, картой, рабочей тетрадью.

Индивидуальная форма работы используется на всех этапах урока, для решения различных дидактических задач: усвоение новых знаний и их закрепление, формирование и закрепление умений и навыков, для повторения- создание и обобщение пройденного материала. Она преобладает в выполнении домашних работ, самостоятельных и контрольных заданий в классе.

Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности т.

Однако индивидуальная форма организации имеет недостатки: ученик изолированно воспринимает, осмысливает и усваивает учебный материал, его усилия почти не согласуются с усилиями других, а результат этих усилий, е ого оценка касаются и интересуют только ученика и учителя Этот недостаток компенсирует групповая форма деятельности учащихся.

Групповая форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает создание небольших по составу групп в пределах одного класса Выделяют следующие формы группового взаимодействия:

1. Парная форма учебной работы - два ученика выполняют некоторую часть работа вместе Форма используется для достижения любой дидактической цели: усвоение, закрепление, проверка знаний и т.д.

Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь потом озвучивать свои мысли перед классом Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить, вести дискуссию.

2. Кооперативно-групповая учебная деятельность - это форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью По такой организацией обучения учитель руководит работой каждого ученика опосредованно через задачи, которыми направляет деятельность группы. Выполняя часть общей для всего класса цели, группа представляет, защищает выполненное задание в процессе коллективного обсуждения Главные итоги такого обсуждения становятся над банном всего класса и записываются всеми присутствующими на занятиях.

3. Дифференцированное-групповая форма предусматривает организацию работы ученических групп с различными учебными возможностями. Задача дифференцируются по уровню сложности или по их количеству.

5. Индивидуально-групповая форма предусматривает распределение учебной работы между членами группы, когда каждый член группы выполняет часть общей задачи Результат выполнения сначала обсуждается и оценивается в группе, а затем выносятся на рассмотрение всего класса и педагога.

В групповой учебной деятельности учащихся успешно формируются умения учиться, планировать, моделировать, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексию и т.д. Важную роль она играет в реализации воспитательной функции обучения В групповой учебной деятельности воспитывается взаимопонимание, взаимопомощь, коллективность, ответственность, самостоятельность, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения, культур а ведение диалогу.

Возможности выбора формы групповой учебной деятельности на разных этапах урока демонстрирует таблица:

Форма организации обучения – это один из способов организационного построения процесса обучения, который определяет характер учебно-воспитательной деятельности учащихся, а также руководство данной деятельностью, осуществляемое педагогом.

Основные формы организации учебной деятельности

Основными формами организации учебной деятельности являются урок в школе и лекция в высшем учебном заведении.

Урок – это вариативная и динамичная основная форма организации учебной деятельности, в рамках которой осуществляется определенное педагогическое воздействие на учащихся.

В настоящее время выделяют следующие виды уроков:

  • Комбинированные
  • Направленные на изложение нового учебного материала
  • Направленные на закрепление изученного учебного материала, формирование умений и навыков на основании полученных знаний
  • Самостоятельная работа
  • Направленные на повторение, обобщение и систематизацию изучаемого учебного материала
  • Направленные на проверку знаний, их оценку
  • Интегрированный

Урок является основной формой организации учебной деятельности в школе, его продолжительность составляет 40-45 минут, между уроками имеются перемены (5-15 минут), являющиеся свободным временем учащихся.

Лекция – это форма организации учебной деятельности, при которой передача учебной информации передается учащимся (студентам) через монолог педагога.

Различают следующие виды лекции:

  1. Установочная – направлена на краткое ознакомление студентов с содержанием изучаемого учебного курса или дисциплины.
  2. Информационная – систематическое и последовательное изложение учебного материала в соответствии с учебной программой.
  3. Обобщающая – направлена на расширение знаний по учебному курсу (предмету) и их систематизация.

Готовые работы на аналогичную тему

Чаще всего лекция практикуется в старших классах средней школы или в высшей школе (ВУЗ, СУЗ и т.п.), относится к словесным методам обучения. Лекция используются для подачи объемного учебного материала. В рамках средней школы они могут быть использованы также и для того чтобы подготовить учащихся к обучению в высшей школе.

Семинарская форма организации учебной деятельности

Не менее важными, чем лекции и урока, являются семинарские формы организации учебой деятельности.

Семинар – это активная форма учебного процесса, которая построена на основании знаний учащихся, полученных в итоге прослушивания лекций, либо самостоятельно.

Семинар проводится по заранее озвученной педагогом теме, каждому учащемуся дается задание, которое необходимо выполнить самостоятельно (доклад, презентация, реферат и т.д.).

Основная цель семинара – обеспечение учащимся возможности овладеть определенными знаниями, умениями и навыками самостоятельно.

  • развитие у учащихся творческого и профессионального мышления;
  • формирование познавательной мотивации;
  • использование, полученных знаний в профессиональной деятельности;
  • повторение и закрепление пройденного учебного материала;
  • осуществление контроля знаний и умений.

Основные формы семинарских занятий:

  1. Семинар-беседа – осуществляется в виде развернутой беседы, по заранее составленному плану, вначале и в заключение беседы, педагог кратко выступает перед учащимися.
  2. Семинар-заслушивание – осуществляется заслушивание и последующее обсуждение самостоятельных работ учащихся.

Немаловажное значение, помимо семинарских занятий, имеют практические занятия, направленные на профессиональную подготовку учащихся.

Практические занятия направлены на формирование профессиональных умений и навыков учащихся, стимулирование мышления и общую подготовку к будущей практической деятельности по выбранной специальности.

Практические занятия делятся на следующие группы:

  1. Занятия, организуемые с целью иллюстрации теоретического материала, имеющие воспроизводимый характер.
  2. Занятия, представляющие собой образцы примеров и задач, которые учащиеся разбирают в аудитории совместно и с помощью преподавателя.
  3. Занятия, направленные на развитие у учащихся исследовательских умений и навыков.

Иные самостоятельные и коллективные формы организации учебной деятельности

Иными формами организации учебной деятельности являются такие практические и самостоятельные работы учащихся как:

Форма организации обучения – способ организационного построения процесса обучения, определяющий характер учебно-познавательной деятельности ученика, руководство этой деятельностью со стороны преподавателя и структуру занятий.

Урок – динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, в рамках которой осуществляется пед. взаимодействие определенного состава учителей и учащихся, включая содержание, методы и средства обучения и систематически применяемая в равные отрезки времени для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.

Классно-урочная система обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива:

урок изложения нового материала;

урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков;

урок самостоятельной работы;

урок повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала;

урок проверки и оценки знаний, умений и навыков;

интегрированный урок и т. д.

Уроки обычно длятся 40-45 минут, между которыми имеется свободное время - перемена (5-15 минут). Иногда уроки объединяются в пары (в лицеях и вузах), посвящённые одному предмету, внутри которых перемена уменьшена. В одних школах длительность урока постоянна, в других может зависеть от номера урока и дня недели.

Лекция – занятие, на котором осуществляется передача знаний обучающимся через монологическую форму по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т.д.:

установочная (служит основой для самостоятельной работы) - краткое знакомство с содержанием курса или темы; краткое изложение основного учебного материала по теме; методические рекомендации для самостоятельной работы (вопросы, литература, пособие;

информационная (систематическое изложение учебного материала программы)

обобщающая (расширение и систематизация имеющихся знаний).

Является элементом лекционно-семинарской формы обучения, практикуемой преимущественно в старших классах средней школы и в высшей школе (где эта форма является основной в процессе обучения). Лекция, как метод обучения, относится к словесным методам обучения и может применяться при классно-урочной системе обучения.

В средней школе лекции обычно практикуются при изложении нового довольно объёмного и достаточно сложного материала с использованием приёмов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе приучения их к конспектированию излагаемого материала. Механизм восприятия лекции выглядит следующим образом: воспринимается информация, затем в сознании происходит её анализ, после чего информация снова выражается словами (в виде конспекта лекции). Конспект является уже продуктом мышления учащегося, что требует от него значительного умственного напряжения. Кроме того, на протяжении лекции возбуждаются одни и те же участки коры головного мозга, в результате чего уровень восприятия может понизиться.

Другими не менее важными после лекции формами учебной работы в высшем учебном заведении являются групповые практические, семинарские, лабораторные занятия.

Семинар – активная форма учебного процесса, построенная на основе знаний, приобретаемых обучаемыми самостоятельно по заданию руководителя путём непосредственного их взаимодействия с целью углубления или получения новых знаний посредством обмена информацией, контроля и самоконтроля усвоения темы.

Представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания.

Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи:

развитие творческого профессионального мышления;

профессиональное использование знаний в учебных условиях:

а) овладение языком соответствующей науки;

б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;

в) овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.

Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как: повторение и закрепление знаний; контроль; педагогическое общение.

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.

семинар-беседа – проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и заключением преподавателя - предполагает подготовку к занятиям всех обучаемых по всем вопросам плана семинара, позволяет вовлечь максимум обучающихся в активное обсуждение темы.

семинар-заслушивание и обсуждение докладов, рефератов - предполагает предварительное распределение вопросов между обучабщимися и подготовку ими докладов и рефератов, с последующим заслушиванием развернутого выступления по всем вопросам плана.

Наряду с семинарами, важное значение в подготовке студента к профессиональной деятельности имеют практические занятия. Они составляют значительную часть всего объёма аудиторных занятий и имеют важнейшее значение для усвоения программного материала, стимулируют мышление, сближают учебную деятельность с научным поиском и, безусловно, готовят обучающихся к их будущей практической деятельности.

Выполняемые на них задания можно подразделить на несколько групп:

служат иллюстрацией теоретического материала и носят воспроизводящий характер (выявляют качество понимания студентами теории);

представляют собой образцы задач и примеров, разобранных в аудитории;

предполагают наличие у студента некоторых исследовательских умений.

Лабораторные занятия - один из видов самостоятельной практической работы учащихся в высшей, средней специальной и общеобразовательной школе: имеют целью углубление и закрепление теоретических знаний, развитие навыков самостоятельного экспериментирования. Включают подготовку необходимых для опыта (эксперимента) приборов, оборудования, реактивов и др., составление схемы-плана опыта, его проведение и описание. Широко применяются в процессе преподавания естественнонаучных и технических дисциплин, причём для каждой устанавливается наиболее рациональное соотношение между теоретическим курсом и Л.З.

Диспут - коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы.

Конференция - съезд, совещание, собрание членов каких-либо организаций, представителей организаций или государств, учёных. Крупное совещание, предназначенное для решения научных и других проблем, это в первую очередь обмен мнениями.

Консультация – занятие, проводимое для оказания педагогически целесообразной помощи обучающимся в самостоятельной работе:

групповая (текущая, преъэкзамениционная);

индивидуальная (вводная; текущая; заключительная).

Самостоятельная работа – предполагает самоподготовку обучаемого и имеет формы:

изучение учебного материала программ с использованием технической и справочной литературы, учебного пособия;

выполнение практических заданий (расчетных, графических и т.д.);

написание конспекта, реферата, доклада и т.д.

Зачёт - форма проверки выполнения студентами вузов и учащимися средних специальных учебных заведений лабораторных и расчётно-графических работ, курсовых проектов (работ), а также знаний и навыков, полученных на практических и семинарских занятиях, в процессе учебной и производственной практики.

Сдача всех З, предусмотренных учебным планом на данный семестр (как правило, не более 6), является обязательным условием для допуска студента (учащегося) к экзаменационной сессии. З с дифференцированными оценками ставятся за курсовые проекты (работы), производственную практику, по дисциплинам, перечень которых устанавливается советом вуза (факультета), педагогическими советами средних специальных учебных заведений.

Экзамен - форма итоговой проверки знаний обучающихся, а также поступающих в учебные заведения и оканчивающих их. В отличие от зачётов знания на Э., как устных, так и письменных, всегда оцениваются отметками.

Факультативный курс - необязательный учебный курс (предмет), изучаемый в высшем учебном заведении или школе по выбору студента (ученика).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение………………………………………………………………..3 стр. 1.Понятие о формах организации учебной деятельности………….4 стр.

2. Основные формы организации учебной деятельности………….7 стр.

3. Организационные формы обучения, направленные на теоретическую подготовку учащихся…………………………………………………8 стр.

Заключение…………………………………………………………….13 стр. Список используемой литературы…………. ……………………….14 стр.

Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и модернизации.

Форма организации обучения или, организационная форма обучения обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Например, учитель может обучать группу учащихся, т. е. проводить коллективное обучение, или же заниматься с одним учеником (индивидуальное обучение). В этом случае форма обучения связана с количественным составом обучаемых. Вместе с тем она может отражать также временную регламентацию учебных занятий. Было время, когда учащиеся занимались с утра до обеда, однако определенного разграничения и перерывов между отдельными видами учебных занятий не существовало. Далее, занятия можно проводить в классе и можно осуществлять выход (экскурсию) к изучаемым объектам, что характеризует форму обучения с точки зрения места его проведения. Однако, будучи внешней стороной организации учебного процесса, форма обучения органически связана со своей внутренней, содержательно-процессуальной стороной. С этой точки зрения одна и та же форма обучения может иметь различную внешнюю модификацию и структуру в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, экскурсия. В одном случае она может посвящаться изучению нового материала, в другом - новый материал учащиеся усваивают на уроке, а экскурсия проводится с целью его закрепления, связи теории с практикой. Таким образом, экскурсии будут иметь различный внешний вид, на них будут использоваться разные методы обучения.

ПОНЯТИЕ О ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач. Они решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением, отношениями. В рамках последних реализуется содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и средства обучения. В дидактике предпринимаются попытки дать определение организационной формы обучения. Наиболее обоснованным представляется подход И.М.Чередова к определению организационных форм обучения. Исходя из философского понимания формы как внутренней организации содержания, охватывающей систему устойчивых связей предмета, он определяет организационную форму обучения как специальную конструкцию процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Такая конструкция представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым является процесс взаимодействия учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом. Следовательно, формы обучения нужно понимать как конструкции отрезков процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности.

Ведущими формами организации процесса обучения являются урок и лекция.

Одна и та же форма организации обучения может изменять структуру и модификацию, в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум. А также проблемная лекция, бинарная, лекция-телеконференция.

В школе, наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы (факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная домашняя работа). Существуют и определенные формы контроля: устные и письменные экзамены, контрольная или самостоятельная работа, зачет, тестирование, собеседование.

В вузе кроме лекции используют и другие организационные формы обучения — семинар, лабораторная работа, НИРС, самостоятельная учебная работа студентов, производственная практика, стажировка в другом отечественном или зарубежном вузе. В качестве форм контроля и оценки результатов обучения используются экзамены и зачеты, рейтинговая система оценки; реферативная и курсовая, дипломная работы.

В рамках различных организационных форм обучения преподаватель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя фронтальную, групповую и индивидуальную работу.

Фронтальная работа предполагает совместную деятельность всей группы: преподаватель для всей группы излагает учебный материал, ставит одинаковые задачи, а учащиеся решают одну проблему, овладевают общей темой. Фронтальная форма организации учебной деятельности обеспечивает общее продвижение учащихся в учении, однако она не может быть универсальной, так как недостаточно учитываются специфические особенности, уровень развития каждого учащегося.

При групповой работе учебная группа разделяется на несколько коллективов, которые выполняют одинаковые или различные задания. Состав этих коллективов непостоянный и, как правило, различный по разным предметам. Число учащихся в группе зависит от учебного предмета и поставленной задачи (от 2 до 10 человек). Групповая работа учащихся может применяться при решении задач и упражнений, выполнении лабораторных и практических работ, при изучении нового материала. Обдуманно применяемая групповая работа создает благоприятные воспитательные возможности, приучает к коллективной деятельности.

При индивидуальной работе каждый учащийся получает свое задание, которое выполняет независимо от других. Индивидуальная форма организации познавательной деятельности предполагает высокий уровень активности и самостоятельности учащегося и особенно целесообразна для таких видов работ, в которых могут ярко проявиться индивидуальные особенности и возможности учащихся. Индивидуальная работа имеет особое значение для формирования потребности в самообразовании и выработки умений самостоятельно работать.

Фронтальная, групповая и индивидуальная работа учащихся используется в различных организационных формах обучения, поскольку создает разные возможности для реализации образовательных, воспитательных и развивающих функций обучения. Выбор организационных форм диктуется особенностями учебного предмета, содержанием учебного материала, особенностями учебной группы.

2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ведущим признаком для классификации организационных форм обучения служат их дидактические цели, которые определяются полнотой цикла педагогического управления и руководства учебной деятельности учащихся. Цикл включает подготовку учащихся к овладению новым материалом, усвоение информации, выполнение упражнений и решение задач для получения умений и навыков.

В структуре процесса обучения можно выделить:

формы, направленные преимущественно на теоретическую подготовку учащихся;

формы, направленные преимущественно на практическую подготовку учащихся;

Каждая из организационных форм обучения обладает определенными особенностями, без учета которых немыслима оптимизация процесса обучения.

Основная цель теоретического обучения – вооружение учащихся системой знаний, практического – формирование у учащихся профессиональных умений. Однако деление это в достаточной мере условно, так как теоретическое и практическое обучение тесно взаимосвязаны между собой.

К формам организации теоретического обучения относятся лекции, уроки, семинарские занятия, экскурсии, самостоятельная внеаудиторная работа; к формам организации практического обучения – практические занятия, курсовое проектирование, все виды практик, деловая игра.

3. Организационные формы обучения, направленные на теоретическую подготовку учащихся

Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения - это урок.

Урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образовательной, развивающей и воспитывающей).

Дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:

— определенное организационное начало и постановка задач урока;

— актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания;

— объяснение нового материала;

— закрепление или повторение изученного на уроке;

— контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;

— подведение итогов урока;

Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обучения. Каждый урок занимает определенное место в системе учебного предмета, при изучении конкретной дисциплины.

Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативностью способов организации обучения.

1. Комбинированный урок (наиболее распространенный тип урока в массовой практике). Его структура: организационная часть, проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение практических заданий, подведение итога урока, домашнее задание.

2. Урок изучения нового материала применим, как правило, в практике обучения старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция, проблемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование.

3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводится в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабораторного практикума.

4. Урок обобщения и систематизации нацелен на системное повторение крупных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом. При проведении такого урока учитель ставит перед учениками проблемы, указывает источники получения дополнительной информации, а также типичные задачи и практические упражнения, задания и работы творческого характера. В ходе таких уроков осуществляется проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по нескольким темам, изучаемым на протяжении длительного периода — четверти, полугодия, года обучения.

В школьной практике используют и другие типы уроков, такие как урок-соревнование, консультация, взаимообучение, лекция, межпредметный урок, игра.

1 . Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу.

2. Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

3. Обзорная лекция — это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию.

4. Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности.

5. Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.

6. Бинарная лекция — это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).

7. Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации. В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

8. Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5—10 мин.

Семинар как организационная форма обучения представляет собой особое звено процесса обучения. Его отличие от других форм состоит в том, что он ориентирует студентов на проявление большей самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, так как в ходе семинара углубляются, систематизируются и контролируются знания студентов, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой.

В зависимости от способа проведения выделяют следующие виды семинаров:

Семинар – беседа – проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким выступлением и заключением преподавателя, предполагает подготовку к занятию студентов по вопросам плана семинара, позволяет вовлечь большинство студентов в активное обсуждение темы.

Семинар – заслушивание и обсуждение докладов и рефератов предполагает предварительное распределение вопросов между учащимися и подготовку ими докладов и рефератов.

Семинар – диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения.

Смешанная форма семинара – это сочетание обсуждения докладов, свободных выступлений студентов, а также дискуссионных обсуждений.

Учебная экскурсия – это организационная форма обучения, позволяющая изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях. С помощью экскурсии можно установить непосредственную связь обучения с жизнью, нагляднее показать особенности приобретаемой специальности. Экскурсии развивают познавательные способности студентов: внимание, восприятие, наблюдательность, мышление, воображение.

В зависимости от места в учебном процессе различают экскурсии:

вводные, проводимые с целью наблюдений или сбора материала, необходимого для использования на уроках;

текущие, проводимые одновременно с изучением учебного материала на учебных занятиях с целью более углубленного и основательного рассмотрения отдельных вопросов;

заключительные – для повторения изученного ранее материала, систематизации знаний.

Учебная конференция – еще одна организационная форма обучения, которая обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов при максимальной самостоятельности, активности, инициативе последних. Конференция, как правило, проводится с несколькими учебными группами и направлена на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Обычно конференции в учебном процессе применяются редко, однако помнить о больших воспитательных возможностях этой формы обучения. Она создает условия для самовыражения учащихся, самореализации.

Консультация предполагает вторичный разбор учебного материала, который либо слабо усвоен студентами, либо не усвоен совсем. На консультациях излагаются требования, предъявляемые студентам на зачетах и экзаменах. Основные дидактические цели консультаций: восполнение пробелов в знаниях студентов, помощь в самостоятельной работе.

Читайте также: