Общение с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности кратко

Обновлено: 30.06.2024

2. Введение

Содержание сестринского дела менялось на
протяжении веков так же, как менялись запросы
общества и условия жизни. Сегодня однозначно
ответить на вопрос, что такое сестринское дело,
очень трудно. В настоящее время существует
множество определений этого понятия. Каждое
из них выводилось под влиянием целого ряда
факторов: социально-экономического уровня и
географического положения страны
,конкретного исторического периода,
потребностей в сестринской помощи и многих
других.
В презентации мы рассмотрим как
зарождалось сестринское дело, узнаем способы
коммуникации в сестринском деле, какие
существуют уровни общения и конечно же
принципы обучения пациентов и членов их
семей.

3. История зарождения сестринского дела (Ф.Натингейл и В.Хендерсон).

Флоренс Натингейл
Вирджиния Хендерсон
Основоположница
сестринского дела, сестра
милосердия и общественный
деятель Великобритании.
Американская медицинская
сестра, преподаватель и
выдающийся просветитель.

6. Общение в сестринском деле.

Общение в сестринском деле - одно
из важных умений, необходимых
для качественной деятельности
медицинской сестры. Общение
между людьми - важная
составляющая повседневной
жизни.
Значение психотерапевтического
воздействия, возможного при
эффективном общении, хорошо
известно, его результат иногда
превосходит все другие методы
лечения.
Навыки общения необходимы для
завоевания доверия пациента,
его семьи, взаимодействия с
врачами и другими
специалистами, участвующими
в лечебном процессе.

7. Способы коммуникации в сестринском деле.

Существуют два
способа передачи
информации:
вербальный (устная
или письменная
речь) и
невербальный (поза,
жест, мимика и т.д.).
На схеме представлены
виды вербальной и
невербальной
коммуникации.

8. Разновидности невербальных средств общения.

Оптико-кинетическая
система знаков.
Паралингвистическая
система.
o Жесты
o Мимика
o Пантомимика
Экстралингвистическая
система.

9. Пространство и время организации процесса общения.

Специальная область,
которая изучает нормы
пространственной и
временной организации
общения, называется
проксемикой.
Размеры пространственной территории
человека во время общения можно
разделить на четыре зоны:
1) интимную (от 15 до 45 см)
2) личную (персональную) (от 46 до 120 см)
3) социальную (от 120 до 360 см)
4) публичную (официальную) (более 360 см)

10. Уровни общения в сестринском деле.

11. Влияние различных факторов на процесс общения.

Аттракция обозначает
возникновение
привлекательности при
восприятии одного человека
другим, т.е. это умение
нравиться другим людям,
производить на них приятное
впечатление.
Эмпатия (позиции душевного
сочувствия) — это умение
сопереживать другому человеку,
способность понимать его не
столько умом, сколько сердцем,
т.е. постижение эмоционального
состояния другого человека.
Рефлексия — это процесс
логического анализа проблем,
поступков и состояний
собеседника, приводящий к
определенным обобщениям и
выводам о нем.

12. Принципы обучения пациентов и членов их семей.

1. Сбор информации о пациенте
(обследование) и оценка исходного
уровня знаний и умений пациента или
его родственников.
2. Определение проблем пациента.
3.Определение целей обучения,
планирование его содержания.
4. Реализация плана обучения.
5. Оценка результатов обучения.

13. Сбор информации о пациенте (обследование) и оценка исходного уровня знаний и умений пациента или его родственников.

При каждом контакте с пациентом, начиная с
первичного, медицинская сестра получает о
нем какую-либо информацию. Таким образом,
сбор информации о пациенте является
непрерывным. Всю эту информацию
медицинская сестра анализирует и оценивает.
Она определяет, имеются ли у пациента знания и
умения, касающиеся его состояния, желает ли
он или его близкие получить соответствующие
знания и умения, способен ли пациент к
обучению, в состоянии ли он обучаться и т.д.

14. Определение проблем пациента.

Собрав и оценив информацию, медицинская
сестра выделяет сестринскую проблему:
дефицит знаний о водном балансе и технике его
определения. После этого она должна
определить способы решения данной
проблемы, что и будет являться содержанием
следующих этапов обучения.

15. Определение целей обучения, планирование его содержания.

Перед составлением
плана обучения
медицинская сестра
должна поставить
перед собой
определенные цели.
Формулировка целей
обучения должна
быть ориентирована
на три сферы:
познавательную
эмоциональную
психологическую.
Грамотно поставленная цель
должна содержать три компонента
(аспекта):
1) то, что необходимо сделать
пациенту (то, что он должен суметь
сделать, понять и т.д.), т.е. результат
обучения;
2) временные рамки - интервал времени
(или конкретная дата), в течение
которого будет достигнута цель
обучения (к 3-м суткам, через неделю, к
концу месяца);
3) с помощью кого или чего цель будет
достигнута (самостоятельно, с
помощью родственников, при помощи
костылей).

16. Реализация плана обучения.

Для успешного обучения можно использовать
следующие методы:
- демонстрация - медицинская сестра показывает навыки самоухода
или взаимоухода (чистка зубов, использование костылей, инъекции,
измерение АД и т.д.); четкая повторяющаяся демонстрация каждого
этапа навыка является важным средством достижения целей
обучения;
- консультирование - медицинская сестра наблюдает со стороны, как
пациент выполняет конкретный навык и при затруднении или на
сложных этапах оказывает ему консультативную помощь;
- разыгрывание ролей - очень эффективный метод обучения,
особенно социальным навыкам; при этом методе лучше осознаются
возможности пациента и трудности самоухода в бытовой обстановке,
вырабатываются новые навыки (умение завести разговор, уверенно
вести себя в конкретной обстановке), повышается уровень
самосознания, находятся новые решения проблемы.

Схема обучения состоит
из пяти этапов:
1) изложение необходимой
информации;
2) повторение пациентом
всего, что он запомнил;
3) показ (демонстрация)
того, что пациент должен
освоить;
4) повторение пациентом
самостоятельно или вместе
с медицинской сестрой
навыка;
5) самостоятельное
объяснение и демонстрация
пациентом навыка от
начала до конца.

18. Оценка результатов обучения.

После реализации плана обучения медицинская сестра оценивает
результат, т.е. соотносит его с поставленными целями.
Оценка может быть следующей:
1) пациент хорошо усвоил информацию и приобрел устойчивые навыки
(осознает важность и значение информации и может самостоятельно
выполнить навык);
2) пациент недостаточно усвоил информацию и навыки (путает показатели,
неуверен в ответах и действиях, последовательности манипуляций); в этом
случае медицинской сестре необходимо проанализировать правильность
постановки целей и планирования, внести соответствующие коррективы;
3) пациент не усвоил информацию и/или не выработал навыки.
В последнем случае медицинская сестра неправильно построила весь процесс
обучения, не учла состояние пациента, его интерес, не определилась с целями
или составила нереальный и невыполнимый план обучения. Необходимо
заново пересмотреть весь процесс обучения.

19. Для достижения высоких результатов обучения необходимы:

1) четко сформулированная цель обучения;
2) убедительная мотивация к получению знаний пациентом;
3) доброжелательное отношение к пациентам и их близким;
4) создание ассоциативной связи между новой информацией
и прошлым опытом и знаниями пациента и его семьи;
5) обязательная практическая отработка полезных знаний;
6) эффективное (терапевтическое) общение;
7) умение слушать;
8) терпеливость и настойчивость;
9) поощрение за успехи в обучении;
10) учет состояния пациента во время обучения.

20. Заключение.

Мы рассмотрели какие методы применяются для
эффективного общения с пациентами и их
семьями, так же рассмотрели
факторы,которые могут оптимизировать
работу с пациентом,способы коммуникации и т.
д.
В ходе выполнения курсовой работы, полученные
знания стали существенным подспорьем в
понимании проблемы эффективного общения с
пациентом и его окружением в процессе
профессиональной деятельности.

Первое впечатление производит сильный эффект, надолго остается и создает мнение о Вас, поэтому хорошим началом будет теплое приветствие, милая улыбка. Даже, если в отделении или клинике много других дел, пациент должен ясно чувствовать доброе и искреннее расположение.

1. посмотрите пациенту в лицо, улыбнитесь, тепло поприветствуйте пациента;

2. представьтесь, сообщите свое имя, должность;

3. спросите имя пациента;

4. объясните ситуацию в отделении и роль, которую Вы будете выполнять в процессе лечения;

5. ознакомьте с отделением и лечебно-охранительным режимом;

6. проводите пациента до палаты, укажите пациенту на его койку;

7. проверьте, все ли в порядке на его кровати, в палате;

8. представьте пациента его соседям по палате.

Общение с пациентом с нарушением зрения

Алгоритм общения с пациентом с нарушением зрения (сопровождение на ультразвуковое обследование)

1. подробно объясните цель и ход исследования;

2. объясните пациентке подготовку к исследованию;

3. убедитесь, что она Вас поняла;

4. проводите пациентку в кабинет УЗИ;

5. окажите необходимую помощь;

6. проводите до палаты.

Общение с пациентом с нарушением слуха

1. уменьшите фоновый шум (закройте дверь, окно, выключите радио, телевизор т.д.);

2. перед разговором подойдите так, чтобы пациент мог Вас видеть;

3. предложите ему воспользоваться аппаратом;

4. в доступной форме объясните пациенту необходимую информацию;

5. убедитесь, что пациент Вас понял;

6. напишите информацию на листке.

Тип вопроса Преимущество Недостаток
общие Как дела? Как здоровье? Полезны, так как способствуют самовыражению. Человек может описать собственными словами то, что для него важно Трудно контролировать отклонения от вопроса, достигать определённой цели или ограничивать словоохотливых собеседников
конкретные Ваша фамилия? Ваш адрес? Позволяют быстро собирать конкретную информацию — точную и однозначную Ограничены постановкой вопроса, ориентированы только на вопрос
наводящие Вы бросите курить, не так ли? Вы будете уделять больше внимания прогулкам на свежем воздухе после выписки? Наталкивают отвечающего на ответ, соответствующий нашему мнению Ограничивают самовыражение отвечающего, могут вызывать гневную реакцию, если воспринимается как угрожающий
пробные Вы говорите, что за вами будет ухаживать дочь? За последние дни боли в области сердца участились? Исследуют тему, которую спрашивающий считает важной; ответы могут давать конкретную информацию. Может застать отвечающего врасплох Может пугать отвечающего, может вызвать гневную реакцию
множественные Вы говорите, что за вами будет ухаживать дочь? Она обладает достаточными умениями? Как она будет успевать при такой напряжённой работе? Может демонстрировать интерес и энтузиазм Приводит к замешательству, так как отвечающий не знает, на какой вопрос отвечать сначала. Ответ не может быть рациональным

Обучение в сестринском деле

Обучение в сестринском деле или сестринская педагогика включают в себя преподавательскую деятельность медицинских сестер и организацию обучения больных и их родственников. Задачами обучения являются: профилактическая работа с населением, пропаганда здорового образа жизни и подготовка пациента к максимальной адаптации в болезни. Медсестра должна суметь вызвать у пациента желание обучаться, т.е. мотив, например: сохранение и укрепление здоровья, восстановление утраченного здоровья, облегчение состояния пациента, необходимость осуществлять самоуход. У каждого обучаемого мотивация индивидуальная, она зависит от содержания, приемов, форм и разнообразия методов обучения. Средства обучения: вербальные, технические, учебно-наглядные пособия и специальное оборудование обеспечивают качественное усвоение знаний и формирование навыков у пациента.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для преподавателя сестринского дела.

БПОУ РК «Калмыцкий медицинский колледж

Методическая разработка

Этапы планирования практического занятия …………….8

Формирование профессиональных качеств ……………. 9

Материально – техническое обеспечение занятия ………11

10.Содержание теоретического материала ……………. 13

11.Контрольно – оценочный материал ……………………. 23

13. Этапы планирования практического занятия …………..34

14. Формирование профессиональных качеств …………….35

15. Материально – техническое обеспечение занятия ……..37

17.Содежание теоретического материала …………………..39

18. Контрольно – оценочный материал ……………………..49

20.Список рекомендуемой литературы ……………………..58

1.МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела.

2.МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и персонала.

3.МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг.

Назначением этого модуля является формирование общих и профессиональных компетенций у студентов, а также заложение прочной основы теоретического и практического владения профессиональными знаниями и умениями, и обучение технике оказания медицинских услуг.

Для оптимизации учебной деятельности при изучении используются наглядные пособия: таблицы, ТСО, фантомы для выполнения манипуляций, тест-эталоны и ключи к ним, карточки, кроссворды, ситуационные задачи, дидактический материал и др.

Согласно требованиям современного обучения преподавателем уделяется большое внимание самостоятельной работе студентов.

Большое значение придается проблемному обучению, которое требует установления межпредметных связей, развивает научное мышление, повышает интерес к предмету, творческую деятельность, самостоятельность. Для усвоения нового материала используются два различных вида речевой деятельности. При обучении используются наглядные пособия, фантомы для выполнения манипуляций, большое внимание уделяется формированию навыков техники выполнения сестринских манипуляций.

Одной из основных технологий, применяемых в учебном процессе, является практико-ориентированное обучение. Для организации учебного процесса выбираются разнообразные методы проведения занятий, средства обучения и технологии контроля, направленные на развитие и формирование специалиста.

После изучения темы студенты должны знать:

- морально – этические нормы профессионального сестринского поведения.

Студенты должны уметь:

- соблюдать правила профессионального сестринского поведения;

- соблюдать принципы профессионального сестринского поведения;

Студенты должны овладеть профессиональными компетенциями:

- ПК4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;

- ПК4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

Студенты должны овладеть общими компетенциями:

- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых её руководителем.

- ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с руководством, коллегами, потребителями.

Этапы планирования практического занятия

1. Организационный момент

Уточняется готовность студентов к занятию, отмечаются отсутствующие студенты, уделяется внимание внешнему виду, форме одежды студента.

2. Формулировка темы, её мотивация

Сообщается тема занятия, особое внимание акцентируется на её значимости, сообщается план занятия.

3. Определение целей занятия

Определяются цели занятия и основные задачи, которые ставятся при изучении данной темы.

4. Работа над изучаемым материалом

Объясняется новая тема, необходимые схемы демонстрируются с помощью проектора, студенты конспектируют изучаемый материал.

5.Закрепление нового материала

Раздаётся задания каждой группе студентов, проверяются результаты, комментируются ошибки и фиксируются результаты. Студенты при этом анализируют свои ответы.

6. Подведение итогов занятия. Занятие на дом

Подводится итог занятия, анализируется степень достижения целей занятия, оценивается деятельность группы и каждого студента в отдельности, выставляются оценки в журнал. Студенты записывают задание на дом.

Формирование профессиональных качеств

Возможность их формирования

на различных этапах занятия

3.Интерес к профессии.

1 этап - организационный момент

2 этап- определение целей занятия

5 этап - самостоятельная работа

1 этап - взаимопроверка внешнего вида

5 этап - самостоятельная работа

7 этап- подведение итогов

2 этап- мотивация темы

5-6 этап - самостоятельная работа, подведение итогов

4 этап - предварительный контроль

5 этап - самостоятельная работа

4 этап - предварительный контроль

5 этап - самостоятельная работа

4 этап - предварительный контроль знаний

5 этап - самостоятельная работа

5 этап - самостоятельная работа

Схема интегративных связей








АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ



«

СД В АКУШЕРСТВЕ

ПРАКТИКА ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ




Материально – техническое обеспечение занятия

Бланки листов ответы на тесты

План занятия

1. Организационный момент.

Проводится с целью мобилизовать студентов на работу: отмечаются отсутствующие, проверяется готовность студентов к занятию, особое внимание уделяется внешнему виду и форме одежды.

2. Формулировка темы, её мотивация.

Раскрывается теоретическая и практическая значимость темы, студентам сообщается план занятия. Студенты записывают тему и план в дневники.

3. Определение целей занятия.

Студентам сообщаются цели занятия с учетом профессиональных и общих компетенций, которые они записывают в дневники.

4. Работа над изучаемым материалом.

5. Закрепление нового материала.

С целью углубления знаний по теме каждой группе студентов раздаются задания, в виде ситуационных задач, психологических упражнений, тестовых заданий. Проводятся ролевые игры. Результаты проявляются, комментируются ошибки и фиксируются полученные результаты.

6. Подведение итогов занятия. Задание на дом.

Повторяются цели занятия, и проводится анализ и степень их достижения. Оценивается степень деятельности бригады и каждого студента в отдельности, оценки выставляются в журнал. Студенты записывают задание на дом, и ориентируются на подготовка к следующему занятию.

Содержание теоретического материала

Понятие биоэтика.

Медицина - наука о болезнях человека и их лечении.

Этика — учение о нравственности, означает систему непротиворечивых суждений о смысле и назначении морали. Именно нормы, правила, обычаи регулируют поведение и взаимоотношения людей в обществе. Медицинская этика является составной частью этики, которая не только изучает нравственность человека, но и воздействует на его идеологическое формирование.

Принципы медицинской этики должны соблюдаться медицинскими работниками в их повседневной деятельности. На основе норм, правил, обычаев сформулированы наиболее обобщенные понятия морали или этические категории: долг, честь, достоинство, совесть, счастье.

Нравственность — это совокупность норм, ценностей, идеалов и установок, которые регулируют человеческое поведение и являются основными составными культуры общества (достижений в науке, искусстве, медицине, технике). Пациент, доверяющий сестре свое здоровье, должен быть уверен не только в высоком профессионализме и в порядочности, честности, доброте, милосердии, чуткости и отзывчивости. Поэтому с давних времен общество, больные, пациенты предъявляли высокие требования именно к моральным, нравственным качествам врача, медицинской сестры и подчинялись моральным законам, традициям.

На медсестру возложены 4 основные обязанности, по этическому Кодексу международного Совета сестер:

Этический кодекс дает четкие нравственные ориентиры профессиональной деятельности медсестры, призван способствовать консолидации (сплочению), повышению престижа и авторитета профессии в обществе, развитию сестринского дела в России. Этический кодекс медсестер России включает в себя следующие статьи:

1. Медсестра и право пациента на качественную медпомощь.

2. Основное условие сестринской деятельности - профессиональная компетентность (круг вопросов, в которых хорошо осведомлены).

3. Гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав.

4. Уважение человеческого достоинства пациента.

5. Прежде всего, не навреди.

6. Медицинская сестра и право пациента на информацию.

7. Медицинская сестра и право пациента соглашаться на медицинское вмешательство или отказываться от него.

8. Обязанность хранить медицинскую тайну.

9. Медицинская сестра и умирающий пациент.

10. Медицинская сестра как участник научных исследований и учебного процесса

11. Уважение к своей профессии.

12. Медицинская сестра и коллеги.

13. Медицинская сестра и сомнительная медицинская практика.

14. Ответственность перед обществом

15. Поддержание автономии и целостности сестринского дела.

16. Гарантии и защита законных прав медсестры.

17. Действие Этического кодекса (для всех медсестер)

18. Ответственность за нарушение Этического кодекса.

19. Пересмотр и толкование Этического кодекса.

За нарушение норм Кодекса к членам Ассоциации могут быть применены следующие взыскания:

• Предупреждение о неполном профессиональном соответствии

• Приостановление членства в Ассоциации на срок до одного года

• Исключение из членов Ассоциации с обязательным уведомлением об соответствующей

аттестационной (лицензионной) комиссии.

Нарушение гос.законов по вопросам биоэтики, таких как неоказание помощи (где бы то ни было в автобусе, на улице), активная эвтаназия (прекращение жизни), разглашение медицинской тайны и др. по решению суда карается в рамках гражданского или уголовного права в зависимости от тяжести наступивших последствий.

В основе сестринской профессии лежит ряд этических принципов, которые заложены в основе этического Кодекса России:

1.Принцип уважения самостоятельности пациента, принцип информированного согласия (мед.работник должен только внушать, а принудительное лечение социально опасных людей возможно только по решению суда).

2. Принцип не причинения вреда (вред можно нанести словом, манипуляцией).

3. Принцип священности человеческой жизни.

4. Принцип совершения благодеяний.

5. Принцип дистрибутивной справедливости (оказывать помощь всем, всегда, везде одинаково).

Профессиональный долг, с одной стороны, служит проявлением главного принципа врачебной морали — гуманизма (человечности, человеколюбия), а с другой — гуманизм и врачебный долг часто могут выступать как противоположности. Врач никому не должен отказывать в медицинской помощи. Это моральное требование отражено в клятве Гиппократа, Женевской декларации и в других документах, хотя некоторые врачи нарушают эти каноны (примером этому служит частная медицина, когда врач устраняется от медицинской помощи больному, если не получает за нее гонорара).

На протяжении 25 веков в европейской культуре формировались, сменяли друг друга различные морально-этические принципы, правила, рекомендации. Разновидностью этики является биомедицинская этика. Она выполняет социальную функцию защиты личности медицин­ского работника, его права поступать не только по закону, но и по совести, выполняя свой профессиональный долг.

в технологическом оснащении современной медицины; возникновением науки генной инженерии, трансплантологии; появлением оборудования для сохранения и поддержания жизни пациента и накопления соответствующих практических и теоретических знаний. Сегодня существуют эти­ческие проблемы аборта, зачатия, искусственного оплодотворения, клонирования.

Сегодня медицина стремится сделать жизнь человека долгой, счастливой и лишенной болезней, но всегда на пути стоят люди, движимые жаждой власти и зараженные тоталитарной идеологией. Поэтому и возникла такая форма медицинской этики, как биоэтика, которая рассматривает медицину в контексте прав человека.

Основные качества медицинской сестры:

К культуре медработников относится:

Помните: медсестринская форма не нуждается в украшении, она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в

выполнении профессиональных обязанностей. У пациента не будет доверия к медсестре у которой взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так словно делает одолжение. Медработник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержано.

• Культура речи - речь должна быть четкой, не громкой, эмоциональной, отличаться вежливостью, не использовать уменьшительные эпитеты при общении (бабулька, голубушка). Не использовать модные жаргонные слова, вызывает негатив. Основными принципами сестринской этики и деонтологии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, этическом Кодексе международного совета м/с и этическом Кодексе м/с России являются:

- гуманность и милосердие, любовь и забота ,

- доброжелательность ,

- бескорыстие,

- толерантность и т.д.

Говоря о профессиональной тайне в деятельности медицинского работника в настоящее время, мы должны в первую очередь обращаться к национальному законодательству РФ ст.61 (1993г.)

Представление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1. В целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю.

2. При угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений.

3. По запросу органов дознания и следствия прокурора и суда в связи с проведением расследования.

4. В случае оказания помощи детям до 15 лет.

Правила и принципы сестринского поведения в клятве Флоренс Найтингейл звучат следующим образом: « Я, торжественно перед Богом и в присутствии этого собрания, даю обязательство:

Провести мою жизнь в чистоте и верно служить моей профессии. Я буду воздерживаться от всего, что влечет за собой вред и гибель, и не стану брать или сознательно давать вредоносное лекарство. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддержать и возвысить уровень моей профессии, а также обещаю держать в тайне все личные вопросы, относящиеся к моему ведению и семейные обстоятельства пациентов, ставшие мне известны в ходе моей практики.

Эстетические черты личности:

- умение создать в лечебном учреждении домашнюю или праздничную обстановку.

- профессиональная эрудиция

- способность к логическому осмыслению лечебного и сестринского процесса.

- личная зрелость

- умение управлять собой, своим развитием

- трудолюбие

- гибкость в принятии решений

- умение разрешать конфликтные ситуации.

Типы медсестер по Харди:

1 .сестра - рутинер - наиболее характерной ее чертой является выполнение своих обязанностей. Порученные обязанности такие сестры выполняют с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью, проявляя ловкость и умение. Выполняет все, что нужно для ухода за пациентом,но самого-то ухода нет, т.к. работает автоматически, безразлично, бездушно, не переживая с пациентами, не сочувствуя им. Такая медсестра способна разбудить спящего пациента только ради того, чтобы дать ему снотворное средство.

2.сестра, играющая заученную роль - такие сестры в процессе работы стремятся разыграть какую-нибудь роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Если их поведение пере­ходит допустимые границы, исчезает непосредственность, появляется неискренность. Они играют роль благодетеля, проявляя артистические способности. Поведение их искусственное, показное. Медсестра придумала себе медсестру, которой она хочет подражать, но ее личные качества не соответствуют этому образу,

поэтому во всем ее облике и поведении чувствуется фальшь, она может не выполнить просьбу больного и врача.

3.сестра с мужеподобной сильной личностью - таких сестер можно издали узнать по походке, они отличаются настойчивостью, решительностью, нетерпимостью к малейшим беспорядкам. Нередко они недостаточно гибки, грубы и даже агрессивны с пациентами. В благоприятных случаях такие сестры могут быть хорошими организаторами. Такая медсестра требует строгого соблюдения назначений врача, формы одежды, не только от себя, но и от других медсестер, она взыскательно относится к пациенту.

Они раздражительны, склонны к профессиональной обидчивости, не сдержаны в проявлении эмоций, могут не выполнить назначений врача (н-р: из-за усталости)

5.сестра-специалист - это сестры, которые благодаря какому-то особенному свойству личности, особому интересу, получают специальное назначение. Они посвящают свою жизнь выполнению сложных задач, например, в специальных лабораториях. Они фанатично преданы своей узкой деятельности. Такая медсестра добросовестна, но плохо входит в контакт с пациентом, хорошо работает в лабораториях, флюорографии.

6.сестра материнского типа - такие сестры выполняют свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к пациентам. Работа для них неотъемлемое условие жизни. Они все могут и успевают повсюду.

Забота о пациентах для них - жизненное призвание. Часто заботой о других, любовью к людям проникнута и их личная жизнь. Она сострадательна, но чрезвычайно опекает пациентов, часто навязывает им свое мнение, сюсюкается

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Эффективное общение с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности. Презентация на заданную тему содержит 20 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Введение Содержание сестринского дела менялось на протяжении веков так же, как менялись запросы общества и условия жизни. Сегодня однозначно ответить на вопрос, что такое сестринское дело, очень трудно. В настоящее время существует множество определений этого понятия. Каждое из них выводилось под влиянием целого ряда факторов: социально-экономического уровня и географического положения страны ,конкретного исторического периода, потребностей в сестринской помощи и многих других. В презентации мы рассмотрим как зарождалось сестринское дело, узнаем способы коммуникации в сестринском деле, какие существуют уровни общения и конечно же принципы обучения пациентов и членов их семей.

Общение в сестринском деле. Общение в сестринском деле - одно из важных умений, необходимых для качественной деятельности медицинской сестры. Общение между людьми - важная составляющая повседневной жизни. Значение психотерапевтического воздействия, возможного при эффективном общении, хорошо известно, его результат иногда превосходит все другие методы лечения. Навыки общения необходимы для завоевания доверия пациента, его семьи, взаимодействия с врачами и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе.

Разновидности невербальных средств общения. Оптико-кинетическая система знаков. Жесты Мимика Пантомимика

Влияние различных факторов на процесс общения. Аттракция обозначает возникновение привлекательности при восприятии одного человека другим, т.е. это умение нравиться другим людям, производить на них приятное впечатление. Эмпатия (позиции душевного сочувствия) — это умение сопереживать другому человеку, способность понимать его не столько умом, сколько сердцем, т.е. постижение эмоционального состояния другого человека. Рефлексия — это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника, приводящий к определенным обобщениям и выводам о нем.

Сбор информации о пациенте (обследование) и оценка исходного уровня знаний и умений пациента или его родственников. При каждом контакте с пациентом, начиная с первичного, медицинская сестра получает о нем какую-либо информацию. Таким образом, сбор информации о пациенте является непрерывным. Всю эту информацию медицинская сестра анализирует и оценивает. Она определяет, имеются ли у пациента знания и умения, касающиеся его состояния, желает ли он или его близкие получить соответствующие знания и умения, способен ли пациент к обучению, в состоянии ли он обучаться и т.д.

Определение проблем пациента. Собрав и оценив информацию, медицинская сестра выделяет сестринскую проблему: дефицит знаний о водном балансе и технике его определения. После этого она должна определить способы решения данной проблемы, что и будет являться содержанием следующих этапов обучения.

Определение целей обучения, планирование его содержания. Перед составлением плана обучения медицинская сестра должна поставить перед собой определенные цели. Формулировка целей обучения должна быть ориентирована на три сферы: познавательную эмоциональную психологическую.

Реализация плана обучения. Для успешного обучения можно использовать следующие методы: - демонстрация - медицинская сестра показывает навыки самоухода или взаимоухода (чистка зубов, использование костылей, инъекции, измерение АД и т.д.); четкая повторяющаяся демонстрация каждого этапа навыка является важным средством достижения целей обучения; - консультирование - медицинская сестра наблюдает со стороны, как пациент выполняет конкретный навык и при затруднении или на сложных этапах оказывает ему консультативную помощь; - разыгрывание ролей - очень эффективный метод обучения, особенно социальным навыкам; при этом методе лучше осознаются возможности пациента и трудности самоухода в бытовой обстановке, вырабатываются новые навыки (умение завести разговор, уверенно вести себя в конкретной обстановке), повышается уровень самосознания, находятся новые решения проблемы.

Схема обучения состоит из пяти этапов: 1) изложение необходимой информации; 2) повторение пациентом всего, что он запомнил; 3) показ (демонстрация) того, что пациент должен освоить; 4) повторение пациентом самостоятельно или вместе с медицинской сестрой навыка; 5) самостоятельное объяснение и демонстрация пациентом навыка от начала до конца.

Оценка результатов обучения. После реализации плана обучения медицинская сестра оценивает результат, т.е. соотносит его с поставленными целями. Оценка может быть следующей: 1) пациент хорошо усвоил информацию и приобрел устойчивые навыки (осознает важность и значение информации и может самостоятельно выполнить навык); 2) пациент недостаточно усвоил информацию и навыки (путает показатели, неуверен в ответах и действиях, последовательности манипуляций); в этом случае медицинской сестре необходимо проанализировать правильность постановки целей и планирования, внести соответствующие коррективы; 3) пациент не усвоил информацию и/или не выработал навыки. В последнем случае медицинская сестра неправильно построила весь процесс обучения, не учла состояние пациента, его интерес, не определилась с целями или составила нереальный и невыполнимый план обучения. Необходимо заново пересмотреть весь процесс обучения.

Для достижения высоких результатов обучения необходимы: 1) четко сформулированная цель обучения; 2) убедительная мотивация к получению знаний пациентом; 3) доброжелательное отношение к пациентам и их близким; 4) создание ассоциативной связи между новой информацией и прошлым опытом и знаниями пациента и его семьи; 5) обязательная практическая отработка полезных знаний; 6) эффективное (терапевтическое) общение; 7) умение слушать; 8) терпеливость и настойчивость; 9) поощрение за успехи в обучении; 10) учет состояния пациента во время обучения.

Заключение. Мы рассмотрели какие методы применяются для эффективного общения с пациентами и их семьями, так же рассмотрели факторы,которые могут оптимизировать работу с пациентом,способы коммуникации и т. д. В ходе выполнения курсовой работы, полученные знания стали существенным подспорьем в понимании проблемы эффективного общения с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

Читайте также: