Образовательная деятельность в современной школе

Обновлено: 06.07.2024

Новая программа воспитания: в чем суть

Владимир Круглов внес ощутимый вклад в разработку примерной программы воспитания для школ Института стратегии развития образования РАО. Эксперт рассказал, какие идеи и традиции легли в основу программы, и почему пора выбирать новые модели и практики воспитания.

Программа опирается на несколько позиций. Во-первых, это деятельный подход к воспитанию. Ведь качество результата зависит от прямого взаимодействия учителя с ребенком, когда они объединены процессом какой-то совместной деятельности, интересной и одному, и другому. Такое выстраивание отношений ведет к тому, что педагог становится для своего ученика значимой личностью.

Во-вторых, программа выстраивает позитивные взаимоотношения преподавателя и воспитанника. Смысл в том, чтобы педагог смог отказаться от авторитарности и категоричных методов воспитания. Субъект-объектный подход, поощрение или наказание — это, конечно, уже традиция. Но от нее стоит отказаться в пользу деятельностного метода — когда ученик и учитель объединены общим процессом.

Вообще, в проекте заложено большее количество методов, уже доказавших свою результативность на практике. Экспертная команда разработала не только примерную программу воспитания, но и ряд методических рекомендаций по написанию таких программ и по организации воспитательного процесса в школе в целом.

Крупным планом: переоценка воспитания по всей стране

К сожалению, даже в наше время качество воспитания все еще пытаются оценивать количественными показателями. Владимир Круглов прокомментировал:

Тут, по логике, возникает вопрос: а существуют ли какие-нибудь концепты воспитания, которые могут стать более продуктивными? Ответ: да. Если речь идет о деятельности, то определяющим становится не только вовлеченность ребят в процесс, но и их удовлетворенность.

Важно мониторить, насколько педагоги значимы в глазах ребят, является ли классный руководитель личностью, которой ребенок может доверять, приходя к нему со своими проблемами, нерешенными вопросами, или он, наоборот, старается минимизировать общение с преподавателем.

Советники по воспитанию: как организовано обучение

Объем этой комплексной и хорошо продуманной программы составляет 106 часов, форма обучения — очно-заочная. На очных занятиях слушателям предлагают познакомиться с основами организации коллективных творческих проектов. В качестве итоговой аттестации студенты предоставляют и впоследствии защищают план воспитательной работы в общеобразовательном учреждении.

Работа над проектом шла сразу в нескольких направлениях:

  1. Приоритеты развития воспитания, а также его нормативно-правовое регулирование.
  2. Создание условий для позитивного и безопасного пребывания в информационной и интернет-среде для детей.
  3. Деятельность детских общественных объединений.
  4. Методы формирования воспитывающей атмосферы и обеспечение полноценного взаимодействия детей.

Программу завершили уже 2190 человек — представители 10 пилотных регионов страны от 18 до 63 лет (средний возраст — 34 года). Среди них 80% составили специалисты, задействованные именно в педагогической сфере, то есть — преподаватели, воспитатели, вожатые, методисты.

Кроме того, с первого дня занятий от каждого участника организаторы получают обратную связь, что позволяет вносить необходимые коррективы в образовательный процесс и повышать качество получаемых результатов.
Альбина Мурашова рассказала:

Сегодня, рассказывает Роман Романов, из Ленинградской области от детей поступило 3 прекрасных идеи, нацеленные на будущее. Ребята не только вовлечены в мероприятия, но и сами предлагают план грядущей работы.

Новый цифровой сервис: двойная польза педагогам

При необходимости туда можно вносить изменения, отражать уникальность воспитательной среды учебного заведения, но структура документа уже будет выстроена так, как это предусмотрено примерной программой воспитания и другими нормативно-правовыми актами. А календарный план тематической работы позволит, с одной стороны, легко его построить, а с другой, — проконтролировать эффективность проводимых мероприятий. Фактически это инструмент для организации и управления процесса воспитательной деятельности.

Следующий шаг в развитии сервиса — наполнение информацией, которую добавят преподаватели, желающие поделиться своим опытом. Еще у каждого учителя появится возможность дополнить ресурс сценариями для актуальных школьных мероприятий, которые тоже внесут ощутимый вклад в воспитательную работу.

Юлия Захир пригласила педагогов протестировать новый цифровой сервис и поделиться своим мнением:

1. Учащиеся по описанию самостоятельно проводят процедуру демонстрационного эксперимента (но без предварительного объяснения учителем теоретического материала). Цель такой работы – обнаружение нового свойства или нового эффекта.

В практическом плане это выглядит как, например, опытное изготовление всеми учащими класса собственных моделей кораблей (из фольги одинакового для всех размера) с максимальной грузоподъемностью и совместная формулировка вопроса, в котором зафиксирована содержательная проблематика обнаруженного эффекта.

3. Следующий шаг работы с исследовательским заданием – работа с текстом учебника как текстом-ответом на сформулированные самими школьниками вопросы. Предварительно возможно высказывание гипотез о природе данного эффекта, самостоятельное (в масштабах класса) выявление общих закономерностей.

4. В завершении обязательным этапом учебной работы в рамках исследовательского задания является проведение рефлексивного анализа проделанных шагов, выделение этапов работы и, тем самым, норм исследовательской деятельности.

В рамках социально-гуманитарной предметности при решении исследовательского задания от учащихся ожидается готовность самостоятельно действовать в соответствии с заданной нормой исследования (исследовательской процедурой) и предложить собственную интерпретацию изучаемого события, текста (например, описание битвы на Куликовом поле глазами путешественника-исследователя из Китая, Западной Европы, Ближнего Востока).

  • выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
  • определение темы и цели исследования;
  • формулирование и отбор полезных гипотез;
  • определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
  • разграничение допущений и доказанных положений;
  • планирование эксперимента для проверки гипотезы;
  • анализ планируемых опытов, выбор наиболее подходящего из них;
  • планирование результата;
  • проведение эксперимента;
  • конструирование нового варианта прибора для осуществления конкретного опыта, изготовление моделей по собственному замыслу;
  • составление таблиц, графиков, диаграмм (для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследований, графического изображения законов, для установления связи полученных данных с поставленной проблемой и последовательности изучения данных);
  • систематизация фактов, явлений;
  • интерпретация данных;
  • использование обобщений, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
  • установление аналогий;
  • формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;
  • решение задач в новой ситуации;
  • написание творческого сочинения, реферата.

Учебные исследования

Независимые линии в рамках учебных исследований:

- открытие и освоение этапов исследования, методов исследования как внешне заданных норм на предметном материале учебных дисциплин;

- исследовательское творчество (лично мной сформулированный вопрос, лично мной выделенная проблема, лично мной сформулированная гипотеза и др.)

Исследовательское задание

  • Исследовательское задание представляет собой специально сконструированную учебную ситуацию, внутри которой исследовательская проблематика теоретического характера, исследовательская задача, способы и средства исследовательской деятельности уже заданы, однако результат не известен.
  • В рамках дисциплин естественнонаучной направленности от учащихся ожидается готовность воспроизвести по описанию эту ситуацию и самостоятельно обнаружить особенности изучаемого явления.

Исследовательская задача

  • Исследовательская задача представляет собой специально сконструированную учебную ситуацию, в границах которой учащимся необходимо (при поддержке педагога) выделить проблему (в ходе анализа известных из истории практических затруднений; возникших противоречий между существующей теорией и новыми фактами), сформулировать проблемный вопрос, предложить версии решения, осуществить их проверку.
  • Рефлексивные процедуры в ходе решения исследовательских задач направлены на выделение этапов деятельности, на оценку точности выделенной проблематики, точности сформулированного проблемного вопроса, эффективности предложенных способов проверки выдвинутых предположений.
  • Исследовательская задача открывает собой одну из глав учебной программы; направлена на открытие закономерности или закона, вначале в виде гипотетических предположений и их проверки, затем в виде выводов и оформлением итоговой формулировки.

Роль и функции педагога при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся существенно отличаются от тех, которые учитель выполняет при традиционной трансляции информации ученикам [3]. В исследовательском и проектном обучении педагог из ментора превращается в консультанта, помощника, соратника начинающего исследователя. Все это изменяет и расширяет предметно-профессиональное поле педагога, требует от него хорошую не только предметную, но и общую эрудицию, умения, необходимые для осуществления исследовательской и проектной работы (видение проблемы, сбор и обработка информации, выдвижение и проверка гипотезы, планирование, проектирование и прочее), способности инициировать актуальные для учащихся проекты, вовлекать ребят в учебное исследование или проект и увлекать их активным способом познания.

В связи со сказанным возникает необходимость целенаправленной подготовки и методического сопровождения практикующих учителей, организующих учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся в школе.

Перед педагогами, организующими учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся, стоят следующие проблемы:

- диагностика исследовательских и проектных способностей и умений обучающихся, выявление сферы познавательного интереса ребенка, психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся в ходе учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- адаптация предметного или межпредметного содержания для учебного исследования или проекта;

- отбор эффективных средств, форм, приемов организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

- управление учебно-исследовательской деятельностью учащихся, проектной деятельностью;

- разработка системы оценивания процесса и результата учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Исследовательская и проектная деятельность тесно связаны с индивидуальными возможностями и особенностями учеников. Действительно, от того, какими исследовательскими, проектными и другими познавательными умениями владеет учащийся, зависит оптимальный вариант его включения в учебно-исследовательскую и проектную деятельности, учитывающий готовность к отдельным этапам деятельности, степень его самостоятельности, рекомендуемые формы исследования, а значит, и целенаправленное создание условий для эффективного развития ученика. Поэтому, прежде чем включить учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельности, необходимо определить их начальный уровень, отражающий природные способности, приобретенные опыт и умения осуществлять отдельные элементы исследовательской или проектной деятельности.

Наиболее типовыми для учащихся являются недостаточно развитая потребность в преодолении познавательных затруднений, слабая мотивация к проведению исследования и работе над проектом. Мотивационными стимулами от содержания могут быть новые для обучающихся факты, исторические сведения, практическая значимость, внутри- и межпредметные связи, дополнительные исследовательские вопросы, самостоятельно выбранные обучающимися в соответствии с собственными интересами и возможностями. Благоприятны для развития мотивации также разнообразные формы учебного исследования, различные виды проектов и проектных продуктов, учет сферы интересов учащихся, исследовательских возможностей учеников, подчеркивание учителем значимости исследовательской и проектной деятельности и результата учебного исследования, одобрение одноклассников, родителей, администрации школы, общественности. Создавать в школе соответствующую мотивирующую атмосферу помогает и взаимодействие с социальными партнерами ― вузами города, другими организациями образования и культуры. Преподаватели, аспиранты, магистранты, прочие сотрудники могут осуществлять экспертизу исследовательских проектов учащихся школы, консультировать по выбору актуальных проблем исследования и тем проектов, осуществлять совместные проекты в рамках внеурочной деятельности [3].

Еще одна проблема - низкий уровень владения учащимися общими и специальными исследовательскими и проектными умениями, необходимыми для включения в учебное исследование и проектную деятельность. Однако развить эти умения возможно лишь при непосредственном осуществлении учащимися названных видов деятельности. В связи с этим необходимо специальное обучение учащихся отдельным элементам учебного исследования, проекта. Для реализации данного требования целесообразно предлагать задания, моделирующие отдельные этапы учебно-исследовательской или проектной деятельности. Такие задания позволяют акцентировать внимание учащихся на особенностях каждого этапа деятельности, тренироваться в осуществлении этапов отдельно, не затрачивая времени на весь громоздкий цикл исследования или проектирования. После такой работы при переходе к целостному исследованию учащийся уже не будет новичком в преодолении единичных трудностей и сможет более эффективно заниматься связным исследованием, работать над проектом. Это важно и с психологической точки зрения, чтобы не вызвать реакцию непосильности задания. Следующим обязательным этапом является организация целостных исследовательских работ или проектов. На этом этапе учащиеся индивидуально или в группах, с большей или меньшей степенью самостоятельности, регулируемой учителем, проходят весь путь по созданию своего проекта. Чаще всего эта работа уже выходит за рамки учебного времени и может осуществляться в школьном исследовательском клубе. Результаты могут представляться на школьных или межшкольных конференциях, конкурсах, чтениях, в вузах-партнерах.

Для системного включения в образовательный процесс целостных учебных исследований и проектов необходимо разработать и апробировать:

- каталоги аннотированных тем проектов по различным дисциплинам и на межпредметном содержании;

- систему оценивания, учитывающую не только полученный результат (продукт проекта), но и процесс работы над проектом, самооценку учащимися своей деятельности;

- различные схемы работы учащихся над проектом в зависимости от их возможностей;

- управленческие документы, например, типовое положение об организации и проведении конкурса проектов, положение о проведении школьной научно-практической конференции, устав и программу работы школьного научного общества, договор о взаимодействии с социальным партнером и прочее [10].

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Проблема выбора технологии, методики проведения урока должна решаться учителем с учетом многочисленных внешних и внутренних факторов с целью повышения эффективности учебного занятия.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Анализ требований к деятельности современной

Россия стоит на пороге инноваций в образовательных учреждениях, это касается и учебников, и экзаменов, и преподавания в целом. Поэтому Министерство образования РФ предъявляет высокие требования к деятельности современной общеобразовательной школы [20, с. 15].

В современной России ее развитие определяется задачами перехода к демократическому и правовому государству, к условиям рыночной экономики, необходимости преодоления отставания от стран, где образование и экономика стоят выше, нежели в Российской Федерации.

В современном мире образование выступает как одно из важнейших факторов развития и повышения экономики. Сейчас образование России может конкурировать с системами образования передовых стран.

Поэтому сформировалась основная законодательная и нормативно-правовая база об образовании. Утверждены типовые положения всех основных видов образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты начального, среднего и высшего профессионального образования. Принятые федеральные законы и постановления Правительства РФ по вопросам образования, законы и другие нормативные акты субъектов РФ в основном обеспечивают правовое регулирование сферы образования [6, с. 70-71].

1. Дошкольное образование.

2. Начальное общее образование.

3. Основное общее образование;

4. Среднее общее образование.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1. Дошкольная образовательная организация.

2. Общеобразовательная организация.

3. Профессиональная образовательная организация.

4. Образовательная организация высшего образования.

В данной работе рассматривается второй тип образовательной организации это общеобразовательная организация.

По мнению Безрукова В.С. образование – это специально организованная в обществе система необходимых для развития человека условий [1, с. 45-46].

Каменская Е.С. считает, что образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны [7, с. 112].

Сластенин В.А. считает целью современного образования – развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность [15, с. 9-10]. Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности.

Общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Общеобразовательные организации представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также гимназиями и лицеями.

В данном параграфе рассматриваются основные требования, предъявляемые к деятельности современной общеобразовательной школы.

q осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

q социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

В данной работе будут рассматриваться личностные и предметные. Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программыотражают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме ;

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образованияв области правового воспитания должны отражать:

q освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

q развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

q формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

Предметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы отражают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Формирование мировоззренческой, ценностно – смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

Формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

Формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности [25].

Деятельность – работа, систематическое применение своих сил какой-нибудь области [23, с. 16].

Деятельность – процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл [30].

Условно деятельность можно разделить на несколько этапов:

h начало деятельности (определение объекта и субъекта исследования);

h становление цели (целеполагание);

h проектирование деятельности;

h сама непосредственная деятельность по решению поставленной цели;

h анализ результатов деятельности, задачи на будущее.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что деятельность – это систематический целенаправленный процесс субъекта и объекта с целью реализации своих целей. А по данной проблеме это общеобразовательное учреждение и требования к ней.

Средняя общеобразовательная школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Деятельность в образовании – особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Цель педагогической деятельности – явление историческое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных ценностей.

Общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

1. Первая ступень – начальное общее образование (4 года).

2. Вторая ступень – среднее (полное) общее образование (5-6 лет).

3. Третья ступень – среднее (полное) общее образование (2 года) [22].

Здесь предъявляются требования совокупности к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. Это требование в современной школе получило свое подтверждение тем, что открылись специальные коррекционные классы для детей с задержкой психического развития. Выходя из данного класса учащийся также должен получить пакет знаний, соответствующий выпускнику общеобразовательной школы.

В данном требовании с одной стороны заключены интересы и ожидания различных общественных групп, а с другой стороны - потребности и стремления личности каждого учащегося.

Постоянные изменения законодательства об образовании обуславливают необходимость частого внесения изменений в локальные акты ОУ.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).

3. Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Утверждено постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196 (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии с компетенцией образовательного учреждения можно выделить основные требования локального правового обеспечения:

1. Правовое оформление статуса образовательного учреждения, формирование структуры учреждения и органов управления.

2. Правовое обеспечение образовательного процесса (процесса обучения и воспитания) и его методического сопровождения.

3. Правовое обеспечение финансово-экономической деятельности, материально-технического снабжения.

4. Правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами).

5. Правовое обеспечение делопроизводства (документального сопровождения) [27].

Таким образом, проанализировав научную литературу, федеральные и региональные акты, можно выделить следующие требования, которые предъявляются к современной общеобразовательной школе: формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению), формированию правовой культуры учащихся, включаю­щий освоение учащимися правового опыта, выработанного человечеством, развитие со­ответствующего нормам современного де­мократического общества правосознания и подготовку к адекватному правовому по­ведению в современной реальности; процесс становления личности учащегося как субъ­екта и объекта правоотношений [2, с. 55].

Обучение – это специфический процесс познания, управляемый педагогом (В.А.Сластенин). Обучение призвано реализовать 3 функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Обучение в современной общеобразовательной школе основывается прежде всего на принципах дифференциации, индивидуализации, сознательности и активности учащихся, инициативности и самостоятельности. В соответствие со способами управления деятельностью учащихся на уроке, формами и методами, применяемыми в контексте обучения, выделяют различные технологии обучения. Современный этап развития педагогической науки предполагает возможность сочетания различных элементов отдельных техник и технологий обучения в образовательном процессе, однако все эти элементы должны быть подчинены единой парадигме. Современная школа направлена на формирование компетентной личности. Гуманистическая парадигма в педагогике позволяет реализовать данную задачу и ориентирует педагога на принятие таких ее основных принципов, как уважение к личности учащегося, развитие творческого начала учащихся, помощь в становление нравственно-ценностной ориентации личности, формирование активной и деятельной натуры и др. На сегодняшнем этапе развития педагогики обучение в общеобразовательной школе основывается прежде всего на идеях личностно-ориентированного и развивающего обучения.

К. Роджерс характеризует личностно-ориентированное обучение как осмысленное, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта. Основной задачей преподавателя при таком обучении является не трансляция информации, а стимулирование и активизация осмысленного учения. К.Роджер доказал, что наиболее продуктивной моделью обучения является опыт стимуляции. Он описывает такие установки учителя:

ü Открытость своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям;

ü Умение понимать поведение ученика, смотреть на его реакции, действия и навыки с точки зрения самого учащегося, его глазами.

Достоинства личностно-ориентированного обучения:

ü внимание к внутреннему миру ребенка;

ü поиск новых методов, форм и средств обучения.

Методы личностно-ориентированного обучения:

1. организованный диалог;

2. сочетательный диалог;

3. коллективное взаимообучение;

4. работа учащихся в парах сменного состава.

Основные компоненты личностно-ориентированного обучения:

Ø Цель - содействие становлению и развитию личности учащегося;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Ø Основные средства - актуализация, стимулирование, организация мыследеятельности, проблематезация, проектирование;

Ø Способы общения - сотрудничество, понимание, признание и понятие другого, коллективная мыследеятельность;

Ø Отношение к ученику - как к полноценному сотрудничающему партнеру.

Основная задача личностно-ориентированного образования - это раскрытие субъектных ценностей и смыслов.

Выдвигаются требования к содержанию личностно ориентированного образовательного процесса: 1) учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика; 2) изложение знаний должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика; 3) активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможности самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями; 4) организация учебного материала таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий; 5) необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору; 6) выделение общелогических и специфических приемов работы; 7) контроль и оценка не только результата, но и развития каждого ученика; 8) субъективная деятельность ученика должна состоять из построения, реализации, рефлексии, оценки.

В нашей стране разработаны такие концепции личностно-ориентированного обучения, как система И.С.Якиманской, В.В.Серикова, Н.И.Алексеевым и И.Б.Котовой, А.В.Петровского, Е.Н.Шиянова.

В образовательном пространстве России выделились регионы, образовательная деятельность которых основывается на идеях личностно ориентированного обучения: Волгоградский, Воронежский, Ростовский. Однако способы реализации идей этого подхода вызывают много вопросов, поэтому пока широкое внедрение данной концепции невозможно.

Реализация основных принципов личностно-ориентированного и развивающего обучения стала предпосылкой профилизации обучения в современной школе. Предпрофильная подготовка учащихся осуществляется в среднем звене и усиливается на старшей ступени. Предпрофильная и профильная подготовка учащихся позволяет сориентироваться в многообразии современного мира и определить направление будущей профессиональной деятельности.

Обучение в современной общеобразовательной школе вовлекает все больше ТСО и связано с применением различных форм информатизации. Во многих школах уже сегодня кабинеты оснащены компьютерами и проекторами, на уроках применяются как обучающие фильмы и пособия, так и демонстрационные материалы.

Интеграционные процессы в современном обществе также оказывают влияние и на школу. Учащиеся с помощью сети Internet получают возможность участвовать в международных конференциях, создавать совместные проекты с учащимися из других городов, стран, а также приобретают опыт общения с культурой других стран. Информатизация современной школы идет нарастающими темпами, в связи с чем обучение в школе более эффективно достигает поставленных целей и задач.

Читайте также: