Образовательное путешествие образец проекта в доу

Обновлено: 08.07.2024

Содержимое публикации

Технология образовательного путешествия в ДОУ.

Одной из эффективных технологий реализации ФГОС дошкольного образования может стать технология образовательного путешествия. В научно-методической литературе образовательное путешествие рассматривается как метод и как технология.

Образовательная экскурсия и образовательное путешествие

Рассмотрим отличия, существующие в деятельности педагога и обучающихся в условиях образовательной экскурсии и образовательного путешествия.

Специфические черты экскурсии и путешествия заложены в самой этимологии слов.

Одним из определяющих отличий путешествия от учебной экскурсии является то, что наряду с приобретением фактологической информации об объектах окружающего мира учащиеся приобщаются к культурно-историческому опыту человечества в целом.

В отличие от экскурсии путешествие не фиксировано какой-либо определенной узкой предметной темой, а разворачивается вокруг образовательной идеи (культурологической проблемы), которая является связующей нитью всех объектов на маршруте путешествия и определяет исследовательскую деятельность обучающихся.

Таким образом, путешествие предполагает отличные от экскурсии способы освоения мира, усвоения новых понятий и смыслов. Целью путешествия является самопознание и самосовершенствование.

Путешествие становится образовательным в том случае, когда оно из простого передвижения в пространстве в поисках новых впечатлений трансформируется в целенаправленный процесс постижения мира, результатом которого является становление личности, ее самоопределение в культурном пространстве.

Организация образовательной экскурсии направлена на конкретный конечный результат – получение фактических сведений об изучаемых объектах и наглядная их иллюстрация.

Ведущими принципами образовательной экскурсии являются увлекательность и доступность, что способствует формированию у обучающихся интереса к теме конкретной учебной экскурсии.

Основными видами деятельности обучающихся в рамках образовательной экскурсии являются просмотр объектов и прослушивание сжатой информации о них. Кроме того, дети имеют возможность зафиксировать услышанную информацию, однако познавательная деятельность не является ведущей для данной формы обучения.

Чаще всего организатором (инициатором) образовательной экскурсии является педагог, он определяет объекты для ознакомления, объем информации и темп изложения материала в процессе учебной экскурсии. В ходе экскурсии обучающийся, как правило, выступает в роли пассивного слушателя, ведомого педагогом или другим специалистом в рамках экскурсионного маршрута.

Образовательное путешествие ориентировано на развитие личности ребенка, на его умение выстраивать диалог с окружающим миром. Именно организация познавательного процесса, направленного на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся, является предметом методического сопровождения.

Основными принципами организации образовательного путешествия являются:

- создание условий для непосредственного взаимодействия обучающихся с окружающими объектами, которые становятся основным средством получения информации о мире и человеке;

- организация специальной деятельности, в процессе которой на основании личных ощущений и наблюдений у обучающихся будет происходить формирование новых представлений. Такая деятельность не исключает предъявление информации взрослыми в оптимальных формах и объемах;

- организация активной самостоятельной деятельности участников образовательного путешествия, в процессе которой исследование артефакта сопровождается личным переживанием, связанным с определенными усилиями, поиском и открытием нового;

- соединение различных видов деятельности участников в процессе образовательного путешествия – наблюдения, поиска и анализа информации, постановки опытов и экспериментов и др.;

- предоставление обучающимся возможности для формулировки ими собственных исследовательских мнений, их корректировки в процессе группового обсуждения;

- создание ситуации выбора источников получения информации об объектах окружающего мира;

Образовательная экскурсия и образовательное путешествие – две самодостаточные формы организации образовательного процесса, которые могут использоваться педагогами в образовательном процессе для достижения определенного результата.

Характеристики образовательного путешествия

Основными характеристиками образовательного путешествия являются следующие:

1. Тематичность.

Идея образовательного путешествия позволяет каждому обучающемуся сформулировать собственную тему, которая отражает содержание его деятельности, определяет выбор объектов работы в рамках образовательного путешествия и последовательность их изучения.

2.Конкретность.

3.Первичность наблюдения и опыта по отношению к информации.

4.Единство различных видов восприятия.

5.Активная самостоятельная деятельность обучающихся.

Кроме того, обучающиеся могут остановить свой выбор на индивидуальной или групповой форме работы в рамках образовательного путешествия.

6.Основные виды деятельности обучающихся: наблюдение и исследование.

Важными видами деятельности в рамках образовательного путешествия являются наблюдение и исследование.

В основе наблюдения всегда лежит опыт личностных переживаний и активных мыслительных операций, сопутствующих процессу непосредственного соприкосновения обучающихся с окружающей реальностью.

Исследование позволяет подходить к осмыслению объекта с позиции анализа и синтеза, формируя у ребенка способность самостоятельно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, решать проблемы, опираясь на имеющиеся знания, полученные из различных источников, и собственный жизненный опыт.

7.Сочетание индивидуальной и коллективной деятельности.

Коллективная работа позволяет в рамках технологии организовать обмен опытом, впечатлениями, эмоциями, предоставляя возможность обучающимся в условиях дискуссии обсудить различные мнения, формируя более четкую личностную позицию.

Методические рекомендации по организации деятельности

в технологии образовательного путешествия

1. Знакомство обучающихся с технологией образовательного путешествия

Работу с технологией образовательного путешествия целесообразно начать со знакомства с ее алгоритмом с помощью различных приемов.

Педагог предлагает вспомнить детям свое самое яркое путешествие и в процессе беседы помогает им выстроить его общую логику:

О каком самом ярком и запоминающемся своем путешествии ты можешь нам рассказать?

С какой целью ты отправился в путешествие?

Что ты хотел узнать, увидеть, услышать?

Какие интересные места ты посетил, с какими произведениями искусства познакомился, о каких известных людях узнал?

Встречался ли ты с трудностями во время путешествия? Кто тебе помогал их преодолевать? Чьей помощью ты воспользовался?

Чем тебе запомнилось путешествие? Что нового ты открыл для себя в пути?

Если бы у тебя была возможность вернуться к началу путешествия, как бы ты его спланировал с учетом полученного опыта?

Планируешь ли ты в ближайшее время вновь совершить путешествие и куда?

После этого в процессе беседы необходимо уточнить, всякое ли путешествие является образовательным. Для этого можно использовать следующие вопросы-ориентиры:

- Любое ли путешествие можно назвать образовательным?

- Чем образовательное путешествие отличается от прогулки?

В результате беседы дети должны с помощью педагога прийти к выводу о том, что образовательное путешествие – это не просто времяпрепровождение или форма получения готовых знаний. Это процесс самостоятельного поиска и приобретения новой информации, впечатлений, эмоций. Оно направлено на достижение конкретной цели. Время путешествия ограничено. Во время образовательного путешествия предстоит большая самостоятельная работа. По итогам путешествия нужно будет оценить свою работу и ее результаты.

Таким образом, знакомство с технологией образовательного путешествия подготавливает обучающихся к работе в новых условиях и к использованию новых форм и методов получения и усвоения информации.

2. Выдвижение идеи образовательного путешествия

Педагог в процессе беседы выполняет роль модератора.

3.Формулировка проблемы образовательного путешествия

Формулировка проблемы является одним из центральных моментов технологии, поскольку определяет всю дальнейшую деятельность обучающихся. Какое бы направление в рамках маршрутов они не выбрали, основная их цель будет заключаться в решении данной проблемы.

При формулировке проблемы следует обратить внимание на следующее:

- проблема не должна носить узкий, предметный характер; необходимо, чтобы проблемное поле способствовало организации деятельности в рамках образовательного путешествия по нескольким направлениям;

- при формулировке проблемы важно учитывать возрастные особенности обучающихся;

- проблема должна быть интересна участникам образовательного путешествия, в противном случае их работа будет носить формальный характер.

Для формулировки проблемы можно использовать следующие приемы: создание проблемной ситуации на основе имеющегося у детей жизненного опыта; организация беседы с детьми на основе проблемных вопросов; создание специальных игровых ситуаций и т. д.

Обращаем Ваше внимание на то, что формулировке проблемы может предшествовать подготовительная работа. Ее цель – подготовка детей к погружению в тематику образовательного путешествия. В процессе подготовительной работы участники образовательного путешествия познакомятся с объектами, которые станут предметом изучения в рамках их маршрутов.

В процессе подготовительной работы может быть организована беседа, проведена экскурсия, создан видеоколлаж, выполнено пропедевтическое домашнее задание и пр.

4. Формулировка темы образовательного путешествия

После того, как будет сформулирована проблема путешествия, дети совместно с педагогом включаются в деятельность по формулировке вариантов тем (направлений движения по маршрутам

Важно, чтобы выбор детьми тем образовательного путешествия был ими аргументирован, сделан ответственно и осознанно, т.к., по сути, именнов этот момент образовательного путешествия участники определяют содержание всей своей дальнейшей деятельности.

Помощь обучающимся при формулировке темы могут оказать следующие вопросы-ориентиры:

- Почему ты выбрал именно эту тему?

- С чем связан твой выбор?

- Что ты хочешь узнать по этой теме? и пр.

Такие вопросы помогут ребенку в большей степени осознать свой выбор и почувствовать степень ответственности, поскольку выбор тем будет определять маршруты в рамках образовательного путешествия.

Кроме того, одновременно с выбором тем дети решают, будут они работать индивидуально, в паре или группе. Задача педагога заключается в том, чтобы, не ограничивая желания детей, мягко скорректировать их выбор таким образом, чтобы каждый ребенок работал над темой, которая его заинтересовала больше других.

Вопросы-ориентиры:

- Какая из предложенных тем понравилась тебе больше всего?

- Чем она тебя заинтересовала?

- Ты бы хотел изучать ее один или в паре (в группе)? и пр.

5.Формулировка цели и задач образовательного путешествия

Это следующий вид работ в рамках образовательного путешествия. От того, насколько точно, конкретно, понятно сформулирована цель работы, зависит результативность деятельности обучающегося или группы в рамках образовательного путешествия.

Целеполагание является одним из универсальных учебных действий, которое необходимо формировать у детей в рамках нового Стандарта. В условиях технологии образовательного путешествия целью работы будет решение имеющейся проблемы в рамках конкретной темы.

6. Определение времени, необходимого для образовательного путешествия

Определение временинеобходимо для анализа возможности достижения поставленных целей и задач.

В том случае, когда дети не имеют достаточного опыта работы в режиме образовательного путешествия, предпочтительнее ориентироваться на небольшой промежуток времени.

7. Планирование форм представления результатов образовательного путешествия

После того, как обучающимися совместно с педагогом сформулированы цели, задачи, сроки выполнения работы, целесообразно организовать деятельность по их информированию о возможных формах представлениярезультатов образовательного путешествия. Вполне вероятно, что в процессе работы на маршруте выбранная ранее форма может быть скорректирована или вообще изменена, однако ее предвидение поможет детям сориентироваться в выборе видов деятельности и средств достижения результата.

8. Работа с маршрутным листом

Работас маршрутным листом представляет собой составление плана самостоятельной деятельности и фиксирование выполненных работ и их результатов в соответствии с выбранной темой.

Маршрутный лист может быть составлен с помощью понятных детям рисунков, символов и пр.

Напомним, что по маршруту могут проходить как один ребенок, так и группа. Суть работы не зависит от количества путешественников в группе, продвигающейся по маршруту. На всю группу заполняется один маршрутный лист.

Групповая форма организации деятельности предполагает распределение детей по ролям (журналисты, сценаристы, биологи, эксперты и пр.) и (или) видам работ (подбор и анализ информации, описание наблюдений, обобщение материала, презентация результата). Сложность заключается в обобщении материала, собранного всеми участниками маршрута, и представлении результатов работы группы.

9. Подготовка презентации

После завершения самостоятельной работы детей целесообразно организовать занятие в форме беседы, в рамках которой им будут предложенырекомендации по обобщению результатов работы и подготовке презентации полученных результатов.

На этапе подготовки к презентации результата образовательного путешествия важно акцентировать внимание обучающихся на соответствие результата их деятельности заявленной цели.

10. Презентация результатов образовательного путешествия

Одним из самых волнительных, интересных и зрелищных моментов образовательного путешествия является представление его результатов. Провести его можно в самых разных формах:концерт, фестиваль, спектакль, презентационная площадка, и т. д. Выбор формы зависит от фантазии, желания и возможности как педагога, так и самих детей. Решающим фактором при выборе формы является то, чтобы во время презентации дети испытывали удовлетворение от проделанной работы, чувствовали себя успешными от того, что смогли организовать себя и других на получение результата образовательного путешествия.

В заключение обратим внимание на то, что при использовании технологии образовательного путешествия должна измениться роль педагога, он начинает выполнять роль тьютора.

Выполнение роли тьютора предполагает, что педагог в рамках образовательного путешествия будет не организовывать деятельность, а способствовать самоорганизации; не учить, а сопровождать обучающихся (направлять, консультировать и пр.); не контролировать, а развивать потребность ребенка в самооценке и формировать необходимые для этого умения.

Расширяя свое образовательное пространство, увеличивая число контактов во внешней среде, распределяя свое время и свои возможности, а также используя свои возможности и способности для самообразования, ребенок будет не только успешно формироваться как личность, но и активно интегрироваться в социум.

Я выбрала образовательное путешествие, как обучающую модель, потому что это универсальный способ познания действительности, в котором осуществляется единство визуального, моторного, когнитивного и эмоционально-ценностного восприятия. Это вид деятельности, в котором ребёнок приобретает исследовательский опыт познания ближайшего окружения: групповая комната, пространство детского сада, детская игровая площадка, цветник, территория детского сада. Во время образовательного путешествия ребёнок учится целенаправленному, осмысленному зрительному наблюдению предметов и явлений окружающей действительности, при этом у него формируется заинтересованность и положительное отношение к наблюдению, поиску, анализу воспринимаемых объектов. А главное, дети учатся выражать результаты наблюдений в слове, рисунке или иной продуктивной деятельности.

Во время образовательных путешествий в помещении и по территории детского сада, ребята знакомятся с окружающей действительностью, запоминают объекты по пути следования, учатся ориентироваться в окружающей обстановке. Во время путешествия по участку дети ищут нужный объект (куст, дерево, птицу, насекомое и т.д.), пользуясь подсказками в виде изображения объекта, или его фрагмента, словесного описания, или загадки, а затем аргументировано доказывают свой выбор. Как я отмечала ранее, образовательное путешествие даёт возможность сопровождать зрительские и речевые впечатления восприятием моторного характера. Детям интересно приблизиться к дереву, обойти его, сделав всесторонний осмотр, обхватить, пробежаться от одного куста к другому и т.д.

Можно сделать вывод, что во время образовательных путешествий идёт активное развитие связной речи у детей, словарный запас обогащается и уточняется, дети учатся составлять описательные рассказы, отмечая существенные признаки исследуемых предметов, воспринимая их как зрительно, так и на слух, осязание, обоняние. Во время путешествий у детей вырабатываются методы группового взаимодействия, умение принимать все мнения и высказывания, умение задавать вопросы, отвечать на них, слушать друг друга и взрослого, общаться, делать выводы.

Образовательное путешествие с детьми старшей группы осенью по теме: "Как мы следы осени искали".

Цель: Развивать поисково-познавательный интерес детей к окружающему природному миру. Активизировать речевую активность детей.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с признаками осени (пожелтела, повяла трава, стало холоднее, на деревьях желтеют и опадают листья.)
  2. Упражнять детей в умении находить и называть знакомые деревья, кустарники по внешнему виду, листьям, плодам.
  3. Учить детей образовывать прилагательные от существительных (дуб – дубовый, клён – кленовый и т.д.)
  4. Воспитывать интерес к окружающей природе, способность любоваться её красотой.

Коррекция: Активизировать зрительные функции, внимание, наблюдательность, память. Развивать обследовательские умение и навыки.

Адресат: Дети старшей группы.

Условия проведения: Участок детского сада.

Материалы:

Используемые программы, методики, технологии:

Содержание работы

Сюрпризный момент:

В группу вкатывается игрушка Ёжик с наколотыми на иголках осенними листьями. Воспитатель привлекает внимание детей:

– Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? Как вы думаете, откуда пришёл к нам Ёжик? Почему вы так решили?

Рассматриваем Ёжика и выясняем, что в лесу наступила осень, поэтому к Ёжику прилипли осенние листочки. Ёжику интересно, пришла ли осень в город, и какая осень в городе.

– Ребята, что мы можем рассказать Ёжику об осени? Где мы можем сейчас найти следы осени? Правильно, давайте оставим Ёжика греться и отдыхать в группе, а сами пойдём на прогулку, и попробуем найти следы осени на нашем участке. А когда вернёмся, расскажем обо всём Ёжику. Будьте внимательны и осторожны во время путешествия. Давайте вспомним правила поведения в природе.


Ход путешествия:

Воспитатель обращается к детям:

– Ребята, какая сегодня погода? Как мы одеты, почему? Посмотрите вокруг, похож наш участок на лес, в котором живёт Ёжик? Что есть одинакового в лесу и у нас на участке? Чем отличается? Светло у нас на участке или темно? Почему? Давайте, посмотрим на небо, какое оно? Есть ли на небе облака, тучи? Какого они цвета? Придумайте, на что они похожи? Как вы думаете, можно определить по небу, что наступила осень?

Воспитатель: Посмотрите внимательно, какими красками здесь рисовала Осень? Вам нравится? Давайте постоим и полюбуемся работой Осени. А теперь походите по участку и выберите дерево, чей наряд вам понравился больше всех.

Рассматриваем деревья, выбранные детьми.

– Кто знает, как называется это дерево? Почему оно тебе понравилось? Какое настроение у твоего дерева? Грустное оно или весёлое? Придумай, почему у этого дерева такое настроение.

– Да, многие деревья и кустарники на нашем участке стоят пока в красивом, осеннем, разноцветном наряде.

– Отгадайте ещё одну загадку:

– С какого дерева листья больше всего похожи на монетки? Назовите эти деревья и найдите их на нашем участке.

– Посмотрите на землю, здесь тоже лежат листья. Как они сюда попали? Как называется явление природы, когда опадают листья с деревьев? Кто помнит стихи о листопаде? Давайте понаблюдаем за листопадом. Как падают листики? На что они похожи? Чем отличаются литья на земле от листьев на деревьях? Вспомните, где больше опавших листьев, на улицах города или в лесу и в парке? Почему?

– Ребята, я взяла у Ёжика несколько листиков, которые он принёс из леса. Давайте назовём, с каких деревьев опали эти листья.

Дети называют листья, используя относительные прилагательные: дубовый лист, берёзовый лист, кленовый лист и т.д.

– Молодцы, а теперь давайте поиграем.

– Ребята, а кому и для чего нужны деревья? Да, на деревьях находят себе дом белка, многие птицы, а также жучки, паучки и другие насекомые. Давайте поищем жуков, муравьёв, гусениц на деревьях или рядом с ними. Нашли? Почему нет? Объясните, пожалуйста.

– Ребята, помните, я вам читала, про то, что осенью на деревьях и кустарниках созревают плоды и семена? Давайте погуляем здесь и поищем их.

Обращаю внимание детей на ягоды рябины, шиповника, снежника (форма, цвет, размер), а также семена клёна, ясеня. На что они похожи?

По ходу рассматривания, вместе с детьми собираем упавшие плоды и семена для корма зимующим птицам.

– Ребятки, давайте походим по нашему участку и поищем, какие ещё следы оставила здесь осень. Будьте внимательны и осторожны, помните правила поведения в природе.

В конце путешествия подводим итог:

В город пришла настоящая золотая осень. Повторяем приметы, замеченные детьми на участке детского сада. Возвращаемся в группу, рассказываем обо всём Ёжику, рисуем золотую осень.

Список используемой литературы:

Образовательное путешествие с детьми старшей группы зимой по теме “Образовательное путешествие в поисках того, кто нуждается в нашей помощи зимой”.

Цель: Развивать познавательный интерес детей к жизни птиц зимой. Стимулировать речевую активность детей.

Задачи:

  1. Углубить представление детей о зиме, о погоде зимой, о явлениях зимней природы (холодно, мороз, солнце не греет, холодный, колючий ветер, везде лежит снег и т.д.).
  2. Формировать представление о зимующих птицах, об их повадках (внешний вид, чем питаются зимой, почему остаются на зиму). Ввести в активный словарь названия зимующих птиц.
  3. Развивать связную речь при составлении рассказа на тему: ”Как я помогаю птицам зимой”.
  4. Развивать зрительную память и внимание детей при наблюдении за поведением птиц в различную погоду. Проверить на опыте народные приметы, связанные с поведением птиц зимой.
  5. Развивать чувство заботы, доброты, сопереживания.

Материалы: Кормушка для птиц, корм.

Используемые программы, методики, технологии:

Ход занятия

– Ребята, отгадайте загадку:

“Ни ведёрка, ни кисти, ни рук,
А побелит все крыши вокруг”. (Зима)

– Как вы догадались?

– Сколько в году зимних месяцев? Назовите их по порядку.

– А какой месяц зимы сейчас?

– Посмотрите вокруг. Что вы видите? Что-нибудь изменилось на нашем участке?

– Как можно назвать погоду, когда идёт снег?

– Хорошо или плохо, когда зима снежная? Для чего это хорошо? А для кого плохо?

– Давайте посмотрим внимательно на снег, чьи следы вы узнали? Кто приходил к нам в гости?

– Давайте пройдём по следам вороны и узнаем, что она делала.

– Ребята, послушайте загадку:

“Шапочка чёрная, кофточка жёлтая,
Шустрая певичка – Птичка - …” (Синичка)

– Правильно. Давайте прислушаемся к звукам на улице, возможно, мы услышим синичку и найдём её по песенке.

(д/и “Кто больше услышит звуков”)

– Почему трудно услышать пение птиц на улице города?

– Да, мы живём в большом городе, где на улицах очень шумно, поэтому попробуем лучше поискать синичку глазами.

Дети находят птицу, рассказывают какая она, на каком дереве (кусте) сидит, что делает.

– Почему синичка зимой не улетела в жаркие страны?

– Какая это птичка – перелётная или нет?

– Каких зимующих птиц вы ещё знаете?

(Подвижная игра “Совушка”)

“В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орёл – а всё же птица!” (Воробей)

“Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять”. (Снегирь)

– Как вы думаете, нужна ли птицам наша помощь зимой? Как можно помочь птицам?

– Мы с вами сделали кормушку для птиц. Давайте поищем место, куда лучше её повесить.

Дети расходятся по участку, ищут подходящее дерево, доказывают, почему они выбрали именно это место.

– Мы с вами повесили кормушку на самое доступное для птиц место.

– Кто помнит, что мы положили в кормушку?

– Как вы думаете, птицам понравится наше угощение?

– В зимнем лесу птичкам холодно и голодно, а в доме у людей тепло и сытно. Как вы думаете, где птичкам лучше в клетке или в лесу? Почему?

– Какую пользу приносят птицы?

– Да, в природе всё взаимосвязано, птицы помогают людям, а мы помогаем птицам выжить зимой.

– Послушайте стихотворение о мальчике, который помогал птицам:

“Надо птицам помогать” А. Чепуров
“Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
Прилетают птицы в сад,
Посидят, поговорят,
Им боятся нечего:
Пусть мороз трещит сердито –
Их столовая открыта
От утра до вечера”

Нажмите, чтобы узнать подробности

С моей точки зрения, незаменимой и полностью отвечающей современным требованиям, наряду с вышеуказанными современными образовательными технологиями и является технология образовательного путешествия.

Автор: Петрова Ирина Николаевна, учитель технологии

МАОУ «Покчинская ООШ

С моей точки зрения, незаменимой и полностью отвечающей современным требованиям, наряду с вышеуказанными современными образовательными технологиями и является технология образовательного путешествия.

Основной задачей образовательного путешествия является знакомство учащегося с разнообразными объектами культурного наследия, приобретение опыта исследования объекта и получение представления о тех культурных и исторических процессах, которые нашли свое отражение в исследуемом объекте. Цель образовательного путешествия заключается в том, что бы научить ребенка путешествовать в мире культуры, находить ориентиры способные приоткрыть завесу прошлого, объяснить настоящее и уметь считывать информацию которую содержат объекты культурного наследия.

Образовательное путешествие предполагает исследовательскую деятельность учащихся, самостоятельное изучение информации, работу с текстами, отбор информации, формируют навыки ориентирования на местности, а также способствуют формированию у детей картины мира, обеспечивают социальную адаптацию к условиям меняющегося общества, расширяют общий кругозор и способствуют укреплению чувства гордости за свой край.

Основные этапы образовательного путешествия

Образовательное путешествие можно условно разбить на 3 основных этапа:

Заключительная работа. Защита завершает каждое образовательное путешествие, строится как проблемное обсуждение, в ходе которого ученикам предлагается изложить свой взгляд на вопросы, обозначенные в маршрутном листе. Выстроить содержание заключительного занятия педагог может самостоятельно, опираясь на вопросы, представленные в маршрутном листе. Форма проведения занятия может быть различной: выступление подгрупп, диспут, театрализация, создание выставок или коллекций.

Планируемые результаты в образовательном путешествии.

Личностные результаты.

1) воспитание российской гражданской идентичности;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) формирование целостного мировоззрения;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

7) усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения;

8) формирование основ экологической культуры;

9) осознание значения семьи в жизни человека и общества;

10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

11) Развитие мотивов учебной деятельности учащихся, формирование у них личностного смысла учения;

12) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, а также умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в процессе достижения результата;

4) умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

5) смысловое чтение;

6) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

7) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

8) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

9) Научатся использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

10) Научатся выделять общую цель ОП и пути её достижения; научатся договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

11) Научатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия

в соответствии с поставленными задачами и условиями ее реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата;

12) Научатся активно использовать речевые средства и средства информационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

13) Овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации полученной информации в процессе работы.

Раздел 3. Практика разработки образовательного путешествия

Гипотеза состоит в том, что, приобщение школьников к культурным традициям русского народа, через представленный экспонат русского народного костюма, повысит их уровень знаний о региональных особенностях русского народа.

Цель: Сформировать интерес к самопознанию истории и культуры наших предков, самосовершенствование и самоопределение в культурном пространстве.

Задачи: образовательные: дать представление об изготовлении одежды;

Познакомить детей с историй русского костюма, его элементами, уметь объяснить значение украшения костюма;

Вызвать интерес у детей к процессу преобразования и изменения одежды.

Воспитательные: Воспитывать у детей любовь и уважение к прошлому своего края, своей страны.

Развивающие: способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе);

Помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи;

Формировать творческую активность ребенка, историческое сознание, развивать у детей эмоции, воображение и фантазию;

Прививать интерес к русскому народному творчеству, формировать чувство патриотизма.

В работе использованы методы:

Исследовательский метод (прочитано много литературы по русскому народному костюму; изучены статьи и различные материалы по народным костюмам разных национальностей нашей страны; побывала на экскурсии в Чердынском краеведческом музее)

Научный метод познакомились с инструментом и приспособлениями для изготовления пряжи; познакомились с технологией изготовления тканого льняного полотна; изучили основы кроя русского народного костюма.

Практический метод (применили для выполнения коллективного панно знания о комплектах мужской и женской одежды).

Идея путешествия: народный костюм – не только яркий, самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества: традиционные элементы кроя, орнамента, использование материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.

И сегодня мы отправимся в путешествие, в котором ещё лучше познакомимся с русским народным костюмом. В путешествие отправляются 5 команд. Во время путешествия команды совершат 3 привала и пройдут по 3 маршрутам. Точки соприкосновения – привалы. Во время отдыха на привале все вместе выполняют коллективное задание.

Итоги и результаты (рефлексия)

В конце всего путешествия ребятам предлагается:

обсудить за круглым столом интересные и понравившиеся моменты, сложности и трудности, с которыми они столкнулись при совершении данного путешествия,

оставить отзывы и пожелания,

рассказать, с чем справились на собственный взгляд хорошо, а с чем можно было бы ещё поработать,

разработать самим подобное увлекательное путешествие по интересующему их маршруту.

Проанализировав работу всех групп путешественников, можно перейти к оценке самого образовательного путешествия. Ребятам предлагается заполнить таблицу:

Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию ?. Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).

- в процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь;

- совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата;

- реализуя игровой проект, участники образовательного процесса “родители – дети – воспитатели” создают триаду содружества;

- у детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному, услышанному, чувство радости от соприкосновения с достопримечательностями родного города и т.д.

Методологическая база проекта

(указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта)

Санкт-Петербург.Путешествие через века.Книга для семейного чтения Автор: Яковлева Н.А.

Цель проекта

Мы хотим что бы ребёнок стал активным участником образовательной деятельности

Сформировать чувство комфорта в городской среде

Формировать у детей старшего дошкольного возраста представление о правилах поведения в общественных местах

Задачи проекта

Создать условия для развития интереса к достопримечательностям родного города.

Создать условия для применения знаний о поведении в общественных местах ситуативном поведении.

Этапы реализации

Сбор информации, подготовка оборудования.

Довести до участников проекта важность данной проблемы.

Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по теме город Санкт-Петербург

Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности.

Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

Составить план мероприятий.

-работа с родителями

-работа с детьми

-оснащение предметно-развивающей среды

Организованная образовательная деятельность в разных видах детской деятельности Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды)

Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию. Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми.

Совместная продуктивная деятельность детей, педагогов и родителей.

Рассказ символы нашего города (слайд)

Чтение худ. лит-ры о родном городе (слайд)

Появление письма в группе (слайд)

Изучаем что такое индекс, марки, адрес на письме (слайд)

Появление из письма Петербургского персонажа Чижик пыжик (слайд)

Ситуация затруднение - угадай по силуэту (слайд)

Загадка подсказка (слайд)

Как мы можем туда добраться, на транспорте: машина, автобус, троллейбус, метро (слайд)

Консультация для родителей (слайд)

Родители с детьми отправляются в образовательное путешествие. (слайд)

Систематизация материалов, подведение итогов

Заключительным этапом работы над проектом стало создание фотоотчета, где дети продемонстрировали своё путешествие совместно с родителями. (слайд)

Ожидаемый результат

Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о родном городе. Уверена, что после интересных рассказов и игр дети не только заинтересуются историей родного города но и продолжат бережно ценить и оберегать ценности истории.

Читайте также: